Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Содержение семестровой и контрольной работ

  • 2 Методика написания и оформления семестрового задания и контрольной работы по философии студентами дневного и заочного отделений

  • 3 Тематика семестровых и контрольных заданий по философии 3.1 Темы семестрового и контрольного задания по философии №1

  • Список литературы

  • 3.2 Темы семестрового и контрольного задания №2

  • Алматинский университет энергетики и связи


    НазваниеАлматинский университет энергетики и связи
    АнкорFilosofia.doc
    Дата21.02.2018
    Размер262 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia.doc
    ТипДокументы
    #13004
    страница1 из 2
      1   2

    АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

                                                                         Кафедра социальных дисциплин

      

     

    ФИЛОСОФИЯ

     

    Методические  указания  к выполнению семестровых  работ

    для студентов всех форм обучения всех специальностей

     

     

    Алматы 2011

    СОСТАВИТЕЛИ: В.Л. Шицко, Г.Д. Шаракпаева. Философия.  Методические  указания  к выполнению семестровых работ для студентов всех форм обучения всех специальностей. - Алматы: АУЭС, 2011. –  29 с. 

     

             Данная методразработка включает тематику трех семестровых заданий по философии с указанием необходимой литературы для самостоятельной работы студентов и методику подготовки, написания и оформления семестровой работы. Преподаватели разработали методические рекомендации к темам семестровых работ. Методическая разработка предназначена для студентов 1,2 курсов всех специальностей дневного  отделения АУЭС, обучающихся по системе бакалавриата, и для студентов 1 – го курса  заочного отделения, изучающих  дисциплину «Философия».  

      

    Рецензент: канд. филос. наук, проф. З.А. Абдуллина. 

      

    Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский  университет энергетики и связи» на 2011 год.

     

     

    © НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2011 г.

    Введение 

              В Алматинском  университете энергетики и связи дисциплина «Философия»  изучается на первом и втором  курсах  дневного отделения  студентами всех  специальностей общим  объемом  в  135 часов, из которых 32 часа – лекционные, 16 часов – семинарские занятия и остальные  87 часов отводятся на самостоятельную  работу студентов. Число кредитов – 3.

              Задача преподавания философии  заключается в выработке у студентов – будущих  инженеров представления о сущности,  назначении  и смысле жизни  человека; о многообразии форм  человеческого  знания и особенностях  его функционирования в современном обществе, об  отличии  научной, философской и религиозной картин мира. Итогом  является  сдача  всеми  студентами  экзамена  по курсу «Философия»,  цель которого  установить  широту научного  и культурного кругозора, способность  анализировать  современные  общественные  явления на теоретическом  уровне.

               Поскольку в рамках  выделенных  на самостоятельную  работу часов  каждый студент  выполняет  три  письменные  семестровые  работы, в данную  методическую  разработку  включена тематика трех  семестровых  заданий с указанием  необходимой литературы  для  самостоятельной работы  студентов и методика подготовки, написания и оформления  семестровой  работы по философии. Данная тематика  является одновременно и тематикой контрольных работ по философии  для студентов заочной формы обучения.

     

             1 Содержение  семестровой и контрольной работ

     

             Семестровая и контрольная работы по философии являются  письменной  самостоятельной  работой,  посвященной анализу определенной проблемы на основе ряда монографий, книг, статей и учебных  пособий. Содержание семестровой  работы должно быть связано с тематикой курса «Философия»; это может  быть одна из  теоретических  проблем,  освещаемых  под  определенным  углом зрения, связанным со специализацией студентов или с текущими  социально – политическими  событиями. Это может быть также обобщение результата  научных  социологических  исследований,  проведенных  студентом под  руководством  преподавателя.

              Подготовка семестровой работы требует  значительных усилий со стороны студентов  и преподавателей. Поощряя самостоятельный поиск студента,  преподаватель  обязан  помочь ему в подборе  литературы, в составлении содержания, дать верное направление в планировании  семестрового  задания,  ознакомиться с работой предварительно с тем,  чтобы в случае необходимости внести коррективы в ее содержание. Качество семестровой работы учитывается при выставлении экзаменационной оценки.

              Семестровая работа по философии способствует формированию у студентов навыков исследовательской работы,  активизирует изучение курса философии, позволяет  связывать изучение философских проблем с профилирующими науками  и с производством. Главное ее достоинство – это  возможность  установления тесного контакта  между преподавателем  и студентами,  оказание соответсвующего  влияния на склонности, интересы и мировоззрение студентов. Если преподаватель  сочтет  необходимым пригласить  студента на собеседование, он должен  явиться и защитить  изложенную им в письменной форме тему исследования устно, что может быть  связано с корректировкой преподавателем некоторых  аспектов этой проблемы прежде всего для самих студентов.

     

    2 Методика написания и оформления семестрового задания и контрольной работы по философии студентами дневного и заочного  отделений

     

              В соответствии с новыми учебными  планами студенты 1 – го и 2 – го курсов факультета радиотехники  и связи,  электроэнергетического и теплоэнергетического  и факультета информационных технологий выполняют  по курсу «Философия» три  семестровых  задания. Существуют  определенные  требования,  предъявляемые  к его выполнению:

    а) объем семестровой работы  по философии должен составлять от 8 до 15 страниц формата А4;

    б) в каждой семестровой работе студенты могут  использовать  учебники  и учебные  пособия, дополнительную  философскую, общественно – политическую  и специально – научную  литературу, имеющую  отношение к избранной теме, а также первоисточники по истории и современной философии;

    в) семестровое задание  является  одним из  видов самостоятельной  творческой работы студентов,  поэтому она должна быть  написана  грамотно и  по возможности своими  словами.  Списывание  с чужой семестровой работы не  разрешается, в этом  случае работа  не  зачитывается.

    Прежде всего студенту следует  выбрать тему. Для этого  он должен  руководствоваться тематикой семестровых  заданий по философии,  включенной в данную методразработку. После того как выбрана тема,  студенту необходимо  подобрать  соответствующую  литературу. После каждого  из блоков тем по проблемам  имеется подробный список  литературы, из  которого каждый студент  может  выбрать  необходимую  для  него  литературу  по изучаемой проблеме. Приветствуется  возможность изложения  студентами  собственного  понимания тех или иных вопросов, однако оно должно  быть  продуманным  и аргументированным.

    В начале каждой работы должен быть  план, и все пункты плана  должны  найти  свое отражение в тексте. При написании работы студент  должен стремиться  к полноте раскрытия  избранной темы, в работе не  допустимы формальные  противоречеия, нечеткие формулировки, стилистические и т.п. неточности.

    Важное значение  имеет  оформление семестрового задания. Неправильно  оформленная работа не может  быть оценена  положительно и принята как зачтенная. Основные  требования, предъявляемые  к оформлению,таковы:

    а) семестровая работа должна быть  написана  удобным  для чтения почерком, либо набрана  на компьютере и не должна  содержать  грамматических  ошибок. Шрифт текста должен быть 14.

    б) страницы текста должны быть  пронумерованы, при его написании  необходимо соблюдать  определенный 1,5 интервал между строками  и обязательно оставлять поля  для заметок преподавателя, желательно с левой стороны;

    в) первым оформляется титульный лист  семестрового задания, где указывается название выбранной студентом темы, факультет, группа, его фамилия и инициалы, а также  институт, кафедра, по которой студент изучает  данную  дисциплину, фамилии  и инциалы преподавателя, проверяющего  выполненую работу, и год  ее выполнения;

    г) на второй странице  дается план  работы, который самостоятельно составляется студентами.  Все пункты  плана  должны быть  выделены в тексте  работы. Предваряет  изложение пунктов  введение, а завершает  заключение;

    д) заканчивается семестровая работа по философии  библиографией или  списком использованной литературы. В него  включаются  все  цитированные  работы, а также вся та  литература,  которая привлекалась  при  подготовке  к ее  написанию. Существует  определенный порядок  указания  использованных  источников. Сначала даются  первоисточники  известных  философов, если  студент  ими пользовался, с указанием  года издания, тома и по  необходимости  страниц, а затем уже вся дополнительная  литература  в альфавитном  порядке;

    е) Выполненное студентом семестровое и контрольное задание как вид самостоятельной учебной работы контролируется преподавателем в письменной или устной форме, в форме собеседований со студентом по выбранной и изученной им теме.Рецензии на работу письменно не пишутся. В зависимости от уровня знаний, которые проявил студент при собеседовании, оформления и содержания выполненного им задания, рецензируемого преподавателем, последний либо оценивает положительно проделанную студентом работу и его знания по данной теме, либо делает замечания, но считает возможным зачесть работу, либо отправляет студента для более основательной подготовки или его работу на доработку с указанием замечаний в письменном виде, которые необходимо обязательно реализовать при повторной ее сдаче. Работа оценивается по девятибалльной системе;

    ж) содержание работы должно строго соответствовать составленному плану и логически правильно построено. В структуру работы входит, кроме основной части, введение и заключение. Во введении автор должен подчеркнуть цель и задачу работы, актуальность темы, в заключении делаются основные выводы, на основании которых дается резюме, что и завершает семестровую работу;

    з) Итак, студенту прежде всего следует выбрать тему. Для этого он должен руководствоваться «Тематикой семестровых и контрольных заданий», подготовленной преподавателями секции философии кафедры социальных дисциплин АУЭС и включенной в данную методразработку.

    Всего тем – 70. Выбор темы производится по двум последним цифрам шифра зачетки студента. Так, если последние цифры шифра 02, то студент выбирает вторую тему, если последние цифры 43, студент выбирает сорок третью, если последние цифры 79 – 9 тему. Со схемой выбора темы контрольной работы студент дневной и заочной форм обучения может ознакомиться в конце методического пособия (схема прилагается). 

     

    3 Тематика семестровых и контрольных  заданий по философии

     

    3.1 Темы семестрового и контрольного задания по философии №1

     

    3.1.1 Сущность и роль  философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии.

    1 Роль философии  в гуманизации человеческого  общества.

    2 Философия – это искусство движения красоты.

    3 Соотношение веры и разума в истории  философии.

    4 Роль науки и практики в философском  мировоззрении.

    5 Основные  концепции о генезисе философии.

    6 Рационализм и иррационализм в современной философии.

    7 Основные  функции философии в системе культуры.

    8 Изменение  предмета философии в ее историческом  развитии.

    9 Актуальность философских проблем в жизни человека и общества.

    10 Специфика идеалистического и материалистического миропонимания.

    11 Творчество как родовая способность человека и его роль в развитии  философии.

    12 Философская идея мудрости и развитие человеческого общества.

    13 Человек и мир – основная тема философских размышлений.

    14 Проблема гуманизма и гуманитаризации образования в современной философии.

    15 Практическая  ценность философского мировоззрения в жизни человека.

    16 Отличительная  особенность философских  методов познания.

    17 Роль поэзии и художественной литературы в истории развития  философии.

    18 Аксиологические функции  философии.

    19 Роль философии в формировании научного мировоззрения.

    20 Основные исторические формы диалектики.

    21 Отличие конфуцианского и даосского  объяснения мира.

    22 Особенности древнеиндийской космогонии и философия брахманизма.

    23 Специфика восточного  миропонимания и стиль  мышления.

    24 Элементы диалектического мышления в античной философии.

    25 Соотношение  веры и разума в учении Фомы Аквинского.

    26 Средневековая философия  мусульманского  Востока и ее  социально – культурное значение.

    27 Восточный перипатетизм и философия Аль – Фараби.

    28 Теория божественной эманации в философии Ибн – Сины.

    29 Критика религиозного сознания и схоластики в философии Нового времени.

    30 Особенности утопической философии Т. Мора, Ф. Бэкона и  Т. Кампанеллы.

    31 Механистический детерминизм в философии ХVІІІ века.

    32 Просветительская практика проблемы человека в философии Просвещения (В. Вольтер, Ж. – Ж. Руссо).

    33  Проблема отчуждения в философии Гегеля и Маркса.

    34 Теория общественно – экономической формации в философии марксизма.

    35 Философия позитивизма и неопозитивизма.

    36 Сциентизм  и антисциентизм в философии ХХ века.

    37 Проблема человека и мира в философии постмодернизма (Деррида, Фуко, Бодрияр).

    38 Философия и кризис современной западной культуры.

    39 Влияние  кочевой культуры на стиль  мышления древних  народов Евразии.

    40 Своеобразное философское осмысление мира у кочевников.

    41 Преобладание образного, интуитивного мышления в мировоззрении казахов.

    42 Синкретическая природа философии древних  тюрков.

    43 Роль  народного  твочества в духовной культуре казахов.

    44 Эстетическое  и нравственное сознание  казахского народа.

    45 Бытие Бога и бытие человека в философии Абая.

    46 Проблема  общественных идеалов в творчестве акынов и жырау ХV – ХІХ веков.

    47 Традиции и особенности  русской философии ХІХ – ХХ в.в.

    48 Славянофилы и западники в рамках  русской философской мысли.

    49 Философия Всеединства и свободная теософия Вл. Соловьева.

    50 Социальная философия Н. Бердяева, Л. Шестова.

    51 Проблема человека  в философии  Шакарима Кудайбердиева («Три истины»).

    52 Влияние Европейской просветительской философии ХVІІІ  века на творчество казахских мыслителей ХІХ – ХХ веков.

    53 Особенности  развития философской  мысли в Казахстане в период советской власти.

    54 Социально – этические взгляды А. Бокейханова; М. Шокай; А. Байтурсынова; М. Дулатова; М. Жумабаева и др.

    55 Марксистско – ленинская философия в условиях тоталитаризма.

    56 Атеизм и политическая схоластика в советской идеологии.

    57 Отражение социально – духовного кризиса в философско – научном мировоззрении советских  людей в период  застоя  70 – х  и 80 – х годов ХХ века.

    58 Возрождение философии свободы и ценностей классического  либерализма  в постсоветском Казахстане.

    59 Восстановление  духовных  ценностей народов и их влияние на общественное сознание в современном Казахстане.

    60 Развитие религиозного сознания и его влияние на духовную культуру общества.

    61 Кризис современной западной культуры и его влияние на развитие современного  Казахского общества.

    62 Слияние Восточных  и Западных культурных ценностей в современной отечественной  философии.  

    63 Проблемы и перспективы развития отечественной философии в ХХІ веке.

    64 Анализ категории бытия в истории философии.

    65 Современная наука о сложной системной  организации материи.

    66 Философский смысл  категорий  «пространство», «время»: истоки и эволюция.

    67 Современная наука об основных формах движения материи.

    68 Особенности социального  пространства и социального времени.

    69 Основные формы бытия и особенности диалектики бытия.

    70 Философский и естественно – научный статусы проблемы единства мира.

     

    Список литературы

     

    1.      Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. – М.,1988.

    2.      Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

    3.      Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

    4.      Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

    5.      Мир философии. – М.,1991. – ч. 1,2.

    6.   Философия. Под ред. проф.Митрошенкова О.А. – М., 2004. – раздел 1.

    7.   Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – часть  1, 3. - раздел 1.

    8.     Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

    9.     Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

    10.  Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

    11.       Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

    12.       История философии в кратком изложении. – М., 1991.

    13.        Мир философии в кратком изложении. – М., 1991.

    14.       Мир философии. Кн. 1-2. – М., 1991.

    15.   Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

    16.        Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алматы, 1970.

    17.    Ибн-Сина. Избранные произведения. – М.,1980.

    18.   Коран. – Пер. с арабского. – Алматы, 1992.

    19.   Баткин Л.И. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

    20.   Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.

    21.   Маркс. Философия. Современность. – М.,1988.   

    22.   Дж. Реале и Д. Антиссери. Западная философия от истоков до наших дней. – М., 1995.

    23.   Рассел Б. История западной философии. В 2 – х  частях. – М., 1993.

    24.   Сумерки богов. – М., 1990.

    25.   Таранов П.С. Антология мудрости: 120 философов. В 2 – х книгах. – Симферополь, 1996.

    26.    Абай. Книга слов. – Алматы: Ел, 1993.

