Главная страница
Навигация по странице:

  • Важность систематических исследований.

  • Развитие исследований семьи

  • Исследования семьи в 1920 гг.

  • Практические проблемы при исследовании семьи.

  • Барьеры в исследованиях семьи.

  • Социологические инструменты изучения семейно-брачных отношений.

  • § 1.1.3. Теоретические основы исследования семьи и брака

  • Критика структурно-функциональной теории

  • Гендерные роли как источник конфликта.

  • Критика теории конфликта

  • Критика теории символического интеракционизма

  • Развивающий подход (теория жизненного цикла семьи или девелопменталистская теория).

  • Исследование семьи с точки зрения этого подхода.

  • Критика теории жизненного цикла семьи

  • Теория социального обмена.

  • Правило выбора местожительства.

  • Родословная и наследование имущества.

  • Психология семьи Лысова. А. В. Лысова психология семьи


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеА. В. Лысова психология семьи
    АнкорПсихология семьи Лысова.pdf
    Дата11.02.2018
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология семьи Лысова.pdf
    ТипДокументы
    #12617
    страница2 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    § 1.1.2. Исследование брака и семьи
    Институты брака и семьи характерны почти для всех обществ. Но, несмотря на их центральную роль в человеческой жизни, лишь с середины XIX века семья и брак стали субъектом систематических исследований. С того времени к ним обратилось внимание нескольких академических дисциплин, которые стали источниками информации для общественности. В этом параграфе брак и семья рассматриваются как поле для научных исследований. Цель - объяснить важность научной перспективы, описать, как развивались исследования семьи, познакомить с основными теоретическими концепциями семьи и брака. Важно понять теории семьи и брака, чтобы понять характер вопросов о браке и семье и способы, которыми социальные ученые пытаются объективно ответить на эти вопросы.
    Важность систематических исследований. Может показаться, что семья и брак - неподходящие объекты для научного исследования. У всех у нас были или есть семья, и мы знаем или думаем, что знаем кое-что об этом. Мы наблюдали родительскую семью, и многие из нас переживали собственные интимные взаимоотношения. Следовательно, резонно предположить, что мы об этом знаем достаточно. Но всегда ли мы можем быть уверены, что то, чему мы научились или знаем – верно или применимо к реальной жизни.
    Представьте, что физик идет по улице и видит, как откуда-то сверху падает камень. В течение долгого времени он видит, как различные предметы различных размеров и формы падают с различной высоты. На основании этих наблюдений он делает вывод, что все эти предметы падают с одинаковой скоростью. Он открыл закон свободного падения тел, который, однако, никак нельзя назвать научно обоснованным. Эти наблюдения могут быть превосходным источником идей, но это не научные данные, т.к. они не собирались систематически в контролируемых условиях, которые могут быть воспроизведены. Физик должен тщательно измерить скорость падения этих тел, вес и т.д., и только после этих систематических исследований мы можем верить его открытиям.
    В отношении физики, очень взрослой науки, понятно. Это же верно и для социальных наук. Мы не можем верить простым несистематичным наблюдениям за человеческим поведением
    2
    . Естественно, случайные наблюдения не всегда неверны. Но если они неверны, то это может негативно повлиять на жизнь человека.
    Методы сбора и оценки полученных данных очень важны, т.к. они являются базой для научных выводов о поведении людей и поведения людей, принимающих в расчет эти выводы.
    Когда данные получены в результате стандартизированных исследований, то мы знаем, как их собирали, можем собрать такие же данные и получить такие же результаты при повторном исследовании.
    2
    Подробнее об этом было сказано в § 1.1.1.

    9
    Многие наши представления и убеждения, возможно, верны, но многие из них недостаточно тщательно проверены. Научный подход позволяет нам проанализировать свои представления на точность, на каких бы наблюдениях они не были основаны.
    Развитие исследований семьи. На протяжении всей истории семья была субъектом фольклора, религии, философии, литературы и ежедневных наблюдений. Учения Сократа и
    Аристотеля, Иисуса, работы Шекспира – фактически, все великие литературные произведения – представили человечеству много мудрых мыслей об интимных взаимоотношениях. Возможно, что их наблюдения достоверны, но ни один из этих мыслителей не стремился к систематическим научным исследованиям. Действительно, они были заинтересованы скорее в описании того, какой должна быть семья, а не какая она есть в действительности. Научные исследования семьи начались с середины XIX века и были основаны, во-первых, на развитии эмпирического метода, который для верификации данных использовал наблюдение и опыт, и, во-вторых, на работах Ч.
    Дарвина (Кристиансэн, 1964).
    В 1959 г. английский натуралист Ч. Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов», основополагающую работу, которая предполагала, что люди и все другие сложные формы жизни произошли из простых организмов. Посредством процесса «естественного отбора» выжили те виды, которые лучше всех были способны адаптироваться к изменяющейся окружающей среде; менее адаптивные виды исчезли, вымерли. Эта идея выражена во фразе «выживает сильнейший».
    Дарвин был убежден, что эволюция живых организмов еще незавершенный процесс. Некоторые мыслители стремились адаптировать эволюционную теорию Ч. Дарвина к обществу и его институтам. Эти социальные дарвинисты, как они известны сейчас, сконцентрировали свое внимание на изучении эволюции различных социальных институтов. Семья, естественно, стала первым объектом их исследований. Это были самые фундаментальные взаимоотношения, которые они могли идентифицировать. Они пытались определить универсальные законы, управляющие развитием семьи, и, используя данные, полученные из ряда источников, пытались идентифицировать фазы эволюционирования семьи. С точки зрения сегодняшних стандартов, их технологии были не очень научные, но их работы пробудили интерес к этой области исследований. Французский социалдарвинист Фредерик Ле Плей жил среди рабочих людей, использовал интервью и свои собственные наблюдения для сбора данных. Ле Плей был среди первых разработчиков исследовательских технологий, которые используются социологами и по сей день (Кристенсэн, 1964).
    Работа Дарвина привела к важным социальным последствиям. Теория «выживания достойнейших» использовалась для оправдания эксплуатации в период индустриализации.
    Согласно этому аргументу, сильные будут неизбежно доминировать в борьбе за выживание, а слабые будут всегда на обочине жизни. Таким образом, социальные проблемы, как, например, бедность, рассматривались как следствие естественных законов природы.
    В ответ на эту философию организовалось движение социальных реформ. Реформаторы понимали, что доктрина «выживание сильнейших» предохраняет общество от разрешения проблем бедности, детского труда и других болезней, которые, в свою очередь, плохо влияют на семью. Социологи так называемой «Чикагской школы», озабоченные социальными болезнями, которые сопровождали индустриализацию и урбанизацию, считали, что внимание их дисциплины должно быть сконцентрировано на понимании механизмов функционирования общества, чтобы исправить социальные проблемы. Они действовали в основном в практической плоскости, т.к. видели, что все эти социальные проблемы разрушают институт семьи и стремились найти практический выход из положения. Однако уже на втором этапе своего развития реформистское движение пришло к осознанию того, что они очень плохо знают характеристики современной семьи, которые требуют серьезных исследований. Эти исследователи стали больше внимания уделять исследовательской работе, а не решению практических проблем.
    Исследования семьи в 1920 гг. Разработка статистики в начале XX века сильно продвинула вперед научное исследование семьи. Статистика дала возможность исследователям разработать систематические методы проведения исследований и направила их в сторону научных исследований, а не социальных реформ. В то же время фокус исследований переместился с широких исследований семьи в различных обществах и культурах к конкретным аспектам семейных взаимоотношений, т.е. с исследования семьи как «социального института» к исследованиям семьи как «союза взаимодействующих личностей».
    Ведущий представитель этой точки зрения был Эрнест Берджесс из Чикагского университета, который сделал исследование супружеской адаптации основной социологической

    10
    проблемой. Исследовательские попытки его самого и его учеников пролили свет на многочисленные аспекты семейной жизни, которые и явились отправной точкой для более поздних исследований таких проблем, как выбор партнера, особенности отношений в семье, влияние развода на людей и т.д. Главное достижение Берджесса и его сотрудников заключается в том, что они помогли идентифицировать большое число поддающихся проверке данных о семье.
    Вероятно, наиболее важными разработками в области исследования семьи и брака стали попытки разработать теории, объясняющие различные открытия. Вместо простого сбора данных, которые описывают, как взаимодействуют члены семьи, социологи пытаются объяснить теперь эти феномены. Позднее мы рассмотрим основные современные теории.
    Практические проблемы при исследовании семьи. Практические проблемы, с которыми сталкиваются исследователи, изучающие семью и брак, сильно отличаются от тех, с которыми сталкивается, например, химик-исследователь. Если химик хочет исследовать какое-либо соединение, это соединение может быть разложено в условиях лаборатории на элементы. Совсем иное дело семья. Уникальные характеристики и деликатность исследовательских проблем делают исследования особенно проблематичными.
    Барьеры в исследованиях семьи. Основная проблема, с которой сталкиваются социальные ученые – необходимость быть объективными. Всех нас касаются проблемы, связанные с семьей и браком. Ухаживание, секс, супружеские конфликты, дети, развод – это универсальные проблемы семейной жизни. Социальные ученые, как и все остальные люди, имеют семью и определенное мнение о своей и других семьях. Что отличает их от обычных людей, так это то, что они, когда выступают в роли профессионалов, обязаны отложить в сторону свои личностные ценности и пристрастия. Они должны пытаться проводить наблюдения настолько объективно, насколько это только возможно, хотя их способность быть объективными не соответствует объективности, например, химика-исследователя.
    Другое препятствие при проведении исследований семьи и брака – это участники исследования. Социальные ученые не работают с элементами, смесями или животными в лаборатории, они работают с людьми. Многие из проблем исследования очень деликатны.
    Некоторые – такие как инцест, сексуальные взаимоотношения, семейное насилие – долгое время являлись и сейчас все еще являются объектами социального табу или запретов, которые не позволяют людям откровенно разговаривать с исследователями. Так же многие люди считают, что то, что произошло в их семье, касается только их, дело личное. Участники исследований – это часто те, чья информация личностная, не отражает общих тенденций общества, и, следовательно, они не является репрезентативной выборкой. Дополнительная проблема заключается в том, что участники могут стараться произвести на исследователя хорошее впечатление, и, следовательно, они могут иногда сказать то, что как они думают, исследователь хочет услышать.
    Порой исследования семьи становятся субъектами публичных дебатов. Хорошим примером является полемика в США по поводу гранта, предоставленного Национальной Научной
    Ассоциацией на исследование вопроса, почему люди влюбляются. Сенатор В. Проксмоитер сказал, что «это очень интересный вопрос», и добавил: «Я не хочу знать ответа». Очевидно, что
    Проксмоитер согласен с романтическим видением любви и подвержен всем связанным с этим мифам. Однако получивший грант психолог Элен Вальстер отметила, что «именно иллюзия романтической любви среди молодых ведет к разрушенным бракам и семьям, что в свою очередь ведет к дезорганизации, нестабильности, разъединенности и даже насилию в нашей жизни». С этой точки зрения может показаться, что причины, по которым люди влюбляются, достаточно хорошо исследованы. Но не всегда легко довести до сознания людей необходимость исследования каких-либо проблем, чтобы получить необходимые для этого время и деньги.
    Социологические инструменты изучения семейно-брачных отношений. Методы, используемые для исследования некоторых проблем, включают введенное Ле Плейем век назад прямое систематичное наблюдение за субъектом исследования. Наблюдение – самый старый и самый естественный метод исследования поведения. Мы все наблюдаем за происходящим вокруг нас, наблюдаем, как люди ведут себя, и делаем выводы из наших наблюдений. Систематические наблюдения поведения в его контексте могут иногда помочь нам увидеть и понять паттерны поведения взаимодействия. Например, много полезных данных о том, как взаимодействуют родители с их новорожденными детьми, было получено при помощи наблюдений. Но, чтобы исследовать установки, убеждения и поведение систематически и более детально, необходимо использовать более достоверные индикаторы, чем наблюдение, независимо от степени его систематичности. Таким образом, интервью стало основным инструментом социологов.

    11
    Интервью
    - сбор данных при помощи задавания людям вопросов об их убеждениях, установках и поведении. Это осуществляется при помощи предоставления людям вопросников, либо интервьюер может опрашивать сам каждого по очереди, по телефону или какими-либо другими методиками. Ученые Гэллал, Янкелович и Ропер, например, оценили, что люди чувствуют по поводу широкого набора проблем, связанных с семьей, таких как аборты, изменение роли женщины и гендерной социализации мальчиков и девочек. Интервью обычно предназначено для оценки мнений конкретной популяции или группы людей, будь то вся страна, регион или более маленькая группа. Поэтому выборка из исследуемой популяции должна быть достаточно большой, чтобы отражать все характеристики исследуемой популяции, т.е. быть репрезентативной
    (случайной)
    . Выборка должна включать тот же самый процент женщин и мужчин, молодых и старых, бедных и богатых, что и в целой популяции. Однако по причине деликатного характера многих связанных с браком и семьей проблем, исследователи в этой области исследований часто имеют трудности с подбором по-настоящему репрезентативных выборок. Таким образом, исследования семьи и брака часто характеризуются более маленькими и менее гетерогенными выборками.
    Другая трудность, с которой сталкивается исследователь уже набравший репрезентативную выборку, состоит в том, чтобы вопросы были составлены так, чтобы получить максимально правдивые и точные ответы. Американский ученый Альфред Кинзи в своем первом исследовании сексуальных установок и поведения обнаружил, что получает более честный ответ на вопроса: «Когда вы в последний раз мастурбировали?», а не на вопрос: «Мастурбировали ли вы когда-нибудь?» Часто исследователи задают несколько вопросов на одну и ту же тему, чтобы минимизировать проникновение ложной информации в ответы респондентов.
    Важно различать научные интервью и интервью, опросы, которые проводятся различными журналистами и популярными журналами. В журналистских опросах никто не заботится о контроле за репрезентативностью выборки, - чаще всего в выборку попадают лишь читатели этого журнала. Но некоторые журналы проводят и тщательно разработанные научные исследования, некоторые из которых могут быть достоверными источниками данных.
    § 1.1.3. Теоретические основы исследования семьи и брака
    Теория
    – это систематичная точка зрения, на основании которой исследователи анализируют и описывают имеющийся в их распоряжении информационный массив. Теории помогают исследователям организовать и интерпретировать полученные данные, а так же решить вопрос о том, какие проблемы поднять. Так же они помогают формировать широкие концепции на основе эмпирических данных. При обсуждении исследований необходимо помнить, к какой школе принадлежит конкретный исследователь, сделавший данные выводы.
    Структурно-функциональная теория. В рамках данной теории исследуется вопрос, как различные социальные структуры социума выполняют полезные для общества функции.
    Исторически этот подход развивался из естественных наук. Теоретики данного направления предполагают аналогию между обществом и животным миром. Они видят в обществе систему подобную биологическому организму в том, что он состоит из частей, которые находятся в определенных взаимоотношениях друг с другом. Одна характерная черта организма в том, что он самосохраняется, т.е. выживает при помощи своих поддерживающих жизнь систем и за счет адаптации к окружающей среде. Подобным же образом общество имеет подсистемы, решающие для его выживания. Постоянные среди них – семья, экономика, религия, политика, образовательные институты.
    Макинтайр определил три основные категории функций семьи, например:
    1. Функции семьи (как социального института) для общества.
    2. Функции семьи для самой себя как подсистемы.
    3. Функции семьи для каждого определенного члена семьи.
    Наиболее важные цели семьи – производить новых членов общества и обеспечивать их социализацию. Поведение семьи меняется в очень широком спектре в различных культурах, но функции прокреации и социализации представляются универсальными. Основной механизм стабилизации семьи считается «труд посредством секса» (Макинтайр).
    Согласно Талкотту Парсонсу, Роберту Бейлзу и другим структурным функционалистам, для любой маленькой группы, чтобы она функционировала эффективно и выжила, в ней должны

    12
    быть распределены цели и роли (ролевая дифференциация). Маленькие группы имеют тенденцию спонтанно развивать структуру смешанных ролей. Семья традиционно порождается самой же собой при помощи секса. Мужчины функционируют как кормильцы семьи, представляя, что называется инструментальную роль. Женская роль – охранять очаг – экспрессивная роль.
    Некоторые исследователи этого направления считают разделение труда способом, при помощи которого семьи способны обеспечивать стабильность структуры и эффективно функционировать в обществе. Однако недавние изменения в системе семьи заставили некоторых исследователей вновь заняться этим вопросом.
    Изучение функций семьи в отношении каждого отдельного члена семьи сконцентрированы на том, как взаимоотношения внутри семьи влияют на личность каждого отдельного члена семьи.
    Пример подобных исследований – исследование взаимоотношений матери и ребенка и влияние взаимоотношений на эмоциональные расстройства детей. Таким образом, применение данного подхода к семье можно выразить в следующем:
    1. Общество имеет функциональные требования, которые должны быть удовлетворены, если оно хочет выжить. Они удовлетворяются посредством подсистем, которые называются социальными институтами. Семья – социальный институт, который удовлетворяет различными способами функциональные требования общества.
    2. В то же время семья сама по себе система с ее собственными функциями, требованиями, с которыми сталкиваются члены семьи.
    3. Семья состоит из индивидов, чьи потребности удовлетворяются системой семьи.
    Критика структурно-функциональной теории. Один из основных подходов к критике структурного функционализма состоит в том, что эта теория обманчиво проста. Не всегда возможно определить, что является или не является функционально необходимым для существования социальной системы. Например, развод традиционно рассматривался как дисфункция (имеющая нежелательные последствия). Но если посмотреть с другой стороны, развод может быть функционален, т.к. обеспечивает организованное разделение членов семьи и дает людям возможность завершить потенциально деструктивные взаимоотношения.
    Так же критика касается определения мужских ролей как инструментальных, а женских как экспрессивных. Инструментальность мужчин предполагает, что они по природе своей ориентированы на цель и рациональны, качества, которые годятся для того, чтобы удовлетворить основные нужды семьи. Экспрессивность для женщин предполагает, что по своей природе они подходят главным образом для сохранения эмоционального фона семейной жизни. Сегодня большинство теоретиков не согласны, что семейные роли биологически детерминированы, или что они логично «выходят» из некоторого «естественного» порядка.
    Возможно, наиболее серьезная сложность состоит в том, что данная теория придает большое значение стабильности и равновесию. Когда равновесие – основная ценность, то благосклонно воспринимаются лишь те роли, которые его укрепляют и поддерживают, а их изменения воспринимаются как угроза существующей иллюзорной гармонии. Эта теория широко использовалась в первой трети XIX века, чтобы оправдать социальные классовые различия и бедность посредством рационализации, что они помогают сохранить социальную структуру. Итак, критика этой теории делает акцент на том, что она слишком явно одобряет статус кво. Так как она делает акцент на объяснении существования систем, то стремится объяснить изменения этих систем как дисфункции. Так же, делая акцент на сотрудничестве в обществе, выставляет социальный конфликт в негативном свете.
    Теория конфликта. Данная теория прямо противоположна подходу структурного функционализма, так как рассматривает конфликт как центральную и неизбежную часть человеческих взаимоотношений. Вместо акцента на элиминировании конфликта, она делает акцент на его разрешении.
    Основные положения теории конфликта (по Тернеру):
    1. Хотя социальные взаимоотношения демонстрируют в полном объеме систематические характерные черты, сами взаимоотношения изобилуют противоречивыми интересами.
    2. Этот факт дает возможность нам считать, что социальные системы систематически генерируют конфликт.
    3. Конфликт – неизбежная характеристика социальных систем.
    4. Эти конфликты проявляются в биполярных противоположных интересах.
    5. Конфликт чаще всего происходит по поводу распределения недостаточных ресурсов, чаще всего власти.

    13 6. Конфликт – основной источник изменений социальных систем.
    Теоретики конфликта склонны исследовать большие социальные общества и пытаются найти конфликтующие силы, которые объясняют поведение индивидов и семьи. Этот акцент на социальных силах в конфликте заставляет их фокусировать свое внимание на разрушительных аспектах общества и на социальных проблемах. Чувство отчуждения или одиночества в современном индустриальном обществе – одна из подобных проблем. Недовольство качеством жизни из-за неправильного использования определенных средств – другая.
    Основные различия между функционалистами и теоретиками конфликта – в их отношении к тому, как социологи должны относиться к социальным проблемам. В то время как функционалисты склонны поддерживать статус-кво, теоретики конфликта – в отношении существующих норм и поведения спрашивают, кому выгодно существование этих норм и поведения. Ответы, с их точки зрения, могут предполагать, что обществу следует активно помогать людям с различными интересами, сотрудничать для достижения более гуманного социального мира.
    Гендерные роли как источник конфликта. Теоретики структурного функционализма убеждены, что семейные роли мужчин и женщин происходят из функциональных требований семьи как целого в обществе. Теоретики конфликта, напротив, считают, что все социальные системы характеризуются взаимоотношениями сильных и слабых. Динамика системы исходит из борьбы одной стороны за достижение и удержание доминирующей позиции над другой стороной.
    Карл Маркс и Фридрих Энгельс были основателями теории конфликта. Они утверждали, что конфликт между мужчиной и женщиной неизбежен в капиталистическом обществе; фактически, они видели в этом первый и основной пример классового антагонизма. Женщины были подавлены и эксплуатировались мужчинами из-за своей экономической зависимости.
    Дифференциация половых ролей, с точки зрения теории конфликта, далеко не стабилизирующий функциональный механизм. Наоборот, это результат прямой эксплуатации и сам по себе источник конфликта, который вынужденно производит социальный конфликт. В то время как приниженная позиция женщин функциональна для некоторых элементов экономической системы, она в тоже время мешает использованию полного потенциала женщин.
    Теоретики конфликта, следовательно, считают конфликт частью человеческих отношений и связывают его с социальными изменениями. Два человека или группы, которые по всем аспектам противостоят друг другу, могут прийти к какому-либо разрешению их различий. Они могут разрешить его посредством коммуникации, могут найти пути, как терпеть друг друга, либо просто избегают друг друга; они могут объединиться, чтобы создать новое жизнеспособное решение проблем; они могут объединиться, чтобы успешнее противостоять внешней угрозе или могут истреблять друг друга. В любом случае, социальный конфликт в результате завершается изменениями.
    Конфликт внутри семьи. До недавнего времени любая школа могла сказать, что основная цель подавить, элиминировать конфликт. Парам говорили, что борьба негативно сказывается на браке, после чего супруги или близкие партнеры чувствовали вину, если это все-таки происходило. Теоретики конфликта, напротив, утверждают, что различающиеся отношения, предпочтения и цели отдельных членов семьи неизбежно делают из семьи конфликтогенную систему. Теоретики конфликта более заинтересованы в вопросе «Как можно справиться с существующими семейными различиями?».
    С этой точки зрения, исследователи делают акцент на том, как члены семьи разрабатывают правила поведения, которые позволят им сотрудничать, даже если они не согласны друг с другом.
    Они также считают, что семья не может удовлетворить нужды всех своих членов.
    Критика теории конфликта: видение социальной системы лишь с точки зрения борьбы за власть; эта теория работает на основе слишком ограниченной перспективы.
    Символический интеракционизм. В этой теории делается акцент на динамичном, на данный момент имеющем место процессе социального взаимодействия, посредством которого приходят к различающемуся пониманию социального поведения. Символический аспект этой перспективы касается символов – слов, действий, поз и выражений лица, которые используются людьми для общения и соглашения. Язык рассматривается как один из основных способов, в которых различные символы значительно различаются в разных обществах. Теоретики убеждены, что посредством изучения интеракции двух или более людей, исследователь может узнать что- нибудь о ценностях и ожиданиях целого общества. С их точки зрения, общество состоит главным образом из человеческих интеракций друг с другом. Символический интеракционизм развился из

    14
    социальной психологии. Из-за интереса к межличностному поведению, представители символического интеракционизма сконцентрировались на динамике социальных отношений, особенно на процессе социализации и развитии личности.
    Символическому интеракционизму присущи следующие основные принципы
    3
    :
    1. Человеческие существа, в отличие от низших животных, наделены мыслительной способностью.
    2. Мыслительная способность формируется социальным взаимодействием.
    3. В социальной интеракции люди усваивают значения и символы, позволяющие им осуществлять мыслительные способности, свойственные человеку.
    4. Значения и символы позволяют людям действовать и взаимодействовать характерным для человека образом.
    5. Люди способны модифицировать и изменять значения и символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпретации ситуации.
    6. Люди способны осуществлять эти модификации и изменения отчасти в силу способности взаимодействовать с собой, что позволяет им исследовать возможные направления действия, оценивать их сравнительные преимущества и недостатки, а затем выбирать один из вариантов.
    7. Взаимосвязанные эпизоды действия и взаимодействия составляют группы и общества.
    В исследованиях семьи и брака интеракционисты обращаются к внутренним процессам семьи. Они пытаются анализировать как внешне проявляемое поведение, так отношения и ожидания членов семьи друг к другу. Поступая таким образом, они рассматривают символы, которые используются в межличностной коммуникации, значение этих символов для различных членов семьи, и как подобное разделения этих символов происходит.
    Акцент на ролях. Область самого пристального внимания теоретиков интеракционизма – роль и статус. Теоретики ролевого подхода уверены, что люди исполняют роли, как актеры на сцене. Но, как различные актеры будут играть одинаковую роль по-разному, так и два человека – даже если у них одинаковая роль и статус – не будут себя вести одинаково, что происходит частично из-за личностных различий у тех, с кем они общаются, а частично из-за их собственных различий.
    Критика теории символического интеракционизма:
    • Игнорируется вопрос, суть которого в том, как в человеческих взаимоотношениях используется сила.
    • Отрицаются эмоциональные аспекты взаимодействия человека; недостаточно принимается во внимание влияние неосознанных процессов на человеческое взаимодействие.
    Развивающий подход (теория жизненного цикла семьи или девелопменталистская
    теория). Данная теория делает акцент на семьях, на том, как они проходят различные стадии
    «семейного жизненного цикла». Используется перепись данных для описания демографических изменений цикла семьи в течение времени, таких как уход детей из семьи. Эта комбинированная теория, так как в ней широко использованы различные идеи из различных теорий, а именно: от структурных функционалистов – идея о том, что семья – социальная система, функционирующая соответственно ее собственным внутренним законам и для выгоды общества, частью которого является. от интеракционистов – семья – «объединение взаимодействующих личностей» и акцент на социальной роли в понимании семейной жизни.
    Девелопменталисты добавили к этим положениям фактор времени – поведение семьи можно объяснить стадиями ее развития в каждой точке ее жизненного цикла.
    Основные положения:
    1. Семьи развиваются и изменяются приблизительно по одной схеме и последовательно.
    2. Люди взаимодействуют не только, когда захотят этого сами, но им также приходится реагировать на давление среды.
    3. Семья и ее члены должны выполнять определенные соответствующие времени задачи.
    4. Индивид – основная автономная единица.
    Жизненный цикл семьи. Семья подобна человеческому организму своими процессами рождения, созревания и смерти. Они концентрируют внимание на том, что семья имеет карьеру
    3
    См. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. С. 285-286.

    15
    или историю, т.е. изменения ролей и ролевых совокупностей во времени, от формирования до распада. Специфические периоды семейной жизни, характеризующиеся определенным развитием и задачами, называются стадиями развития.
    Ученые проводят различия между жизненным временем семьи и происхождением
    (родословной) семьи.
    История жизненного времени семьи касается согласования семейных ролей по мере того, как члены семьи становятся старше. Родословная семьи демонстрирует преемственность поколений семьи.
    На каждом этапе своего роста семья имеет определенные задачи или обязанности, которые должны быть осуществлены на различных стадиях жизни семьи. Эти задачи состоят частично из индивидуальных потребностей и частично из культурных норм. Они появляются в определенный момент истории семьи. Карьера семьи – серия этапов, стадий, которые семья переживает от
    «рождения семьи» (брака) до завершения отношений со смертью одного или обоих партнеров.
    Можно выделить следующие стадии жизненного цикла семьи: заключение брака, рождение первого ребенка, ребенок идет в школу, достижение ребенком пубертатного возраста, уход ребенка из дома (или стадия «пустого гнезда»), выход на пенсию, смерть одного или обоих партнеров.
    Исследование семьи с точки зрения этого подхода. Исследователи жизненного цикла семьи, пытались выяснить, действительно ли настоящее семьи основано на прошлом опыте, и предсказать будущее. Ранний период брака получил особое внимание по мере перехода от него к рождению первого ребенка. В исследованиях детско-родительских отношений было обнаружено, что семейный конфликт часто происходит потому, что дети и родители одновременно пытаются осуществить свои, соответствующие их возрасту цели. «Муж - жена» отношения были тоже исследованы.
    Критика теории жизненного цикла семьи:
    • Чаще всего принимается во внимание тип современной нуклеарной полной семьи среднего класса, а все остальные многообразные формы семьи упущены из виду.
    • Дети подразумеваются в качестве основной ценности. Бездетные семьи рассматриваются лишь в качестве исключения, а иногда и просто как неполноценные.
    Теория социального обмена. Это одна из новейших теорий, которая применяется при исследовании брака и семьи. Она берет корни в экономической теории и бихевиоризме, особенно в работах Скиннера. Тибот и Келли (1959) систематизировали ее как социально-психологическую теорию. Однако ее развитие как социологической теории приписывается главным образом
    Джорджу Хомансу (1961) и Питеру Блау (1964).
    Базовое положение этой теории может быть описано следующим образом: индивиды в процессе интеракций пытаются максимизировать выгоды и минимизировать убытки при достижении наиболее выгодных результатов (результаты = выгода – убытки). Например, когда мужчина предлагает женщине поужинать в ресторане, он вкладывает в нее деньги и время, которое, как он надеется, будет оплачено женщиной в виде приятной компании, удовольствия и, возможно, углубления взаимоотношений. Если он считает, что вечер прошел успешно, что выгода, полученная им, равна или превышает убытки – т.е. результат превышает его – он, скорее всего, захочет продолжить взаимоотношения. Если нет, то он, вероятно, тут же их завершит. Так же, если женщина считает, что вечер скорее выгоден и удовлетворяет ее, чем убыточен, то она, скорее всего, захочет продолжения, а вероятно и углубления взаимоотношений.
    Либби и Карлсон обратили внимание, что в социальных взаимоотношениях люди не всегда ищут немедленной выгоды. Они могут ожидать вознаграждения не краткосрочного, а долгосрочного. Сканзони и Сканзони обратили внимание, что часто это все вообще происходит неосознанно. Люди, вовлеченные в эти отношения обмена, могут лишь слабо осознавать или не осознавать вообще, что имеет место обмен.
    Какие факторы должны рассматриваться при анализе отношений обмена, имеющих место в семье и в браке. Симпсон убежден, что мы не сможем понять поведение людей без понимания того, что они хотят от определенного взаимодействия, и, что прямо влияет на их взаимодействия.
    Среди влияний, которые были определены как важные факторы в обмене в семье и в браке, выделяют следующие:
    1. Нормативные ориентации пары.
    2. Когнитивные ориентации пары.
    3. Основные паттерны взаимодействия.

    16 4. Восприятие ими постоянства института брака вообще и их конкретного в частности.
    Нормативные ориентации – ожидания к роли своей и партнера, ожидания по отношению к браку, основным паттернам социализации партнеров, их мотивации и ценности.
    В большинстве современных западных обществ, например, люди усваивают такие нормы и ожидания, что люди женятся по любви, и их основная роль – роль любящего супруга. Так же в результате социализации люди приобретают определенное видение роли мужа и роли жены. Эти культурные ожидания влияют на обмены, которые имеют место в браке. Таким образом, если мужчина и женщина социализировались с ориентацией на традиционное видение брака, характер обмена в их семье будет главным образом управляться этими ожиданиями.
    Однако ожидания от брака сегодня значительно отличаются от тех, которые были в недавнем прошлом. Брак менее твердо контролируется социальными ожиданиями, партнеры все более отдаляются от социальных требований. Это же касается их ожиданий о своих ролях в браке.
    Каждый обмен имеет набор различных ролей и подролей. Некоторые роли могут быть поделены на двоих или менять хозяина. Эти «смены» можно объяснить социальными нормами, или они могут быть изменены самими партнерами. Ожидания в отношении супружеских ролей сильно различны у женщин и у мужчин, что зависит от следующих факторов:
    1. кто играет роль,
    2. доступность ресурсов, при помощи которых можно изменить \ сменить роль,
    3. общий характер отношений «сила-зависимость».
    Когнитивные ориентации – касаются личностных убеждений, ценностей, отношений.
    Опыт социализации в значительной степени определяет когнитивную ориентацию индивида.
    «Отношение к отношениям обмена» – эти ожидания могут различаться в браке. Однако они значительно влияют на то, как пары начинают и оценивают социальные взаимодействия или обмены и их результаты. В общем, они вносят значительный вклад в природу обмена и изменяют паттерны, которыми супружеские и брачные отношения характеризуются.
    Отношения обмена – основной паттерн социальных трансакций, которые включают доступность и/или обмен ценными ресурсами между супругами, убытки и выгода, связанные с этими трансакциями, и ожидания каждого партнера о награде и убытках этих отношений. Эти отношения динамичны и постоянны по природе своей. Они обычно меняются при перераспределении ресурсов.
    Теоретики обмена заинтересовались в обнаружении степени, в которой отношения обмена между супругами кооперативны и не соревновательны. Кооперативные отношения – в которых партнеры работают вместе с целью увеличить совместную выгоду, тогда как соревновательные – в которых каждый супруг пытается увеличить свою собственную прибыль. Большая часть деятельности супругов направлена на достижение выгоды для обоих супругов одновременно, и это одно из главных преимуществ брака. Они предполагают зрелое доверие и ответственность перед партнером, тогда как соревновательные отношения часто – недоверие, недостаток ответственности и увеличения собственной выгоды.
    Постоянство брака – брак в нашем обществе обычно рассматривается как долговременные, если не пожизненные, отношения. В результате отношений обмена партнеры
    1. связаны с прошлым опытом обменов именно с этим партнером,
    2. связаны с индивидуально воспринимаемым будущим с этим партнером.
    С этой точки зрения, ожидания супружеского постоянства играют большую роль в выборе типа отношений обмена, которые существуют в браке, особенно в сотрудничающих и, следовательно, для брака самого по себе.
    Основные идеи этой теории используются для объяснения и прогнозирования широкого аспекта социального поведения.
    В качестве недостатков этой теории часто отмечается то, что люди не столь рациональны, как это видится теоретикам данного подхода.
    § 1.1.4. Основные параметры семейной структуры
    4
    .
    Социологи и антропологи ввели ряд параметров, на основе которых можно сравнивать различные семейные структуры. Это дает возможность делать обобщения о
    4
    Материал для данного параграфа взят из Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 397-403.

    17
    многих обществах. В этом разделе мы рассмотрим шесть параметров. Относительная частота распространения различных семейных укладов приведена ниже:
    Семейная структура в различных обществах
    5
    Структурные параметры Число обществ, где преобладает этот обычай
    Форма семьи
    Нуклеарная 47
    Расширенная 92
    Форма брака
    Моногамия 40
    Полигиния 145
    Полиандрия 2
    Предпочитаемый партнер
    Экзогамия 70
    Эндогамия 33
    Выбор местожительства
    Матрилокальный 24
    Патрилокальный 101
    Неолокальный 13
    Родословная и наследование имущества
    По женской линии 23
    По мужской 61
    По обеим линиям 2
    Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры.
    Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Многим американцам этот тип семьи кажется естественным.
    Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением. Однако наблюдаются существенные различия в оценке роли расширенной семьи как основы развития социальных отношений и гаранта взаимной помощи и поддержки.
    Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии — браке между одним мужчиной и одной женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
    5
    Данную таблицу можно дополнить еще одним параметром, который не внесен в таблицу в исходном источнике: «Типы властных структур» с выделением «матриархата», «патриархата» и «эгалитарных отношений».

    18
    Наверное, вы с удивлением узнаете, что в большинстве обществ отдается предпочтение полигинии. Джордж Мэрдок (1949) исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния, в 40 преобладала моногамия и лишь в двух наблюдалась полиандрия.
    Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих несколько жен.
    Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, распространение полигинии среди оленеводов-чукчей в Северо-Восточной Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо оленей отдельно и для каждого стада нужен пастух.
    Считается, что мужчине, пасущему каждое стадо, необходимо несколько жен. Еще один пример. В
    Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата.
    Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену.
    Разумеется, экономические факторы лишь частично объясняют своеобразие тех или иных форм семьи. Важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Аналогичным образом среди жителей племени тодасов в южной Индии (где сокращалось число женщин, поскольку существовал обычай убивать родившихся девочек) также практиковалась так называемая братская полиандрия (братья имели общую жену). Британские колонизаторы положили конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. Однако парные браки так и не получили распространения среди тодасов. Вместо этого братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих жен. Таким образом в обществе тодасов наметилась редко наблюдаемая тенденция к групповому браку.
    Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой (например, крестьянские семьи в Ирландии), являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране,
    Бразилии и многих других странах. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. Даже у жителей Тробриандских островов, где наследство передается по женской линии, жены не имеют власти над своими мужьями. Во многих семьях в патриархальных обществах женщина приобретает неформальную власть, но это не является нормой.
    В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе.
    Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.
    Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп
    (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками. Почти во всех обществах это правило касается отношений между ребенком и родителем, а также родными братом и сестрой. Во многих обществах оно относится даже к двоюродным братьям и сестрам и другим близким родственникам. Запрет кровосмешения не является всеобщим несмотря на широкую распространенность. Браки между братьями и сестрами поощрялись в семье фараонов в Древнем
    Египте.
    Почему запрет кровосмешения так широко распространен? Этот вопрос является предметом горячих споров. Некоторые исследователи высказали предположение, что людям свойственно отвращение к кровосмешению. Другие считают, что издавна люди осознавали опасность генетических последствий инцеста. Третьи подчеркивали, что правила, запрещающие половые сношения между членами семьи, не являющимися супругами, уменьшали вероятность ревности и конфликтов. Однако этот довод теряет убедительность, если учесть, что многие люди способны без всякой ревности делить сексуального партнера с кем-нибудь еще. И полигиния,

    19
    которая часто порождает соперничество между женами, сохраняется несмотря на конфликты.
    Кроме того, подчеркивалось, что запрет кровосмешения вынуждал искать спутника жизни вне групп, к которым люди принадлежали. Однако ни одна из этих точек зрения не имеет преимуществ по сравнению с другими, и обсуждение этих вопросов наверняка будет продолжено
    (Стефенс, 1967).
    В западных странах эндогамия в ограниченной мере существует внутри расовых групп
    (например, американских негров), религиозных групп (например, иудаисты) и социальных классов
    (людей, имеющих аристократическое происхождение, в Англии). В некоторых допромышленных обществах запрещаются браки с членами другого племени. Племенная эндогамия создает стабильность внутри племени, поскольку оно не теряет своих членов и не пополняется чуждыми людьми. Но в то же время это может способствовать подозрительности и неприязни к «чужакам», чьи обычаи и привычки незнакомы. В некоторых обществах правила эндогамии и экзогамии, наверное, в значительной мере ограничивают возможности молодых людей. Как уже упоминалось, у жителей Тробриандских островов мужчина должен жениться на дочери сестры своего отца. Это значит, что потенциальная возможность его выбора ограничена лишь одной или двумя женщинами. Такая система в огромной мере ограничивает число потенциальных партнеров и для мужчин и для женщин.
    Правило выбора местожительства. В обществах существуют различные правила выбора местожительства молодоженов. В США большинство из них предпочитают неолокальное местожительство — это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. Согласно обычаям ирландских крестьян, молодая жена входит в семью мужа и оказывается под властью свекрови. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
    Неолокальное местожительство, считающееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мэрдоком (1949), молодожены переселялись на новое местожительство.
    Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой в обществах, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.
    Родословная и наследование имущества. Если бы человеку удалось подсчитать всех людей, с которыми он связан кровным родством (включая предков и самых дальних родственников), этот список был бы огромен. Правила определения родословной сокращают этот список и указывают, какие родственники играют важную роль в вашей жизни. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии. Как считается в сельской местности
    Ирландии, основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. Хотя жена в какой-то мере поддерживает отношения со своими родственниками и ее ребенок в какой-то мере наследует ее гены, дети становятся членами семьи мужа.
    В некоторых случаях, например среди жителей Тробриандских островов, родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены.
    Как принято на Тробриандских островах, молодожены живут в поселке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. Уклад семейной жизни на
    Тробриандских островах опирается на родственные связи по мужской и женской линии.
    В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери. Однако при такой системе могут возникать проблемы. Многочисленные обязанности по отношению ко многим родственникам, например, необходимость их посещать, дарить им подарки по торжественным случаям и одалживать деньги, могут стать обременительными. Конечно, это вполне устраивает детей, которым нравится получать подарки от многих дядюшек, тетушек, а также двоюродных братьев и сестер.

    20
    Глава 1.2. Социальный портрет российской семьи: кризисные тенденции
    6
    Социальный портрет российской семьи по имеющимся и часто несопоставимым статистическим данным следует начать с демографической характеристики. Семья в демографии определяется как группа людей, объединенных узами родства или свойства, совместным проживанием и бюджетом.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    написать администратору сайта