Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Становл. и разв. политологии как науки и уч.дисципл. Задачи курса полит.

  • 3.Политика как общественное явление. Многообразие определений политики.

  • 13.Политрежим как хар-ка полит. сис-мы. Важной хар-кой полит. системы явл. полит. режим. Полит. режим

  • 3 типа режимов

  • 4.Полит.мысль периода Античн. и ср.вв.

  • 5.Полит. мысль в Зап.Европе эпохи Возрождения и Нового времени.

  • Политология ответы. 1. Политология предмет, структура, методы и функции


    Скачать 449.5 Kb.
    Название1. Политология предмет, структура, методы и функции
    АнкорПолитология ответы.doc
    Дата13.12.2017
    Размер449.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПолитология ответы.doc
    ТипДокументы
    #7066
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1.Политология: предмет, структура, методы и функции.

    В отеч. научной лит-ре отчетливо сложились две точки зрения по отношению к политологии.

    Первая: пол-гия в шир. см. слова- интегр-ое, комплексное, междисциплинарное знание. Она синтезирует и объединяет выводы, полученные другими науками, изучающими политику (политической философией, политической социологией, политической психологией, юриспруденцией, политической историей, политической антропологией, политической географией). Согласно второй точке зрения, политология в узком смысле слова – это общая теория политики, т.е. специальная научная теория, изучающая лишь политическую сферу жизни общества во всех ее проявлениях.

    Объектом политологии выступает политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Предметом политологии является феномен политической власти, ее сущность, институты, закономерности развития и функционирования.

    Структура политологии впервые определена Международным коллоквиумом по проблемам политической науки (Париж, 1948 г.), на котором было решено, что основными проблемами ее исследования и изучения являются:

    -политическая теория, включающая теорию политики и историю политических учений;

    -политические институты (центральные и местные правительства, правительственные учреждения, функции, осуществляемые этими институтами, а также те социальные силы, которые данные институты создают);

    -партии, группы, общественное мнение;

    -международные отношения.

    В политологии используются разнообразные методы научного познания. Наиболее полно систематизация методов политологии осуществлена профессором В.П.Пугачевым. Он делит методы исследования политических объектов на следующие три группы:

    -общие методы – социологический, нормативно-ценностный, функциональный, бихевиоральный, структурно-функциональный анализ, системный, институциональный, антропологический, психологический, сравнительный, исторический;

    -общелогические методы – анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание истор-го и логического анализа, моделир., матем.-е, прогностические методы и др.;

    -методы эмпирических исследований – использование статистики (прежде всего электоральной), анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение, теория игр и др.

    К функциям политологии относятся:

    -Информационно-познавательная. Изучение политологии позволяет получать новую информацию, раскрывающую сущность познаваемых проблем, способствует познанию теории и практики мирового общественного развития, роли государства, политической сис-мы обществ, партий и т.д.

    -Критически-мировоззренческая, воспитательная. Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, раскрывает их сущность, учит с научных позиций оценивать общественные явления, отстаивать нравственно-политические ценности.

    -Прогностическая. Политологическая теория не только решает задачи сегодняшнего дня, но и стремится заглянуть в будущее, опередить практику, научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей в политике – одна из важнейших задач политической науки.

    -Регулятивная или прагматическая. Политология немыслима в отрыве от реальной жизни, политической деятельности, поскольку без правильного диагноза политической ситуации невозможны единственно правильные политические решения.

    -Аналитическая. Политология помогает анализировать результаты политической деятельности партий, народа, вскрывать имеющиеся трудности, просчеты и ошибки.

    2.Становл. и разв. политологии как науки и уч.дисципл. Задачи курса полит.

    Политология(от греч. Politike-гос-ые, обществ.дела и logos-слово, понятие, рассужд.) есть наука о политике. Первое понятие ввел в употр. Аристотель, второе – Гераклит. Стремление понять и осмыслить политику появилось в период формир. первых гос-в. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифол-я трактовка, для кот. хар-но представление о божест-ом происхождении власти и правителей. С сер. I тыс-я до н.э. полит. сознание стало приобретать самост. хар-р, появились первые теорет. концепции, развивавшиеся в рамках единого фил-го знания. Этот процесс связан с трудами таких полит. мысл-ей древности, как Конфуций, Платон и Аристотель. Они впервые системно описали формы гос-ого устр-ва, классифицировали их, выявили закономер. функц-ия власти. Это была философско-этическая форма познания политики. В период ср-х веков и Нового вр. проблемы политики, власти, гос-ва исследовались в трудах Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Гегеля и др. Они не только сделали полит. науку предметом самост-ого изучения, но, освободив ее от религиозно-этической формы, значительно развили ее. В своих произведениях они обосновали теории общественного права, обществ-го договора, народ. суверенитета, разделения властей, гражд-го общества и правового гос-ва. Становление политологии как самост.отрасли человеческого знания произошло в конце XIX в. Это было связано с появл-м первых массовых полит. партий, введением в ряде стран всеобщ. избират-го права, появл. и широким распростр-м бихевиористских, эмпирических методов иссл-ия.По мнению многих уч-х начало академ. Полит. науки связано с открытием в 1857г.америк. профессором истории и полит.экономии Ф.Либером вКолумбийском колледже кафедры полит. теории и истории. В 1880 г. его преемник, Джон Берджес, на базе этой кафедры открыл Школу полит. наук. В к. XIX – н. XX вв. возникла сеть уч. заведений и науч. центров, целью кот-х стало исследование политики и полит. процессов. Для координации усилий ученых в изучении политики в 1903 г. была учреждена Американская ассоциация полит. науки.Параллельно шел процесс институциализации полит. науки в Зап. Европе. После II мир. войны политология получила мировое признание. По инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. состоялся Международный коллоквиум по вопросам полит. науки. На нем был принят документ, определивший содержание полит. науки, ее основные проблемы, а также было принято решение употреблять термин «полит. наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политологии как самост. науки и уч. дисциплины. В этом же году было рекомендовано преподавание политологии как обязательной уч. дисциплины для всех стран-членов ООН. С 1949 г. действует созданная под эгидой ЮНЕСКО Международная ассоциация полит. науки, которая каждые 3 года проводит междунар. конгрессы. Очередной XXI конгресс прошел в Сантьяго в июле 2009 г.

    Политология как учебная дисциплина решает следующие задачи: 1.политология достоверно и объективно описывает полит. жизнь, раскрывает закономерн-ти функционирования и развития полит.систем, гос.институтов, общественно- полит. орг-ций; 2.политология, кроме передачи определенной суммы знаний о политике, призвана научить студентов защищать свои права, реализовывать личные и групп. интересы через представительные полит. институты, терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать бществ.консенсуса;3.политология рационализ-ет всю полит. жизнь, т.е. делает ее разумной, предсказуемой. Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой ведения полит. дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации.

    3.Политика как общественное явление. Многообразие определений политики.

    Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. В своем трактате «Политика» он определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город-государство в Древней Греции). Политика (от греч. polis – город-государство и его производного politike – государственные, общественные дела) – это деятельность по реализации интересов индивидов, больших социальных групп и всего общества, связанная с использованием государственной власти. Определение политики – предмет многолетних дискуссий ученых. Среди множества определений политики можно выделить следующие:

    -сфера действия гос-ва, партий, общественных движений;

    -борьба за власть, ее использ-е и удержание;

    -деят-ть по управлению обществ. делами;

    -особый вид общения соц.групп и отдельных личностей;

    -деят-ть по принятию решений в обществе, где существует разница интересов.

    Политика – это наука и искусство. Как наука политика требует использования достоверной и оперативной информации и знаний о политической власти и механизме ее функционирования. Как искусство политика предполагает творчество, интуицию, талант. В этом смысле «политика есть искусство возможного».

    Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

    -низший включает в себя решения местных проблем (жилищ.условия, школа, универ., обществ. транспорт и т.п.); полит. деят-ть на этом уровне осущэ отдельными индивид. или местн. органами самоуправления;

    -локальный требует гос.вмешат-ва; наиболее активно политика осуществ. группами и ассоциациями, заинтересованными в соц.-эконом.развитии своего региона;

    -нац-ый занимает центр. место в теории политики, что обусловлено ролью и значением гос-ва как основ-го института по распределению ресурсов в обществе;

    -международный, на котором главными субъектами полит. процесса выступают суверенные гос-ва.

    Политика вып-ет в общ-ве ряд важ-х функ:

    -определ-ие стратегич-х целей разв. общ-ва;

    -руководство и управл-ие общ-м, обеспеч. инновационности обществ. развития;

    -выражение интересов различ-х соц-х групп общества, выявление и разрешение возникающих соц. конфликтов;

    -интеграция общества, обеспечение его целостности и стабильности;

    -рационализация общественной жизни.

    Участники полит. отношений в политологии называются субъектами. Субъект – это носитель предметно-практической деят-ти, обладающий сознанием, самосознанием и способн-ью к осмысл-му целенаправл. действию.

    Субъекты политики делятся на:

    -первичные- отдел.личности, соц. общности (соц.группы, страты, этносы, народ);

    -вторичные (созд-мые целенаправ. людьми);

    -политические институты (гос-тво и его органы, полит. партии, обществ.орг-ции и движения).

    13.Политрежим как хар-ка полит. сис-мы.

    Важной хар-кой полит. системы явл. полит. режим. Полит. режим-система методов и ср-в осуществления гос. власти, хар-р взаимоотношений м/у органами власти, обществом и личностью. В соц.-полит. лит-ре чаще всего выделяют 3 типа режимов: тоталитар., авторитар. и демократ.

    Основными критериями классификации политических режимов явл. способы осуществл. народом своего суверенитета, пр-пы образования и функц-ния гос. органов, взаимодействие законодат. и исполнит. властей. Существенное влияние на тип режима оказывают взаимоотношения партий с др.элементами полит.системы и взаимоотнош. представителей одной партии в парламенте. Основанием дифференциации режимов могут быть также степень централизации гос. аппарата и участие оппозиции в полит. жизни страны, правовой статус личности, полит.идеалы и др.


    4.Полит.мысль периода Античн. и ср.вв.

    Возникновение и развитие полит. мысли начин. с появлением полит. власти и гос-ва. Вершиной развития полит. мысли античности и средневековья явл. работы Платона, Аристотеля и Ф. Аквинского.

    Платон – автор сочинений «Государство», «Законы», в кот. он рассматр. различные формы гос. устройства. К неправильным формам относятся: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания. К правильным – монархия и аристократия. Правильные формы должны основываться на справедливых законах. По мнению Платона, цель гос-ва заключ. в обеспечении справедл. общежития, в кот. каждый должен делать свое дело. Гос-во должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо обществ. группы. Отсутствие единства, раздоры и противор. в гос-ве ведут к его распаду. Единство гос-ва возможно, если отсутств. разногласия среди правящей элиты, действует господство закона над всеми гражданами и отсутствует деление общества на богатых и бедных. Теория «идеального гос-ва» предполагает деление общества на три сословия: философы (правители), стражники и воины (охрана государства), крестьяне и ремесленники (обеспечивают материальный достаток гос-ва). Платон считал, что частная собств-сть и семья порождают эгоизм и вредят общему делу. Поэтому философы и воины должны были быть лишены этого. Наличие семьи и част. собственности допускалось для низшего сословия.

    Аристотель – ученик Платона, изложил свои взгляды в работе «Политика». Он рассматр. гос-во как результат естеств-го развития чел-ка (семьи, селения). Для чел-ка гос-во явл. величайшим благом. По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в гос-х делах. Главная черта гражданина – добродетель, которая состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. В зависимости от цели, кот. ставят правители, Аристотель различает правильные (общие блага) и неправильные (корыстные цели) формы гос. устройства. К правильным относятся монархия, аристократия, полития, а к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Он был противником олигархов, кот. стремились узурпировать власть и деньги. Также был против чрезмерной нищеты – это ведет к восстаниям за передел собственности. Источником соц.стабильности считал людей среднего достатка (чем их больше, тем лучше для государства), а полит. стабильность в идеальном гос-ве должны обеспечивать правильные законы. Философ отмечает, что гос-во существует не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Цель политики – справедливое общее благо. В эпоху средневековья философско-этическая концепция вытесняется религиозной концепцией, христианство претендует на особую роль в обществе и гос-ве.

    Фома Аквинский – философ-теолог. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что гос-во не только сохраняет мир, но и явл. выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматр. взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога. Он считал, что светской власти короля принадлежат только тела людей, а не их души. Над душами властвует церковь и наместник бога – римский папа. Насколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть выше власти земного государя. Так же организовано и общество, где подданные подчиняются церкви, а рабы – господам. По мнению философа, власть – это единств. объединяющий гос-во принцип, без кот. оно обречено на гибель.


    5.Полит. мысль в Зап.Европе эпохи Возрождения и Нового времени.

    Эпоха Возрождения связана с возникновением в недрах разлагающегося феодального общества капиталистических отношений, с появлением и эконом-м ростом класса буржуазии, развитием городов, ремесел, торговли, технических изобретений. В противовес средневековому аскетизму был выдвинут принцип гуманизма, в центре которого находился не бог, а человек. Гуманисты критиковали средневековые догмы, лежавшие в основе религиозной морали. Они выступали против контроля церкви над образом мыслей и деят-тью чел-ка; воспевали желания человека к познанию, способность к самосовершенствованию, образованность и знания. Мыслители считали, что чел-к явл. создателем своей судьбы; утверждали, что основой истинной морали явл. труд и истинное благородство заключ. не в знатности происхождения, а в нравств-х качествах и добродетелях чел-ка.

    Н. Макиавелли – итал. мыслитель, основоположник совр. полит. науки (полит. исследования рассматривал как самостоят. науч. направление). Он окончательно освободил полит. науку от религиозно-этической формы; считал, что полит. мысль должна служить решению практич-х, реальных задач. Гос-во не божий промысел, а дело рук человека. Полит. состояние общества характ-ся определенными отношениями м/у людьми. Их целью явл. обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Сторонник объединения Италии. Автор работ «Государь» и «Рассуждения», в кот-х разоблачал жестокость правителей-тиранов, говорил о превосходстве республики над монархией и о совр.х методах управления.

    Спиноза – нидерланд. философ-материалист. Отрицал феодальные обществ. порядки. Считал, что гос-во возникло на осн. договора и призвано обеспечить чел-ку возможность обрести свободу, в том числе свободу совести, мысли, слова. Был уверен, что людьми нельзя управлять с помощью и посредством страха.

    Томас Гоббс – англ. философ и полит. мыслитель. Разработал светскую теорию полит. власти и гос-ва, т.е. отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Гос-во возник. в резул-те обществ. договора. Люди, живущие в состоянии хаоса (войны всех против всех), заключили договор, отказавшись от части своих естеств-х прав и передав их в ведение гос-в. В обмен на закон и порядок люди добровольно ограничили свою свободу. Верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не должна вмешиваться в личные дела граждан. Люди могут делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность.

    Монтескье – француз, внес большой вклад в развитие гражд. концепции полит.мысли. Явл. основополож. географ-го направления в социологии. Он доказывал, что климат, почва и размер тер-рии обуславливают нравственный облик народа и форму правления. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодат., исполнит. и судебную, которая призвана обосновать принцип законности, обеспечить свободу и сделать право регулятором взаимоотнош. м/у гос-ом и гражданином. Именно в разделении властей он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью.

    Ж.Ж. Руссо – француз.мыслитель, идеолог мелкой буржуазии, в первую очередь, крестьянства. Критиковал феодально-сословные отношения. Отрицал част. собств-ть, но считал, что уничтожить ее уже невозможно. Поэтому необходимо заменить крупную собств-ть мелкой, основанной на личном труде. Отрицал эффективность представительной демократии и защищал различ. формы непосредств. демократии.
      1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта