Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Структура религии

  • 3) Ранние формы религии

  • 4. Функции религии

  • 5 .Христианство

  • 6) Православие как направление христианства

  • 7. Католицизм как направление христианства.

  • 8 . Протестантизм как форма христианства

  • 10 . Свобода совести и религии

  • Зачете. 1. Основные причины возникновения религии


    Скачать 41.49 Kb.
    Название1. Основные причины возникновения религии
    АнкорЗачете.docx
    Дата09.05.2017
    Размер41.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗачете.docx
    ТипДокументы
    #3468

    1. Основные причины возникновения религии
    Причины:
    - позиция богословов и верующих (по воле бога возникает религия и все события) весь исторический процесс определяется промыслом божьим. Бог как творец (единственный). Продумал каждого из нас, от момента рождения до смерти. Есть и деятельность человека, отличающаяся от божественного плана (алкоголизм, наркомания и тд), ведь каждый рождается свободным, свобода воли. Человек сопомощник бога. В конце жизни с тебя всё спросят, будешь отвечать за содеянное. Существует 2 пути. Один божий путь, ведёт в рай, второй путь дьявола, ведущий в ад. Удвоение мира главный признак религии: мир реальный, земной и сверхъестественный мир(загробный). Смерть с точки зрения религии не конец, а переход из естественной в сверхъестественную жизнь. Бог вечен, религия ВЕЧНА.
    - биолого-антропологическая (творец религии-человек). Религия возникает в сознании человека спонтанно, самопроизвольно. Внешние причины не играют никакой роли. Сознание первично. Люди создавшие мировые религии: Иисус Христос, Мухаммед, Будда.
    - материалисты (создает религию человек, но в отличие от биолого-антропологического подхода, религия - не где кроме бытия возникнуть не может. Возникает не в сознании человека, а сознание отражает причину возникновения религии. Господство внешних сил (природы и общества) над человеком - причина возникновения религии.
    Влияние на человека внешних сил человек способен преодолеть, а господство внешних сил порождает религию. Влияние (дождь, снег), а господство (ураган, наводнение). Если полное господство внешних сил- не возникает религия, людям не до этого.
    2. Структура религии
    - С точки зрения богословов человек самостоятельно структурировать не может. Это тайна бога, которой он делится с человеком. Знаем о сверхъестественном - от посланников, пророка божьих. Самостоятельно человек познать не может.
    - светские исследователи говорят, что человек может самостоятельно определить структуру религии.

    -религиозное сознание В религиозном сознании выделяются религиозные представления и религиозные настроения.

    - религиозное поведение. В религиозном поведении выделяется религиозное действие.
    Религиозные действия часто называют культовыми действиями. Но религиозный культ понятие более широкое. Определяя культ-религиозное действие+материальные объекты которые при этом используются. Храм-культовое место, священник-представитель культа, иконы, кресты-культовая атрибутика. Всё это состоит культ. Культ очень глубоко символичен. Горящая свеча-символ горения христианской души перед богом. Дым благовонии из кадила-возносящиеся молитвы от верующих к богу. Культ необходим любому верующему человеку т.к. культ символизируют прямую связь верующего и бога. Молитва-восхваление бога и просьбы.
    3) Ранние формы религии
    Фетишизм - рога оленя,зуб хищника, подкова (взаимодействие части и целого)
    Магия - близка к фетишизму, но фетишизм предполагает наличие сверхъестественных сил в самом объекте без воздействия на материальные объекты. А магия и колдовство верят в сверхъестественные свойства объектов, но предполагается воздействие на материальные объекты. Если объект магии далеко нужен заменитель. Заменитель: часть от объекта от человека (волос, зуб, одежда которую носил). Часть и целое тождественны. Подобное порождает подобное. Есть белая и черная магия. Образ (рисунок, фотография,след) наделён силой воздействия на человека.
    Тотемизм - тотем животное, реже растение. Обожествление сверхъестественной связи животного и человека. Тотем-единство рода или племени. Род или племя комфортно себя чувствуют только в той территории где распространено животное-тотем. Они чувствуют себя правителями территории где распространён животное-тотем.
    Анимизм - вера в то, что каждый объект материальной природы окружающей человека и сам человек имеет душу. Человек 2 субстанции: тело и душа. Душа состоит из тонкой материи, совершает то что не может тело человека (летать, проходить сквозь стены). Душа жива самостоятельной жизнью только во время сна. Смерть человек мало отличается от тела. Во сне уходит душа и возвращается, а смерть когда не возвращается в тело никогда. Род не на кровном родстве, а на духовном.

    Похороны-подготовка к жизни загробной и вечной. Несколько типов похорон: под землёй, на земле, кремация. Жизни потусторонняя-продолжение жизни земной.
    Шаманизм - предполагает формирование настоящего профессионального служителя культа. Ш предполагает духов нескольких категорий; дух-покровитель (превращающий человека в шамана, обряд пересотсворения-появление шамана. Дух сдирает мясо со скелета промывает в чистой реке, ищет лишнюю кость и собирает заново). Если шаман не обладает лишней костью то выходит из обряда в гематомах. Применение природных глюциногенов. Шаман- первый посредник между потусторонним миром и человеком.
    Человек обожествляет материальный объект - ранние формы религии. Просимый результат должен последовать сразу или вскоре. Если просимого результата нет - сверхъестественные силы покинули мат объект.
    Культ умилостивительный. Обожествляется вера в сверхъестественные свойства объектов мира сверхъестественного. Вера в сверхъестественные силы сверхъестественного мира. Пример: Принести в жертву чтобы пошел дождь. Просимого результата можно не дождаться. Под сомнение сверхъестественное не ставит.
    4. Функции религии
    Понять что религия даёт человеку и обществу.
    - компенсаторная (восполнительная) восполняет человеку что-то (то что человеку нужно, но своими силами получить не может) религия компенсирует и восполняет одно и то же: слабость человека, неспособность самому получить желаемое. Слабость индивида и слабость общества.
    - мировоззренческая основано на удвоении мира (мира естественного и сверхъестественного).
    - Интегрирующая
    - регулятивная
    5 .Христианство
    Возникает в 1 веке нашей эры. Почему возникает?
    Три позиции:
    Со стороны богословов -по воле божьей. Вспоминают сотворение мира и изгнание Адама и Евы из Эдемского сада-разрыв человека с богом, а Христос её восстанови. Христианский бог любил людей, но не любит грех, а значит и людей побывавших в грехе. Иисус Христос необходим (воочеловевшейся бог-сын, спаситель, взявший на себя грехи всего человечества, очистив всех людей и позволил Богу приблизиться к людям). Иисус имеет 2 природы: и бог и человек.
    Биолого-антропологическая

    Иисус как человек как простой человек с одной природой, порождает религию. Сознание Иисуса спонтанно самопроизвольно. Более 2 млрд последователей Христианства.

    Историческое направление в Христианстве (был в истории, реально существовал). Мифологическое направление (Иисус выдумка, не существовал).
    Материализм

    христианство возникает на рубеже до нашей эры и нашей эры в Римской империи кризис - неэффективность рабского труда, дальнейшее существование общества основанного на рабском труде невозможно. Пришли к выводу- сильнее эксплуатировать рабов. Рабы видя что своими силам они господствующее влияние не могут преодалеть приходит к выводу, что если сами помочь друг другу не могут надо искать помощь на небесах. Религия рабов. В христианстве рабы получают свободу в спасении духовном.
    Особенности христианства:

    -Не отрицая социального и политического неравенства несет идею духовного равенства;

    -Христианство это монотеизм с элементами политеизмом (триединый бог-отец, бог-сын и бог-святой дух)

    -Христианство это религия любви (бог есть любовь человека к богу и бога к человеку) идея человека бога - из живого делали бога, а в христианстве богочеловека - бог опускает до человека. Иисус родился в пещере переоборудованной под хлев. После Адама и Евы только бог жил в раю и он спустился к людям чтобы показать им рай.
    Социальная роль христианства: преследование и гонение христианства, первые христиане не предполагали этого что они первые, они считали себя правоверными иудеями. Потом вышли из рамок этой религии и создали свою. Постепенно во 2 веке соц состав начал расширятся, зажиточный элемент появляется. Император Константин в начале 4 века издает 2 указа: по первому христианам предоставляются равные права с др религиями и по второму христианство стало гос религией римской империи. Прекращаются гонения, нарастает численность. Формируются вероучения раннего христианства с начала создания канона или создания Новозаветных книг. Ветхий завет никакого отношения к христианству не имеет. Вероучение в христианстве принимется на вселенских соборах. Вероучение формируется в виде догматов. Догмат-основное исходное положение вероучения. Догматы выделяются и выдвигаются людьми, но как только догмат вынесен на голосование и набирает большинство голосов он становится мыслью не человека, а бога. На 1 и 2 вселенских соборах было принято 12 важнейших догматов: символы меры. Первый о едином и личном боге: бог в христианстве это пресвятая троица (три лица три ипостаси бога), бог един по существу. Мы не можем его опознать зафиксировать-дух, он причина всему (наделен только положительными характеристиками), наполняет собой всё (от него нет тайн). Бог отец-бог творец, а бог сын постоянно рождается от бога отца, а дух исходит от бога творца. Как взаимодействую эти три ипостаси понять трудно. 3=1, 1=3.

    2 догм о душе и её бессмертии: душа подобие бога в человеке. Душа живет в теле пока человек жив, смерть-освобождение души от тела. Смерть по воле бога. Но душа в момент тела отделяется от тела и три дня находится с телом рядом. На третий день душа возносится к богу и душа направляется в рай, где находится до 9 дня. На 9 день возносится к богу, где он отправляет душу и отправляет в ад. А потом на 40 день относится в третий раз к богу и бог решает куда отправить. Пребывает до страшного суда (второго пришествия). С середины 11 века у христианства много отделений: выделяются православие и католицизм. А затем из католицизма-протестантизм.
    6) Православие как направление христианства
    Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская (Египет) и Антиохийская (Сирия, Ливан) церкви, позже - Иерусалимская. В IV в. восточное христианство приняла Грузия, в IX в. - Моравия и Болгария.

    Православие сложилось в недрах Византийской империи в IV -VIII вв., а самостоятельным стало в XI в. (1054 г.) в результате церковного раскола. Решающее влияние на его становление оказал ряд факторов, связанных с экономической, политической и духовной жизнью Византии. На первое место следует поставить замедленные темпы феодализации восточной части бывшей Римской империи, вызвавшие застойность ее общественных отношений, всех форм социальной жизни, в том числе и религиозной. Немаловажную роль сыграло также наличие в Византии сильной императорской; власти, которая рассматривала христианство как государственную идеологию, а церковь - как часть государственного аппарата. Наконец, существенное значение имело отсутствие в Византии единого церковного центра. В восточной части бывшей Римской империи было четыре епископа, добившихся титула патриарха и претендовавших на руководство общественными делами: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Первый из них, используя свою близость к императору, претендовал на исключительное положение и даже именовался «вселенским», хотя никаких реальных преимуществ это ему не давало.

    По мере распада Византии каждый из названных патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь. Впоследствии самостоятельные православные церкви возникли и в других странах Этим объясняется раздробленность православия, отсутствие у него единого религиозного центра.

    В настоящее время каноническое достоинство автокефальных церквей отражено в официальном перечне - «диптихе чести». Согласно этому списку, первенствующей считается Константинопольская православная Церковь. Следующие три места в диптихе отведены древним восточным патриархатам - Александрийскому Антиохийскому и Иерусалимскому.Русская православная Церковьзанимает пятое место в официальном списке православных Церквей.

