Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Аудит операций с денежными средствами. Выполняя процедуру проверки операций по учету кассовых операций, аудитору необходимо проверить

  • Проверка операций по счетам организации в банках

  • Выполняя процедуру проверки операций по расчетным счетам, аудитору необходимо проверить на соответствие положениям нормативных актов: 1

  • Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры

  • 3.Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами.

  • 4.Аудит операций по займам и кредитам

  • 5.Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Цель аудита расчетов с персоналом

  • Задачами аудита

  • 6.Аудит учета готовой продукции и ее продажи.

  • 7.Аудит учета материально-производственных запасов.

  • Аудит. 1. Аудит затрат на производство продукции (работ, услуг)


    Скачать 0.63 Mb.
    Название1. Аудит затрат на производство продукции (работ, услуг)
    АнкорАудит.doc
    Дата11.07.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАудит.doc
    ТипДокументы
    #19644
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1.Аудит затрат на производство продукции (работ, услуг).



    2.Аудит операций с денежными средствами.

    Выполняя процедуру проверки операций по учету кассовых операций, аудитору необходимо проверить:

    соблюдение общих положений порядка ведения кассовых операций, предусмотренные положениями нормативных актов

    Прием, выдачу наличных денег и оформление кассовых документов на соответствие положениям нормативных актов

    Порядок расчетов наличными денежными средствами на соответствие положениям нормативных актов

    Ведение кассовой книги и хранение денег и т.д.

    Вся информация о наличии и движении денежных средств в кассе собирается на счете 50 "Касса". К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 50-1 "Касса организации", 50-2 "Операционная касса", 50-3 "Денежные документы" и др.

    Путем проведения сплошной проверки необходимо убедиться, соответствует ли принятый на предприятии порядок учета денежных средств порядку, установленному соответствующими нормативными документами. Так, порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен письмом Центробанка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 и Положением Центробанка РФ от 5 января 1998 г. N 14п "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".

    При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Аудитору необходимо проверить правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми приходными и расходными документами и отражается в книге по движению денежных документов; кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру).

    Проверка операций по счетам организации в банках

    Целью аудиторской проверки операций на расчетном счете в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

    Выполняя процедуру проверки операций по расчетным счетам, аудитору необходимо проверить на соответствие положениям нормативных актов:

    1 формы безналичных расчетов и условия их применения в организации ;2 оформление и порядок расчетов платежными поручениями, требованиями , инкассо чеками и т.д.

    Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков.

    Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

    1 проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам,

    2 действующим на территории Российской Федерации;

    3 проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции; 4 арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке.

    Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 "Расчетный счет" с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 "Продажи" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

    Источники: кассовая книга, отчеты кассира, чековые книжки, выписки банков, журналы регистрации, учетные регистры по счетам: 50,51,52,55,57

    Типичные ошибки:

    1.отсутствие первичных кассовых документов;

    2.несоблюдение лимита расчетов наличными между юр.лицами;

    3.несоблюдение лимита кассы;

    4.отсутствие платежных документов, подтверждающих факт оплаты;

    5.отсутствие приложений к платежным документам для совершения операций;

    6.несоответствие данным в платежных поручениях данным выписки банка
    3.Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами.

    Цель: проверка достоверности учета финансово-хоз операций с ОС и НМА, а также проверка соответствия требованиям нормативно-правовых актов.

    Объекты аудита: состав ОС и НМА, балансовая ст-ть, амортизация, переоценка, инвентаризация, движение ОС и НМА

    Источники: приказ об учетной политике организации, регистры синтетического и аналитического учета движения ОС, первичные документы по отражению операций по ОС, бух от-ть, Главная книга, для НМА – лицензионные договора

    Аудит ОС

    Программа аудита ОС с учетом требований МСА:

    1.Убедиться в том, что все отраженные в отчетности ОС действительно существуют;

    2.Убедиться в том, что права орг-ции на ОС подтверждены и не ограничены правами 3-их лиц;

    3.Убедиться в том, что ОС отвечают критериям активов, т.е. не утратили способность приносить экономические выгоды организации;

    4.Убедиться в том, что все ОС оценены и отражены в от-ти в соответствии с принятой в орг-ции учетной политикой и действующим законодательством;

    5.Убедиться в том, что амортизация ОС начисляется в соответствии с принятой в орг-ции уч пол-кой;

    6.Убедиться в том, что все приобретенные ОС отражены в учете и от-ти правильно и в соответствующем отчетном периоде;

    7. Убедиться в том, что все расходы и доходы, связанные с выбытием ОС, относятся к отчетному периоду и учтены правильно;

    8. Убедиться в том, что вся существенная инфо об ОС раскрыта в отчетности.

    Операции с ОС можно укрупненно объединить в три группы: приобретение (получение), процесс эксплуатации (начисление амор), выбытие (списание).

    Типичные ошибки:

    1.аналитически учет должен вестись в инвентарных карточках, однако предприятия этого не делают;

    2.несоответствие инфо о наличии ОС по данным Глкниги инфо об их остатках по данным инвентарных карточек нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации;

    3.оприходование ОС не по ценам их приобретения;

    4.неправомерное ускоренное начисление износа.

    Аудит НМА

    Программа аудита НМА с учетом требований МСА:

    1. Убедиться в том, что права орг-ции на нематериальные активы документально подтверждены;

    2. Убедиться в том, что все немат активы орг-ции отражены в отчетности;

    3. Убедиться в том, что отраженные в от-ти немат активы отвечают критериям активов, т.е.способны приносить эконом выгоды организации;

    4. Убедиться в том, что немат активы отражены в от-ти в соответствующей оценке;

    5. Убедиться в том, что амортизация немат активов начисляется в соответствии с принятой организацией учетной политикой и предполагаемым сроком их полезного использования;

    6. Убедиться в том, что доходы от немат активов отражены в от-ти полностью и своевременно;

    7. Убедиться в том, что вся существенная инфо о немат активах раскрыта в фин от-ти должным образом.

    Распространенные ошибки:

    1.несвоевременное принятие НМА к учету;

    2.неправильное определение первоначальной ст-ти;

    3.неправильное определение срока полезного использования.

    4.Аудит операций по займам и кредитам

    Цель: установление правильности ведения расчетов по полученным кредитам и займам, а также их отражение в бух от-ти организации.

    Источники: учетная политика, кредитные договоры и договоры займов, акты сверки расчетов, акты инвентаризации расчетов, копии платежных документов, выписки банка, учетные регистры по счетам 66,67,91, главная книга, бух от-ть.

    В ходе аудита необходимо установить:

    1.реальность и документированность кредитов и займов;

    2.правильность оформления кредитных операций и отражение на счетах бух учета;

    3.целевое использование заемных средств, полнота и своевременность их погашения;

    4.оценка остатков по непогашенным кредитам и займам и уплата % по ним;

    5.правильность определения суммы % и их списание за счет соответствующих источников;

    6.соответствующие записи по учету заемных средств в бух от-ти;

    7.наличие краткосрочной задолженности в учете.

    Для получения ауд доказательств используются различные приемы:

    1.проверка документов;

    2.прослеживание операций;

    3.аналитические процедуры в целях определения соотношения заемных и собственных средств и источники собственных средств.

    В ходе проверки аудитор должен изучить содержание каждого кредитного договора с целью определения объекта кредитования, срока выдачи и возврата кредита, формы обеспечения обязательных процентных ставок и порядка их уплаты. Оценивается правильность бух проводок и аналитического учета по видам кредита и по банкам.

    Для установления целевого использования кредитных средств аудиторы должны сравнить объект кредитования, зафиксированный в кредитном договоре, и фактическое направление перечисленных средств, подтверждаемые договорами поставок, счетами-фактурами, платежными поручениями, накладными, приходными ордерами.

    При выяснении источников списания %, аудитор должен учитывать направление использования кредита.

    Типичные ошибки:

    1.отсутствие договора о кредите;

    2.отсутствие аналитического учета;

    3.неправильные бух проводки;

    4.неправильное включение % за кредит в источники выплаты и др.

