Главная страница
Навигация по странице:

  • Тиния

  • Херкле

  • 2. Этапы становления римского мифа

  • «фаст»

  • Юпитер Всеблагой Величайший, Юнона и Минерва

  • 3. периодизация римской литературы 1.

  • Религиозные: Гимны сальвиев и орвальских братьев. Светские

  • Прозаические Фасты,анналы,законы 12 таблиц 2.

  • 4. Римский театр эпохи республики.

  • 5.Драматургия Плавта. Характеристика «комедии кубышка» Тит Макций Плавт

  • 1. мифология римской родовой общины


    Скачать 86.96 Kb.
    Название1. мифология римской родовой общины
    АнкорAntichka_Rim.docx
    Дата11.07.2018
    Размер86.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаAntichka_Rim.docx
    ТипДокументы
    #19636
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. МИФОЛОГИЯ РИМСКОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ

    Римская мифология — понятие сложное и неоднозначное. На протяжении длительного времени существования римского государства мифология подвергалась значительным изменениям. Можно выделить два основных этапа ее развития: мифология эпохи родовой общины и мифология города Рима.

    Опираясь на немногочисленные существующие источники (священные книги авгуров, сочинения историков и писателей Рима), невозможно реконструировать космогонические мифы и представить римскую мифологию как развивающуюся систему. Кроме того, на раннем этапе своего развития римская цивилизация испытала влияние этрусков.
    Этруски жили в Италии севернее Рима, и по своему языку и культуре резко отличались от остального населения полуострова. Главными богами этрусков были 12 богов, делившихся на 6-ть мужских и 6-ть женских. Главным считался Тиния – бог неба, небесного света, представлявшийся этрускам «царем людей и богов», его знаком власти был скипетр с изображением орла. Его супруга Уни почиталась как царица – покровительница верховной власти и государства. Их дочерью была Менерва (впоследствии любимая римская богиня), а вместе эти боги образовывали верховную триаду. Политизированные этруски, как и их продолжатели римляне, были убеждены, что боги внимательно отслеживают жизнь их городов: Тиния осуществлял верховный надзор за жизнью всех обитателей, Уни «отвечала» за политическую сторону государственной жизни, благополучие семьи и рост населения. Менерва покровительствовала хозяйственной стороне жизни во всех ее проявлениях: учила ремеслу и врачеванию (ее спутницей даже считалась богиня бессмертия), помогала рыбакам и артистам. Ее супругом был бог Херкле – могучий воин и защитник города. Сыном его часто называли Мариса – бога, помогающего всякому росту (даже движению времени), умножающего силы, могущество и величие. У римлян он будет называться Марсом и станет фактически прародителем нации. Следует отметить еще одну этрусскую богиню, которая перейдет «по наследству» римлянам и будет играть в их мифологии важную роль – это Веста.
    Итак, в начале формирования римской государственности этрусское влияние было значительным, однако постепенно его удалось преодолеть, наследуя имена и функции богов, ритуалы и празднества, Рим придавал всему свой собственный смысл, формировал уже на самых ранних стадиях развития общества свою самобытную, отличную от всех традицию и ментальность.

    Главной характерной чертой ранних мифологических представлений римлян является отсутствие антропоморфного образа бога, его имени, пола, функции. Обращение к богам носило следующий характер: «или бог, или богиня, или муж, или женщина, или каким бы другим именем ты не пожелал назваться». Поэтому древнюю римскую мифологию часто называют полидемонизмом — произвольным соединением непознаваемых сил и воль. Однако с течением времени римляне постепенно наделяли своих богов человеческими чертами. Это относится как к их внешнему облику, так и к образу жизни: некоторые из них образовывали супружеские пары (Фавн — Фавна, Либер — Либера).

    Римские боги делились на небесных, земных и подземных. Миры людей и богов были строго разграничены и не соприкасались. Боги выражали свою волю молнией, громом, полетом птиц, поэтому для толкования знамений была создана коллегия авгуров, которые угадывали волю богов, наблюдая за поведением птиц.
    2. Этапы становления римского мифа
    Специфика общественно-политической или исторической мифологии заключается в том, что она создается не массовым сознанием, а творческими личностями из среды и по заказу правящей элиты. формирование общественно-политической мифологии у римлян началось во время трансформации архаичного общества в античную общину, т. е. в V—III в. до н. э.5. Это было время не только серьезнейших перемен во внутренней жизни римской civitas, но и широкомасштабных завоеваний, когда под контроль Вечного города попала вся Италия, а вскоре и западное Средиземноморье. В это время Рим выдержал серьезнейшие испытания межсословной борьбой патрициев и плебеев, нашествием галлов и пунийцев. Впечатляющий экономический рост, грандиозные военные успехи Рима рождали у квиритов уверенность в превосходстве своего общества и государства, в избранности римского народа. С этими мыслями римляне оглядывались в свое прошлое и создавали свою историю.

    Творцами новых параисторических мифов поначалу выступали жрецы из патрицианских родов. Имена этих людей неизвестны. Затем к процессу параисторического мифотворчества подключились историки — Фабий Пиктор, Катон-старший, «старшие» анналисты; поэты — родоначальник римского эпоса Квинт Энний и др. Результатом коллективного творчества авторов, выполнявших заказ правящих родов, стал «римский миф» — представление о Риме как о избранном богами городе, самом справедливом и богобоязненном, уготованном для великой миссии. Мифообразующими стали переломные моменты римской истории: возникновение Вечного города, свержение монархии и становление республики.

    Римская историческая мифология не была романтической фантазией. Реалии и вымысел здесь переплетены необыкновенно тесно. В тоже время мифологизация истории заключалась в том, что, за исключением последнего, римские цари выступали в качестве героев, последовательно и рационально обустраивающих социально-политическое, хозяйственное и духовное бытие квиритов. На основе составленных жрецами календарей — «фаст» и созданных первыми поколениями историков летописей — «анналов» вставал величественный образ Римского народа, сознательно и кропотливо повинуясь велениям богов — поколение за поколением — строившего государство, основанное на свободе и законах; народа, ставшего над другими благодаря своей несгибаемой энергии и непобедимой стойкости.

    «Римский миф» был глубоко моралистичен. Социальные и политические цели римляне выводили из моральных идеалов. Неотъемлемой частью «римского мифа»являлись боги — покровители Города на семи холмах: прежде всего, Юпитер Всеблагой Величайший, Юнона и Минерва. Именно убежденность в моральном превосходстве Римского государства, его неукоснительной приверженности заключенным договорам и верности взятым обязательствам питала миф о превентивном, оборонительном характере римских завоеваний.

    В то же время не вызывает сомнений, что «римский миф» содержал в себе имперский потенциал. Превращение «римского мифа» в имперскую идеологию шло параллельно с превращением Вечного Города в мировую державу. Не случайно именно в III в. до н. э. наиболее активно будировался миф об Энее, о Кибеле, троянских корнях римского народа.

    В республиканский период среди римской элиты широкую популярность получила своеобразная теория циклического развития — Гесиодова концепция «пяти веков».

    Вторая значительная волна мифотворчества пришлась на рубеж I в. до н. э. — I в. н. э., когда происходил переход от республики к империи и когда имперский характер «римского мифа» проявился в полной мере. Начатое Варроном, толкование римской мифологической традиции было продолжено Веррием Флакком, Овидием, Проперцием, Вергилием, Горацием и Титом Ливием.

    Вершиной мифотворчества эпохи Августа стало появление«Энеиды» Вергилия, третьей книги од Горация и «Истории Рима от основания Города» Тита Ливия. Не вдаваясь в детали достаточно изученной в научной литературе проблемы развития«римского мифа» поэтами и историками эпохи Августа, хотелось бы отметить, что пропагандисты «возвращения царства Сатурна» не были в чистом виде придворными льстецами, а вполне искренне выражали свои мысли и чувства, как, думается, верили в высокое назначение Августа он сам и его соратники. В имперской интерпретации о «римском мифе» появились новые акценты. Утверждалось представление о принцепсе как гаранте «золотого века». Харизматический принцепс Август стал одной из центральных фигур в «имперском мифе» и идеалом для подражания последующих властителей. В конце принципата Августа акцент с личной гарантии правителя за вечность «золотого века» империи переносится на его династию.

    Эпохой Августа процесс развития«римского мифа»не завершился. В первой половине II в. общегосударственное распространение приобрел культ Вечного Рима (Roma Aeterna). Этот культ являлся концентрированным выражением «римского мифа». С ним тесно переплетался императорский культ, выраженный в почитании гения и нумена живых принцепсов и в обожествлении с санкции сената умерших властителей. Персонажи мифологии, в том числе «римского мифа» часто изображались на легендах монет, выпускаемых Антонинами, особенно — Антонином Пием.

    Новые трактовки появились в III веке, когда не только Римская империя, но и вся античная цивилизация переживали острейший кризис. Уже при Антонинах в«римский миф» был интегрирован Геркулес. Благодаря некоторым своим подвигам, совершенным на территории Апеннинского полуострова, он стал восприниматься как часть древнейшей истории Италии и Рима.

    «Римский миф» оказался очень живуч. Вера в Рим как в сакральный центр империи, гарант ее вечности и непобедимости питала сторонников возрождения язычества во главе с императором Юлианом, в том числе и последнего великого римского историка Аммиана Марцеллина.
    Слои римского мифа:

    1. История Энея. Связь между Грецией и Римом. Божественное происхождение Рима.

    2. Миф об основании города Ромулом

    3. Легенды о первых царях и героях

    4. Легенда о превращении Цезаря во звезду


    3. периодизация римской литературы

    1. Долитературная эпоха. 4 – середина 3его века до нашей эры. Мифология и устное народное творчество Год основания Рима 753 гднэ.



    Источники римской литературы:

    Религиозные:

    Гимны сальвиев и орвальских братьев.
    Светские:
    Застольные песни, песни плакальщиц, фесталок, сатирические песни.

    Драматические:

    Импровизированная аттелана. (фарсовая комедия с участием четырех персонажей в масках.)

    Прозаические

    Фасты,анналы,законы 12 таблиц
    2. Ранняя Римская литература. Середина 3его – середина 2ого века до нашей эры.
    Развитие римской литературы данного периода связан с захватнической политикой римской империи и победой рима в трех пунических войнах. Римляне заимствывали греческую литературу и культуру в целом (Ливий Андроний, Гней Невий – претексты, Квинт Эний – анналы. ) Формируется историография. Катон Старший.

    3. Литература эпохи гражданских войн. Середина 2 вднэ – 43 год днэ.
    Восстание рабов (восстание рабов на Сицилии, восстание Спартака)
    Гражданские войны (Война между Марком и Сулой, создание первого конгламерата, Диктатура Цезаря, второй конгламерат)

    Греческая заимствованная культура перерабатывается. Формируется особеннная римская культура. Развивается философия, риторика. Политическая борьба стимулирует развитие историографии, мемуаристики, красноречия. Царит упадническое настроение (гибель республики – гибель Рима) В творчестве Гая Луция формируется жанр Сатиры.
    4 Римская литература эпохи правления Августа. 43 гднэ – 14 гнэ

    Цезарь становится единоличным правителем империи. На его смену приходи Август и заявляет о восстановлении республики. Он объявляет себя принципсом. –первым среди равных. Возрождение республики. Золотой век римсой литературы. Появляется самобытная римская любовная лирика (Катулл, Гораций, Овидий) Литература становится аполитичной. Критика власти невозможна. Создаются произведения, Критикующие принципат в аллегорической форме. Так поступает Асиний Поллион, ставший главой небольшого литературного кружка, и Мессала Корвин — в прошлом видная политическая фигура и крупный оратор. 


    1. Римская литература эпохи империи. 1 – 3 век нашей эры. После смерти Августа литература приходит под покровительство императора. Ведутся судебные дела против оскорбителей императора. Литературная инициатива переходит к жителям провинций. Рим становится городом библиотек. (28 штук) В обществе царит пессимизм из за падения республики. Развивается жанр эпиграмм и сатир. Ювенал. Так же исторические сочинения Тацита.


    4. Римский театр эпохи республики.

    По своему культурному развитию римляне стояли значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией.В III в до н .э. римляне хорошо знали уже всех греческих богов, которым они дали римские имена. Греческое ремесло, искусство и архитектура, религия и мифология оказали громадное влияние на культуру латинян.В области литературы и театрального искусства римляне часто заимствовали готовые формы у греков. Тем не менее, нельзя видеть в римской культуре лишь одни заимствования. Истоки римского театра и драма восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Еще в отдаленные времена, тогда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни, так называемые фесценнины . Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного содержания.

    Другим видом ранних драматических представлений также комического характера были в Риме ателланы . Римляне заимствовали их от племен осков в Кампании (вероятно, около 300 г. до н. э.), когда Рим вел многолетние войны в Южной Италии. В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа. Это были Макк, Буккон, Папп и Доссен. Макк представлял собой дурака, которого все обманывали и били. Он был обжорой и в то же время крайне влюбчивым. Его изображали лысым, с крючковатым носом, ослиными ушами и в короткой одежде. Буккон был парнем с раздутыми щеками и отвислыми губами. Он тоже любил хорошо поесть, но губы отвисли у него не столько об обжорства, сколько от болтовни. Папп – богатый, скупой и глупый старик. Доссен – хитрый горбун, невежда и шарлатан, который своей ученой болтовней умел внушать темным людям к себе уважение. Эти четыре персонажа-маски были главными героями ателланы. Твердого текста не имелось вовсе, поэтому при исполнении ателлан открывался широкий простор для импровизации. Таким образом, можно сказать, что в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Греции. Но дальше слабых зачатков драмы дело не пошло. Как мы видели, жанры ранних драматических представлений (ателлана, мимические пляски) были заимствованы римлянами у соседних племен. Поэтому в Риме не сложилось такой богатой поэтическими образами мифологии, которая в Греции послужила “почтой и арсеналом” греческого искусства, в том числе и драма. В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием 1-й Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н. э. было решено поставить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного после взятия Тарента в 272 г. до н. э. Постановка Ливия Андроника дала толчок дальнейшему развитию римского театра. С 235 г. до н. э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург Гней Невий (около 280-201 гг. до н. э.), который принадлежал к римскому плебейскому роду. В отличие от греческих драматургов, написавших обычно в одном определенном жанре, он сочинял и трагедии и комедии. Трагедии его были также переделками греческих пьес. Но Невий занимался не только переделками трагедий с мифологическим сюжетом. Он был создателем трагедий из римской истории. Такая трагедия называлась у римлян претекста .

    Литературная комедия, которая шла в Риме в III и почти на всем протяжении II в. до н. э., представляла собой переработку новоаттической, т.е. бытовой комедии.. Римскую литературную комедию, являвшуюся переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой , так как ее персонажи носили греческих плащ – паллий. Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие всегда происходило в Греции. Создателем паллиаты был Невий. Хотя он и придержался греческих оригиналов, но обрабатывал их гораздо свободнее, чем Ливий Андроник. Невий первый применил в комедии так называемую контаминацию, т.е. соединение в римской пьесе сцен из двух греческих пьес. Роль хора в римской трагедии значительно уменьшилась сравнительно с греческой трагедией. Хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров. Несмотря на попытки драматургов приспособить греческую трагедию к римским вкусам, она оказывалась для значительной части римской публики сложной по своему содержанию.

    Простой народ в Риме с большим удовольствием смотрел комедию, которая была ему понятнее, так как ближе стояла к жизни. Ни трагедии, ни комедии этой поры до нас не дошли. Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле.

    5.Драматургия Плавта. Характеристика «комедии кубышка»

    Тит Макций Плавт  — выдающийся римский комедиограф, мастер паллиаты. Прибыв в Рим, поступил служителем в актёрскую труппу, затем занимался торговлей, но неудачно, после чего работал по найму, в свободное время писал комедии.

    Большую роль в пьесах Плавта играют рабы, благодаря которым действие часто разворачивается и подводится к развязке. В комедиях почти всегда фигурируют прихлебатель (парасит) и сводник. В основе комедий часто лежит любовная интрига, но все они оканчиваются благополучно для главного героя. При этом женские роли на сцене исполнялись мужчинами.

     Полностью сохранилось 20 комедий

    Плавт - выдающийся представитель паллиаты', сюжеты и персонажи его пьес те же, что и в новой аттической комедии, но Плавт внес в нее такие изменения, что можно говорить о театральной реформе Плавта. В его произведениях часто упоминаются древнеримские боги, обычаи, должностные лица и учреждения, судебные порядки, военное дело и т. д. Греческие персонажи (параситы, гетеры, рабы) получают в ряде случаев чисто римскую окраску. При переработке греческих пьес Плавт применял контаминацию.

    Пьесы Плавта динамичны по развитию действия. Движение и живость вносится его излюбленным персонажем  - ловким, пронырливым рабом, ведущим всю интригу пьесы и устраивающим любовные дела своего молодого господина. Сцены уличных перебранок, пирушек, плутни и обманы, переодевание Диалоги в его пьесах строятся на разговорном языке римлян того времени. Плавт. ввел живую латинскую речь в древнеримскую литературу. Язык - одно из основных средств комизма. В его пьесах встречаются игра слов, комические новообразования, метафоры, гиперболы, простонародные пословицы, прибаутки, бранные слова и т. д. Плавт применял различные лирические размеры как средство характеристики персонажей (любовная серенада в "Куркулионе", торжество над противниками
      1   2   3   4
    написать администратору сайта