Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Виды и формы социальных изменений

  • Формы социальных изменений

  • 3. Групповая социальная мобильность: причины и основные признаки.

  • 4. Девиантное поведение: типы, причины, особенности. Девиантное поведение

  • Различные виды социальных отклонений: Культурные и психические отклонения.

  • Индивидуальные и групповые отклонения.

  • Первичное и вторичное отклонения

  • Культурно одобряемые отклонения

  • Культурно осуждаемые отклонения

  • Причины возникновения девиантного поведения.

  • 5. Многообразие статусов личности и их роль в социальных процессах.

  • 6. Интерпретация социального неравенства в концепциях функционализма.

  • 7. Информационное общество и его основные признаки.

  • Признаки информационного общества.

  • 8. Исторические типы социальной стратификации. Открытое общество и его основные характеристики.

  • 9. К. Маркс и его концепция общественно-экономической формации.

  • социология. 1. Агенты и институты социализации


    Скачать 106.15 Kb.
    Название1. Агенты и институты социализации
    Анкорсоциология.docx
    Дата08.05.2017
    Размер106.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология.docx
    ТипДокументы
    #3001
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. Агенты и институты социализации. Поскольку социализация подразделяется на 2 типа, агенты и институты социализации подразделяются тоже на первичную и вторичную. Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Классификации агентов по разным основаниям: отдельные личности - агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания; учреждения - институты, которые контролируют протекание социализации.

    Выделяют первичную и вторичную социализации агентов: агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники). Агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
    2. Виды и формы социальных изменений. Понятием социальные изменения обозначаются различные перемены, происходящие в течении некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом. Виды соц. изменений: Содержательные - речь идет об изменении элементов системы. Структурные - изменение совокупностей связей элементов или строения данных связей. Функциональные - изменения в выполняемых системой действий. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как её содержания или структуры так и окружающей соц. среды. Развитие - особый тип изменения. Это направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов.

    Формы социальных изменений в зависимости от их характера бывают двух видов: революционные и эволюционные. Социальная революция является формой закономерного перехода от одного общественного строя к другому, что отражается в переходе власти из рук одного класса, социальной группы к другой. Недостатком революции являются ее разрушительные последствия. Революция характеризуется:

    радикальной сменой политического и социального строя; участием широких слоев населения в преобразованиях; реализацией конкретных жизненных потребностей людей. Эволюция - это способ постепенных количественных изменений, которые подготавливают качественные изменения. Наиболее типичной формой эволюции является реформа. Она изменяет те или иные стороны общества в рамках установленного порядка. Поэтому реформы осуществляются мирными средствами, правящими классами.
    3. Групповая социальная мобильность: причины и основные признаки. Социальная мобильность – это перемещение индивида (социальной группы) из одного социального слоя в другой; изменение места индивида в социальной структуре общества. Социальная мобильность является одним из показателей эволюции социальной структуры общества. Групповая мобильность - изменение социальных характеристик индивида, вызванное повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, вследствие организованных массовых социальных перемещений. Групповая вертикальная социальная мобильность характерна для обществ, где социальная структура реорганизуется. Групповая социальная мобильность вносит большие изменения в социальную структуру. Если при индивидуальной социальной мобильности стратификационная структура неизменна (меняются только отдельные лица, но не социальные статусы или роли), то групповая мобильность реорганизует социальную структуру и создает новые условия для мобильности. Причинами групповой мобильности чаще всего выступают следующие факторы: социальные революции, • иностранные интервенции, нашествия, • гражданские войны, • военные перевороты, • смена политических режимов, • замена старой конституции новой, • крестьянские восстания, • междоусобная борьба аристократических родов, • создание империи.
    4. Девиантное поведение: типы, причины, особенности. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Это своего рода отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому.

    Различные виды социальных отклонений: Культурные и психические отклонения. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот. Индивидуальные и групповые отклонения. Индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах). Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения незначительны и терпимы. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям: особые склонности. сверхмотивация. Личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

    Причины возникновения девиантного поведения. В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.

    1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Известны случаи, когда индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.

    2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное.

    3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

    Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность. Например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.
    5. Многообразие статусов личности и их роль в социальных процессах. Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Социальные статусы возникают и существуют только в рамках социальных институтов. статус – это фиксация соц функций и вытекающих из нее прав и обязанностей. Соц функции – это специализируемый род занятий в рамках соц институтов. Для выполнения социальных функций индивид наделяется определенными правами и выполняет определенные обязанности. Формально статус фиксируется в виде названий должности, профессии, рода занятий в рамках соц института. Или в виде положения индивида в группе.

    Исторические типы статусов: - аскрептивные (предписанные). Они не зависят от усилий человека, приобретаются при рождении. Доминируют в традиционном обществе; - достигаемые.

    Генеральные или всеобщие статусы: 1. статус человека, 2. статус гражданина.

    Иерархия статусов. Главный статус – в первую очередь определяет положение личности. Главный статус тот, который более значим для общества. Он зависит от доминирующей культуры.

    Для обобщения статуса необходимы 4 статусных признака: - доход, - власть, - образование, - престиж.

    Взаимоотношение личности и статуса иллюстрирует явление статусной дифракции.

    Статусная дифракция – это различная реакция представителей разных статусов на один и тот же статусный показатель.

    Исследование статуса личности имеет важное значение для определения ее социальных функций — ролей, которые рассматриваются вообще как динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями личности в обществе. Не в меньшей степени статус личности, сходный со статусами одних и противоположный статусам других людей в микросреде и более крупных общественных образованиях, имеет значение для формирования осознания и переживания человеком общности с другими людьми, генезиса коллективных начал поведения и чувства «Мы», идентифицируемого с определениями этой общности как «Мое - наше».

    Осознание статуса, как и осознание бытия вообще, невозможно вне и без деятельности человека, без практического отношения его к бытию, тем более что многие компоненты статуса не заданы общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности. Однако любая деятельность в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредствующих действительность, с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью,— общественной функцией человека в данной ситуации.
    6. Интерпретация социального неравенства в концепциях функционализма. Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций. Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении.
    7. Информационное общество и его основные признаки. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

    В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

    Признаки информационного общества.1.Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека. 2.Первоосновой всех направлений деятельности человека является информация. 3.Информация же является продуктом деятельности современного человека. 4.Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи. 5.Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения. 6.Безопасность информационного общества, информации. 7.Защита интеллектуальной собственности. 8.Взаимодействие всех структур государства и государств между собой. 9.Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

    Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции: все большее влияние на общество средств массовой информации; информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; существует проблема отбора качественной и достоверной информации; многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества; существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
    8. Исторические типы социальной стратификации. Открытое общество и его основные характеристики. Выделяют 4 типа социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Если перемещение из одной страты в другую не ограничено официально - это открытое общество, а если запрещено или ограничено - закрытое. Первые три типа характерны для закрытого общества, а классы - для открытого. 1. Рабство - самый жестокий тип стратификации, исторически первый. Раб - человек, являющийся собственностью другого человека; для этого типа характерна крайняя степень неравенства. 2. Касты - более мягкий тип. Принадлежность к касте была врожденной и пожизненной, закреплялась религиозно, но собственность на человека отсутствовала. Классическое кастовое общество было только в Индии (там оно есть и сейчас, особенно в деревне; отчасти касты прослеживаются в Африке). 3. Сословия различаются по своим правам и обязанностям, которые закреплены законом и передавались по наследству. Но при исключительных обстоятельствах был возможен переход из одного сословия в другое (дворянство можно купить, заслужить на войне и т.д.). Сословное деление характерно для феодализма. 4. Классы. Принадлежность к ним никак не оформляется, есть свободный переход из одного класса в другой. Постепенно складывается равенство политических прав людей, независимо от классовой принадлежности. Классы появляются в эпоху капитализма. Открытое общество — демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство.
    9. К. Маркс и его концепция общественно-экономической формации. Карл Маркс признан за рубежом в качестве одного из классиков социологии наряду с Э.Дюркгеймом и М.Вебером, хотя он терпеть не мог термина "социология". Маркс предложил совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта главное — стабилизация общества, то для Маркса — его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский.

    Подобно Конту и Дюркгейму, Маркс признавал историческую роль разделения труда как двигателя общественного развития. Но в отличие от них он придавал его аномалиям (негативным последствиям) не относительное, а абсолютное значение. Конт и Дюркгейм полагали, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитие личности, постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессирует капитализм, тем выше уровень жизни населения и лучше условия труда. И жизнь подтвердила их правоту. Но Маркс рассуждал иначе. Капитализм — такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм — это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает его неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.
      1   2   3   4   5   6   7
    написать администратору сайта