Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальные и грушки », который был написан в 1969 г

  • Внеклассное занятие "Детские игры и игрушки в музыке". Детская музыка второй половины XX века


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеДетская музыка второй половины XX века
    АнкорВнеклассное занятие "Детские игры и игрушки в музыке"
    Дата19.09.2017
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВнеклассное занятие "Детские игры и игрушки в музыке".doc
    ТипРеферат
    #45596
    КатегорияМузыка


    ДЕТСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

    С.А. Губайдуллина. Фортепианный цикл «Музыкальные игрушки».

    Росинка упасть боится

    На цветок. Печалится он,

    Что век её так недолог!

    японский поэт Соги
    Сочинения композиторов второй половины ХХ века, написанные для детей, особо притягательны тем, что их содержание формируется на грани образов музыкальных и внемузыкальных, конкретных и абстрактных, а также на основе представлений о внутреннем и внешнем мире человека. Часто ключом к «расшифровке» содержания таких сочинений становится введение в авторский текст своебразных знаков музыкальных стилей других эпох. В этой связи примечательны некоторые образцы инструментальных опусов одного из наиболее ярких композиторов Новейшего времени – Софии Губайдулиной.



    Творчество С.Губайдулиной настолько индивидуально, что его трудно отнести к какому-то направлению современной музыки. Исследователь творчества С.Губайдулиной, замечательный музыковед нашего времени В. Холопова в своей статье пишет: «Музыка Софии Губайдулиной – это и мир Большого человека, с его «умножением душ», и мир тончайших ощущений, того главнейшего в искусстве «чуть-чуть», о котором говорили Карл Брюллов и Лев Толстой. Для Губайдулиной …. Очень важны идеи всесветноти и вечности. И эта вездесущность… поддерживает высоту духа в каждом ее сочинении».
    Сущность искусства композитора точно выражена в ее убеждении: «Мне кажется, что музыка никуда не развивается, она просто звучит, как звучит Мир и Душа».

    В музыкальном мире София Асгатовна известна как композитор-философ: «Я религиозный, православный человек и религию понимаю буквально как re-ligio, восстановление связи, восстановления legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстановить свою целостность, это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки».



    Её музыка разноплановая и новая как по содержанию, колориту, так и по техническим приемам и методическим задачам.

    Особенно сложными и в тоже время интересными для интерпретации являются ее фортепианные произведения для детей. Их содержание во многом «закрыто» для юного музыканта и, вместе с тем, заключает неисчерпае­мые возможности вариативного исполнения.

    Однако музыка Губайдуллиной звучит нечасто. Следует добавить, что произведения для детей – это особая область творчества, по словам классиков, «для детей надо писать так же, как и для взрослых, только лучше!» К.И. Чуковский в своей книге «От 2 до 5» сформулировал заповеди, которые должны соблюдать детские поэты. Многие рекомендации актуальны и для авторов музыкальных произведений. Вот некоторые из них:

    1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным

    мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребенок мог увидеть происходящее.

    2. Наибыстрейшая смена образов – кинематографичность; образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.

    3. Словесная живопись должна быть лирична.

    4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.

    5. Повышенная музыкальность поэтической речи.

    Многие критики нашего времени утверждают, что инто­национный слух ре­бёнка не всегда «настроен» на адекватное вос­при­ятие музыкаль­ного языка и стилистики музыкальных произведений современных композиторов. Од­нако, как показывает исполнительская практика, именно дети правильно расставляют акценты в музы­каль­ном тексте и находят те «скры­тые» нюансы, которые должен рас­по­знать исполни­тельский слух юного музыканта. Поэтому не случайно, что в наше время всё боль­ший инте­рес у педаго­гов-инструмен­талистов вызывает музыка для детей Б. Бартока, А. Ве­берна, Э. Дени­сова, С. Прокофьева, Н. Си­дельникова, В. Сильвест­рова, Р. Щед­Рина, С. Слонимского, И. Стравин­ского, П. Хиндемита, Д. Шос­таковича, и др.



    Детские  фортепи­анные сочинения Софии Губайдулиной были созданы в 60-е – 80-е годы прошлого столетия. По жанрам они очень многообразны.



    Это камерные инструментальные пьесы "Дюймовочка", «Злая шутка»; для валторны и фортепиано – «Там вдали», «Охота»; для трубы и фортепиано – «Сказка», «Песня без слов»; для 2 труб – «Татарская песенка», «Суюмбика»; для флейты и фортепиано «Звуки леса»; песни "Шепталки", "Песенки-считалки" для голоса и фортепиано на стихи Я. Сатуновского; музыка к мультипликационным фильмам «Маугли», «Кошка, которая гуляет сама по себе», а также фортепианный цикл «Музыкальные игрушки», который был написан в 1969 году и состоит из 14 пьес: 1. Заводная гармошка
    2. Волшебная карусель
    3. Трубач в лесу
    4. Кузнец-колдун
    5. Апрельский день
    6. Песня рыбака
    7. Птичка-синичка
    8. Медведь-контрабасист и негритянка
    9. Дятел
    10. Лосиная поляна
    11. Снежные сани с бубенцами
    12. Эхо 13. Барабанщик
    14. Лесные музыканты

    Эти пьесы представляют одновременно «музыку для детей» и «музыку для взрослых». Композитор уникально воплощает в художественной форме мир ребёнка с позиции взрослого человека. В комментариях к циклу «Музыкальные игрушки» С. Губайдулина пишет: «Этот сборник я сочиняла как запоздалое посвящение своему собственному детству». Возможно поэтому автор пьес понимает мир ребенка как «микрокосмос», который заключает в себе «макромир». Кому как ни детскому восприятию реальности присущи красота и гармония в трактовке понятия «космос».

    Цикл «Музыкальные игрушки» по образному содержанию можно разделить на три раздела: - народное гуляние « нарисовано» в пьесах «Заводная гармошка», «Волшебная карусель» и «Снежные сани с бубенцами»; - природа и ее обитатели показаны в пьесах «Кузнец-колдун», «Птичка-синичка», «Лосиная поляна» и «Лесные музыканты»; - музыка и музыканты звучат в пьесах «Трубач в лесу», «Песня рыбака», «Медведь-контрабасист и негритянка», «Барабанщик».

    Каждая пьеса имеет название, в котором композитор заложила расшифровку к интерпретации и семантики музыкальных миниатюр. Так, «Заводная гармошка» завораживает своими гармошечными переборами и притопами; весенняя капель слышна в «Апрельском дне»; а «Снежные сани с бубенцами» колоритно передают звон бубенцов и цокание копыт. В некоторые миниатюры автор заложила «игру пространством», например приемами удаления и приближения, расширения и сжатия или динамически убывающего звукового пространства отличаются пьесы «Трубач в лесу», «Песня рыбака», «Эхо», «Волшебная карусель», «Птичка-синичка». А вот чтобы проще было понять смелые и яркие гармонические обороты, наделенные приемами додекафонии, кластерами, органными пунктами автор дала такие названия своим пьесам, как «Лосиная поляна», «Медведь-контрабасист и негритянка», «Лесные музыканты», «Дятел».

    Также отличительной чертой цикла является воплощение особенностей музыки разных эпох: архаическую попевку старинной музыки можно услышать в «Песне рыбака»; интонацией средневекового мотива «Dies Irae» наделена пьеса «Эхо»; музыка эпохи Барокко воплощена в пьесах «Волшебная карусель», «Кузнец-колдун», «Песня рыбака» и «Птичка-синичка»; «Лесные музыканты» и «Веселая карусель» написаны в духе романтической музыки К.Дебюсси; «Заводной гармошке» свойственны черты музыки неофольклоризма , а именно музыке И. Стравинского и Р. Щедрина; «Барабанщику» - модернизма и массовых «пионерских» песен XX века; джаза – «Медведь-контрабасист и негритянка».

    Стараясь показать разнообразные сюжетные линии, порой театрализованные, композитор обращается к разнообразным жанровым зарисовкам, например, гармошечные переборы и притопы, так свойствены частушке, звучат в «Заводной гармошке», марш слышится в «Барабанщике» и в среднем разделе пьесы «Лесные музыканты», песня «льется» в пьесе «Песня рыбака», черты токкатности присущи пьесам «Барабанщик», «Кузнец-колдун», «Снежные сани с бубенцами», скерцозность - «Волшебной карусели» и «Птичке-синичке», а буги-вуги слышны в пьесе «Медведь-контрабасист и негритянка».

    Каждая пьеса – это яркая художественная зарисовка. И с точки зрения исполнительской трудности они различны: здесь можно встретить и простые миниатюры, которые исполняют учащиеся младших классов, и сложные пьесы, исполнение которых требует определенных технических навыков, которыми владеют профессиональные исполнители.

    Но в целом это занятные фортепианные миниатюры, которые вполне могут понравиться даже тем, кто равнодушен к творчеству Губайдулиной.

    Литература:

    Винкевич, И., Губайдулина С.А. // Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов / И. Винкевич. – Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2001. – С. 405-410.

    Холопова, В.Н. Концепция творчества Софии Губайдулиной: опыт характеристики / В.Н. Холопова // Муз. академия, 2001. – № 4. – С. 12-19.

    Холопова, В.Н. София Губайдулина. Жизнь памяти: София Губайдулина беседует с Энцо Рестаньо. Шаг души / В.Н. Холопова, Э. Рестаньо. – М.: Композитор, 1996. – 360 с.

    Холопова, В. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям / В. Холопова. – М.: Композитор, 2001. – С. 4-5,49-52.
    написать администратору сайта