Главная страница
Навигация по странице:

  • Название работы: «Методика использования ИКТ-технологий в старшей школе»

  • 11 класс Практическая работа : «Решение уравнений с помощью электронных таблиц»

  • Ход работы: 1. Построить в Excel таблицу нахождения значения корня линейного уравнения ax + b = 0

  • C 1 а

  • 10 класс Практическая работа: «Построение таблицы и графиков биоритмов человека»

  • Не слишком серьезно относитесь к результатам!!! Это просто шутка!!!

  • Статья по методике преподавания математики и информатики "Методика использования ИКТ-технологий в старшей школе" (10-1. Статья по методике преподавания математики и информатики "М. Борискина Светлана Александровна, директор мбоу сош 5 города Липецка 20142015 Федеральный закон


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеБорискина Светлана Александровна, директор мбоу сош 5 города Липецка 20142015 Федеральный закон
    АнкорСтатья по методике преподавания математики и информатики "Методика использования ИКТ-технологий в старшей школе" (10-1
    Дата18.09.2017
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСтатья по методике преподавания математики и информатики "М.doc
    ТипЗакон
    #39036
    КатегорияМатематика




    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Липецка имени Героя Советского Союза С.Г.Литаврина (МБОУ СОШ № 5 города Липецка)

    Название работы: «Методика использования ИКТ-технологий в старшей школе»

    Ф.И.О. автора, должность:

    Борискина Светлана Александровна, директор МБОУ СОШ №5 города Липецка


    2014-2015

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. И инновационные технологии обучения сегодня позволяют решить эту задачу, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся.

    Результативность такого подхода просматривается в следующем:

    • повышение общеучебной мотивации, формирование осознанной потребности в усвоении знаний и умений;

    • сформированность общеучебных навыков учащихся.

    Глобальный процесс формирования информационного общества, взрывной рост информационных и телекоммуникационных технологий многократно повышают способности педагогической науки и практики создавать новые формы и средства обучения. В настоящее время, компьютерная техника стала необходимым атрибутом образовательного процесса. Умелое использование компьютеров позволит сократить затраты учебного времени и добиться лучших результатов в обучении. Приобретение информационной компетентности открывает перед педагогом и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.

    Информатизация образования – многоаспектный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей.

    Существенно, что современные информационные технологии позволили приступить к широкомасштабному переводу имеющейся учебно-методической информации в электронную форму и к созданию новых информационных ресурсов в электронном виде. В зависимости от уровня владения компьютером учителя эти ресурсы могут быть созданы самостоятельно, что требует больших затрат времени и сил, либо при меньшей трудоёмкости процесса подготовки использованы имеющиеся в наличие многочисленные электронные учебные издания.

    Такая форма представления информации, во-первых, значительно ускоряет коммуникативные процессы, во-вторых, позволяет на качественно новом уровне организовать хранение учебной информации, в-третьих, обеспечивает оперативный удаленный доступ к информационным ресурсам. Таким образом, в развитии методического обеспечения учебного процесса оптимален подход, при котором структура учебника подвергается модификациям, а разнообразие форм предъявления учебного материала должно облегчить учителю построение моделей учебного занятия с конкретными дидактическими целями.

    "Как и когда применять компьютерную и (или) интерактивную технику в учебном процессе?"- такой вопрос возникает у учителей, приступающих к внедрению информационных технологий на своих уроках.

    Как впоследствии подтверждает опыт работы, применение компьютера возможно на любом этапе урока, при этом формы применения разнообразны:

    • объяснение нового материала с использованием презентаций;

    • подготовка рефератов и творческих работ в виде презентаций или других электронных документов;

    • самостоятельная работа с электронными учебниками;

    • компьютерное моделирование химических, физических и др. процессов.

    Интеграция уроков математики с другими учебными предметами позволяют рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии. У ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. При формировании математических понятий обращаюсь к другим предметам.

    Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности школьников, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, интегрированный модуль для обучающихся любого возраста. Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п. Осваивая сервисы и службы Интернет, ученики могут узнавать интересные факты из истории Отечества, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т. п., обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжать. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Интеграция курсов математики и информатики увлекают новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Новизна исследования заключается в определении эффективных форм, методов, приёмов работы для реализации интеграции курсов математики и информатики в современной школе; в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, для развития творческой активности и повышении качества образования учащихся. Сама же информатика и информационные технологии являются, по сути, базисной инновацией с большим инновационным потенциалом и степенью новизны. Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий — это развивает гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. При интеграции знаний очень важно выделять существенное, уметь видеть цель работы, подводить итоги решения рассматриваемой проблемы для того, чтобы после обобщения использовать полученные результаты в дальнейшем,— всё это развивает глубину, целенаправленность и широту мышления, повышая тем самым общеучебную мотивацию.

    Вот некоторые примеры интегрированных уроков математики в 10-11-ых классах, проводимых в форме практических работ с применением табличного процессора Excell.

    11 класс

    Практическая работа :

    «Решение уравнений с помощью электронных таблиц»

    Рассмотрим решения трех типов уравнений:

    1. линейных вида ax + b = 0

    2. квадратных вида ax2 + bx + c = 0

    3. трансцендентных уравнений методом деления отрезка пополам (метод дихотомии или метод бисекции)

    В качестве инструмента для решения применяется программа Microsoft Excel.

    Ход работы:

    1. Построить в Excel таблицу нахождения значения корня линейного уравнения ax + b = 0 следующего вида:




    А

    В

    С

    D

    1

    РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ

    2

    Введите значение коэффициента a :










    3

    Введите значение коэффциента b :










    4

    Есть ли корень?




    Его значение:





    2. Построить в Excel таблицу нахождения значения корня квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 следующего вида:




    А

    В

    С

    D

    1

    РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ

    2

    Введите значение коэффициента a :










    3

    Введите значение коэффциента b :










    4

    Введите значение коэффциента с :










    5

    Есть ли корень?




    Значение первого корня:




    6







    Значение второго корня:




    (расчет дискриминанта производится в ячейке Е1)
    3. Решение уравнений методом бисекции (половинного деления):

    Пусть требуется найти корень уравнения f(x) = 0 , где f(x) – функция , непрерывная на отрезке

    [ a; b ], и f(a)*f(b) < 0. При таких условиях функция обязательно имеет корень на указанном отрезке.


    у




    f(a)

    f(c1)


    b

    f(x)=0

    C2


    х


    0

    C1


    а

    f(c2)



    f(b)

    В качестве приближенного значения корня рассмотрим значение с - середину отрезка [ a; b ]: с=(а+в)/2. Настоящий корень уравнения отличается от с не более чем на половину длины отрезка, т.е. не более чем на (в-а)/2. Если такая точность не устраивает, то можно от отрезка [ a; b ] перейти к одной из его половин - [ a; с ] или [ с; b ], а именно к той из них, где находится искомый корень уравнения:

    если f(a)*f(с) < 0, то корень уравнения находится на отрезке [ a; с ] ;

    если f(a)*f(c) > 0, то корень уравнения находится на отрезке [ с; b ].

    Мы получим корень с точностью (в-а)/4. Если и эта точность нас не устраивает, то можно поделить пополам новый отрезок и т.д.

    Таким образом, мы можем делить отрезок пополам и переходить к одной из его половин, пока длина отрезка не станет достаточно малой, а потом в качестве корня взять его середину. Число таких делений (шагов) можно определить по формуле. ( вывод формулы производится самостоятельно!!!)

    Пример: вычислить корень уравнения на отрезке [0; 2] с точностью 0,001.






    Решение линейных уравнений:



    Решение квадратных уравнений:



    Вывод формулы количества делений отрезка пополам (шагов):

    (производится учащимися самостоятельно)

    10 класс

    Практическая работа:

    «Построение таблицы и графиков биоритмов человека»

    (данная практическая работа может быть использована на уроках алгебры при изучении и закреплении учебного материала по теме «Построение графиков тригонометрических функций», «Периодичность тригонометрических функций» в 10 классе; при этом используется табличный процессор Excell).

    Ход работы:

    1. Построить таблицу значений и графики следующих тригонометрических функций:

    y = sin x; y = sin (x/2); y = sin (2x); y = cos x на интервале 0; 360 по 18 точкам.



    Рисунок 1. Рабочий лист для расчета таблицы значений тригонометрических функций в режиме просмотра формул



    Рисунок 2. Таблица значений и графики тригонометрических функций
    При просмотре и анализе графиков функций формулируется вывод, что период каждой из рассматриваемых функций следующий: для функций cos x, sin x - это 2; для функции sin (2x) - это /2; для функции sin (x/2) - это 4.

    1. Таблица биоритмов строится аналогично таблице тригонометрических функций.

    Основные трудности в работе связаны с шкалой времени, т.к. все привыкли вычислять и строить графики тригонометрических функций аргумента, выраженного в градусах или радианах. Здесь же по оси ОХ нужно отложить календарное время. Поэтому, необходимо знать, сколько радиан составляет один календарный день. Формула перевода дней в радианы будет выглядеть аналогично формуле перевода градусов в радианы. Например, для периода, равного 23 дня имеем:

    Вообще, функции зависимости физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния являются периодическими с периодами для физической активности 23 дня, эмоциональной – 28 дней, интеллектуальной – 33 дня. Функции состояния человека в момент его рождения равны нулю, а затем начинают возрастать , и каждая в свой период принимает одно максимальное положительное и одно минимальное отрицательное значения. Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что биоритмы могут быть описаны функциями , где t – время, а - периоды, r – номер периода.

    3. Построение таблицы:

    Исходные данные: А1 – Фамилия (текст); А2 – дата рождения (дата)(команда Формат ячеек – Число - Дата) (дата первоначально вводится 04/04/73); А3 – дата начала исследования; А4 – формула расчета прожитых дней.



    Рисунок 3. Таблица биоритмов с рассчитанными значениями и диаграммой



    Рисунок 4. Рабочий лист для расчета таблицы значений биоритмов в режиме просмотра формул

    Комментарии учителя к работе: Для построения графиков для данных, находящихся в несмежных столбцах (D, F, H) при их выделении используют клавишу Ctrl. При оформлении графиков необходимо сделать подписи аргумента по оси ОХ а датах (столбец А) (команда Правая кнопка – Исходные данные – Подписи оси Х). Не слишком серьезно относитесь к результатам!!! Это просто шутка!!!
    Таким образом, в сфере обучения математике появились новые возможности. Современное общество формулирует и диктует социальный заказ системе образования: в век информационных технологий выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Современная парадигма образования и стандарты второго поколения требуют перехода к компетентностному подходу. К задачам учителя-предметника прибавляются такие задачи как воспитание информационной культуры обучающихся, формирование их информационной компетентности, которая, в свою очередь, подразумевает:

    - умение ориентироваться в постоянно меняющемся потоке информации;

    - умение гибко адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;

    - умелое и рациональное применение полученных знаний для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.
    В заключении хочется отметить, что в решении всех этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий всеми участниками образовательных отношений. Использование информационных технологий внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь изменилась роль ученика. Он стал активным участников образовательного процесса. Превратился в партнера учителя, помогая ему в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий. Использование информационных технологий позволяет удерживать интерес к предмету у обучающихся, развивать их творческий потенциал. Также изменилась роль учителя. Использование информационных технологий дало толчок к его самосовершенствованию, повышению его профессионального уровня. Сегодня учитель способен свободно, уместно и адекватно применять богатейшие возможности представления информации на компьютере, повышая интенсивность урока, используя вариативность учебного материала и режим работы, что способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

    написать администратору сайта