Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Развитие политического консультирования в Америке

  • 3 Политический консалтинг в России

  • 4 Современная эпоха политического консалтинга

  • 5 Субъекты политического консалтинга и его типы

  • По признаку формальности официальности

  • К формальному

  • 6. Понятие «имидж». Функции имиджа

  • 7 Классификация имиджей

  • 8 Представления лидера о самом себе и как они влияют на политическое поведение

  • КОНСАЛТИНГ. 1. Понятия Консультирование, Консалтинг, Политическое консультирование


    Название1. Понятия Консультирование, Консалтинг, Политическое консультирование
    АнкорКОНСАЛТИНГ.doc
    Дата24.12.2017
    Размер316 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКОНСАЛТИНГ.doc
    ТипДокументы
    #9255
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Понятия «Консультирование», «Консалтинг», «Политическое консультирование»

    Консультирование - это область деятельности, связанная с оказа­нием со стороны специалиста непосредственной помощи людям, ко­торые нуждаются в ней в виде советов и рекомендаций. Они даются клиентам в ходе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, которую требуется разрешить.

    Консалтинг - деятельность специализированных компаний, за­ключающаяся в консультировании производителей, продавцов, по­купателей, политических деятелей, работников специальной сферы по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, культур­ной и другой деятельности.

    Политическое консультирование - это относительно новая об­ласть профессиональной деятельности специалиста по связям с об­щественностью. Политический консалтинг - это новое научное на­правление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества выделенных групп и индивидуумов в достижении цели на­правленного изменения существующей социальной ситуации.

    Функции политического консалтинга:

    исследование политической ситуации ;прогнозирование политической ситуации; реализация маркетингового аспекта;

    реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию; оперативное реагирование на изменение политической ситуа­ции.

    Консалтинговые компании можно определить как компании, вы­полняющие услуги по обеспечению названных функций.

    Политические консультанты - субъекты политической ситуации, выполняющие услуги по обеспечению функций политического кон­салтинга.

    Профессионалом является тот, кто применяет глубокие специаль­ные знания и практические навыки в сочетании с определенными качествами и этическими нормами и стандартами, получая за эту деятельность денежное вознаграждение.


    2 Развитие политического консультирования в Америке

    В Америке активизация политических кампаний и активное раз­витие политического консультирования произошли вскоре после Войны за независимость. Этому способствовали-: усиление различий в обществе, в политических интересах и по явление множества группировок. Го­родскую фракцию составляли богатые бизнесмены и представители либеральных профессий. Летом 1787 г. собрался конституционный конвент и вынес на об­суждение вопрос учреждения нового центрального правительства. Началась борьба за ратификацию Конституции, ставшей первой, под­линно национальной политической кампанией, которая приобрела национальный размах. С данного момента политический консалтинг стал фактом американской политической жизни. Советники и по­мощники кандидатов в основном на добровольной основе выполняли функции современных консультантов, оказывая содействие в органи­зации новостийных событий, подготовки выступлений и печатных агитационных материалов.

    С активизацией политической жизни стало увеличиваться и коли­чество кандидатов, обращающихся к друзьям или политическим кон­сультантам за содействием. Наиболее известным был Джон Бекли.


    3 Политический консалтинг в России

    В России политический консалтинг как учебная дисциплина вве­ден в учебные планы подготовки специалистов по связям с общест­венностью лишь в 2000 г., хотя в той или иной мере к политическим консультантам политики обращались всегда. Политические консуль­танты в России всегда находились в тени.

    Сегодня же, в условиях развития демократии, политический кон­салтинг становится для отдельных специалистов по политическому консультированию не просто бизнесом, а средством самовыражения на политической арене.


    4 Современная эпоха политического консалтинга

    Начало современной эпохи политического консалтинга положило использование телевидения в 60-е гг. XX в. Современные медиа ори­ентированные консультанты продолжают дело своих предшествен­ников, совершенствуют технологии политического убеждения людей с использованием аудиовизуальной техники.

