Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Взаимодействие общества и географической среды

  • Раздел 2 (Лекции по эконом. географии). Экономикогеографический потенциал России


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеЭкономикогеографический потенциал России
    АнкорРаздел 2 (Лекции по эконом. географии).doc
    Дата23.04.2018
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРаздел 2 (Лекции по эконом. географии).doc
    ТипГлава
    #16260
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    глава 2
    экономико-географический потенциал

    России
    2.1. Экономико-географическое положение и административно-территориальное устройство Российской Федерации
    Потенциал (от лат potentia- сила) источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения задач и достижения целей. Совокупность экономико-географических факторов определяет потенциал национального развития.

    Географическое положение территории можно рассматривать и как условие, и как фактор экономического развития.

    Среди географических особенностей России, влияющих на хозяйственную деятельность, расселение населения и формирование среды обитания в целом, обращают на себя внимание, прежде всего, следующие положения.

    1. Обширность занимаемого страной пространства.

    2. Неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории.

    3. Богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов.

    4. Многонациональный состав населения и этническая мозаичность территории (наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народностей).

    5. Сильные территориальные контрасты в экономической и социальной сферах.

    Российская Федерация (РФ) – самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной.

    Геополитическое положение России взаимосвязано с экономико-географическим положением (ЭГП), то есть положением на экономической карте мира, отражающим положение страны по отношению к основным хозяйственным рынкам и центрам мировой экономики. Впервые понятие ЭГП ввел в географическую науку известный ученый Н.Н. Баранский (1881 – 1963гг.). Это понятие широко используется для оценки места стран на мировой карте, и кроме того, для определения отношения любого географического объекта к другим, расположенным вне его.

    Площадь территории России - 17,1 млн. км2, что почти в 2 раза больше, чем КНР или США. На 1 января 2010 г. численность населения составила 141,9 млн. чел., а плотность населения - 8,3 человека на 1 км2. Российская Федерация занимает 1-е место в мире по территории, 9-е место - по численности населения и 8-е место - по объему ВВП, рассчитанному в долларах США по паритету покупательной способности.

    Величина территории – важная экономико-географическая особенность любого государства. Для России – самой крупной по площади страны в мире – она имеет далеко идущие последствия как геополитического, так и хозяйственного значения.

    Благодаря обширности территории обеспечиваются все необходимые условия рационального географического разделения труда, возможности более свободного маневра в размещении производительных сил, повышается обороноспособность государства, достигаются и другие положительные результаты в области экономического и социального развития.

    Крайняя северная точка страны – мыс Флигели на острове Рудольфа в составе архипелага Земли Франца – Иосифа, а на материке – мыс Челюскин; крайняя южная – на границе с Азербайджаном; крайняя западная – на границе с Польшей у Гданьского залива на территории анклава, образованного Калининградской областью РФ; крайняя восточная – остров Ратманова в Беринговом проливе. Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, то есть находится в средних и высоких широтах. В этом отношении аналогом среди зарубежных стран может служить только Канада. Максимальное расстояние между западными (не считая Калининградскую область) и восточными рубежами – 9 тыс. км., между северными и южными – 4 тыс. км. В пределах России находится 11 часовых поясов. Протяженность границ составляет 58,6 тыс. км., в том числе сухопутных – 14,3 тыс. км., морских – 44,3 тыс. км.

    Международно-правовое оформление и мероприятия по вопросам обустройства российских государственных границ проводит Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (www.rosgranitsa.ru). Международные соглашения по государственной границе заключены с Китаем, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей, Грузией, Финляндией и Норвегией. Полный перечень сопредельных с РФ стран приведен в таблице 2.1.

    Таблица 2.1

    Информация о сопредельных странах

    и граничащих с ними субъектах Российской Федерации*

    Сопредельные

    страны

    Приграничные субъекты РФ

    1. Абхазия

    Краснодарский край, Карачаево-Черкесская Республика

    2. Азербайджан

    Республика Дагестан

    3. Белоруссия

    Псковская область, Смоленская область, Брянская область

    4. Грузия

    Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия- Алания, Чеченская Республика, Республика Дагестан

    5. Казахстан

    Астраханская область, Волгоградская область, Саратовская область, Оренбургская область, Челябинская область, Курганская область, Тюменская область, Омская область, Новосибирская область, Алтайский край, Республика Алтай

    6. Китай

    Республика Алтай, Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край, Приморский край

    7. КНДР

    Приморский край

    8. Латвия

    Псковская область

    9. Литва

    Калининградская область

    10. Монголия

    Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Бурятия, Забайкальский край

    11. Норвегия

    Мурманская область

    12. Польша

    Калининградская область

    13 США

    Чукотский Автономный округ

    14. Украина

    Брянская область, Курская область, Белгородская область, Воронежская область, Ростовская область

    15 Финляндия

    Мурманская область, Республика Карелия, Ленинградская область

    16. Эстония

    Ленинградская область, Псковская область

    17. Южная Осетия

    Республика Северная Осетия-Алания

    18. Япония

    Сахалинская область

    * С Японией и США границы морские

    Россия по многим аспектам международных отношений является правопреемницей бывшего СССР и, в этом качестве, выполняет функции постоянного члена Совета безопасности ООН, входит в важнейшие международные организации.

    Геополитическое положение страны – это ее место на политической карте мира и отношение к различным государствам.

    Россия в своей геополитике ориентируется на многие группы государств:

    1. Страны СНГ и другие новые независимые государства (не только непосредственные соседи России, но и соседи второго порядка: Молдова, Армения, государства Средней Азии, страны третьего порядка - Таджикистан). Соседи второго порядка - страны, соседние с пограничными государствами. С Таджикистаном Россия может иметь связи через территории Казахстана и Киргизии (или Узбекистана).

    2. Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское экономическое сообщество, среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса.

    3. Страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи.

    4. Страны бассейнов Балтийского и Черного морей, с которыми Россия уже заключила многосторонние соглашения.

    5. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно полюса мировой экономики и политики - Япония, Китай, Индия.

    6. Особая роль принадлежит развитию многосторонних связей России с США.

    Геополитическое положение России в современных условиях определяется многими факторами разного уровня – от глобальных до региональных.

    Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности экономического и политического сотрудничества с зарубежными странами различной геополитической ориентации. Через ее территорию проходят коммуникации мирового значения, обеспечивающие транспортные связи между западом и востоком, севером и югом.

    Россия представляет собой единое экономическое пространство, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов, осуществляются внутрирайонные и межрайонные связи, охватывающие как материальное производство, так и непроизводственную сферу. Это пространство консолидируют единая транспортная, энергетическая и информационная системы, единая система газоснабжения, различные сети и коммуникации, другие инфраструктурные объекты.

    Размеры территории предопределяют разнообразие региональных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По масштабам природно-ресурсного потенциала Россия практически не имеет аналогов. В то же время, большая часть территории расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах. Необходимость преодолевать огромные расстояния выдвигает серьезные проблемы перед транспортом, которые усугубляются суровыми климатическими условиями на значительной части территории. В отношении транспортной доступности условия весьма дифференцированы. При больших территориальных пространствах, несмотря на то, что это принято считать благоприятным условием для развития хозяйства и обеспечения экономической независимости страны, интенсивное развитие экономики возможно лишь при развитой системе транспорта.

    Существенные различия в степени экономической освоенности территории, уровне обеспеченности природными и трудовыми ресурсами находят отражение в количественных и качественных характеристиках хозяйства. Производственный потенциал европейской части много больше, а структура хозяйства значительно сложнее, отличается более широкой диверсификацией, чем в восточных районах.

    Россия является федеративным государством – Российской Федерацией (РФ), объединяющей субъекты федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

    В состав РФ входят 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа (всего в 2010 г. - 83 субъекта).

    Города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

    Республики России: Адыгея (Майкоп), Алтай (Горно-Алтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), Ингушетия (Назрань), Кабардино-Балкария (Нальчик), Калмыкия (Элиста), Карачаево-Черкесская (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий-Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Северная Осетия - Алания (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашская (Чебоксары); Саха (Якутск).

    Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

    Автономные округа: Ненецкий автономный округ (Нарьян-Мар) в Архангельской области, Ханты-Мансийский автономный округ (Ханты-Мансийск) и Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард) в Тюменской области, Чукотский автономный округ (Анадырь).

    На территории России находится одна автономная область в Дальневосточном экономическом районе - Еврейская автономная область (Биробиджан).

    Отметим особенность территориально-государственного устройства России по Конституции РФ 1993 г. Девять автономных округов (за исключением Чукотского автономного округа) входили в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и территориальная часть (автономный округ) и целая территория (край или область) являлись равноправными субъектами федерации. Начиная с 2003 года в России, происходит постепенное объединение автономных округов и соответствующих субъектов федерации. Это поэтапный процесс, включающий проведение всенародного референдума, подготовку и утверждение законопроекта, выбор органов управления, объединение бюджетов.

    За период с июня 2003 г. (11 июня губернатор Пермской области и глава администрации Коми-Пермяцкого автономного округа подписали обращение к Президенту России с инициативой образования Пермского края путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа) по настоящее время было образовано 5 новых субъектов Федерации:

    • Пермский край, объединивший Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ в единый субъект Федерации (дата образования - 1.12.2005 г.);

    • Красноярский край на основе объединения территории края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (1.01.2007 г.);

    • Камчатский край, объединивший Камчатскую область и Корякский автономный округ (1.07.2007 г.);

    • Иркутская область в результате объединения области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (1.01.2008 г.);

    • Забайкальский край, объединивший Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ (1.03.2008 г.).

    Автономные округа в составе образованных субъектов Федерации получили статус муниципальных районов с особым статусом, определяемым уставами субъектов и законодательством РФ.

    Каждый регион – субъект федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.

    Субъекты федерации объединены в более крупные административные территориальные образования – федеральные округа. 13 мая 2000 г. согласно Указу Президента № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» территория России была разделена на 7 федеральных округов. Федеральный округ имеет свой центр и аппарат управления, возглавляемый полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе.

    В январе 2010 г. из состава Южного федерального округа Указом Президента был выделен Северо-Кавказский, в который вошли республики Северного Кавказа (кроме Адыгеи) и Ставропольский край.

    Перечень федеральных округов и соответствующих административных центров: Центральный (центр федерального округа - г. Москва), Северо-Западный (центр федерального округа - г. Санкт-Петербург), Южный (центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону), Северо-Кавказский (центр федерального округа – г. Пятигорск), Приволжский (центр федерального округа – г. Нижний Новгород), Уральский (центр федерального округа – г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск).

    На территории России выделяется 11 экономических районов: Северо-Западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (Калининградская область не входит в состав экономических районов). Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками.

    Каждый из этих районов выполняет определенные функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны.

    Россия по многим параметрам – территории, населению, природно-ресурсному потенциалу, производственному, научно-техническому и интеллектуальному потенциалу, участию в решении глобальных проблем современности, связанных, прежде всего, с освоением космического пространства, содействию в поддержании мира и безопасности – великая держава.
    2.2. Взаимодействие общества и географической среды
    Географическая среда - философская и экономическая категория, обозначающая одно из важных условий материальной жизни общества, влияющее на процесс развития общества не непосредственно, а через способ производства материальных благ, через существующие производственные отношения. Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

    Концепция «географического детерминизма» утверждает, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Социально-экономические явления представители географического детерминизма ставят в решающую зависимость от географических факторов.

    Географический детерминизм называют также географическим направлением в социологии, ставящее развитие общества в прямую зависимость от географических условий (климата, почвы, рек и т.п.) Это признание, по существу означало натуралистическое, идеалистическое объяснение истории. Идея об определяющей роли природных условий в жизни общества выдвигалась уже античными мыслителями (Платон, Аристотель и др.) в противоположность религиозно-мифологическим воззрениям. В 18 веке географический детерминизм становится определенным направлением в науке. Основоположником этой теории был Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) – французский просветитель, правовед, философ. На этом этапе своего развития географический детерминизм противостоит феодально-религиозной идеологии, проповедавшей божественную предопределенность общественных явлений.

    После публикации работы Ч. Дарвина "О происхождении видов" в 1859 году идеи об эволюции, естественном отборе и приспособлении организмов к окружающей среде стали предпосылкой нового этапа развития теории географического детерминизма.

    Известный представитель этой теории Ф. Ратцель писал: " Содержание человеческой деятельности определяется параметрами естественной среды обитания". Кроме того, он рассматривал государства как организмы, ведущие борьбу за жизненное пространство (эти положения в дальнейшем используются в геополитике). Крайние сторонники этой теории утверждали, что «человек есть продукт земной поверхности» (Э.Симпл, 1911 г.), и стремились объяснить все особенности поведения отдельного человека, сообществ и наций экологическими причинами (энвайронментализм). У Бокля географический детерминизм является обоснованием вечности социального неравенства, обоснованию необходимости существования колоний.

    Географический детерминизм продолжает свое развитие в геополитике. Понятие «геополитика» было впервые введено шведским государствоведом Р.Челленом. В работе «Государство как форма жизни» он обосновывал необходимость территориальной экспансии. Однако К. Гаусгофер и Э. Обст связали геополитику с идеологий нацизма.

    Наиболее интересными представителями российской науки, работавшими в данной парадигме, являлись Л.И. Мечников, опубликовавший в 1889 г. знаменитую работу – «Цивилизация и великие исторические реки», которая содержала прогноз относительно будущего мирового господства океанических государств – России и США, а также Л.И. Гумилев, давший географическую трактовку этнической истории Евразии.

    Поскольку недостатки данной парадигмы обнаружились достаточно быстро, особенно в связи с расизмом и национализмом, на смену географическому детерминизму была выдвинута теория географического поссибилизма, представлявшая человека скорее активным, чем пассивным агентом. Французские поссибилисты (Л. Фебр, П. Видаль де ла Блаш и др.) разработали модель, согласно которой разные люди в одно и той же среде обитания будут избирать совершенно разные способы экономического поведения на основании различий в культуре, технике, политических и экономических отношениях и других неприродных факторах.

    После того как удалось очертить поле применения каждой теории – детерминизма – для районов с экстремальными природными условиями, а поссибилизма – для районов с благоприятными и разнообразными природными условиями, была осознана необходимость комплексного учета всех причин поведения человека на определенной территории (и природных, и социальных, и экономических).

    На 30 Международном географическом конгрессе специальные заседания секции «История географической мысли» были посвящены памяти немецкого географа ХIХ в. Фридриха Ратцеля, основателя антропогеографии, и британского теоретика географии Халфорда Маккиндера, изучавшего географические основы истории человечества. Ему принадлежит теория, определяющая Восточной Европе и России место «хартланда» (сердцевины) «Мирового острова» (так он называл Евразию вместе с Африкой). Вспоминалась его знаменитая в свое время фраза: «…Тот, кто правит хартлендом, господствует… над миром». Российские географы выступили на конгрессе с критикой географического детерминизма Х. Маккиндера (А.И. Тревиш (Институт географии РАН) и Н.В. Петров (Московский центр Карнеги)).

    В географической среде выделяют природные условия и природные ресурсы.

    Природные условия - это объекты и силы природы, существенные на данном уровне развития производительных сил для жизни и хозяйствования, но непосредственно не участвующие в материальной, производственной и непроизводственной деятельности. Понятие природных условий обладает исторической условностью. На определенной ступени развития производительных сил природные условия становятся ресурсами, например нетрадиционные источники энергии. Природные условия оцениваются в экономическом отношении: влияние природных условий, отражаясь на производительности общественного труда, в значительной степени определяет величину материальных затрат.

    Природные ресурсы - это элементы и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда) и предметов потребления. По своей материальной форме это объекты (компоненты) и силы природы, свойства и размещение которых обусловлены природными закономерностями.

    Природные ресурсы можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее фундаментальный характер имеет классификация природных ресурсов на основе их генезиса. Согласно природной классификации, ресурсы делятся на: земельные (почвенные); лесные; водные; биологические; минерально-сырьевые (полезные ископаемые); энергетические; климатические.

    В связи с проблемой ограниченности запасов природных ресурсов возрастает значение классификации по признаку их исчерпаемости: на исчерпаемые и неисчерпаемые.

    К практически неисчерпаемым можно отнести энергию солнца, ветра, океанов, морей , климатические ресурсы.

    Важным признаком является возобновляемость природных ресурсов. Исчерпаемые природные ресурсы делятся на: возобновимые и невозобновимые

    К возобновляемым ресурсам относятся лес, вода, почва и т.д. Возобновимость понятие относительное, так как есть определенные границы исчерпания, за которыми данный вид ресурса лишается способности и возможности самовосстановления и превращается в невозобновимый.

    Ресурсы различаются по их заменимости. К числу заменимых относятся различные виды энергии, топлива и сырья. К практически незаменимым относится воздух, вода, то есть те виды ресурсов, без которых невозможна жизнь.

    Хозяйственная классификация исходит из направлений и форм хозяйственного использования, делит ресурсы на общего и специализированного использования, отраслевого и многоотраслевого использования. Например: земля - это пространственная основа производства, в сельском хозяйстве - средство производства; вода - средство производства, предмет потребления, транспортный путь.

    По своему народнохозяйственному значению все полезные ископаемые делятся на балансовые (кондиционные) и забалансовые (некондиционные) ресурсы (запасы).

    Балансовые - это те запасы, которые на данном этапе развития производства использовать экономически целесообразно и которые по условиям эксплуатации соответствуют промышленным требованиям.

    Забалансовые - малые запасы низкого качества со сложными условиями эксплуатации.

    Величины запасов полезных ископаемых обладают различной достоверностью их подсчета, зависящей от сложности геологического строения месторождений и детальности геологической разведки.

    По степени достоверности определения запасов они разделяются на категории. В России действует классификация запасов полезных ископаемых с разделением их на категории: A, B, C1, C2.

    К категории A принадлежат детально разведанные запасы полезных ископаемых с точно определенными границами тел полезных ископаемых, их формами и строением.

    К категории B относятся предварительно разведанные запасы полезных ископаемых, с примерно определенными контурами тел полезных ископаемых, без точного отображения пространственного положения природных типов минерального сырья.

    В категорию C1 включают запасы разведанных месторождений сложного геологического строения, а также слабо разведанные запасы полезных ископаемых на новых площадях, с учетом экстраполяции.

    К категории C2 относятся перспективные запасы.

    A, B, C1 - принадлежат к промышленным.

    A, B, C1, C2 и прогнозные запасы образуют общегеологические.

    Территориальные сочетания природных ресурсов дают широкие возможности для комплексного развития экономических районов и территориального разделения труда.

    Экономический механизм природопользования

    Вся история человеческого общества - это история взаимодействия его с природой, с географической средой. В процессе этого взаимодействия между ними происходит постепенный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. Во второй половине 20 века впервые человечество оказалось перед угрозой уничтожения среды своего обитания. Локальные изменения в природных системах стали перерастать в глобальные - нарушение озонового слоя атмосферы, гибель лесов, глобальное потепление климата, сокращение видового разнообразия. Многие процессы необратимы. По подсчетам ученых - географов, антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши, в том числе примерно на 20% ее территории они преобразованы коренным образом. В настоящее время человечество оказалось перед проблемой выработки экономического механизма природопользования, который бы обеспечил выполнение условия:

    (a + b) N < R , (2.1)

    где (a и b ) - расход природных ресурсов на 1 человека для его личных и производственных нужд;

    N - численность населения;

    R - воспроизводимый объем природных ресурсов.

    Однако, сдерживая рост значений a, b, N, экономический механизм природопользования должен ориентировать деятельность человека на максимизацию уровня жизни:

    U (a, b, N)  max. (2.2)

    Громадный рост объемов ресурсопотребления, который происходит в рамках индустриальной фазы развития современной цивилизации ведет ко все более значительному вовлечению природных ресурсов в производство. Достаточно сказать, что в России по сравнению с 1913 г. душевое потребление всех видов природных ресурсов возросло с 6,2 тонн до 65,9 тонн без учета водопотребления, а конечное потребление с 1,5 тонн до 3,0 тонн. Это означает, что в процессе ресурсопотребления почти 95% всех природных ресурсов уходит в отходы производства и потребления. Растут затраты на добычу, транспортировку и переработку, обостряются проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Все это выдвигает проблему ресурсопотребления в число наиболее острых проблем, стоящих перед человечеством. В свете этого рациональное использование природных ресурсов является составной частью комплексной программы охраны окружающей среды.

    Сложности на пути выработки экономического механизма природопользования огромны и связаны с новизной, необходимостью изменения сложившихся представлений о человеческих ценностях, выработкой специального налогового механизма, сопоставления результатов и затрат разных поколений населения, оценки использования невосполнимых природных ресурсов.

    К основным эколого-экономическим задачам ресурсосбережения можно отнести:

    • оптимизацию использования природных ресурсов;

    • определение допустимых техногенных или антропогенных нагрузок на природные экосистемы;

    • улучшение качественных показателей состояния окружающей природной среды;

    • корректировку путей и методов социально-экономического развития хозяйства;

    • способы осуществления государственного контроля.

    В основном правовая регламентация платежей за природные ресурсы, их использование, загрязнение окружающей среды установлена в законах РФ: «Об охране окружающей природной среды» (1991 г., 2002 г.), «О недрах», Земельный кодекс Российской Федерации, «О плате за землю», «Об охране атмосферного воздуха», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об экологической экспертизе» и др. Вопросы природопользования регулирует также ряд постановлений правительства РФ.

    В июне 1992 год состоялась конференция ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по проблемам окружающей среды и развитию, в которой приняли участие 179 стран мира. Основным документом, принятым на конференции, является «Повестка дня на 21 век». В 2002 году состоялся крупнейший форум начала века, посвященный устойчивому развитию - Всемирный саммит в Йоханнесбурге.
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта