Главная страница
Навигация по странице:

  • 9.Аудитор, аудиторская организация. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц. Профессиональная этика аудитора.

  • Права аудируемого лица.

  • 10. Аудиторское заключение: структура, состав и содержание. Понятие заведомо ложного заключения и ответственность за его выдачу. Виды аудиторских заключений.

  • 11.Документирование аудита. Принципы создания, требования к оформлению рабочей документации аудитора.

  • 12. Методы проведения аудита и требования, предъявляемые к ним. Приемы и методы документального и фактического контроля. Процедуры по существу и аналитические процедуры.

  • 13.Независимость аудиторов и аудиторских организаций. Правовой механизм обеспечения независимости аудитора. Ограничения при проведении аудита.

  • Аудит. 1. Аудит затрат на производство продукции (работ, услуг)


    Скачать 0.63 Mb.
    Название1. Аудит затрат на производство продукции (работ, услуг)
    АнкорАудит.doc
    Дата11.07.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАудит.doc
    ТипДокументы
    #19644
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    1   2   3   4   5

    8.Аудит учета финансовых результатов и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

    Целью ауд проверки финансового результата является формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих суммы прибыли (убытка).

    В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов и распределения прибыли аудитор должен решить следующие задачи:

    установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;

    проанализировать правильность учета операционных, внереализ и чрезвычайных доходов и расходов;

    выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.

    порядок проведения аудита финансовых результатов, как нам представляется, включает ряд последовательных этапов:

    сверка данных аналитич учета финансового результата с оборотами и остатками синтетического учета.

    данные аналитич учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.


    В ходе проверки аудитор расчетов по налогу на прибыль применяет следую¬щие процедуры:

    — сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данными Главной книги; — подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на прибыль и вы¬верку остатков;

    — анализ расчета налога на прибыль, сделанного клиентом, и всех значительных расхождений между фактической и расчетной суммами налога на прибыль;

    — обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчет налога. — пересчет и проверку правильности подсчетов по данным налогового учета;

    — сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога.
    9.Аудитор, аудиторская организация. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц. Профессиональная этика аудитора.

    Основные нормативные документы регулирующие аудиторскую деятельность явл-ся:

    - ФЗ № 307-ФЗ от 30.12.08г.

    - Правительством РФ установлено 34 МСА (Установлены постанов правительства 796 от 23.09.02)

    Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

    Аудиторская фирма— это предприятие, созданное в соответ­ствии с законодательством физическими или юридическими лицами и имеющее предметом своей деятельности проведение аудиторских операций и оказание сопутствующих услуг по дого­ворам, что должно быть записано в уставе фирмы. Аудиторская фирма или отдельный аудитор по окончании работы обязаны представить независимое письменное заключение о состоянии учета, внутрихозяйственного контроля на проверенных ими хо­зяйственных объектах, а также о достоверности годового отчета и баланса.

    Аудитор – физ лицо, имеющее квалиф аттестат аудитора

    При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

    Права аудитора. В соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудитор имеет право по своим профессиональным задачам широкого и беспрепятственного доступа к самым разно­образным данным финансово-хозяйственных операций и произ­водственной деятельности проверяемого предприятия.

    При проведении аудиторской проверки аудиторские отэни-зации и индивидуальные аудиторы:

    самостоятельно определяют формы и методы проведения аудиторской проверки;

    проверяют в полном объеме документацию и фактическое наличие любого имущества;

    получают у должностных лиц аудируемого лица разъясне­ния в устной и письменной формах по возникшим в ходе ауди­торской проверки вопросам;

    отказываются от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгал­терской) отчетности в аудиторском заключении при непредстав­лении всей необходимой документации; выявлении в ходе ауди­торской проверки

    обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о степени достоверно­сти финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

    осуществляют иные права, предусмотренные законодатель­ством Российской Федерации и договором.

    Права аудируемого лица. При проведении аудиторской про­верки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, вправе:

    • получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах, на которых основываются выводы;

    • в срок, определенный договором на оказание аудиторских услуг, получать от аудиторской организации или индивидуально­го аудитора аудиторское заключение;

    • осуществлять иные права, установленные договором.

    Обязанности аудитора. Аудитор должен составить по оконча­нии работы заключение и другие документы, предусмотренные договором, базирующиеся на принципах добросовестности, квали­фицированности и независимости аудиторского контроля.

    Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при проведении аудиторской проверки обязаны:

    • осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации;

    • предоставлять аудируемому лицу по его требованию необ­ходимую информацию о нормах законодательства Российской

    Обязанности ауд лица:

    1.заключить договор на проведение аудита

    2.создать ауд организации условия для своевременного и полного проведения ауд проверки, осущ содействие ауд организации.

    Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

     

    Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

    10. Аудиторское заключение: структура, состав и содержание. Понятие заведомо ложного заключения и ответственность за его выдачу. Виды аудиторских заключений.

    Ст.6 ФЗ № 307 Ауд.заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бух/фин отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение ауд.организации, индивидуального аудитора о достоверности бух/фин отчетности аудируемого лица.

    Под достоверностью поним.степень точности данных бух/фин отчетности, кот.позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хоз.деятельности, фин. и имущ.положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения.

    2. Аудиторское заключение должно содержать:

    1) наименование "Аудиторское заключение";

    2) указание адресата;

    3) сведения об аудируемом лице;

    4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе;

    5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;

    6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бух/фин отчетности аудируемого лица (объем аудита);

    7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бух/фин отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

    8) указание даты заключения.

    Ауд.заключение должно включать часть, озаглавленную «Мнение», в кот.приводится мнение аудитора по поводу того, отражает ли бух/фин отчетность достоверно во всех существенных отношениях фин.положение аудируемого лица по состоянию на отч.дату, результаты его фин/хоз деятельности и движение ден.средств за отчетный период в соответствии с установленными правилами составления бух отчетности.

    Ауд.заключение бывает: (модифицированное и безусловно положительное)

    Безусловно-положительное-составляется в том случае, если аудитор приходит к мнению, что бух/фин отчетность с учетом всех существенных обстоятельств достоверно отражает ее фин.положение, а совершенные организацией фин/хоз операции соответст. Нормативным актам, действующим в РФ.

    Условно-положительное-если аудитор считает, что безусловно положительное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не явл настолько существенными, чтобы составить отрицательное заключение или отказаться от его составления; мнение с оговоркой должно содержать следующую формулировку: «за исключением влияния обстоятельств».

    Отрицательное-если аудитор считает, что бух/фин отчетность организации содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение пользователей бух/фин отчетности, или в случае, если в ходе проверки аудитором были отмечены существенные отклонения порядка ведения бух.учета от нормативных актов в РФ.

    Заведомо ложное-составленное без проведения ауд.проверки или составленное по результатам проверки, когда содержание документов, представленных для проверки, противоречат мнению аудитора. Оно признается таковым только по решению суда.

    Составление заведомо ложного ауд.заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или ауд.организации лицензии на осуществление ауд.деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалифицированного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности.

    11.Документирование аудита. Принципы создания, требования к оформлению рабочей документации аудитора.

    Под термином "документация" понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

    Рабочие документы используются:

    при планировании и проведении аудита;

    при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

    для фиксирования ауд. доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

    Форма и содержание рабочих документов

    Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

    Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним.

    Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым.

    Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

    Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены.

    Рабочие документы ауд.проверки могут быть выданы сотрудникам ауд.фирмы только в соответствии с необходимостью проведения последующей проверки или уточнения отдельных вопросов предыдущей проверки при налии разрешения. Рабочие документы являются собственностью аудитора, хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

    12. Методы проведения аудита и требования, предъявляемые к ним. Приемы и методы документального и фактического контроля. Процедуры по существу и аналитические процедуры.

    Метод аудита - совокупность приемов, с помощью которых оцениваются состояние изучаемых объектов

    Выделяют следующие методы:

    *дедуктивный - объект сначала изучают, исходя из общих положений, интересов системы высшего уровня и лишь после этого изучают его свойства и другие характеристики, определяющие место объекта в ценностной системе, его сложность, цели и т.д. Переходя от законов к частям.

    *индуктивный - изучает объект постепенно от частного к общему.

    МОНОГООБРАЗНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЪЕДЕНЕНЫ В 3 ГРУППЫ:

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ - осмотр, измерение, позволяющие определить количественное состояние объекта, лабораторный анализ цель которого - определение начального состояния объекта, запрос, документальная проверка.

    Проверка позволяет убедиться в наличии, определить состояние учета в местах хранения, порядок составления приходно-кассовых документов. АНАЛИЗ - для сравнения отдельных показателей отчетности помогает аудитору планировать характер, время и объем других аудиторских процедур, на стадии проведения существенных проверок - обрабатывать информацию, на стадии финансирования - делать общий обзор финансовой информации. ОЦЕНКА - оценка прошлого, настоящего, будущего состояния объектов аудитов, логического завершения процесса сопоставления.

    МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА В ЦЕЛОМ: Сплошные проверки, Выборочные проверки, Документальные проверки, Фактическая проверка, Аналитическая проверка, Комбинированная проверка.

    Первые четыре применяются в ревизионной работе.

    Аналитическая - использование различных методов и приемов анализа хозяйственной деятельности, чтобы уделить этим вопросам внимание в ходе аудита.

    Комбинированная - сочетание различных видов организации аудита.

    Проверка соблюдения правил учета отдельных хоз. операций - позволяет аудит. Организации осуществить контроль за учетной работой, выполненные бухгалтерией. Информация достоверна, если она получена в момент исследования этих операций.

    Подтверждение – в запросах на должно содержаться требование предоставить необходимую информацию ауд. Лицу.

    Устный опрос персонала руководства эк. Субъекта и независимой стороны может проводиться на всех этапах ауд. Проверки составляется протокол или краткий конспект.

    Прослеживание - проверка некоторых первичных документов в учете. Позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах клиента.

    Подготовка альтернативного баланса - необходима для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете активов и убедиться в достоверности вычисления финансовых результатов.

    Большое значение также имеет контроль. По источникам данных контроль подразделяется на документальный и фактический.

    Документальный контроль заключается в установлении сущности проверяемой хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом) по данным первичных документов, учетных записей и отчетности, в которых она получила свое отражение.

    Фактический контроль заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки и осуществляется путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа для установления фактического остатка имущественных и материальных ценностей в натуральном измерителе или фактического состояния других объектов проверки.

    Объектами фактического контроля являются: - наличные деньги в кассе; - наличие основных средств; - товарно-материальные ценности; - незавершенное производство.

    К приемам фактического контроля относятся: - инвентаризация; - контрольный обмер; - обследование; - контрольный запуск сырья и материалов в производство; - проверка качества сырья и материалов; - экспертная оценка.

    Инвентаризация – проверка наличия и состояния материальных ценностей, финансовых ресурсов и расчетно-кредитных отношений.

    Результаты контроля оформляются актами контрольных замеров, справками с обязательной подписью членов комиссии и лица, ответственного за выполнение работ.

    13.Независимость аудиторов и аудиторских организаций. Правовой механизм обеспечения независимости аудитора. Ограничения при проведении аудита.

    Под независимостью подразумевается независимость мышления и поведения аудиторов, т.е. независимость рассматривается как один из основополагающих принципов аудита, предполагающий отсутствие у аудитора при формировании его мнения о достоверности бух (фин) от-ти проверяемого экономич субъекта фин, имущ, родственной или иной заинтересованности в результатах работы субъекта, а также зависимости от собственников, руководителей проверяемой орг-ции или от третьей стороны, связанной с проверяемым субъектом.

    Аудит не может осуществляться:

    1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

    4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

    5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

    7) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.

    Если систематизировать приведенные основания, не разрешающие проведение аудита, то при осуществлении обяз ауд проверки аудиторы должны быть свободны от следующих зависимостей относительно аудируемого лица; финансовой (материальной), родственной, должностной.

    ФЗ «Об ауд деят» от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ

    Кодекс этики аудиторов России.


    14. Нормативно-правовые основы аудиторской деятельности, этапы и перспективы развития нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

    Фед.закон «Об ауд.деятельности» от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ

    В Российской Федерации система нормативного регулирования аудиторской деятельности состоит из пяти уровней.

    К первому уровню относится Федеральный закон «Об ауди­торской деятельности» № 307-ФЗ, который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем содержится понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государ­ственного регулирования, аттестации, лицензирования и стан­дартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов

    К документам второго уровня относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постанов­ления Правительства Российской Федерации

    В качестве документов третьего уровня можно рассматри­вать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разраба­тываемые с целью установления норм аудита.

    Четвертый уровеньохватывает внутренние стандарты профессио­нальных аудиторских объединений, а также нормативные акты ми­нистерств и ведомств, устанавливающие правила организации ауди­торской деятельности и проведения аудита применительно к кон­кретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налого­обложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

    Пятый уровень — внутрифирменные стандарты аудитор­ской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организа­циями на базе практики аудита.

    Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.

    I этап (1987-1993): характеризуется отсутствием единого акта, устанавливающего основы правового регулирования аудита; этап "неупорядоченного" аудита.

    II этап (1993-2001): утверждены Временные правила, содержащие основные положения, регулирующие отношения по поводу аудита и заложившие основы для дальнейшего развития аудиторской деятельности в России.

    III этап, продолжающийся до настоящего времени, начало которого связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого периода характерно регулирование аудиторской деятельности на законодательном уровне, упорядочение требований к аудиторам и аудиторским организациям, приведение этих требований в соответствие с мировыми стандартами.

    Концепция развития аудиторской деятельности в России, предлагает создание ряда авторитетных и представительных профессиональных объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработку и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организацию общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.

    Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства.

    Новации аудита (из новостей)

    доклад Леонида Зиновьевича Шнейдмана, директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, на научно-практической конференции "Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России" (Москва, 26 мая 2011 г.), организованной журналом "Налоговая политика и практика" кратко остановился на перспективах российского аудита Предупредил, что в настоящее время по поручению Правительства РФ прорабатывается вопрос об административной ответственности за непроведение аудита.

    В части взаимодействия аудитора и клиента будет предусматриваться обязательная ротация аудиторов. Эта новация направлена на снижение риска взаимозависимости сторон. Правда, как отметил докладчик, за рубежом преобладает негативное отношение к такой ротации. Но оно самими же аудиторами и "подогревается". Между тем у российских практиков мгновенно созрел ответный "обходной маневр" - для создания видимости ротации зарегистрировать несколько скрыто аффилированных аудиторских компаний.

    В Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" готовится еще одно важное изменение - о взаимной передаче информации между аудитором и надзорным органом. Разглашение негативных сведений о заказчике в профессиональном сообществе традиционно не приветствуется. Однако Л.З. Шнейдман привел убедительную иллюстрацию социальной значимости такого законодательного решения: если аудитор информирует надзорный орган о неблагополучном положении банка, то клиенты последнего, вне всякого сомнения, только выиграют.

    написать администратору сайта