Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Источники развития педагогики как науки.

  • 3.Понятие педагогического идеала.

  • 4.Основные направления современной педагогики.

  • Профессиональная педагогика

  • Семейная педагогика

  • Исправительно-трудовая педагогика

  • Методики преподавания различных дисциплин

  • 5.Традиционные методы научно-педагогических исследований

  • 6.Количественные методы научно-педагогических исследований.

  • 7.Педагогический процесс как система и целостность.

  • 8.Этапы педагогического процесса.

  • 9.Образовательная система России.

  • Министерство образования и науки РФ

  • Федеральное агентство по образованию

  • Департаменты министерства образования

  • Аккредитация образовательных учреждений в РФ

  • Местные (муниципальные) органы образования

  • Образовательное учреждение

  • 1. Предмет педагогики, связь с другими науками


    Скачать 48.11 Kb.
    Название1. Предмет педагогики, связь с другими науками
    Анкор1-10.docx
    Дата24.12.2017
    Размер48.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-10.docx
    ТипДокументы
    #9306

    1.Предмет педагогики, связь с другими науками.

    Педагогика – это наука о воспитании людей.

    Воспитание - процесс формирования полезных качеств и привычек человека; процесс, в котором социальный опыт старших поколений переплавляется в качества личности младшего.

    Воспитание включает в себя обучение, образование и формирование личности.

    В педагогике всегда выделяют два аспекта:

    1. Теория.
      Теоретическая педагогика описывает законы и закономерности обучения и воспитания людей и предполагает в педагогической практике наилучшие пути и способы решения задач.

    2. Практика.
      Практическая педагогика предлагает оперативные решения возникающих в обществе образовательных и воспитательных проблем.

    Теория вооружает педагогов – практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательного процесса людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

    Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

    Связь с др. науками.

    1)философские науки (диалектический материализм, социология, этика, эстетика). Помогают педагогике определить смысл и цели воспитания.

    2)анатомия и физиология. База для понимания биологической сущности человека.

    3) психология – изучает психику человеку (память, внимание, мышление, речь, чувства, волю, воображение, тип темперамента). Педагогика использует наработки психологии для максимально эффективного воздействия на личность (цель-формирование на личность).

    4)информатика, т.к. в педагогике применяются новые техники обучения и воспитания.

    5) с другими науками (археология, экология, история, литература, география), которые описывают прошлое, настоящее и будущее человечества, условия его развития и среду его обитания.

    6) частные методики преподавания дисциплин. Методики изучают закономерности преподавания и изучения отдельных дисциплин, а педагогика описывает общее.

    7) суггестология (изучает механизмы воздействия на человека словом).

    Педагогический компонент присутствует в любой сфере и в любом типе общения (семейном, учебном, деловой и т.д.)


    2.Источники развития педагогики как науки.

    1)многовековой практический опыт воспитания людей, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике.

    2)философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды.

    3)текущая мировая и отечественная практика воспитания.

    4)данные специально организованных педагогических исследований (экспериментальные площадки).

    5)опыт педагогов-новаторов (Лысенкова, Шаталов, Аммонашвили), предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

    3.Понятие педагогического идеала.

    Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный предмет. Педагогический идеал - это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.

    Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и одновременно творческий характер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется педагогическим творчеством. Преодоление противоречий между педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой и вызывает потребность добавлять, преобразовывать, искать иные способы решения педагогических задач. В повседневном разрешении возникающих и познаваемых противоречий заключается источник педагогического творчества.


    4.Основные направления современной педагогики.

    Развиваясь, любая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутри себя научную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

    1.Фундаментом является философия воспитания. Она дает возможность использовать в воспитательной практике идеи различных философских систем.

    2.История педагогики. Воспитание рассматривается как общественное явление. «Изучая прошлое - прогнозируем будущее»

    3. Общая педагогика – это базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В нее включены следующие разделы:

    1) введение в педагогическую деятельность (изучает сущность профессиональной педагогической деятельности, ее проблемы, задачи, характерные особенности);

    2) общие основы педагогики (изучает категориальный аппарат педагогики, педагогические законы и основные, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых, педагогические закономерности, правила и принципы);

    3) теория воспитания (изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы);

    4) дидактика (исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине);

    5) теория управления образовательными системами (изучает проблематику общей организации учебных заведений и их систем);

    6) методология педагогики (изучает методы, методику и технику педагогического исследования);

    7) философия и история образования (изучает развитие педагогических идей и развитие воспитания, образования, обучения в различные исторические эпохи).