    Если заём предоставлен в денежном выражении, в учете у заимодавца будут сделаны записи:

    1)Дт 58 К 51(52)- выдан денежный заем; 2) Дт 76 К 91- начислены проценты по займу; 3) Дт 51 К 76- получены проценты; 4) Дт 51(52) К 58- возвращен денежный заем.

    Если заём выдан неденежными средствами, в виде имущества, в учете заимодавца будут сделаны записи:1) Дт58 К 91- отражена передача имущества; 2) Дт 91 К 68- начислен НДС; 3) Дт 91 К 10,41- списана стоимость имущества; 4) Дт 19 К 58- учтен НДС со стоимости имущества; 5) Дт 68 К 19- НДС принят к учету.

    5.Аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

    Цель аудита расчетов с персоналом — проверка соблюдения действую­щего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с персоналом.

    Задачами аудита расчетов с персоналом являются:

    — подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

    — установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фон­да, других юридических и физических лиц;

    — проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом и взаимо­связи аналитического и синтетического учета;

    — оценка мер, принимаемых администрацией по своевременному взысканию за­долженности с работников (по подотчетным суммам, по фактам недостач и порчи ценностей, возврату ссуд и др.);

    — проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операци­ям, связанным с расчетами по оплате труда;

    — проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюд­жетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

    Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются:

    штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры граж­данско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие фор­мы трудового договора), договоры на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и пр., личная карточка (форма № Т-2), табели учета использования рабочего време­ни (форма № Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетные (форма № Т-53), расчетно-платежные (форма № Т-49) и платежные ведомости, лицевые счета (форма № Т-54) и налоговые карточки работников, рапорты, маршрутные листы, авансовые отчеты с приложен­ными к ним первичными документами, акты инвентаризации расчетов, учетные ре­гистры (ведомости, журналы-ордера) по счетам 68, 69, 70, 71, 73, 76, 84, 91 и т.д., Главная книга, отчетность и др.

    В ходе аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению аудитор проверяет своевременность отчислений и уплаты взносов в Фонд социального страхования, в Фонд медицинского страхования, в Пенсионный Фонд, представля­ющих собой единый социальный налог. Аудит предполагает проверку расчетов сумм отчислений и их налогооблагаемую базу, правомерность ее формирования из различных уплачиваемых работникам сумм — для проверки используются данные счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    Типичные ошибки:1.неполный учет выплат, имеющих характер вознаграждений за труд;2.отсутствие учета предоставленной работникам материальной выгоды;3.отсутствие документов по учету труда и зарплаты, нарушение требований к их оформлению;

    4.нарушение сроков выплаты зарплаты;

    5.ошибки при начислении выплат по среднему заработку;

    6.выдача денег подотчет при отсутствии отчета о ранее полученных авансах.

    Основные ставки. C 1 января 2011 года взносы распределяются так:
    – в Пенсионный фонд РФ – 26 процентов. При этом для лиц 1967 года рождения и моложе 6 процентов направляются на финансирование накопительной части пенсии, 20 процентов – на финансирование страховой части; для лиц 1966 года рождения и старше – 26 процентов – полностью на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ);
    – в ФСС России – 2,9 процента;
    – в Федеральный фонд обязательного медстрахования – 3,1 процента;
    – в территориальные фонды обязательного медстрахования – 2,0 процента.
    Такие тарифы установлены в пункте 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ. Кстати, со следующего года (2012-го) в территориальные фонды медстрахования ничего платить не придется – всю сумму надо будет направлять в Федеральный ФОМС (по тарифу 5,1%).

    6.Аудит учета готовой продукции и ее продажи.

    Цель проверки операций выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей выручки от продажи, с/с проданной продукции, управленческих и ком расходов и прибыли (убытка) от реализации.

    Источники:






    В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:

    — анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действую­щему законодательству и отраслевым особенностям;

    — подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внут­реннего контроля;

    — контролируется договорная дисциплина в соответствии с законодательством;

    — проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;

    — изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу гото­вой продукции;

    — проверяется правильность расчетов и списания сумм отклонений фактической себестоимости от плановой;

    — оцениваются полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;

    — анализируется правильность и законность организации аналитического и син­тетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;

    — контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообло­жения операций по продаже готовой продукции.

    К типичными ошибкам здесь относятся следующие.

    1. Оценка готовой продукции и отгруженной продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации.

    2. Неполное отражение в учете выпущенной продукции.

    3. Несвоевременное и неполное отражение в учете отгружен­ной и реализованной продукции.

    4. Отсутствие налаженного аналитического учета готовой про­дукции по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

    5. Отсутствие проведения инвентаризаций готовой продукции.

    6. Неправильное отражение в учете морально устаревшей, ис­порченной при хранении готовой продукции.

    7. Неверное представление деятельности, связанной с изготов­лением продукции из давальческого сырья у давальца-заказчика, как торговой деятельности.

    8. Неверное отражение в бухгалтерском учете различных то­варно-материальных ценностей как готовой продукции.

    7.Аудит учета материально-производственных запасов.

    Аудит МПЗ часто подразделяют на 2 укрупненных направления:

    1.аудит производственных запасов (счета 10,11,14,15,16 и др.);

    2.аудит готовой продукции и товаров (счета 40,41,42,43,44,45,46 и др.)

    Цель ауд проверки производственных запасов: установление достоверности данных отчетности относительно наличия и движения материальных ценностей и установление соответствия хоз операций действующему законодательству.

    Источники: документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска МЦ, бух баланс, Главная книга, приказ об учетной политике, первичные документы по оформлению операций с МПЗ, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера) по счетам 10,14,15,16,19,20,23,25 и т.д.

    При аудите необходимо проверить и подтвердить:

    1.правильность оформления материалов инвентаризации и отражения результатов инвентаризации в учете;

    2.правильность определения и списания на издержки стоимости израсход. МПЗ;

    3.проведение мероприятий по расчету предельного норматива уровня расхода МПЗ на 1 рубль объема реализации продукции;

    4.правилдьность синтетич и аналитич учета;

    5.соответствие используемых заказчиком способов оценки по отдельным группам МЦ при их выбытии способам, предусмотренным учетной политикой;

    6.правильность порядка списания отклонений фактических расходов по приобретению МЦ от их учетной цены (при использовании 15,16 счетов);

    7.правильность порядка списания торговой наценки, относящейся к проданным товарам.

    Аудитор должен установить:

    1.реально ли существуют МПЗ (путем участия в инвентаризации либо оценке ее результатов);

    2.все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены (документальная проверка);

    3.является ли организация собственником всех МПЗ (правовой аспект проверки);

    4.правильно ли оценены МПЗ и связанные с ними обязательства;

    5.правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.
    Аудитору следует также убедиться в наличии оформленных договоров с материально ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвентаризаций.

    Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, тарой и т. д.

    Проверяя организацию бухгалтерского учета материальных ресурсов на предприятии, аудитор на основе изучения и сопоставления данных первичных расчетно-платежных документов (счетов-фактур, накладных, требований на отпуск материалов и др.) и учетных регистров (карточек складского учета, отчетов о движении ценностей, ведомостей, машинограмм и пр.) устанавливает полноту оприходования производственных запасов, правильность их классификации и оценки, обоснованность списания в расход.

    Аудитор должен знать, что синтетический учет движения материалов может быть организован по фактической стоимости (себестоимости) приобретения (заготовления) или по учетным ценам (плановой или нормативной себестоимости приобретения, покупным ценам и др.). При первом варианте учет материалов осуществляется только на счете 10 "Материалы", при втором применяются дополнительно счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Аудитору необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям.

    ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»

    Типичные ошибки:1.не заключены договора о мат ответственности с кладовщиками; 2.неправильно оформлены документы по приходу и расходу МЦ; 3.неправильная оценка МЦ;4.списание в расход непринятых к учету МЦ (не оформленных приходными документами).
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта