Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Дипломная работа "Развитие орфографических навыков в процессе самостоятельной работы учащихся начальных классов". Дипломная работа "Развитие орфографических навыков в процес. Дипломная работа развитие орфографического навыка в процессе самостоятельной работы учащихся начальных классов


Скачать 475.5 Kb.
НазваниеДипломная работа развитие орфографического навыка в процессе самостоятельной работы учащихся начальных классов
АнкорДипломная работа "Развитие орфографических навыков в процессе самостоятельной работы учащихся начальных классов"
Дата08.10.2018
Размер475.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДипломная работа "Развитие орфографических навыков в процес.doc
ТипРеферат
#57443
КатегорияНачальные классы
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8


Работы учащихся прилагаются [Приложение2].

Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

  1. Многие учащиеся имеют невысокий уровень сформированности орфографического навыка, недостаточный уровень базовых знаний и умений;

  2. Основная часть обучающихся имеет слабое представление о теоретических основах современной орфографии, по этой причине учащиеся не могут опереться на них при выборе той или иной орфограммы;

  3. Многие учащиеся испытывают трудности в работе с морфемным анализом слова и часто не могут орфографически правильно выделить части слова;

  4. У значительной части учащихся слабо развит навык работы с текстом и умение интерпретировать его.

Согласно данным констатирующего эксперимента и сделанным нами выводам был отобран дидактический материал, целью которого было уменьшить число неправильных написаний в работах школьников.

Для этого мы использовали упражнения, направленные на закрепление материала по плохо усвоенным учениками темам, которые были выявлены в процессе констатирующего эксперимента.

2.2.Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников
Списывание – это один из эффективных видов упражнений, содействующих выработке навыков орфографического безошибочного письма. Для учащихся 3 класса мы выбрали осложнённое списывание.

Упражнение.

Спишите текст, продолжите его. Разберите по членам предложение о снежинках. Начертите его схему.

Текст.

Дерево-кормушка.

Плоды рябины полезны человеку. Он варит из них варенье, делает сок, готовит витаминный сироп.

Осенью охотно поедает гроздья рябины медведь. Белка запасает рябину на зиму.

Очень любят рябину дрозды.

Зимой рябина кормит многих птиц.

Также мы использовали на уроках по развитию орфографического навыка выборочное списывание – когда ученики отбирают для записи части текста, соответствующие поставленному учителем условию.

Упражнение.

Прочитайте текст.

Первый снег.

Голая земля промёрзла, а зима всё ещё не наступила. Но вот потемнело, и к вечеру пошёл снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось всё больше, и наконец снег повалил хлопьями.

(Г.Скребицкий.)

Найдите ту часть текста, в которой описывается, как шёл снег. Спишите эту часть текста. Подчеркните буквы, которые нужно проверять.

Одним из видов сознательного списывания является списывание по вопросам.

Упражнение.

Прочитайте.

Ребята вошли в берёзовую аллею и увидели памятник.

Это был памятник лётчикам- защитникам Ленинграда. Во время войны здесь был фронтовой аэродром. Отсюда взлетали самолёты.

Теперь здесь парк. Высоко взметнулись берёзы, сосны, ели.

Задание. О чём говорится в тексте? Озаглавьте его. Найдите однокоренные слова. Напишите ответы на вопросы:

1.Где ребята увидели памятник?

2. Кому был поставлен этот памятник?

3. Что здесь было в годы войны?

4. Как изменилось это место теперь?
Орфографический разбор.

Орфографический разбор – одно из эффективных средств закрепления знаний учащихся в области орфографии. О чаще всего применяется в сочетании с грамматическим, собственно морфологическим разбором, так как большинство орфографических правил связано с грамматикой.

При орфографическом разборе должны соблюдаться следующие этапы решения орфографических задач:

1. нахождение орфограммы и определение её типа.

  1. Решение задач в общем виде (правило).

  2. Способ проверки.

  3. Запись.

Письменно: Подготовки (3) – цифрой в скобках указывается количество орфограмм в слове.

Устно: разбор начинаю с приставки.

Приставка – под- с гласной –о- и согласной –д-

Доказываю: готовил, приготовил.

В корне безударная гласная –о-, запоминаю её. Непроизносимых и сомнительных нет.

Суффикс –и-, потому что в неопределенной форме –подготовить- суффикс –и-.

Орфографический разбор мы поводили в процессе комментированного письма. Этот вид письма строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использование следующих алгоритма:

- проговариваю;

-определяю орфограмму;

-вспоминаю правило;

- применяю его;

- пишу;

- проверяю.
Для укрепления орфографических навыков, для приобретения новых знаний по орфографии, мы использовали упражнения, которые можно подразделить на несколько видов. Например, упражнения на усовершенствование действий по выделению корня в слове и установлению родственности слов; такие упражнения могут быть нескольких типов в зависимости от дополнительного действия.

Упражнение 1.

Спишите только однокоренные слова, докажите их родственность.

Дорогой, дороже, дорожка. Смех, смешить, смешать. Ползти, ползучий, полезный.

Упражнение 2.

Выпишите сначала пары слов, проверяемые одним проверочным словом, а потом пары слов, проверяемые разными словами.

  1. Пос…дела от горя.

Пос…дела на скамейке.

  1. Девочка выгл…нула.

Солнце выгл…нуло.

3. Сл…зать по лестнице.

Сл…зать сметану.

Для осознания способов проверки использовались упражнения, связанные с орфографическими наблюдениями.
Упражнения 1.

Измените словосочетание по образцу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните проверочные слова. Как вы подобрали проверочные слова?

Образец: м…ховая шапка – шапка из меха

ст…льные рельсы - …,

ш…рстяной платок - …,

д…ревянная постройка - …,

м…сные котлеты - …,

з…лотое кольцо - … .

Упражнение 2.

В каждой паре родственных слов подчеркните проверочные слова для безударного гласного в корне слова. Назовите способ проверки.

Осенние краски – краски осени,

звериный след – след зверя,

городская улица – улица города,

лесной житель – житель леса

морской берег – берег моря.

Приём постановки орфографической цели был направлен на выработку у детей орфографической зоркости.

Для закрепления орфографического навыка использовались также слова, содержащие в себе сразу несколько орфограмм, над которыми велась работа одновременно.

Упражнение 1.

Найдите в словах несовпадение звучания и написания. Устно докажите правильность написания.

Молодёжь, город, кадушка, головка, полоска, площадка, снежки.

Упражнение 2.

Подберите такое слово, чтобы оно было проверочным для звонких и глухих согласных, для безударных гласных.

Девчата, девчонки – девочки,

легко - …, поезд - …,

молот - …, голубка - … .

Упражнение 3.

Проверьте написание звонких и глухих согласных. подчеркните в проверочных словах безударные гласные.

Просьба – просить, след – следить, пост - , глаз - …, лошадка - … .

Письмо по памяти.

Для усвоения ряда орфограмм, запоминание которых основывается по преимуществу на зрительных восприятиях и которые не подходят ни под какие определенные правила, мы использовали, наряду с другими упражнениями, письмо по памяти заученного наизусть.

Упражнение.

Напишите по памяти.

К нам на длинной ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице- смотри, смотри!-

Он пускает пузыри.

Дождь плясал по огороду,

Поливал на грядки воду…

(З.Александровна.)

Еще один способ обучения орфографии – это запоминание графического состава слова, его «образа».

В начале урока мы проводили орфографические минутки.

Также использовали зрительные диктанты.

Запоминание осмысливается также при составлении самими учащимися орфографических словариков, использование орфографического лото, вывешивание в классе плакатов, на которых написаны трудные слова и орфограммы выделены красным цветом.

Упражнения творческого характера.

Можно предложить детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:

  1. Составь рассказ.

  2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

  3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.

  4. Проверь по слогам каждое слово.

  5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Упражнение.

Какую пользу приносят людям домашние животные? Составь текст о домашних животных их четырёх-пяти предложений. Озаглавь свой текст. Напиши.

Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки. Произносится слово, одновременно на доске изображается его схема (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют с маленькой или большой буквы писать и почему.
Приведем некоторые варианты грамматических зарядок.

Какие буквы «спорят»? Какие «побеждают»?
№1

сугро…, сне…, заво…, шка…, рука…


№2

№3

№4

№5



ро


ря

д




к

о

за

п

о

ёт

в

т

а

а

Гусе

в




ма

г




д

о

ма

з

о

вёт

ф

к

а

а

кру

г




су

б




р

е

ка

ст

о

ит




к

п

и

а




стол

б




гла

з




тр

о

ва

х

о

теть

п

с

а

а
1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта