Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Сравнительный анализ результатов исследования

  • 2.4. Выводы по II главе

  • Список используемой литературы

  • Приложение 1.

  • Дипломная работа "Развитие орфографических навыков в процессе самостоятельной работы учащихся начальных классов". Дипломная работа "Развитие орфографических навыков в процес. Дипломная работа развитие орфографического навыка в процессе самостоятельной работы учащихся начальных классов


    Скачать 475.5 Kb.
    НазваниеДипломная работа развитие орфографического навыка в процессе самостоятельной работы учащихся начальных классов
    АнкорДипломная работа "Развитие орфографических навыков в процессе самостоятельной работы учащихся начальных классов"
    Дата08.10.2018
    Размер475.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДипломная работа "Развитие орфографических навыков в процес.doc
    ТипРеферат
    #57443
    КатегорияНачальные классы
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Работа над непроверяемыми написаниями.

    Приведем пример изучения словарных слов. Все слова с непроверяемыми гласными делятся на 10 групп:

    1.

    2.

    3.

    фамилия

    Москва

    хороший

    Родина
    город

    карандаш

    тетрадь

    русский

    язык

    пенал
    ягода

    капуста

    урожай

    колхоз

    берёза

    4.

    5.

    6.

    товарищ

    ребята

    девочка

    ученик

    дежурный

    учительница
    весело

    быстро

    вдруг

    скоро
    работа

    завод

    машина

    народ

    лопата

    7.


    8.

    9.
    10.

    сорока

    воробей

    ворона
    ветер

    мороз

    коньки

    суббота
    посуда

    одежда

    пальто

    платок

    молоко
    корова

    собака

    медведь

    заяц

    Такие карточки напечатаны для каждого ученика. В картинном словаре слова и картинки сгруппированы соответственно этим группам и разложены по папкам.

    Работаем над одной группой слов неделю. В первый день, знакомя с новыми словами, используем картинный словарь. На второй день дети пишут слова на кальке по трафарету. На третий день – списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку-букву. На четвертом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. И на пятый день – усвоение этих слова проверяется. Дети пишут или картинный диктант, или слова под диктовку, или используют перфокарты, на которых слова с пропущенной буквой.

    Например:

    тварищ

    рбята

    девчка

    учник

    джурный

    учитльница

    учитль


    Такие карточки-перфокарты изготовлены для каждого ученика и помогают быстро проверить усвоение слов любой группы, выявить учеников, которые не запомнили или забыли какое-либо слово. Новая неделя – новая группа слов, изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно.

    Вот некоторые приемы, которые мы использовали при повторении:

    1. Письмо слов (самостоятельно или с комментированием).

    2. Прочитать слова с таблицы, деля на слоги (читать так, как пишем).

    3. Прочитать слова с таблицы так, как пишем, и назвать слово, которое нельзя перенести.

    4. Прочитать слова с таблицы так, как пишем в которых один, два, три и т.д. слогов.

    5. Услышать в предложении словарное слово и повторить его так, как пишем (индивидуально и хором).

    6. Устный картинный диктант: прочить слово так, как пишем, поднимая карточку с гласной буквой.

    7. Зрительный диктант: дети читают хором слово, затем оно убирается, остается картинка. Дети записывают слово самостоятельно или с комментированием.

    8. Любят дети, когда слова с непроверяемой гласной приносит их любимый сказочный герой или игрушка.

    9. Любят дети и такую игру. Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их? Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает звание – «Мудрый кролик». Затем коллективно исправляют ошибки.

    10. Догадайся, какие это слова? б . р . за, к . п . ст .

    11. Из слов убежали гласные, по оставшимся согласным буквам узнай и запиши слово: крндш, пнл.

    12. Ответь одним словом. Шестой день недели (суббота). Перемещение воздушных масс (ветер).

    После того как изучены все группы слов, возможны такие задания:

    1. Выписать слова с сочетанием –оро-.

    2. Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек или мальчиков.

    3. Выписать слова с парной согласной на конце слова.

    4. Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.

    5. Составить и записать рассказ по опорным словам: ветер, мороз, коньки, суббота, весело, ребята.

    6. Составить цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является первой следующего слова.

    7. Диктант-игра «Кто больше запомнил?». Чтение по 2-3 слова цепочкой. Во время паузы дети записывают, что запомнили.

    Некоторые виды упражнений по развитию орфографического навыка , которые мы использовали на уроках русского языка, можно посмотреть в Приложении1.

    Работа по такой системе над словами с непроверяемыми написаниями повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов.

    В последние годы в школе стали применяться элементы программированного обучения. Используются они и в младших классах. Один из элементов программированного обучения при повторении правописания безударных гласных в корне – выборочный ответ.

    Младшие школьники знают: чтобы научиться писать без ошибок, надо подкреплять знание правил упражнениями. Повторяя правописание безударных гласных в корне, они неоднократно встречаются с такими видами работ, как ведение словариков, объяснение трудных написаний, составление со словами с такими написаниями словосочетаний, предложений и связных текстов, диктанты и т.д. Задания с выборочным ответом – новый для учащихся вид работы, который тоже поможет им практически усвоить правописание безударных гласных в корне.
    Мы предложили следующий вид упражнения. Учащимся предлагается несколько слов (например, с пропущенными буквами в корне). Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную гласную в корне и т.д. К заданиям предлагаются 3-4 ответа, из которых правильным является только один.

    Слова

    Ответы

    1

    2

    3

    4

    зад…ржаться

    е

    е

    и

    е

    к…лючий

    а

    о

    о

    о

    щ…ка

    е

    е

    е

    и


    Требуется:

    1. вставить пропущенные буквы сначала мысленно ( в уме);

    2. объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;

    3. выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его название – «выборочный ответ»).

    Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а, а следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е (задержится), в четвертом – слово щека таблица «предлагает» писать с и, а надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.

    Приведем примеры заданий с выборочным ответом.

    Задание 1. Проверьте написание безударных гласных в корне в данных словах. Запишите правильный ответ вместе с проверочными словами. Объясните (устно), почему вы считаете неправильными и другие ответы.


    Слова

    Ответы

    1

    2

    3

    вареный

    маслёнка

    отпилить

    варенье

    маслить

    пилить

    варит

    масло

    пилка

    сварить

    намаслить

    пила

    Образец (для учителя). В первом и третьем ответах допущены ошибки: в них не во всех словах безударная гласная стоит под ударением и слышится неясно. Во втором ответе безударные гласные в корнях всех слов находятся под ударением и слышатся чётко. Этот ответ правильный: варит, масло, пилка.

    Задание №3. Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составьте и запишите с этими словами предложения.

    Слова

    Ответы

    1

    2

    3

    барометр

    доказать

    иллюстрация

    капель

    мизинец

    спешить

    тетрадь

    барометр

    иллюстрация

    мизинец

    тетрадь

    доказать

    капель

    мизинец

    спешить

    барометр

    барометр

    доказать

    иллюстрация

    мизинец

    тетрадь


    Образец: Правильным является первый ответ. В этих словах безударные гласные в корне написаны верно, но проверить их нельзя. Правописание этих слов нужно запомнить.

    Данные перфокарты не единственные, существует большое количество разнообразных как по форме, так и по содержанию, перфокарт. Каждый учитель должен творчески подойти к их изготовлению. Главное, что они помогают проводить интересную работу по предупреждению орфографических ошибок.

    Подобные упражнения мы проводили при организации самостоятельной работы во время уроков в течение одного месяца. Результаты, которые получились, мы можем увидеть, проведя контрольный эксперимент.

    2.3. Сравнительный анализ результатов исследования
    Для того, чтобы выявить результаты работы, было проведено повторное исследование.

    В контрольном эксперименте участвовали учащиеся того же третьего класса МОУ Красногорской ООШ.

    Для выявления уровня сформированности орфографического навыка учащимся было предложено написать повторный диктант.

    После проверки диктанта, мы снова разделили работы на уровни и результат оформили в виде таблицы и диаграммы кругов.


    Уровни развития орфографического навыка

    учащихся 3 класса ( контроль).

    Отмет-

    ка за

    диктант

    Уровни развития

    орфографической

    грамотности

    Про-

    цен-

    ты

    Количество

    человек

    На «5»

    высокий уровень

    13%

    1 Человек

    На «4»

    средний уровень

    61%

    7 Человек

    На«3»

    уровень ниже среднего

    26%

    2 Человек

    На «2»

    низкий уровень

    0%

    0 Человек




    - уровень высокий уровень



    - средний уровень



    - уровень ниже среднего

    Анализируя работы( работы прилагаются в Приложении2), мы видим, что у учащихся после проведения специальных занятий по повторению и закреплению ранее изученного материала и использование упражнений для развития орфографического навыка повысилась орфографическая грамотность.



    Имя ученика

    Всего

    оши-

    бок

    Количество орфографических ошибок,

    допущенных в диктанте











    Раз-дели-тель-ный Ь

    Пар-ные соглас-ные

    Безу-

    дар-ные глас-ные

    Право-

    писа-ние ЖИ-ШИ

    Сло-

    вар-

    ные

    слова

    Предло-

    ги со

    словами

    Дру

    гие

    ошибки

    Андрей

    5

    -

    2

    2

    -

    1

    -

    -

    Вика

    0

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Денис

    1

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    -

    Есения

    2

    -

    -

    1

    -

    1

    -

    -

    Женя

    4

    -

    2

    1

    -

    1

    -

    -

    Катя

    1

    -

    1

    -

    -

    -

    -

    -

    Ксюша

    1

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    -

    Марина

    2

    -

    1

    1

    -

    -

    -

    -

    Маша

    2

    1

    -

    1

    -

    -

    -

    -

    Настя

    2

    -

    -

    2

    -

    -

    -

    -

    ИТОГО

    20

    1

    6

    10

    -

    3

    -

    -



    Таким образом, проведя наше исследование, мы пришли к выводу, что для повышения орфографической грамотности к выработке у них орфографического навыка нужно проводить целенаправленную самостоятельную работу с использованием различных видов упражнений.

    Поскольку приведённые в таблице данные выявили значительное преимущество по успеваемости в экспериментальном классе, то это в конечном итоге позволяет утверждать, что гипотеза об эффективности предложенной системы упражнения для развития орфографического навыка экспериментально доказана.

    Таким образом, данные свидетельствуют об эффективности проведённого эксперимента. Для развития орфографического навыка необходимы систематические упражнения и целенаправленная работа, связанная с отработкой орфографического навыка в процессе самостоятельной работы в виде ежедневного повторения.


    2.4. Выводы по II главе

    Мы провели три этапа эксперимента по исследованию развития орфографической грамотности учащихся 3 класса и вот что мы выявили.

    На первом этапе эксперимента мы установили, что учащимися плохо усвоены правила правописания парных согласных в корне и в середине слова, также ученики не владеют навыками правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, делают ошибки в словарных словах и многие пишут слитно предлоги со словами. Уровень владения учащимися орфографических навыков на первом этапе эксперимента мы считаем низким.

    Далее мы изучили методические опыты учителей по данной проблеме и отобрали наиболее, на наш взгляд, приемлемые методы и приёмы работы с учащимися для коррекции данной проблемы. В течение месяца мы использовали описанные выше виды упражнений для развития орфографического навыка учащихся и по окончанию нашей работы провели заключительный этап – контрольный эксперимент. Он показал, что систематическое повторение и применение на уроках упражнений по развитию орфографического навыка в процессе самостоятельной работы повышают уровень усвоения и развивают орфографические умения учащихся. Меньше делают учащиеся ошибок в написании слов с парными согласными, в написании предлогов со словами ошибок не выявлено. Но в правописании безударных гласных в корне слов по- прежнему допускаются ошибки.

    На основе анализа и обобщения нашего опыта и изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:

    1. В работе над развитием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.

    2. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.

    3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
    Заключение

    Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам прийти к выводу, что орфографический навык зависит от систематического повторения изученного материала, употребляемого в различных видах методических приёмах и упражнений развивающего характера.

    Опытно-экспериментальная работа показала, что орфографическая грамотность учащихся недостаточно развита. И проведённая нами работа убедила, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторения материала, развитие орфографического навыка будет протекать медленно и результат усвоения материала и развитие грамотности будут низкими. Орфографический навык, как мы уже установили, это сознательное действие, поэтому для успешного овладения им ребёнок в школьных условиях проходит через этап осознания орфограммы. А для этого необходимы такие приёмы, которые помогут ребёнку осмыслить ту или иную орфограмму, возбудить в нём активные познавательные процессы. Для осмысления и осознанного написания подходит самостоятельная работа.

    В процессе исследования мы рассмотрели систему упражнений, способствующую, как показал контрольный эксперимент, развитию орфографического навыка. А чтобы процесс развития правописания проходил осознанно, возбуждал активные познавательные действия учащихся, необходимо использовать на уроке такие методы, при помощи которых у учащихся выработается сознательное письмо и автоматизм. И как показал эксперимент, таким методом является самостоятельная работа.

    Особенности протекания рассмотренных нами процессов говорят о том, что формирования орфографического навыка является активность и самостоятельность учащихся в работе по орфографии. Поэтому предложенная нами гипотеза, что организация самостоятельной работы на уроке русского языка по орфографии в начальных классах повышает уровень овладения орфографическим навыком, нашла место в нашей дипломной работе.

    Мы установили, что сознательность и автоматизм при обучении орфографии достигается в процессе работы над правилом и орфографическими упражнениями, обеспечивающими привитие навыка грамотного письма. Как усвоение правила, так и выполнение упражнений связано с активной аналитико-синтетической деятельностью учащихся. Усвоить правило правописания- это значит понять его содержание, уметь определить, к какому языковому факту оно относится, найти признаки, позволяющие установить, подходит ли тот или иной пример под это правило, и основать его применение в процессе упражнений. Постепенно, при выполнении разнообразных упражнений, процесс применения правила автоматизируется. В памяти ученика восстанавливается уже не всё правило, а лишь основные его признаки. Происходит процесс преобразования сознательной деятельности по применению правила правописания в деятельность автоматическую.

    Сочетание сознательности и автоматизма обуславливает необходимость тщательной работы над правилом при обучении орфографии, обоснования правильности написания, продуманной системы разнообразных упражнений, обеспечивающих выработку навыка грамотного письма, выбора метода работы.

    Список используемой литературы

    1.Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач /АрямоваО.С.//

    Начальная школа.- 1988.- №4.-С. 32-34.

    2. Арутюнов А.Р./ Русский язык/ Арутюнов А.Р.// Игровые занятия на уроках

    русского языка.- М., 1987.-С.89-97.

    3. Бабанский Ю.К./ Избранные педагогические труды./- М.: Педагогика,

    1989.- 283с.

    4. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными

    в корне/ Бакурина Т.Н. // Начальная школа. -1997. -№2.- С. 24-26.

    5. Богоявленский Д.Н./ Психология усвоения орфографии./- М., 1966.-158с.

    6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии,

    обучение орфографии/ Богоявленский Д.Н.// Начальная школа.- 1976.-

    №4.-C.14-17.

    7. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные/ Бондаренко А.А.//

    Начальная школа.- 1986.- №9.-С. 32-33.

    8. Бондаренко С.М./ Беседы о грамотности./- Изд.Знание, -М.,- 1977.- С.87.

    9. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности

    учащихся / Булохов В.Я / /Начальная школа.- 1991.- №1.-С.52-55.

    10. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и

    Правописанию/ Буркова Т.В.// Начальная школа.-1991.- №11.- С.12-19.

    11. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гошезо/ М.-

    Просвещение,- 1991.- C.89-98.

    12. Волина В.В.Занимательное азбуковедение./ВолинаВ.В/-М.: Просвещение,

    1991.-84с.

    13. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского

    языка/Грабчикова Е.С. // Начальная школа.- 1988.-№3.-С.30.

