Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Российская империя в начале ХХ века. Император Николай II, правивший с 1894

  • Билет 2 3 Предпосылки государственности у древних славян.

  • 4 Внешняя политика Российской Империи в начале ХХ века. Внешняя политика и русско-японская война

  • Билет 3 5 Нормандская теория Норма́нская тео́рия (нормани́зм

  • 6 Первая русская революция 1905-1907 Революция

  • Совета уполномоченных депутатов

  • Билет 4 7 Крещение Руси.

  • 8Столыпинская аграрная реформа

  • шпора по истории. Билет 1 1 Древнее славяне. Древние славяне


    Скачать 209.88 Kb.
    НазваниеБилет 1 1 Древнее славяне. Древние славяне
    Анкоршпора по истории.docx
    Дата16.12.2017
    Размер209.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора по истории.docx
    ТипДокументы
    #7761
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Билет 1

    1 Древнее славяне.

    Древние славяне — раннесредневековые славяне, в период расселения славянских племён, примерно с VI по VIII вв.

    Примерно в V веке началась славянская экспансия, как полагают, с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднегоПоднепровья, на запад, юг и северо-восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направлении верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают, по мнению некоторых исследователей, на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареалекиевской археологической культуры (IIIV вв.).

    В то время как западное и восточное направления экспансии славянских племён восстанавливаются по археологическим данным, южное хорошо задокументировано в свидетельствах византийских авторов. Данная статья составлена, в основном, по эпиграфическим источникам, описывающим именно южных славян.

    Хотя славяне вступили в раннее Средневековье уже не монолитным народом, а разделённым на три основные племенные образования (венедов, склавини антов согласно византийским источникам), в рассматриваемый период происходит раннесредневековое географическое и связанное с этим частично культурное обособление друг от друга западных, восточных и южных славян (по современной классификации). Тогда же начинается становление славянских народностей и государств с их участием

    Единственным убедительно реконструируемым общеславянским божеством является *Perunъ, бог грома и молнии. Судя по всему, именно его имел в виду Прокопий под «творцом молний, владыкой над всеми». Это божество сохранилось лучше всего у восточных славян как Перун и приобрело, кроме указанных, ещё и черты бога-покровителя князя и дружины.

    Как показал в своём исследовании Л. Мошинский, праславянскими являются такие понятия, как дух, душа, навь («мертвец»), рай («потусторонний мир»),волкодлак («оборотень»), упырь («вампир»), треба («жертвоприношение»)[11]. При этом языческое понимание души не следует смешивать схристианским. Душа была не какой-то абстрактной нематериальной сущностью, душой была сама личность человека, которая после смерти становилась навью, перейдя в иной мир, рай. Интересно при этом, как отмечает О. Н. Трубачёв, что среди европейцев, принявших христианство, только у славян понятие «рай» (праслав. *rajь) было исконным, а «ад» — заимствованным[12].

    Трубачёв же пытается восстановить некоторые более абстрактные понятия праславянской религии, находя к ним латинские параллели. Например: прасл. *gověti и лат. favēre «поститься, хранить молчание, благоприятствовать»; прасл. *mana и лат. mānēs «духи умерших, призраки, привидения»; прасл. *basъ/*ne-basъ «красивый, хороший»/«грубый, негодяй» и лат. fās/ne-fās «божественный закон»/«грех»[13].

    Вообще в распоряжении учёных крайне мало сведений о мифологии древних славян, особенно же это касается времён общеславянского единства. Это объясняется многими факторами, и прежде всего — отсутствием развитой письменности и удалённостью от основных центров цивилизации. Одним из первых письменных описаний религии древних славян является описание византийского историка Прокопия Кесарийского (VI век):

    Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере, в лесной зоне, господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли, деревья сжигались). Урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользования приходилось применять специальные орудия труда. Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь «по камешкам почиркивает». На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землепользования — от переложно-залежной системы к трехполью. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

    Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. В древнерусском языке слово «скот» означает также и деньги. В числе распространенных домашних животных был мелкий рогатый скот, свиньи, птица.

    Характеристика промыслов была бы неполной, если не назвать бортничество — добычу меда диких пчел. Борть — место обитания роя пчел — не случайно появляется на страницах «Русской Правды»: мед и горячительные напитки из него — излюбленное питье славян.

    Что касается ремесла, то его развитие также зависело от природных условий, точнее, от тех источников сырья, которыми могли располагать наши предки. Большое распространение получило железоделательное ремесло, а следовательно, и обработка металла. Сырьем здесь служила болотная руда, которая откладывается на корнях болотных и озерных растений. Плывя на плотах, добытчики специальными черпаками доставали руду со дна водоемов. Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс. В специальных горнах руда восстанавливалась — доводилась до тестообразного состояния, а потом эти так называемые крицы обрабатывались кузнецами.

    2 Российская империя в начале ХХ века.

    Император Николай II, правивший с 1894 года, прилагал много усилий для развития успехов.

    При нем в 1897 году рубль стал твердой конвертируемой валютой (чего мы не наблюдаем в России уже десятки лет).Россия была в основном аграрной державой. Она шла по догоняющему пути развития. В области промышленности развитие шло быстрыми темпами за счет огромных природных и человеческих ресурсов. Однако, в других сферах жизни отставание не преодолевалось.

    В 1899 – 1903 годах разразился страшный мировой экономический кризис (вспомним 2008 год). Некоторые люди выбрасывались из окон, падали с моста, стрелялись. Но остальные упорно и терпеливо выбирались из финансовой ямы.

    В России закрылось более 3 тысяч предприятий. Чтобы выжить, промышленники образовали более 30 крупных монополий(Продвагон, Продамет, Продуголь и др.).  Однако, карточная система на товары не вводилась. Урожаи зерновых продолжали оставаться самыми высокими в Евразии. Россия достойно переживала любые невзгоды.
    Несколько слов о доходах на душу населения. Средняя зарплата у неквалифицированной рабочей силы была 6 – 11 рублей в месяц! Работники высокой квалификации зарабатывали в 3 – 4 раза больше. В институтах СССР не говорили о ценах в то время, а они впечатляют. Например, за полтуши теленка давали 01 копейку! На 05 копеек ходили в ресторан с девушкой! На 1 рубль можно было набрать еды всей семье на неделю! С такими ценами можно было нормально жить. Однако,инфляция разрушала стабильность. Доходы России сильно отставали от других стран. Вот данные за 1900 год. Указано количество заработанных денег в год на человека по курсу рубля.

    • Россия       – 63;

    • Германия  – 184;

    • Франция   – 238;

    • Англия      – 273;

    • США         – 346;

    • Австралия – 374.

    К сожалению, сложно проследить по источникам какими были цены в других странах. Опять же инфляция росла безмерно. Но до кризиса цены в России были самые низкие.

    С конца XIX века шло «наводнение городов» жителями деревень. Они бросали избы и уезжали на заработки в города. Они снимали квартиры, где придется. В подобных городских кварталах население росло и росло. Ситуация с жильем ухудшалась. В некоторых комнатах ютилось по 10 – 15 человек. Но люди готовы были терпеть жуткие жилищные условия. Правительство проводило меры по решению жилищного вопроса. Все планы сорвала мировая война статья «Россия в 1 мировой войне кратко».

    По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 126,4 млн человек. Население росло и к 1910 году составляло уже более 163 млн человек! В городах проживало около 17 % населения. Города были малолюдными (по современным меркам). Только 19 из них насчитывали свыше 100 тысяч человек в каждом. Самыми густонаселенными были Санкт-Петербург – около 1,2 млн и Москва – более 1 млн жителей.

    В целом Российскую империю принято относить к странам «второго эшелона» капиталистического развития. В первом – Англия, Франция, США, Германия. Во втором – Япония, Австро-Венгрия, Россия. В третьем эшелоне – Азия, Африка, Латинская Америка. Путешествие по истории России будет продолжено.

    Билет 2

    3 Предпосылки государственности у древних славян.

    Появление племенных союзов, обнаруживающих черты ранней государственности. 
    Конфликты можду союзами. 
    Развитие производящего хозяйства (вследствие использования железных орудий труда) , появление излишков. 
    Распад родовой общины и превращение ее в соседскую (территориальную) . 
    Расслоение общества (богатые - бедные) 
    Рост числа городов. 
    Возникновение торговых отношений. 
    Появление дружины. 
    Постоянная внешняя опасность. 
    Итог: потребность в сильной центральной княжеской власти и возникновение Древнерусского государства. (IX-XIIвв.)

    1. В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства. Он состоял из двух стадий:

    — призвания на княжение в 862 г. жителями Новгорода варягов во главе с Рюриком и его дружиной, установления власти Рюриковичей над Новгородом;

    — насильственного объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство — Киевскую Русь.

    На первом этапе, согласно общераспространенной легенде:

    — древнерусские племена, несмотря на зачатки государственности, жили разрозненно;

    — частым явлением была вражда как внутри племени, так и между племенами;

    — в 862 г. жители Новгорода обратились к варягам (шведам) с просьбой взять власть в городе и навести порядок;

    — по просьбе новгородцев в город прибыли из Скандинавии три брата — Рюрик, Трувор и Синеус, вместе со своей дружиной;

    Рюрик стал новгородским князем и считается основателем княжеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 г.).

    Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединениепод своей властью соседних восточнославянских племен:

    — после смерти Рюрика в 879 г. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег;

    — князь Олег в конце IX в. совершал походы на соседние племена и подчинял их своей воле;

    — в 882 г. князем Олегом был захвачен Киев, местные Полянские князья Аскольд и Дир были убиты;

    — в Киев была перенесена столица нового государства, которое получило название «Киевская Русь».

    Объединение Киева и Новгорода в 882 г. под властью одного князя (Олега), считается началом образования Древнерусского государства.



    4 Внешняя политика Российской Империи в начале ХХ века.

    Внешняя политика и русско-японская война

    См. также: Русско-японская война

    Историк С. С. Ольденбург отмечал, что ещё в 1895 году император предвидел возможность столкновения с Японией за преобладание на Дальнем Востоке, и потому готовился к этой борьбе — как в дипломатическом, так и в военном отношении[37]. Из резолюции царя 2 апреля 1895 года на докладе министра иностранных дел явствовало его желание дальнейшей экспансии России на Юго-Востоке (Корея)[38].

    3 июня 1896 года в Москве был заключён русско-китайский договор о военном союзе против Японии; Китай согласился на сооружение железной дороги через Северную Маньчжурию на Владивосток, строительство и эксплуатация которой предоставлялись Русско-Китайскому банку. 8 сентября 1896 года между китайским правительством и Русско-Китайским банком был подписан концессионный договор о строительстве Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). 15 (27) марта 1898 года Россией и Китаем в Пекине была подписана Русско-китайская конвенция 1898, согласно которой России предоставлялись в арендное пользование на 25 лет порты Порт-Артура (Люйшуня) и Дальнего (Даляня) с прилегающими территориями и водным пространством; кроме того, китайское правительство давало согласие распространить концессию, дарованную им Обществу КВЖД, на постройку ветки железной дороги (Южно-Маньчжурская железная дорога) от одного из пунктов КВЖД к Дальнему и Порт-Артуру.

    12 августа 1898 года, согласно повелению Николая II, министр иностранных дел граф М. Н. Муравьёв вручил всем пребывающим в Петербурге представителям иностранных держав правительственное сообщение (циркулярную ноту), гласившее среди прочего: «Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастия — таков ныне высший долг для всех Государств. Преисполненный этим чувством, государь император повелеть мне соизволил обратиться к Правительствам государств, Представители коих аккредитованы при Высочайшем Дворе, с предложением о созвании конференции в видах обсуждения этой важной задачи».[39][40] В 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день (в частности, был создан Постоянный арбитражный суд в Гааге). За инициативу по созыву Гаагской мирной конференции и вклад в её проведение Николай II (и известный русский дипломат Мартенс Фёдор Фёдорович) были номинированы в 1901 году на Нобелевскую премию мира[41]. В Секретариате ООН по сей день стоит бюст Николая II и помещено его Обращение к державам мира о созыве первой Гаагской конференции.

    В 1900 году Николай II отправил русские войска на подавление Ихэтуаньского восстания совместно с войсками других европейских держав, Японии и США.

    Аренда Россией Ляодунского полуострова, постройка Китайско-Восточной железной дороги и основание морской базы в Порт-Артуре, растущее влияние России в Манчжурии сталкивались с устремлениями Японии, которая также претендовала на Манчжурию.

    24 января 1904 года японский посол вручил русскому министру иностранных дел В. Н. Ламздорфу ноту, которая извещала о прекращении переговоров, которые Япония полагала «бесполезными», о разрыве дипломатических сношений с Россией; Япония отзывала свою дипломатическую миссию из Петербурга и оставляла за собой право прибегнуть для защиты своих интересов к «независимым действиям», какие она сочтёт нужными. Вечером 26 января японский флот без объявления войны атаковал порт-артурскую эскадру. Высочайший манифест, данный Николаем II 27 января 1904 года, объявлял Японии войну.

    За пограничным сражением на реке Ялу последовали сражения под Ляояном, на реке Шахэ и под Сандепу. После крупного сражения в феврале — марте1905 года, русская армия оставила Мукден.

    20 декабря 1904 года был сдан Порт-Артур. К. Н. Рыдзевский, согласно дневнику Александры Богданович, так описал реакцию Николая II на это событие[прим 5]

    Новость, которая удручила всех, любящих своё отечество, царём была принята равнодушно, не видно на нём ни тени грусти. Тут же начались рассказы Сахарова, его анекдоты, и хохот не переставал. Сахаров умел забавлять царя. Это ли не печально и не возмутительно![42].

    Воспоминания Юрия Данилова описывают другое отношение Николая к подобным событиям («холодное, каменное, ледяное спокойствие»); о ситуации перед неизбежной (судя по донесениям) сдачей Порт-Артура Ю. Данилов пишет:

    В царском поезде большинство было удручено событиями, сознавая их важность и тяжесть. Но Император Николай II почти один хранил холодное, каменное спокойствие. Он по-прежнему интересовался общим количеством вёрст, сделанных им в разъездах по России, вспоминал эпизоды из разного рода охот, подмечал неловкость встречавших его лиц, и т. д… Свидетелем того же ледяного спокойствия Царя мне пришлось быть и позднее; в 1915-м году в трудный период отхода наших войск из Галичины; в следующем году, когда назревал окончательный разрыв Царя с общественными кругами, и в мартовские дни отречения во Пскове в 17-м году[43].

    Сам же Николай II в дневнике писал об этом событии так:

    21-го декабря. Вторник. Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья![44]

    После падения крепости Порт-Артура мало кто уже верил в благоприятный исход военной кампании. Патриотческий подъём сменился раздражением и унынием. Эта ситуация способствовала усилению антиправительственной агитации и критических настроений. Император долго не соглашался признать провал кампании, считая, что это лишь временные неудачи. Он, несомненно, хотел мира, только лишь почётного мира, который могла обеспечить сильная военная позиция. К концу весны 1905 г. стало очевидным, что возможность изменения военной ситуации существует лишь в отдалённой перспективе. Исход войны решило морское сражение при Цусиме 14-15 мая 1905 года, которое завершилось почти полным уничтожением русского флота. 23 мая 1905 года император получил, через посла США в Петербурге Мейера, предложение президента Т. Рузвельта о посредничестве для заключения мира. Ответ не заставил себя долго ждать. 30 мая министр иностранных дел В. Н. Ламздорф официальной телеграммой информировал Вашингтон о принятии посредничества Т. Рузвельта. Русскую делегацию возглавил уполномоченный царя С. Ю. Витте, в США к нему присоединился русский посол в США барон Р. Р. Розен. Тяжёлое положение русского правительства после русско-японской войны побудили германскую дипломатию сделать в июле 1905 года ещё одну попытку оторвать Россию от Франции и заключить русско-германский союз: Вильгельм II предложил Николаю II встретиться в июле 1905 года в финляндских шхерах, около острова Бьёрке. Николай согласился, и на встрече подписал договор; вернувшись в Петербург, отказался от него, так как[источник не указан 974 дня] 23 августа (5 сентября) 1905 года в Портсмуте русскими представителями С. Ю. Витте и Р. Р. Розеномбыл подписан мирный договор. По условиям последнего, Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступала Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний.

    Американский исследователь эпохи Т. Деннетт в 1925 году утверждал: «Мало кто теперь считает, что Япония была лишена плодов предстоявших побед. Преобладает обратное мнение. Многие полагают, что Япония была истощена уже к концу мая, и что только заключение мира спасло её от крушения или полного поражения в столкновении с Россией».[45] Япония потратила на войну около 2 млрд иен, а её государственный долг возрос с 600 млн иен до 2,4 млрд иен. Только по процентам японскому правительству предстояло ежегодно выплачивать 110 млн иен. Полученные на проведение войны четыре иностранных займа тяжёлым грузом легли на японский бюджет. В середине года Япония была вынуждена взять новый заём. Понимая, что продолжение войны по причине отсутствия финансирования становится невозможным, японское правительство под видом «личного мнения» военного министра Тэраути через американского посла ещё в марте 1905 года довело до сведения Т. Рузвельта желание войну закончить. Расчёт делался на посредничество США, что в итоге и произошло.

    Поражение в русско-японской войне (первое за полвека) и последующее подавление смуты 1905—1907 гг. (впоследствии усугубившееся появлением слухов о влияниях Распутина) привели к падению авторитета императора в правящих и интеллигентских кругах[прим 6].

    Живший в Петербурге во время войны немецкий журналист Г. Ганц отмечал пораженческую позицию значительной части дворянства и интеллигенции по отношению к войне: «Общей тайной молитвой не только либералов, но и многих умеренных консерваторов в то время было: „Боже, помоги нам быть разбитыми“»[46].
    Билет 3

    5 Нормандская теория

    Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавиипериода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

    Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славянНовгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

    первые тезис о происхождении варягов из Швеции выдвинул король Юхан III в дипломатической переписке с Иваном Грозным[1]. Развить эту мысль попытался в 1615 году шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда в своей книге «Regin Muschowitici Sciographia». Его почин поддержал в 1671 годукоролевский историограф Юхан Видекинд в «Thet svenska i Ryssland tijo åhrs krijgs historie». Большое влияние на последующих норманистов оказала «История шведского государства» Олафа Далина

    Рюрик Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.
    Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.
    Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.
    Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.


    Олег В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.
    Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.
    Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

    Игорь Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.
    Отразил набеги кочевников-печенегов.
    Организовал военные походы против Византии:
    1) 941 г.  - закончился неудачей;
    2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.
    Убит древлянами при сборе дани в 945 г.


    Ольга Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.
    Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:
    1) уроков определения точных размеров дани;
    2) погостов - установления мест сбора дани.
    Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.
    В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.


    Святослав Сын князя Игоря и княгини Ольги.
    Инициатор и руководитель многих военных походов:
    - Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)
    - Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)
    - Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)
    - Договор между Русью и Византией (971 г.)
    Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.


    Владимир В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.
    980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.
    988 г. - принятие христианства на Руси.
    (Причины принятия христианства:
    - необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;
    - оправдание социального неравенства;
    - необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
    Значение принятия христианства:
    - укрепило государство и власть князя;
    - повысило международный авторитет Руси;
    - способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)
    При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.


    6 Первая русская революция 1905-1907

    Революция – это коренной переворот в развитии жизни общества.

    ПРИЧИНЫ этой революции:

    1. Нерешенность противоречий между крестьянами и помещиками, рабочими и капиталистами.

    2. Политическое бесправие и отсутствие политических свобод.

    3. Усиление нищеты после кризиса 1900 – 1903 годов.

    4. Поражения в русско-японской войне 1904 – 1905 годов.

    ХАРАКТЕР:  буржуазно – демократический.

    ОСОБЕННОСТИ:

    1 этап: январь – сентябрь 1905 – 9 января – провокация и расстрел демонстрации рабочих (ок. 1 тыс. убито, ок. 5 тыс. ранено), выступления рабочих (более 600 тысяч), создание в Иваново – Вознесенске Совета уполномоченных депутатов, восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин –Таврический», массовые восстания крестьян.

    2 этап: октябрь – декабрь 1905 – высший подъем революции. Всероссийская октябрьская политическая стачка (более 2 млн участников), издание «Манифеста 17 октября» - введение некоторых политических свобод, созыв 1-й Государственной Думы, декабрьское вооруженное восстание в Москве.

    3 этап: январь 1906 – июнь 1907 –стачки рабочих, восстания крестьян и моряков Севастополя и Свеаборга. Деятельность 1 и 2 Государственной Думы. Они были распущены по обвинению в разжигании смуты.

    ИТОГИ революции:

    1. Буржуазия добилась прихода к власти (работа в Государственной Думе).

    2. Появились некоторые политические свободы, расширено участие народа в выборах, легализованы партии.

    3. Увеличилась заработная плата, рабочий день уменьшился с 11,5 до 10 часов.

    4. Крестьяне добились отмены выкупных платежей, которые должны были платить помещикам.


    Билет 4

    7 Крещение Руси.

    Причины крещения: 
    1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли; 
    2) яз-во мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси; 
    3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений - господства и подчинения; 
    4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси; 
    5) христианство могло оправдать богатство одних и бедность других (утешало людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире) . 

    Значение крещения: 
    1) церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва) ; 
    2) принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами; 
    3) принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика. Иконопись, Фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству; 
    4) церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки; 
    5) христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение пленных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

    Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

    Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.
    8Столыпинская аграрная реформа

    Аграрный вопрос занимал центральное место во внутренней политике. Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработчиком которой был П.А. Столыпин, положил указ от 9 ноября 1906 г.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта