Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языкознание
Языки
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Связь
Электротехника
Автоматика
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Экология
Культура
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Обществознание
Социальному педагогу
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Экзаменационные вопросы по предмету философия


НазваниеЭкзаменационные вопросы по предмету философия
Анкорvoprosy-k-ekzamenu-po-filosofii-vesna-2002.doc
Дата10.07.2018
Размер210 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаvoprosy-k-ekzamenu-po-filosofii-vesna-2002.doc
ТипЭкзаменационные вопросы
#19613
страница1 из 2
  1   2


КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ РГМУ


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ РГМУ

Ростов-на-Дону

2002 г.

  1. Мудрость и знание в духовном освоении мира. Дофилософские мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения и их результативные составляющие. Философия как выражение мудрости в рациональных формах.. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзистен­циально-личностного начала. Роль философии как базисной дисциплины в системе гуманитар­ной, естественнонаучной и практической подготовки врачей. Зависимость менталитета и ценностных ориентации медиков от специфики и уровня философской культуры. Возрастающая роль философии в формировании теоретико-методологических основ медицины.

  2. Возникновение философской рациональности как преодоление мифа. Исторические основания для возникновения философии как нового способа мышления. Многообразие философских направлений, стилей и методов философствования.

  3. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности - диалектика, метафизика, герменевтика.

  4. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.

  5. Специфика философского знания и его функции. Философские начала или общие принципы познания мира, общества и человека. Философское самоопределение человеческого разума. Антропософский путь познания. Философия как духовная квинтэссенция своего времени.

  6. Определение философии, ее интеллектуальная уникальность. Роль философии в системе исторических форм культуры: своеобразие античной, древнекитайской и древнеиндийской философских традиций. Рациональное знание и внерациональная мудрость, объективное содержание и субъективный (человеческий) смысл как два измерения философии.

  7. Понятийно-логическая и интуитивно-образная формы философии. Философия как размышление о бытии человечества и человека, его личности и свободе, средство воз­вышения духовности. Незавершенность, открытость философских истин как выражение "внутренней" конституции человека, неисчерпаемости мира. Плюрализм философских систем и школ. Философское исследова­ние Вселенной, общества, человека.

  8. Развитие человека, культуры и философии как единый процесс. Философия, конкретные науки и медицина. Взаимосвязь философии, идеологии и политики. Выживание человечества - главная проблема современной философии. Философские альтернативы развития человечест­ва в третьем тысячелетии.

  9. Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия как сотворение и постижение глубинных смыслов бытия. Философия как форма поиска новых ценностей человечества. Прошлое, настоящее и футуристические прогнозы. Перспективы развития медицины в XXI веке, ее гуманистических идеалов.




  1. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Атомизм школы вайшешика. Индуизм. Буддизм. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, рели­гии и медицине Древней Индии.




  1. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство. Проблема человека в традиционных древне­китайских учениях. "Средний путь" человека в китайском натурализме. Китайская медицина.




  1. Самодостаточный Космос как культурный архетип античной философии, ее созерцательный характер. Греческая мысль и учения Востока. Истоки и сопиокультурные основания греческой мысли.




  1. Первые греческие мыслители. "Единое и многое" как основная проблема греческой философии. Элеаты. Ато­мизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты и софистика.




  1. Клас­сическая греческая философия. Сократ и сократические школы. Фило­софия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философская мысль: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.




  1. Философские идеи в антич­ном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Эмпедокл. Гиппократ и его школа. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины. Античная философия и научное мышление.




  1. Теоцентризм средневековой духовной культуры. Место человека как раба божьего в мире. Формирование средневековой философии. Фи­лософия средневековья - размышления в вере. Вера как разум сердца. Статус философии и ее особенности в христианстве. Превращение фило­софии в богословие.




  1. Философия отцов церкви. Патристика и Блаженный Августин. Схоластическая философия. Этапы в развитии схоластики. Фома Аквинский - вершина схоластики. Фома о вере и разуме.




  1. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Особенности арабской философии средневековья. Ибн-Сина (Ави­ценна), Ибн-Рушд (Аверроэс) - виднейшие философы средневековья. Божественное озарение и человеческое познание.




  1. Первые естественнона­учные исследования эпохи средневековья. Проблема человека в схола­стической философии. Схоластическая медицина и практика врачевания. Монастырская и университетская медицина.




  1. Гуманизм и антропоцентризм как ведущие идеи и тенденции эпохи Возрождения. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения. Дости­жения возрожденческой науки и искусства. Гуманизм как ценностная ориентация новой философии Ренессанса. Леонардо да Винчи - духовный наставник новой культуры.




  1. Новое естествознание - натурфилософия эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник и парадигма гелиоцентризма. Смысл зарождающейся научной революции. Иоганн Кеплер, Галилео Галилей.




  1. Исаак Ньютон и философские основания современной науки. Новая мировоззренческая проблематика в философии. Начало эпохи рас­судочного мышления. Рационализм и социальный прогресс. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, Везалия и др.




  1. Исторические условия и духовные факторы зарождения эпохи разума и просвещения. Новая концепция о человеке как "светиль­нике разума". Рациоцентризм эпохи научной революции. Формирование нового типа знания - научно-технического. Соединение математики с ес­тествознанием и медициной. Мировоззренческие аспекты новой науки.




  1. Естественнонаучные предпосылки философии Нового времени. Крупней­шие метафизические построения эпохи. Ключевые проблемы философии Нового времени - онтология, гносеология, методология. Учения о суб­станции. Философия и метод познания.




  1. Фрэнсис Бэкон о естественной философии. Разработка индуктивного метода. Рене Декарт - уче­ный и философ. Философское обоснование дедуктивного метода. Субъективно-объективная парадигма Декарта. Смысл декартовского: "Cogito ergo sum". Наука и философия самосознания.




  1. Рационализм Спинозы и Лейбница. Создание критического эмпиризма Гоббсом и Локком. Философское обоснование единства природы и человека, тела и души, индивида и общества.




  1. Динамика развития концепции "человек - общество": от философии античности к философии Нового времени. Родоначальники просветительских учений. Разум в культуре эпохи Просвещения. Философское обоснование просветителями "естественных прав" человека. Особенности английского, французского, немецкого и русского просвещения. Идеология Просвещения XVIII столетия и прогресс человечества. . Этические и социально-фи­лософские учения.




  1. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Социально-историческая, естественнонаучная и философская интерпретация эпохи.




  1. И. Кант и критический поворот западной мысли. Трансцендентальный идеализм Канта как историческое исследование духовных способностей человека. Понятие трансцендентального субъекта. Активность мышления и принципы конструирования предмета опыта как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. "Вещь в себе" и явление в философии Канта. Априорный синтез. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Паралогизм, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как закон практиче­ского разума Свобода и долг. Культура как последняя цель при­роды.




  1. Философия И.Г. Фихте как изложение "основания" кантианского критицизма. Философия Ф.В. Шеллинга. Трансцендентальная филосо­фия и натурфилософия Шеллинга о диалектике природы




  1. Абсолютный идеализм Г.Ф.В. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия Гегель о субстанции-субъекте. Феноменология духа. Новая концепция логики. Учение о бытии, сущности, понятии Категории и принципы диалектического мышления. Гегелевское понимание истины Философия природы. Философия духа. Философия права, философия истории, философия религии. История философии как развитие и конкретизация содержания философской системы Гегеля. История общества как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Абсолютный дух и его ступени движения, искусство, религия, философия. Антропология Гегеля и ее значение для медицины и педагогики.




  1. Л. Фейербах. Разложение гегелевской школы. Материализм Фейербаха. Сведение теологии к антропологии. Единственный, универсальный и высший предмет философии Антропологический принцип философии Фейербаха Критика религии как отчуждения родовой сущности человека. Религия любви. Преобразующая критика "как метод ре­лизации философии будущего".




  1. Философия и медицина. Распространение диалектических идей в естественнонаучном познании XIX века.




  1. Идейные истоки марксистской философии. Формирование философии марксизма - закономерный этап развития материализма. Основные черты и особенности марксистской философии




  1. К. Маркс и Ф. Энгельс о диалектике материального мира и диалектике его познания. Философский детерминизм и научное познание. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом гегельянства как идеалистической философской системы. Обоснование единства материализма и диалектики




  1. Диалектика как учение о развитии и познании. Философское осмысление проблемы единства мира Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, человека.




  1. Гуманистические тенденции в марксистской философии. Материалистический взгляд на историю человечества. Общественное бытие и общественное сознание. Теория общественно-экономической формации как ступени исторического развития человечества.




  1. Марксистская философия и теория личности. Человек как субъект исторического развития. Влияние материалистической диалектики на развитие мировой философской мысли.




  1. Формы диалектического мышления Диалектический метод познания как метод восхождения от абстрактного к конкретному




  1. Творческое развитие диалектического метода Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Плеханов - теоретик и историк диалектики в материа­лизма. Ленинская теория отражения и современная наука. Диалектико-материалистическая теория познания: роль интуиции, логики в научного эксперимента. Принцип единства исторического и логического. Диалектика абсолютной и относительной истины. Взаимосвязь теории и практи­ки.




  1. Марксистско-ленинская теория общественного развития. Политическая идеология как особая форма общественного сознания. Социализм как прогресс человечества. Марксистская философия и осмысление со­временных глобальных проблем. Уроки истории философии.




  1. Смысл и проблемы иррационального в новейшей западной фи­лософии. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора.




  1. В. Дильтей и "критика исторического разума".. Витализм и психологизм В. Дильтея.




  1. А. Бергсон и творческая эволю­ция. Философия Ф. Ницше и ее основной принцип.




  1. Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера.




  1. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. Основные направления неклассической философии: религиозно-мистическое, сциептистские, антисциентистские.




  1. Позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм как выражение мировоззренческих и методологических проблем научной революции конца XIX - начала XX вв. Влияние позитивизма на западную медици­ну. Социал-дарвинизм.




  1. Философское открытие бессознательного. Бессознательное и сознательное в человеке. Концепции 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э.Фромма., Узнадзе




  1. Наука и "жизненный мир" в феноменологии Э.Гуссерля Философия Э. Гуссерля и "феноменологическая медицина".




  1. Социально-исторические, и духовные основы экзистенциализма. Экзистенция и свобода; свобода и отчуждение; экзистенция на грани жизни и смерти; филосо­фема пограничной ситуации. Понимающая психология и "психиатрия К.Ясперса".




  1. Становление новой философской антропологии XX века. Про­блемы человеческого бытия в концепциях Хайдегтера, Бубера, Маритена, Шелера, Гелена..




  1. Современная герменевтика. Неопрагматизм, структурализм и постструктурализм.




  1. Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России.




  1. М.В. Ломоносов - первый русский ученый, мыслитель, просветитель. А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев - оригинальные русские мыслители.




  1. Славянофилы и западники у истоков самобытной русской философии. Идея русской соборности.




  1. Характерные черты и ключевые вопросы русской философии. Проблема человека в русской философии XVIII века. Гуманистическая и революционно-демократическая мысль в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин и др.).




  1. Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). Идея бо-гочеловечества. Философия всеединства.




  1. Философско-мировоззренческие взгляды передовых русских естествоиспытателей. Мыслители-материалисты - выдающиеся ученые, медики России (И.М. Сеченов, И.И. Мечников, Д.И.Менделеев, В.И. Вернадский, М.Я.Мудров, И.П.Павлов, И.В.Давыдовский и др.).




  1. Русские писатели как оригинальные мыслители (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). Специфика философии русского космизма (Н Ф. Федоров, Э.К. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чи­жевский и др.).




  1. Бытие как предмет рациональной рефлексии. Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия. Виды онтологии - мифологическая, религиозная, философская, научная и экзистендиально-личностная. Основной вопрос философии и философская онтология.




  1. Идея единства мира - история возникновения и эволюции. Всеобщее как выражение бесконечной взаимосвязи явлений и предметов мира. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: непосредственное и опосредованное, общее, особенное, единичное.



  1. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: качество, количество, мера, причина, условие, повод.




  1. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: необходимость и случай­ность, возможность и действительность, содержание и форма.



  1. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: сущность и явление, вещь, свойство, отношение, закон и закономерность.




  1. Диалектическая сущность бытия как субстанции-системы. История философского понимания сущего. Категория "бытие" и ее содержание в истории философии. Объективная и субъективная реальность в бытии.. Бытие живой природы. Человек и его бытие в мире.




  1. Две сферы человеческого бытия; вещественность и духовность. Бытие духовного мира. Западная и восточная традиции философской онтологии. Философское осмысление духа и материи как предела противоположности. Самоорганизация и системность мира.




  1. Принцип и закон объективной противоречивости бытия.




  1. Качественно-количественная определенность бытия.




  1. Развитие бытия по закону отрицания отрицания.




  1. Философия о соотношении движения, изменения и развития. Детерминизм - способ существова­ния всех форм бытия. Формы детерминизма: причинный, непричинный, закономерный.




  1. Проблема единства мира в свете современной естественнонаучной парадигмы. Онтология и космология. Материалистический монизм и философское обоснование единства мира с позиции диалектики.




  1. Материя и ее атрибуты. Современные естественнонаучные представления о материи. Движение как важнейший атрибут материи. Пространство и время как формы бытия материи.




  1. Неразрывное единство материи в ее движении. пространстве и временя. Основные формы движения материи и диалектика их соотношения. Взаимосвязь физико-химического и биологического, психофизиологического и социального. Соотношение мира естественного и искусст­венного. Социальное бытие. Особенности бытия природы и общества, необходимость их коэволюции.




  1. От понятия "душа" к понятию "сознание". Античность. Религиозные представления о душе.. Основные традиции в объяснении природы сознания.




  1. Р. Декарт - сознание как особая суб­станция, замкнутая в себе духовность. Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс). Эволюпионно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Психика и сознание.




  1. Общественная природа сознания, его коллективность, "соборность". Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание - отражение действительности (гносеологический аспект).




  1. Сознание - продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект). Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект). Феноменоло­гия сознания: явления, процессы, акты действия, состояния, способности, функции. Активность, интенсивность, способность к рефлексии и само­наблюдению, мотивационно-ценностная ориентация.




  1. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприя­тие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, левополушарное и правополушарное мышление (языко-речевое, образно-наглядное, понятийно-логическое). Интуиция, воображение, творчество.




  1. Мышление. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и рефлексия.




  1. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентиро­вочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общест­венный уровни проявления - самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность.




  1. Бессознательное, природа и формы его проявления. 3. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Теория установки Д. Узнадзе. Положительные и отрицательные функции бессознательного. Бессознательное как источник творчества. Бессознательное и психопатология.




  1. Понятие идеального. Три концепции идеального: идеальное как субъективная реальность, как объективированная мыслительная форма, как природный эталон. Проблема материального носителя идеального. Относительность и абсолютность противоположности материального и идеального.




  1. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и тео­ретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.




  1. Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие "знания". Преднаучиые, научные и вненаучиые формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обы­денное знание и здравый смысл.




  1. Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как "конструирование действительно­сти". Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дискурсивное познание.




  1. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Понимание и объяснение как формы познания. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. "Существующий объект" и "гносеологический объект" (объект как данность и как рациональная структура). Объекты материальные и идеальные. Объект - предметные отношения. Эпистемология как наука об обоснова­нии знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в по­знании.




  1. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонден­ции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности.




  1. Истина - субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблужде­ние, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В.С. Соловьев и П.Ф. Флоренский о единстве истины и духовности.




  1. Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.




  1. Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.




  1. Аксиология - философская теория ценностей
      1   2
написать администратору сайта