Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Сущность и функции внимания в психической жизни человека.

  • 3. Внимание и установка

  • 4. Основные свойства внимания

  • 5. Основные подходы к исследованию ст-в внимания

  • 6. Развитие представлений о произвольном внимании в психологии.

  • 7. Представления о не произвольном внимании

  • внимание и память, экзамен. 1. Понятие внимания и его многозначность. Этимология ( раздел науки занимающийся происхождением слов) термина внимание


    Название1. Понятие внимания и его многозначность. Этимология ( раздел науки занимающийся происхождением слов) термина внимание
    Анкорвнимание и память, экзамен.docx
    Дата11.07.2018
    Размер91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавнимание и память, экзамен.docx
    ТипДокументы
    #19646
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1.Понятие внимания и его многозначность.

    Этимология ( раздел науки занимающийся происхождением слов) термина «внимание»:

    Внимание сложно изучить как форму отражения, сложно определить его специфическое содержание и определить его продукт, поэтому в психологии и сейчас обсуждается вопрос, является ли внимание самостоятельной формой психики. Внимание является необходимой стороной других познавательных процессов. Благодаря вниманию они становятся избирательными и активными. Некоторые психологи утверждают, что внимания не существует вообще.

    Многозначность понятия внимание:

    1) В обыденных представлениях:

    В латинском, французском и английском языке, внимание – напряжение души к известному объекту или обращение к нему.

    В немецком внимание – примечание или замечание объекта субъектом, выделение объекта как особо значимого среди других;

    В Русском – действие взятия в душу известного объекта, усвоение его субъектом.
    2) Научное представление:

    Теодюль Рибо (1892). В – «умственный моноидеизм», концентрация сознания на одной идее; состояние исключительное, ограниченное во времени; сопровождается приспособлением индивидуума к условиям жизни.

    Николай Ланге (1893). В – целесообразная реакция организма, улучшающая условия восприятия и способствующая приспособлению организма к окружающей среде. Это выделение на первый план одних впечатлений и вытеснение других.

    Вильгельм Вундт (1912). В – «фиксационная точка сознания»; наиболее ясное и отчётливое сознание. Ясность достигается путём перемещения содержания сознания из зоны перцепции, в зону апперцепции.

    Пётр Гальперин (1958). В – внутреннее свернутое, автоматизированное действие контроля. Это самостоятельная форма психики, имеющая своё специфическое содержание и свой продукт. Ульрик Найссер (1976). В – это направленность основного потока нашей деятельности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа.

    У. Джемс свел всё внимание к функции избирательности.
    На современном этапе исследования внимания эта идея получила широкое признание и экспериментальную разработку в когнитивной психологии (Дональд Бродбент, А. Трейсман, Д. Норман, А. и Д. Дейч др.). Авторы ресурсных теорий внимания (Д. Канеман, 1973 и др.) выделяют в качестве основной – функцию энергетической мобилизации и «подпитки» центральных структур переработки информации. В последней модели внимания

    А. Трейсман (1988) специально выделяет и подробно исследует функцию интеграции перерабатываемой информации.

    Существуют и другие толкования сущности внимания. Под понятием «внимание» сегодня имеются в виду самые разнообразные явления, которые мы условно можем разделить на следующие категории:

    1) Субъективные явления. Сюда относятся характеристики содержания сознания, н-р ясность, сознания, отчетливость сознания;

    субъективные переживания, н-р напряжение и усилие, интерес и удивление, активности и погруженность в деятельность.

    2) Объективные явления. Внешние проявления внимания, наблюдаемые другими людьми. Сюда относятся: различные поведенческие или двигательные комплексы: позы, жесты, фиксация и установка зрения, повороты и наклоны головы; более тонкие, скрытые от простого наблюдения проявления внимания или невнимания: электрическая активность мозга, сердечнососудистая активность, микродвижения глаз.

    В отечественной психологии в настоящее время внимание определятся следующим образом: внимание – направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности значимость [т.е. соответствующие основным поребностям] (ситуативную или устойчивую); это сосредоточение психики сознания, предпологающее повышенный уровень активности по отношению к объекту внимания.
    2. Сущность и функции внимания в психической жизни человека. Дискуссии о природе внимания.

    Сущность внимания как особой формы психической активности достаточно точно охарактеризовал П.Я. Гальперин. Во-первых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта: его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует. К основным функциям В относятся: избирательность, целенаправленность и активность.

    Функция избирательности реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку. Она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.

    Функция целенаправленности - сосредоточение внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении.

    Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности внимания во время выполнения элементов деятельности.

    Внимание принимает участие в процессах памяти, в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы. Регулирующая роль в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности. Собственно, переключение внимания на что-то другое означает смену мыслительных занятий.

    Бихевиористы исключили сознание, а вместе с ним и внимание из предметного поля психологии. Гештальпсихологи прямо призывали отказаться от использования термина внимание, мотивируя это тем, что за этим понятием прячется всё, что угодно: там, где мы не может объяснить явление, мы просто апеллируем к термину «внимание.

