Главная страница
Навигация по странице:

  • Финансы в общественном воспроизводстве.

  • Управление финансами.

  • Финансовое планирование и прогнозирование.

  • Финансовый контроль.

  • Методы и формы контроля.

  • Финансы. Черты, присущие финансовым отношениям


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеЧерты, присущие финансовым отношениям
    АнкорФинансы.doc
    Дата18.12.2017
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФинансы.doc
    ТипДокументы
    #8052
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 3
      1   2   3


    Все финансовые отношения имеют денежную основу. Впервые слово финансы появилось в 13 -15 вв. в Италии. Позднее этим словом стали обозначать финансовые отношения к государству.
    Черты, присущие финансовым отношениям:

    1.эти отношения имеют денежный характер

    2. они складываются между неравноправными субъектами, один из них обладает особыми властными полномочиями (государство)

    3.отношения носят фондовый характер, т.е. в их результате формируются определенные фонды денежных средств

    4.общегосударственный фонд денежных средств, создаваемый с помощью финансов – это бюджет. Регулярное поступление средств в бюджет основано на принудительном характере этих поступлений, т.е. государство придет им обязательный характер и создает специальный аппарат, который обеспечит это (фискальный аппарат).

    5.регулярное поступление средств в бюджет основано на принудительном характере этих поступлений. Государство придает им принудительный характер и создает аппарат, который бы следил за этим.
    Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых формируются и используются общегосударственные фонды денежных средств для решения экономических политических и социальных задач государства.

    Субъектами финансовых отношений являются предприниматели, предприятия, домохозяйства, государство. Финансы появляются вместе с возникновением государства. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера товарно-денежных отношений, которые финансы охватывают, их роль в общественном воспроизводстве определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства.

    Расчленение общества на классы привело к разложению родового строя и замене его государством, которое должно было выполнять определенные функции. Для этого государству необходимы были ресурсы, которые оно формировало в принудительной форме с помощью различных налогов и сборов. Главными расходами первых государств были затраты на ведение воин, поддержание порядка, содержание двора, строительства общественных сооружений. С развитием капитализма все большее значение стали приобретать денежные доходы государства. В начале развития государства его ресурсы отождествлялись с ресурсами главы государства. Монархи были полными собственниками своих стран, неограниченно распоряжались средствами.

    В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения становятся всеохватывающими финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Основные средства капиталистических государств стали собираться в государственном бюджете.

    Основные затраты капиталистических государств шли на военные цели, на содержание государственного аппарата. Процесс глобализации ведется до сих пор. Как правило, с расширением функции бюджета формируется с дефицитом.

    Кроме государственных финансов в это время активно развивались финансы и предприятия. Основная форма – акционерная. Финансы предприятий обслуживают огромный кругооборот фондов денежных средств. Поэтому такое значение приобретают вопросы финансового менеджмента, т.е. эффективного управления средствами государства и предприятия.
    Финансы охватывают 2 сферы:

    1.та, в которой экономические и денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах.

    2.та, которой экономические и денежные отношения формируют кругооборот денежных фондов предприятия.
    Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширения воспроизводства.
    Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и расходованием фондов денежных средств.
    Виды экономических отношений:

    1. Экономические отношения между предприятиями в процессе приобретения и реализации товаров и услуг. При реализации возникает выручка. При приобретении предприятие тратит средства из фонда на оборотные средства.

    2. Отношения между предприятиями и вышестоящими организациями при создании и распределении централизованных фондов денежных средств.

    3. Отношения между государством и юридическими лицами при внесении налогов в бюджетную систему и обратно при финансировании расходов.

    4. Отношения между государством и гражданами при внесении ими налогов и получении государственных трансфертов (виды материальной помощи в виде стипендии, пособия по безработице и т.д.).

    5. Отношения между предприятиями и гражданами с одной стороны и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов.

    6. Отношения между отдельными звеньями бюджетной системы

    7. Отношения между физическими и юридическими лицами с одной стороны и органами страхования с другой при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

    8. Отношения в результате которых складывается кругооборот фондов предприятия.



    Функции финансов.



    Сущность любой экономической категории проявляется в ее функциях. Финансы выполняют 2 основные функции: распределительная и контрольная, причем они осуществляются практически одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и НД и одновременно контроль за этим распределением.
    I Распределительная функция проявляется при распределении НД, когда происходит создание первичных или основных доходов. Их сумма составляет НД.

    Основной доход формируется при распределении НД среди его создателей (т.е. участников материального производства). Эти создатели НД делятся на 2 группы:

    1.з/п всех работников сферы материального производства

    2.доходы предприятий материального производства (юридические лица)

    В результате перераспределения НД образуются вторичный или производные доходы.

    Перераспределение НД необходимо в связи с наличием наряду с производственной и непроизводственной сферы, межотраслевым и территориальным перераспределением средств, перераспределение доходов между различными социальными группами населения.

    Государство с помощью финансов изымает часть созданных в материальной сфере доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя перераспределение.

    Вторичные доходы формируют конечные пропорции используя НД. Именно через распределительную функцию реализуется общественное назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами.
    II. контрольная функция. Проявляется в контроле за распределением совокупного продукта по соответствующим фондам и в контроле за их расходованием по целевому назначению. Одна из важнейших задач контроля – проверка соблюдения финансов законодательством, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, а также предприятиями-партнерами. Т.к. финансы пронизывают общественное производство, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и исполнением (потреблением совокупного продукта.

    Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, заключенная в бухгалтерской статистической отчетности.

    Распределяющая и контрольная функции реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма. Он включает все формы финансовых отношений, порядок образования, использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовое законодательство.

    Кроме перечисленных функций финансы выполняют и другие: регулирующую стимулирующую и т.д. Эти функции связаны с вмешательством государства через финансы в в процесс воспроизводства в целях регулирования экономики и социальных отношений.

    Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства (финансы предприятий материальной сферы) и участвует в создании денежных доходов и накоплений выполняет функцию формирования денежных доходов.

    «Главное назначение финансов состоит в том, чтобы, во-первых, с помощью образования денежных доходов фондов обеспечения потребности государства и предприятия в денежных средствах, а, во-вторых, обеспечить контроль за их расходованием» - можно сказать подведя итог после первоначального знакомства с финансами.

    Финансы в общественном воспроизводстве.
    Расширенное воспроизводство включает в себя непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – НД, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

    Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – покрытие всех воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством и субъектами хозяйств. Государство воздействует на воспроизводственный процесс, используя экономические рычаги товарно-денежные, финансовые, финансовые и кредитные отношения. Финансовые отделения предприятий и отраслей , налоговая политика, социальные мероприятия.

    Главный инструмент регулирования воспроизводственных процессов на макро уровне является инвестиционная политика государства, налогообложение, субсидии и субвенции. Из вышестоящего бюджета в нижестоящий на финансирование строгоцелевых мероприятий.

    Воспроизводственный процесс регулируется на микро уровне финансами предприятий. С их помощью регулируется структура производств продукта и покрываются потребности расширенного воспроизводства.

    Финансовые ресурсы представляют собой совокупность целевых фондов денежных средств в стране (находятся в распоряжении населения хозяйственных субъектов). Финансовые ресурсы складываются за счет 3-х источников:

    1.средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе (налоговые доходы, доходы от государственных и муниципальных предприятий, внешнеэкономической деятельности государства, эмиссии денег).

    2.средства внебюджетных фондов

    3.ресурсы, создаваемые и используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты и дивиденды по имеющимся ценным бумагам)

    Имеющиеся финансовые ресурсы из перечисленных источников используя для финансирования расходов на макро- и микро уровне. Регулирование финансовых ресурсов происходит в 3-х формах: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование.

    Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйства. При их недостатке используются либо кредиты банка, либо средства, полученные от выпуска от ценных бумаг.

    Кредитование – это способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банков, которые представляются на условиях срочности, возвратности, платности.

    Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет бюджета и внебюджетных фондов. Именно таким образом государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферой отраслями экономики, территориями, отдельными группами и слоями населения.

    Все эти формы финансового регулирования применяются одновременно на практике.
    Управление финансами.
    Управление – это приемы и методы воздействия на объект для достижения определенных целей. Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное функционирование финансовой системы в целом и каждого ее звена.

    Управление осуществляется через специальный аппарат с помощью особых приемов, методов, стимулов и санкций. Объектом управления являются разные виды финансовых отношений (налоги, доходы, проценты, амортизация). Субъектами – те, кто осуществляет управление. 1-й уровень – Органы государственной власти и управления являются субъектами и управляют государственными финансами. Органы местного самоуправления управляют муниципальными финансами. 2-й уровень: хозяйствующие субъекты являются субъектами управления финансами предприятия и организаций. Домохозяйства управляют собственными финансовыми доходами (з/п, пенсия и т.д.) Каждый управляет на своем уровне. Управленческие структуры I,II звеньев вместе составляют финансовый аппарат.
    Государство использует методы прямого и косвенного регулирования финансов.

    К косвенным методам относится формирование и поддержание конкурентной среды, ограничение монополизации рынка, государственное регулирование цен естественных монополий, защита контрактных отношений между субъектами рынка, таможенная политика, страхование, развитие рынков капиталов.

    К прямому административному воздействию относятся, прежде всего, лицензирование предпринимательской деятельности, установление квоты на некоторые виды товаров, установление предельных цен, дотирование и субсидирование некоторых предприятий, использование акцизного налогообложения, налоговые и финансовые льготы и санкции, финансовая защита и социальная гарантия малоимущим.

    В каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений используются свои специфические методы воздействия, но при этом можно выделить несколько функциональных элементов управления, присущих всем уровням и звеньям. Эти элементы – планирование, оперативное управление и контроль.
    Планирование – это наиболее важный момент в управлении финансами. Функция планирования заключается в объективной и полной оценке состояния и прогноза собственных финансовых ресурсов, их рационального распределения и эффективного использования. Задачи планирования – обеспечить предполагаемый производственный план необходимыми финансовыми ресурсами.
    Оперативное управление необходимо для реализации годового плана. Задача ОУ – быстро реагировать на изменения экономической ситуации и проводить в связи с этим перегруппировку финансовых ресурсов, при необходимости изыскивать дополнительные финансовые ресурсы.

    Функция контроля логически вклинивается в управленческий цикл. На основании результатов контроля выясняются всякие отклонения от плана и их причины. Его результаты используются как в планировании, так и в ОУ. Контроль осуществляется не с целью выяснения как предприятие выполняет план, а чтобы проанализировать причины успеха или неуспеха и сделать выводы.
    Направления финансового менеджмента:

    1. финансовое обеспечение производственной программы оптимальным образом

    2. увеличение финансовых ресурсов фирм за счет эмиссии ценных бумаг. Надо выяснить какие бумаги выпускать, время, условия, разработать проект эмиссии, зарегистрировать.

    3. вложение, разработка плана инвестиционных вложений в ценные бумаги с целью увеличения дохода фирмы

    4. анализ финансовых результатов деятельности фирмы, на его основе выработка решений по дальнейшей деятельности, обеспечение баланса между доходами и расходами.


    Финансовое планирование и прогнозирование.
    Объектом финансового планирования является хозяйственная деятельность субъектов хозяйства и государства, а его результатом составление государственного плана. В каждом плане определяется доход и расход на определенный период, а также связи со звеньями финансовой и кредитной системы. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы и при этом форма плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена.

    Конкретные задачи финансового плинирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и его источников, необходимых для выполнения плановых заданий. Это установление оптимальных пропорций между распределением средств между централизованными и децентрализованными фондами. Финансовое планирование опирается на информацию, которую дает представление о положении дел в будущем.

    Процесс получения информации – прогнозирование. Прогноз – это вероятностное представление о будущих событиях на основе наблюдений, теоретических.

    Главная цель – определение реально возможных ресурсов и потребности в них.
    Прогнозы и плановые расчеты основаны на различных методах:


    1. метод экспертных оценок

    2. метод экстраполяции основан на анализе динамики показателей за предыдущие периоды. Выявляют средний темп изменений и корректируют последние фактические значения.

    3. нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Его недостаток – мало показателей, которые можно рассчитать с помощью нормативных показателей.

    4. метод моделирования – строятся финансовые модели, которые имитируют течение реальных экономических процессов.


    План и прогноз очень важны.
    Финансовый контроль.
    Контроль со стороны органов власти всех уровней, а также специальных органов за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования.

    Объектом финансового контроля является распределение отношений на стадии создания, образования и в процессе использования финансовых ресурсов централизованных и децентрализованных фондов.

    Кроме его, в рамках контроля оценивается экономическая эффективность хозяйственных операций. Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели: выручка, себестоимость, оплата труда, амортизация, прибыль, налоги.

    Финансовый контроль оценивает правильность формирования составления стоимости, показателей и финансовых резервов деятельности. Составление и использование бюджетов, целесообразности расходования средств, целевое использование бюджетных средств, полноту и правильность исчисления налоговых платежей.

    Финансовый контроль рассматривается в двух аспектах:

    1. строго регламентирует деятельность специально созданных контрольных органов за соблюдением финансовых законодательств и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

    2. неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микро-уровне с целью оптимизации финансовых операций.


    Оба аспекта взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами. В первом случае преобладают количественная и правовая сторона контроля.

    Финансовый контроль распадается на 2 сферы: государственный и негосударственный контроль. Общегосударственный контроль со стороны органов власти в любой сфере экономики и ведомственный контроль, который проводят министерства по отношению к подведомственным предприятиям. Государственный финансовый контроль отслеживает стоимостные пропорции в распределении ВНП и распределяется на все каналы движения денежных ресурсов, связанные с формированием денежных средств. Государственные контролеры имеют право проводить проверки на всех предприятиях независимо от формы собственности.

    Негосударственный финансовый контроль: внутренний - корпоративный, внешний – со стороны банков, аудиторский. Государственный и негосударственный контроль существенно отличается целями.

    Главная цель государственного контроля – максимальные поступления денежных средств в казну и минимальные расходы государства. Главная цель негосударственного внутреннего контроля – минимальное поступление в казну.
    Методы и формы контроля.
    Контроль различают по формам:

    1. регламент: обязательный, инициативный

    2. по времени: предварительный, текущий (оперативный), последующий (после совершения финансовой операции). Предварительный контроль важен для предупреждения финансовых нарушений, обычно проводится главным бухгалтером, чтобы операции соответствовали законодательству. Текущие (в момент совершения сделки) способствуют соблюдению финансовой дисциплины и своевременности денежных расчетов. Последующий проводится путем анализа и ревизии финансовых документов, имеет аналитический характер. После проведения финансовой операции проверяется отчетность, имела ли операция смысл.

    3. субъект контроля (кто контролирует): президентский, контроль финансово-кредитных органов, контроль исполнительных органов власти, внутрифирменный контроль, аудиторский.

    4. по объектам: бюджетно-налоговый, валютный, кредитный и т.д.


    Методы контроля: 1.проверки→2.обследования→3.надзор→4.анализ финансового состояния→5.наблюдения→6.ревизия

    1. самый узкий метод, он проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и хозяйственных документов

    2. охватывает более широкий круг показателей, в его результате определяется в целом финансовой состояние объекта и его развитие (перспективы)

    3. надзором называется контроль, который проводится за субъектами, имеющими лицензию на определенный вид финансовой деятельности (банки, биржи и т.д.). проверяется соблюдение объектом установленных финансовых нормативов

    4. предполагает изучение финансово-бухгалтерской отчетности, с целью общей оценки результата финансовой деятельности на основании изучаемого периода финансовой отчетности

    5. предполагается непрерывный контроль со стороны кредитных учреждений, банков за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия клиента.

    6. наиболее полный и глубокий метод контроля. Ревизия предполагает всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки ее законности, целесообразности и эффективности. Может быть полная/частичная, плановая/неплановая. Проверяется органами управления в отношении подчиненных предприятий. Она проводится специальными контролирующими органами. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возможного ущерба, привлечение к ответственности.


    Негосударственный контроль:

    1. внутрифирменный контроль внутри предприятия, проводится им самим. Он делится на текущий и стратегический. Текущий (оперативный) проводится главным бухгалтером, его цель – четко организовать бухучет на предприятии. Стратегический – разработка оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов, вложение капитала с целью максимизации прибыли.

    2. коммерческий, банковский. С целью уменьшения риска не возврата кредита КБ проводит контроль за клиентами. КБ должен контролировать правила соблюдения расчетных операций.

    3. аудиторский – независимый вневедомственный финансовый контроль. Его проводят отдельные физические лица и специальные аудиторские фирмы, как иностранные, так и существующие в виде любого общества, кроме ОАО. И физические лица, и фирмы должны пройти государственный аттестат, зарегистрироваться в качестве аудитора и получить соответствующий сертификат или лицензию, тогда они включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудитор не имеет права заниматься какой-либо другой коммерческой деятельностью. Аудиторская фирма должна состоять минимум из 5 человек.


    Основные задачи аудиторского контроля: 1. установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, 2. соответствие проведенных финансовых операций действующему закону.

    Аудиторские службы могут оказывать услуги: постановление и ведение бухучета, проведение анализа финансовой деятельности, обучение работников бухгалтерии, консультирование по финансовому законодательству и т.д.

    Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной. Банки страховые компании, ГУП, внебюджетные фонды, ОАО – обязательная проверка, может быть проведена по поручению суда, налогов. органов.

    Результат аудиторской проверки гарантирует конфиденциальность (если проверка инициативная, но если выявлены финансовые действия, наносящие ущерб, стране, то должны сообщить в законодательные органы). Результат проверки оформляется в виде заключения, оно имеет юридическую силу. 4 вида заключения:

    1. без замечаний. Здесь аудитор подтверждает достоверность всех показателей предприятия и их соответствие финансовому законодательству.

    2. с замечаниями или оговорками. Все замечания аудитора вносятся в аналитическую часть, но, в целом, это считается положительным результатом, но были выявлены некоторые нарушения.

    3. отрицательное заключение составляется, когда бухгалтерия на предприятии не соответствует нормативному законодательству, что финансовая отчетность не дает реального представления о состоянии предприятия

    4. не составляется заключение в том случае, если аудитору не дали возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

    Сфера деятельности аудиторского контроля расширяется и растет потребность в аудиторах. Это связано с тем, что все корпорации хотят снизить риски. Для этого разрабатываются единые стандарты форм аудиторских фирм.


      1   2   3
    написать администратору сайта