Главная страница
Навигация по странице:

  • Диплом «Агрессия и пути её преодоления у младших школьников»

  • Глава 1 «Агрессия в младшем школьном возрасте» 1.1 «Понятие агрессивности и агрессия» Агресси́вность

  • Агресси́вность

  • Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки.

  • 1.2 «Причины появления агрессии в младшем школьном возрасте»

  • физической агрессии

  • 1.3«Психологические особенности детей, склонных к агрессии»

  • нормативно-инструментальным. В третью подгруппу

  • Диплом. Диплом Агрессия и пути её преодоления у младших школьников


    НазваниеДиплом Агрессия и пути её преодоления у младших школьников
    АнкорДиплом.doc
    Дата17.12.2017
    Размер112 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДиплом.doc
    ТипДиплом
    #7857

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования
    Московский педагогический государственный университет

    Факультет начальных классов
    Кафедра психологии младшего школьника

    Диплом

    «Агрессия и пути её преодоления у младших школьников»
    Подготовила: студентка 5 курса 503 группы (д.о.)

    Алпатова Мария Александровна

    Преподаватель: профессор кафедры психологии

    младшего школьника ФНК МПГУ

    Абрамова Майя Геннадиевна


    Москва – 2012.

    Содержание:

    Введение…………………………………………………………………….3-4стр.

    Глава 1

    1.1…………………………………………………………………………....5-7стр.

    1.2…………………………………………………………………………..8-12стр.

    1.3…………………………………………………………………………13-16стр.

    1.4…………………………………………………………………………17-

    Глава 2.

    Вывод

    Литература

    Введение

    Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение — понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». 4

    Проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше, и волнует почти каждого родителя. Наши дети проктически каждый день становятся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения, этому существует множество объяснений. Первое, конечно это когда члены семьи мало общаются  друг с другом ,  дома  многие  родители предпочитают  проводить  время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а  также  личных  вредных привычек  и  зависимостей.  Нельзя  также  не  вспомнить  и  об  ухудшении  физического и  психического здоровья детей.Эти и  многие другие  факторы  способствуют увеличению  числа  младших  школьников  с  различными  нарушениями  поведения.На  вашего  малыша,  жалуются  в  школе,  ребенок  конфликтен, агрессивен, склонен к «взрывному  поведению»,  такое  поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, или  за  компьютерной игрой. Учтите что, чем  раньше  будет начата  работа  с  такими детьми, тем  легче  корректировать  и  предупредить закрепление  агрессивного стиля в поведении. Дети младшего школьного возраста, все  чаще стараются решать проблемы в своем  кругу,  не  прибегая  к  помощи  взрослых.  Формирование  группировок  вообще заметно меняет  агрессивное  поведение  школьников.  Пребывание  в группе  дает им возможность  испытать чувство  комфорта и  защищенности,  повышения  своих возможностей, а  вследствие исчезает  страх наказания за проявление агрессии, обостренное  желание утвердиться  в роли  полноправного участника событий, занять в группе достойное место.

    Глава 1 «Агрессия в младшем школьном возрасте»

    1.1 «Понятие агрессивности и агрессия»

    Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).1

    Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, психологи утверждают, что она не присуща человеческому существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения.

    Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние, при этом такие психологические процессы как эмпатия, идентификация, децентрация — сдерживают агрессию, так как являются ключом к пониманию других и осознанию их самостоятельной ценности.

    Так как агрессия требует значительных энергетических и мотивационных затрат, термин «агрессивный» по отношению, например, к спортсменам, стал применяться как характеристика, означающая настойчивость при преодолении преград и активность в достижении целей.

    Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) - свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.

    Агрессия – это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт. Агрессивность – это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов. 2

    Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, эта книга, как и многие другие ориентированные на исследование работы, определяет агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений как в научных трудах, так и в обыденной речи. 3

    Большинство исследователей настаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерением нападающего. Однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия — это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям. Хотят ли нападающие главным образом причинить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей? Это один из главных вопросов научного исследования агрессии, и ученые дают на него различные ответы. 3

    Все агрессивные действия имеют нечто общее. Как считает большинство исследователей, целью агрессивного поведения всегда является намеренное причинение ущерба другому человеку. Эти исследователи по-разному формулируют свои определения, но имеют в виду одну и ту же идею. Великолепным примером может послужить определение агрессии, предложенное более полувека назад группой ученых Йельского университета, руководимой Джоном Доллардом и Нилом Миллером.

    Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки.

    1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

    2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

    3. Раздражение— готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

    4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

    5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

    6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

    7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

    8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.

    1.2 «Причины появления агрессии в младшем школьном возрасте»

    Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии. 4

    Рассмотрим опыт работы с деструктивной формой агрессии. В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие:

    • индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;

    • психолого-педагогический фактор — дефекты школьного и семейного воспитания;

    • социально-психологический фактор — неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;

    • личностный фактор — активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;

    • социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями. 4

    Порой агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию. Вторым источником детской агрессии являются подавленность, напряженность, стресс, неуверенность. С точки зрения психологов, та-кая агрессия серьезнее и неприятнее. Агрессия в данном случае – нецивилизованная защита от чувст-ва тревоги. Есть и третий источник детской агрессивности. Это эмоциональ-ная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод. Такие дети находят удовлетворение, к примеру, в замкнутости, в причинении боли другим без причин, издеваются над ними, ябедничают, оскорбляют словесно и действием. Как будто домогаются любви или мстят за свою заброшенность.

    Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления и неприятие со стороны взрослых — безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение — готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд. 4

    Считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.
    Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. 
    Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает. 
    В случае, когда речь идет о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.

    Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R.) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю. 
    Последний факт, по нашему мнению, может быть проинтерпретирован как еще одно проявление особого значения матери в системе привязанностей и социальных отношений подростка. Очевидно, нарушения идентификации с матерью могут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности. Так, в одном исследовании (Реан А. А., Санникова М.Ю.) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определялось и отношение к отцу, а также к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негати-визации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности. 6

    Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности.
    В одном исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.6

    Как работать с ребятами, проявляющими различные формы агрессивности? И.В. Дубровина в книге «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» отмечает: «Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах» (Дубровина, Андреева, Данилова, Вохмянина, 1998). 5

    1.3«Психологические особенности детей, склонных к агрессии»

    В психологических исследованиях выявляются факторы, влияющие на агрессивное поведение детей. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей,

    а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Изучение этих характеристик чрезвычайно важно для понимания природы этого явления и для своевременного преодоления опасных тенденций. Чтобы выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей, необходимо сопоставить их с теми же характеристиками дошкольников, не проявляющих склонности к агрессии.

    Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей. В то же время некоторые из них показывают значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется, во­первых, в частоте агрессивных действий (в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее четырех актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время каку других детей отмечается не более одного); во­вторых, в преобладании прямой физической агрессии, и в­третьих, в наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой­либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

    В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30% от общего числа членов группы.7

    Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.На основе анализа были выделены три подгруппы детей, которые различаются:

    - по внешним поведенческим проявлениям агрессивности;

    - по своим психологическим характеристикам;

    - по социальному статусу в группе сверстников.

    В первую группу вошли дети, которые чаще используют агрессию как средство привлечения внимания. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции; их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. У таких детей агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Дети этой группы игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным.

    Вторую подгруппу составили дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. Среди всех форм агрессивного поведения у таких детей чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. Положительная оценка взрослого важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения цели. Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.

    В третью подгруппу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянные жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.

    Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае– спонтанная демонстрация себя, во второмдостижение своих практических целейв третьем– подавление и унижение другого. Но всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Как бы себя не вел ребенок: кидался песком, дрался, мучил животных, тиранил все и вся, под этой маской скрывается маленькое несчастное существо, глубоко неуверенное в себе. Им движет единственное желание – обратить на себя внимание, если нужно – даже при помощи силы. В демонстрации силы и власти – выражение глубокой беспомощности. Такому ребенку в первую очередь не достает стабильного чувства собственного достоинства. Наука едина во мнении: чрезмерно агрессивное поведение зарождается от невнимания к детской личности. Такие дети считают, что их недостаточно любят, им не хватает внимания родителей. Находясь в состоянии стресса или втянутые в вереницу будничных дел, они не замечают, что ребенок испытывает чувство одиночества. Более того, они и не предполагают, что он может чувствовать себя одиноким. Занятые своими проблемами, родители сводят свое внимание только к контролю.Еще один фактор, который нельзя недооценивать: в настоящее время нагрузки на детей довольно велики. Дети пытаются этому воспротивиться, снять напряжение, чаще всего это выливается в ярость. 8

    1.4 «»

    Литература:

    1. Словарь по общественным наукам

    2. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. С. 42, 44.

    3. Берковиц Л. Проблемы агрессии.

    4. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.: Генезис , 2009. – 216 с.

    5. И.В. Дубровина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.

    6. Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»

    7. «Педагогический практикум»

    8. http://www.izh.ru/izh/info/i29864.html «Родителям на заметку, статьи психологов»




    написать администратору сайта