    4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают:

    1) перинатальную педагогику (раздел возрастной педагогики, находящийся на пути своего становления и развития, изучающий закономерности обучения и воспитания детей до их рождения);

    2) ясельную педагогику (изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста);

    3) дошкольную педагогику (рассматривает закономерности развития, формирования личности детей дошкольного возраста.);

    4) педагогику средней школы (разрабатывает теоретические и практические основы, принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания детей школьного возраста. Педагогика школы имеет в своем составе: педагогику младшего школьного возраста, педагогику среднего школьного возраста, педагогику старшего школьного возраста);

    5) педагогику профессионально-технического образования (изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации);

    6) педагогику среднего специального образования (разрабатывает теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования);

    7) педагогика высшей школы (изучает закономерности образования, воспитания и развития будущих специалистов высшей квалификации);

    8) андрогогика (разрабатывает теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей);

    9) педагогика третьего возраста (разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста).

    5. Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия: дефектология, коррекционная педагогика. В ее состав входят следующие разделы:

    1) сурдопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых. Состоит из ряда научных дисциплин: теории сурдопедагогики, истории сурдопедагогики, методики обучения произношению и чтению с губ, с лица, акупедии и т. д.);

    2) тифлопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей. В ее задачи входят: разработка всестороннего развития слепых и слабовидящих детей, преодоления у них полной или частичной утраты зрения, вооружение общеобразовательными знаниями, умениями и навыками, подготовка к участию в общественной жизни и практической трудовой деятельности);

    3) олигофренопедагогика (разрабатывает закономерности воспитания и образования умственно отсталых людей.);

    4) логопедия (изучает вопросы воспитания и образования людей с расстройствами речи, исследует проявления и природу недостатков речи, причины и механизмы отклонений в развитии речи, разрабатывает принципы и методы их преодоления).

    6. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее разделы:

    1) производственная педагогика (изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание на новые профессии.);

    2) военная педагогика (выявляет закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов в военных учебных заведениях и частях вооруженных сил, где осваиваются воинские специальности.);

    3) медицинская педагогика (выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения).

    Выделяют также такие разделы профессиональной педагогики, как инженерная и  спортивная 

    педагогика.

    7. Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.

    8. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.

    9. Гендерная педагогика исследует совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям комфортно чувствовать себя в школе и успешно решать проблемы социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель– коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.

    10. Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания, пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов.

    11. Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.

    12. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

    13. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении. Другое название исправительно-трудовой педагогики – пенитенциарная педагогика, или педагогика пенитенциарных учреждений. Существуют детская и взрослая отрасли данной науки.

    14. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливают технологический инструментарий.

    5.Традиционные методы научно-педагогических исследований.

    Пед.факт – отображение явления воспитательного процесса, происходящего в определённый отрезок времени, в условиях, которые зачтены и зафиксированы.

    Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. 1)Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Является самым доступным методом.

    Главное: 1.Определяются задачи, выделяются объекты, разрабатываются схемы наблюдения. 2.Результаты обязательно фиксируются. 3.Полученные данные обрабатываются.

    Для повышения эффективности наблюдения должны быть: 1.Длительными. 2.Систематическими. 3.Разносторонными. 4.Объективными. 5.Массовыми. Наблюдения чаще всего применяются на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

    Виды: включенное (наблюдатель находится в группе вместе с объектом), не включённое (со стороны), выборочное, сплошное.

    2)Изучение педагогического опыта. Установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Более объективен по-сравнению с беседой.

    3)Анализ школьной документации. Характеризует учебно-воспитательный процесс и дает ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью; тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников. Изучаются: классные журналы, медицинские карты, личные дела, ученические дневники, протоколы собраний, заседаний. Однако невозможно обеспечить полную объективность информации и на использование этого метода затрачивается большое количество времени.

    4)Изучение продуктов ученического творчества. Просмотр домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов. Работы могут предоставлять сведения об индивидуальности учащихся, об его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Метод требует тщательного планирования и корректного использования.

    5)Беседы - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. С помощью данного метода выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции, хотя метод сложный и не надежный, влияет субъективизм человека. Беседа ведется при намеченном плане, ответы не записываются, вопросы могут меняться (учет личности человека), важна невербалика.

    6)Педагогический эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выполнения его пед. эффективности; исследовательская деятельностью с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явлениях. Метод дает достоверные результаты.

    По месту проведения различают: 1.Естественный эксперимент – представляет собой научно-организованный опыт, без нарушения учебно-воспитательного процесса. 2.Лабораторный эксперимент - эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия.

    Исследователю необходимо владеть техникой проведения эксперимента, обладать особой деликатностью, тактом, умением устанавливать контакт с испытуемым. Выделятся 4 этапа: теоретический, методический, собственно эксперимент, аналитический.

    7) Математические методы - описание кол. характеристик пед. явлений, используются кибернетические модели для определения оптимальных условий управления процессами обучения и воспитания. Требования: массовый характер и представительность изучаемых явлений, изменяемость.

    6.Количественные методы научно-педагогических исследований.

    Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве.

    Различают 2 основных направления в использовании количественных методов в педагогике:

    1) для обработки результатов наблюдений и экспериментов;

    2) для моделирования, диагностики, прогнозировании, компьютеризации учебно- воспитательного процесса.

    Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

    Статистический метод. В его пределах применяются следующие конкретные методики: 1)Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников). Предельно наглядные результаты (+). Не используется как самостоятельный метод(-).

    2) Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников, в зависимости от числа пропущенных занятий). Предельно наглядные результаты, служат основой для следующих исследований (+). Не используется как самостоятельный метод(-).

    3) Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность(+). Не используется как самостоятельный метод(-).

    Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.

      Шкалы наименований - самые "слабые" шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примеры: классификации по различным признакам - список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т. д.

      В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения "больше" и "меньше", общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа "выше ростом", "больше пятерок", "меньше пропусков" и т. д.

      "Сильные" шкалы - интервальная и шкала отношений - обладают всеми положительными качествами "слабых" шкал. Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров "сильные".

    4) Моделирование - метод создания и следования моделей. Мысленно представляется или материально реализуется система, которая адекватно отображает предмет исследования и способность замещать его так, чтобы изучение позволило получить новую информацию. Вычисляет целостность системы и исследует их функционирование. Целостность предоставления информации (+). Приходиться прибегать к условным системам, вводить особенно много допущений (результат-модели, не похожие на модели действительности).

    Подавляющее большинство созданных ныне педагогических моделей относится к дидактическим явлениям.  Моделирование в дидактике успешно применяется для решения следующих важных задач: оптимизации структуры учебного материала; улучшения планирования учебного процесса; управления учебно-воспитательным процессом; диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

    7.Педагогический процесс как система и целостность.

    Педагогический процесс – процесс взаимодействия воспитываемых и воспитанников, при котором социальный опыт старших переплавляется в качества личности младшего.

    Пед. процесс рассматривается как система и как целостность.

    В педагогическом процессе, как в системе выделяются компоненты:

    1.Целевой - включает все многообразие целей и задач, формируется еще до начала пед. процесса. Цель педагогики - формирование всесторонне - и гармонически развитой личности до конкретных индивидуальных задач.

    2. Содержательный - смысл, который вкладывается в практическую деятельность.

    3.Деятельностный – непосредственное воздействие педагогов и воспитанников.

    4.Результативный – оценка эффективности протекания педагогического процесса.

    Педагогический процесс, как целостность, имеет следующие под системы:

    1. Процесс обучения (традиционная форма – урок);

    2. Процесс развития;

    3. Процесс воспитания.

    Пед. процесс представляет собой триединство этих процессов. Передавая ученикам знания, каждый учитель как бы случайно, попутно, а на самом деле весьма целенаправленно формирует отношение ученика к изучаемой теме, к учебе как виду деятельности, к окружающим ученика людям, то есть формирует мировоззрение - воспитывает. Расширяются новые горизонты личности, ученик овладевает новыми способами мышления, то есть развивается.

    На уроке доминирует само обучение, но всегда присутствуют воспитание и развитие. В процессе воспитания (подготовки воспитательных мероприятий) доминирует само воспитание, но всегда присутствуют обучение и развитие. Т.е. одно есть другое, а другое есть третье, то возможно нет смысла выделять эти формы.

    Отдельные под процессы выделяются на основе специфики форм и методов этих процессов.

    Форма – внешнее выражение согласованной деятельности.

    1. Форма реализации процессов.
      Обучение - классно-урочного занятия, спаренных занятий. Воспитание - в форме свободной деятельности.

    2. Форма контроля.

    Обучение: экзамен, зачет, контрольная работа, устоявшиеся формы контроля. Воспитания - наблюдение. Обучение – воздействие на интеллект, сферу сознания, а воспитание - на мотивационную сферу.
    Закономерности пед. процесса.

    Они вскрывают причинно-следственные связи и зависимости.

    1. Закономерности динамики пед. процесса.

    Пед. процесс носит ступенчатый характер. Это означает, что иметь высокие общие достижения будет тот ученик, у которого были более высокие промежуточные достижения.

    1. Закономерность развития личности.

    Наследственность, среда, воспитание и включенность в учебно - педагогическую деятельность.

    1. Закономерности управления пед. процессом.
      Результат пед. процесса зависит от величины характера и обоснованности не только прямых и обратных связей, но и корректирующих воздействий на воспитанника.

    2. Закономерности стимулирования.
      Результат пед. процесса зависит от действия внутренних (мотивом) и внешних (моральных, материальных) стимулов.

    3. Закономерность обусловленности.

    Пед. процесс обусловлен потребностями общества и личности, возможностями общества и условиями протекания.
    8.Этапы педагогического процесса.

