Главная страница
Навигация по странице:

  • Развивающая

  • Продолжительность урока

  • Вид доски на начало урока

  • Деятельность учителя Деятельность учащихся

  • Основы кодирования информации в ЭВМ. Двоичный код. Бит, байт

  • Арифметические действия в двоичной системе счисления

  • Основание сис­темы счисления — это количество знаков в алфавите симво­лов.

  • 0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10 1 + 1

  • Два правила сложения

  • ВЫЧИТАНИЕ.

  • УМНОЖЕНИЕ.

  • ДЕЛЕНИЕ.

  • Закрепление изученного материала.

  • Конспект на тему Арифметические действия в машинных системах счисления. Конспект на тему Арифметические действия в машинных системах счи. Арифметические действия в машинных системах счисления


    НазваниеАрифметические действия в машинных системах счисления
    АнкорКонспект на тему Арифметические действия в машинных системах счисления
    Дата08.10.2018
    Размер86 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект на тему Арифметические действия в машинных системах счи.doc
    ТипУрок
    #56941
    КатегорияИнформатика

    Класс: 9
    Тема урока: Арифметические действия в машинных системах счисления.

    Цели урока:

    Образовательная: формировать знания о выполнении арифметических действий в машинных системах счисления.

    Воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы, трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, терпение.

    Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать память, речь, внимание, критичность мышления.

    Тип урока: Усвоение новых навыков и умений.

    Продолжительность урока: 40 минут.

    Обеспечение занятия:

    • методическое: Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 классов;

    • техническое: ПК для учителя.

    Приемы и методы: Рассказ учителя, фронтальный опрос учащихся.

    Структура урока:

    1. Организационный момент, проверка домашней работы (2 мин).

    2. Постановка цели урока, запись темы урока. Изучение нового материала (27 мин).

    3. Закрепление изученного материала (7 мин).

    4. Домашнее задание (4 мин).



    Вид доски на начало урока:



    Арифметические действия в машинных системах счисления.
    Правила сложения: Правила вычитания: Правила умножения:

    0+0=0 0-0=0 0*0=0

    0+1=1 1-0=1 0*1=0

    1+0=1 1-1=0 1*0=0

    1+1=10 10-1=1 1*1=1

    Д/З

    101012 + 11012

    11112 + 112

    1010002 – 112

    1000012 – 10012

    100012 · 1012

    10102 · 112

    100000012 : 1010112

    111102 : 112



    Ход урока



    п/п

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся




    Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Назовите тех, кто отсутствует на уроке.

    (Учитель отмечает отсутствующих на уроке в журнале)

    Теперь я проверю, выполнили ли вы домашнее задание, откройте ваши тетради.

    (Учитель проходит по ряду и проверяет, все ли сделали конспекты)

    Учащиеся приветствуют учителя, садятся на места и называют отсутствующих.
    Все открывают тетради, чтобы учитель мог проверить наличие конспектов на заданные темы.




    Молодцы все справились с домашним заданием, а теперь запишите в свои тетради тему, которая написана на доске «Арифметические действия в машинных системах счисления»

    Запишите подзаголовок «Основы кодирования информации в ЭВМ. Двоичный код. Бит, байт» и запишите следующее:

    Основы кодирования информации в ЭВМ. Двоичный код. Бит, байт

    Обработка информации в ЭВМ основана на обмене элек­трическими сигналами между различными устройствами ма­шины. Эти сигналы возникают и определенной последова­тельности. Признак наличия сигнала можно обозначить циф­рой 1, признак отсутствия — цифрой 0. Таким образом, в ЭВМ реализуются два устойчивых состояния. С помощью оп­ределенных наборов цифр 0 и 1 можно закодировать любую информацию. Каждый такой набор нулей и единиц называ­ется двоичным кодом. Количество информации, кодируемое двоичной цифрой — 0 или 1 — называется битом. Бит явля­ется единицей измерения количества информации. На прак­тике чаще, чем с битом нам приходится работать с байтом— единицей измерения объема данных. Например, русской букве М в так называемой альтернативной кодировке соот­ветствует следующий набор нулей и единиц — 10001100, а русской букве А — 10000000, тогда слово МАМА закодируется 32-разрядным двоичным кодом:

    10001100 10000000 10001100 10000000.

    Широкое распространение получила кодировка ASCII (American Standard Code for Information Interchange — американский стандартный код для обмена информацией). Это семиразрядный код (каждый символ кодируется семью двоичными разрядами) — таким образом, всего можно закодировать 128 символов. Мы обычно пользуемся восьмиразрядным расширением кода ASCII. За счет добавления "лишнего" разряда можно получить еще 128 символов, всего их становится 256. Это расширение позволяет кодировать буквы русского алфавита и некоторые специальные символы.
    Следующий подзаголовок: «Арифметические действия в двоичной системе счисления»

    Арифметические действия в двоичной системе счисления

    ЭВМ легко кодируются два устойчивых состояния и алфавит символов двоичной системы счисления состоит из двух цифр — 0 и 1. В двоичной системе счисления числа представляются словами из нулей и единиц. Основание сис­темы счисления — это количество знаков в алфавите симво­лов.

    Рассмотрим арифметические действия в двоичной систе­ме счисления.

    СЛОЖЕНИЕ. Правила сложения:

    0 + 0 = 0

    0 + 1 = 1

    1 + 0 = 1

    1 + 1 = 10
    1 + 1 = 10 (результат сложения двух единиц: ноль и единица переноса в старший разряд) — основное правило двоичной системы счисления.

    В случае многоразрядных чисел арифметические опера­ции выполняются подобно тому, как это делается в десятич­ной системе счисления. Например, при сложении необходимо учитывать возможные переносы единицы из младших разрядов в старшие, т. е. всякий раз, когда при сложении не хватает алфавита символов для записи результата сложения, наступает переполнение текущего разряда и образование еди­ницы старшего разряда.

    Пример. Сложить два двоичных числа 1101112 и 10112.

    (Двойка, записанная справа от числа, указывает на дво­ичную систему счисления. Далее будем пользоваться анало­гичным обозначением и для других систем счисления.)

    Складывать будем в столбик, как и в десятичной системе счисления:





    1

    1

    0

    1

    1

    12

    +







    1

    0

    1

    12

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    02


    Два правила сложения:

    1. В двоичной системе счисления для записи чисел могут быть использованы только две цифры: 0 и 1.

    2. В двоичной системе счисления всегда:

    а) 1 + 1 = 10

    б) 1 + 1 + 1 = (1 + 1) + 1 = 10 + 1 = 11, т.е. 1 + 1 + 1 = 11.
    А теперь давайте решим несколько примеров для закрепления.

    (Учитель записывает на доске несколько примеров)

    К доске выходим по очереди.

    1012 + 112

    (Учитель проверяет правильность решения)

    101102 + 1012

    (Учитель следит за ходом решения и делает небольшие подсказки)

    101012 + 10112
    Вы познакомились со сложением в двоичной системе счисления. Теперь ознакомимся с вычитанием.

    ВЫЧИТАНИЕ. Правила вычитания:

    0 – 0 = 0

    1 – 0 = 1

    1 – 1 = 0
    10 – 1 = 1второе основное правило двоичной системы счисления.

    При вычитании многоразрядных двоичных чисел может возникнуть необходимость "занять" единицу в старшем раз­ряде, что дает две единицы в младшем разряде. Если в десятичном числе выде­ляются разряды единиц, десятков, сотен и т. д., то в двоич­ном числе выделяются разряды единиц, двоек, четверок, восьмерок и т. д.

    Рассмотрим пример: 1002 – 112.

    В числе 1002 выделим следующие разряды:

    1 — разряд четверок;

    0 — разряд двоек;

    0 — разряд единиц.

    Вычесть единицу из младшего разряда (единиц) нельзя, перейдем в следующий по старшинству разряд (двоек), но и тут тоже ноль, поэтому перейдем к следующему разряду (четверок). Находящуюся в этом разряде единицу представим как сумму двух единиц из разряда двоек, т. е.



    Теперь одну из полученных единиц также представим как сумму единиц младшего разряда (в разряде двоек останется одна единица), т. е.:



    Легко выполнить вычитание из уменьшаемого, записан­ного в таком виде:



    (Учитель записывает на доске примеры для закрепления)

    1002 – 12

    101012 – 1102

    100002 – 1012

    101012 – 10102

    УМНОЖЕНИЕ. Правила умножения:

    0 * 0 = 0

    0 * 1 = 0

    1 * 0 = 0

    1 * 1 = 1

    Умножение двоичных чисел сводится к умножению мно­жимого на каждый разряд множителя с последующим сдви­гом и суммированию полученных произведений аналогично умножению в десятичной системе счисления.

    Пример. Умножить два числа: 11012 и 1012.

    Умножение производим в столбик:











    1

    1

    0

    12







    ·




    1

    0

    12










    1

    1

    0

    1




    +

    1

    1

    0

    1




    1

    0

    0

    0

    0

    0

    12



    (Учитель записывает примеры на закрепление материала)

    1012 · 112

    10012 · 112

    101012 · 10112

    (Учитель следит за выполнением решения и проверяет ответы)

    ДЕЛЕНИЕ. Деление в двоичной системе счисления, как и в десятичной, основано на сравнении остатка с делителем в ходе последовательного выполнения вычитаний и сдвигов.

    Пример. Разделить число 101012 на число 1112.




    1

    0

    1

    0

    12




    1

    1

    12









    1

    1

    1







    1

    12
















    1

    1

    1
























    1

    1

    1































    0

















    (Учитель пишет очередные примеры для закрепления темы)

    11112 : 1012

    11112 : 112

    111001112 : 10112

    Записывают тему с доски «Арифметические действия в машинных системах счисления» в тетради.
    Пишут подзаголовок и записывают за учителем.

    Пишут под диктовку учителя.

    Внимательно слушают учителя.

    Слушают объяснения учителя и записывают пример сложения в тетради.

    Записывают правила сложения.


    По очереди учащиеся выходят к доске.
    1012 + 112=10002

    101102 + 1012=110112

    101012 + 10112=1000002
    Записывают правила вычитания.

    Внимательно слушают объяснения учителя и записывают пример в тетрадь.

    1002 – 12=112

    101012 – 1102=11112

    100002 – 1012=10112

    101012 – 10102=10112

    Записывают правила умножения.

    Слушают объяснения учителя, записывают пример в тетради.

    Решают примеры на умножение около доски.

    1012 · 112=11112

    10012 · 112=110112

    101012 · 10112=111001112

    Записывают за учителем.


    11112 : 1012=112

    11112 : 112=1012

    111001112 : 10112=101012





    Закрепление изученного материала.

    Произвести действия над двоичными числами:

    11102 + 1012

    101012 + 11012

    11112 + 112

    1010002 – 112

    1000012 – 10012

    101012 – 112

    1012 · 112

    100012 · 1012

    10102 · 112

    100000012 : 1010112

    111102 : 112

    11102 : 102

    (Учитель ходит по рядам и следит за тем, как дети решают примеры на закрепление темы, и помогает тем, у кого возникают трудности)


    Записывают примеры в тетрадь и решают.
    11102 + 1012=100112

    101012 + 11012=1000102

    11112 + 112=100102

    1010002 – 112=1001012

    1000012 – 10012=110002

    101012 – 112=100102

    1012 · 112=11112

    100012 · 1012=10101012

    10102 · 112=111102

    100000012 : 1010112=112

    111102 : 112=10102

    11102 : 102=1112





    Домашнее задание: Произвести действия над двоичными числами:

    101012 + 11012

    11112 + 112

    1010002 – 112

    1000012 – 10012

    100012 · 1012

    10102 · 112

    100000012 : 1010112

    111102 : 112

    Всем спасибо за работу на уроке. До свиданья!

    Переписывают домашнее задание с доски.

    Прощаются с учителем.
    написать администратору сайта