Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Сущность и концептуальные основы проектирования. Особенности социального проектирования

  • Социальный проект

  • Социальное проектирование

  • 5. Методика коллективной работы в процессе проектирования

  • Проектирование. 1. роль и значение социального проектирования в современной системе государственного управления


    Скачать 174.89 Kb.
    Название1. роль и значение социального проектирования в современной системе государственного управления
    АнкорПроектирование .docx
    Дата09.05.2018
    Размер174.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроектирование .docx
    ТипПрограмма
    #17046
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
    Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.

    Проектирование выражает прогностическую функцию управления, т. к. речь идет о создании будущей ценности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты.

    Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

    Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций.

    Социальное управление - это определенное воздействие на общество с целью качественного и доступного образа жизни.

    Система управления государством является одним из важнейших объектов проектирования, в целях повышения эффективности государственной службы в 2002 году была принята ФЦП «Реформирование государственной службы на 2003-2005 гг.» Преемственность процесса реформирования ГС продолжила Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ на 2009-2013 гг.»

    По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой - с планированием и другими функциями управления.

    В данном контексте управления:

    Программа - процесс разработки последовательных действий, направленных на достижение определенных целей (повышение благосостояния народа).

    В РФ действуют 50 федеральных целевых программ. Основная программа: социально-экономического развития России на 2008-2012 гг. На основе этой программы разрабатывается бюджет.

    В целях обеспечения особо важных гос. задач ФЦП может присваиваться статус Президентской.

    В соц. сфере в настоящее время действуют следующие ФЦП:

    - «Дети России» (2007 - 2010гг);

    - «Соц. поддержка инвалидов» (2006 – 2010гг);

    - «Жилище» (2002 – 2010гг);

    - «Соц. развитие села» (до 2010 г)

    - «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (2007-2010 гг). и т. д.

    В целом на ФЦП на 2009-2010 гг выделяется 37,4 млрд. руб.

    2.

    Разные исследователи по-разному трактуют основные понятия теории познания, поэтому необходимо рассмотреть основные из них.

    Не применительно к какой-либо из наук

    Факт - 1) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; 2) твердо установленное положение, основанное на опыте, служащее для какого-либо включения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения.

    Факт - в науке является прямым или косвенным наблюдением, достоверно выполненным с помощью органов чувств или специальных приборов. Факты, относящиеся к конкретной научной проблеме, называют данными.

    Учитывая специфику дисциплины, в рамках которой написан данный реферат, следует отметить, что особо важной становится категория социальный факт.

    Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.

    В онтологическом смысле социальный факт - события, явления, имевшие место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном (или шире познавательном, гносеологическом) смысле социальный факт - события, явления, описанные в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой они имели место. В качестве социального факта могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), вербальные действия, а также их всевозможные взаимосвязи. Поскольку социальные факты становятся достоянием знания только благодаря их регистрации, они признаются достоверными лишь при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего всю их целостность и их связи с существенными характеристиками социальной ситуации.

    Научная обоснованность установленных социальных фактов зависит от мировоззренческой позиции исследователя (ее реалистичности, прогрессивности), объективности социологической теории, в понятиях которой описываются социальные факты, надежности метода и техники регистрации первичных данных и способов их связывания в совокупные социально-статистические факты. Установление достоверных социальных фактов обеспечивается тщательно разработанной программой социологического (социального) исследования, в котором определяются его цели и уточняются исходные понятия (теоретико-практические рамки выделения существенных сторон описываемых явлений), четко демонстрируются правила процедуры регистрации и обобщения изучаемых явлений. Многие, если не большинство, социальных фактов, используемых в эмпирической, прикладной социологии, являются статистическим обобщениями, или социально-статистическими фактами. Наряду с этим социология опирается на монографическое описание объективных событий и явлений, имеющих (это должно быть доказано) существенное значение для анализа определенных социальных процессов.

    Реальное общение представляет собой социальный организм, постоянно испытывающий воздействие как со стороны внутренних, так и внешних сил и претерпевающий поэтому постоянные изменения. Социальный процесс( лат. прохождение, изменение)- последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы. Следует отметить, что в обыденном состоянии понятия “изменение” и “развитие” чаще всего отождествляются. Одно дело, когда изменение происходит в рамках данного социального явления, не затрагивая его качественных характеристик , а другое дело, когда они выходят за пределы существующего качества, трансформируя социальное явление, т. е. изменяя его качество. Поэтому на уровне научного анализа понятие “изменение” следует рассматривать как более широкое по сравнению с понятием “развитие”.Социальное изменение- переход социального объекта из одного социального состояния в другое, происходящее с течением времени и вызывающее преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его индивидов и групп. Социальное развитие это не всякое изменение, а лишь такое, которое связано более или менее глубинными, структурными преобразованиями, ведущими к появлению новых социальных структур, общественных отношений, институтов, норм, символов и ценностей. Система развивается если изменения приводят к дифференциации и обогащению ее составных элементов, а также отношений межу ними. Система подвергается регрессу, если изменения приводят к объединению ее составных элементов, а так же отношений между ними.

    Причины и факты социальных изменений. Вопрос об источниках социальных изменений в социологии не получил однозначного истолкования. Представители разных течений и школ находят свой ответ на данный вопрос. Одни ученые переносят источник социальных изменений вовне общества (абсолютная идея в философии история Гегеля; природно- географическая среда в географическом направлении в социологии - Ш.Л. Монтескье, Г.Т.Бокль, Л.И. Мечников и др). Другие видят источник изменения в самом обществе; в рамках представления можно обнаружить разные интерпретации:

    · Эволюционизмрассматривает социальные изменения либо как результат воздействия внутренних факторов (эндогенизм) , либо внешних факторов, т. е. воздействия со стороны других обществ (экогенизм);

    · Марксизмутверждает, что источником изменения является единство и борьба противоположностей внутри любого явления, в том числе и внутри общества ( В экономической сфере конфликт между уровнем развития производственных сил и существующими производственными отношениями ; в социально-политической это борьба противоположных идеологий ) ; в том смысле вся история человечества представляет собой историю борьбы классов, что и является источником социальных изменений;

    · Функционализмрассматривает социальные изменения как результат внутреннего взаимодействия тесно связанных между собой элементов социальной системы, а также при взаимодействии разных систем как “подвижное равновесие”, которое может относиться как к обществу в целом, так и к той его части (Т.Парсанс)

    Сегодня стало очевидным, что никакая “однофакторная” теория не может объяснить источники всех социальных перемен. Видимо, следует рассматривать в качестве источника изменений совокупность факторов, а не какой либо из них. Основные виды факторов, которые могут влиять на социальные изменения, можно объединить в четыре группы (Э.Гиденс)

    · Природно-географическая среда.Воздействие данного фактора особенно заметно при анализе обычаев и жизненного уклада обитателей полярных регионов, которые значительно отличаются от обычаев и уклада жизни жителей субтропиков. Известно так же первые цивилизации возникли в очень плодородных районах, например в дельтах рек. И все же прямое влияние природной среды на социальные изменения не так велико, как может показаться. Например, охотники и собиратели часто заселяли плодородные районы , но ни какого рода земледелием и скотоводством не занимались. Это говорит об отсутствии прямой и постоянной связи между природой и средой и типом производственной системы данного общества.

    · Экономические факторыПоявление современной промышленности означало конец эпохи локального производства и формирование новой системы разделения труда, связавшей воедино потребителей и производителей всего мира. С развитием промышленного капитализма образ жизни людей стал принципиально меняться. Наше общество является первым типом общества , в котором Большая часть населения живет не в деревне и не добывает средств к существованию крестьянским трудом. Естественно, изменения, связанные с урбанизацией и формированием новой производственной среды, повлияло на большинство социальных институтов в целом.

    · Политическая организацияВажным фактором, существенно влияющим на социальные изменения, является характер политической организации. В племенах охотников и собирателей влияние этого фактора было минимальным, поскольку политической власти там не существовало. В остальных типах общественного устройства наличие разнообразных политических органов- вождей, королей, правительства и т. д.- оказывало заметное воздействие на правление общественного развития. В современной политической системе решение органов власти стимулирует и направляет перемены в социальной жизни гораздо сильнее, чем раньше. Сегодня правительство на темпы экономического роста, стимулируя его; кроме того , во всех индустриально развитых странах высока роль государственного вмешательства в производство, поскольку правительство является крупным работодателем. Важнейшим фактором политического вмешательства на социальные перемены является военная сила. Начиная с 17в. военная сила западных государств позволила им распространить свое влияние на весь мир и явилось своеобразным фоном , на котором повсеместно утверждался западный стиль жизни. В истории 20 в. необычайно значимым оказалось влияние двух мировых войн.

    · Культурные факторыРелигия во многом определяет стиль мышления и сознания людей, являясь иногда консервативной, а иногда прогрессивной силой в социальной жизни. Многие формы религиозных верований и практики были тормозом на пути перемен, поскольку подчеркивали, в первую очередь, необходимость придерживаться традиционных ценностей и ритуалов. Однако в ряде случаев религиозные убеждения способствовали мобилизации общества для совершения перемен. (М. Вебер подчеркивал особую роль протстанской этики в развитие капитализма). Природа системы коммуникации воздействует на характер и темпы перемен. Так, изобретение письменности позволило вести записи, наладить более строгий учет материальных ресурсов и создать социальные организации большего масштаба. Кроме того, письменность изменила восприятие прошлого, настоящего и будущего( общества, обладающие письменностью , фиксируют прошедшие события и осознают, что у них есть “история”). Важную роль в социальных изменениях играет лидерство . В определенные периоды истории лидера может быть поистине уникальна: проводя уникальную динамическую политику привлекая на свою сторону массы или изменяя традициональный способ мышления, он способен совершить подлинный переворот в существующем порядке вещей. В современном мире первоочередное влияние оказывает развитие наука и связанная с этим секуляризация мышления, что способствовало формированию критического и новаторского характера современного мира.

    4. Сущность и концептуальные основы проектирования. Особенности социального проектирования

    В науке выделяют 3 научных подхода к проектированию:

    -объектно-ориентированный;

    -проблемно-ориентированный;

    -субъектно-ориентированный (тезаурусный).

    Техническим разработкам в области социального проектирования должно предшествовать философское осмысление его целей и направлений применения. В современном мире целостность общественно-значимых действий обеспечивается тезаурусами или установками активной части общества или тезаурусами, принадлежащими инициаторам социального проекта.

    Тезаурус – структурное представление и общий образ той мировой культуры, которую может освоить субъект.

    Понятие проектной деятельности появилось в 60-х гг. и быстро распространилось на любые виды предполагаемой деятельности. Все 3 существующих подхода основываются на реальных моделях и позволяют конструировать будущие проекты на основе социальной необходимости и значимости.

    В современной России наиболее распространен объектно- ориентированный подход к социальному проектированию. Этот термин предложен известной исследовательницей проблем социального проектирования Т. М. Дридзе для обозначения концепций, разработанных Г. А. Антонюком, Н. А. Аитовым, Н. И. Лапиным, Ж. Т. Тощенко и др. Социальный проект с позиций такого подхода имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также социальные связи и отношения.

    По определению видного российского социолога Жана Терентьевича Тощенко, «социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов».

    Социальное проектирование в рамках этого подхода рассматривается как специфическая плановая деятельность, «суть которой — в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных объектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов». Диапазон социальных проектов «полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведений».

    В рамках объектно-ориентированного подхода к социальному проекту предъявляются требования конкретности, научной обоснованности, прямой связи с управлением обществом. Проектирование — ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы.

    Достоинства подхода видятся в локализации задач социально-проектной деятельности и проработке нормативных аспектов проектирования социальных объектов.

    Однако утверждение представителей обьектно-ориентированного подхода о закономерном характере проекта, его научной обоснованности как объективности представляется дискуссионным. Проблема состоит в толковании объективности и научности в социальной сфере. Детерминация социальных инноваций вариативна.

    Научная обоснованность проектируемого объекта, таким образом, доказуема лишь в самых общих положениях и спорна в отношении конкретного управленческого решения.
    5. Методика коллективной работы в процессе проектирования
    1. Понятие и функции методов коллективной работы над проектом

    Разработка проектов в социальной работе является делом большого числа людей. При этом особую роль играет слаженность коллектива (команды проекта) и готовность каждого его члена активно включится в работу.

    В практике социального проектирования используется ряд методов коллективной работы – приемов и способов коллективного достижения целей и задач, наиболее актуальных в контексте социального проектирования.

    Методы коллективной работы выполняют две функции:

          1. способствуют формированию команды проекта;

          2. позволяют активизировать инновационный потенциал группы.

    Можно выделить следующие преимущества работы в группе:

    1. обеспечивается разработка разносторонних решений;

    2. снижается риск неверного решения;

    3. уменьшается опасность упустить важные детали;

    4. повышается готовность и способность каждого члена группы к сотрудничеству;

    5. складываются условия для реализации интеллектуального потенциала группы;

    6. группа оказывает воспитательное воздействие;

    7. формируется терпимость (толерантность) личности, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других.

    Но работа в группе имеет и ряд недостатков:

    1. работа в группе занимает больше времени, чем самостоятельная работа человека;

    2. трудноуправляемость;

    3. отсутствие мотивирующего стимула личных амбиций;

    4. анонимность отдельных членов группы может оказать отрицательное воздействие на стремление к результатам и готовность к работе. Каждый член группы может скрывать низкую интеллектуальную производительность за спинами других участников.

      1   2   3   4   5   6   7
    написать администратору сайта