Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. Особенности подхода Найссера к исследованию внимания.

  • 20. Ёмкостная модель внимания Д. Канемана.

  • 21. Психофизиологическое направление в исследовании внимания. Физиологические основы внимания.

  • 22. Классификация видов и типов памяти.

  • 23. Методы исследования памяти (современные и классические).

  • 25. Учение о двух видах памяти А. Бергсона.

  • внимание и память, экзамен. 1. Понятие внимания и его многозначность. Этимология ( раздел науки занимающийся происхождением слов) термина внимание


    Название1. Понятие внимания и его многозначность. Этимология ( раздел науки занимающийся происхождением слов) термина внимание
    Анкорвнимание и память, экзамен.docx
    Дата11.07.2018
    Размер91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавнимание и память, экзамен.docx
    ТипДокументы
    #19646
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    18. Развитие моделей внимания в работах Трейсман, Дейч, Нормана.

    Трейсман предположила, что нерелевантные сообщения не блокируются полностью, а ослабляются на какое-то время. Сигнал оценивается по общим физическим признакам. Просмотр осуществляется посредством делителя или «перцептивного фильтра» (аттеньютора) – устройства, регулирующего интенсивность сообщения. Он выполняет роль посредника между сигналом и его вербальной обработкой. Значение опознаваемой информации осуществляется с помощью индивидуального словаря, состоящего из значимых слов. Последние обозначаются в когнитивной психологии следующими терминами, составляющими синонимический ряд: детекторы, логогены, нейронные единицы. Они приводятся в действие информацией, пропускаемой «перцептивным фильтром». Даже самая слабая струя информации может активизировать логоген, если он должным образом сформирован и подготовлен. Осознанное понимание становится возможным на самых высоких уровнях переработки информации. Процесс обработки и отбора информации осуществляется как иерархия последовательно выполняемых тестов и как многоуровневый процесс. Решение на каждом этапе принимается на основе разных критериев.

    Модель, альтернативная модели ранней селекции, была предложена супругами А. и Д. Дойч (или Дейч) и затем пересмотрена Норманном. она была названа «моделью уместности». Основная идея этой модели состоит в том, что все поступающие на органы чувств сигналы предварительно анализируются, а затем только отбирается информация для её дальнейшей обработки Осуществляется «параллельная обработка» всех сенсорных входных сигналов. Ограниченность возможностей системы проявляется только после того, как все входящие сенсорные сигналы будут некоторым образом обработаны. Предпочтение отдаётся сообщениям существенным или уместным.

    Уместными Д. Норман считает те сигналы, которые важны для достижения цели, стоящей перед системой. Физические сигналы, проходя сенсорную систему и механизмы анализа стимулов, возбуждают свою презентацию в системе хранения информации. Анализ ранее встречавшегося материала, ожидание, правила – это основания для определения уместной информации. Опознаются все сигналы, но человек не в состоянии обработать информацию, поступающую по неконтролируемому каналу после её опознания.
    19. Особенности подхода Найссера к исследованию внимания.

    Ульрик Найссер резко критикует идею фильтра, используемую в рамках селективного подхода для описания и объяснения внимания. Мозг содержит миллионы нейронов, невообразимо тонко связанных между собой. Он убеждён, что в большинстве случаев мы сможем, напрактиковавшись, справляться с задачами, моделируемыми методом дихотического прослушивания. С его точки зрения, внимание – это конструктивный процесс, значение которого прежде всего в том, что оно не отбрасывает часть новой информации, а участвует в её синтезировании, включении в имеющуюся уже. Процесс приёма и переработки информации осуществляется одновременно на уровне предвнимания и фокального внимания. На уровне предвнимания отслеживается и перерабатывается всё, что находится за пределами основного потока текущей активности. Предвнимание обеспечивает грубый анализ поступающей извне информации. Оно выполняет функции: 1) слежение за изменениями в поле активности – процессы бдительности; 2) выделение «фигуры из фона». Фокальное внимание осуществляет тонкий анализ информации и протекает с участием когнитивных карт. Это ориентировочные схемы, включающие в себя репрезентации внешнего мира и место «Я» в этом мире. Некоторые из них – врождённые, но большинство возникают и постоянно модифицируются под воздействием нового опыта взаимодействия с внешним миром. Внимание – это направленность основного потока нашей активности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа. Ограничение определяется соответствующей когнитивной картой, выполняющей функцию предвосхищения принимаемой информации. Включённое в восприятие, внимание позволяет выбрать то, что мы хотим видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена. Внимание – необходимая составляющая перцептивного цикла.
    20. Ёмкостная модель внимания Д. Канемана.

