Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Информатика
Начальные классы
Биология
Медицина
Вычислительная техника
Сельское хозяйство
Ветеринария
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
История
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Электротехника
Автоматика
Связь
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Искусство
Культура
Логопедия
География
Экология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Языки народов РФ
Социальному педагогу
Обществознание
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению охраны общественного порядка - Попов А.Н.. Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению охра. А. Н. П оп о в деятельность органов местного самоуправления по обеспечению охраны


Скачать 2.08 Mb.
НазваниеА. Н. П оп о в деятельность органов местного самоуправления по обеспечению охраны
АнкорДеятельность органов местного самоуправления по обеспечению охраны общественного порядка - Попов А.Н..pdf
Дата09.08.2018
Размер2.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДеятельность органов местного самоуправления по обеспечению охра.pdf
ТипДокументы
#21335
КатегорияЮриспруденция. Право
страница1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

А.Н. П ОП О В
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ

Министерство внутренних дел Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский университет
Тамбовский филиал
А.Н. ПОПОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Печатается по решению Методического совета и Совета Филиала
Тамбовского Филиала МосУ МВД России
Тамбов
Издательство ТГТУ
2005
УДК 351.74/76
ББК Х301
П581
Р е ц е н з е н т ы:
Заведующий кафедрой истории государства и права Института права ТГУ им. Г.Р. Державина, доктор юридических наук, доцент
А.С. Туманова
Начальник правового управления Тамбовской областной думы заслуженный юрист России
Г.М. Максимова

Заместитель начальника УВД Тамбовской области – начальник милиции общественной безопасности
А.В. Игнатов
Попов А.Н.
П581
Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению охраны общественного порядка / А.Н.
Попов. Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД Рос- сии, 2005. 124 с.
Рассмотрены правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления по управлению милицией общественной безопасности, исследуются организационно-правовые вопросы сис- темы охраны общественного порядка и безопасности граждан, разрабатывается принципиальная схема му- ниципальных субъектов охраны общественного поряд- ка и безопасности, их функциональная взаимосвязь, содержатся предложения по совершенствованию феде- рального и регионального законодательства, в том чис- ле нормативной базы в сфере регулирования местного самоуправления.
Выводы и предложения автора могут быть исполь- зованы в преподавании курсов конституционного пра- ва России и муниципального права в учебных заведе- ниях высшего профессионального образования, в сис- теме служебной подготовки сотрудников правоохрани- тельных органов, в процессе правотворчества по со- вершенствованию норм конституционного права Рос- сии и муниципального права.
УДК 351.74/76
ББК Х301
ISBN 5-8265-0355-6 © Попов А.Н., 2005
© Тамбовский филиал
МосУ МВД России, 2005
© Тамбовский государственный технический университет, 2005

Научное издание
ПОПОВ Анатолий Николаевич
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Монография
Редактор Е.С. М о р д а с о в а
Инженер по компьютерному макетированию М.Н. Р ы ж к о в а
Подписано к печати 28.04.2005
Формат 60
×
84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Гарнитура Тimes New Roman. Объем: 7,1 усл. печ. л.; 7,2 уч.-изд. л.
Тираж 100 экз. С. 205
М
Издательско-полиграфический центр
Тамбовского государственного технического университета
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14

Автор выражает благодарность и признательность начальнику факультета
подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России канди-
дату юридических наук, профессору Старкову Валентину Ивановичу за помощь,
оказанную при подготовке настоящей монографии
ВВЕДЕНИЕ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОВОЗГЛАСИЛА МЕСТНОЕ САМО-
УПРАВЛЕНИЕ КАК ОДНУ ИЗ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, ПРИЗВАННУЮ
ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАЧУ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ «ПОД МЕСТНЫМ СА-
МОУПРАВЛЕНИЕМ ПОНИМАЕТСЯ ПРАВО И ОФОРМЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ МЕСТ-
НЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РЕГУЛИРОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ В РАМКАХ ЗАКОНА И ПОД
СОБСТВЕННУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ ПУБЛИЧНЫХ ДЕЛ В ИНТЕРЕ-
САХ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ»
1
. В Ч. 2 СТ. 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-
РАЦИИ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК
ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОМ СВОЕЙ ВЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ В ПРЕДЕ-
ЛАХ, УСТАНОВЛЕННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫ-
МИ ЗАКОНАМИ, А В СЛУЧАЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ, – ЗА-
КОНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ И ПОД СВОЮ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННО И (ИЛИ) ЧЕРЕЗ ОР-
ГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИСХОДЯ ИЗ
ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКИХ И ИНЫХ МЕСТНЫХ ТРАДИЦИЙ.
СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ
САМОСОЗНАНИЯ, ДЕЛАЕТ МЕСТНУЮ ВЛАСТЬ ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕТСТВЕННОЙ ПЕРЕД
НАСЕЛЕНИЕМ, ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО МИРА. ПО-
ЭТОМУ ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-
РАЦИИ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПЕРВОСТЕПЕННУЮ ЗАДАЧУ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОПРЕ-
ДЕЛЕНЫ:

ВО-ПЕРВЫХ, ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, ОБЕСПЕЧИ-
ВАЮЩЕЙ СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ;

ВО-ВТОРЫХ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИ-
НАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ;

В-ТРЕТЬИХ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЕСТ-
НОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3
.
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4
, ЗАКОНОВ СУБЪЕК-
ТОВ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В ОСНОВНОМ ЗАВЕРШЕН ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕФОРМЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
ВМЕСТЕ С ТЕМ РЕШЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НОР-
МАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В ОТДЕЛЬНОСТИ
И НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЦЕЛОМ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕА-
ЛИЗОВАНО БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ВСЕХ ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ ОР-
ГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
1
Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С. 116–117.
2
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 // Рос. газ., № 202. 2003. 8 окт.
3
Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Пре- зидента РФ от 15.10.99 // Собр. законодательства РФ. 1999. № 42.
4
Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федер. закон от 28.08.1995 // Собр. законодательства РФ. 1995. № 35.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ ВЫДЕЛЯЕТ КАКИХ-ЛИБО ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕ-
НИЯ ПО СТЕПЕНИ ИХ ВАЖНОСТИ. ОДНАКО НЕ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЯ, ЧТО ИМЕННО
ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА МОГУТ БЫТЬ НАЗВАНЫ В ЧИСЛЕ
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
НЕГАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ, ОБОСТРЕНИЕ МЕЖ-
НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБ-
ЩЕСТВА ОТРИЦАТЕЛЬНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ПОЛОЖЕНИИ ЛЮДЕЙ, ЧТО НЕРЕДКО
СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ ДЛЯ
ИХ ЖИЗНИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ВСЕ БОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМ И ОСТРЫМ РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ
ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА.
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ, А ТАКЖЕ В ВЫСТУПЛЕНИЯХ ПОЛИТИКОВ ВСЕ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ
МЫСЛЬ О ГЛОБАЛЬНОМ ПОРАЖЕНИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПРЕСТУПНОСТЬЮ.
УТВЕРЖДАЕТСЯ, ЧТО РОССИЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПОЛНОМАСШТАБНУЮ КРИМИ-
НАЛЬНУЮ СТРАНУ, ЧТО ЗАРАНЕЕ ОБРЕЧЕНЫ НА НЕУДАЧУ ВСЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ
В НЕЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. МНОГИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕ-
СТОРЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ В РОССИИ, ПОСКОЛЬКУ ПОДОБНОЕ МНЕНИЕ
СТАЛО СЕРЬЕЗНЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ НА ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В МИ-
РОВУЮ ЭКОНОМИКУ. НЕ СПОСОБСТВУЕТ ОНО И РАЗВИТИЮ ГУМАНИТАРНЫХ КОН-
ТАКТОВ.
ТЕНДЕНЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ТЕМПОВ РОСТА ОБЩЕГО ЧИСЛА ПРЕСТУПЛЕНИЙ (2000 –
2952,4 МЛН.; 2001 – 2968,3 МЛН.; 2002 – 2526,3 МЛН.)
5
ПРАКТИЧЕСКИ ОТСУТСТВУЕТ. ВМЕ-
СТЕ С ТЕМ ОТМЕЧАЕТСЯ РОСТ ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: УБИЙСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ЗАКАЗНОГО ХАРАКТЕРА, РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ, ГРАБЕЖЕЙ, ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОН-
НЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ И ОРУЖИЯ. ПРЕСТУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СООБ-
ЩЕСТВА АКТИВНО СТРЕМЯТСЯ ВЗЯТЬ ПОД КОНТРОЛЬ НАИБОЛЕЕ ДОХОДНЫЕ ОТ-
РАСЛИ ЭКОНОМИКИ, ВНЕДРИТЬ СВОИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВЕТВИ
ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ, РАЗВИВАЮТ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ.
СЕРЬЕЗНОЙ ПРОБЛЕМОЙ, ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩЕЙ ОБСТАНОВКУ В СТРАНЕ И, В
ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ И ПРИЛЕГАЮЩИХ К НЕМУ РЕГИОНАХ,
СТАЛ ТЕРРОРИЗМ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ПРОЯВЛЕНИЯ.
В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ УСИЛИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ НАПРАВЛЯЮТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НА БОРЬБУ С «ГРОМКИМИ» ПРЕСТУПЛЕ-
НИЯМИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ОСТАЮТСЯ БЕЗ ДОЛЖНОГО ВНИМАНИЯ, МОЖЕТ БЫТЬ
И НЕ ТАКИЕ «ЯРКИЕ», НО НЕ МЕНЕЕ ВАЖНЫЕ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ПРЕ-
ДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОБЩЕУГОЛОВНОГО ХАРАКТЕРА И
НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, КОТОРЫЕ В СВОЕЙ МАССЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО
БОЛЬШЕ ВЛИЯЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН И
ПРАВОПОРЯДКА В ОБЩЕСТВЕ. ВСЕ ЭТО НЕМИНУЕМО ПРИВОДИТ К СНИЖЕНИЮ АВ-
ТОРИТЕТА ВЛАСТИ И В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ, ЕЩЕ БОЛЕЕ УСУГУБЛЯЕТ СФОРМИРО-
ВАВШУЮСЯ В ПРЕДЫДУЩИЕ ГОДЫ ОТЧУЖДЕННОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И
НАСЕЛЕНИЯ.
ПРОВЕДЕННЫЕ САМЫМИ РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ОП-
РОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ПАДЕНИИ ДОВЕРИЯ ГРАЖ-
ДАН К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСТИТУТАМ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ К СИСТЕМЕ МВД
РОССИИ, ПРИЗВАННОЙ ЗАЩИЩАТЬ ИХ ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ И ИМУЩЕСТВО: В 2000 Г. НЕ
ДОВЕРЯЛО 38,3 %, В 2001 – 39,7 %, В 2002 – 41,4 %.
6
5
Расширенное заседание Коллегии МВД РФ 2003 г. // «Щит и меч». № 7 (875). 2003. 13–19 февр.
6
Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в новых экономических и социальных условиях //
Сб. науч. тр. М., 2002.

В ЭТОЙ СВЯЗИ ВОЗНИКАЕТ НАСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТ-
ВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, В ЧАСТНОСТИ, – МИЛИЦИИ, НА
КОТОРУЮ ВОЗЛОЖЕНА ЗАДАЧА ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА. РЕШЕНИЕ
ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ САМО-
УПРАВЛЕНИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, В
ТОМ ЧИСЛЕ И МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СОСТАВНОЙ ИХ
ЧАСТИ.
«ОДНАКО ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СТОЛЬ СЛОЖНОГО И ОТВЕТ-
СТВЕННОГО ВЕДОМСТВА КАК МВД, – СКАЗАЛ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.В. ПУТИН, – ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫВЕРЕНЫ МНОГОКРАТНО. И РАБОТАТЬ ТОЛЬКО НА
ПОВЫШЕНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПОЭТОМУ СРАЗУ ХОЧУ СКАЗАТЬ, НИКАКИХ
РЕВОЛЮЦИЙ ЗДЕСЬ НЕ БУДЕТ. ЕСЛИ ЧТО-ТО И БУДЕТ ДЕЛАТЬСЯ, ТО ТОЛЬКО С УЧА-
СТИЕМ САМОГО ВЕДОМСТВА И В ОЧЕНЬ МЯГКОМ РЕЖИМЕ. В ЗАКЛЮЧЕНИИ ЕЩЕ РАЗ
ПОДЧЕРКНУ: ОБЩЕСТВО ЖДЕТ КАЧЕСТВЕННОГО УЛУЧШЕНИЯ СИТУАЦИИ С ПРЕ-
СТУПНОСТЬЮ. И Я НАДЕЮСЬ, ЧТО ВЫ ЭТО ХОРОШО ПОНИМАЕТЕ, ОСОЗНАЕТЕ ВСЮ
СТЕПЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД СТРАНОЙ ЗА ТОТ УЧАСТОК РАБОТЫ, КОТОРЫЙ
ЛЕЖИТ НА НАШИХ ПЛЕЧАХ»
7
.
ОГРОМНЫЕ РЕЗЕРВЫ В РЕШЕНИИ НАЗВАННЫХ ПРОБЛЕМ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ МЕ-
СТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТ-
ВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
ГРАЖДАН, БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ, СВОЕВРЕМЕННОМУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И
ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЗЛОЖЕНА СОГЛАСНО КОН-
СТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕ-
СТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
ПЕРЕД ОРГАНАМИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, В ЧАСТ-
НОСТИ МИЛИЦИЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА ОБЕС-
ПЕЧЕНИЯ РЕАЛЬНОЙ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНО-
СТИ ГРАЖДАН. В ЭТОЙ СВЯЗИ ВОЗНИКАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ В ОСМЫСЛЕНИИ И РЕШЕ-
НИИ РЯДА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДАН-
НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МИЛИЦИИ ОБЩЕ-
СТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТЬ ДОПОЛНЕНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВО-
ВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПО-
РЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН. ЗАКОНЫ «О МИЛИЦИИ»
8
И «О МЕСТНОМ САМО-
УПРАВЛЕНИИ В РСФСР»
9
ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО РЕФОРМИРОВАНИЮ МИЛИЦИИ, РАЗ-
ДЕЛЕННУЮ НА КРИМИНАЛЬНУЮ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. В ТО ЖЕ ВРЕ-
МЯ, КАК ПОКАЗЫВАЮТ ИССЛЕДОВАНИЯ, НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ НЕВОЗМОЖНО
ДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВНО РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ И ТЕМ САМЫМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
РУКОВОДСТВО ВСЕМИ СТОРОНАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИЛИЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЦЕНТРАЛЬНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРАВООХ-
РАНИТЕЛЬНЫМИ ВЕДОМСТВАМИ НЕ ДОСТАТОЧНО УЧИТЫВАЮТСЯ ИНТЕРЕСЫ И
ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ В ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА И РУКОВОДСТВА
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ФИНАНСИРУЕ-
МЫМИ ЗА СЧЕТ ИХ БЮДЖЕТОВ.
Частично разумная децентрализация делает возможным отказаться от принципа строго иерархиче- ского построения системы управления милицией общественной безопасности. «Проблемы, возникаю- щие в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности, требуют поиска путей совершенст- вования деятельности подразделениями милиции общественной безопасности. При решении проблем-
7
Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Коллегии МВД РФ 2003 г. // «Щит и меч».
№ 7
(875).
2003.
13 – 19 февр.
8
О милиции: Закон РСФСР от 18.04.1991 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16.
9
О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 06 .06.1991 // Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета
РСФСР. 1991. № 29.
ных вопросов совершенствования организации охраны общественного порядка и безопасности следует учитывать следующее: тенденции децентрализации управления силами и средствами органов внутрен- них дел (милиции), включая расширение и самостоятельность территориальных структур, и создание подразделений милиции общественной безопасности во всех городах».
10
Принятые за последнее десятилетие нормативные акты: Конституция Российской Федерации, Фе- деральные законы «О милиции», «О местном самоуправлении в РСФСР», «Об общих принципах орга- низации местного самоуправления в Российской Федерации», Указы Президента Российской Федера- ции и Постановления Правительства Российской Федерации по совершенствованию организации и по- вышению эффективности деятельности служб милиции общественной безопасности, Концепция разви- тия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, утвержденная приказом МВД России № 145 – 1996 г., федеральные и региональные программы борьбы с преступностью закрепляют за органа- ми местного самоуправления компетенцию охраны общественного порядка, организацию управления подразделениями милиции общественной безопасности и контроля за их деятельностью.
Вышеизложенные факты и определили актуальность проведенного исследования, охватывающего комплекс актуальных правовых, организационных и иных проблем, имеющих важное теоретическое значение, а также направленных на совершенствование действующего законодательства и практической деятельности органов местного самоуправления и милиции общественной безопасности, его значимость и актуальность.
В монографии раскрыты правовые и организационные основы деятельности органов местного са- моуправления по управлению милицией общественной безопасности, комплексно исследуются органи- зационно-правовые вопросы обновляющейся на местном уровне системы охраны общественного по- рядка и безопасности граждан, разрабатываются на этой основе принципиальная схема муниципальных субъектов охраны общественного порядка и безопасности (органы местного самоуправления и милиция общественной безопасности) и их функциональная взаимосвязь, содержатся предложения по совершен- ствованию федерального и регионального законодательства, в том числе нормативной базы в сфере ре- гулирования местного самоуправления.
Анализ автором нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти и
МВД России, отечественной и зарубежной литературы, материалов практики деятельности органов внутренних дел и органов местного самоуправления позволил обосновать и сформулировать ряд теоре- тических положений и практических предложений по совершенствованию правовых и организацион- ных основ деятельности органов местного самоуправления.
Во-первых, в настоящее время основными правовыми и организационными направлениями дея- тельности органов местного самоуправления по управлению милицией общественной безопасности яв- ляются:
− усовершенствование нормативно-правовых основ по охране общественного порядка органами местного самоуправления;
− наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по управлению милицией общественной безопасности;
− определение форм и методов, используемых органами местного самоуправления по охране об- щественного порядка милицией общественной безопасности;
− обеспечение финансово-экономической базы местного самоуправления.
Во-вторых, непосредственная охрана общественного порядка в муниципальных образованиях осу- ществляется преимущественно милицией общественной безопасности – составной частью МВД России.
Необходимость начала частичной децентрализации и муниципализации органов милиции общественной безопасности обусловлена требованиями законодательства и потребностью общества в таких правоох- ранительных органах, функции которых отвечали бы интересам конкретных территорий и позволяли осуществлять социальный контроль за их деятельностью.
В-третьих, общественный порядок определяется как система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение личной безопасности граждан, об- щественной безопасности, на создание благоприятных условий для нормального функционирования
10
Колонтаевский Ф.Е. Управление деятельностью служб общественной безопасности. М.: Академия Управления МВД России, 2000.
Ч. 1. С. 32.
предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
В-четвертых, общественная безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от правонарушений и последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, крупными катастрофами, авариями и пожарами.
В-пятых, выделение и обоснование трех групп полномочий органов местного самоуправления в сфере управления милицией общественной безопасности: а) нормотворческие; б) исполнительно-распорядительные; в) охранительные.
В-шестых, характеристика общих принципов организации деятельности и полномочий муниципаль- ных органов охраны общественного порядка.
В-седьмых, определение тенденции позитивного развития деятельности местного самоуправления по управлению милицией общественной безопасности позволяют сформировать концепцию перехода к децентрализованным формам охраны общественного порядка в муниципальных образованиях. Этот процесс должен иметь планомерный и эволюционный характер.
Надеюсь, что проведенное исследование послужит основой для разработки государственной про- граммы поэтапного формирования многоуровневой системы охраны общественного порядка и создания муниципальных органов общественного порядка, позволит создать необходимые правовые, организа- ционные и материальные условия для практической реализации конституционного права органов мест- ного самоуправления на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка и безопасно- сти граждан.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта