Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельность (взаимосвязь и соотношение)

  • Предмет административного права (области административно – правового регулирования)

  • Понятие, особенность и виды административно – правовых норм

  • Понятие, особенности, виды и структура административно – правовых отношений

  • Источники административного права

  • Система административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

  • АП экзмен. Административное право в система российского права


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеАдминистративное право в система российского права
    АнкорАП экзмен.doc
    Дата18.10.2017
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАП экзмен.doc
    ТипДокументы
    #5378
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. Административное право в система российского права

    АП – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти, также внутриорганизационные отношения в аппаратах гос органов, отношения, связанные с гос службой, отношения, связанные с осуществлением адм юрисдикции.

    Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

    • конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

    • гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ.

    Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

    • уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

    • финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

    • земельным и экологическим правом.

    Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

    • трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

    • уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.



    1. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельность (взаимосвязь и соотношение)

    Гос управление в шир смысле – вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом.

    Гос управление в узком смысле – это организующая деятельность органов исполнительной власти.

    Государственное управления является одной из форм государственной деятельности.

    Черты государственного управления:

    - гос управление как вид гос деятельности и имеет самостоятельные цели

    - сущностью государственного управления является то, что оно заключается в исполнении законов и принимаемых в соответствии с ними нпа

    - субъектами являются президент, правительство, федеральные органы исполнительной власти

    - государственное управление является видом государственной деятельности

    - государственное управление шире, чем государственное власть

    - законодательством предусматриваются возможности административного правотворчества

    Исполнительная власть – ветвь единой гос власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей.

    Такая самостоятельность имеет организационное и функциональное выражение. Ее организационная система состоит из органов гос власти, именуемые органами исполнительной власти. Функциональное значение – исполнение законов.

    Сущность исполнительной власти – организационный и распорядительный характер (экономической, социально – культурной, общественно – политической, созидательной и охранительной деятельности).

    Природа исполнительной власти состоит в способности и возможности оказывать воздействие на деятельность и поведение других, подчиненных их воле.

    Власть – сущностное выражение такой деятельности

    Следовательно, формой осуществления такой власти является гос управление.

    Исполнительная власть является политико – правовой категорией, а государственной управление – организационно - правовая



    1. Предмет административного права (области административно – правового регулирования)

    Предмет АП – внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти иных государственных органов. Это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

    Классификация подчиненности объектов гос управления:

    - по подчиненности объектов и субъектов гос управления:

    1. отношения, обусловленные деятельностью субъектов гос управления. Суб – органы гос власти

    2. отношения носят государственно – властный характер. Т.к. субъекты гос управления наделены гос – властными полномочиями (осущ надзор и т.д.)

    3. отношения обусловлены исполнительно – распорядительной деятельностью субъектов гос управления

    Отношения могут классифицироваться по различным основаниям:

    1. в зависимости от субъектов управленческих отношений

    - между вышестоящими и нижестоящими субъектами гос управления

    - между различными субъектами гос управления, не связанные отношением подчиненности

    - между субъектами гос управления и подведомственными/неподведомственными предприятиями

    - между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами м/с

    - между субъектами гос управления и общественными объединениями

    - между субъектами гос управления и гражданами

    2. в зависимости от характера управленческих отношений

    - связаны с осуществлением вышестоящими субъектами руководства деятельностью нижестоящих

    - связаны с осуществлением субъектами гос управления функциями оперативного управления

    - связаны с осуществлением органами гос управления гос регулирования

    - связаны с осуществлением органами гос управления деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, по охране их прав в сфере гос управления

    3. по направлению деятельности:

    - связаны с подготовкой, принятием управленческих решений (индивидуальные акты управления)

    - связаны с осуществлением повседневной деятельности исполнительно – распорядительного характера

    - с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений

    - с осуществлением органами гос управления юрисдикционной деятельности

    4. по объему адм деятельности:

    - в сфере общего управления (отношения, связанные с руковод комплексных отраслей)

    - в сфере спец управления – руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера

    - в сфере отраслевого управления

    5. по областям адм деятельности

    - экономика

    - соц-культурное строительство

    - адм политич деятельность

    6. с учетом гос устройства РФ

    - между органами федер исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации

    - между органами исоплнительной власти одноуровневых субъектов Федерации

    - между органами исп власти разноуровневых субъектов Федерации

    - между различными звеньями системы исполнительной власти и исполнительными органами системы мест самоупр

    7. в зависимости от направленности

    - внешние

    - внутренние


    1. наличие в общ отношениях суб гос управления

    2. связь с осущ исп власти

    3. отношения с внутриорганизационной деятельностью


    1. Понятие, особенность и виды административно – правовых норм

    АПН – мера должного поведения.

    Функции АПН:

    1. обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, их взаимодействие.

    2. обеспечение в сфере гос управления реализации и защиты прав и свобод граждан, также общественных объединений

    3. обеспечение эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти (проведение в жизнь требований ФЗ)

    4. обеспечение прочного режима законности и гос дисциплин в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно – управленческой деятельности

    5. реализация административной ответственности

    АПН имеют определенную иерархию.

    Административные правоотношения возможно при определенных условиях:

    1. если соответствующий административно – правовой акт прямо предусматривает такую возможность

    2. определение для данного субъекта исполнительной власти компетенции, включая его правоустанавливающие полномочия

    3. исполнительное нормотворчество используется в целях внутрисистемного регулирования

    Предмет регулирования АПН:

    - отношения, связные с непосредственным осуществлением субъектами гос управления управленческой деятельности

    - отношения внутриорганизационные

    - отношения, связанные с организацией административного судопроизводства и административной юстиции

    Под ПН понимаются нормы права, регулирующие отношения в сфере гос управления, также отношения управленческого характер, отношения его во внутриорганизационной сфере органов исполнительной власти, в сфере деятельности аппаратов органов законодательной и судебной власти, также в сфере осуществления гос службы.

    Виды АПН:

    1. по назначению:

    - материальные – юридически закрепленный комплекс обязанностей и прав, ответственности

    - процессуальные – регламентирует процессуальные вопросы

    2. по методу воздействия на поведения субъектов

    - обязывающие

    - предписывающие

    - управамачивающие

    - запрещающие

    3. по субъекту

    - регулирующие

    А. деятельность гос органов, предприятий

    Б. поведения граждан

    В. Деятельность общественных религиозных организаций

    Г.деятельность гос служащих

    4. по форме предписания

    - императивные

    - рекомендательные

    5. по действию в пространстве

    - на всей территории РФ

    - на территории субъектов РФ

    6. по действию во времени

    - срочные

    - бессрочные

    7. по масштабу действий

    - общефедеральные

    - нормы субъектов

    8. по объему регулирования

    - общие нормы – распространяется действие на все сферы гос управления

    - межотраслевые – регламентируют те или иные стороны деятельности

    - отраслевые – регламентируют различные стороны гос управления, возникающие в одной сфере

    Функция АПН:

    - регулятивная

    - охранительная

    - защитная

    Структура АПН – внутреннее строение нормы, определяющий порядок взаимосвязи ее составных частей, элементов

    - гипотеза (абстрактная - общий порядок, казуистическая – связывает реализацию норм с определенными частными случаями)

    - диспозиция структурный элемент, в котором определены правила поведения предписанных нормой права и обязанности сторон (предписание, управамчивание, запрещение

    - санкция - содержит указание на меры воздействия, применяемы к нарушителю

    Реализации АПН – процесс практического претворения в жизнь субъектами адм права содержащихся в нормах предписаний или правил поведения.

    4 формы реализации:

    1. соблюдение – добровольное подчинение субъекта права требованиям АПН

    2. применение

    3. исполнение – точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам и дозволениям, которые в этих нормах содержатся

    4. использование – добровольное соблюдение субъективных прав правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управлений


    1. Понятие, особенности, виды и структура административно – правовых отношений

    АПО – урегулированные АПН управленческое, общественное отношение, складывающееся в сфере гос управления

    Черты АПО:

    1. возникают, изменяются и прекращаются на основе АПН

    2. складываются в специфической сфере (в области осуществления исполнительно- распорядительной, т.е. властно – организационной деятельности субъектов гос управления)

    3. субъекты АПО – взаимосвязанные юридические права и обязанности

    4. носит волевой характер, т.к. не могут появиться автоматически

    5. возникновение этих отношений невозможно без участия субъектов, наделенных обязанностями и правами по осуществлению исполнительно – распорядительной деятельности

    6. охраняется государством от нарушения

    7. может возникнуть по инициативе сторон, но согласие второй стороны не обязательно

    8. споры, которые могут возникнуть разрешаются во внесудебном порядке

    Элементы АПО:

    - субъект – субъекты наделены административными правами и обязанностями – предприятия, учреждения, гос служащие

    - объекты – отношения в сфере гос управления

    - юр факт

    Виды:

    1. материальные

    2. процессуальные

    - по соотношению прав и обязанностей участников

    А. один подчинен другому (вертикальные)

    Б. участники не находятся в подчинении друг к другу (горизонтальные)

    Юридический факт для возникновения АПО может возникать:

    - действий

    - иных событий



    1. Источники административного права

    Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм.

    - конституция РФ - закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации.

    - законодательные акты РФ и ее субъектов (фкз, ФЗ, законы субъектов) - фкз о правительстве и фз – воздушный кодекс, лесной кодекс

    - нормативные указы президента – они могут содержать нормы АП по различным вопросам его предмета: организация и осуществление исполнительнйо власти, гос службы. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, праивтельства РФ и нпа федер органов исполнительной власти»

    - постановления правительства – содержат значительное кол- во АПН, т.к. Правительство обладает широкой компетенцией в области гос управления

    - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – ими могут устанавливаться адм прав нормы, действующие как в системе данных органов, так и за ее пределами, например, таможенные, санитарные правила

    - межгосударственные соглашения

    - акты внутрикорпоративного характера – нормативные акты руководителей корпорация, учреждений.


    1. Система административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

    Функция АП:

    - регулятивная

    - правоисполнительная

    - организационная

    - координационная (цель – обеспечение разумного и эффективного взаимодействия)

    - правоохранительная (соблюдение правового режима, защита законных прав)

    Принципы:

    - приоритет личности, его интересов в жизни общества

    - принцип разделения властей

    - принцип законности

    - гласность

    - ответственность

    - централизм

     Система административного правасостоит из отдельных админист­ративных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимо­связанных между собой.

    Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.

         Отрасль- главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.

         Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

         Институт  права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

         Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в це­лом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах от­дельных сфер деятельности исполнительной власти.

         Общая частьвключает в себя институты:

    = устанавливающие административно-правовой статус граждан (инди­видуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

    = регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

    = обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

    = регламентирующие принуждение по административному праву.

         Особенная частьвключает институты, регулирующие:

    - обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;

    - организационно-хозяйственную деятельность;

    - социально-культурную деятельность;

    - деятельность государственной администрации по организации и осу­ществлению политических, экономических и иных внешних связей.

         Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) администра­тивный процесс, законность в управлении; е) организация госу­дарственного управления в сферах и отраслях.

         К подотраслям административного законодательства можно отнести:

         а) «Органы исполнительной власти» с выделением институ­тов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопро­сы)», «Федеральные министерства» и т.д.

         б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных   органах»,   «Государственная  служба   в   государственных органах субъектов РФ»,  и т.д.

         в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», и т.д.

         3 часть – адм процесс

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    написать администратору сайта