Главная страница
Навигация по странице:

  • Биография Братьев Стругацких Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925

  • Жизнь Аркадия Натановича Стругацкого оборвалась 12 октября 1991 года Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г.

  • Борис Натанович Стругацкий умер 19 ноября 2012. Научная Фантастика Братьев Стругацких

  • Пародия на этот тип утопии

  • Социально-технологическая утопия нового типа

  • Современная Научная Фантастика

  • Различные условности, нарушающие Научную Фантастику, а именно

  • Современное течение или жанровый переворот

  • "Понедельник начинается в субботу" (1965)

  • "Трудно быть богом" (1964)

  • "Пикник на обочине" (1972)

  • Фантастика братьев Стругацких КОНТРЛ РАБ. Биография Братьев Стругацких 3 Научная Фантастика Братьев Стругацких 4 Технологическая утопия 5 Пародия на этот тип утопии 5


    Скачать 38.97 Kb.
    НазваниеБиография Братьев Стругацких 3 Научная Фантастика Братьев Стругацких 4 Технологическая утопия 5 Пародия на этот тип утопии 5
    АнкорФантастика братьев Стругацких КОНТРЛ РАБ.docx
    Дата14.09.2018
    Размер38.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФантастика братьев Стругацких КОНТРЛ РАБ.docx
    ТипБиография
    #23554







    Содержание.

    Введение 2

    Биография Братьев Стругацких 3

    Научная Фантастика Братьев Стругацких 4

    Технологическая утопия 5

    Пародия на этот тип утопии 5

    Социально-технологическая утопия нового типа 5

    Современная Научная Фантастика 5

    Различные условности, нарушающие Научную Фантастику, а именно 6

    Современное течение или жанровый переворот 7

    "Понедельник начинается в субботу" (1965) 7

    "Трудно быть богом" (1964) 8

    "Пикник на обочине" (1972) 9

    Заключение 10

    Список литературы 11

    Введение

    Самые убедительные наши победы мы одерживаем над воображаемым противником.

    Братья Стругацкие, «Отягощенные злом»

    Произведения Братьев Стругацких написаны отличным русским языком, разнообразность, интересность, заставляет задуматься.

    Являясь классиками отечественной фантастики, великолепные мастера своего жанра! Сколько интереснейших историй и жизней рассказывают их книги, а добротно проработанные персонажи будто сходят со страниц и оживают перед взором. Тут вам и суровый сталкер Рэд, вдоволь нахлебавшись лишений своего образа жизни, не находит другого выхода кроме как пожертвовать невинным и наивным молодым человеком, чтобы было "СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!"

    Тут вам и харизматичный инспектор Глебски, кои будучи прагматиком и реалистом, отвергает, якобы, сумасшедшую идею о инопланетянах маскирующихся под людей, и делает наибольшую ошибку в своей жизни, последствия которой весьма печальны.

    Тут вам и совершенно ничем не выделяющийся парень Перец, всю жизнь желавший увидеть «Лес», а вместо этого ставший заложником абсурдной бюрократической машины «Управления», жизнь и функционирование которого обычным умом не понять.

    Тут вам и посвятивший молодые годы жизни прогрессорству добродушный здоровяк «Макасим», чья лучезарная белозубая улыбка и любопытный взгляд постепенно и неминуемо стираются под гнетом жуткого положения на планете, погрязшей в войнах и тоталитаризме. В борьбе за свои идеалы, жизнь преподнесет ему хороший урок о морали «черного» и «белого», но в итоге – не сломит его.

    Тут вам и НИИЧАВО, в застенках которого живут своей магической жизнью, множество мифических созданий, легендарных личностей, чья работа кипит днем и ночью без выходных и праздников, и новичок в чародейских искусствах - программист Сашка Привалов.

    Перечисления можно вести часами, вот что выходит из филологически-астрономического тандема – несметное количество персонажей, миров и решений.

    В общем, мир Полудня, и не только, немыслимо обилен и разнообразен. И кто знает, что ты для себя в нем сможешь найти…

    Биография Братьев Стругацких

    Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец — искусствовед, мать — учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне — Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности — переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Гослитиздате.

    Жизнь Аркадия Натановича Стругацкого оборвалась 12 октября 1991 года

    Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации,Аркадий и Борис Стругацкие окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года — профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ — в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

    Борис Натанович Стругацкий умер 19 ноября 2012.

    Научная Фантастика Братьев Стругацких

    Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых Научно Фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) Научной Фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров — «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской Научной Фантастики. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику — один из самых значительных миров Научной Фантастики в отечественной литературе.

    Список наград и премий, приведенный ниже, далеко не полон. В составленным Вадимом Казаковым списке только в период с 1959 по 1990 год упомянуты полученные Стругацкими 17 наград и других отличий (почти половина из которых зарубежные). Первую из премий они получили в 1959 г. за повесть «Страна багровых туч» — третье место на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР (первое место заняла «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова).

    Технологическая утопия

    Технологическая утопия классической жюль-верновской разновидности. В реалистично взятый мир современности вторгается фантастический элемент, который является основной целью описания – рассматриваемый серьёзно, полностью рациональный и правдоподобный. Писатели четко обозначают истинность его описания («Извне»).

    Пародия на этот тип утопии

    В современную действительность вторгается фантастический элемент, с виду и формально он является основной целью описания. Мнимо описываемый как истина, как бы рационально и правдоподобно, на самом деле он очевидным образом иррациональный и сказочный. Противоречие между сутью фантастических мотивов и их формальной функцией в произведении и их трактовкой является источником комизма («Понедельник начинается в субботу», частично «Сказка о Тройке»).

    Социально-технологическая утопия нового типа

    Фантастические элементы разрастаются до размеров целого фантастического мира, соединяются в него. Как целое он является рациональным, правдоподобным, является основным субъектом авторского описания, выполненного как истинное. Стругацкие создали утопию начала коммунизма («Страна багровых туч» и т.д.) и развитого коммунизма («Возвращение»). Непоследовательной, неудавшейся пародией этой условности являются «Хищные вещи века».

    Современная Научная Фантастика

    Предварительно разработанный или же спроектированный мир утопии уже является не главным субъектом описания, а фоном соответствующего действия – переживаний героев. Именно они являются главным носителем смыслов произведения. Фантастический элемент, из которого «складывается» фон действия, – правдоподобный, рациональный и реалистично описан (то есть так же, как фон действия в реалистических, исторических и современных повестях). Иногда он ещё сохраняет истинность или описан так, как будто сохраняет её. Произведения НФ наших авторов эксплуатируют или их коммунистическую утопию («Обитаемый остров» и т.д.) или неопределённый мир близкого будущего («Пикник на обочине»), а иногда находятся как бы «на полпути» между Утопией и НФ: «Трудно быть богом», «Далёкая Радуга» и др.

    Различные условности, нарушающие Научную Фантастику, а именно:

    • Формально прикидывающаяся Научной Фантастикой – мнимо выполняет её условности, но фантастические элементы, как используемые в качестве фона, так и составляющие центр действия, являются прежде всего аллегориями действительных, реальных жизненных явлений. Их аллегоричность может быть формально совершенно не подчёркнута («Гадкие лебеди») или явно выражена («Второе нашествие марсиан»);



    • Кроме аллегоризации наступает определённое нарушение правдоподобности фантастичности. Например, посредством введения нарушений физики представленного мира, использования поэтики сна («Улитка на склоне», ч. II) или другим способом, как в «Попытке к бегству»;



    • Перестаёт преобладать принцип и физической, и моральной правдоподобности, а фантастический элемент (исходно взятый из утопии) лишён и истинности, и самостоятельного, и даже аллегорического смысла. Действительность произведения носит тогда полностью условный характер, а его проблематика – чисто развлекательная. Я имею в виду случай «современной сказки» – «Экспедицию в преисподнюю», в которой Стругацкие почерпнули одновременно как из сокровищницы типичных мотивов коммунистической утопии, так и из американской классической оперы.

    Современное течение или жанровый переворот

    Произведениями «современного течения» (так же, как частично и повестью «Град обреченный», находящейся словно «на полпути» между этими произведениями и типами Д/1 и Д/2) Стругацкие совершили как бы диалектический поворот к началам своего творчества и одновременно – к утопической традиции научной фантастики. Снова фантастический элемент вторгается в реалистично представленный современный мир. Только теперь этот элемент не является субъектом описания, он не правдоподобный (самое большее, он сообразен общепринятым типичным мотивам научной фантастики) и даже не аллегорический. Его можно трактовать лишь как предлог, поскольку в этих произведениях, также, как и в условности НФ, главным носителем смысла произведения являются переживания героев, а не фантастический мотив. Такие повороты чаще всего означают создание чего-то нового. Можно интуитивно утверждать, что возникает явление, аналогичное магическому реализму, или поэтике абсурда, или же, например, условности «Мастера и Маргариты».

    Этот вывод пока интуитивен, и неизвестно, чем всё это закончится. Идею должны бы подхватить другие творцы. Стругацкие, правда, уже один раз, на пороге своей писательской зрелости, «на свой страх и риск» совершили жанровый переворот, становясь – скажем открыто – настоящими архитекторами жанра НФ в советской литературе, до тех пор практиковавшей утопию. Такие творческие приключения являются уделом лишь самых выдающихся писателей...

    "Понедельник начинается в субботу" (1965)

    В двух словах: 60-е годы XX века. Путешествуя на машине, молодой программист подвозит двух сотрудников института Чародейства и Волшебства, с помощью которых попадает в таинственный и забавный мир магии.

    "Сказка для научных сотрудников младшего возраста", веселая и лихая ода творческому труду и людям, которым "работать интереснее, чем отдыхать". Лучшее лекарство от депрессии и хандры, настольная книга каждого уважающего себя молодого ученого 1960-х, по сей день не утратившая свою актуальность для тех, кто любит свою работу до беспамятства. Наряду с фильмом "Девять дней одного года" и романом Даниила Гранина "Иду на грозу" стала одним из главных символов научно-технического расцвета в СССР того времени, литературным воплощением неподдельного энтузиазма, до сих пор вспоминаемого с ностальгией.

    В этой повести, как нигде, Стругацкие дали волю своему искрометному и умному юмору — многие выражения наверняка привяжутся к вам на всю жизнь. Книга потрясающе тесно связана с мировой культурой. Авторы не только включают сюда разнообразные факты из сказок и легенд, но и дают тонкий анализ научной фантастики своего времени — не выходя при этом за рамки художественного произведения. Излишне добавлять, что на «Понедельнике...» выросло все современное поколение наших писателей-фантастов, — и многие из них нет-нет, а вставят в очередной роман или рассказ отсылочку на классиков.

    Итог: «Понедельник начинается в субботу» — это не просто веха, а одна из заоблачных вершин в истории русской фантастики. Изящное, многогранное, увлекательное повествование, пройти мимо которого будет не просто ошибкой — преступлением.

    "Трудно быть богом" (1964)

    Повесть, которая задумывалась как легкая, бравурная, авантюрно-приключенческая, "мушкетерская", а стала одним из самых спорных произведений Стругацких, чаще всего вызывающих раздражение в высоких кабинетах. Книга о попытках изменить человеческую сущность и об этичности таких попыток. Принято считать, что повесть "Трудно быть богом" во многом повлияла на представление советской интеллигенции о "братской помощи", которую СССР щедро оказывал развивающимся странам и соседкам по соцлагерю. Однако сами Стругацкие это мнение не разделяли: их интересовали более близкие исторические параллели, недаром в одной из первых редакций дона Рэбу, "серого кардинала" Арканара, звали без затей доном Рэбией.

    Впрочем, убедительность предлагаемого Стругацкими анализа проблемы тоталитаризма - не только в узнаваемых деталях, но и в точности расставленных акцентов. Самодовольное невежество, нетерпимое к малейшему отклонению от среднего уровня "серости" ("Грамоту знаешь? На кол - слишком много знаешь!"), выходит на социальную сцену стихийно, в виде слабо управляемой вольницы, лишь слегка подталкиваемой закулисными интригами, - но оно только прокладывает путь хладнокровной, жестко организованной системе подавления, с доходящей до абсурда бюрократией (сочный эпизод выдачи гражданам "знаков очищения"), с пыточным ремеслом, возведенным в ранг точной науки... Для Рэбы - ключевой фигуры в этом процессе - Стругацкие находят чрезвычайно емкое определение: "гений посредственности", - а среди побудительных мотивов его деятельности выделяют страх; именно такой тип личности (весьма умеренные интеллектуальные и иные способности в сочетании с исключительными хитростью и цепкостью, полное отсутствие принципов и убеждений, патологическая любовь к себе и страх за свою жизнь) выдвинулся в XX веке в качестве наиболее опасного у власти. Стругацкие отмечают глубокое родство государственной диктатуры и криминального мира, их взаимозависимость и готовность к совместным действиям.

    "Пикник на обочине" (1972)

    Самая резонансная вещь Стругацких, запустившая в широкий оборот словечко "сталкер". Повесть АБС дала Андрею Тарковскому повод для создания двухсерийного фильма, вошедшего в золотой фонд мирового кинематографа. Как всегда - о счастье человеческом и о глухих окольных тропах, которые порой к нему ведут. Первоисточник весьма далек и от картины Тарковского, и тем более от франшизы "S.T.A.L.K.E.R.", раскрученной украинскими игроделами и московскими издателями: стоит ознакомиться с "Пикником..." хотя бы для того, чтобы не попасть впросак и осознать эстетическую пропасть, разделяющую литературные поколения.

    В душе Рэдрика постоянно происходит борьба: доброе начало и озлобленность против обстоятельств, желание подавить это начало. Борьба между добром и злом в душе Шухарта нашла выражение во взгляде, так как глаза - это зеркало души (обращение к слайду). Герой рассуждает о своей внутренней сущности: "Душу-то ведь я никому не продавал! Она моя, человеческая!" Верным будет тезис: я - Человек! Добравшись до Шара, чтобы спасти свою дочь, сталкер просит счастья для всех. Человеческое, гуманное начало победило в истерзанной и измученной душе героя. В нечеловеческих условиях люди пытаются оставаться людьми, для которых существуют нравственные нормы: совесть, преданность, любовь.

    Заключение

    Братья Стругацкие видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской Научной Фантастики на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. — 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.

    Творчество братьев Стругацких оставляет неизгладимый след в душе каждого человека, неравнодушного к современной фантастике. Их произведения по сей день остаются своеобразным символом нового понимания будущего Вселенной. «Мы просто создали мир, в котором нам хотелось бы жить» – как сказал однажды Борис Натанович Стругацкий. И миллионы читателей каждый день с упоением открывают для себя этот мир в тех произведениях, которые подарили нам братья Стругацкие.

    Здесь описана библиография писателя по имени «Братья Стругацкие», то есть только те произведения, которые были подписаны обоими братьями. Библиографии произведений, написанных ими по отдельности друг от друга, а также под псевдонимами, можно видеть на индивидуальных страницах А. Н. Стругацкого и Б. Н. Стругацкого.

    Список литературы

    Официальный сайт: Братьев Стругацких rusf.ru/abs

    2001 - 2014 Братья Стругацкие. Неопубликованные книги Стругацких. Серия АБСолют http://abcolyt.ru

    Войцех Кайтох 1993

    Одно из последних онлайн-интервью Бориса Стругацкого >> РИА Новости http://ria.ru/weekend_books/20121120/782134541.html#ixzz3caxsv7Uo

    "Рабочие гипотезы" братьев Стругацких о счастье, добре и зле >> РИА Новости http://ria.ru/weekend_books/20121120/782134541.html#ixzz3cayNi92k

    Автор: Петр Тюленев СОЛНЕЧНАЯ СТОРОНА ШЕСТИДЕСЯТЫХ http://www.mirf.ru/Reviews/review92.htm

    Дмитрий Кузьмин "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ" - повесть Аркадия и Бориса Стругацких http://www.guelman.ru/slava/writers/strugatsky.htm
    написать администратору сайта