Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Рябов.Лекции. Финансовые взгляды в средние века восточных мыслителей


Скачать 222.76 Kb.
НазваниеФинансовые взгляды в средние века восточных мыслителей
АнкорРябов.Лекции.docx
Дата02.06.2018
Размер222.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРябов.Лекции.docx
ТипОбзор
#18032
страница1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

1. Введение (краткий обзор)

Обзор Российской экономики

Текущие проблемы и роль финансов

Финансы как стоимостная категория

Сущность финансов

Финансовый рынок, его роль в мобилизации

и распределении финансовых ресурсов

Финансовые взгляды в древнем мире

ФИНАНСОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА ВОСТОЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

ФИНАНСОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЕВРОПЕЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ФИНАНСЫ РОССИИИ ФИНАНСОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

Госудаственный бюджет, его сущность, структура,

экономическая роль и значение

Доходы и расходы государственного бюджета

Виды налогов и порядок взимания и уплаты основных

из них (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость,

налог на имущество, платежи за использование природных

ресурсов, подоходный налог, акцизы)

Внебюджетные фонды

Фонд социального страхования

Пенсионный фонд

Фонд занятости

Фонд медицинского страхования

Государственный кредит

Финансовые ресурсы предприятий

Особенности их формирования и использования

в условиях рынка

Капитальные вложения

Источники финансирования капитальных вложений

Оборотные средствапредприятий. Их назначение и

источники формирования

Анализ доходности предприятия

Безналичные расчеты

Анализ влияния выручки на уровень себестоимости

Система и формы кредитования

Разновидности кредитования

Роль финансов в развитии международных

экономических отношений

Международные финансовые организации и международный валютный рынок

Государственный долг1. Введение. Текущие проблемы и роль финансов
В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренное изменение прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо еще и потому, что Россия переживает глубокий экономический и финансовый кризис. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные ответы на вопросы о том, как стабилизировать экономическую ситуацию, какими методами добиться нормализации финансового положения страны, как снизить бюджетный дефицит и т.д.

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальную сферу - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуют каждого из нас.

Изучение финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита, зачем нам нужны фондовые биржи, являются ли предлагаемые правительством экономические и социальные программы эффективными, следует ли дальше датировать убыточные предприятия или не препятствовать их банкротству, как и зачем нужно реформировать налоговую систему.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:

  • Общие (политэкономия, экономика)

  • Межотраслевые (экономическая статистика, ценообразование, менеджмент, финансы)

  • Специальные (ДКБ, налоги и налогообложение, РЦБ, финансы предприятия, инвестиции)

Финансы относятся к межотраслевым экономическим наукам, так как изучают общественные отношения, участником которых является государство.

Финансовая наука основывается на общественных экономических науках, тесно связана со статистикой, мировой экономикой, математикой, правом и т.д.

Финансы – общественные отношения, определяющие способы формирования доходов государства в соответствии с его потребностями.

Финансовая наука определяет, какими должны быть эти способы, чтобы экономика не развивалась.

Сабанти1 определяет финансы как всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.

Большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер, то есть движение денег всегда сопровождается встречным движением товара или услуг.

Финансы опосредуют неэквивалентное денежное движение. Движение денег в этом случае не сопровождается товарным эквивалентом. Единственное исключение из этого правила — покупка ценных бумаг, эмитированных государством.

В советской науке о финансах были попытки доказать, что услуги государства в виде бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания представляли собой эквивалент налогам. Но эта точка зрения не стала преобладающей, и к финансам относили только денежные отношения, вызванные самим фактом наличия государства, т.е. имманентные государству как органу управления.

Финансы (finance) — это наука о том2, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы 1) разнесены во времени и 2) как правило не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим. Так, например, оценивая возможности для основания своего ресторана, вам надо будет максимально точно оценить все затраты (на обустройство помещения и покупку кухонных плит, столов, стульев и даже маленьких бумажных зонтиков для украшения экзотических напитков, словом для приобретения всего необходимого оборудования) и неопределенные выгоды (т.е. вашу будущую прибыль), которые вы рассчитываете получить спустя несколько лет.

Приняв конкретное финансовое решение, бизнесмен воплощает его в жизнь с помощью финансовой системы. 3
2. Финансы как стоимостная категория
Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.

Под первичным распределением понимают процесс дробления реализованной стоимости и вычленение в ее составе первичных доходов, соответствующих элементам цены товара (заработной плате, прибыли и др.).

Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений, осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части.

Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используется на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений для любых экономических формаций, где бы они не функционировали.

При этом формы и методы, с помощью которых образуется и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства с использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансы не могут существовать без денег. Но если наличие денег - обязательное условие функционирования финансов, то причиной, порождающей их появление можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно не в сфере хозяйствования, не в сфере государственного управления.

В сфере хозяйствования именно благодаря финансам, являющимся инструментом стоимостного распределения общественного продукта, обеспечивается удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.

Первоначально пропорции распределения стоимости общественного продукта отражают структуру отношений самого производства - выручка делится пропорционально элементам стоимости, отражающим условия производства товара. Однако, распределенная таким образом выручка не соответствует потребностям динамично изменяющегося общественного производства, что вызывает необходимость в ее перераспределении. Последнее осуществляется посредством формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

Фондовая форма распределения стоимости общественного продукта позволяет органически соединить производство с потреблением, сделав потребление отправной точкой, начальной стадии нового воспроизводственного цикла.

В составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства.

Так, регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, содержание и развитие непроизводственной сферы, защита окружающей среды и другие потребности удовлетворяются с помощью государственных финансов. Их функционирование позволяет сформировать в распоряжении государства бюджетные и внебюджетные фонды, призванные удовлетворять различные общегосударственные потребности.

Финансовые отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само «есть продукт общества на известной ступени развития» (К. Маркс).

Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов.

Финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот в производственных фондах на расширенной основе.

Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимостью осуществляется прежде всего по субъектам.

Финансовые отношения делятся на три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

В сфере финансов предприятий можно выделить такие звенья:

  1. финансы предприятия, функционирующих на коммерческих началах;

  2. финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;

  3. финансы общественных объединений.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.

3. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
В условиях отказа от административной - командной системы управления экономикой бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка. Он представляет собой особую форму организации движения денежных средств в народном хозяйстве и функционирует как в виде рынка ценных бумаг, так и рынка ссудных капиталов (сферы деятельности коммерческих банков).

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этих потребностей. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапливающие у себя денежные средства. Основными сберегателями в большинстве стран с развитой рыночной экономикой являются частные лица (население), которые осуществляют инвестирование своих сбережений либо непосредственно (индивидуальным способом), либо через пенсионные фонды, страховые организации и другие финансово-кредитные институты аккумулирования индивидуальных сбережений. Наряду с внутренними сберегателями в операциях на финансовых рынках могут принимать участие также иностранные.

Пользователи (инвесторы) - это субъекты хозяйствования и органы государственной власти, вкладывающие денежные средства в какое-либо предприятие, дело (расширение производства и оказание услуг, покрытие государственных расходов).

Функционирование финансового рынка объективно предопределено наличием в экономике страны собственников, обладающих реальной, а не мнимой самостоятельностью. Только такие независимые собственники способны заключать на финансовом рынке торговые сделки, предъявляя спрос на финансовые ресурсы и нацеливаясь на эффективное их инвестирование в различного рода затраты. Вместе с тем функционирование финансового рынка немыслимо и без соответствующих правовых основ. Их создание базируется на разработке нормативных документов, регламентирующих деятельность самого рынка и участвующих на нем контрагентов.

Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг.

Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий имущественное право владельца бумаги при ее предъявлении. Ценные бумаги должны обязательно содержать предусмотренные законом реквизиты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения.

Используемые на финансовом рынке ценные бумаги по характеру подразделяются на две группы: долговые и долевые. Долговые ценные бумаги отличаются обычно твердо фиксированной процентной ставки и обязательством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату выдачи. Классическим видом этой ценной бумаги является облигация. Долевые ценные бумаги представляют непосредственную долю их владельца (держателя) в реальной собственности. Примером является акция, удостоверяющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия.

К ценным бумагам также относятся: казначейские обязательства, векселя, сберегательные сертификаты. Они могут быть предъявительскими и именными. Порядок и условия выпуска и обращения ценных бумаг определяются законодательством страны. Организации, ответственные за практическое выполнение этих законодательных актов, как правило, подотчетны парламенту страны.

Финансовые рынки подразделяют на первичные, связанные с выпуском новых ценных бумаг, и вторичные, осуществляющие перепродажу ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.

Субъектами первичных финансовых рынков наряду со сберегателями и инвесторами являются эмитенты. К ним относятся, с одной стороны, юридические лица, являющиеся субъектами хозяйствования и стремящиеся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования их в затраты по расширению производства, а, с другой - органы государственной власти различного уровня, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Посреднические функции между эмитентами и инвесторами выполняют специальные торговые конторы - дилерские и брокерские фирмы.

Целью первичных финансовых рынков является привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и другие виды затрат. Если вкладчики оптимистично оценивают будущее эмитента, то они быстро раскупят выпущенные ценные бумаги. Это позволит предприятию мобилизовать дополнительный капитал для различных целей.

Вторичные финансовые рынки предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения имеющихся между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов между предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется сбор средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам, ассоциациям и органам государственной власти.

Формирование финансового рынка - очень сложный процесс, охватывающий по времени не один год. Финансовый рынок невозможно ввести волевым путем, издав законодательный акт, его можно лишь постепенно создавать. При этом обязательной предпосылкой реального функционирования финансового рынка является многообразие форм собственности, твердая денежная единица, свободные цены и другие компоненты полноценной рыночной экономики.

Организационные структуры финансового рынка включают различные финансовые институты (финансово-банковские учреждения, страховые компании и др.), но ключевыми среди них являются фондовые биржи, постоянное функционирование которых оказывает существенное влияние не только на сферу финансово-кредитных отношений и денежного обращения, но и в целом на экономическое и социальное развитие страны.

Существует три вида бирж: замкнутая биржа, в торгах на которой могут принимать участие лишь члены биржи; биржа со свободным доступом посетителей, сделки на ней осуществляют только маклеры (т.е. посредники); и биржа, состоящая из широкого круга лиц, но действующая под контролем правительственных органов.

Основными функциями бирж являются:

  1. активные операции по продаже и покупке ценных бумаг, где последние выступают как специфический товар, цена которого находится под воздействием спроса и предложения;

  2. предоставление эмитентом ценных бумаг, дополнительных финансовых ресурсов для осуществления неотложных нужд;

  3. перераспределение финансовых ресурсов, позволяющая изменять структуру общественного производства;

  4. предоставление сберегателям возможностей использовать с наибольшей выгодой для себя накопленные денежные средства.

Фондовые биржи во всех странах с рыночной экономикой - это хорошо технически оснащенные организационные структуры, располагающие совершенными системами обработки, передачи и хранения информации.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное народно-хозяйственное значение: 1) благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал; 2) с помощью финансового рынка облегчается развитие предприятий и их отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам; 3) перелив капиталов, осуществляемый на финансовых рынках, способствует ускорению научно-технического прогресса, быстрейшему внедрению научно-технических достижений; 4) финансовый рынок позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на финансовым рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.
4. ФИНАНСОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

В Древнем Египте в 4 тысячелетии до н.э. в государственном устройстве выделялись 3 основных ведомства: военное, общественных работ, финансов. Это было связано с особенностью государственного устройства и природно-клнматическими особенностями страны. Источники ресурсов:

  • военная добыча: пленные, скот, зерно, золото, серебро и др.;

  • государственная собственность;

  • трудовые повинности населения;

  • денежная подать;

  • продукты, поставляемые в государственную казну.

Высокий уровень централизации был вызван следующим:

  • сложная бассейновая система ирригации;

  • грандиозные храмы и пирамиды.

Осуществляется строгий учет материальных и трудовых ресурсов: периодические переписи населения; составление земельных кадастров; учет скота и птицы.

Самый древний трактат "Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи" (ок. 1710-1560 г. до н.э.), где: прославляется должность писца; особенности этой деятельности: пытаются найти множество способов, чтобы извлечь выгоду для себя.

"Папирус Вильбурга" (1158 г. до н.э.):

сведения о результатах обмера государственных (царско-храмовых) земель на левом берегу Нила и в Среднем Египте.

Финансовые отношения в Древней Индии: источник, особенности государственного устройства, основные задачи государства. «Артхашастра».

Одна из самых древних цивилизаций в мире.

Существовали варны, которые в соответствии с Законами Ману делились на:

  • брахманы – члены жреческих родов;

  • кшатрии – военная аристократия;

  • вайшьи – свободные полноправные общинники;

  • шудры – низшая варна.

Важнейшим компонентом являлась община, в которой наблюдался процесс имущественного разделения. Рабство было не развито. Характерно усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства является царь, который обладал законодательной властью.

Основные задачи государства: источник – знаменитый трактат Древней Индии "Артхашастра" (артха - польза, выгода; шастра - наука. ) (1 век до н.э.). В этом трактате основная цель государства видится в пополнение казны, организации налогообложения, выяснению какие налоги должно и можно платить. Перечень налогов: с/х (1/16 урожая), поборы религиозного характера, разного рода экстраординарные сборы. В трактате есть рекомендации:

  • отправлять неугодного вельможу в разоренные поборами области;

  • в целях пополнения казны обвинять богатых людей и казнить их с конфискацией имущества;

  • устраивать добровольные взносы в казну;

  • устраивать фальшивые чудеса в храмах и собирать деньги с паломников;

  • менять почаще чиновников, чтобы они не освоили способа злоупотреблений и не обзавелись собственной кликой (группировкой);

  • основной метод борьбы с финансовыми нарушениями – слежка с помощью платных осведомителей и тайных агентов.

Основная проблема – борьба с казнокрадством. Перечислено 40 способов хищения казенного имущества.

Финансовые отношения в Древнем Китае: особенности государства, источник, рекомендации по управлению государством. «Гуань-Цзы».

Происходило усиление центральной власти. Превыше всего был закон. Глава государства – император (хуанди), в руках которого была законодательная, исполнительная и судебная власть. Существовала воинская повинность. Каждый налог собирали "свои" сборщики.

Древний Китай отличался и государственным устройством и системой отношений, складывавшихся для обеспечения его воспроизводства. Одним из главных трактатов по проблемам государственного устройства является "Гуань-Цзы" (4 век), в которой рекомендуется установить уровень налогов исходя из качества земли, а количественная норма повинности в соответствии с государственным положением в стране. Обосновать возможное построение финансов без прямых налогов, которые предполагалось заменить на прибыль от экспорта природных ресурсов и надбавкой в цене соли и железа. Основная задача государства – регулирование цен одинаково по всей стране.

В начале 4 века правитель царства образовал академию "Дворец наук у западных ворот", где работал несколько сот тысяч ученых – 500 трактатов, которые объединены в "Гуань-Цзы". До нас дошли 76 глав.

Финансовые воззрения в древней Греции: особенности государства. Взгляды Ксенофонта (источник, годы жизни), Аристотеля (источник, годы жизни).

Полноправными афинскими гражданами были лица, у которых родители были гражданами Афин. Рабский труд использовался в домашних работах, в с/х, строительстве. Одним из источников рабства служила долговая зависимость. Государство было политической организацией свободных граждан. По форме правления оно представляло собой демократическую республику.
Ксенофонт (430 – 355 года до н.э.), "О доходах Афинской Республики". Считал, что видами государственных доходов являются налоги, таможенные пошлины, сдача в аренду государственного имущества и рабов. Предлагал строить гостиницы, магазины, сдавать рабов для добычи серебра.

Аристотель (384 – 322 годы до н.э.), "Афинское государственное устройство" – основные взгляды на обеспечение деятельности государства.

Древний Рим: особенности государственного устройства, сущность финансовых взглядов в работах Катона, Варрона, Колумеллы, Гая Плиния Старшего.

Была республиканская форма правления. Интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. Рабы были государственные и частные. Раб был собственностью своего хозяина. Высшими государственными органами были народное собрание, сенат, магистратуры.

В древнем Риме было больше практики, чем теории и интерес представляет собой анализ практики формирования и распределения финансовых ресурсов.

В экономической истории Древнего Рима выделяется 3 периода:

  1. становление античного полиса и формирование рабовладельческих отношений (V-III вв. до н.э.);

  2. период классического рабства (II до н.э. – II в н.э.);

  3. кризис рабовладельческого строя и феодализация экономического базиса.

Общим их элементом этих периодов является формирование крупных землевладений.

Катон (234 – 149 года до н.э.), "О земледелии" – рабы являются орудием труда.

Варрон (116 – 27 года до н.э.), "О сельском хозяйстве".

Коллумела (1 век), "О сельском хозяйстве".

Гай Глиний Старший (23 – 79 года), "Естественная история" – рабы являются людьми, а не орудием труда.
ФИНАНСОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА ВОСТОЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

Особенности государственного устройства восточных деспотий в средние века. Азиатский способ производства.

Учитывая достаточно законсервированный характер восточной деспотии, в силу медленного прогресса производительных сил, что было обусловлено в первую очередь географическим положением, а во-вторых взглядами восточных ученых на финансовое хозяйство развивались медленно и были нацелены на объединение направлений по ее совершенствованию.

Азиатский способ производства:

  • деспотизм – беспредельная власть верховного правителя;

  • практическое отсутствие частной собственности на землю, которая находится в собственности государства;

  • абсолютная централизация государственной власти;

  • наличие многочисленного слоя чиновников;

  • экстенсивный путь развития производства;

  • преимущественное развитие сферы обращения (торговля, ростовщичество);

  • застойная бедность населения.

Взгляды ученых этих государств отражали основные проблемы финансового хозяйства.

  1. Финансовые взгляды Абу Юсуфа (годы жизни, трактат).

Абу Юсуф (731-798), "Книга о подати":

  • доказывал, что соблюдения мер налогообложения подданных позволяет обеспечить исправное поступление налогов и сохранение платежеспособного подданного.

  • считал невыгодным прибегать к подкупу налогов.

  • не рекомендовал наказывать за неуплату налогов.

  • разработал меры, как обеспечить исправное поступление налогов.

Финансовые взгляды Абу Али Ибн Сины (годы жизни, трактаты).

Абу Али Ибн Сина (980-1037). 280 работ. "Книга указаний и наставлений", "Врачебные науки", "Книга исцелений", "Трактат о домоводстве":

  • рассуждал о возможности равномерного распределения богатства. В обществе не должно быть баснословно богатых и ужасающе бедных.

  • доходы и расходы должны быть сбалансированы с учетом выделения резервов на случай войны, бедствий.

Финансовые взгляды Бируни (годы жизни, трактат).

Бируни (973-1048), "Канон Масуда" (1030):

  • считал, что объем накоплений ресурсов в государственной казне должен быть увязан с выполняемыми государственными функциями.

  • исследовал сущность и функции денег.

  • с помощью золота может быть достигнута любая цель.

Финансовые взгляды Мухамеда Туси (годы жизни, трактат).

Мухамед Туси (1201-1274), основная работа "Трактат о финансах":

  • Считал, что при обложение крестьян следует учитывать доходность земли, имущественное положение и величину прожиточного минимума.

  • Развивал идею о необходимой классификации государственных доходов.

  • Предлагал использовать средства казны для выдачи государственных пособий инвалидам, вдовам, бедным.

Финансовые взгляды Алишера Навои (годы жизни, трактаты).

Алишер Навои (1441-1501), 22 произведения на экономические темы: "Вакфийя", "Муншаот" – назидательное завещание наследнику престола о руководстве страной.

  • предлагал использовать финансовые ресурсы государства для строительства ирригационных сооружений, благоустройства городов и учебных заведений

  • установить справедливую налоговую систему.

Особенности экономического развития Европы в период раннего средневековья (период). Финансовые взгляды.

Финансовые взгляды в период раннего средневековья (конец 5 начало 11 века) и классического средневековья (середина 11- конец 15 века) господствовало натуральное хозяйство, феодальная раздробленность, отсутствие централизованного государства определяло и отсутствие особенно выраженной потребности и возможности в финансирование потребностей феодальной вотчины. Крестовые походы, эпидемии, войны, позволявшие перераспределить богатства между оставшимися в живых, тормозили развитие производственных сил и производственных отношений. Основные размышления носили теологический характер и концентрировались в области финансовой нравственности: "что хорошо, что плохо".

Тенденции в экономическом развитии европейских стран в период среднего средневековья.

Середина 11 – конец 15 века – среднее средневековье. Господство натурального хозяйства, феодальная раздробленность, отсутствие централизованного государства определяло и отсутствие особенно выраженной потребности, и возможности в финансирование потребностей феодальной вотчины. Основные размышления ученых носили теологический характер.

К концу 15 века набрали силу следующие процессы:

  • Отделение города от деревни.

  • Отделение ремесла от сельского хозяйства.

  • Формирование слоя населения лично свободных людей-горожан.

  • Экономическое усиление городов.

  • Борьба городов за экономическую и политическую независимость от феодалов на землях, на которых они располагались.

  • Начало процесса централизации государственной власти.

  • Начало открытий и завоеваний заморских территорий, откуда на европейский рынок устремились потоки дешевых товаров, золота и серебра.

  • Ускорился процесс товарно-денежных отношений.

Считалось, что финансовая наука возникла в 15 веке в городах Северной Италии, переживавших экономический подъём и культурный рост (Венеция, Флоренция).

Взгляды Диомеда Карафы. Национальность, особенности государственного устройства и экономических отношений. Период жизни.

Диомеде Карафа (1406-1487 год), итальянец.

Основные идеи:

  1. говорил о сбалансированном бюджете.

  2. он хотел избежать необходимости брать вынужденные займы (которые он сравнивал с воровством и грабежом),

  3. выступал за строго определенные, справедливые и умеренные налоги.

  4. основой доходов государства должны быть домены.

  5. в мирное время необходимо сформировать финансовые резервы для будущей войны.

Делил расходы на 3 группы:

    • расходы по обороне страны

    • по содержанию государя

    • по удовлетворению чрезвычайных потребностей

Домен. Регалия

Домен – такое государственное имущество, которое имеет своим назначением приносить доход казне. К такому государственному имуществу относится земля, используемая для сельскохозяйственных целей; леса; вещные права на пользование; капиталы, принадлежащие государству.

Регалии – источники доходов, которыми государство пользуется исключительно для себя, совершенно не допуская частной конкуренции или значительно ограничивает ее. Виды регалий: монетная, почтовая, железнодорожная, горная и т.д.

Финансовые взгляды Ж. Бодена (произведение, годы жизни).Основания (государственное устройство и социально-экономическое положение страны).

Жан Боден (1530-1597) «Шесть книг о республике» 1577г. «Финансы- нервы государства»

Основные идеи:

  1. выступал за конституционную монархию

  2. доходы гос-ва (домены, военная добыча, подарки гос-в, от торговли, пошлины от ввоза и вывоза, дань с пок-ых народов, сборы с союзников)

  3. Расходы гос-ва (содержание двора, армии, благотворительность, постройка крепостей, городов, зданий)

  4. налоги платят те, кто на них назначен

Франция. Абсолютная монархия. Борьба между католиками и протестантами (кальвинисты). Мир, в условиях этой гражданской войны, становился приоритетной ценностью. Надежда на обеспечение мира связывалась с монархом.

Финансовые взгляды М. де Сюлли (произведение, годы жизни).Основания (государственное устройство и социально-экономическое положение страны).

Максимилиан де Битюн Сюлли (1560-1641)

министр (сюринтендант) финансов французского короля Генриха IV (1599-1611) Франция. Сословная монархия. Борьба между католиками и протестантами. Войны, заговоры. Экономическая и политическая нестабильность Франции.

Основные идеи:

  1. заложены основы бюджетного дела роспись доходов и расходов)

  2. аннулирование гос-ых займов

  3. реорганизация откупной системы

  4. конверсия гос-ых займов

Финансовые взгляды Ришелье (произведение, годы жизни).Основания (государственное устройство и социально-экономическое положение страны).

Арман Жан дю Плесси Ришелье (1585-1642) «Политическое завещание»

Франция. Первый министр и кардинал короля Людовика XIII. Прекратил религиозную войну между протестантами и католиками. Перестроил сословную монархию в абсолютную. Упрочнение экономической и политической позиций Франции.

Основные идеи:

Принципы налогообложения (косвенные налоги не желательны, не должны наносить вред имуществу, не следует требовать меньше, чем это необходимо гос-ву).

Выделял 3 бюджета: мирный(уравнивание доходов и расходов), военный(увеличение роста доходов), послевоенный(ликвидировать бюджетный дефицит и выплачивать гос. долг).

Финансовые взгляды Т.Гоббса (произведение, годы жизни). Основания.

Томас Гоббс(1588-1679) «Левиафан» (1651г.)

Англия. 1647 год - буржуазная революция. 1649 год – провозглашение Англии республикой.

Основные идеи:

  1. сторонник монархии

  2. защищал естественные права человека

  3. выполнение всех норм прав и законов может осуществляться только при монархии

  4. решение и воля монарха подлежат обязательному выполнению.

  5. налоги - основной источник доходной части бюджета государства.

  6. разделение на прямые и косвенные налоги.

Финансовые взгляды Д.Локка (произведение, годы жизни). Основания.

Джон Локк (1632-1709) «Опыт о человеческом разуме» (1690)

Англия. 1647 год - буржуазная революция. 1649 год – провозглашение Англии республикой.

Основная идея:

  1. предложил ясную и стройную теорию налогов.

  2. Налоги должны быть умеренными и равномерными.

  3. Предпочтение должно отдаваться косвенным налогам.

Финансовые взгляды У.Петти (произведение, годы жизни). Основания.

Уильям Петти (1623-1687) «Трактат о налогах и сборах» (1662)

Англия. 1647 год - буржуазная революция. 1649 год – провозглашение Англии республикой. Основные идеи:

  1. Важнейшей составляющей финансов являются государственные расходы:

  2. Сокращение расходов на содержание армии, гос-ого аппарата, двора, церкви, суда.

  3. увеличение социальных расходов: богодельни, госпитали, сиротские дома

  4. развитие общественных работ с целью ликвидировать воровство и нищенство.

Финансовые взгляды Л. фон Секендорфа(произведение, годы жизни). Основания.

Людвиг дон Секендорф (1626-1692) «DerTeutscheFurstenstoat»

(изд. 5 раз при жизни).

Германия. Монархия. Тридцатилетняя война 1618-1648г. Распадение Германии на княжества (государства).

Основные идеи:

  1. делил гос-ые доходы на доходы , полученные от частных лиц и доходы специальные (регалии).

  2. не считал регалии необходимыми, выступал против продажи должностейи казенны монополий, особенно монетной регалии

  3. идеи связи народного хозяйства и податной силы населения.

Финансовые взгляды И. фон Юсти (произведение, годы жизни). Основания.

Иохим фон Юсти (ум. в 1771 г.) «Система финансового хозяйства»(1766) Германия. Монархия. В 18 в. возвысилась Австрия и Пруссия. Они участвовали в войнах конца 18 начала 19 вв. против революции, а затем наполеоновской Франции и были разгромлены Наполеоном I (1806 г.) Решением Венского конгресса 1814-1815 о создании Германском союзе, в нем главенствовала Австрия.

Германия. Основные идеи:

  1. Рассматривал финансовую науку, как часть камеральных наук ( изучающих дворцовое и в широком смысле государственное хоз-во)

  2. рассматривал финансовую науку, как науку о правилах по которым собираются и расходуются наиболее целесообразно средства нужные для покрытия расходов гос-ва.

Финансовые взгляды И. Зоннефельса (произведение, годы жизни). Основания.

Иоганн Зоннефельса(1733-1817)

«Основные начала полиции торговли и финансов»

Германия. Монархия. В 18 в. возвысилась Австрия и Пруссия. Они участвовали в войнах конца 18 начала 19 вв. против революции, а затем наполеоновской Франции и были разгромлены Наполеоном I (1806 г.) Решением Венского конгресса 1814-1815 о создании Германском союзе, в нем главенствовала Австрия.

Основные идеи:

  1. Финансовая наука- наука, т.е. собрание тех правил при помощи которых государство удобнейшим образом получает свои доходы.

  2. Идея о гос-ых доходах

  3. идеи о внешней и внутренней безопасности

Финансовые взгляды физиократов (представители, годы жизни, идеи). Основания.

Франсуа Кене (1694-1774)

Франция. Монархия. Был придворным медиком Людовика XV, проблемами экономики занялся в 60 лет. XVIII век – век просвещения во Франции. 1789 год – буржуазная революция. (Людовик XVI)

  1. Автор «Экономической таблицы» (простого воспроизводства)

  2. Налоги должны взиматься только с собственников земли в размере1/3 чистого продукта

  3. Концепция естественного порядка: интересы отдельного лица не могут идти в разрез с интересами общества.

Анн Роббер Жан Тюрго (1727-1781)

«Размышление и о создании и распределении богатств.»1770г.

Франция. Занимал должность главного контролера финансов 1774-1776.

Жак Неккер (1732-1804)

«Об управлении государственных доходов французского королевства»

Был министром финансов 1777-1781

Основные идеи физиократов:

  1. Равенство налогообложения

  2. Единственные способ получения доходов – поземельный налог

  3. Разделение налогов на прямые и косвенные

  4. Предлагали отменить внутренние налоговые пошлины

  5. Доказали не эффективность структуры управления финансами, нерациональность, тяжесть налоговой системы.


5.ФИНАНСОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЕВРОПЕЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Финансовые взгляды А.Смита (произведение, годы жизни). Основания.

Адам Смит (1723-1790)

«Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776.

В 1778г назначен на должность комиссара таможни в Эдинбурге, с 1787года

- ректор университета в Глазго.

В конце 18 века в Англии произошла промышленный переворот. Начался переход от мануфактуры к крупному индустриальному производству (заводам , фабрикам) ,к крупному землепользованию.

Основные идеи:

  1. Отсутствует термин финансы и финансовое хозяйство.

  2. Исследовал вопросы государственных расходов, доходов, долга

  3. Расходы:

- имеющие общее значение (оборона, содержание королевской власти), которые м.б. оплачены за счет доходов общ-ва.

- на судебную власть , на народное образование (должны оплачиваться за счет пошлин и налогов)

  1. Доходы:

- от капиталов, предприятий, имуществ. гос-ва.

- налоги

  1. Считал ,что гос-ая соб-ть не эффективна, и выступал против предпринимательской деятельности гос-ва.

Финансовые взгляды Д.Рикардо (произведение, годы жизни). Основания.

Давид Риккардо(1772-1823)

В конце 18 века в Англии произошла промышленный переворот. Начался переход от мануфактуры к крупному индустриальному производству(заводам , фабрикам) ,к крупному землепользованию

«Начала политической экономии и налогового обложения»(1807)

Основные идеи:

  1. Все налоги выплачиваются из прибыли капиталиста и лишь некоторые из поземельной ренты.

Финансовые взгляды К.Рау (произведение, годы жизни). Основания.

Карл Рау (1792-1879)

Немецкий экономист. В Германии произошла буржуазно-демократическая Революция 1848-1849 гг. (потерпела поражение). Объединение Германии (Бисмарком) было осуществлено «сверху» антидемократическим путем

(без Австрии); его важнейшие этапы: создание Северо-Германского союза (1867) и провозглашение Германской империи в 1871 г.

«Основные начала финансовой науки»

Основные идеи:

  1. Была основным учебником по финансовой науке

  2. Финансы - учение о наилучшем устройстве народного хоз-ва

  3. выделял разделы:

    • гос. расходы

    • гос. доходы

    • гос-ый кредит!

    • бюджет!!

    • организация финансового управления!!!

Финансовые взгляды социалистов 19 в.: основоположники, основные труды. Основания.

В 40-х гг. 19 в. в Германии возник марксизм, произошла буржуазно-демократическая Революция 1848-1849 гг. (потерпела поражение). Объединение Германии (Бисмарком) было осуществлено «сверху» антидемократическим путем

(без Австрии); его важнейшие этапы: создание Северо-Германского союза (1867) и провозглашение Германской империи в 1871 г.

Карл Маркс (1818 - 1871) «Капитал» 1867г.

Фридрих Энгельс (1823-1893)

«Происхождение семьи, частной соб-ти и гос-ва» 1884

Финансовые взгляды новой исторической школы: представители, произведение. Основания.

Направление в политической экономии в 70-80 годы 19 века, и развивавшееся преимущественно в Германии. Основные представители:

Альберт Шеффле (1831-1903)

Адольф Вагнер(1835-1917)

«Наука о финансах»1880

Основные идеи:

превосходство государственного хозяйства над частным

Рассматривал финансовую науку как совокупность представлений о:

  1. финансовом строе,

  2. расходах государства

  3. пошлинах

  4. налогах

с учетом истории их развития.

Финансовые взгляды К.Эеберга (произведение, годы жизни). Основания.

Карл Эеберг

Немецкий экономист. В Германии произошла буржуазно-демократическая Революция 1848-1849 гг. (потерпела поражение). Объединение Германии (Бисмарком) было осуществлено «сверху» антидемократическим путем

(без Австрии); его важнейшие этапы: создание Северо-Германского союза (1867) и провозглашение Германской империи в 1871 г.

«Очерки финансовой науки»(1882)

Основные идеи:

  1. Финансы - самостоятельная наука, которая должна учитывать принципы политической экономии, гос-ого права и политики.

  2. Финансовая наука – принципы, по которым должно вестись финансовое хоз-во и по которым гос-во д. добывать и расходовать материальные средства.

Финансовые взгляды маржиналистской школы: (представители, произведение, годы жизни). Основания.

С фр.- дополнительный – направление в экономической теории конца XIX века, в котором используются для анализа предельные величины и понятия потребностей и полезностей покупателей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
написать администратору сайта