Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Возрастные особенности становления личности. Критерии и условия развития личности. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности.

  • Возрастные особенности становления личности

  • Условия развития личности Условия

  • Критерии развития личности. Интраперсональные критерии: Принятие себя.

  • Открытость внутреннему опыту переживаний

  • Целостность.

  • Понимание других

  • Виды ведущей деятельности

  • 18. Профессиональное самоопределение в процессе профессионального обучения. Факторы, определяющие выбор профессии. Профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация

  • Профессиональное просвещение

  • Профессиональное консультирование

  • Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение человека. I группа факторов – социально-экономические

  • II группа – социально-психологические факторы

  • 1. Психология как наука предмет, задачи, место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии


    Скачать 99.63 Kb.
    Название1. Психология как наука предмет, задачи, место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии
    Анкорpskhologia.docx
    Дата12.02.2018
    Размер99.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpskhologia.docx
    ТипДокументы
    #12626
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Профилактика конфликтных ситуаций.

    Правильный подбор и расстановка кадров, учитывая профессиональные и психологические качества; авторитет руководителя, позитивное признание его заслуг;

    позитивные традиции в коллективе, носителями которых является большая часть сотрудников.

    Меры и средства предотвращения и ликвидации конфликта:

    Строгое соблюдение основных правил ведения дискуссии:

    – Ваш оппонент – это ваш партнер, ищущий вместе с вами разумный выход из

    ситуации.

    – Постарайтесь понять цели и интересы оппонента.

    – Каждый может иметь собственное мнение. Вы не обязательно абсолютно

    правы.

    – Делайте выводы, подтверждая их фактами.

    – Выслушивайте и имейте силы сообщить неприятные аргументы.

    – Меньше обсуждайте личные особенности оппонента.

    – Соблюдайте дисциплину в дискуссии и давайте возможность высказать

    собственное мнение оппоненту.

    Следует уделять внимание анализу возможных противоречий,

    предпосылок конфликта, определению возможных оппонентов и их вероятных

                позиций:

    – особое внимание тому, что объединяет оппонентов;

    – обе стороны зависят друг от друга и нужны друг другу;

    – разобраться в существе основного конфликта, снять наносные,

       эмоциональные компоненты, усложняющие конфликт;

    – создание условий для совместной работы, где оппоненты лучше узнают и

       помогают друг другу;

    - избегание мелочного анализа столкновений и ссор.

    Также существует перечень правил, который дает ориентиры для линии поведения, которая противодействует возникновению серьезных конфликтов:

    Признавать друг друга.

    Слушать, не перебивая.

    Демонстрировать понимание роли другого.

    Четко формулировать предмет обсуждения.

    Устанавливать общие точки зрения.

    Выяснить, что вас разъединяет.

    После этого снова описать содержание конфликта.

    Искать общее решение.

    «Признавать друг друга» — это означает видеть в другом человека «со страдающей душой», с понятными желаниями и представлениями о собственном Я. Он не меньше и не больше, чем Вы. Понимать друг друга — значит использовать одинаковый масштаб. Дайте партнеру почувствовать, что вы его внимательно слушаете. Вы интересуетесь его представлениями и не скрываете этого. Скажите ему, например: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать Вашу оценку этого дела». Обратите внимание и на его чувства. Напряженность будет снижаться по мере того. как собеседник станет высказывать свои мысли и чувства.

    «Понимать роль другого». Скажите: «На Вашем месте я...» И пригласите его оказаться в вашей роли. Выразите его представления и мысли своими словами: «Если я правильно понял. Вы недовольны тем, что...» Увидите, как оттает ваш партнер. Возьмите листок бумаги и сформулируйте вместе с ним, о чем, собственно, идет речь. Вместе зафиксируйте, что вас объединяет, а что разделяет. Задача – преодолеть раздел. В этом состоит сохраняющийся конфликт. Теперь попросите партнера дать свои предложения. Каждое предложение – и его, и ваше – надо записать. Вместе выберите лучшие предложения. Из них – самое лучшее, и именно оно должно стать решением.
    17. Возрастные особенности становления личности. Критерии и условия развития личности. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности.