    В Европе и Америке за последние десятилетия в политическом консалтинге произошли серьезные изменения, а в последние годы усилилась тенденция к специализации. Сегодня при проведении крупных мероприятий и акций в меньшей степени ориентируются на консультантов-универсалов.

    При разработке и реализации стратегии и тактики политического консультирования малые политические лидеры и лидеры, не имею­щие достаточных средств, вынуждены ограничиваться услугами универсалов. Но при этом нельзя забывать о том, что лишь немногие политические консультанты могут претендовать на эту роль. Один из основателей политического консультирования Мэт Риз высказывал сожаление по поводу вырождения дела политического консультиро­вания. По его мнению, «... консультанты все больше воспринима­лись как неотъемлемый атрибут всех крупных кампаний, средства массовой информации стали полагаться на нас как на источник ин­формации о политике, включая перспективы и тенденции ее разви­тия, оказываемое ею влияние на бизнес......

    Наиболее опытные профессиональные политические консультан­ты придерживаются установки не давать самим интервью и тем бо­лее «играть собственную игру» до тех пор, пока не закончится кам­пания, в которой он участвует в качестве консультанта.


    5 Субъекты политического консалтинга и его типы

    Независимо от типа политического консалтинга основными его субъектами, призванными инициировать влияние на политическую ситуацию, являются политический консультант или группа полити­ческих консультантов, обеспечивающих реализацию функций поли­тического консалтинга в соответствии с поставленными целями. По­литический консультант всегда является воздействующей стороной. Объектом, на кого распространяется данное воздействие, является общество, его группы и индивидуумы.

    Типы, виды, жанры политического консалтинга выделяются по различным основаниям.

    В зависимости от субъектов консалтинга и от роли, в которой вы­ступают консультанты, выделяют два типа политического консал­тинга:

    политическое консультирование, осуществляемое «изнутри» структуры аппарата политика;

    политическое консультирование «извне» (независимыми от клиента консультантами из научных учреждений или консалтинго­вых фирм).

    По признаку формальности официальности на нефор­мальное, формальное и смешанное.

    Неформальное аттестуется по субъектам, источникам, содержа­нию, форме, стилю как запроса, так и представления совета и реко­мендаций. К этом типу консультирования относится ситуация, когда в роли советчиков политического деятеля выступают (по его просьбе или инициативе) члены его семьи, другие и т. д.

    К формальному консультированию относятся все виды соответст­вующей профессиональной служебной и политической информации, все специальные СМИ, а также специальные обращения политика за консультацией к тем, кто может давать такие консультации. Под формальным (официальным), отношения между источником консультации - консультантом и получателем консультации - клиен­том, когда оба субъекта находятся в непосредственной служебной связи друг с другомПри смешанном консультировании одна из сторон выступает в официальной роли, а другая - в неофициальной. Одна из сторон об­ращается за советом к консультанту, с которым он находится в офи­циальных отношениях, но хочет получить при этом неофициальное мнение.

    Выделяют также два типа политического консалтинга по направ­лению воздействия.

    Политический консалтинг, ориентированный на внутреннее пре­образование субъектов политической ситуации и преобразование самой политической ситуации. Данный тип консалтинга включает:

    исследование, анализ, формирование и коррекцию имиджа субъекта политического консалтинга;

    исследование, анализ и оптимизация ресурсов субъекта поли­тического консалтинга;

    организационное консультирование структур, являющихся субъектами политического консалтинга.

    Политический консалтинг, ориентированный на преобразование общественного мнения о политической ситуации, включает:

    исследование, анализ, прогнозирование и оптимизацию ресур­сов; *

    исследование, анализ, прогнозирование и оптимизацию страте­гий и тактик, предложенных к применению;

    исследование, анализ, прогнозирование и оптимизацию факто­ров влияния.

    По масштабу воздействия политический консалтинг можно под­разделить на локальный и глобальный.

    Локальный политический консалтинг включает воздействие на политическую ситуацию в отдельном регионе. К данному типу отно­сятся методы точечного воздействия на выделенную социально- политическую ситуацию и влияние на данную ситуацию на местном и региональном уровне.

    Глобальный политический консалтинг - это политический кон­салтинг в масштабах государства, нескольких государств и всего об­щества, нераздельно связан с понятием мировоззрения, так как при таком типе политического консалтинга объектом воздействия стано­вится именно исторически сложившаяся и оправданная система идеологических ценностей общества.

    При классификации по масштабу воздействия необходимо отме­тить существование ряда промежуточных и смешанных типов поли­тического консалтинга. С учетом характеристики социально-полити­ческой ситуации выделяют следующие три типа политического кон­салтинга:

    выборный, ориентированный на эффективное участие клиент и выборах;

    кризисный, нацеленный на эффективное воздействие, на прояв­ление кризиса любого уровня в политической ситуации;

    сопровождающий - это тип политического консалтинга, кото­рый регулирует взаимоотношение субъектов политического консал­тинга внутри выборной политической ситуации.

    С классификацией по характеристике политической ситуации тесно связана классификация по продолжительности воздействия, определяющая сопровождающий тип политического консалтинга как самый продолжительный во времени, а выборный и кризисный как ограниченные во времени в зависимости от полноты выполнения функций данных типов политического консалтинга.

    Классификация политического консалтинга в зависимости от принадлежности к территории воздействия сводится к разделению на два типа: стационарный и выездной.

    При стационарном типе политического консалтинга политический консультант имеет возможность эффективно распределить и оптими­зировать имеющиеся ресурсы, в том числе нематериальные, даже если их доля среди заинтересованных в кампании будет определяю­щей.

    При выездном типе политического консалтинга у политического консультанта больше шансов объективно проанализировать сложив­шуюся ситуацию.

    Разделение политического консалтинга на типы в зависимости от специфики применяемых технологий не является жестко определен­ным и представляет собой разделение воздействия на политическую ситуацию в основном на этапы во времени.

    Первый аналитический этап включает анализ и прогнозирование политических ситуаций, а также анализ имеющихся и необходимых ресурсов воздействия на ситуацию.

    Организационный этап имеет целью оптимизации исследователь­ских ресурсов, моделирование ситуаций воздействия, обеспечение и реализацию данных моделей с учетом стратегических и тактических целей.

    Третий этап предполагает применение специальных технологий политического консалтинга.


    6. Понятие «имидж». Функции имиджа

    Политическому консультанту приходится проводить работу по моделированию и созданию имиджа какого-либо политика или поли­тической организации.

    Имидж - это набор определенных качеств, которые люди ассо­циируют с определенной индивидуальностью.

    Имидж - образ, способный придавать явлению свойства и харак­теристики, ему не присущие, превращать эти свойства и характери­стики в главные, радикально меняя представление о нем.

    Имидж - восприятие Вас другими.

    Имидж - общая картина вашей личности в глазах окружающих и обращенное во вне Я человека, так называемое его публичное

    Имидж политика выступает своего рода посредником между ли­дером и массой, он сам выполняет лидерские функции, вдохновляет народ, ему адресованы надежды чаяния людей. Избиратель воспри­нимает именно гот образ, постоянно воспроизводимый самим субъ­ектом и средствами коммуникации - определенные черты, качества лидера, взятые в единстве политических, мировоззренческих, био­графических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях электората.

    У имиджа три основные коммуникативные функции:

    первая - облегчить аудитории восприятие информации о политике;

    вторая функция - облегчить режим наибольшего благоприятство­вания восприятию личности политика, проецируя на аудиторию его характеристики, которые являются наиболее предпочтительными в конкретной электоральной среде;

    третья функция - подготовить почву для формирования установки на избрание именно этого кандидата.


    7 Классификация имиджей

    С точки зрения политической коммуникации А. Лаптенок предла­гает следующую классификацию:

    Объективный или реальный имидж.

    Субъективный - это представление избирателей о кандидате и его команде.

    Другие исследователи называют субъективный имидж также зер­кальным.

    Моделируемый имидж - тот образ, который пытается создать ко­манда и привлеченные специалисты.

    Объективный имидж - называю) текущим таким, в образе кото­рого партия или кандидат хотели бы быть в глазах избирателей.

    Третьи говорят о самоимидже, основанном на собственном опыте и соответствующих самооценках.

    А. Н. Жмыриков (в книге «Как победить на выборах») говорит об идеальном имидже. Идеальный имидж не может быть реализован в действительности.

    Существует также классификация имиджей на первичный и вто­ричный.

    Первичный имидж включает в себя основные характеристики идеального имиджа (базовые черты).

    Образовавшийся новый имидж называется вторичным. Вторич­ный имидж возникает в конкурентной борьбе между несколькими политическими лидерами.

    В современной науке выделяют различные типы имиджей. "В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации имиджи делят: 
    1) по объекту (персо-нальный и кооперативный), 
    2) по соотношению с другими объектами (единичный - множественный), 
    3) по содержанию (простой - сложный), 
    4) по оригинальности характеристик (оригинальный - типичный), 
    5) по контексту имиджирования (лич-ный, профессиональный, политический), 
    6) по полу (мужской -- женский), 
    7) по возрасту (молодежный - зрелый), 
    8) по социальной категории (имидж политика, бизнесмена, поп-звезды и т.д.), 
    9) по длительности существования (общий -- си-туативный), 
    10) по параметрам проявления (средовой, габаритарный, овеществленный, вербальный, кинетический) и др" Романов А.А. Управленческая имиджелогия. Красноярск, 1998.
    «Можно выделить и различные основания классификации политических имиджей: 
    1) по субъекту (имидж политического деятеля, имидж партии, движения), 
    2) по стадии избирательной камлании (исходный, текущий), 
    3) по катего-рии (реальный -- идеальный), 
    4) по модальности (позитивный - негативный), 
    5) по сопоставительному признаку (имидж кандидата - имидж конкурента) и др"


    8 Представления лидера о самом себе и как они влияют на политическое поведение

    Проблема компенсации реальных или воображаемых дефектов личности была поставлена А. Адлером, но свое более полное разви­тие эта идея получила в работах Г. Лассуэлла. Согласно его концеп­ции человек для компенсации личностного дефицита и, в частности, низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенса­ции. Таким образом, самооценка, будучи неадекватной, может сти­мулировать поведение человека в отношении политически релевант­ных целей: власти, достижений, контроля.

    Внимание Г. Лассуэлла было приковано к развитию представле­ний о самом себе, степени развития и качеству самооценки и их во­площению в политическом поведении. Его гипотеза состояла в том, что некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или других личностных ценностях, таких как привязанность, уважение как средства компенсации травмированной или неадекват­ной самооценки. Личные «ценности» или потребности такого рода могут быть рассмотрены как эго-мотивы, поскольку они часть эго- системы личности.

    Политический лидер в любой ситуации за редким исключением ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.

    Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер рассматри­вают образ «Я» политика, который соответствует «общей сумме» восприятий, мыслей и чувств человека по отношению к себе. Эти восприятия, мысли и чувства могут быть более или менее ясно про­говорены в образе Я, в котором Я разделено на шесть частей, тесно взаимодействующих. Эти шесть Я следующие: физическое Я, сексу­альное Я, семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодоле­вающее конфликты Я.

    Физическое Я - это представление политического лидера о со­стоянии своего здоровья, физической силе или слабости. Политиче­ский лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы недуги не пре­пятствовали его деятельности.

    Сексуальное Я. т. е. представление политика о своих претензиях и возможностях в этой сфере, ученые отличают отсутствие статистиче­ских данных о том, как сексуальное поведение связано с лидерскими способностями. Мы сомневаемся, что президентом современного развитого государства может стать гомосексуалист или эксгибицио­нист. Прежде всего такие наклонности закрыли бы ему путь в боль­шую политику вне зависимости от лидерских качеств.

    Семейное Я является очень важным элементом личности полити­ка. Хорошо известно, какое огромное влияние оказывают отношения в родительской семье на поведение взрослого человека.

    Социальное Я - для людей, находящихся на высшем государст­венном посту очень важно обладать способностью к современной деятельности с другими, представление политика об этом качестве отражены в социальном Я.

    Политический лидер должен научиться тому, как вести перегово­ры, как стимулировать своих коллег к проявлению их лучших ка­честв. Он должен быть способен использовать навыки межличност­ных отношений для эффективной работы с различными, порой враж­дебными группами людей, с лидерами других стран.

    Психологическое Я составляют представления о своем внутрен­нем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах, кон­фликтах - важнейшем аспекте жизни политического лидера.

    Преодолевающее конфликты Я - представления политического лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы восприни­мать проблему. Он должен быть достаточно самоуверенным при принятии политических решений, чтобы суметь передать эту уверен­ность другим. Иной аспект преодолевающего конфликты Я - осозна­ние лидером своей способности к преодолению стрессов, связанных с его ролью и деятельностью на посту, например главы государства.

    Сложность Я-концепции понимается как число аспектов Я, вос­принимаемых политическим лидером, или как степень дифферен­циации Я-концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отделение человеком себя от других.

    Далее Я в его сознании разделяется на неограниченное число час­тей. В последствии у человека проявляется тенденция оценивать себя в сравнении с другими людьми. Через процесс социального сравне­ния у человека устанавливаются рамки социального рассмотрения Я как точки отсчета. Политики со сложной Я-концепцией имеют тен­денцию стремиться к получению большей информации перед приня­тием решения, и более вероятно, воспримут информацию от других лиц, чем не обладающие сложной Я-концепцией. Политические ли­деры со сложной Я- концепцией имеют тенденцию легче ассимили­ровать как позитивную, так и негативную информацию и таким об­разом реагировать на ситуацию на основе обратной связи.

    В то же время, чем выше самооценка у политиков, тем хуже они реагируют на ситуацию, тем ниже их реактивность. Лидеры с высо­кой самооценкой менее зависимы от внешних обстоятельств, они имеют более стабильные внутренние стандарты, на которых основы­вают свою самооценку.

    Политические деятели с низкой самооценкой оказываются более зависимыми от других людей и, таким образом, более реактивными.

    Они являются более чувствительными к обратной связи и изме­няют свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других.

    Самооценка политического лидера накладывает очень важный от­печаток на внутри- и внешнеполитический курс страны. Если у него в течение жизни сформировалась заниженная самооценка, то его по­стоянное недовольство собой может стать той самой движущей си­лой, которая будет толкать его на взятие все новых и новых барьеров в сфере внутренней или внешней политики. Такими были Ленин, Сталин, Никсон, Рейган, Дудаев, Саддам Хусейн... каждой своей по­бедой они постоянно доказывали себе, что чего-то стоят.

    Лидеры государств с завышенной самооценкой, переоценивая собственные качества политика и главнокомандующего, зачастую не замечают всеобщей (и внешней, и внутренней) реакции на свой курс на международной арене. Они упиваются собственным успехом и относят критику на счет злобствующих завистников. Здесь можно говорить о нарушении обратной связи между последствиями полити­ческого действия и субъектом.

    Другой тип лидера с завышенной самооценкой сталкивается с не- дооцениванием их политики как в стране, так и за рубежом, сильно страдает от аффекта неадекватности. Когда политика таких лидеров строилась, с их собственной точки зрения, на принципах высокой морали или казалась им продуманной и продуктивной, а была вос­принята как безнравственная или бессмысленная, то тогда они шли на самые неожиданные шаги. И чем больше обижались и пережива­ли, тем чаще повторяли аналогичные политические акции, еще больше вызывая неодобрение.

    Лидеры с адекватной самооценкой представляют собой лучший образец партнеров на политической арене. Их внешняя и внутренняя политика не мотирована стремлением к самоутверждению, обратная связь между последствиями акций и ними работает неукоснительно.

    Адекватно оценивающий свои политические способности лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Не боясь, что его унизят, обидят, обойдут, твердо зная собственную высокую цену, считая себя не хуже тех, с кем ему приходится взаимодейство­вать, такой лидер будет вести политику, которая позволит добиться поставленных целей и даст обоюдную выгоду.
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта