Главная страница
Навигация по странице:

  • Древнейшие образцы скульптуры Древней Греции: крито-микенская, кикладская, архаическая скульптура.

  • Мирон Великий

  • Двенадцати метровая статуя Афины

  • Скопаса

  • Римский скульптурный портрет: особенности техники и стиля, культурное и историческое значение

  • Скульптурный портрет

  • Использованная литература

  • Изо контрл 4 сем. Древнейшие образцы скульптуры Древней Греции критомикенская, кикладская, архаическая скульптура


    Скачать 0.87 Mb.
    НазваниеДревнейшие образцы скульптуры Древней Греции критомикенская, кикладская, архаическая скульптура
    АнкорИзо контрл 4 сем.docx
    Дата09.05.2017
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИзо контрл 4 сем.docx
    ТипДокументы
    #3593







    Древнейшие образцы скульптуры Древней Греции; крито-микенская, кикладская, архаическая скульптура.

    И

    Римский скульптурный портрет: особенности техники и стиля, культурное и историческое значение

    Содержание

    Древнейшие образцы скульптуры Древней Греции; крито-микенская, кикладская, архаическая скульптура. 2

    Римский скульптурный портрет: особенности техники и стиля, культурное и историческое значение 7

    Использованная литература 12

    Древнейшие образцы скульптуры Древней Греции: крито-микенская, кикладская, архаическая скульптура.

    Крито-микенский период (конец III — II тыс. до н. э.): минойская и микенская цивилизации; возникновение первых государственных образований; развитие мореплавания; установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока; возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

    Скульптура Древней Греции в первые века своего существования испытала достаточно серьезное влияние искусства Египта. Практически все произведения древнегреческой скульптуры представляли собой полуобнаженных мужчин с опущенными руками. Спустя некоторое время греческие скульптуры стали немного экспериментировать с одеждой, позами, а лицам стали придавать индивидуальные черты.d:\users\user\desktop\31.jpg

    В классический период скульптура достигла своих высот. Мастера научились не просто придавать статуям естественные позы, но даже изображать эмоции, которые якобы испытывает человек. Это могла быть задумчивость, отрешенность, радость или строгость, а также веселье.

    В этот период стало модно изображать мифических героев и богов, а также реальных людей, которые занимали ответственные должности – государственные деятели, полководцы, ученые, атлеты или просто богатые люди, которые желали увековечить себя в веках. Большое внимание в то время уделялось обнаженному телу, так как существовавшие в то время и в той местности понятие о добре и зле именно внешнюю красоту трактовали, как отражение духовного совершенства человека.

    Развитие скульптуры, как правило, определялось потребностями, а также эстетическими запросами существовавшего в то время общества. Достаточно посмотреть на статуи того времени и можно понять, насколько красочным и ярким было искусство в то время. Скульптура древней Греции Мирон Великий скульптор Мирон создал статую, которая оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это знаменитое изваяние Дискобола – метателя диска. Человек запечатлен в тот момент, когда его рука откинута немного назад, в ней находится тяжелый диск, который он уже готов метнуть вдаль.

    Скульптор смог запечатлеть атлета в самый кульминационный момент, который предвещает следующий, когда снаряд высоко взметнется в воздух, а атлет выпрямится. В данной скульптуре Мирон овладел движением.d:\users\user\desktop\nama_athéna_varvakeion.jpg

    В другое время был популярен мастер – Поликлет, который установил равновесие человеческой фигуры в медленном шаге и покое. Скульптор стремится найти идеально правильные пропорции, на которых может быть построено человеческое тело при создании скульптуры. В конечном итоге был создан образ, который стал определенной нормой и более того, примером для подражания.

    Поликлет в процессе создания своих работ математически рассчитывал параметры всех частей тела, а также их соотношение между собой. За единицу брался человеческий рост, где голова составляла одну седьмую часть, кисти рук и лицо – одну десятую, а ступни – одну шестую.

    Поликлет свой идеал атлета воплотил в статуе молодого юноши с копьем. В образе очень гармонично сочетается идеальная физическая красота, а также одухотворенность. Скульптор очень ярко выразил в данной композиции идеал той эпохи – здоровую, разносторонне развитую и цельную личность.

    Двенадцати метровая статуя Афины была создана Фидием. Кроме того, он создал колоссальную статую бога Зевса для храма, который находится в Олимпии.

    В искусстве мастера Скопаса дышат порыв и страсть, борьба и беспокойство, а также глубокие события. Самое лучшее произведение искусства этого скульптора – статуя Менады. В то же время работал Пракситель, который в своих творениях воспевал радость жизни, а также очень чувственную красоту тела человека.d:\users\user\desktop\0_82f9f_3240d7df_xxl.jpg

    Лиссип создал примерно 1500 статуй из бронзы, среди которых просто колоссальные изображения богов. Кроме того, есть группы, которые отображают все подвиги Геракла. Вместе с мифологическими образами в скульптурах мастера отображались и события того времени, которые затем вошли в историю.

    В конце XIX – начале XX в. археологи обнаружили древнюю культуру (эпохи бронзы) на территории материковой Греции, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии. Она получила условное географическое название «эгейская культура». В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности. Древнейшая из них – Крито-микенская, или Минойская, с центром на острове Крит. На островах развивалась Кикладская культура, а в Пелопоннесе – Элладская. Ее центры – Микены и Тиринф. Именно на Крите и в Микенах была обнаружена основная группа археологических памятников: развалины дворцов, частных жилых домов, гробницы, скульптура, стенная роспись, расписные вазы, резьба по камню. Они дают нам представление о Крито-микенской цивилизации.

    http://vesnart.ru/italia/img3.jpg

    В начале III тыс. до н. э. на смену общинно-родовому этапу приходит полисная организация социальной жизни, начинают формироваться первые города-государства. Отличительной чертой полиса является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такой дворец – средоточие сложной экономической, военной и религиозной жизни. Он являет собою актуализированный образ цивилизации.

    Различают эпоху «старых дворцов» – начиная примерно с XX–XVII вв. до н. э., когда старые дворцы были разрушены (в результате, вероятно, природных катаклизмов), и эпоху «новых дворцов» XVI–XV вв. до н. э. Из-за наличия дворцов и отсутствия культовых сооружений культуру Крита часто называют «светской» или «дворцовой»[.

    Раскопками на острове Крит, начиная с марта 1900 г., занимался хранитель Оксфордского музея Артур Джон Эванс, который сразу отметил самобытный дух этой культуры[3]. Критские дворцы не были укреплены: ни рвов, ни мощных крепостных стен не обнаружено при раскопках. Вероятно, флот был достаточно могуч, чтобы отразить любое нападение. Царский дворец в городе Кносс – самый большой по площади, около 20 тыс. м2. По сторонам большого внутреннего двора находилось множество помещений, коридоров, запутанных ходов, что дало основание исследователям назвать его мифическим «Лабиринтом». Кносский дворец был снабжен системой водоснабжения и водоотведения, что говорит о высоком инженерном мастерстве зодчих. Освещался дворец специальными световыми колодцами-двориками[4], а также имел систему вентиляции, вращающиеся двойные двери, бесчисленные мастерские и кладовые. Все максимально функционально и не давит на человека, как это было в искусстве Египта или Месопотамии.

    http://ornamentklub.ru/images/stories/ornament3/%20%20%20.jpg

    Но главным украшением Кносского дворца являются его фрески, отражающие быт человека той эпохи, окружающее его пространство. Многочисленные обитатели моря – дельфины, летающие рыбки, кальмары, осьминоги, а также игры с быками представлены на фресках дворца. Изображения человека не стандартны для эпохи – человек слишком свободен и жизнерадостен, он весь пребывает в изменчивом движении: шествия, игры, ритуальные процессии, улыбающиеся женщины, торжественно шествующие юноши с дарами и царь-жрец среди цветущего луга крокусов. Основная священная функция царя-жреца заключалась в сохранении «священного порядка в природе», с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы, ее порядок и отправления.

    В конце XV в. до н. э. недалеко от о. Крит происходит грандиозное извержение вулкана на о. Тир, в результате чего большинство поселений на Крите погибло. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись воинственные племена ахейцев и захватили его.

    Римский скульптурный портрет: особенности техники и стиля, культурное и историческое значение

    Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

    Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a8/museo_civico_archeologico_di_bologna_gipsoteca.jpg/300px-museo_civico_archeologico_di_bologna_gipsoteca.jpg

    Скульптурный портрет — при Августе приобрел новые, черты. Ранее в портретах времен республики находили свое органическое слияние внешнее сходство изваяния с оригиналом и особенная внутренняя настроенность, сближавшая все образы, делавшая их похожими друг на друга, а также замкнутость, самостоятельность и погруженность в мир личных чувств и переживаний. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/pic/000371.jpg

    Республиканские портреты получали различную эмоциональную окраску в зависимости от места их исполнения и распространенных в той области вкусов и склонностей делавшего их скульптора. Конечно, играло роль и назначение портрета — предназначался ли он для надгробия или для увековечивания заслуг еще живого человека. В связи с этими обстоятельствами статуи и бюсты порой несли в себе этрусские черты, иногда явно зависели от эллинистических оригиналов, но чаще сохраняли исключительную резкость образов и черт, присущих римским вкусам.

    В надгробных образах нередко проскальзывали ноты печали, иногда поражала суровость точно воспроизведенных черт лица и особенностей характера. Но чем отчетливее в поздней республике обрисовывался монархический характер правления, а римлянами осознавалась их власть над миром, тем заметнее менялись художественные формы и в портретах начинали звучать новые ноты. На смену сдержанным и замкнутым образам старейшин римских родов приходили статуи и бюсты новых деятелей. Их пластические формы приобретали незнакомую республиканским памятникам внушительность и помпезность. Осознание римской земной властности сливалось в художественных образах Юлия Цезаря, Помпея, Цицерона с чувством найденной еще в эллинизме и звучавшей там свободой пластических форм. К поэтическому выражению пространственной и временной безграничности, типичной для эллинистических памятников, присоединялось прозаическое римское чувство власти. И именно на этой основе и возникли раннеимперские тенденции в позднереспубликанских портретах.

    Скульптурный портрет ранней империи можно разделить на несколько групп, каждая из которых обладает особыми качествами. Прежде всего, это портреты Августа. В них наиболее сильны идеи классицизма. Затем группа мужских портретов: приближенные принцепса, военачальники или чиновники и другие частные лица. Далее — женские портреты, прежде всего портреты жены Августа и его дочери, и еще одна группа — детские образы.http://ancientrome.ru/art/artwork/sculp/rom/imp/augustus/aug149.jpg

    Материалами для портретов служили, как и раньше, известняк, мрамор, бронза, глина. Портретный жанр включал различные формы: статуи, изображавшие человека во весь рост (стоящим или сидящим), бюсты, а также надгробные рельефные портреты, в которых хотя и продолжались традиции республиканских памятников этого рода, но возникали и новые черты.

    Основным направлением искусства ранней империи, как уже говорилось, был классицизм. Это объясняется как впечатлениями, полученным

    от греческой скульптуры, так и внутренними причинами, и прежде всего официальным характером римской художественной культуры того времени. Отчетливо проявились тенденции этого стиля в статуях Августа и близких к нему лиц — в образах его жены, а также в детских портретах рода Юлиев.http://www.ljplus.ru/img4/s/p/spqr_ru/claudiaoctavia.jpg

    В портретах частных римлян дольше держались позднереспубликанские традиции, особенно в надгробных памятниках, где нововведения считались, по-видимому, недопустимыми.

    Скульптурных портретов Августа сохранилось довольно много. Они прославляли Августа как миротворца, украшали площади и общественные здания огромной столицы новой Римской империи и других городов Апеннинского полуострова, а также провинций. Не исключено, что многие статуи были воздвигнуты уже после его смерти, в годы правления преемников, но большая часть — несомненно при жизни. Сохранились они в большом количестве также и потому, что их не разбивали и не уничтожали после смерти Августа, как позднее после свержения многих других римских императоров, вызывавших у народа и сената не только страх, но и ненависть. Можно считать, что Августу «повезло» в этом отношении. Его преемники сумели постепенно сгладить и дипломатично оправдать жестокости, творившиеся в годы правления «миротворца».

    Принцепса изображали в разнообразных позах и одеждах, в различных его государственных должностях — полководцем, выступающим с речью перед войсками, жрецом, приносящим жертвы, а порой и всесильным божеством. В одних статуях он представлен стоящим во весь рост, в других — сидящим на троне, закутанным в широкую тогу или облаченным в воинские доспехи, или же выступающим с полуобнаженным торсом, в виде бога Юпитера. Талант скульпторов того времени в работе над композицией и сюжетами статуй Августа получил возможность широкого творческого раскрытия. Много могут рассказать о специфике портретной пластики времени ранней империи эти изваяния и историкам искусства.

    Одно из самых значительных изображений Августа было найдено в вилле его жены Ливии у римских ворот Прима Порта. Облаченный в боевые доспехи, в позе полководца, Август выступает с речью перед войсками. На нем короткая, выше колен, туника; поверх нее надет панцирь с рельефными сценами и окутывающий бедра плащ, конец которого переброшен через локоть левой руки.d:\users\user\desktop\mediapreview.jpg

    В изваянии много необычного и в то же время характерного для римского понимания образа. Представив Августа с обнаженными выше колен босыми ногами (так принцепс никогда не мог появиться перед войсками, а тем более в торжественный момент произнесения речи), скульптор стремился героизировать образ, не принизив его воспроизведением тривиальных предметов, в данном случае сапог или сандалий. Древнегреческие ваятели в подобных случаях показывали героя обнаженным, и в этом проявлялась свойственная эллинскому искусству иносказательность, уместная в связи с совершенным отсутствием портретности. Мастер же, точно передавший в лице Августа портретные черты, не решился открыто и прямо совместить эллинский и римский.

    Использованная литература

    Все материалы взяты из интернет источника

    Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль,

    1989

    Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

    Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского

    университета, 1993

    Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

    Вощинина А. И. Римский портрет. Коллекция Государственного Эрмитажа. — Л., 1974.

    Соколов Г. И. Римский скульптурный портрет III века, 1983.

    Хафнер, Герман. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе.

    Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах
    написать администратору сайта