Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Информатика
Начальные классы
Биология
Медицина
Вычислительная техника
Сельское хозяйство
Ветеринария
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
История
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Электротехника
Автоматика
Связь
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Искусство
Культура
Логопедия
География
Экология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Языки народов РФ
Социальному педагогу
Обществознание
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ. Философия (основные понятия)


НазваниеФилософия (основные понятия)
АнкорТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
Дата09.08.2018
Размер164 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
ТипАнализ
#21347

Философия (основные понятия)



Абсолют (от лат. absolutus – безусловный) – философское понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову вселенной; первоначало всего сущего, которое не зависит ни от чего другого, само содержит все существующее и творит его.
Абстрагирование (от лат. abstractio – отвлечение) – прием познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения.
Агностицизм (греч. a - отрицание, gnosis – знание) – учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение, слово) – философское учение о ценностях, раздел философии, изучающий природу ценностей, их происхождение, сущность, место в реальности.
Альтруизм (от лат. alter – другой) – нравственный принцип и этическое учение, основанное на ценности бескорыстного служения другим людям, готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму.
Анализ и синтез (от греч. analysis – разложение и synthesis – соединение) – в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и С. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.
Аналогия (от греч. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. Умозаключение по А. – вывод о наличии определенных признаков на основании фиксации сходства, существующего в некоторых других признаках. А. свойственен вероятностный характер логического вывода.
Антропологизм (от греч. antropos – человек, logos - учение, слово) – философская позиция, рассматривающая человека как системообразующий принцип философии. Антропологическая философия объясняет действительность из человека – базисной реальности.
Апологетика (греч. apologetikos– защищающий) - раздел теологии. Цель А.- защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.
Архетип (от греч. arche – начало и typos – образец) – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории К.Г. Юнга архетипы - это основные элементы коллективного бессознательного, априорные формы мифологической фантазии.
Атеизм (от греч. а – отрицание, Theos – Бог) – безбожие, система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию.
Аскетизм (от греч. askeo – упражняюсь) – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.
Атрибут (от лат. – attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибуты субстанции – выражающие ее сущность свойства, которые надо отличать от акциденций, т.е. несущественных или даже случайных свойств. Атрибут есть общее свойство, общее проявление субстанции, в то время как модус есть единичное ее проявление.
Бессознательное – категория философии и психологии, получившая противоречивое толкование. 1). Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания. 2). Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому сами в данный момент не осознаваемые. 3). Особая область психики, сосредоточившая в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Данное представление о бессознательном получило наиболее полное развитие в концепциях А. Шопенгауэра, Э. Гартмана и З. Фрейда. Существует также точка зрения, оспаривающая реальность бессознательного.
Биоэтика – систематическая, плюралистическая и междисциплинарная область исследований, касающихся теоретических и практических проблем, возникающих в медицине и других науках о жизни в их применении к человеку и отношении человечества с биосферой.

Биомедицинская этика - важнейшее направление современной прикладной этики, в русле которого исследуются философские, религиозные, этические проблемы современной медицины и биологии, возникающие при биомедицинских исследованиях на живых объектах, при клиническом применении новейших медицинских технологий (реанимации, искусственного оплодотворения, трансплантации органов и т. д).
Богочеловечество – понятие христианского мировоззрения, выражающее единство в Иисусе Христе двух природ – божественной и человеческой. В философии В.С. Соловьева общественная история с момента возникновения христианства приобретает богочеловеческий характер, исторические деяния людей реализуют божественный замысел. Богочеловеческий характер имеет распространение христианской нравственности на все сферы общественных отношений: на политику, экономику и т. д.
Бытие – философская категория, обозначающая все когда-либо существовавшее, ныне существующее и имеющее внутренний потенциал реализации в будущем.
Вера – форма проявления духовной жизни человека, особое состояние сознания, жизненная позиция, принцип мировоззрения. Рациональная В. основывается на познании и объяснении того во что и почему мы верим. В. также может быть иррациональной, бессознательной уверенностью в чем-либо, безотчетным доверием, необъяснимой верностью.
Верификации принцип (от лат. verus – истинный и facio – делаю) используется в неопозитивизме и означает проверку истинности теории через сопоставление ее с данными чувственного опыта. Положения, которые не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла.
Вероятность – количественная мера возможности, определяет степень близости ее к осуществлению.
Возможность и действительность – категории, характеризующие процесс развития. Категория В. фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения. Категория Д. представляет любой объект (предмет, состояние, ситуацию), который уже существует в качестве реализации некоторой В. Переход В. в Д. основан на причинной связи явлений объективного мира.
Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – направление идеалистической философии, признающее волю в качестве первоосновы всего сущего. В. - разновидность иррационализма, рассматривающего высшее начало бытия как неподдающееся рациональному, научному познанию, мистическое. Термин В. употребляется также для обозначения социально-политической практики, не считающейся с объективными законами, реальными условиями и возможностями и руководствующейся произвольными решениями осуществляющих её лиц.
Восприятие – форма чувственного познания, отражающая систему свойств предмета.
Время – форма бытия материи, ее важнейший атрибут, выражающий длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.
Всеединство – философское понятие, означающее принцип совершенного единства множества различных элементов. Основано на древней идее «все во всем». Принцип всеединства означает гармоничное сочетание различных элементов так, что соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а, напротив, – за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента.
Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – этическое учение, согласно которому добро определяется как все то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло – как все то, что ведет за собой страдание.
Герменевтика (от греч. hermeneuo – разъясняю) – искусство и теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникнув в период эллинизма, в XIX - XX вв. постепенно превращается в одну из основных методологических процедур философии и выступает средством консолидации ее различных направлений.
Гилозоизм (от греч. hyle и zoe – вещество, материя и жизнь) – философское учение об универсальной одушевленности материи.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основа, предположение) – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной.
Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности, возникших под влиянием НТР и требующих для своего решения консолидации усилий всего человечества. К ним относятся: проблема международной безопасности, экологическая, демографическая, проблема неравномерности развития различных регионов мира, развитие международного сотрудничества по использованию достижений НТР, проблемы образования, здравоохранения.
Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение, слово) - теория познания, раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.
Гностицизм (от греч. gnosis – знание) – религиозно-философское течение поздней античности и средних веков, сочетавшее христианские представления с религиями Древнего Востока, неоплатонизмом и пифагореизмом. Монистические элементы в гностицизме, связанные с идеей эманации сочетаются в нем с дуалистическими представлениями о резкой противоположности между высшим божественным началом и темной материей.
Гуманизм (от лат. hymanus – человеческий, человечный) – мировоззренческий принцип, признающий человека в качестве высшей ценности. Это понятие используется также для характеристики философии и культуры эпохи Возрождения.
Движение - форма бытия материи, ее важнейший атрибут; изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.
Дедукция (от лат. deduction – выведение) – вид умозаключения и метод исследования, предполагающий логический переход от общего знания к частному. Д. свойственен необходимый и достоверный характер логического вывода.
Деизм (от лат. Deus – Бог) – философское учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.
Деконструкция – одно из центральных понятий постмодернизма, особый метод прочтения и толкования текстов «изнутри», которое, исследуя внутренние противоречия текста, разрушает его смысловую структуру. Практика деконструкции рассматривает любые явления культуры как тексты.
Деонтология (от греч. deontos – должное и logos – понятие, учение) - учение о должном поведении при профессиональном или ином общении человека с человеком.
Детерминизм и индетерминизм (лат. determinare – определять) – противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизм - философское учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности явлений. Для индетерминизма характерно отрицание самого принципа причинности или отрицание ее объективного характера.
Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – первоначально этим термином обозначались искусство ведения спора и искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. В современной философии диалектика - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Дуализм (от лат. dualis - двойственный) – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал (материального и духовного), составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия.
Единичное и общее – философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Е. характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений процессов. О. – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Естественного права теория – учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем из природы человека и принципов разума. Идеи Е. п. были выдвинуты в античности (Сократ, Платон, римские юристы). В средние века Е. п. считалось разновидностью божественного закона (Фома Аквинский). Наибольшее распространение идеи Е.п. получили в XVII - XVIII вв. ( Г. Гроций, Д. Локк, Ж..-Ж.. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант).
Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
Закон (объективный) – существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Западники и славянофилы – направления русской общественной мысли 40-х годов XIX в., противостоящие друг другу в оценке исторического пути России и ее места в мировой цивилизации. Для обоих направлений характерно стремление теоретически осмыслить и обосновать единство исторического процесса, осуждение самодержавия и крепостничества. Однако западники на первый план ставили необходимость для России творческого усвоения опыта Западной Европы, в то время как славянофилы обращали первоочередное внимание на актуализацию положительных образцов отечественного наследия.
Здравый смысл – совокупность взглядов, навыков, форм мышления, используемых рядовым человеком в его повседневной практической деятельности.
Знание – идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого; продукт общественной материальной и духовной деятельности людей.
Идеализация – мыслительный прием, связанный с абстрагированием и ведущий к образованию абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Например, «точка», «актуальная бесконечность», «идеальный газ», «абсолютно четное тело».
Идеализм (от греч. idea – идея) – направление в философии, представители которого считают духовное первоосновой мира, природы, сущего. Объективный идеализм признает реальное существование вещей вне сознания человека и наделяет объективным бытием духовное; оно субстанциально (существенно) и более реально, чем телесное. В субъективном идеализме бытие совпадает с опытом, являющимся единственной реальностью; вопрос о существовании вещей вне опыта считается «лишенным смысла».
Индивид (от лат. individuum – неделимый) – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.
Индукция (от лат. inductio -наведение) – вид умозаключения и метод исследования, предполагающий восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка. И. свойственен вероятностный характер логического вывода.
Интенциональность (от лат. intention – стремление) – направленность (устремленность) сознания на предмет.
Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Иррационализм – философское учение противоположное рационализму. В онтологии И. проявляется в убеждении, что в мире нет устойчивых, фиксированных элементов и связей между ними. В гносеологии – в утверждении о непознаваемости иррационального мира с помощью логики, понятийного мышления, науки.
Исихазм (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность) - христианское религиозно-мистическое учение, представляющее собой религиозно-философское обоснование стремления человека к сближению с Богом путем преображения тварной природы личности через духовно-практическую деятельность в аскезе, уединении и постоянной молчаливой молитве. В широком понимании термин И. применялся для обозначения подвижничества восточно-христианских отшельников.
Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
Картезианство – философия Р. Декарта и его последователей.
Категории (от греч. kategoria – высказывение, свидетельство) – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности, присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Качество жизни (QOL - Quality of Life) – интегральная характеристика физического, психологического, духовного и социального функционирования личности, основанная на ее субъективном восприятии.
Конвенционализм (от лат. conventio – договор, соглашение) – философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются результатом соглашения между учеными. Эти соглашения диктуются соображениями привычности, удобства, простоты и т.п.
Кондиционализм (от лат. conditio – условие) – философское учение, заменяющее понятие причины понятием комплекса условий. В медицине К. выражается в утверждении, что болезнь вызывается не одним фактором, а бесчисленным множеством условий, равноценных между собой.
Конституционализм – учение о причинности в медицине, согласно которому возникновение заболеваний связано с порочной конституцией, устойчивыми морфо - функциональными свойствами организма, формирующимися в процессе онтогенеза на наследственной основе. К. отрицает изменчивость, влияние факторов внешней среды на развитие заболеваний.
Концептуализм (лат. conceptus – мысль, понятие) – умеренный номинализм, представители которого признают реальность общего в уме. Согласно концептуалистической точке зрения, человеческий ум абстрагирует, отвлекает сходные признаки вещей и объединяет их в понятия ума.
Космизм – 1) представление о мире в его целостности; 2) учение о космической экспансии человечества.
Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда.
Креационизм (от лат. creatio – создание) – учение о сотворении мира Богом из ничего в результате действия его свободной воли.
Личность – динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, формирующаяся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Логика – наука о формах и приемах правильного мышления, устанавливающая условия правильности рассуждений.
Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность духовного, идеального.
Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Медицина - система взглядов, научных знаний о болезнях и здоровье и соответствующих действий людей по лечению и предупреждению заболеваний, укреплению и сохранению здоровья, продлению жизни человека, а также и общественную практику, реализующуюся через медико-социальные системы, здравоохранение.
Мера – диалектическое единство качества и количества, такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Метафизика (от греч. ta meta ta physica – то, что идет после физики) – термин появившийся при первом рукописном издании произведений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н.э. как название тех из них, которые сам автор называл сочинениями по «первой философии». В культуре Античности, Средних веков и Нового времени метафизика понималась как важнейший раздел философского знания, рассматривающий наивысшие, неизменные начала бытия, недоступные для чувственного понимания. В XIX в. появляется второе значение термина метафизика как противоположность диалектики, рассматривающая все вещи как неизменные.
Методология – 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.
Метод познания (от греч. methodos – «путь к чему - либо») – система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Механицизм – философское учение, объясняющее развитие природы и общества законами механики, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды движения материи.
Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом. Основной вопрос М. – вопрос об отношении человека к миру.
Мистика (греч.mystikos – таинственный) – 1) практика, целью которой является слияние, единение с Абсолютом, субстанцией; 2) философские и теологические доктрины, обосновывающие мистическое мировидение и практику.

Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно первоначало.
Монокаузализм – учение о причинности в медицине, тесно связанное с механистическим детерминизмом. Причина заболевания сводится М. к одному из внешних этиологических факторов, организм рассматривается как пассивный объект.
Мораль (от лат. mores – нравы) – одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех сферах общественной жизни.
Наблюдение – метод эмпирического уровня научного познания, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии предметов и явлений внешнего мира.
Народничество – 1) любовь русской интеллигенции XIX в. к народу, большую часть которого составляло крестьянство, интерес к народной жизни; 2) социалистическое идейное течение русской общественной мысли второй половины XIX – начала XX в., представители которого считали возможным для России, опираясь на сохранение крестьянской общины, перейти непосредственно к социализму, минуя капиталистическую стадию в развитии.
Наука - 1) особый вид познавательной деятельности, направленный на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении; 2) система знаний о мире, выступающих в качестве предпосылки, средства и результата научного производства; 3) социальный институт.
Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникшая в результате обобщения и синтеза основных понятий и принципов частных наук.
Научная революция – этап развития науки, связанный с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.
Необходимость и случайность – философские категории, выражающие отношение к сущности процесса его отдельных свойств и проявлений. Н. – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти ( или происходит) в главном так, а не иначе. С. – то, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.
Номинализм (от лат. nomen, nominis – имя) - учение в средневековой философии, отрицающее онтологическую самостоятельность общего, понятийное содержание которого заключается в человеческом уме. Крайние номиналисты при этом отрицали общее и в самом уме, отождествляя его со знаковыми системами языка. Умеренный номинализм (концептуализм) признавал существование общих понятий только в уме.
Ноосфера (от греч. nous – разум и sphaira – сфера, область) – сфера разума, область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.
Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В более узком смысле - определенный этап развития человеческой истории.
Общественное сознание – духовная жизнь общества, отражающая его проблемы, противоречия, столкновения идей, взаимодействие индивидуального и общественного.
Общественного договора теория - учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Истоки данной теории можно обнаружить еще в античности (Платон, Т. Лукреций Кар), однако наибольшее распространение она получила в XVII-XVIII вв. ( Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант). В результате О. д. учреждается государство, и на смену хаосу естественного состояния приходит политическая организация, возникает общепризнанная власть. Смысл О. д. состоит в добровольном ограничении людьми своей свободы ради взаимной безопасности, гарантий собственности и других общих выгод. О. д. исключает деспотическое господство.
Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии, раздел философии, изучающий наиболее общие закономерности бытия.
Онтологизм в теории познания – характерная черта русской философии, которая выражается в утверждении, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке и признается лишь частью и функцией его действия в мире.
Особенное – философская категория, отражающая меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, специфику в реализации общего, характерную для данного объекта.
Ответственность – философская категория, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.
Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем.
Отчуждение – объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу.
Ощущение – форма чувственного познания мира, отражающая отдельные свойства предметов.
Пантезм (от греч. – pan – все и Teos – Бог) – философское учение, отождествляющее Бога и природу.
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических предпосылок научного исследования, которая воплощается в научной практике на определенном этапе развития науки. П. является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач.
Патристика (от лат. pater – отец) – совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II –VIII вв.
Плюрализм (от лат. – pluralis – множественный) – философское учение, утверждающее, что все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу.
Позитивизм – направление в философии XIX – XX вв., основанное французским философом О. Контом. П. никогда не представлял собой единой школы, его многочисленных сторонников в разных странах всегда объединяла некоторые общие черты. Во-первых, неприятие «метафизики», отрицание традиционных вопросов философии о бытии, о сущем, о свободе, стремление подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Во-вторых, отождествление познания с наукой и подчинение философии задачам научного познания. В- третьих, эмпиризм и феноменализм в гносеологии.
Понятие – форма мышления, отражающая общие и существенные свойства предметов.
Постмодернизм – комплекс идей, характерных для новейшей «постсовременной» культуры. Это не только философское направление, а адекватное современному состоянию общества самоидентификация культуры, распространяющаяся на все сферы человеческой деятельности: социологию, экономику, психологию, политику, науку, искусство. П. критикует сциентизм, рационалистическое мышление, отрицает наличие субстанциальной основы мира и понятие истины как взаимноод­нозначного отношения между человеческой мыслью и реальностью, утверждает отсутствие строго универсальных суждений и норм.
Прагматизм – философское направление XIX –XX вв. Возникло в 70-х годах XIX в. в США (Ч. Пирс, У. Джемс). Основным понятием П. является человеческое действие как форма существования человека, обладающая чертами сознательности и целенаправленности. Критерием истины служит не соответствие идеи объективному положению дел в мире, а успешность и полезность результата, достигнутого при ее практическом осуществлении.
Практика – целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.
Представление – форма чувственного познания, чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.
Причинность – философская категория для обозначения генетической связи явлений, при которой одно явление (причина) при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление (следствие). Внутренний механизм причинения – перенос вещества, энергии или информации.
Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Для П. характерно оценивать общественные явления исходя из представления об особом совершенном состоянии общества, которое является целью исторического развития. Секуляризованный П. понимает общественный прогресс как процесс, гарантированный самим ходом истории.
Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.
Пространство – форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.
Психоанализ – 1) В узком значении – психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX в. для лечения неврозов. Состоит в выявлении, доведении до сознания и переживании бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2). В широком значении слова П. называют различные школы динамической психотерапии.
Развитие – особый вид изменения материальных систем, характеризующийся качественным характером, необратимостью и направленностью. Направленность Р. может иметь прогрессивный, регрессивный и горизонтальный характер. Пример горизонтального Р.– качественные изменения в химии, в таблице Д.И. Менделеева, где изменения развертываются на одном горизонтально-структурном уровне.
Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – В онтологии – учение, согласно которому в мире существуют оформленные, устойчивые, воспроизводимые элементы и связи между ними, благодаря чему система поддается оценке, контролю и влиянию. В гносеологии Р. понимается в широком и узком значениях. В широком значении Р.означает веру в разум и противостоит иррационализму. В узком значении – учение, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума.
Реализм средневековый (от лат. realis – действительный) – одно из главных направлений средневековой философии в решении проблемы онтологического статуса универсалий (общих понятий). Крайний Р., восходящий к Платону, полностью противопоставлял общее единичным вещам и человеческому уму. (Августин, Ансельм Кентерберийский). Умеренный Р., опиравшийся на идеи Аристотеля, признавал существование понятий до вещей, в вещах и в человеческом уме в результате познания.( Фома Аквинский, Авиценна).
Революция – переход от одного качественного состояния к другому в результате накопления количественных изменений, быстрая перестройка основных структур системы. Социальная революция – глубинные коренные изменения, затрагивающие экономику, политику, духовную сферу и знаменующие переход общества на более высокую ступень развития. С. р. - высшая форма борьбы классов.
Редукционизм (от лат. reduction – возвращение к прежнему состоянию) - методологическая установка, предполагающая сведение сложного к более простому и построение общей картины мира, основанной на небольшом количестве простых исходных принципов. Неприемлем как универсальный методологический принцип современного научного познания.
Религия (лат. religio- благочестие, святость) - форма общественного сознания, основанная на вере в священное, в одного или нескольких богов и связанный с ней способ общественной и личной жизни. Основными элементами Р. являются религиозные представления (догматы), религиозные чувства и религиозный культ.
Релятивизм – философское учение, отрицающее абсолютные, субстанциальные элементы вещей, знания, этических и художественных норм, и развивающее принцип «все относительно». Внутренняя противоречивость Р. проявляется в том, что последовательное проведение этого принципа придает ему абсолютный характер.
Рефлексия (от лат. reflexio – отражение, обращение назад) – принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам. В широком понимании философская рефлексия – необходимый момент всякого философствования, осмысление предельных оснований культуры, бытия и мышления.
Риторика – теория и практика красноречия, возникшая в V в. до н. э . и переживающая новый расцвет во второй половине XX в. В настоящее время термин риторика имеет три значения: 1) комплексная дисциплина, изучающая ораторское искусство; 2) наука о порождении высказываний; 3) наука о видах речевой коммуникации, эффективных технологиях убеждения.
Самосознание – осознание человеком самого себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения, вступать на этой основе в сознательные отношения с другими людьми, природой и обществом, нести ответственность за принятые решения.
Свобода – состояние самоопределения субъекта, выбирающего, опираясь на собственный дух, цели и средства своей деятельности и выступающего тем самым в качестве сознательного и ответственного творца. Выделяют внутреннюю свободу, свободу воли и внешнюю свободу – свободу действия, отсутствие ограничений.
Секуляризация (от лат. saekularis – мирской, светский) – 1) освобождение общественного и индивидуального сознания от влиянии религии; 2) обращение государством церковной собственности (земли) в светскую.
Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания.
Синергетика – наука, изучающая процессы самоорганизации в сложных, открытых, исторически развивающихся системах. Принципы С. могут быть распространены на все типы материальных систем.
Система – комплекс взаимодействующих элементов.
Скептицизм (от греч.skeptikos – рассматривающий, критикующий) – гносеологическая концепция, подвергающая сомнению возможность достижения достоверного знания. С одной стороны, С. способствовал преодолению догматизма, формированию диалектического понимания относительного характера истинного знания, с другой – был источником релятивизма и агностицизма, неоправданного сомнения в возможности достоверного познания.
Соборность – один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной. С. – способ объединения людей, связанный не с их численностью, а с особым качеством объединения в вере, любви и истине. С. отвергает внешний авторитет и проявляется в жизни и действии, в молитве и мысленном стремлении от мирского бытия к божественному.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Софистика – сознательное применение в споре неправильных доводов (софизмов), т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
Социал-дарвинизм – философско-социологическое учение второй половины XIX в., рассматривающее в качестве главного источника общественного развития борьбу за существование и естественный отбор.
Социобиология – научная дисциплина, изучающая биологические основы поведения всех живых существ, включая человека. Преувеличивает значение биологических факторов в формировании социального поведения людей.
Структурализм – направление в методологии гуманитарных наук, выдвигающее в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов. С. стремится раскрыть внутренние структуры, механизмы знаковых систем, связанные с использованием знаков, символов, образов в различных формах культуры и обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчинены человеческое мышление и история.
Сублимация (от лат sublimare – возвышать, возвеличивать) – психический процесс, представляющий собой переключение энергии либидо (полового инстинкта) с непосредственных целей на цели несексуального характера, социально приемлемые и поощряемые культурой. Понятие С. теоретически обосновано З. Фрейдом.
Субстанция (от лат. substantia – сущность) – первооснова, то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

Суждение – форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
Схоластика (от лат. schole – школа) – средневековая теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем и в университетах Западной Европы. Представляет собой общеевропейскую наднациональную философию, объединенную христианским мировоззрением и общим языком науки и образования – латынью.
Сциентизм (от лат. scientia и англ.science – знание, наука) – философское учение, представители которого рассматривают науку как наивысшее достижение человеческой цивилизации и важнейший критерий прогресса.
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Телеология (от греч. teleos – цель) – философское учение о целевом характере причинности.
Теодицея (от греч. Theos – Бог и dice – справедливость) – «оправдание Бога». Термин немецкого философа Г. Лейбница. Сущность проблемы теодицеи, характерной для многих религиозных и философских учений состоит в необходимости преодолеть противоречие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога, творца мира и человека, и многочисленными несчастьями и злом, происходящими в мире.
Теология (от греч.Theos- Бог и logos-учение, слово) (богословие) - систематизация вероучения определенной религии.
Теория (от греч. theoria- рассматривание, исследование) – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.
Теософия (от греч. Theos – Бог и sophia – мудрость) – «божественная мудрость», синтез мистического богопознания, философии и научных знаний. Термин Т. был введен во II в. н.э. неоплатониками, стремившимися в свой философской системе примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанную на вечных истинах. Теософскими называют мистические учения XVI – XVIII вв. (Я. Беме, Парацельса, Э. Сведенборга). В более узком смысле теософией называют учение Е.П. Блаватской и ее последователей.
Техника (от греч. – thechne –умение, искусство) – 1) совокупность технических устройств;

2) совокупность различных видов технической деятельности по проектирования, изготовлению и эксплуатации этих устройств; 3) совокупность технических знаний.
Томизм – система философских и теологических взглядов Фомы Аквинского и его последователей.
Умозаключение – форма мышления, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок), выводиться новое суждение (заключение
Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) – этическое учение, признающее полезность поступка критерием его нравственности.
Фальсификации принцип (от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный оборот ввел К.Р. Поппер. Согласно принципу фальсификации, лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, то есть которые способны доказать свою ложность.
Фатализм (от лат.fatalis – роковой, fatum – рок, судьба) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы. Ф. отрицает случайность и свободу воли человека.
Философия (греч. phileo-люблю, sophia-мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.
Философия науки – раздел философии, посвященный философскому осмыслению науки и научного знания. Ф.н. изучает процесс возникновения науки, ее особенности, историческую эволюцию, общественные функции, проблемы методологии научного познания.
Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – совокупность материальных и духовных достижений общества. Понятия Ц. и культуры или отождествляются (В.О. Ключевский, З. Фрейд) или противопоставляется (И.Кант, О. Шпенглер) как господство материальных ценностей, технико-механических форм освоения мира и органическая целостность жизненных форм (мифа, религии, искусства). При унитарном подходе Ц. рассматривают как общечеловеческий идеал исторического прогресса. При стадиальном подходе Ц.интерпретируется как этап этого развития с выраженным изменением технологий (аграрная, индустриальная и постиндустриальная Ц.). Локально-исторический подход отрицает единство исторического процесса и рассматривает его как ряд неповторимых, замкнутых, циклических Ц., имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания.
Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье, блаженство) – этическое учение, согласно которому главным критерием нравственности и основой морального поведения считается стремление к счастью: личному – в индивидуалистическом Э, общественному – в социальном Э.
Эволюция (от лат. evolutio – развертывание). В широком понимании - синоним развития, влючающий как количественные, так и качественные изменения. Под Э. в более узком смысле (в отличие от революции) понимаются медленные, постепенные, количественные изменения.
Эгоизм (от лат. ego – я) – жизненный принцип и моральное качество, выражающееся в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и окружающих.
Экзегетика (от греч. exegetike – истолковываю) – искусство и теория истолкования текстов; правила и приемы истолкования античных и религиозных текстов, главным образом Библии и Корана.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод эмпирического уровня научного познания, исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт основным источником знания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
Этика (от греч. еthos - обычай, нрав) - философская дисциплина, изучающая природу и сущность морали.
Явление и сущность – Я. – внешние, наблюдаемые, подвижные и изменчивые характеристики того или иного предмета. С. – внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики.

Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой жизнедеятельности.








написать администратору сайта