Главная страница
Навигация по странице:

  • Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей.

  • 2. Социальная структура

  • 3. Автономность и самодостаточность.

  • 4. Социокультурное единство.

  • 13.Культура Культура

  • 16. Социальная структура личности

  • социология. 12. Определение понятия общество. Основные признаки общества


    Название12. Определение понятия общество. Основные признаки общества
    Анкорсоциология.doc
    Дата27.04.2018
    Размер71 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласоциология.doc
    ТипДокументы
    #16447

    12. Определение понятия «общество». Основные признаки общества


    Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.

    В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

    Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

    Основные признаки общества


    Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

    Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

    1. Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

    2. Социальная структура (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

    Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества — в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты — в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

    Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства — политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.

    Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

    Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

    3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.

    Самодостаточность — способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

    Автономность и самодостаточность общества — не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

    4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

    Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

    13.Культура

    Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.

    Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов.

    Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

    Второй компонент культуры — социальные нормы. Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

    Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов, с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.
    14. Типы культуры.

    Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности - физическому и умственному.
    Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Понятие "духовная культура" можно определить как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими духовных ценностях (познание, нравственность, воспитание, право, наука, искусство, литература, религия, идеология, мифология), а также сам процесс творческой деятельности людей. Физические усилия позволяют обрести явлению культуры плоть, материализоваться. Духовные же усилия определяют стиль окультуривания действительности, вырабатывают критерии культурности или некультурности человеческих действий.
    Принято считать, что главным богатством общества являются материальные ценности: полезные ископаемые - нефть, газ, лесные ресурсы, плодородные земли, а также различные строения - здания, мосты, дороги, оборудование, средства производства - станки, техника и т.д., так как первичным считается то, что мож­но потрогать, ощутить, осязать, то есть все материальное.
    Но! Эти два вида культуры не только неразрывно связаны между собой, но и нематериальная культура является определяющей в этой оппозиции.
    Представим себе два эксперимента:
    Эксперимент 1. Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова.
    Эксперимент 2. Как и прежде, машины и орудия труда разруше­ны, уничтожены и наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Одна­ко на этот раз уничтожены и все библиотеки, так что наша способность учиться, используя книги, становится невозможной.
    Эксперимент 3. Если в результате бездумной политики или репрессий ис­чезнут образованные люди, талантливые личности, то рано или поздно вся материальная культура начнет разрушаться, техника ржаветь и общество начнет деградировать.
    Итак, можно сделать вывод, что нематериальные элементы культуры выступают определяющим началом по отношению к материальным элементам культуры.
    Для понимания процессов, протекающих в культуре, вводятся понятия:
    а) доминантной культуры, обозначающее те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом, либо в силу того, что данные группы составляют этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения.
    б) субкультура - это отличающийся от доминантной культуры стиль жизни и ценности этнических, религиозных, профессиональных, возрастных и многих других групп в обществе, при этом члены таких групп идентифицируют себя с точки зрения этих особых групповых ценностей.
    в) контркультура - это разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с доминантной культурой.
    По содержанию и характеру связей с религией…

    В зависимости от специфических особенностей сфер жизни общества…
    · Политическая культура
    · Экономическая культура
    · Профессиональная культура
    · Физическая культура
    · Художественная культура
    · Городская культура
    · Сельская культура и т.д.


    15

    Человек появился в результате биологической и социальной эволюции. Он приходит в мир как индивид, представитель вида Homo sapiens. Это понятие скорее биологическое, чем социальное. В тоже время, понятие «индивид» включает задатки психологических качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне. Индивид воспитывается в обществе, без которого невозможно существование человека. В истории известны примеры того, как маленькие дети были выращены животными, но эти индивиды по своему поведению больше походили на животных, чем на людей. Человек является носителем социальных качеств и свойств, определённое сочетание которых и определяет его как личность. Эти качества у индивида возникают только в процессе проживания в обществе.

    Личность– интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Личность – активный элемент социальной системы.

    Личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создаёт проекты, ставит перед собой цели и мобилизуется для их достижения. Каждая личность уникальна, непохожа на другие, поэтому говорят об индивидуальности каждого человека. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности человвека. Это набор черт, присущих только данной личности Личность изучается рядом наук: психологией, философией, физиологией, социологией и др. Социологический подход заключается в определении социальных свойств и качеств личности, т.е. тех. которые формируются под воздействием непосредственного окружения и общества в целом. Именно эти качества определяют в большей степени поведение человека

    По мнению социологов в формировании личности существуют определёные этапы. Дж. Мид считал, что с момента рождения человек проходит 3 стадии формирования личности:

    • Стадия имитации (подражания) – ребёнок бессознательно подражает поведению взрослых;

    • Стадия ролевых игр – ребёнок «примеряет» определённые роли (роль папы, космонавта и т.д.),

    • Стадия коллективных игр – ребёнок учится распознавать ожидания окружающих; способен участвовать в коллективных играх .

    Таблица. Теории развития личности*

    Теория

    Теоретик

    Основная идея

    Теория развития личности

    Чарлз Кули (теория «зеркального я»)

    Эффект зеркального отражения: у людей представлений о том, как их оценивают другие.

    Джордж Герберт Мид

    Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «Я», «Меня».




    Психоаналитические теории

    Зигмунд Фрейд

    В своём развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стаи возникает напряжённость межу «Оно» и «Сверх Я»

    Эрик Эриксон

    На своём жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризисов.




    Теория нравственного развития

    Лоренс Колберг

    Нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимания чувств других людей.

    С каких бы позиций не анализировали личность и её структуру авторы указанных теорий, общим для них остаётся один момент – общество и личность тесно взаимосвязаны.

    Таким образом, личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

    .

    16. Социальная структура личности

    Под социальной структурой личности понимается совокупность устойчивых социальных качеств индивида, формирующихся в процессе деятельности, общения, включенного в те или иные социальные общности, группы, социальные связи и отношения общества.

    Среди подходов к пониманию содержания структуры личности выделим три.

    Согласно первому подходу компонентами структуры личности выступают:

    а) память – система знаний, которые личность приобрела, освоила в течение своей жизни;

    б) культура, представляющая собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность;

    в) деятельность – целенаправленное воздействие личности на объекты, которыми могут быть и другой человек, и социальные группы, социальные системы.

    В рамках второго подхода социальная структура личности раскрывается в двух отношениях:

    1) в объективном плане – как система статусов и ролей;

    2) в субъективном плане – как система диспозиций и ролевых ожиданий.

    При третьем подходе социальная структура личности составляет совокупность социальных сил человека:

    целенаправленной деятельности;

    сознания/мышления;

    потребностей и способностей;

    статусов и ролей;

    ценностных ориентаций (диспозиций);

    культуры – знаний, убеждений, норм и ценностей.

    Но независимо от подхода к анализу социальной структуры личности суть заключается в том, какие структурные социальные качества формируются в личности в процессе ее практического включения в социум и общения.
    написать администратору сайта