Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Психология семьи Лысова. А. В. Лысова психология семьи


Скачать 1.49 Mb.
НазваниеА. В. Лысова психология семьи
АнкорПсихология семьи Лысова.pdf
Дата11.02.2018
Размер1.49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПсихология семьи Лысова.pdf
ТипДокументы
#12617
страница1 из 19
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ
А. В. Лысова
ПСИХОЛОГИЯ
СЕМЬИ
Часть 2
Владивосток
Издательство Дальневосточного университета
2003

3
О Г Л А В Л Е Н И Е
АННОТАЦИЯ............................................................................................................................................... 5
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................. 6
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. СОВРЕМЕННЫЕ
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СЕМЬИ. ........................................................................... 7
Глава 1.1. Проблематика научных исследований семьи и семейных отношений. ...................................... 7
§ 1.1.1. Трудности изучения научной дисциплины «Психология семьи». ........................................................ 7
§ 1.1.2. Исследование брака и семьи..................................................................................................................... 8
§ 1.1.3. Теоретические основы исследования семьи и брака ............................................................................ 11
§ 1.1.4. Основные параметры семейной структуры........................................................................................... 16
Глава 1.2. Социальный портрет российской семьи: кризисные тенденции................................................ 20
§ 1.2.1. Численность семей и их структура. ....................................................................................................... 20
§ 1.2.2. Динамика разводов .................................................................................................................................. 21
§ 1.2.3. Материальное положение российских семей........................................................................................ 22
§ 1.2.4. Установки и мотивы брачно-семейного поведения.............................................................................. 22
Глава 1.3. Цели и принципы семейной политики в России............................................................................ 25
МОДУЛЬ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ................................. 30
Глава 2.1. Ролевая структура брака и семьи..................................................................................................... 30
§ 2.1.1. Теория роли .............................................................................................................................................. 30
§ 2.1.2. Полоролевая социализация..................................................................................................................... 32
§ 2.1.3. Роли единственного родителя ................................................................................................................ 34
§ 2.1.4. Гендерные проблемы в семье. ................................................................................................................ 36
Глава 2.2. Выбор партнера.................................................................................................................................... 43
§ 2.2.1. Эндогамия, межгрупповой брак, экзогамия и табу на инцест............................................................. 43
§2.2.2. Факторы выбора партнера ....................................................................................................................... 44
§ 2.2.3. Модели выбора партнера ........................................................................................................................ 46
Глава 2.3. Сексуальное поведение человека и сексуальность в браке. ........................................................ 47
§ 2.3.1. Сексуальные роли и социальные нормы ............................................................................................... 48
§ 2.3.2. Сексуальное и супружеское приспособление ....................................................................................... 49
§ 2.3.3. Сексуальная коммуникация: научные вклады исследователей........................................................... 50
§ 2.3.4. Сексуальная эксклюзивность и ревность в браке. ................................................................................ 54
Глава 2.4. Процесс взаимодействия в брачно-семейных отношениях: коммуникация ............................ 58
§ 2.4.1. Виды и уровни коммуникации ............................................................................................................... 58
§ 2.4.2. Культурные особенности, влияющие на процесс коммуникации....................................................... 59
§ 2.4.3. Проблемы в коммуникации .................................................................................................................... 62
§ 2.4.4. Улучшение качества коммуникации...................................................................................................... 63
Глава 2.5. Семейное планирование, рождение и воспитание детей .............................................................. 67
§ 2.5.1. Планирование семьи: средства контрацепции ...................................................................................... 67
§ 2.5.2. Беременность, переживание беременности........................................................................................... 72
§ 2.5.3. Процесс рождения ................................................................................................................................... 74
Глава 2.6. Родители и дети .................................................................................................................................... 76
§ 2.6.1. Позитивные и негативные аспекты, связанные с появлением в браке детей..................................... 77
§ 2.6.2. Становление родителями ........................................................................................................................ 78
§ 2.6.3. Изменение родительских ролей.............................................................................................................. 79
§ 2.6.4. Виды родительства .................................................................................................................................. 80
МОДУЛЬ 3. КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ В БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ............................. 82

4
Глава 3.1. Кризисная коммуникация: конфликт в брачно-семейных отношениях .................................. 82
§ 3.1.1. Основные виды семейных кризисов ...................................................................................................... 82
§ 3.1.2. Эволюционные кризисы.......................................................................................................................... 83
§ 3.1.3. Ситуационные кризисы........................................................................................................................... 84
Глава 3.2. Супружеские и семейные конфликты ............................................................................................. 86
§ 3.2.1. Виды и стадии конфликта ....................................................................................................................... 86
§ 3.2.2. Техники разрешения конфликта............................................................................................................. 87
Глава 3.3. Завершение брачно-семейных отношений. Развод........................................................................ 90
§ 3.3.1. Тенденции и факторы разводов.............................................................................................................. 90
§ 3.3.2. Теоретическая модель развода ............................................................................................................... 91
§ 3.3.3. Стадии развода......................................................................................................................................... 94
МОДУЛЬ 4. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ ........................................................................................................... 99
Глава 4.1. История обнаружения и научного определения насилия в семье .............................................. 99
4.1.1. История обнаружения проблемы насилия в семье в США..................................................................... 99
§ 4.1.2. Проблема научного определения “насилия в семье”.......................................................................... 100
§ 4.1.3. Роль социального конструирования в определении проблемы насилия в семье............................. 102
Глава 4.2. Теории насилия в семье.................................................................................................................... 104
§ 4.2.1. Макросоциологические (социологические) теории насилия в семье ............................................... 104
§ 4.2.2. Микросоциологические (психологические) теории насилия в семье ............................................... 109
Глава 4.3. История изучения и факторы домашнего насилия в России......................................................... 116
ГЛОССАРИЙ ........................................................................................................................................... 119
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................................................... 120

5
Аннотация
Данный учебник составлен на основе курса лекций по психологии семьи, читавшихся автором в течение нескольких лет в Дальневосточном государственном университете для студентов по специальности «Психология» и «Социальная работа».
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, не обошли стороной такой социальный институт как брак и семья. В возникновении многих социальных проблем современного не только российского, но и западного общества, часто обвиняют семью, говоря об
«упадке семейных ценностей», «кризисе семьи». Автор данного учебника исходит из идеи, что происходит закономерная трансформация этого общественного института, что сдвиги в брачно- семейных отношениях отражают общие закономерности индивидуализации общественной жизни.
Рассмотрение в книге широкого спектра проблем семейных отношений таких, например, как выбор партнера, сексуальные отношения, родительство, конфликты и насилие в семье, развод и другие, представляется актуальным и востребованным особенно в условиях смены традиционной, авторитарной модели российской семьи на эгалитарную.
Книга адресована студентам-психологам, может быть полезна практическим психологам, преподавателям вузов, а также всем интересующимся проблемами семьи и семейных отношений.

6
Введение
Учебная программа по дисциплине "Психология семьи» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, не обошли стороной такой социальный институт как брак и семья. В возникновении многих социальных проблем современного не только российского, но и западного общества, часто обвиняют семью, говоря об
«упадке семейных ценностей», «кризисе семьи» и нередко с тоской вспоминая о временах, когда семья отличалась якобы стабильностью и гармонией. В процессе курса, посвященного психологическим и социологическим аспектам семейной жизни, мы будем исходить из идеи, что изменения в структуре и функциях семьи в современном обществе продиктованы новыми условиями жизни. Студенты познакомятся с особенностями брака и семьи, которые существовали в прошлом, и могут убедиться, что их трудно считать лучшими по сравнению с современными.
Так, например, представители современного общества имеют гораздо больше возможностей для выбора, чем имели люди в прошлом. Более того, сегодня можно строить такие семейно-брачные отношения, которые устраивают каждого.
Цель курса – познакомить студентов с представлениями о самых разных сторонах семейной жизни, что может помочь им в их профессиональной деятельности, а также эффективнее строить собственные отношения. Важнейшей задачей курса является понимание студентами того, что установление удовлетворительных межличностных отношений требует работы, сил и знаний.
Особое внимание в курсе уделено конфликту, их видам и функциям, которые являются неизбежной частью семейно-брачных отношений. На занятиях студентам будет важно понять, что приспособление в межличностных отношениях – длительный процесс, продолжающийся всю совместную жизнь. Для этого студенты познакомятся с исследованиями супружеской удовлетворенности в разные периоды совместной жизни. Умению строить позитивную, гибкую систему коммуникации в интимных отношениях в ходе курса будет посвящен отдельный раздел.
На занятиях будут рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей сексуальной коммуникации в семейно-брачных отношениях. Но так как эффективная коммуникация является не единственным ключом к установлению счастливых и удовлетворительных брачных и семейных отношений, то на занятиях «Психологии семьи» будут рассмотрены и другие аспекты семейно-брачных отношений, способные оказывать значительное влияние на удовлетворенность совместной жизнью. Такими областями являются детско-родительские отношения, любовь и установление интимных отношений, семейные кризисы, разрешение экономических вопросов, особенности уклада семейной жизни (традиционный или эгалитарный) и др.
Преподавание курса «Психология семьи» связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Социологией», «Социальной психологией», «Психологией личности», «Психологией девиантного поведения», «Возрастной психологией» и опирается на их содержание.
Для того чтобы успешно сдать зачет по данной дисциплине, необходимо выполнить следующие требования:
1) внимательно ознакомиться с текстом данного учебника;
2) познакомиться с источниками, указанными в списке основной литературы.
Важно отметить, что для подготовки к зачету недостаточно будет использования только текста данного учебника! Для студентов, желающих глубже разобраться в проблемах современной семьи, настоятельно рекомендуется ознакомление с литературой, указанной в списке дополнительной литературы.

7
Модуль 1.
Введение в психологию семейных отношений. Современные
научные подходы к исследованию семьи.
Глава 1.1. Проблематика научных исследований семьи и семейных отношений.
§ 1.1.1. Трудности изучения научной дисциплины «Психология семьи»
1
.
Приступая к изучению данной научной дисциплины или получая навыки практической работы с семьей, студент может столкнуться с некоторыми трудностями:
1. Представление о мистическом характере происходящего в семье (бог, судьба, гороскоп либо еще какая-то посторонняя неведомая сила ответственны за все процессы возникновения и существования семьи).
2. Кажущаяся легкость овладения предметом, его доступность и понятность, и, как следствие, обилие дилетантов в этой сфере. Стоит студентам сообщить окружающим о том, что они изучают психологию семейных отношений, как непременно найдется «крупный специалист» в этой области, готовый поделиться своим «богатым багажом» знаний в этой области. Найти с ходу профессионала по криогенной технике вряд ли удастся, а вот в области семейных отношений — пожалуйста.
С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю. Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен и несистематичен.
Ю. Б. Гиппенрейтер указывает, что обыденные психологические знания легко доступны, но воспользоваться ими трудно. Таким образом, существуют различия между житейской и научной психологией.
• Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди. Индивидуальный психологический опыт в основном составляется из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики.
• Знания житейской психологии связаны с конкретными ситуациями и конкретными людьми и поэтому ситуативны и мало обобщены. Часто они выражаются образно, метафорически.
Знания научной психологии фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей. Как правило, выражены в понятиях.
• Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов.
Итак, с одной стороны — существенные различия между житейским и научным подходами, а с другой — невозможность и ненужность замены научной психологией житейского опыта требуют взаимосвязанного исследования эволюции семейных отношений.
3. Молодость научной проблематики: в начале формировался практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные исследования. Не редким случаем было отношение к проблемам семейных отношений как к некоей «ненаучной» или «полунаучной» области. Для фундаментальной науки заниматься исследованиями семейных отношений было явно несерьезно.
4. Заполнение в настоящее время терапевтического вакуума, имевшего место быть в отечественной прикладной и практической психологии в течение десятилетий, путем прямого заимствования зарубежных методик и техник порождает немало негативных результатов.
Наметившийся в 90-е годы «бум» психотерапии вызвал всплеск интереса к проблеме семейных отношений. Наряду с позитивными моментами такой ситуации обнаруживается пристрастность, а
1
Материал для данного параграфа взят из Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. -
М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 17-19.

8
порой просто одержимость исследователей, следующих западной традиции, забвение исторических и кросс-культурных различий как в изучении семьи, так и в работе с ней.
5. Сложность семейных отношений как предмета изучения, сохраняющаяся отсталость психологической науки, терминологии в данной области. Относительно эмоциональных отношений Л. Я. Гозман пишет: «Что же касается собственно научного анализа, то ни одна из существующих социально-психологических теорий не может сейчас ассимилировать весь массив данных, накопленных по проблеме генезиса эмоциональных отношений». И его же: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины».
Труднодоступность изучения семейных отношений связана а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям; б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние; в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.
Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отношения. Об этом речь пойдет в следующем параграфе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
написать администратору сайта