    Возрастные особенности становления личности
    Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении жизненного цикла человека, имеет определенную временную структуру. Ее рассмотрение имеет важное значение для понимания потенциальных возможностей развития. Хронологический подход позволяет выявить типический ход и временные закономерности индивидуального развития, составить представление о средней норме возрастной динамики психических форм и на основе этого судить о реакциях их возрастной эволюции в зависимости от различных факторов. Младенческий (от рождения до 1 года). Общение со взрослыми в основном с матерью . Потребность общения со взрослыми и эмоциональное отношение к ним. Сенсомоторное развитие. Ранее детство (от года до 3 лет) .Предметно-манипулятивная деятельность Способность ориентироваться в пространстве. Способность пользоваться окружающими предметами в соответствии с их функциональным назначением. Формирование активной речи. Мышление носит наглядно-действенный характер. Дошкольный (от 3 до 6 лет) . Игра Переход от наглядно-действенного к наглядно- образному мышлению. Содержанием памяти является вербально осмысленный материал, а его механизмом - произвольное регулирование процесса запоминания и воспроизведения. Развитие самооценки и самосознания. Межличностные отношения. Младший школьный (от 7 до 10 лет) Учебно-познавательная деятельность Развивается произвольность психических процессов, возникает внутренний план действий, формируется рефлексия. Развивается словесно-логическое мышление. Формирование характера. Развитие коммуникатикативных умений и навыков. Подростковый (от 11 до 14 лет) Общественно полезная деятельность в различных ее формах: общественно-организационная, учебная, производственно-трудовая . Чувство взрослости - субъективное переживание своего взросления. Чувство взрослости способствует самопознанию подростка определению своего отношения к себе, людям, окружающему миру. Наблюдается особая социальная активность подростка, которая заключается в большой восприимчивости к нормам, ценностям и способам поведения, принятым в обществе. Складывается моральное сознание. Сознательная регуляция своего поведения с переориентацией на нормы и ценности взрослых. Дружба Ранняя юность (oт 15 до 18 лет) Учебно-профессиональная деятельность Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение. Формирование мировоззрения, становления эмоционально-волевой сферы личности. Юность (от 18 до 23 года) Познавательная и профессиональная деятельность Обобщенный способ познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное самоопределение Молодость (от 24 до 27 лет) Нормативно одобряемая деятельность Активная жизненная позиция. Оформление профессионально важных качеств. Профессиональный опыт Зрелость (от 28 до 60 лет) Индивидуальная и творческая профессиональная деятельность Творческая активность, социально-профессиональная позиция, интеграция профессионально важных качеств, индивидуальный стиль деятельности, потребность личности в реализации себя в профессиональной деятельности или любой другой. Пожилой (от 60 до 75 лет) Социально одобряемая деятельность Потребность в передачи опыта, в уважительном почтительном признании заслуг Старческий (от 75 до 90 лет) Домоводство. Личная гигиена Психофизиологические потребности. Потребность в общении со сверстниками, потребность во внимании окружающих Долгожители (более 90 лет) Домоводство. Личная гигиена Потребность в ограниченном общении со сверстниками, частое желание уединиться, потребность в осмыслении прошлого.

    Условия развития личности

    Условия – это те составные части или характеристики среды, в которой развивается человек.

    Условия развития делятся на необходимые и достаточные.

    Необходимые условия – внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности личности. Они обусловливают развивающее обучение и воспитание.

    Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития.

    Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития личности.

    Биологическое развитие и состояние организма оказывает существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминирует организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются состояние центральной нервной системы и наследственность.

    Биологическая наследственность обусловлена генами, определяет строение и размер тела, стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества.

    Не наследуются генетически социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность, абстрактно-символьные теоретические знания, умения, навыки и др.

    Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.), среди которых различают природные психические функции и культурные психические функции, возникающие в результате абстрактной знаковой деятельности (в том числе речи) и подразделяются на простейшие и высшие.

    Для воспитания, социализации и жизнедеятельности наиболее важны высшие психические функции, которые объединяются в сложные системы (общение, деятельность, отношения, мотивы и т. п.) и составляют специфическое содержание психики воспитанного человека. Воспитание и обучение составляют главные условия развития высших психических функций.

    Критерии развития личности.

    Интраперсональные критерии:

    Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как "личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору", веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.

    Открытость внутреннему опыту переживаний. Чем более сильная и зрелая личность - тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и "жить настоящим".

    Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая "Я"-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение "Я"-реального и "Я"-идеального.

    Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное. Это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

    Целостность. Сохранениеи защита целостности, которой человек обладает изначально. Динамичность. Личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность - это непременно становящаяся личность, т. е. рост личности есть способ ее существования.

    Интерперсональные критерии:

    Принятие других. Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им.

    Понимание других. Важнейший критерий - готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

    Социализированность. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом - более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и "жить с другими в максимально возможной гармонии".

    Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности - готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя "творческую адаптацию к новизне конкретного момента" и "умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности".

    Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

    Виды ведущей деятельности:

    Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

    18. Профессиональное самоопределение в процессе профессионального обучения. Факторы, определяющие выбор профессии. Профессиональная ориентация.

    Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.

    Профессиональная ориентация включает в себя:

    1) Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

    2) Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

    3) Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

    4) Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

    Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

    Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение человека.

    I группа факторов – социально-экономические:

    Разнообразие профессий;

    Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).

    Способы и орудия производства (например, еще двадцать лет назад компьютер был редкостью, использовали их только на промышленных предприятиях, в организациях; сегодня компьютер можно встретить почти в каждом доме, он превратился в совершенно новый вид человеческой деятельности и культуры).

    Потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству – пример: сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток экономистов, юристов.

    Престиж профессии.

    Материальные и моральные стимулы труда.

    II группа – социально-психологические факторы:

    Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).

    Мотивы выбора профессии. Исследования выявили несколько разновидностей мотивов профессионального выбора, причем наметилась довольно определенная иерархия этих мотивов (исследование проводилось среди старшеклассников и студентов):

    1 место – материальные мотивы – стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;

    2 место – социальные мотивы – желание занять достойное место в обществе;

    3 место – моральные мотивы – желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;

    4 место – группа престижных мотивов – желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;

    5 место – профессиональные и познавательные мотивы – стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;

    6 место – утилитарные мотивы – возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;

    7 место – мотивы творчества – возможность быть оригинальным, неповторимым;

    8 место – эстетические мотивы – стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.
    1   2   3   4   5   6   7
    написать администратору сайта