    27.   Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия ХІ-ХІХ в.в. – М., 1989.

    28.   Кайназаров Е.К., Кайназарова А.Е. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие. – Алматы, 1992.

    29.   Касымжанов А.Х. Портреты. Штрихи к истории степи. – Алматы, 1995.

    30.   О России и русской философской культуре (Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин и др.). – М., 1990.

    31.   Общественная мысль Казахстана в 1917-1940 гг. – Алма-Ата: Ғылым, 1991. – С.19-38.

    32.   Русские философы (конец ХІХ – середина ХХ века): Антология. – Вып. І / Сост. А.П.Доброхотов, С.Б.Неволин, Л.Г.Филонова. – М.,1993.

    33.   Сегизбаев О.А. Казахская философия XV – начала ХХ века. – Алматы: Ғылым, 1996.

    34.   Сулейменов И. Лекции по философии. Краткий исторический и систематический курс по мировой и казахской философии. – Алматы, 1999. – С.72-192.

    35.   Тимошинов В. Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад: Учебное пособие. – Алматы, 2001. – С.150-155.

    36.   Спиркин А.Г. Философия. – М., 1998. – С.217-235.

    37.   Философия / Под. редакцией В.Н.Лавриенко. – М.,1999. – С.232-309.

    38.   Философия: Учебник для вузов /Под ред. Т.Х. Габитов. – Алматы, 2003.

    39.   Акбаева Л. Проблема человека в мировоззрении С.Торайгырова. – Алматы, 1993.

    40.   Шакарим К. Три истины. – Алматы, 1993.

    41.       Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

    42.       Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западно-европейской философии. – М., 1986.

    43.       Дубровский В.Н. Концепции пространства и времени. – М., 1991.

    44.       Мир философии. – разд. 2. – М., 1991. – ч.1.

    45.       Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 1998. – гл. 3. – С. 58-69.

    46.       Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

    47.       Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

    48.       Хайдеггер  М. Бытие и ничто. – М., 1983.

     

    3.2 Темы семестрового и контрольного задания №2

     

    3.2.1 Теоретические проблемы философии.  

    1 Биологическое и социальное в человеке. Сущность и существование.

    2 Человек Нового времени  в Европейской философии.

        3 Нравственно – этические и религиозные устремления человека как формы ценностной  ориентации.

        4 Человек и отчуждение: причины, сущность, исторические формы.

        5 Искусство как поле деятельности человека и модель формирования личности.

        6 Политические и эстетические устремления человека как выражение его духовного мира.

    7 Инженерная деятельность – форма выражения творческого развития личности.

        8 Назначение человеческого разума во Вселенной и значение концепции ноосферы.

        9 Гуманизм «нового политического мышления» и проблема выживания человечества.

        10 Соотношение общественных ролей, выполняемых личностью в обществе.

        11 Сущность идеологии индивидуализма и ее историческое значение.

        12 Концепция личности: основные идеи и принципы психоанализа и  фрейдомарксизма.

        13 Сущность экзистенциальной философии и ее представители в Германии.

    14 Трактовка сущности познания в различных философских школах.

    15 Социально-историческая природа рационального познания, его связь с практикой.

          16 Интегративная функция практики по отношению ко всем видам человеческой жизнедеятельности.

    17 Истина, оценки и ценности и их влияние на познавательный процесс.

    18 Отличие  научного познания от художественного освоения действительности.

    19 Ествественно-научные картины мира и философские основания науки.

    20 Включенность современной науки в процессы социального развития.

    21 Этические нормы и ценности современной науки.

              22 Предметная деятельность. Фомирование и развитие категорий «субъект» и «объект».

    23 Моделирование мышления как проблема  современной науки.

    24 Отличие частных общих и всеобщих методов познания.

    25 Особенности современного этапа в развитии науки: информатика, компьютерная информатика.

    26 Проявление категорий свободы и необходимости в общественном развитии.

    27 Развитие представлений о сознании в истории философии.

    28 Проблема идеального в философии.

    29 Структура общественной психологии, ее специфика.

    30 Сравнительный анализ функций общественной психологии и идеологии.
      1   2
    написать администратору сайта