    В современной отечественной преобладает мнение, что В представляет собой не самостоятельный психический процесс, а лишь характеристику других психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.). Все они направлены на свой объект и в определённой мере сосредоточены на нём. Внимание сливается с другими психическими процессами; оно составляет их характеристику. Его нельзя рассматривать как

    отдельную, обособленную форму психики; оно не имеет своего специфического содержания.

    Функции внимания:

    1) Отбор значимых раздражителей (соответствующих [релевантных] потребностям) и игнорирование незначимых. Благодаря этому все формы психической активности становятся избирательными.

    2) Удержание в поле ясного сознания содержания необходимого для выполнения актуальной деятельности пока не будет достигнута цель деятельности.

    3) Функция контроля и регуляции.

    4) Функция антиципации (предвосхищение, прогнозирование явлений действительности на основе прошлого опыта).

    5) Функция энергетической мобилизации центральных структур переработки информации.

    6) Функция интеграции перерабатываемой информации.

    Внимание сложно изучить как форму отражения, сложно определить его специфическое содержание и определить его продукт.
    3. Внимание и установка

    Исследования показали, что если человек ожидает вспышки света, то у пего возникает изменение электрических ответов в зрительных областях коры, а если он ожидает болевого раздражения — изменение электрических ответов в сензомоторной области коры.

    Если субъект предупреждается, что в ответ на сигнал он должен реагировать движением правой руки, то ожидание этого сигнала вызывает изменение электрических явлений (электромиограммы) в мышцах правой руки, не вызывая таких же явлений в мышцах левой руки. Обратное имеет место, если субъект предупреждается, что в ответ на сигнал он должен произвести движение левой рукой. Такое состояние готовности к определенному движению называется установкой на движение, и его объективные признаки носят строго избирательный характер.

    Эти факты также показывают, что реакция активации, включенная в системуориентировочного рефлекса, может носить строго избирательный характер.

    Избирательный характер установки, вызываемый у человека готовностью к какой-либо деятельности, был детально изучен выдающимся советским психологом Д. Н. Узнадзе в его широко известных опытах с фиксированной установкой.

    Если после того, как испытуемому предлагалось несколько раз ощупывать правой рукой маленький шар, у него оставалась «фиксированная установка»

    готовность к тому, что в правую руку будет даваться шар, большой по объему. Поэтому, когда неожиданно для испытуемого в обе руки давались одинаковые шары, этот раздражитель вступал в конфликт с ожидаемой неравномерностью шаров, и шар, даваемый в правую руку, по контрасту с ожидаемым оценивался как меньший, чем шар, даваемый в левую руку.

    Индивидуальные различия в созданной установке обнаруживались в степени ее избирательности. У одних испытуемых установка на различную величину шаров, вызванная описанным экспериментом, ограничивалась лишь двигательной сферой и проявлялась только в описанных опытах с ощупыванием шаров и, следовательно, носилаконцентрированный характер.

    У других она распространялась и на другие сферы, и после того как описанная иллюзия была вызвана в двигательной сфере (ощупывание шаров разных размеров правой и левой рукой), она проявлялась и в зрительной сфере — в иллюзии того, что из двух одинаковых по диаметру окружностей правая (соответствующая правой руке) меньше, чем левая.
    4. Основные свойства внимания

    Концентрация внимания — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

    Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

    Объем внимания — это количество объектов, которое человек может одновременно осознать при восприятии. Одновременно можно охватить 3-7 объектов.

    Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков.

    Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Человек способен выполнять одновременно два вида деятельности, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован, и не требует внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

    Переключение внимания — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

    Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью.
    5. Основные подходы к исследованию ст-в внимания:

    Подходы к исследованию внимания: 1) структурный,

    2) функциональный, 3) генетический.

    (1) структурный соотношение внимания и сознания. Классическая психология сознания. Модели сознания. Вундт: различение центра и периферии – характеристики центра сознания.

    Джемс: поток сознания и 3 составляющие внимания:

    а) познавательная,

    б) аффективная

    в) волевая (моторная).

    (а) познавательная. связь внимания с восприятием, характеристики и 3 условия восприятия: 1) сенсорная ясность. Титченер: усиление внимания – интенсивность внимания. 2) Вундт: отчетливость – аналитический эффект внимания. Все, что не входит в поле внимания, разделяется на части, анализируется. 3) Задержка и фиксация материала – мнемический эффект, условия образования прошлого опыта.

    (б)аффективная. 1) переживание внутренней активности часто связано с чувством неудовольствия. 2) состояние волнения, вовлеченности в деятельность, интерес к объекту, связь с мотивацией.

    (В) моторная. Наличие кинестетического ощущения – мышечное чувство (чувство телесной напряженности). Компоненты ориентировочных рефлексов: изменение мимики; физиологические реакции; сосредоточение и т.д. Структурная психология: только мышечное чувство
    (2) функциональный соотношение внимания и жизнедеятельности. У. Джемс говорил что мир для субъекта – набор хаотических воздействий.

    Основная функция внимания – упорядочивание этих воздействий и возможность осуществлять направленную деятельность. Внимание – избирательность потока сознания, выражение спонтанной активности субъекта, функция которой установление порядка восприятия впечатлений.

    Другая функция: сосредоточение / удержание материала в сознании за счет работы с ним. Поток сознания может замечаться субъектом – удержание материала. Представление о механизмах внимания: механизмы приспособления к наилучшему восприятию, т.к. внимание рассматривается и в связи с его телесными проявлениями. Основной механизм внимания – преперцепция – предвосхищение восприятия материала. Виды внимания:

    1) перцептивное: восприятие текущих событий и построение модели ближайшего будущего, свойство субъекта – наблюдательность,

    2) интеллектуальное – проницательность, способность ориентироваться в новых данных опыта, возможность выделить существенные атрибуты воспринимаемого материала. Избирательность потока сознания – перебор различных впечатлений. Произвольность – выбор впечатлений. Развитие личности – развитие внимания. Развитие внимания связано с развитием всех способностей субъекта.
    (3) генетический соотношение внимания и общественной культуры. Т. Рибо говорил, что собственно человеческие психические функции разделены между людьми, не являются индивидуальными свойствами. Управление и развитие внимания может быть только косвенным. Развитие внимания связано с мотивацией: присвоение социальной мотивации, внешних требований. Определение развития внешней мотивации через развитие движения – моторная теория внимания: внимание связано с набором выразительных движений, которые можно контролировать (развитие внимания).
    2 плана развития внимания:

    1) развитие личностной активности субъекта,

    2) создание и развитие внешних средств управления внимания.
    3 уровня развития внимания (Титченер):

    1) непроизвольное (вынужденное), управляемое внешним объектом,

    2) произвольное, социальное. Условие развития произвольности – диалог с другим, внимание первоначально управляется извне.

    3) послепроизвольное, активность личности – высшее проявление внимания, означающее вовлеченность деятельности. Нет необходимости во внешнем требовании.

    Субъект мотивирован внутренним содержанием выполняемой деятельности: а) натуральная, б) социальная, в) личностная. Само освоение культурных предметов предполагает развитие внимания. Созданные предметы управляют психическими функциями: освоение культурного предмета формирует определенные психические качества, образование которых связано с развитие
    6. Развитие представлений о произвольном внимании в психологии.

    Произвольное внимание – процесс внимания сознательно организуемого с помощью вспомогательных средств (Выготский). Произвольное внимание всегда апперцептивное, опосредованное, т.к. мы делаем усилие над собой тогда, когда объект нашего внимания лишь косвенно связан с каким-нибудь интересом.

    Теодюль Рибо впервые в истории психологии внимания высказывает мысль о социальном, культурном происхождении высших форм внимания – произвольного внимания. Произвольное внимание, - говорит он, - результат приспособления к условиям социальной жизни и возникает по требованию обстоятельств этой жизни. Под влиянием социального развития человек перешёл к господству произвольного внимания. Оно – и причина и следствие цивилизации.

    Л.С. Выготский глубоко разработана в рамках его культурно-исторической теории. Произвольное внимание состоит главным образом в задерживании движения. Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь насильственно, под влиянием воспитания – всё равно, исходит ли оно от людей или от вещей.

    Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

    Основой произвольного внимания являются связи, которые образовались в прошлом опыте человека между той или иной задачей, или, точнее, ее словесной формулировкой, и действиями, соответствующими определенной направленности внимания. Внимание подчиняется задаче деятельности.

    Произвольное внимание могут мешать:

    внешние раздражители (посторонние звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители).

    состояния организма (болезнь, усталость и др.).

    посторонние мысли, образы, чувства.

    Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности.

    Важную роль в качестве условия внимания играет значение задачи, место, которое она занимает в жизни и деятельности человека, Чем важнее задача, чем яснее понято ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.

    Велика роль интереса и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.
    7. Представления о не произвольном внимании

    Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) внимание возникает стихийно, без видимых волевых усилий, как бы автоматически, независимо от состояния человека. Непроизвольное внимание вызывают факторы:

    объективные (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность объектов)

    субъективные (интересы, склонности)

    Интересным для человека чаще всего становится то, что связано с его основными, любимыми занятиями.

    Кроме силы и неожиданности раздражителей непроизвольное внимание может быть вызвано также их контрастом. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание. В свою очередь, непроизвольное внимание делят на следующие разновидности:

    вынужденное, включающееся при воздействии многократно повторяющихся сигналов

    невольное, ориентированное на объекты, связанные с потребностями человека (например, выпускника

    университета вряд ли привлечет новый справочник для поступающих в вузы);

    привычное, связанное с постоянной сферой интересов человека (в книжном магазине нас прежде всего привлекают издания, которые соответствуют нашей профессии или нашему хобби).
    Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом.

    Причины возникновения непроизвольного внимания:

    1) Неожиданность раздражителя.

    2) Относительная сила раздражителя.

    3) Новизна раздражителя.

    4) Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

    5) Контрастность предметов или явлений.

    6) Внутреннее состояние человека.
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта