Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Философская лирика Пушкина

  • 6. Любовь и Дружба в лирике Пушкина

  • 4. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина


    Название4. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
    Анкорrusskaya_ekzamen.doc
    Дата19.04.2018
    Размер312 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаrusskaya_ekzamen.doc
    ТипДокументы
    #16103
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    4. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

     Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии.

    Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Эхо” (1831), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836).

    В стихотворении “Пророк” поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу “Пророка” положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза:

        Отверзлись вещие зеницы,
        Как у испуганной орлицы...

        Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка- “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” -“угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения, изменения чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом: “Как труп в пустыне я лежал”. Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:

        Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
        Исполнись волею моей,
        И, обходя моря и земли,
        Глаголом жги сердца людей.

        Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.

        В стихотворении “Поэт” Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара. В первой части произведения мы видим, что поэт - обычный человек, как все; он погружен “в заботы суетного света”:

        Молчит его святая лира;
        Душа вкушает хладный сон,
        И меж детей ничтожных мира,
        Быть может, всех ничтожней он.

        Но во второй части происходит преображение. Причем превращения в душе поэта происходят благодаря “божественному глаголу”. И в этом смысле стихотворение “Поэт” сродни “Пророку”. Путь грешника по пустыне был столь же бесцелен, как и “заботы суетного света”, в которые погружен поэт. Но вот благодаря высшей силе происходит преображение, и душа поэта пробуждается, как и душа пророка. Теперь лирическому герою чужды “забавы мира” и людская молва. Теперь он тоскует в той среде, в которой вращался ранее. Пророк отправляется к людям, чтобы “жечь” их сердца словом Божиим. А поэту нет места среди людей, среди толпы, которая не понимает его, и он бежит, “дикий и суровый”,

        На берега пустынных волн,
        В широкошумные дубровы...

        Он полон “звуков и смятенья”, его вдохновение ищет выхода, и его “святая лира” больше не может молчать. Так рождаются стихи, способные потрясти человеческие души, способные “жечь” сердца людей.
        Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в “толпе”, под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение “Поэт и толпа”. Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя ее “тупой”, “хладной”, “надменной”, “непосвященной”. В этом произведении поэт выплескивает свое отчаяние и горечь, ведь толпа не принимает его, им не слышны и не понятны его призывы:

        К какой он цели нас ведет?
        О чем бренчит? Чему нас учит? -

        толкуют “сердцем хладные скопцы”, “клеветники, рабы, глупцы”. Песнь поэта для них - пустой звук; она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство:

        Какая польза нам от ней? -

        говорят они. Певец же выражает презрение к “бессмысленному народу”:

        Подите прочь - какое дело
        Поэту мирному до вас!
        В разврате каменейте смело,
        Не оживит вас лиры глас!
        Душе противны вы, как гробы.

        Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви. Певец не желает “сердца собратьев исправлять”, ведь такие сердца “лиры глас” не оживят. А поэт рожден “не для житейского волненья”, а для “вдохновенья, для звуков сладких и молитв”.
        Этой же теме посвящено послание “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”:

        Ты царь: живи один. Дорогою свободной
        Иди, куда влечет тебя свободный ум.

        Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно. Но если “взыскательный художник” доволен своим трудом, значит, его творчество действительно чего-то стоит. И тогда

        ...пускай толпа его бранит
        И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
        И в детской резвости колеблет твой треножник.

        В стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости от толпы, светской черни.

    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” — сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

    5. Философская лирика Пушкина

     А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
        Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
        Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
        Смертный, век твой привиденье:
        Счастье резвое лови;
        Наслаждайся, наслаждайся;
        Чаще кубок наливай;
        Страстью пылкой утомляйся
        И за чашей отдыхай!
        Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
        До капли наслажденье пей,
        Живи беспечен, равнодушен!
        Мгновенью жизни будь послушен,
        Будь молод в юности твоей!

        (“Стансы Толстому”, 1819)
        
        Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.
        Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.
        В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:
        Искатель новых впечатлений,
        Я вас бежал, отечески края;
        Я вас бежал питомцы наслаждений,
        Минутной младости минутные друзья, -
        так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ - океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.
        Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:
        Мне вас не жаль, неверные друзья,
        Венки пиров и чаши круговые -
        Мне вас не жаль, изменницы младые,
        Задумчивый, забав чуждаюсь я,-
        пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).
        К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни - реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
        В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.
        Катит по-прежнему телега;
        Под вечер мы привыкли к ней,
        И дремля едем до ночлега,
        А время гонит лошадей.
        Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:
        Цели нет передо мною:
        Сердце пусто, празден ум,
        И томит меня тоскою
        Однозвучный жизни шум.
            Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” - анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.
        Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:
        Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
        Грядущего волнуемое море.
        Но не хочу, о други, умирать:
        Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
        Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, об этом говорят строи стихотворения    (“Не дай мне бог сойти с ума”, 1833)
        
        Пушкин считает, что цель его жизни как поэта - “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.
        Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие.
        Здравствуй, племя
        Младое, незнакомое!

        пишет он в стихотворении “Вновь я посетил...” (1835).
        Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:
        Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
        Мой прах переживет и тленья убежит -
        И славен буду я, доколь в подлунном мире
        Жив будет хоть один пиит.
        Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
        Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

    6. Любовь и Дружба в лирике Пушкина

    Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы.
        Его лирика многотемна и многогранна, но любовь и дружба занимают особое место в ней, поскольку эти чувства сопутствовали поэту на протяжении всей его жизни; они были основными источниками его вдохновения.
        С течением времени взгляд поэта и отношение к ним менялись, но верность этим идеалам он пронес через всю жизнь.
        Дружеские послания лицейских лет в большинстве своем описывают юношеские пиры и веселья, прославляют жизнь ради жизни. Уже в этот период появляется мотив братства, который пройдет через все творчество поэта. Даже через много лет после окончания Лицея Пушкин помнит всех тех, с кем он учился, и посвящает им такие стихотворения, как "19 октября" (1825), "Бог помочь вам, друзья мои" (1827), "Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину" (1831), "Была пора: наш праздник молодой" (1836).
        Своему другу П. Я. Чаадаеву Пушкин адресует несколько стихотворений: "К Чаадаеву" (1818), "Чаадаеву" (1821). В произведении 1821 года автор, обращаясь к товарищу, благодарит его за поддержку и наставления:
        Во глубину души вникая строгим взором,
        Ты оживлял ее советом иль укором.
        Особое место в творчестве Пушкина занимает послание, адресованное друзьям-декабристам, "Во глубине сибирских руд..." (1827), в котором автор хочет морально поддержать сосланных на каторгу борцов. Поэт выражает уверенность в том, что "скорбный труд и дум высокое стремленье" не пропадут. Заканчивается стихотворение на оптимистической ноте:
        Оковы тяжкие падут,
        Темницы рухнут - и свобода
        Вас примет радостно у входа,
        И братья меч вам отдадут.
        Верность идеалам декабризма поэт провозглашает и в стихотворении "Арион" (1827): "Я гимны прежние пою".

    С посланием в Сибирь посылает он стихи Пущину.

        Мой первый друг, мой друг бесценный!
        И я судьбу благословил,
         Когда мой дом уединенный,
        Печальным снегом занесенный,
        Твой колокольчик огласил...
        Молю святое провиденье:
         Да голос мой душе твоей
         Дарует то же утешенье,
         Да озарит он заточенъе
        Лучом лицейских ясных дней.

        Всего десять строк! Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих словах! Каждая строка полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная.

    Одним из главных источников вдохновения у Пушкина всегда была любовь - чувство, захватывающее все его существо, занимающее все помыслы.
        Любовь для лирического героя -- чувство светлое, прекрасное, вспоминать о нем "грустно и легко". Ведь даже несостоявшаяся и безответная, она была для Пушкина источником вдохновения, что подтверждают следующие строки:
        И сердце вновь горит и любит оттого,
        Что не любить оно не может.
        Любовь у Пушкина - это любовь к своей избраннице, а не к своему чувству, поэтому поэт будет всегда восторженно относится в женщине, которую он когда-то любил, пусть и безответно:
        Я вас любил так искренно, так нежно,
        Как дай вам Бог любимой быть другим.
        Одним из прекрасных произведений любовной лирики поэта является стихотворение "Я помню чудное мгновенье" (1825), обращенное к А. П. Керн, с которой поэт встречался в Петербурге, но жизнь разлучила их:
        Шли годы. Бурь порыв мятежный
        Рассеял прежние мечты...
        В жизни Пушкина наступили тяжелые годы изгнания:
        В глуши, во мраке заточенья,
        Тянулись тихо дни мои
        Без божества, без вдохновенья,
        Без слез, без жизни, без любви.
        Любовь и слезы - вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. А поэтому новая встреча "пробуждает" душу, вдохновляет на написание этого стихотворения. Метафора ("бурь порыв мятежный"), сравнения ("как мимолетное виденье", "как гений чистой красоты") - все это способствует усилению образности и выразительности. Стихотворение написано любимым пушкинским размером - четырехстопным ямбом. Последние строки повторяют первое четверостишие (кольцевая композиция), что свидетельствует о возврате чувств.
        В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как "Храни меня, мой талисман" (1825), "Сожженное письмо" (1825). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, -- это "письмо любви", но и с ним надо проститься: "она велела". И поэт предает огню "все радости свои". Жадное пламя отняло последнее утешение, а печать, оставленная "перстнем верным", превратилась в "растопленный сургуч", а "пепел милый" остался "на горестной груди" как напоминание о несостоявшемся счастье. Обилие пауз, многоточий придает произведению тревожное настроение.
        Любовь и дружба, как два величайших чувства, проходят через всю жизнь и творчество поэта. Именно они были тем источником вдохновения, благодаря которому родились подлинные шедевры пушкинской поэзии.
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта