Главная страница
Навигация по странице:

  • §2.2.2. Факторы выбора партнера

  • § 2.2.3. Модели выбора партнера

  • Модель максимизации выгоды

  • Модель дополнительности (комплиментарности)

  • Социобиологическая модель

  • Сексуальные сценарии и философия сексуального поведения

  • Психология семьи Лысова. А. В. Лысова психология семьи


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеА. В. Лысова психология семьи
    АнкорПсихология семьи Лысова.pdf
    Дата11.02.2018
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология семьи Лысова.pdf
    ТипДокументы
    #12617
    страница6 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    § 2.2.1. Эндогамия, межгрупповой брак, экзогамия и табу на инцест
    Эндогамия. Термин "эндогамия" произошел от греческого endo - "внутри", gamia -
    "жениться", следовательно, эндогамия - брак между представителями специфического клана или определенной социальной группы.
    Эндогамная группа – группа, жестко ограниченная от других групп социальными различиями, такими как религия, и ценностями, посредством которых производится усиление групповой идентичности.
    Межгрупповой брак (intermarriage) (между представителями разных групп) - брак между членами двух жестко эндогамных, сильно различающихся обществ или субкультур. Это может

    44
    произойти лишь в том случае, когда есть ясные эндогамные границы между различными группами, субкультурами или общностями.
    Имеются различные паттерны эндогамии - культурные, религиозные, расовые и социально-экономические.
    Эндогамия - тенденция людей, независимо от того, осознают они социальное или групповое давление или нет, выбирать себе партнеров из членов своей собственной группы. Эта тенденция основана на том, что социологи и психологи называют Мы-чувство. Под группой здесь понимается любая группа, с которой человек себя идентифицирует, к которой он принадлежит и ощущает свою принадлежность к ней, даже когда далеко от нее. Это чувство предполагает лояльность, принятие, симпатию, уважение и кооперацию. Аутсайдер же столкнется с безразличием, неприятием или антипатией. Вспомнив концепцию о "значимых других" можно сказать, что каждый человек принадлежит группе, состоящей из значимых для него людей.
    Большинство же людей, осознают они это или нет, имеют это чувство в отношении гораздо более широкого круга лиц, чем просто несколько значимых других.
    Ценности, определяемые "в-группе", могут быть религиозными, этническими, профессиональными, образовательными или социальными. В ряде западных обществ идентичность формируется преимущественно на основе расы, религии, этнической принадлежности и социально-экономического класса. Большинство групп с сильными религиозными, этническими, национальными и классовыми ценностями склонны к эндогамии: они вступают в брак в пределах своей собственной группы и поощряют или даже требуют от своих детей того же. Это не только сохраняет качественный состав группы, но так же усиливает групповую идентичность. Браки в данном случае столь же важны для семей новобрачных и всей общности, как и для самих молодоженов.
    Общества различаются по степени своей эндогамии: от резкого неприятия чужаков до вполне терпимого отношения.
    Экзогамия. Мы отметили тенденцию человеческих существ быть эндогамными. Но в большинстве обществ есть и другая сила - экзогамия, которая не одно и то же с межгрупповым браком. Экзогамия - не случайный брак с представителем другой группы, это требование, чтобы члены общества выбирали себе супругов из чужой группы. В то время как эндогамия налагает ограничения с одной стороны, экзогамия накладывает их с другой. Эта почти универсальная концепция идеально демонстрируется в ряде традиционных поселений, в которых люди должны выбирать партнера из своей касты - эндогамия, но за пределами своей деревни - экзогамия.
    Инцест и другие табу. Наиболее универсальное правило экзогамии касается инцеста и гомосексуализма. Даже в обществах, где закрывали глаза на гомосексуализм, например в классической греческой культуре, браки позволялось заключать лишь на гетеросексуальной основе по причине неразрывной связи между браком и рождением детей. Табу на инцест почти везде универсально. В античном Китае людям запрещалось выбирать супруга из однофамильцев, даже если общий родственник жил несколько тысячелетий назад. В древнем Египте брак между сестрами и братьями был распространен в целях сохранения аристократического положения,
    "голубой крови" и прав, которые в ином случае перешли бы по наследству чужаку.
    Использовались различные теории для объяснения запрета на инцест. Основная теория заключается в том, что инцест усиливает риск генных заболеваний. Однако это табу существовало задолго до того, как появилось знание о генетике, следовательно, здесь влияют какие-то другие факторы. Антрополог К.Леви-Стросс, который рассматривал брак как наиболее распространенные торговые отношения, считает, что табу не инцест это одно из многих правил обмена или торговли, которые существуют в любом обществе.
    В современных западных странах законы против инцеста запрещают браки между близкими родственниками.
    По мере того, как повторные браки становятся нормой, проблема инцеста усложняется.
    Разводы и повторные браки вызывают эффект, который Вирджиния Сатир назвала "смешанной семьей": разведенные люди со своими детьми от первого брака вступают в брак. Угроза смешанности повышается, если дети близки к подростковому возрасту.
    §2.2.2. Факторы выбора партнера
    К наиболее значимым факторам выбора партнера можно отнести социальный класс, образование, религиозную принадлежность, принадлежность к определенной расе, возраст.