    Вместо постулирования «узких мест» в процессе обработки информации, он предположил, что существует ограничение на способность человека выполнять умственную работу. Внимание – это внутреннее усилие, для которого необходимы ресурсы. Последние могут быть увеличены за счёт активации под влиянием требования решить возникшую задачу. Акт внимания зависит не столько от желаний и интенций субъекта, сколько от объективной сложности задачи. При этом с возрастанием сложности задачи количество ресурсов растёт гораздо медленнее, чем сложность задачи. Для восполнения ресурсов и их увеличения служит активация, но количество выделенных ресурсов постепенно отстаёт от растущей сложности задачи, в результате чего возникают ошибки. При всех условиях часть ресурсов остаётся в резерве для обеспечения решения неожиданных экстренных задач. «Ресурсоёмкость» каждой задачи меняется по ходу её решения. Распределение ресурсов в модели Д. Канемана определяется следующими факторами: 1) долго-временной готовностью, отражающей законы непроизвольного внимания; 2) временными намерениями; 3) оценкой требований; 4) влияниями возбуждения. Согласно Д.Канеману, некоторые виды информационной обработки могут инициироваться при поступлении входной информации, а другие требуют дополнительного входного сигнала в виде усилия внимания.
    21. Психофизиологическое направление в исследовании внимания. Физиологические основы внимания.

    Со времени опубликования работы Д. Линдсли (1960) в психофизиологии накоплен большой экспериментальный материал относительно роли коры больших полушарий в регуляции сенсорных сообщений, лежащей в основе селективного сенсорного внимания. Согласно психофизическим концепциям, внимание связано с бодрствованием и сознанием и регулируется общими нервными механизмами - иерархически организованной не специфической системой, работающей совместно со специфическими образованьями мозга. В свете накопленных в современной психологии и психофизиологии фактических данных и развиваемых представлений внимание следует рассматривать как один из процессов само регуляции, направленный на такую организацию активности индивидуума, которая обеспечивает наилучшее выполнение стоящих перед ним задач при наименьших энергетических затратах или при сохранении и поддержании оптимального для данного индивида уровня бодрствования. С позиции психофизиологии внимание рассматривается не как самостоятельный психический процесс, а как отражение таких межсистемных отношений текущей деятельности, которые обеспечивают эффективность этой деятельности. Сходные точки зрения на проблему внимания высказывались в работах ряда исследователей (Найсер,1981: Величковский и д.р.). Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс . Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды. Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.
    22. Классификация видов и типов памяти.

    Классифицировать виды памяти можно по нескольким различным основаниям. Виды памяти по времени сохранения информации. К мгновенному типу памяти относится сохранение информации лишь в момент её восприятия. Кратковременному типу памяти также соответствует сохранение данных в течение достаточно короткого времени. Обычно кратковременная память хранит информацию в течение 20-30 секунд после того, как человек её получил. Оперативным называют тип памяти, направленный на хранение информации некоторый, заранее известный промежуток времени. По истечении этого периода времени данные оперативной памяти забываются и уже не могут быть воспроизведены. Обычно это период от нескольких минут или часов до нескольких дней. Долговременный тип памяти - это способность сохранять информацию в течение достаточно длительного периода времени. Данные, которые находятся в долговременной памяти человека, могут воспроизводиться многократно, правда, зачастую, для этого требуется мышление и некоторое усилие воли. Именно такой вид памяти как долговременная позволяет человеку в нужный момент вспомнить ту информацию, которую он когда-то получил и даёт возможность воспользоваться ею. Долговременный - это основной вид памяти для каждого человека, так как именно он используется наиболее часто в процессе жизнедеятельности. Генетический тип памяти соответствует хранению информации в генотипе, который передаётся и воспроизводится по наследству. Однако, так как генотип человека исследован ещё недостаточно хорошо, этот тип памяти считается наименее изученным.

    Виды памяти по используемым органам чувств. Зрительный тип памяти соответствует процессам сохранения и воспроизведения данных в виде зрительных образов. Это один из самых развитых видов памяти человека. Слуховая память связана с запоминанием данных, которые воспринимаются органами слуха. К этим данным относится речь, музыка и т.п. Двигательный вид памяти связан с запоминанием разнообразных движений и обычно развивается в течение длительного периода времени. Осязательная память основана на запоминании ощущений, которые возникают при ощупывании предметов и воспринимаются через поверхность кожи. Этот вид памяти обычно функционирует совместно со зрительным типом памяти, создавая точный образ того или иного объекта. Обонятельный тип памяти связан с запахами. Данным видом памяти человек наделён с рождения. Вкусовым называется вид памяти, связанный с вкусовыми ощущениями. Самые простые из них: сладко, горько, кисло. Эмоциональной памятью называется способность хранить впечатления, вызванные теми или иными эмоциональными переживаниями. Чем сильнее эмоции, тем лучше запоминается информация, чем они слабее, тем хуже процесс сохранения и дальнейшего воспроизведения. Виды памяти по участию воли. Произвольный тип памяти соответствует ситуациям, когда запоминание и воспроизведение информации происходит осознанно, на волевой основе. Для активации произвольной памяти человеку необходимо приложить определённые усилия и скоординировать их с процессом мышления. Непроизвольный тип памяти отличается тем, что при нём запоминание и воспроизведение данных протекает само собой, без желания, усилия и воли человека. Непроизвольная память очень важна в детском возрасте, когда именно с её помощью ребёнок знакомится с окружающим миром. Однако, то, что хранит непроизвольная память, не является случайной информацией - человек запоминает и воспроизводит то, на что направлено его внимание, что отвечает его потребностям.
    23. Методы исследования памяти (современные и классические).

    Экспериментальные методы исследования памяти начали применять в конце XIX в. Основоположник - немецкий психолог Г. Эббингауз опубликовал первое экспериментальное исследование памяти в 1885 г. Эббингаузу, Мюллеру, А. Пильцеккеру и другим авторам принадлежит разработка методов исследования процессов заучивания и сохранения, получивших название классических. К ним относятся: метод измерения объема непосредственной памяти, метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод антиципации, метод удачных (или свободных) ответов, метод тождественных рядов, метод последовательного воспроизведения, метод сбережения. Классические методы и их элементы широко используются в современных исследованиях памяти наряду с большим числом новых методик. Существующие методы исследования памяти можно разделить на две большие группы: изучение свойств различных видов памяти и исследование процессов памяти.

    (I). Методы исследования свойств различных видов памяти.

    1. Методы определения типов памяти. Ф. Гальтон обратился к ряду европейских ученых с предложением ответить на его вопросы, поставленные таким образом, чтобы по ответам можно было определить

    преобладающие особенности запоминания субъектом различных образов.

    2. Методы исследования непроизвольной памяти. Непроизвольное запоминание является не специальным целенаправленным действием, а побочным результатом деятельности, направленной на решение каких-либо других задач. Основной методический прием для изучения непроизвольного запоминания состоит в том, что субъекту предлагают выполнить какую-либо деятельность, а затем, после паузы, спрашивают, что именно из проделанной работы или полученных впечатлений сохранилось у него в памяти.

    3. Методы исследования кратковременной памяти. При исследовании кратковременной памяти возникает ряд задач.

    А). Измерение объема кратковременной памяти.

    Б). Определение длительности сохранения в кратковременной памяти материала, различного по характеру и модальности.

    В). Выяснение механизмов забывания в кратковременной памяти: является ли оно результатом слабости следов или результатом тормозящего влияния на удержание следов какой-либо побочной деятельности (ретроактивное торможение).

    Г). Изучение возможных преобразований информации в кратковременной памяти.

    (II). Методы исследования процессов памяти. Эти методы можно разделить на три подгруппы:

    1) методы исследования процессов запоминания;

    2) методы исследования процессов воспроизведения и узнавания;

    3) методы исследования процессов сохранения.


    24. Проблема памяти в ассоциативной психологии, бихевиоризме, гештальтпсихологии.

    В большинстве случаев теории ассоциативной психологии представляют собой вариант механистической трактовки психических явлений. В понимании ассоционистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются.

    Раскрытие их закономерностей было дано И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

    По Павлову, ассоциации — не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Но бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом. На смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Основной постулат данного направления психологии гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Сторонники данной теории исходили из того, что материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры. В исследованиях, где проводились эксперименты с позиции гештальтпсихологии, было получено много интересных фактов. Так, исследования Б. В. Зейгарник показали, что если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. Данное явление можно объяснить так. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его. Эта потребность, которую К. Левин назвал квазипотребностью, усиливается в процессе выполнения задания. Она оказывается реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. Следовательно, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Однако следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении.
    25. Учение о двух видах памяти А. Бергсона.

    Анри Бергсон – представитель интуитивизма. Прибегая к анализу повседневной жизни, патологических случаев и психологических экспериментов. Бергсон говорит о двух теоретически самостоятельных и независимых друг от друга видах памяти. Первая – истинная – регистрирует в форме точных и полных образов-воспоминаний все события нашей жизни, по мере того как они развертываются во времени. Во второй, по мере их повторения, фиксируются разумно скоординированные движения. Причем вторая может подменять первую, конструируя образ. Вторая, приобретенная при помощи сознательного усилия, остается в зависимости от нашей воли, первая, совершенно самопроизвольная, обнаруживает такую же капризность в воспроизведении, как и верность в сохранении образов. В реальности обе памяти тесно взаимодействуют: образы первой являются как бы образцом для построения в соответствии с ними механизмов действий второй. К бессознательным психическим состояниям Бергсон предлагает относить невоспринимаемые и невоображаемые объекты. Восприятия, по Бергсону, располагаются вдоль двух координирующих образований (на одном из них – условно, плоскости, – согласно их субъективно воспринятой топографии, находятся представления об окружающем пространстве, на другом – «конусе» – наши воспоминания, расположенные по степени отдаленности во времени), имеющих одну общую точку – наше сознание. По соотношению двух видов памяти Бергсон делит людей на 3 типа: «вполне уравновешенные» (норма), «импульсивный» (человек находится во власти первой памяти) и «мечтатель» (преобладает вторая). Конкретные образы запоминаются достаточно отчетливо, но для этого не требуется их повторение, при этом для формирования навыка (например, выучивания стихотворения) необходимо повторение. Кроме того, запоминание стихотворения подразумевает сначала его членение на элементы, а потом восстановление, что принципиально невозможно сделать с конкретным образом: он целостен и неделим.
    1   2   3   4   5
    написать администратору сайта