    14. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне

    слов/ Двухжилова Л.В.//Начальная школа. -1988.- №2.- С.25-28.

    15. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями/Ераткина В.В.//

    Начальная школа. -1989. -№6.-С.10-13.

    16. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы

    обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик.

    М.: Просвещение.- 1992.-С. 79-102.

    17. Жедек П.С. Списывание в обучении правописанию/Жедек П.С., Тимченко

    М.И.// Начальная школа.- 1989.- №8.-С.30-34.

    18. Журжина Ш.В. Изучение темы. Правописание безударных гласных в

    корне слов во 2 классе /Журжина Ш.В., Козлова В.П. // М.,- 1977.-С.46.

    19.ЗахароваИ.В. Работа со словами с непроверяемым написаниями /Захарова

    И.В.//Начальная школа.- 1993.- №11.-С.52-54.

    20. Иванова В.Ф. Современная русская орфография./ Иванова В.Ф.// М.,

    1991.-С.140-147.

    21. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии./ Иванова В.Ф.// М., 1982.-

    С.234.

    22. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка /Клопова

    А.И. //Начальная школа. -1988.- №11.-С.15-18.

    23. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1

    классе? / Кузьменко А.С. //Начальная школа.- 1992.- №9-С.10.

    24. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка/Купров В.Д.

    //Начальная школа.- 1990.- №3.-С.26-28.

    25.Кустарева В.А. Методика русского языка. /Кустарева В.А.,

    Рождественский Н.С. // М.: Просвещение, 1982.- 338с.

    26. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их

    речевая культура / Кустарева В.А. //Начльная школа.- 1993.- №5.-С.36-38.

    27. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием

    /Лаптева Л.С. //Начальная школа.- 1994.- №8.-С.14-17.

    28. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка./Леонтьев А.Н.//

    М., 1974.-367с.

    29. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.

    / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н.// М.: Просвещение, 1987.-334с.

    30.Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/Львов

    М.Р.// Начальная школа.- 1984.- №12.-С.23-25.

    31. Львов М.Р.Правописание в начальных классах./Львов М.Р.//

    М.: Просвещение, -1990.-298с.

    32. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении

    орфографии/ Мишина Т.И. //Начальная школа.- 1996.- №9.-С.40-43.

    33. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография.

    / Моисеев А.И.// М.: Просвещение.- 1980.- 253с.

    34. Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне

    слова/ Никитина Л.А.//Начальная школа.- 1987 -№5.-С36-37.

    35. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости /Одегова В.Д.//

    Начальник школа.- 1989.- №6.-С.16-

    36. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования

    орфографического навыка/Поль Е.С. //Начальная школа.- 1997.- №1.-С52.

    37. Работы учащихся I-III классов по русскому языку.

    38. Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе.

    / Разумовская Л.И.// М.,- 1974.-124с.

    39. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе/ Разумовская

    Л.И. // Кн. для учителя 2-е изд., доп. М.: Просвещение, -1996.-138с.

    40. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе.

    / Рождественский Н.С.// М.,- 1960.-295с.

    41. Розенталь Д.Э. Современный русский язык./ Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.,

    Теленкова М.А.// М.: Высшая школа,- 1991.-287с.

    42. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии./ Рубенштейн С.А. // М.,

    1978.-198с.

    43. Русский язык. Учебник для студентов пед. ин-та /Под ред.

    Л.Ю.Максимова.// М.: Просвещение,- 1989.- 296с.

    44. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической

    зоркости /Савинова З.А. //Начальная школа.- 1996. -№1.-С.43-44.

    45. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической

    зоркости /Селезнёва М.С. //Начальная школа.- 1997.- №1.-С 24-25.

    46. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика

    обучения./ Соловейчик М.С.// М.,- 1993.-301с.

    47. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне

    слова / Тарасова Л.Е. //Начальная школа.- 1988.- №2.-С.28-30.

    48. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения

    грамоте / Трубицына Г.Д. //Начальная школа.- 1990.- №3.-С.13-14.

    49. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

    / Тутаришева М.К.// 1996.-256с.

    50. Ундзенкова А. Русский с увлечением/ Ундзенкова А., Сагирова О.//

    Екатеринбург,- 1997.-189c.

    51. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми

    написаниями /Уткина Т.И. //Начальная школа.- 1989.-№6.-С.38-39.

    52. Ушакова В.С. Школьные психологи советуют /Ушакова В.С. //Начальная

    школа.- 1996.- №8.-С.10-11.

    53. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте

    шестилетних детей /Фролова Л.А. //Начальная школа.- 1990.- №7.-С2-5.

    54. Чернева Л.Г. Работа над предлогами /Чернева Л.Г. // Начальная школа.-

    1994. -№8.-С.17-18.

    55. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических

    ошибок /Чистякова Л.Н. //Начальная школа.- 1997.- №2.-С21-24.

    56. Шаповалова Н.С. Организация самостоятельной работы по орфографии.

    /Шаповалова Н.С. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.- 2010.-№1.-1-2.

    57. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими

    ошибками /Ясова А. //Начальная школа.- 1991.- №4.-С.16-17.

    Приложение 1.
    Расскажем о проведённой работе над написанием словарных слов, дающей положительные результаты и являющейся важной для лингвистического развития учащихся

    Читают ребята рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он читателю.

    «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», - говорим мы ребятам. Показываем цветные картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает (ведает), где его искать».

    Читают ребята стихи Е. Серовой из цикла «Подскажи словечко»:

    Все знакомы с нами:

    Яркие, как пламя,

    Мы однофамильцы

    С мелкими гвоздями

    Полюбуйтесь дикими

    Алыми … (гвоздиками).

    Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей.

    Вот как можно провести работу со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно.

    Сначала дети отгадывают загадку:

    Под ярусом – ярусом

    Висит зипун с красным гарусом.

    Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и наконец проговаривают его хором.

    После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Мы показываем цветной рисунок и говорим:

    «Слово рябина произошло от славянского слово ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными). В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего «строительного материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

    - Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

    В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

    рябина ряб – пёстрый, рябой

    рябинка

    рябинник

    рябинный

    рябиновое

    На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

    Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.

    Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием мы использовали замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, которые едет в поезде; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам, площадка, с которой производится посадка на поезд». Или другое задание:

    1.Ответь на вопросы, ответы записать.

    Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?
    2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

    1). Сообщение по телеграфу-… 2). Килограмм – это тысяча … 3). Смотр готовности войск - … 4). Рисунок в книге - … 5). Огородное растение, растущее кочаном, - … 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают книги - ….

    Для учащихся, показывает практика, этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается.

    Описанные виды заданий и приемы работы имеют свои цели: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной

    [№25 с. 23-25].

    Работа над предлогами.

    Как показал эксперимент правописание предлогов вызывает у детей определенную трудность. В учебнике русского языка по этой теме сказано: «Слова в, из, к, на, от, по, с, пишутся отдельно от других слов».

    Некоторые дети, зная это правило, начинают отделять буквы и слоги, похожие на предлоги, в любом слове, например: по суда. И, конечно, всегда находятся учащиеся, которые всегда пишут предлоги со словами вместе, несмотря на большую работу над этим правилом.
    Приведем примеры наглядных пособий, которые применяются в определенной последовательности в работе с предлогами.

    Чтобы работа была более интересной, можно ввести схемы предлогов. Схемы составляются с помощью картинок сами детьми.

    Дети запоминают схемы и легко их различают. Схемы лучше поместить на плакате под номерами: 1 – на, 2 – над, 3- в, 4 – под, 5- у, 6 – из, 7 – по, 8 – к.

    Схемы можно использовать в словарной работе, например, учащиеся изучают слова капуста. Предложить или сказать это слово со всеми предлогами, записать с предлогом под номером 6 или назвать номера предлогов родительного падежа, дательного падежа и т.д.

    Все схемы должны «рождаться» на глазах у учащихся и с их помощью. [№57с. 60-61].



    1. Помогите вернуть предлоги на свои места.
    1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта