Главная страница
Навигация по странице:

  • 2))))))))). Государственно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, объекты и основания возникновения (юридические факты).

  • 3)))))))))). Понятие, виды и правовое закрепление общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

  • 4)))))))))))). Понятие, признаки, особенности и классификация государственно-правовых норм.

  • 5)))))))))))). Государственно-правовые институты в России.

  • 6)))))))))))). Понятие, виды и иерархия источников конституционного права.

  • 1)))))))). Место конституционного (государственного) права в системе национального права России


    Скачать 0.87 Mb.
    Название1)))))))). Место конституционного (государственного) права в системе национального права России
    Анкор1.doc
    Дата09.05.2018
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1.doc
    ТипДокументы
    #17050
    страница1 из 17
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    1)))))))). Место конституционного (государственного) права в системе национального права России.

    Конституционное право занимает ведущее место в общей правовой системе России. Это обусловлено прежде всего тем, что его нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения жизнедеятельности государства, его общественный строй, взаимоотношения с личностью, порядок образования и деятельности системы государственных органов, национально-государственное устройство.

    Ведущее место конституционного права определяется тем, что конституционные нормы и принципы лежат в основе всей текущей нормотворческой деятельности Особенно эта роль возрастает с принятием новой Конституции, когда вслед за ней коренным образом совершенствуется, изменяется и дополняется вся законодательная система государства.

    Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к его ведущему положению в правовой системе России. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права.

    1. Понятие и предмет науки конституционного права

    От понятия конституционного права, как ведущей отрасли национальной правовой системы, следует отличать понятие конституционного права как науки.

    Наука конституционного права - это отрасль правоведения (государствоведения), которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения. Эта наука изучает практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития.

    На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию законодательной базы, а соответствующим государственным органам - рекомендации в области правоприменительной деятельности.

    Наука конституционного права тесно связана с одноименной отраслью права, она изучает закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных институтов.

    В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономических, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нормах конституционного права.

    На основе изучения практики реализации конституционно-правовых норм и институтов наука призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства.

    Наука конституционного права в своих исследованиях использует следующие научные методы: материалистической диалектики, формально-логического анализа, системного анализа, исторический, социологический, статистический, а также сравнительный метод и др.

    Конституционно-правовая наука тесно связана с рядом юридических и общественных наук. Она основывается и развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят методологический характер. Конституционное право тесно связано с историей государства и права России, наукой изучающей процесс исторического становления и развития институтов конституционного права.

    Наука конституционного права связана и с наукой международного права.

    Источниками науки конституционного права являются:

    1. Конституция и другие нормативно-правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

    2. Обобщение практики государственно-правового строительства России.

    3. Законодательство зарубежных государств.

    4. Международно-правовые договоры, соглашения и др.

    5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации.

    6. Доктринальные взгляды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей конституционного права.

    7. Работы ведущих российских и зарубежных ученых - государствоведов.

    Основным источником науки конституционного права является обобщение практики государственно-правового строительства как объективного критерия истины. На основе изучения и обобщения практики наука конституционного права определяет оптимальность действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства

    2))))))))). Государственно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, объекты и основания возникновения (юридические факты).

    Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.

    Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают:

    * народ (проведение референдумов, выборов в высшие органы федерации, органы субъектов);

    * российское федеративное государство;

    * субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа;

    * административно-территориальные единицы - районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села;

    * государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

    * органы местного самоуправления;

    * Президент Российской Федерации - глава российского государства;

    * главы государств - субъектов Российской Федерации;

    * общественные объединения граждан - партии, общественные организации, движения, комитеты и т. д ;

    * депутаты представительных органов государственной власти;

    * комиссии и комитеты органов законодательной власти;

    * общие собрания граждан, сельские сходы;

    * избирательные комиссии;

    * граждане Российской Федерации;

    * иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).

    Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами.

    В зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимают юридические факты, которые происходят по воле людей.

    Наиболее распространенным в юридической науке критерием классификации является субъект конституционно-правовых отношений.

    Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).

    3)))))))))). Понятие, виды и правовое закрепление общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

    Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

    1) основ конституционного строя Российской Феде¬рации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конститу¬ции в государстве;

    2) взаимоотношений между государством и лич¬ностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находя¬щихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

    3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетен¬ции Федерации и предмета совместного ведения Федера¬ции и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т,д.;

    4) организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судеб¬ной власти, а также местного самоуправления.

    Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государ¬ственно-властными полномочиями. Такой метод регули¬рования получил в юридической науке наименование "метод властеотношений".

    Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться веле¬ниям стороны, наделенной такими полномочиями.

    Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения является установление конкретных правомочий и обязанностей участников отноше¬ний (организация выборов, деятельность депутатов, реа¬лизация компетенции государственными органами и др.).

    Методу регулирования общественных отношений свойственны такие особенности, как политико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеа¬лов и т.д.).

    4)))))))))))). Понятие, признаки, особенности и классификация государственно-правовых норм.

    Нормы конституционного права - это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

    Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

    Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

    Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существуют немало таких критериев. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы:

    1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);

    2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);

    3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

    4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

    По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются на:

    1) управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);

    2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);

    3) запрещающие (ст. 13 Конституции). По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

    1) императивные (ст. 72 Конституции);

    2) диспозитивные (ст. 66 Конституции). По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются на:

    1) конституционные (обладающие высшей юридической силой);

    2) содержащиеся в иных законодательных актах.

    Таковы основные виды конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционного права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов федерации.

    Нормы конституционного права могут быть объединены в правовые институты по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются институт гражданства, институт избирательного права и др.

    5)))))))))))). Государственно-правовые институты в России.

    Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы

    Правовой институт – это законодательно обособленный комплекс юридических норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, образующие относительно самостоятельную группу. Правовой институт – это основа отрасли права. Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты. При этом юридическое своеобразие той или иной государственно-правовой нормы обнаруживается с учетом особенностей всего комплекса норм соответствующей их группы. Таким образом, если система права складывается из отраслей права, то сами отрасли права состоят из правовых институтов.

    Понятие правового института может применяться как к достаточно узкой группе однородных, близких по содержанию правовых норм, так и к более широкой, вплоть до обозначения этим понятием максимально крупных правовых образований.

    Между институтами внутри отрасли права могут существовать отдельные субординации, соподчинения. «Дробные» части правового института образуют подразделения, которые называются субинститутами или подинститутами. В тех же случаях, когда наблюдается подобная «многоэтажность», всегда существует заверщающее звено – институт, объединяющий группу институтов и подинститутов, который может быть назван генеральным институтом. В качестве государственно-правового генерального института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина и другие комплексные нормы, выступающие как главные части системы отрасли государственного права (федеративное устройство, государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления).

    В правовом институте объединяются нормы самого разного вида с учетом той классификации, о чем мы говорили ранее. В него могут входить нормы Конституции и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В его составе могут быть нормы, различные по территории и времени действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. Например, ин-ститут основ правового положения человека и гражданина представляет собой весьма обширный генеральный институт. В него включаются ряд субинститутов – институт гражданства, институт основных прав и свобод, институт основных обязанностей, институт правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. В свою очередь, внутри каждого из названных субинститутов имеются более мелкие его звенья – ин-ститут приобретения российского гражданства, институт выхода из российского гражданства, институт права граждан на объединение и др.

    Из сказанного следует, что в правовой теории и практике не сложилось другого понятия для обозначения более узкого круга взаимосвязанных правовых норм. В этом случае применяется расширительное толкование понятия – субинститут. Полагаем, что эту группу обособленных частей субинститута следовало бы именовать группой частных институтов. В результате, государственно-правовые институты можно было бы классифицировать на генеральные, субинституты и частные государственно-правовые институты.

    6)))))))))))). Понятие, виды и иерархия источников конституционного права.

    Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

    Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

    1. Конституция Российской Федерации - главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

    Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

    2. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

    3. Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

    Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2).

    4. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов:

    федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

    Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84);

    определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

    Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

    Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

    Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

    Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

    5. Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

    6. Источниками конституционного права

    являются также акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

    В соответствии со ст. 102 Конституции России Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

    Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

    7. Источником конституционного права являются также Декларации. Именно в этой форме были приняты "Декларация о государственном суверенитете РСФСР" от 12 июня

    1990 года, "Декларация о языках народов России" от 25 октября

    1991 года и др.

    8. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

    Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения.

    9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

    10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

    11. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта

    1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.

    12. После принятия Конституции 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов.

    Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

    13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

    Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу

    14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

    15. Источником конституционного права являются также акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

    16. В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В заключение надо подчеркнуть, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы государственного права.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    написать администратору сайта