Главная страница
Навигация по странице:

  • «ЗДОРОВЬЕ» Автор программы

  • Комплексная ЦЕЛЕВАЯ программа «Здоровье» Введение.

  • IV. Прогнозируемый результат.

  • VI. Основные направления деятельности.

  • VII. Функциональное обеспечение создания и реализации программы. 1.Функции медицинской службы школы в аспекте реализации программы

  • 2.Функции директора и его заместителей в аспекте реализации программы

  • 3. Функции классного руководителя в аспекте реализации программы

  • VIII. Сотрудничество школы № 2094 (К 1 ) с другими учреждениями

  • IX. План реализации программы «Здоровье» на 2016 – 2017 учебный год.

  • I.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся.Медицинская диагностика.

  • II. Мониторинг психофизического здоровья учащихся.

  • III. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении.

  • IV. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.

  • V. Физическое воспитание , организация активно-двигательного досуга.

  • VI. Профилактика травматизма.

  • VII. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

  • Приложение №1.

  • Комплексная целевая программа "Здоровье". Департамент образования города москвы государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города москвы


    Скачать 450.5 Kb.
    НазваниеДепартамент образования города москвы государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города москвы
    АнкорКомплексная целевая программа "Здоровье"
    Дата18.09.2017
    Размер450.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКомплексная целевая программа "Здоровье".doc
    ТипРеферат
    #40289
    КатегорияДругое
    страница1 из 2
      1   2


    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    «ШКОЛА № 2094»

    (ГБОУ Школа № 2094)

    Измайловский бульв., д. 7, стр.1, Москва, 105264 Тел./факс (499) 163-08-46

    E-mail: 2094@edu.mos.ru http://sch2094.mskobr.ru

    ОГРН 1147746225164, ОКПО 14174956, ИНН/КПП 7719872211 / 771901001

    КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

    «ЗДОРОВЬЕ»



    Автор программы:

    Макарова Татьяна Васильевна-

    учитель биологии ГБОУ Школа № 2094


    Москва 2016

    Содержание программы



      1. Введение.

      2. Цель программы.

      3. Задачи программы.

      4. Прогнозируемый результат.

      5. Участники программы.

      6. Основные направления работы по реализации программы.

      7. Функциональное обеспечение создания и реализации программы.

      8. Сотрудничество школы № 2094 с другими учреждениями.

      9. План реализации программы.

      10. Заключение.

      11. Приложение.

      12. Реализация программы.



    Комплексная ЦЕЛЕВАЯ программа«Здоровье»

    1. Введение.

    Данная программа разработана в 2004 – 2005 учебном году, была представлена на окружной панораме Воспитательных систем 11 февраля 2005 года Восточного округа города Москвы и опубликована в сборнике № 16 «Ключ к успеху». Издательство «Педагогическое общество России». Москва 2007.

    Представленный вариант программы «Здоровье» доработан и изменен. Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически - часто не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Ещё в начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась. У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.


    класс

    I класс

    III класс

    год

    2013

    2014

    2015

    2016

    2013

    2014

    2015

    2016

    кол-во

    уч-ся

    30

    чел.

    48

    чел.

    29

    чел.

    29

    чел.

    29

    чел.

    53

    чел.

    30

    чел.

    41

    чел.

    Заболевания нервной системы

    _

    _

    _

    _

    _

    1

    1

    3

    класс

    VI класс

    IX класс

    год

    2013

    2014

    2015

    2016

    2013

    2014

    2015

    2016

    кол-во

    уч-ся

    60

    чел.

    52

    чел.

    52

    чел.

    21

    чел.

    82

    чел.

    58

    чел.

    76

    чел.

    54

    чел.

    Заболевания нервной системы

    _

    2

    6

    1

    2

    2

    2

    2


    К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).

    класс

    I класс

    III класс

    год

    2013

    2014

    2015

    2016

    2013

    2014

    2015

    2016

    кол-во

    уч-ся

    30

    чел.

    48

    чел.

    29

    чел.

    29

    чел.

    29

    чел.

    53

    чел.

    53

    чел.

    41

    чел.

    наруше- ние зрения

    7

    4

    4

    5

    5

    4

    17

    6

    наруше-

    ние

    осанки

    1

    14

    15

    6

    18

    8

    14

    4

    заболеване

    органов

    пищеваре-

    ния

    _

    _

    _

    _

    1

    3

    _

    1




    класс

    VI класс

    IX класс

    год

    2013

    2014

    2015

    2016

    2013

    2014

    2015

    2015

    кол-во

    уч-ся

    60

    чел.

    52

    чел.

    52

    чел.

    21

    чел.

    82

    чел.

    58

    чел.

    76

    чел.

    54

    чел.

    наруше-

    ние

    зрения

    12

    12

    2

    18

    11

    24

    22

    13

    наруше- ние

    осанки

    20

    13

    10

    14

    17

    21

    21

    16

    заболевание

    органов

    пищеварения

    2

    2

    3

    4

    4

    6

    9

    5


    Заболеваемость детского школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявляться нарушения физического развития за счёт дефицита массы тела и низкого роста. Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

    Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

    Образовательная среда – понятие комплексное. В него входит все, что окружает ребёнка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, освещённость, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объём дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.

    Биологическая реакция организма школьника будет зависеть как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентируются санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников

    Именно поэтому разработанная программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровье сберегающих технологий и пропаганду здорового образа жизни



    В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.

    II. Цель программы.

    Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

    Исходя из конкретной ситуации в школе, и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи и направления деятельности педагогического коллектива по реализации программы «Здоровье».

    III. Задачи программы.

    1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

    2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

    3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

    4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

    5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

    IV. Прогнозируемый результат.

    • Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно-оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

    V. Участники программы.

    • Учащиеся;

    • Классные руководители;

    • Учителя-предметники;

    • Школьная медицинская сестра;

    • Врач-педиатр, закреплённый за учреждением;

    • Врачи-специалисты;

    • Школьные специалисты (психолог, социальный педагог, логопед);

    • Родители.

    VI. Основные направления деятельности.

    • Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в целом.




    1. Организация ступенчатого режима повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.

    Сентябрь-ноябрь

    2. Валеологический анализ расписания уроков.

    Сентябрь, январь.

    3. Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4 классы)

    В течение всего года

    4. Организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов.

    В течение всего года

    5. Включение вопросов с определённой валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ и др.

    В течение всего года

    6. Контроль за выполнением норм самообслуживания.

    Октябрь, декабрь, март

    7. Контроль за правильным использованием ТСО.

    Ноябрь, февраль

    8. Валеологический анализ урока.

    Декабрь

    9. Повышение валеологической грамотности учителей.

    Январь

    10. Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов.

    Май




    • Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.


    1. Создание «паспорта здоровья».

    Сентябрь-октябрь


    2. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой), невозможность завышения требований к знаниям и умениям учащихся вопреки внутри школьным нормативным актам.

    Октябрь-март

    3. Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп.

    Сентябрь-март

    4. Запуск медико-педагогического мониторинга при зачислении детей и подростков в школу, учитывая сложность программы обучения.

    Апрель-май




    • Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.




    1. Плановое проведение медосмотра.

    Сентябрь-февраль

    2. Мониторинг естественной и искусственной освещённости внутри учебного помещения.

    Сентябрь-октябрь

    3. Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов.

    В течение всего года

    4. Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещённость, водоснабжение, канализация.

    В течение всего года

    5. Проведение плановой диспансеризации 1, 5, 7 классов

    Сентябрь-декабрь

    6. Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов).

    В течении всего года

    7. Контроль за состоянием рабочей мебели.

    В течении всего года

    8. Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации.

    Январь, май

    9. Плановое проведение диспансеризации 9-11 классов.

    Февраль-апрель

    10. Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.

    В течении всего года




    • Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.




    1. Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся, учителей, в практику учебно-воспитательного процесса.

    Сентябрь-ноябрь

    2. Обеспечение научно-методической литературой по здоровьесберегающим технологиям

    В течение всего года

    3. Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.

    В течении всего года




    • Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем здоровьесберегающим вопросам, включая также формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

    1. Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья.

    В течение всего года

    2. Использование наглядной агитации; выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).

    В течение всего года




    • Координационная работа – формирование системы непрерывного здоровьесберегающего образования. Связь с ведущими научно-методическими центрами по вопросам здоровьесбережения, институтами усовершенствования и повышения квалификации.


    VII. Функциональное обеспечение создания и реализации программы.
    1.Функции медицинской службы школы в аспекте реализации программы:

    • Проведение диспансеризации учащихся школы;

    • Выявление учащихся специальной медицинской группы;

    2.Функции директора и его заместителей в аспекте реализации программы:

    • Общее руководство разработкой и реализацией программы;

    • Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;

    • Организация преподавания вопросов сохранения здоровья на уроках биологии и ОБЖ в классах младшего, среднего и старшего звена;

    • Организация контроля уроков физкультуры;

    • Обеспечение работы спортзала во внеурочное время, во время каникул и работы спортивных секций;

    • Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;

    • Организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль;

    • Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

    • Организация работы психологической и социальной службы в школе.

    • Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе.

    3. Функции классного руководителя в аспекте реализации программы:

    • Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

    • Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

    • Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

    • Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

    • Организация и проведение профилактической работы с родителями;

    • Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;

    • Организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы…) в рамках программы «Здоровье»;

    • Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

    • Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, ПДД, правовой культуры.


    VIII. Сотрудничество школы № 2094 (К 1 ) с другими учреждениями


    Учреждение

    Задачи и направления

    Формы взаимодействия

    Детская поликлиника № 52

    Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

    Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь учащимся.

    Взрослые районные поликлиники №184,172

    Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

    Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь учащимся.

    Детская стоматологическая поликлиника № 45

    Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

    Профосмотры и, при необходимости лечение

    ГИБДД ОВ

    Предупреждение детского травматизма.

    Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.

    Наркологический диспансер № 8

    Предупреждение наркомании, алкоголизма, табакокурения.

    Индивидуальные беседы, лекции для учащихся, выступление на родительских собраниях.

    НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

    ГУ НЦЗД РАМН

    Гигиена питания, личная гигиена подростка, возрастные особенности подросткового периода.

    Лекции для учащихся и родителей.



    IX. План реализации программы «Здоровье» на 2016 – 2017 учебный год.


    I.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся.Медицинская диагностика.




    Мероприятия

    Срок

    Класс

    Ответственный

    1.

    Оформление медицинских карт и листков здоровья . Комплектации на их основе физкультурных групп.

    Сентябрь

    1-11

    Медицинская сестра, классные руководители, учитель физкультуры

    2.

    Диспансеризация в детской поликлинике № 52.

    Октябрь-апрель

    1,5,7,9,10,11

    Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники

    3.

    Профосмотры детей в условиях школы.

    Декабрь-апрель

    2,4,6,8

    Медицинская сестра, прикрепленный врач-педиатр

    4.

    Анализ случаев травматизма в школе.

    В течение года

    1-11

    Медицинская сестра, педагог организатор, социальный педагог, педагог ОБЖ

    5.

    Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

    В течение года


    1-11


    Медицинская сестра, классные руководители


    II. Мониторинг психофизического здоровья учащихся.

    1.

    Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека.

    В течение года

    1-11

    Учитель физкультуры

    2.

    Психологический мониторинг

    здоровья учащихся:

    • Тест на адаптацию в начальной школе, средней школе, комфортность;

    • Тест на тревожность;

    • Психологическое сопровождение выпускных классов школы.

    В течении всего года (по плану)




    1 кл.

    5 кл.

    3,10 кл.

    по плану

    4, 9, 11 классы

    Психолог школы

    3.

    Создание благоприятного психологического климата в учебном учреждении, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми (занятия).


    В течении всего года (по плану)




    Психолог школы

    III. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении.

    1.

    Эстетическое оформление класса и школы.

    В течение года

    1-11

    Педагог организатор воспитательной работы, зав.кабинетом

    2.

    Рациональное расписание уроков, не допускающих перегрузок (соблюдение норм САНПИ).

    В течение года

    1-11

    Заместитель директора

    3.

    Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

    • Проветривание

    • Освещение

    • Отопление

    • Вентиляция

    • Уборка



    Ежедневно 1 р. в нед.

    2 р. в год

    2 р. в год

    ежедневно

    Все помещения

    Социальный педагог,

    психолог, завхоз,

    медицинская сестра

    4.

    Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

    Ежедневно




    Социальный педагог,

    медицинская сестра

    5.

    Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями.

    В течение года




    Зам. директора по УВР.

    6.


    Организация активного отдыха на переменах.

    Постоянно

    1-4

    Классные руководители

    IV. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.

    1.

    Профпрививки детей согласно приказам Минздрава.

    В течение года

    1-11

    медицинская сестра

    2.

    Профилактическая работа во время эпидемий.

    В течение года

    1-11

    медицинская сестра

    3.

    Профилактическая работа через беседы, «Уголки здоровья», санбюллетени, полезные советы.

    В течение года

    1-11

    медицинская сестра

    V. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга.

    1.

    Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры.

    В течение года

    1-11

    учитель физкультуры

    2.

    Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций.

    В течение года

    1-11

    учитель физкультуры, учителя начальной школы

    3.

    Организация и участие в школьных, районных, окружных соревнованиях.

    В течение года

    1-11

    Классные руководители, учитель физкультуры

    4.

    Организация Дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.

    В течение года

    1-11

    Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

    5.

    Работа спортивных секций.

    В течение года

    5-11

    учитель физкультуры

    VI. Профилактика травматизма.

    1.

    Занятие по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов).

    В течение года

    1-11

    Педагог организатор ВР, педагог организатор ОБЖ, классные руководители

    2.

    Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ и «Человек и здоровье».

    По программе

    1-11

    Педагог организатор ОБЖ, преподаватель биологии, учителя начальной школы

    3.

    Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам внутреннего распорядка и соблюдение ОТ.

    Сентябрь

    1-11

    Зам.директора школы, классные руководители

    4.

    Инструктаж учащихся по ОТ при проведении внеклассных и внешкольных мероприятиях, при организации общественно-полезного труда.

    В течении года

    1 - 11

    Классные руководители

    5.

    Статистика и анализ случаев травматизма в школе.

    В течение года

    1-11

    Педагог организатор ОБЖ, социальный педагог, медицинская сестра

    VII. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

    1.

    Тематические уроки в курсе предмета ОБЖ и «Человек и здоровье».

    В течение года

    1-11

    Преподаватель ОБЖ, учитель биологии

    2.

    Тематические классные часы (Приложение №1).

    В течение года

    1-11

    Классные руководители

    3.

    Тематические родительские собрания (Приложение №2).

    В течение года

    1-11

    Классные руководители, педагог организатор по ВР

    4.

    Встречи с сотрудниками наркологического диспансера №8.

    По плану

    8-11

    Социальный педагог

    5.

    Конкурсы, викторины (Приложение №3).

    По плану

    1-11

    Педагог организатор по ВР, классные руководители

    6.

    Лекции сотрудников Института Гигиены и питания.

    По плану

    6-11

    Социальный педагог, классные руководители


    Заключение.

    Данная программа «Здоровье» рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.



    Приложение №1.

    Тематические классные часы.

    1-4 классы

    1. Режим дня.

    2. Закаливание организма.

    3. Культура поведения в общественных местах.

    4. Культура поведения за столом.

    5. Культура питания.

    6. Мой друг - Мойдодыр.

    7. Культура одежды.

    8. Профилактика простудных заболеваний.

    9. Береги здоровье смолоду.


    5-8 классы

    1. Режим дня.

    2. Что такое здоровье?

    3. Способы укрепления здоровья.

    4. Культура питания.

    5. Культура одежды.

    6. Гигиена мальчика и девочки.

    7. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.

    8. О вредных привычках.

    9. О вреде никотина.

    10. О вреде алкоголя.

    11. Имя беды – наркотик.

    12. Покончить с грубостью.

    13. Определение здорового образа жизни.

    9-11 классы

    1. Береги здоровье смолоду.

    2. О вкусах не спорят, о манерах надо знать.

    3. Гармония тела.

    4. Роль спорта в жизни человека.

    5. Как одеваться: стильно, модно, богата, удобно?

    6. Система питания старшеклассника.

    7. Культура гигиены девушки.

    8. Культура гигиены юноши.

    9. Покончить с грубостью.

    10. Победить зло.

    11. Стресс.

    12. Традиции и табакокурение.

    13. Исторические аспекты винопития на Руси.

    14. Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.

    15. Почему принимают наркотики.

    16. Когда возникает интерес к наркотикам.

    17. Наркотики и их жертвы.

    Приложение №2.

      1   2
    написать администратору сайта