Главная страница
Навигация по странице:

  • 2исторические школы и представители

  • 3 Славянский этногенез

  • 4Предпосылки формирования государственности у восточных славян и образование древнерусского гос-ва. Норманнская теория.

  • 5 Киевская Русь – раннефеодальное государство.

  • 6 Принятие христианства как выбор цивилизационного пути развития.

  • 7 Политическая раздробленность: причины, сущность, особенности, последствия.

  • 8 Особенности политического и социально – экономического устройства в период раздробленности.

  • экзамен по истории. 1история как наука место истории в жизни человека


    Скачать 162.09 Kb.
    Название1история как наука место истории в жизни человека
    Анкорэкзамен по истории.docx
    Дата06.05.2017
    Размер162.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэкзамен по истории.docx
    ТипДокументы
    #2374
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1история как наука место истории в жизни человека История- процесс развития природы и общества, комплекс общественных наук изучающих прошлое человека во всем многообразии. Многие выдающиеся лица прошлого говорили о важности изучения истории: Бэкон- в истории мы черпаем мудрость, Карамзин - священная книга народов завет предков потомству, дополнении настоящего пример будущего. Колингвуд - нужна для самопознания. Исторические источники - все что отражает исторический процесс, возможность изучать прошлое. 1 Письменные - пиктография древняя письменность наскальные рисунки.2 Вещественные- найденные геологами орудия труда быта ценности. 3 Этнографические - культурные религиозные традиции разных народов дошедшие до нас в виде обрядов и обычаев. 4 Устные - передача информации из поколения в поколение очевидцами событий. 5 Лингвистические - по языку народа можно узнать где он жил и чем занимался. : Аудиовизуальные - фото и видео записи хранящиеся в архивах. Чтобы изучать источники нужно знать специальные вспомогательные дисциплины - генеалогия - родственные отношения, происхождение. геральдика - гербы, дипломатика - история возникновения документов. метрология - меры длины веса объема в прошлом. ономастика - возникновение имен. нумизматика - денежные знаки. палеография - почерк, сфрагистика - печать, хронология - летоисчисление, календари народов. Вывод исторические источники и вспомогательные дисциплины помогают изучать исторические знания, истины.

    2исторические школы и представители История изучает научные исторические и специальные методы. Научные - методы классификации особенностей истории и логические. Исторические - метод параллелей сравнительно исторический. Специальные методы - аналитический, статистический психологические. Основные принципы научность(требует полного набора фактов) и историзм(конкретный исторический подход) . Летописи - хронологический ход событий, летописец -очевидец событий. Первая сохранившаяся летопись повесть временных лет , написана монахом Нестором в 1113 году. Историки описывая прошлое пользуются историческими источниками и анализируют их исходя из своих взглядов. Первый историк любитель Татищев (1686-1750) деятель при Петре 1, "история гос рос с самых древних времен " в пяти томах. Обобщил, рус и иностранные рукописи. Карамзин ( 1766-1826) в 1803 получил задание написать "историю государства российского" 12 томов. заканчивается 1611 годом, книга стала настольной. Первый стал использовать психоанализ и сравнительно историч методы, считал что история должна наставлять людей. Превзошел труд Татищева документально исторической базой. Классик рус истории Соловьев(1820-1879) -"история России с древнейших времен" в 29 томах -много исторических фактов, заканчивается 1775 годом. Комплексно рассмотрел этнические демографические и внешнеэкономические факторы в истории. Для него государство высшая ступень развития общества. Ключевский(1841-1911) считал изучение истории идеалом воспитанности народа. "курс российской истории" содержится научный анализ который заканчивается реформами 60-70 годов 19 века. Считал что по неблагоприятным историческим условиям внутренний рост России не шел вровень с его международными отношениями.

    3 Славянский этногенез«Откуда есть пошла русская земля» – так в XII в. поставил вопрос автор «Повести временных лет» монах Нестор. Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье. Распад индоевропейской общности приходится на IV тысячелетие до нашей эры. Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры. Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины. Славяне вышли на историческую арену в V–VIII вв. нашей эры. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V–VI вв. нашей эры славяне жили еще в условиях родового строя. Однако в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности. Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло. Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры – укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян – Новгород, на земле кривичей – Смоленск. Уже в IX–X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов. По своим верованиям древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. Источники свидетельствуют о поклонении Перуну – богу молний, грома, войны, Велесу – покровителю скота, Стрибогу – богу ветров, Даждьбогу – богу солнца, Сварогу – богу неба. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия и покровительницей рода Мокошью.

    4Предпосылки формирования государственности у восточных славян и образование древнерусского гос-ва. Норманнская теория. В результате объединения восточнославянских племен начался процесс образования Древнерусского государства. По поводу образования было много научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке зародилась «норманнская проблема». Древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов во главе с Рюриком, чтобы прекратить внутренние распри. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны, т. е. «северные люди». По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра I и создания Академии наук. Немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, приглашенные на службу в Петербургскую академию наук, стали основоположниками «норманнской теории», согласно которой русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманнизм. Его основатели – М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей. Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. В исторической науке ХХ века норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать. Вожди восточнославянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.

    5 Киевская Русь – раннефеодальное государство. В Киевской Руси существовало несколько социально-экономических укладов. В социальной структуре древнерусского общества проявлялись четкие элементы и феодализма, и первобытнообщинного строя, и даже рабовладения. Данные древнерусских летописей свидетельствуют о том, что в Киевской Руси существовало расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре, дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, составляли лично свободные крестьяне, называемые «люди». Важную роль в их жизни играла община. Во многих источниках упоминаются смерды - зависимые от феодалов крестьяне, сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также – закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались «градские люди». В раннефеодальном государстве были элементы рабовладения. Две категории рабского населения: челядь (военнопленные и их потомки) и холопы (обращенные в рабство соплеменники). Основу экономики составляло сельское хозяйство. Больших успехов достигает ремесло: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и др. Его развитие тесно связано с ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств. Города стали основными торгово-ремесленными центрами. Развивалась и внешняя торговля. Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки» – из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, изделия кузнецов и оружейников. Была и работорговля – купцы продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь, предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Во внутриэкономической жизни, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели. Главой государства считался правивший в Киеве князь. Княжеская власть переходила от отца к сыну, от брата к брату, от дяди к племяннику. Политический строй Киевской Руси называют раннефеодальной монархией. Киевским князьям удалось подчинить себе все восточнославянские племена, с Х в. племенные князья в источниках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли посадники или волостники. Со второй половины Х в. крупными территориями управляли удельные князья. Ими становились, сыновья великого князя. При князе функционировал совет (дума из высшей аристократии и духовенства). Важную роль в общественной жизни играло собрание городских жителей – вече ( принимали участие взрослые мужчины города). Ядро войска княжеская дружина. В военное время собиралось народное ополчение – «вои». Дружинники участвовали в управлении государством и служили опорой княжеской власти. Киевская Русь была мощным государством. Она занимала территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до верховьев Волги. Киевская Русь стала колыбелью современных наций: белорусской, русской, украинской.

    6 Принятие христианства как выбор цивилизационного пути развития. Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы, и дань стала свозиться в специально определенные места. Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых. Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем, разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, был убит печенегами. После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным (святые, послужившие распространению христианства). В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство. К концу Х в. потребность государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований. Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам. Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

    7 Политическая раздробленность: причины, сущность, особенности, последствия. К середине XI в. Древнерусское государство достигло расцвета. Но со временем единого государства, объединенного властью Киевского князя, не стало. На его месте появились десятки самостоятельных государств-княжеств. Распад Киевской Руси начался после смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого. Владения князя были разделены между тремя его старшими сыновьями. Вскоре в роду Ярославичей начались конфликты и военные усобицы. В 1097 г. в городе Любече состоялся съезд русских князей. «Пусть каждый держит свою отчину» – было решение съезда. Это означало разделение Русского государства на владения отдельными землями. Княжеские усобицы съезд не прекратил: в конце XI – начале XII в. они вспыхнули с новой силой. Единство государства удалось на время восстановить княжившему в Киеве внуку Ярослава Мудрого Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1113–1125). Политику Владимира Мономаха продолжил его сын Мстислав Владимирович (1125–1132). Но после смерти Мстислава период временной централизации закончился. На долгие века страна вступила в эру политической раздробленности. Историки XIX в. называли эту эпоху удельным периодом, а советские – феодальной раздробленностью. Политическое дробление – закономерный этап в развитии государственности и феодальных отношений. Его не избежало ни одно раннефеодальное государство Европы. Повсюду в эту эпоху власть монарха была слаба, а функции государства – незначительны. Тенденция к сплочению и централизации государств начала проявляться только в XIII–XV вв. Политическое дробление государства имело причины. Экономическая причина заключалась, в господстве натурального хозяйства. Торговые связи в XI–XII вв. были развиты достаточно слабо и не могли обеспечить экономического единства русских земель. Византийская империя приходила в упадок и путь из варяг в греки не позволял больше осуществлять торговых связей. Другая причина - пережитки родоплеменных отношений, Киевская Русь объединила десятки крупных племенных союзов. Роль сыграли и постоянные набеги кочевников на днепровские земли. Спасаясь от набегов, люди уходили жить в малонаселенные земли, на северо-востоке Руси что способствовало расширению территории и ослаблению власти киевского князя. На процесс непрерывного дробления страны могло повлиять и то, что на Руси после смерти князя земельные владения могли делить все наследники. Важным фактором считается развитие частного феодального землевладения. Еще в XI в. идет процесс «оседания дружинников на землю», появления крупных феодальных вотчин – боярских сел. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество. Распад Древнерусского государства не разрушил древнерусскую народность. Духовная жизнь русских земель и княжеств при своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Росли и строились города – центры вновь возникших удельных княжеств. Развивалась торговля, что привело к возникновению новых путей сообщения. Важнейшие торговые пути вели от озера Ильмень и Западной Двины к Днепру, от Невы к Волге, Днепр также соединялся с Волжско-Окским междуречьем. Таким образом, удельный период не следует рассматривать как шаг назад в русской истории. Однако непрекращающийся процесс политического дробления земель, многочисленные княжеские усобицы ослабляли обороноспособность страны перед внешней опасностью.

    8 Особенности политического и социально – экономического устройства в период раздробленности. Владимиро-Суздальская земля, отделилась от Киева в 30-х гг. XII в. Она на территории Северо-Восточной Руси, в междуречье Оки и Волги, с центром в г. Ростове. История в XII–XIII вв. связана с потомками Владимира Мономаха. Княжил один из его младших сыновей Юрий Долгорукий (1125–1157), названный так за многочисленные захваты чужих владений. Юрий Долгорукий - основатель Москвы (1147), в связи с его именем Москова впервые упоминается в летописи. Юрий заложил не только будущую столицу России, но и Дмитров, Звенигород. Своей столицей Юрий сделал город Суздаль. Он окончил свои дни в завоеванном им Киеве. По преданию, он был отравлен киевскими боярами. Сын Юрия Андрей Боголюбский (1157–1174) был посажен отцом на княжение в Вышгороде (около Киева). Он самовольно покинул город и переехал во Владимир, сделав его своей столицей. Себя Андрей провозгласил великим князем всей Руси. При нем Владимир стал центром политической жизни Руси. Князя называли Боголюбским по месту его загородной резиденции. Андрей способствовал становлению культа Пресвятой Богородицы. В 1155 г. он вывез из Вышгорода Владимирскую икону Божией Матери. Андрей Боголюбский был крупным государственным деятелем, полководцем и дипломатом. Борьба за укрепление своей власти стоила князю жизни: в 1174 г. он пал жертвой боярского заговора. Преемником Андрея стал его младший брат Всеволод Большое Гнездо (1176–1212), названный так за большое количество детей. Всеволод Юрьевич проявил себя как сильный и умелый государственный деятель. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Могущество олицетворял построенный Всеволодом Дмитровский собор. За Всеволодом укрепился титул «великий князь». Однако после смерти князя Всеволода в 1212 г. наследники разделили его земли на несколько отдельных княжеств. Новгородская земля, занимавшая северо-западную территорию бывшего Древнерусского государства, одна из первых стала выходить из под власти киевского князя. В конце XI – начале XII в. сложилось своеобразное политическое образование - феодальная республика. Новгородцы называли свое гос-во «Господин Великий Новгород», от Финского залива на западе, до Уральских гор на востоке, от Ледовитого Океана на севере до границ современных Тверской и Московской областей на юге. Высшая власть принадлежала народному собранию – вече. Главную роль в решении важнейших вопросов играл боярский совет. Главой государства считался посадник, полномочия посадник делил с князем. В Новгороде князь не получал власть по наследству, а приглашался на княжение городом. Его главная задача – обеспечение защиты государства от внешних врагов. Совместно с посадником князь осуществлял судебные функции. Если князь не устраивал новгородцев, его изгоняли и приглашали другого. Помимо князя, военную функцию исполнял тысяцкий – глава городского ополчения. Большую власть имел глава новгородской епархии – владыка, кандидатура которого согласовывалась с вече. Сам город Новгород был разделен на несколько районов («концов»), каждым из которых управлял кончанский староста. Галицко-Волынское княжество. На юго-западе русских земель в середине XII в. выделяются как самостоятельные образования земли Галицкого и Волынского княжеств. В 1119 г. их объединил князь Роман Мстиславич, возникло крупное Галицко-Волынское княжество. Захватив в 1203 г. Киев, князь Роман стал правителем всего юго-запада Руси. Другой крупной фигурой в истории этих земель стал князь Даниил Романович. В середине XIII в. его войска одержали победу над польскими и венгерскими рыцарями. Для политической жизни Галицко-Волынской Руси была характерна постоянная борьба между князем и местной боярской аристократией. После монголо-татарского завоевания юго-западные земли обособятся от остальной части Руси.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    написать администратору сайта