    45
    Социальный класс. Классовая стратификация является неотъемлемой чертой человеческого общества. Брак с представителем другого класса может служить способом повышения чьего-либо социального статуса, особенно в открытом обществе, где подобные браки не запрещаются. Таким образом, можно ожидать, что социальный класс влияет на процесс выбора партнера.
    Социальный класс влияет на наши ожидания в отношении того, как женщинам и мужчинам следует взаимодействовать в роли мужа и жены, отца и матери. Эти ожидания, в свою очередь, влияют на наше восприятие других людей, ну и естественно на выбор нами партнера.
    Человек из среднего класса будет ожидать, что его партнер будет ему другом, и они все будут делить поровну – т.е. ожидается построение эгалитарных отношений с равенством власти между мужем и женой. Молодой человек, выросший в семье рабочих, скорее всего, будет иметь другой набор ожиданий. Например, традиционная женщина из рабочего класса может и не ожидать от своего мужа активного взаимодействия или сотрудничества. Она может ожидать от него, чтобы он зарабатывал деньги, был главой семьи, а сама будет готова посвятить себя уходу за детьми и домашнему хозяйству. Женщины из рабочего класса больше полагаются на эмоциональную и материальную поддержку со стороны родственников, друзей, соседей. Разделение супружеских ролей, которого она ожидает в браке, будет подкреплено сплоченным социальным обществом родственников, друзей и соседей, которые все друг друга знают. Таким образом, представители рабочего класса больше настроены на построение семейных отношений с традиционным разделением ролей: мужчины-добытчики, исполняющие инструментальную роль, и женщины - хозяйки дома, выполняющие экспрессивную роль.
    Эти различия будущих перспектив и ожиданий делают, во-первых, практически невозможным межклассовый брак, а во-вторых, усложняют его существование, даже если он случился. Представители рабочего класса выходят замуж в более раннем возрасте, чем их ровесники из среднего класса. В прошлом представители разных классов не жили по соседству и не посещали одни и те же школы. Все эти факторы существенным образом снижают возможность того, что женщина из среднего класса и мужчина из рабочего класса встретятся или увидят друг в друге возможных партнеров. Эта ситуация сейчас изменяется в нескольких аспектах.
    Ожидания молодых мужчины и женщины из рабочего класса кажутся более схожими с представителями среднего класса, хотя их рабочий опыт и профессии различны. Сейчас женщины из рабочего класса ожидают от партнера больше эмоциональной поддержки, сотрудничества и внимания - ожидания, которые ассоциировались со средним классом. На фоне нового и более либерального отношения к сексуальному поведению юные представительницы рабочего класса усваивают новую ценностную установку, которая включает "уменьшение инстинкта повиновения и уважения к установленной мужской власти". Эти изменения сопровождаются интеграцией образовательных реформ, благодаря которым дети из различных классов могут общаться на равных. Дистанция между разными классами постепенно сокращается, однако сохраняется и до сих пор.
    Образование. Образование и род занятий - важные индикаторы социального статуса и класса. Многие профессии представителей среднего класса требуют высокого уровня образования.
    Так как образование и социо-экономический статус столь тесно связаны между собой, схожий уровень образования часто значит сходный социо-экономический статус.
    Согласно ряду социологических исследований, большинство людей выбирают себе партнеров со схожим уровнем образования. Например, мужчины, закончившие колледж, преимущественно выбирают женщин, тоже закончивших колледж. Однако возможно в этом случае определенную роль может играть фактор социальной доступности.
    Женщины, выбравшие партнера с более низким уровнем образования, как бы понижают свой статус. Подобные браки менее социально одобряемы по сравнению с браками, в которых муж имеет более высокий уровень образования, чем у жены.
    Религия. Ученые подтверждают то, что люди склонны выбирать партнера со сходными религиозными убеждениями, но меньше согласия проявляют в отношении вопроса о степени влияния этого фактора на выбор партнера.
    Если женщина не идентифицирует себя со своим лютеранским воспитанием, она не будет этого требовать от своего партнера. Если она живет в религиозно смешанной области, ее шансы встретить и полюбить кого-то из представителей другой религии повышаются. Однако, в некоторых группах имеет место сильная идентификация людей со своим религиозными

    46
    убеждениями. Дети из таких сильно религиозных семей изолированы от других религиозных групп.
    Подобным людям не легко ужиться с мужем/женой, придерживающимся другой веры. С другой стороны, для некоторых людей принадлежность к церкви просто часть существования, а не часть их идентичности.
    Оценка важности религии как фактора выбора партнера усложняется, во-первых, из-за смешивания религии с другими факторами, а во-вторых, из-за возможности смены веры.
    Религиозный фактор неразрывно связан с другими факторами, которые тоже влияют на выбор партнера. Религиозный фон часто тесно связан как с социальным классом, так и этнической принадлежностью. Так как этнос и социальный класс часто связаны с конкретным типом религии, тенденция выбирать партнера с одинаковыми этническими и классовыми факторами часто в результате приводит к тому, что и по религиозным характеристикам обнаруживается сходство.
    Эти взаимодействия в одном и том же религиозном контексте называются религиозной гомогамией. Во-вторых, если сменить социальный класс или этническую принадлежность невозможно, то веру можно. Многие переходят в другую веру, в веру своего будущего супруга.
    Брак между новообращенным и выросшим в этой вере останется межгрупповым браком в той мере, в какой два человека не разделяют важные культурные ценности, связанные с религией их детства.
    Религия по некоторым аспектам тесно связана с полоролевой дифференциацией, воспитанием детей и этическими ценностями. Исследования процента разводов в семьях между католиками и протестантами показали гораздо больший процент разводов, чем в браках двух протестантов или двух католиков. Но увеличение числа разводов имело место не только в этих семьях. Еще одно исследование показало, что в смешанных семьях больше супружеских проблем, проблем, связанных с детьми, чем в однородных.
    Раса. По данным социологических исследований, межрасовые браки имеют больший процент разводов, чем расово-гомогенные браки. Межрасовые браки между белыми мужчинами и черными женщинами менее часты, чем между черными мужчинами и белыми женщинами.
    Возраст. В начале века средняя возрастная разница между супругами уменьшилась, что коснулось числа браков, в которых муж старше. Мужчины и женщины выбирают партнеров своего возраста, и больше мужчин выбирают женщин либо своего возраста, либо старше. Более старшие мужья выбирают более молодых жен.
    Тенденция молодых людей выбирать в партнеры ровесников может отражать растущую ценность дружбы и равенства. Фулертон же предполагает, возрастно-групповая эндогамия - знак увеличивающейся группо-возрастной сегрегации, посредством чего люди все сильнее начинают идентифицировать себя со своей возрастной группой.
    § 2.2.3. Модели выбора партнера
    Модель фильтров
    13
    . Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно- ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно - мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.
    Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.
    Модель дополнительности (комплиментарности). Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.
    Модель близости. В данном случае, речь идет о географическом соседстве.
    Близость
    (например, близость проживания, общее место работы, учебы, отдыха и т.д.) предполагает
    13
    См. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М: Апрель-пресс, 2000. С.158.

    47
    возникновение чувства приязни. Согласно данной модели, люди склонны выбирать тех, с кем вместе работают, учатся, отдыхают и т.д.
    Социобиологическая модель. Эта эволюционная модель основана на трех основных предпосылках. Во-первых, люди выбирают партнера, руководствуясь естественными стратегиями, сформировавшимися в процессе эволюции. Эти стратегии существуют потому, что с их помощью были решены определенные проблемы в эволюционной истории человека. Важно осознавать, что для использования этих стратегий не нужны осознаваемые психологические механизмы. Вторым компонентом теории является предположение о том, что в разных ситуациях используются различные стратегии выбора партнера. Выбирая партнера для краткосрочных или длительных отношений, люди ведут себя по-разному. В-третьих, в процессе эволюции человека перед мужчинами и женщинами при выборе партнера стояли разные задачи, вследствие чего у них сформировались различные стратегии.
    Итак, у мужчин и у женщин сформировалось мощное стремление к тому, чтобы их сексуальный партнер обладал определенными характеристиками. Эти предпочтения не являются случайными - они универсальны и подчиняются четким закономерностям. Эти закономерности тесно связаны со специфическими процессами адаптации, с которыми столкнулись мужчины и женщины в эволюционной истории человека. Для мужчин проблемы обеспечения уверенности в своем отцовстве и нахождения большего количества способных к репродукции партнерш, а для женщин это проблема нахождения партнера, желающего и способного обеспечивать женщину ресурсами. Например, оказалось, что внешность женщины является наиболее надежным прогностическим признаком, по которому можно предсказать профессиональный статус ее мужа.
    Глава 2.3. Сексуальное поведение человека и сексуальность в браке.
    У каждого из нас есть свои ощущения, отношения и взгляды, связанные со сферой половых отношений, но наш сексуальный опыт сугубо индивидуален, поскольку он определяется индивидуальным развитием личности.
    Сексуальные сценарии и философия сексуального поведения. Хотя сексуальное поведение может восприниматься как спонтанное, значительная его доля является "предписаннной" или выученной. Гагнон и Симон (1974) считают, что сексуальный сценарий имеет два основных элемента: внешний или межличностный и внутренний, т.е. экстернальный и интернальный. Экстернальный элемент включает в себя сексуально благоприятный случай как выражение готовности к какому-либо типу сексуальной активности. Например, если подростки поехали смотреть широкоформатный фильм из машины, это может служить сигналом их готовности к петтингу. Если взрослый человек появился в баре для одиноких, то это может быть сигналом его готовности к сексуальной активности. Интернальный элемент сексуального сценария касается физического состояния и мотивации, необходимой для возбуждения.
    Согласно Гекасу и Либби (1976), сексуальные сценарии существуют внутри более широкой системы ценностей, связанной с институтами семьи и брака. Эти ученые идентифицировали 4 типа философии сексуального поведения, которые представлены в американском обществе.
    "Традиционно-религиозная философия" берет корни в убеждении, что секс вне брака это грех. От незамужней женщины само собой ожидается, что она будет девственной до вступления в брак, а от супругов, что они будут верны друг другу. Сексуальность здесь определяется с точки зрения репродукции, некоторая связь которой с любовью все же признается.
    "Романтическая философия" помогает смягчать жесткие требования традиционной философии. Эта философия считает любовь необходимым условием сексуальной активности. Без любви секс не имеет смысла; если же любовь есть, то принимается секс даже вне брака. В нашем обществе эта философия характерна для городского среднего класса. Женщина больше подвержены при социализации именно этой философии, чем мужчины, и этот факт часто вызывает трудности и проблемы в гетеросексуальных отношениях.
    "Развлекательная философия" рассматривает секс преимущественно как развлечение. Эта философия превалирует в мужских журналах, например Плейбой, и в некоторых женских, например, Космополитен. Эта философия считает, что секс не должен быть ограничен рамками брака, и любовь не является необходимым условием. Секс рассматривается как способ получения

    48
    и предоставления удовольствия. Этот подход делает ударение на наслаждении, игривости, развязности и несдержанности.
    "Утилитарно - грабительская философия" рассматривает секс как средство достижения каких-либо целей, не касающихся секса. Секс не может быть приятен сам по себе, но он используется чтобы получать деньги, власть или престиж. Проститутка, например, производит обмен секса на деньги; девушка-подросток может таким образом пытаться повысить мнение о себе в группе сверстников.
    Текас и Либби предполагают, что влияние каждого из этих философских подходов изменяется. В результате появляются новые разновидности, особенно частая из них- "дружеский секс", которая является комбинацией секса как любви и секса как развлечения, и защищает равный стандарт сексуального поведения для мужчин и женщин, принимает секс при нерегулярных, но любящих отношениях, и супругам позволяет быть более сексуально открытыми для других, чем это бывает при моногамном браке.
    Перечень вышеописанных сексуальных сценариев вовсе не является исчерпывающим, но они описывают почти весь спектр значений, ассоциирующихся с сексуальной активностью. Текас и Либби убеждены, что осознание людьми своих собственных сексуальных сценариев и своих партнеров очень важно для развития успешных взаимоотношений. Например, если женщина действует соответственно романтической философии, а мужчина рассматривает секс как развлечение, различные трудности и проблемы скорее всего возникнут. Так же человек, который чувствует неопределенность по поводу того, какому сценарию следовать, может переживать тревожность и амбивалентность. Таким образом, женщина, которую воспитали в духе традиционно-религиозной философии, но которая затем подверглась влиянию, которое сместило ее в сторону дружеского секса, может переживать внутри личностный конфликт по поводу того, как совместить эти две столь различные позиции.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    написать администратору сайта