    Грузинская православная Церковь считается шестой по диптиху. Православие, в отличие от католицизма, считает главой церкви (земной и небесной) только Иисуса Христа, что само по себе предопределяет характер многих сторон жизни православных церквей, которым свойственны веротерпимость, стремление к согласию, приоритет духовных ценностей по отношению к мирским, страстное желание сохранить веру Христову в ее подлинном, неискаженном виде, защита и распространение православия ненасильственными методами. Все православные церкви объединяет общее вероучение, основные церковные каноны и важнейшие обряды. Различия же в политической ориентации и социальных доктринах православных церквей зависят от социальных условий, в которых они осуществляют свою деятельность, от общественного уклада жизни верующих.

    Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский Символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах. Все основные положения Сим-вола веры (догматы) православные церкви объявляют абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, сообщенными человеку самим Богом. Они объявляются непостижимыми разумом, поэтому основой их познания является вера.

    Все православные церкви считают первейшей своей обязанностью «неприкосновенно сохранять вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего этому догматическому наследию Вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя». Истинными догматами считаются только утвержденные первыми семью Вселенскими соборами. Что же касается католических догматов, установленных позже (о непогрешимости папы, о чистилище, о непорочности зачатия девы Марии и телесном вознесении на небо), то они всем всеми православными церквами объявляются ошибочными, противоречащими Священному Писанию и Священному Преданию.

    Большую роль в жизни церкви играет институт монашества, духовенство же делится на белое (немонашествующее) и черное (монашествующее). Представители белого духовенства могут вступать в брак и иметь семью. В отличие от

    Крестное знамение в православии делается справа налево, тремя пальцами (троеперстие). В некоторых течениях православия (старообрядцы, единоверцы) используют двоеперстие – крестное знамение двумя пальцами.
    7. Католицизм как направление христианства.
    В 395 г. Римская империя распалась на западную и восточную части. Однако христианская церковь вопреки сложившимся обстоятельствам оставалась единой организацией. Почетное первое место в списке иерархов этой церкви занимали римские епископы, которые считали себя преемниками апостола Петра. Будучи, в сравнении с восточными епископами, независимыми от светской власти, римские епископы на Западе решительно выступали как ревнители истинной христианской веры.

    С падением Западной Римской империи (476г.) римские епископы, к которым применяли титул «папа» (с лат. -отец), получили новые возможности для расширения своей административной власти как внутри руководимой ими церкви, так и вне ее. С этого времени начали формироваться представления, согласно которым духовная власть естественным образом влечет за собой и светскую, а церковь, как имеющая власть непосредственно от Бога, одна только может вручать ее светским правителям.

    Отсутствие в административно раздробленной Западной Европе единоличной светской власти, а также реальная мощь христианской церкви объективно обуславливали тот факт, что римские епископы выступали в роли «защитников» всего западного мира. Они стремились проводить свою собственную политику, занимали важное положение в государственной системе, возглавляли военные походы под прикрытием освобождения Гроба Христова из-под власти «неверных». В IX в. папа Иоанн VIII провозгласил право церкви не только короновать (или не короновать) светских властителей, но и лишать их корон.

    Огромную роль в деле идеологического обоснования устоев католицизма сыграл знаменитый схоласт Фома Аквинский (1225-1274). Согласно его учению, католическая церковь представала как божественная по своему происхождению иерархическая организация во главе с наделенным неограниченной властью Римским папой. Все земные государи должны, были повиноваться Римскому папе, власть которого исходила от самого Иисуса Христа.

    Католицизм как направление в христианстве возникает в XI в. после формального разрыва между восточной (православной, ортодоксальной) и западной (римской, латинской) церквами. Отметим догматические расхождения, которые до настоящего времени разделяют эти церкви.

    Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения.

    Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов - учеников Христа, однако Откровение может в наши дни улучшаться благодаря правильному его постижению. Римский папа, являющийся по католическому учению наместником Бога на земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов - наследников апостолов - совместно создают церковное учение, обладающее статусом «непогрешимости». Таким образом, католическая церковь обосновывает правоверность принятия главой церкви и соборами догматов, которые должны восприниматься верующими так же, как и Откровение самого Бога. Кроме этого, в состав Священного Писания католики включают 11 книг ветхозаветной части Библии, которые ими признаются как «богодухновенные».

    Католическая церковь утверждает догмат об исхождении Духа Святого не только от Бога-Отца, как об этом сказано в принятом на первых двух Вселенских соборах (325 и 381 гг.) Символе веры, но и от Бога-Сына. Восточная же (православная) церковь признает исхождение Святого Духа только от Бога-Отца. Это разногласие руководители католической и православной церквей всегда считали и считают главнейшим и даже единственно непримиримым.

    Католицизм учит, что человек может рассчитывать на спасение своей души только благодаря помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам добрые дела праведников. Отсюда практика продажи индульгенций, отпущения грехов. В начале XV в. принято учение, согласно которому души умерших, прежде чем решится их участь, должны пройти через чистилище, промежуточную инстанцию между раем и адом. Очищение от грехов совершается посредством различных испытаний, а также добрых дел в пользу церкви родных и близких покойного. Значительную роль в католицизме играет догмат о непогрешимости в вопросах веры и морали Римского папы, В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства.

    Говоря о догматических особенностях католицизма, следует сказать об особом месте учения о Богородице и культа, посвященного ей. В 1854 г. появился догмат о непорочном зачатии Божьей Матери, а в 1950 г. папа Пий XII дополнил вероучение догматом о телесном вознесении Девы Марии на небо. Существует особый церковный праздник, посвященный королеве небес - Деве Марии.

    Важным отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет единственного главу -папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников, каждый из которых живет по единственному уставу.

    Католицизму присущ пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на чувства и сознание верующих. Это прежде всего росписи, фрески, скульптурные украшения, хоровое пение, органная, а в последнее время - современная музыка с использованием электроинструментов и усилителей. Католические храмы обычно возводятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма призвана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляющего верующих к тихой пристани Царства Небесного. Используются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг - символ вечности веры в Бога и звезда (чаще всего восьмиугольник) - небесное светило, указывающие человечеству путь к совершенству.

    Подобно другим христианам, католики считают главным средством общения с Богом молитву, сопровождаемую крестным знамением - изображением креста правой рукой; причем они крестятся всей ладонью в то время как православные складывают вместе три пальца: большой, указательный и средний.

    Католики признают семь святых таинств, однако они выполняются несколько иначе, чем в православии. Например, таинство крещения производится путем окропления водой или погружения в нее, тогда как в православии -только погружением в воду. В отличие от православного обряда миропомазания, католический обряд конфирмации совершается не одновременно с крещением, а по достижении 7-12 летнего возраста. Производится она обязательно епископом в торжественной обстановке, что должно содействовать закреплению религиозного чувства. Причащение в католицизме вплоть до 60-х гг. совершалось хлебом и вином только для священнослужителей, а для мирян - одним хлебом. Теперь те и другие причащаются хлебом и вином. В числе других изменений в католическом культе можно назвать разрешение проводить богослужение (литургию) не на латинском, а на родном языке верующих дополнять его элементами национальных обрядов местных народов. Вместе с тем из религиозных традиционных обрядов изымаются наиболее устаревшие элементы, унаследованные еще из языческих магических обрядов, как, например, «дуновение» священника на ребенка, «помазание» его слюной, «кормление» солью при совершении крещения.

    8 . Протестантизм как форма христианства
    Понятием «протестантизм» обозначаются христианские церкви, возникновение которых связано с процессом Реформации. С начала XVI в. и по настоящее время возникло около двух тысяч разновидностей протестантских церквей, приспособленных к условиям конкретных стран и регионов.

    Главной причиной возникновения протестантизма явилось развитие буржуазных отношений в Западной Европе. Католицизм, который стоял на защите феодальных иерархических структур, рассматривался как препятствие на пути формирования новых общественных отношений, вследствие чего Реформация была направлена прежде всего против Римско-католической церкви.

    Протестантизм возник и как итог формирования конкретных течений в общественно-религиозной мысли, которые стали складываться в католицизме. Многие мыслители того времени выступали против политического засилия папства в жизни европейских стран, а также с требованием реформы самой католической церкви.

    Два католических реформатора - англичанин Джон Уиклиф (1329-1384) и чех Ян Гус (1365-1415) ставили перед собой задачу не только осуществить реформу в католицизме, но и создать самостоятельные, независимые от Рима церкви, близкие по духу раннему христианству.

    Джон Уиклиф был профессором теологии Оксфордского университета. В своих трудах «О государственном господстве», «О папской власти» он выступал против светской власти пап, против института монашества, культа святых, отпущения грехов. Наряду с этим он требовал предоставления верующим права самим читать и интерпретировать Библию. Ватикан трижды осуждал взгляды Уиклифа и даже вынес вердикт о сожжении его сочинений.

    Ян Гус - ректор Пражского университета - был хорошо знаком с реформаторскими взглядами Уиклифа. В своих лекциях и проповедях он выступал против светской власти пап и продажи индульгенций, высказывал сомнения в истинности догматов о святых таинствах. Гус вначале был отлучен от церкви, а затем был заживо сожжен на костре.

    В XVI в. усилилось стремление государей поставить под свой контроль церковное управление. В городах муниципалитеты стали влиять на церковные институты. Этому способствовали и те глубокие изменения, которые произвела в духовном климате Европы Эпоха Возрождения. Гуманисты призывали к восстановлению простоты и чистоты учения Иисуса Христа, считали вульгаризацией христианства почитание реликвий и паломничество.

    Торговля индульгенциями, основанная на католическом учении о праве Римского папы давать отпущения грехов, послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546). 31 октября 1517 г. он прибил на двери собора 95 тезисов о покаянии и отпущении грехов, в которых обличал торговлю «небесными сокровищами» как противоречащую учению Священного Писания. В 32-ом тезисе Лютер писал: «Тот, кто верит, что индульгенции обеспечивают его спасение, будет навеки осужден вместе со своими учителями». В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.

    Все это отвечало интересам бюргеров и части дворянства, составивших под водительством Лютера умеренное направление немецкой Реформации. В реформаторское движение в Германии включились и крестьянско-плебейские слои, возглавляемые Томасом Мюнцером (1490-1525). Учение Мюнцера о «царстве Божием на Земле» было мечтой об обществе без частной собственности. Центрами Реформации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где Ульрихом Цвингпи (1484-1531) и Жаном Кальвином (1509-1564) было осуществлено радикальное преобразование церковного устройства. В реформе были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточением в руках церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику. Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические ре-формы. В 1529 г. они заявили «протест» против отмены Шпейерским рейхстагом обретенного ими в 1526 г. права решать вопрос о религии подданных. С этим событием связано происхождение термина «протестантизм», который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, связанных с Реформацией.

    Таким образом, в результате Реформации от католицизма отделилась группа протестантских церквей: лютеранская (в Германии), кальвинистская (в Швейцарии) и англиканская (в Англии). Эти церкви, а также церкви анабаптистов, меннонитов и унитариев называют первоначальными формами протестантизма. В более позднее время эти разновидности протестантизма вышли за пределы стран, в которых они появились. На их основе образовались новые протестантские направления: баптизм, адвентизм, иего-визм, методизм, пятидесятничество и другие («поздний протестантизм»).

    Протестантские вероучение, культ и организационное устройство формировались на основе требования устранения тех элементов, которые привнес католицизм в догматику и культ по конъюнктурным соображениям и которые в силу этого противоречия раннехристианским идеалам. Протестанты настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а Священное Предание либо отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Священному Писанию. Особое значение поэтому приобрел перевод Библии на национальные языки. В тех странах, где протестантизм вытеснил католицизм, церкви были лишены земельных угодий и подчинены светским властям. Поскольку протестанты отвергали учение о церкви как посреднице между Богом и людьми, поскольку они отказались признавать примат Римского папы и приняли принцип всеобщего священства. Была введена выборность пасторов и пресвитеров, которые уже не обладали правом от имени Бога отпускать людям их грехи.

    Протестанты отвергли учение о чистилище - части забвенного мира, в которой, по католическому вероучению, душа умершего проходит очищение от грехов, прежде чем перейти в рай. Было отброшено и католическое представление о «запасе добрых дел», оставленных святыми, которыми церковь в лице папы распоряжается по своему усмотрению и даже может наделять ими тех, у кого нет добрых заслуг.

    В основе учения протестантизма лежит представление о достижении небесного спасения посредством личной веры, а не посредством подчинения авторитету церкви. Вера не нечто такое, что может быть или отсутствовать у человека, она заложена в самой человеческой природе. Между человеком и Всевышним существует внутренняя связь, поэтому для утверждения человека в вере и его спасения не требуется выполнения регламентированных церковных церемоний и спасительных дел, предписываемых ею.

    Согласно протестантскому вероучению, сам по себе человек из-за испорченности своей природы в результате первоначального греха лишен возможности творить добро, поэтому все доброе и нравственное в нем творит Святой Дух. Другими словами, человек может творить добро только благодаря божественной благодати, которую он получает даром, не имея никаких заслуг. Все иные высоко ценимые католицизмом способы добиться спасения -соблюдение обрядов, материальные пожертвования в пользу церкви, суровое соблюдение постов и т.п. -считаются второстепенными.

    Протестантский культ по сравнению с культами других христианских церквей упрощен, что соответствовало требованиям первых идеологов рыночных отношений «дешевой церкви». Как правило, протестанты отвергают поклонение кресту и иконам, Богородице, мощам, выступают против института монашества. Большую роль в их богослужении играют проповедь, пение духовных гимнов, коллективная и индивидуальная молитва. Из семи христианских таинств протестантские церкви, за исключением англиканской, оставили два-три, иногда четыре, которые толкуются как простые обряды, во время которых не происходит ничего чудодейственного. Обновление внешних форм религиозности в протестантизме компенсируется идеалом внутреннего благочестия.

    Согласно одной из основных идей протестантизма церковь должна непрерывно реформироваться. Но на практике каждое направление стремится закрепить свои традиции. Таким стабилизирующим инструментом выступают вероучительные документы - исповедания веры («конфессии»). Поэтому самостоятельные направления христианства, имеющие общее вероучение, называют конфессиями.
    9. Ислам
    Богословы: по воле Аллаха, бог – творец, создал все из ничего, жестко миром управляет, созд. связь с человеком (религия ислам). Была создана богом, передана через Мухаммеда.
    Биолого-антроп.: творец человек Мухаммед (сам создает религию). Никто из исследователей не сомневается в историчности Мухаммеда.
    Биография: Мухаммед родился в 570 г., несчастлив, отец умирает до или после рождения, умирает мать в 4-6 лет, 2 года его воспитывал дед и тоже потом умирает, в 6-8 лет становиться сиротой.

    Поездка в Сирию, где он знакомиться с христианством и буддизмом.

    Улучшилось положение когда ему 20 лет , женился на вдвое 40 лет ей, брак по любви,он становиться богатым и обеспеченным. Берет за правило отправляться в Мекку для уединения, увидел архангела Джабраила (Гавриила) увидел текст. Архангел сказал Мухаммеду читай , тот читать не умел, но понял, что надо и научился.

    Вернулся к супруге и сказал что плохо с головой и как Иисус, ты пророк бога.

    Св. Писание – Коран – это громкое чтение. он распростр. эти взгляды. Жители Мекки их воспр, родственники поддержали. Бежит в Медину (оазис), там 3 общины:

    1. языческая

    2. христианская

    3. иудейская.

    В общине ругались, наведи порядок.

    610 с Тавр. встреч

    622 бежит в Медину

    Медина это «город пророка», за 10 лет стал изв. дипломатом, военачальник (выиграл битвы). гос строитель – создал государство «арабский Халифат»

    богослов – ислам создал.
    Материалисты: Ислам в 7 веке происх. смешение формации, родоплеменные → класс. феод. общество (сущ их аналоги, класс крепостных и феодалов). Буфер. между классами , процесс образования гос-ва, сильные подчинили слабых.
    Особенности:

    1. Ислам – мир религия, обращ. к личности человека, не зависит от его характера. ….ислам остается русским

    2. Можно войти (призн. особенности), выходить (отказ призн. особенности).

    3. Ислам – это монотеизм в законченной форме. Аллах – един, бог ни в какой частице не состоит . (Христос – бого-человек, Мухаммед – просто человек).

    В исламе мечеть не имеет внутр. сущности, просто молитв. дом обращения верующих к Аллаху.

    Аллах – «бог», «Божество», это не имя бога

    В Коране у него 99 имен, он и хороший и злой.
    В исламе Свящ. писание – Коран, в нем сказано, что он под пристальным вниманием Аллаха вечно, уступ. ему в авторитете.
    Есть свящ предание (человеч) – сура (состоит из хадисов, рассказов об эпохе раннего ислама), формир. Шариат – свод законов, регулир. жизнь верующих от рождения ДОС мерти.
    В основе 5 обязательных требований или 6 отоллов ислама:

    1. Каждый должен верить в единого бога аллаха, и то что Мухаммед посланник (3 раза сказать перед свящ. мира – то мусульм.)

    - Пост, отлич 9 мес по лунному календарю, огранич в теч 30; дней не едят, не пьют, не курят, девушки не пользуются косметикой, не получают удовольствия, пост с восхода до заката

    - запреты в еде: алкоголь и свинина

    - женщины, беремен и кормящие матери освоб от поста

    - пост разрешается переносить воинам и путешественникам

    - строго зависит от нах-ния в том или ином государстве или обществе
    2. Если пост нарушен, то пост удваивается, или в течении дня можно накормить 60 человек

    !Все по лунному календарю – в разных месяцах пост, на 11 дней раньше, т.к. лунный календарь короче
    3. Молитва 5 раз в сутки

    на практике в сельской местности чаще, ритуал омовения и песок (горячий песок очищ от микробов, лицо, руки до локтей, ноги до щиколоток)
    4. Налоги

    Платат в пользу религии – положено по закону
    5. паломничество в Мекку -1 раз в жизни (10 дней) – 100-150 тыс.руб стоит по нашим деньгам
    джехад – это узкий военный делехит, защита и оборона ислама

    осн мирный ислам – акт, борются со своими недостатками
    Брачные отношения

    Женщина выходит замуж.

    10 . Свобода совести и религии
    Свобода совести – свобода быбора мировоззрения.

    1 Трактовка - Созд идеол. ранней европейской буржуазии. каждый гражданин может выбрать ту религию, которую хочет.

    Свобода совести как выбор вероисповедания.

    2. трактат марксистская – теоретич предполаг свободу мировоззрен. выбор, или атеизма, на практике ни где не применялось.

    До настоящего времен и принцип свободы совести носит классовый характер.

    Церковь должна быть отделена ото государства, их невмешательство во внутренние дела друг друга.

    В нашей стране:

    1905 г – 1 этап

    Фев 1917 г – 2 этап после февральской революции, флормирование советского государства, церковь теряет значительную часть привелегий.

    Большевиками многое перечеркивается, чтос делано в феврале.

    Январь 1918 г – декрет об отделении церкви от государства.

    Закон 1997 года «Закон о свободе совести и религии»

    В настоящее время о полной реализации свободы совести говорить не приходиться.
    написать администратору сайта