    Главными этапами можно назвать подготовительный, основной, заключительный.

      На подготовительном этаперешаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

      Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

      Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика - это исследовательская процедура, направленная на "прояснение" условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза.

      За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можно узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.

      Завершается подготовительный этап спроектированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как сам процесс, всегда "привязан" к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы - руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т.п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. План - итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что надо делать.

      Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.

      Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден - чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.

      Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает "впотьмах", "на ощупь", надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.


    9.Образовательная система России.

    Образование в РФ имеет целью становления самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституции и др. законов, способной к взаимопониманию и сотрудничеству с представителями различных расовых, нац., этнических, религиозных и соц. групп.

    Образовательная система России имеет при себе следующие типы образовательных учреждений:

    • дошкольные,

    • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

    • специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

    • учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот.

    Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

    Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) имеют три ступени.

    Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки учебной деятельности. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке.

    Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы общеобразовательной подготовки, необходимой для включения в общественную жизнь и продолжения образования. Главная задача этой ступени — формирование основ научного мировоззрения. Эта, II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение на III ступени (полная средняя школа) или в профессиональных учебных заведениях.

    Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразовательную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способность заниматься самообразованием. Для более глубокой дифференциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.).

    Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. В такие учреждения дети и подростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррекция, обучение и социальная адаптация таких детей.

    Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации программ среднего и высшего профессионального образования.

    Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе неполного или полного среднего образования. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища, колледжи.

    Высшее профессиональное образование осуществляется в институтах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведениях. Цель такого образования — подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования.

    Послевузовское профессиональное образование, включающее в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., дает возможность повышения уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности.

    Учреждения дополнительного образования (художественные и музыкальные школы, дома детского творчества, центры профессиональной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предоставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и организаций.

    Учреждения для детей сирот (детские дома) решают задачи воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

    Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социально принятого педагогического процесса решение основной задачи системы образования по созданию социально приемлемой развитой личности. При этом через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь системы образования со всеми областями общественной жизни. Этим обусловливаются многообразные функции системы образования, реализующиеся как внутри самой системы образования путем влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи системы образования с другими социальными системами общества.

    Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит в процессе приобретения знаний и социального опыта, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования и обеспечены методическими принципами и приемами педагогической системы.

    10. Управление образовательными системами РФ.
    Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствие с заданной целью, анализ, поведения итогов на основе достоверной информация.

    Система образования - одна из основных соц. институтов, а именно исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления или действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и проф. деятельности, а также удовлетворяющая индивидуальные образовательные потребности.

    Образование - единая, открытая, государственно-общественная система: 2 процесса:

    1-реформирование (реформы) - это изменение в системе образования , инициированные управляющими органами (идут сверху).

    2-Иновациооный (инновации) - возникают и распространяются в среде преподавателей (широкое распространение). Новация (Единичное применение).

    Система образования включает в себя следующее: министерство образования и науки РФ, краевые и областные управления образованием (министерства, комитеты, департаменты), городские органы управления, районные отделы образования, образовательные учреждения различных типов и видов.

            Министерство образования и науки РФ определяет политику в области образования, стратегию достижения целей политики, создает нормативную и законодательную базу, обеспечивающую реализацию этой политики в области образования. 

          В структуре данного министерства выделено два федеральных агентства: по науке и инновациям, по образованию, а также две федеральные службы: по надзору в сфере образования и науки, по интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам.

         Федеральное агентство по образованию наделено Правительством РФ функциями финансировать подведомственные образовательные учреждения, управлять федеральной собственностью, на которой осуществляется предоставление государственных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями. Департаменты министерства образования являются главными исполнителями стратегических планов в сфере образования.

         Органы управления образованием на местах проводят государственную политику в области образования.

         Образовательные учреждения непосредственно осуществляют образовательный процесс и могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Действие  законодательства РФ распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

         Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Лицензия – это документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ для осуществления определенной деятельности по оказанию услуг. 

          Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право на включение образовательного учреждения в схему государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации. Аккредитация образовательных учреждений в РФ – процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения.

          Аттестация образовательных учреждений в РФ – основная форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Аттестация устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Для аттестации создается комиссия, заключение которой является основанием для получения государственной аккредитации или ее лишения.

        Местные (муниципальные) органы образования не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образования.  В их компетенции находятся: осуществление федеральной политики в области образования, контроль зареализацией права граждан на получение обязательного основного общего образования, разработка и реализация региональных образовательных программ, финансирование местных органов управления образованием и образовательных учреждений и др.

          Образовательное учреждение является самостоятельным в осуществлении образовательного процесса в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности  в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением и уставом образовательного учреждения. Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель, соответствующего образовательного учреждения.   

     
    написать администратору сайта