Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Целью исследования

  • Глава I. Теоретические аспекты графической иллюстрации Понятие и сущность графической иллюстрации. Возникновение и развитие графической иллюстрации в России

  • История искусства книжной графики

  • Возникновение и развитие графической иллюстрации в России

  • 2 Анализ творчества художников-иллюстраторов

  • Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников (19 классы)


    Скачать 2.72 Mb.
    НазваниеФормирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников (19 классы)
    АнкорBulygina_Kursach_TIMO.doc
    Дата16.01.2018
    Размер2.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаBulygina_Kursach_TIMO.doc
    ТипКурсовая
    #11181
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Тольяттинский государственный университет»
    Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства

    Изобразительного искусства

    (кафедра)

    Специальность 050600 «Художественное образование»

    (код и наименование направления подготовки, специальности)

    Бакалавр художественного образования

    (наименование профиля, специализации)
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    На тему: Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников (1-9 классы)

    Выполнила студентка группы ХОб-301 Булыгина А. Ю.

    Руководитель: к. п. н.,

    доцент, кафедры изобразительного искусства ТГУ Землякова Г. М.

    Тольятти 2012

    Содержание
    Введение……………………………………………………………………….3

    Глава I. Теоретические аспекты графической иллюстрации

      1. Понятие и сущность графической иллюстрации. Возникновение и развитие графической иллюстрации в России…......................................................6

      2. Анализ творчества художников-иллюстраторов……………………14

    Глава II. Анализ методик преподавания уроков тематического (иллюстративного) рисования в современном процессе общего образования

    2.1 Формирование графических умений и навыков на уроках ИЗО у учащихся 1-9 классов………………………………………….………….………..21

    2.2 Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике…………………...…………………..26

    Заключение…………………………………………………………………..36

    Список использованной литературы……………………………………….38

    Приложения………………………………………………………………….40

    Введение



    Проблема развития способностей школьников является в настоящее время одной из наиболее актуальных, поскольку современное общество нуждается в социально-адаптированной личности. В процессе обучения и воспитания главное значение, на наш взгляд, приобретают задачи формирования таких личностных качеств ребенка, как инициативность, стремление к творческому поиску, - словом, развитие творческих способностей в различных видах деятельности.

    Развитие творческих способностей в процессе художественной деятельности является не только целью художественного воспитания, но и одновременно средством разностороннего развития личности ребенка. На наш взгляд, особое значение приобретают занятия тематическим рисованием. Представляя собой повествование об окружающей или вымышленной действительности при помощи композиции и цвета, тематическое рисование способно реализовать многие потребности детей.

    Формирование и развитие художественно-творческих способностей у школьников невозможно без понимания методики преподавания.

    Для успешного овладения методикой в первую очередь необходимо критически использовать все лучшее, что было достигнуто в предыдущие эпохи.

    Проблему развития художественно-творческих способностей детей изучали А.Бакушинский, Н.Гросул, А.Дмитриева, В.Копцев, Г.Лагунская, А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская, Е.Торшилова, В.Щербаков, Б.Юсов и др. Первые шаги в этом направлении в отечественной педагогике были сделаны еще вначале 20-х годов П.Блонским, Г.Лабунской, Н.Сакулиной, Е.Флериной и др. В детях старались, прежде всего, развить коллективные навыки. Над совершенствованием методики преподавания ИЗО в разное время работали Н.Адаскина, В.Гамаюнов, А.Волков, Л.Демьянов, К.Истомин, А.Коротковский, Г.Курьерова, А.Щипанов, Л.Попова, В.Фаворский, Л.Марц и др.

    Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах в настоящее время развивается очень интенсивно.

    Практически в каждой методической разработке указанных авторов, большое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется тематическому (иллюстративному) рисованию.

    Оно (тематическое рисование) представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д.

    Значение иллюстративного рисования очень велико, поскольку оно связывает изобразительное искусство с такими дисциплинами как русский язык, литература, история, география и др.

    Для того чтобы правильно передать мысль автора произведения, добиться большей выразительности и правдивости при выполнении иллюстрации необходимо владеть определенными умениями и навыками цветового решения, композиции, а так же графическими и живописными приёмами, которые присущи данной области искусства.

    Поэтому, тема изучения формирования и развития умений и навыков работы над графической (книжной) иллюстрацией, является весьма актуальной.

    Объект исследования – графическая иллюстрация.

    Предмет исследования – комплекс эффективных средств и методов преподавания графической иллюстрации на уроках изо.

    Целью исследования является изучение и создание системы учебно-творческих заданий в области графического иллюстрирования.
    Задачи:

    1. Ознакомиться с историей возникновения графической иллюстрации

    2. Охарактеризовать сущность и понятие графической иллюстрации

    3. Изучить процесс формирования графических умений и навыков

    4. Проанализировать существующие отечественные педагогические концепции в графическом иллюстрировании

    5. Проанализировать деятельность известных художников-иллюстраторов по тематическому иллюстрированию, таких как: И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Б. Дехтерев и др.

    При написании работы использованы методы анализа и изучения литературы по теме, структурирования и систематизации информации.

    Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Глава I. Теоретические аспекты графической иллюстрации


      1. Понятие и сущность графической иллюстрации. Возникновение и развитие графической иллюстрации в России


    Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.

    В узком же смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в единстве с каким-либо текстом. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

    Иллюстрации можно подразделить на:

    • Научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.);

    • Художественно-образные.

    Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.

    В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций (Приложение 1):

    • Фронтиспис;

    • Заставка;

    • Полосная иллюстрация (во всю страницу);

    • Полуполосная;

    • Разворотная (на двух страницах);

    • Оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом);

    • Рисунки на полях.

    Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

    Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы, говорить о главной теме части или главы, показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

    Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, которая подготавливает читателя к активному восприятию текста.

    Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Размер иллюстрации определяется важностью иллюстрируемой сцены, образа и т.д. Данные иллюстрации обычно имеют прямое отношение к предшествующему или последующему тексту.

    Иллюстрации во многом определяют архитектонику (структуру) книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

    Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

    Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

    По характеру связи с текстом, иллюстрации можно разделить на:

    • Повествовательные - точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации действия, психологические иллюстрации, дающие характеристику героев (жесты, мимика, поступки и т.д.)

    • Метафорические - обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Это иллюстрации не всегда непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:

    а) настроения или состояния - их воздействие эмоциональное, подобное музыке, такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям;

    б) аллегорические - к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;

    в) синтетические - иллюстрации, представляющие собой соединение разновременных и разнопространственных моментов одной композиции и др.

    Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность.

    История искусства книжной графики

    История иллюстрации уходит далеко вглубь веков. В Древнем Египте иллюстрации сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы первых веков нашей эры в рукописях "Илиады", "Энеиды", а также иллюстрации в византийских, средневековых рукописях.

    В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам ("Остромирово евангелие", "Изборник Святослава"). Они были цветными, украшались золотом, исполнялись тонко. Такие книги делались в одном экземпляре, высоко ценились и стоили очень дорого. Они были недоступны людям, имевшим ограниченные средства, а потребность в книге становилась все более и более насущной. И тогда возникла мысль о печатной книге.

    Изобретение книгопечатания в Европе относится к концу XIV - началу XV века. Печать производилась путем прижимания бумаги к доске, на которой гравировался текст иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же черными, как и текст.

    До конца XVIII века книгопечатание не подвергалось существенному изменению, но воспроизведение иллюстраций стало более совершенным. Их стали печатать с гравированной металлической доски. Штрихи рисунка получались от углублений, прорезанных резцом. В них затиралась краска, которая при печати переходила на лист бумаги. Кроме резцовой гравюры, был открыт также способ получения углубленных штрихов в металлической доске с помощью травления кислотой (офорт).

    Резцовая гравюра и офорт позволили делать иллюстрации гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем на деревянной доске.

    Изобретение печати с литографского камня в 1798 году не только удешевило печатание книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. В это же время создается так называемая торцовая тоновая репродукционная гравюра, применявшаяся в печати до начала XX века.

    Современные офсетные машины позволяют за один прокат нанести на изображение от одной до девяти красок.

    Однако развитие и совершенствование способов печати не совпадают с ростом качества самих иллюстраций как произведений искусства. В очень далекие времена, пусть и при наличии скудных средств, но создавались прекрасные иллюстрации, а сейчас, при совершенных способах воспроизведения, встречаются нередко посредственные, а иногда и совсем плохие иллюстрации, которые относятся скорее к ремесленной продукции, чем к искусству. Историю книжной иллюстрации нельзя рассматривать как прямой и последовательный путь к совершенству. В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка, своеобразной утраты художественного мастерства.

    Первой иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.

    Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда название "Лицевой букварь"). Страницы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, предметов быта и т.п.

    Занимательные и высокохудожественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.

    С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы.

    Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В. И. Суриков, М. В.Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.

    Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела свой индивидуальный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для детей стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.

    Что же делает иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к высокому искусству? Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат в себе какой-то рассказ (натюрморт, абстракция, историческая картина). Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует. Для изображения предметов здесь художнику нужно использовать линию, пятно и цвет. В великих произведениях изобразительного искусства можно увидеть органичное слияние и взаимосвязь этих сторон – рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются лишь в том случае, если они полностью удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.

    Иллюстрация же может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей идее, которая побудила автора написать книгу.

    Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Среди этих литературных шедевров следует выделить Библию, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными - фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.
    Возникновение и развитие графической иллюстрации в России

    Книга, - одно из самых значительных явлений культуры. Но помимо писателей книгу создают и художники, которые занимаются её оформлением.

    К иллюстрированию литературных произведений в России обращались такие известные художники, как: А. А. Агин, В. Ф. Тимм, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, М. А. Врубель и другие. Но несмотря на это книжная иллюстрация до конца 19 века оставалась лишь второстепенной деталью в книге. Только на рубеже 19-20 веков, она приобрела популярность.

    В советское время книга, вместе с иллюстрациями была призвана выполнять агитационно-просветительскую (пропагандистскую) роль. Однако именно в книге художники не редко находили убежище от жестокой реальности [7].

    Теоретические основы искусства книги заложили в России на рубеже XIX—XX столетий художники и критики «Мира искусства». Их интересовали как проблемы интерпретации литературного произведения, так и проблемы стилистических особенностей иллюстрации и книжной формы в целом. Они призывали художника активно, творчески подходить к иллюстрируемому произведению, вплоть до полемики с его автором: «Единственный смысл иллюстрации заключается в ее полной субъективности, в выражении художником его собственного взгляда на данную поэму, повесть, роман. Ее задача — освещать творчество поэта остроиндивидуальным взглядом художника, и чем неожиданнее этот взгляд, тем важнее его значение» — писал С. П. Дягилев в 1899 г. [3, С 35]. Однако, самоутверждение художника в форме иллюстрации, по мнению мирискусников, не должно было противоречить произведению, но и не должно было исключать внутреннюю полемику между писателем и иллюстратором.

    Вообще, если коснуться стилистических особенностей иллюстрации, мирискусники пропагандировали рисунок, который был удобен для полиграфического воспроизведения, рисунок свойственный стилистике модерна, в котором присутствует плоскостность, линеарность, силуэтность.

    Критик журнала «Аполлон» Н. Э. Радлов писал, что иллюстрация должна подчиняться книжной форме: «Украсить лист — прямая задача книжного искусства, и только считаясь с его особенностями, может художник-график добиться своей цели. Линейный рисунок идеально удовлетворяет требованиям, предъявляемым книгой к своему украшению: он считается с формой книжного листа, стремясь подчеркнуть его двухмерность, и с его колоритом, употребляя только те же две тональных единицы — blanc et noir.» [10, С. 10].

    Позже, опираясь на свой опыт и мирискусническую теорию, И. Я. Билибин писал: «Наше понимание графики начала XX в. сопряжено с большой дисциплиной и большой линейной каноничностью. Вольный штриховой рисунок, где линия сама по себе не культивировалась, графическим не считался» [2, С. 54].

    Стремление к подчинению изображения плоскости книжной страницы привело мирискусников к пониманию книги как единого организма. Теперь, работа иллюстратора сравнивалась с работой архитектора, который был призван видеть произведение в целом.

    «Художник, занятый книгой, должен обратить свое внимание на основные требования красоты в книге: на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста в странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на пагинацию, на обрез, брошюровку и т. д.», — писал в 1910 г. А. Н. Бенуа [1, С. 44].

    В 1920-е гг. теоретическое обоснование своей практике стремились дать В. А. Фаворский и конструктивисты (Эль Лисицкий, А. М. Родченко).

    Если Фаворский опирался на практику работы в технике, имевшей многовековую историю, то конструктивисты, тот же самый Эль Лисицкий и Родченко, ориентировались на возможности современной полиграфии (светопечать и фотография). «Фотография по сегодняшний день является тем способом изображения, который наиболее всем понятен. Мы стоим перед формой книги, где на первом месте стоит изображение, а на втором — буква. Возможно, это время уже близко», писал Эль Лисицкий. [8, С. 132].

    Полемически о книжной иллюстрации в это время пишет Ю. Н. Тынянов, отрицая необходимость и органичность ее существования в книге: «Иллюстрированная книга — плохое воспитательное средство. Чем она "роскошнее" тем хуже» [15, С. 510].

    Но данная статья ничуть не поумерила пыл и желание художников работать именно в области книжной иллюстрации, а скорее наоборот, подстегнула их стремление к изобретениям и поискам новых композиционных и стилистических решений.

    Долгое время книжная иллюстрация создает вокруг себя массу противоречий.

    Ни художники, ни критики никак не могут прийти к единому выводу, единому ответу на вопрос: «какой должна быть книжная иллюстрация?». И лишь в 21 веке книжное искусство России начинает развиваться без каких-либо ограничений, и в нем уже начинают проступать очертания более или менее упорядоченной системы. «В том, что эта система постепенно сложится, и будет играть определяющую роль, уже нет сомнений. Вопрос лишь в том, и это извечный для России вопрос, станет ли подобная система простым повторением существующей на Западе или сумеет сохранить те самобытные импульсы, которые позволили русскому книжному искусству достигать блестящих результатов в течение всего столь трудного и беспокойного XX века» - Э. Д. Кузнецов «Советское искусство книги» [6, С. 16].


    1. 2 Анализ творчества художников-иллюстраторов


    Книга - одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок. Яркая, богатая подробностями иллюстрация сразу привлекает к себе внимание ребёнка. Художник - иллюстратор не просто рисует образ - он, так же, как и автор, формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус и любовь к Родине. Вглядываясь в книжную иллюстрацию, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий. Знакомство детей с некоторыми приёмами изображения, используемыми художниками, обогащает их творчество, настраивает на собственный поиск, развивает их изобразительные возможности. В результате, рисунки детей становятся более содержательными, интересными в композиционном и колористическом отношении, а дети открывают для себя чудесный мир книжной графики.

    Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Рачев, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др. (Приложение 2)

    Мы рассмотрим творчество только некоторых из них, а так же скажем пару слов о современной книжной графике.

    Иван Яковлевич Билибин, - один из видных представителей изобразительного искусства, а именно, книжной графики.

    Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, которая сохранилась на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а так же, присущее Билибину своеобразие трактовки образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

    А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, где Билибин увидел картину Васнецова «Богатыри». Именно с этого момента и начинается путь Билибина как иллюстратора. Художник проявляет интерес именно к старине, народному искусству. В основном он занимался иллюстрированием сказок. В течение семи лет Билибину удалось проиллюстрировать семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.

    Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские и конечно применял их при оформлении книг. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русских сказочных персонажей. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства (это различная резьба, вышивка на одежде и скатертях).

    Билибин проявил себя именно художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской.

    Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. Художник усиленно изучает русскую культуру, замечает мельчайшие нюансы, которые он впоследствии сможет перенести на страницы сказок.

    Юрий Алексеевич Васнецов. Народный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР. Учился в Академии художеств. Был главным художником Института игрушки в Загорске. Юрий Алексеевич был замечательным художником - сказочником. Для его творчества характерны доброта, спокойствие, юмор, он с детства полюбил яркую, веселую дымковскую игрушку и переносил её образы на страницы книг.

    В иллюстрациях Васнецова живет простодушное восприятие мира, яркость и непосредственность. Гуляют кошечки в розовых юбочках и зайцы в валенках. Эти иллюстрации воспринимаются детьми как свое, знакомое, само собой разумеющееся, а для взрослого его рисунки - давно забытое счастье. Особенности художественного почерка - подчеркнутая декоративность рисунка. Излюбленные элементы - волнистая линия, точка, мелкий штрих. Украшается все: деревья (листья - бублики), трава (завитки, точки - капли росы), одежда, страница с текстом и название (штрихами -пушистые буквы, точками). Рисунки художника полны бытовых подробностей и описательности. Бытовые сказки, где действуют медведи и лисы, зайцы и волки - сказки крестьянские, мужицкие, развертывается такая сказка на земле, она заполнена земными потребностями и интересами.

    Май Петрович Митурич. Заслуженный художник РСФСР, печатался в журнале «Мурзилка» и иллюстрировал детские книги. Май Петрович прекрасный рисовальщик. Он рисует восковыми мелками, акварелью. Художник выбирает такой тип иллюстрации, при котором ни цвет, ни объем, ни тени не нарушают общей гармонии рисунка и белого листа. Он продуманно выбирает 2-3 цвета желтый, синий, черный, рисует, не смешивая цвета. Избегает прямого сходства цвета с натурой, цвет у него условен. В изображении природы, Май использует мягкие, прозрачные тона акварели, что только усиливает ощущение тишины, спокойствия…

    Владимир Михайлович Конашевич. Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения. Автор иллюстраций детских книг.

    Конашевич прекрасно владел искусством тонкого и острого, точного и выразительного рисунка.

    Отличия: декоративность, яркость, нарядность.

    В творчестве - 2 линии - сказки и «веселые» книги. Художник с серьезным видом рисует самые несерьезные истории, он понимает, что 4, 5, 6, 7 лет - это чудесная пора, когда ребенок открывает мир, пора познавательной жадности, беззаботного и беззлобного смеха, время любви к радующим глаз краскам. Глядя на его рисунки, ощущаешь, как художник сам смеется вместе с детьми.

    Художник очень смело обращается с книжной страницей, не разрушая ее плоскости, он делает ее безграничной, с удивительным мастерством изображает реальные и самые фантастические сцены. Текст не существует отдельно от рисунка, он живет в композиции. В одном случае он отмечен рамкой из цветочных гирлянд, в другом - окружен прозрачным мелким рисунком, в третьем - на цветном фоне тонко связан окружающими цветовыми пятнами. Его рисунки пробуждают в детях не только воображение, юмор, но и формируют эстетическое чувство и художественный вкус. В иллюстрациях Конашевича нет глубокого пространства, рисунок всегда приближен к зрителю. Художник строит изображение по детскому представлению о перспективе: низ листа - передний план, а дальний - вверху страницы. Сам рисунок - пестрый, рябенький, напоминает детский.

    Если старые мастера книжной графики без особых трудностей справлялись со всеми задачами, которые ставила перед ними иллюстрация, то современным книжным графикам с большим трудом удается создать более или менее качественные рисунки.

    Обеднённость иллюстративным рядом – первая актуальная проблема современного книгопроизводства. Здесь сказывается, как экономия материальных средств, затраченных на издание, так и общая культурная неразвитость издателей. Почти все «художники-иллюстраторы» нового поколения допускают в своих работах ошибки такого масштаба, что постоянно возникает вопрос о наличии у них соответствующего образования.

    Самой частой ошибкой авторов становится ощущение, что художник никогда не читал иллюстрируемую книгу. Далее следует неверное композиционное, цветовое, пространственное решения и пр.

    Пожалуй, самая главная из проблем иллюстрации – проблема создания целостного и узнаваемого образа персонажа (будь то человек, зверь или неодушевленный предмет) и в первую очередь, его портрета. И для создания такого образа авторы прибегают к такому художественному решению иллюстрации, как композиционный портрет персонажа, серия портретов, может помочь читателю лучше понять образы героев, представить их живыми людьми. К такому приему прибегали многие выдающиеся художники, такие как: К. И. Рудаков в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», И.С. Глазунов в «Идиоте» Ф.М. Достоевского.

    В воображении разных людей в результате прочитанного возникают различные визуальные образы – у каждого свой, поэтому своей работой, художник рискует разочаровать читателя. Талантливый «настоящий» мастер слова почти никогда не дает подробного «шаблонного» описания (волосы – такого-то, цвета, глаза такого-то, рост – столько-то сантиметров…). Задача художника состоит в создании такого визуального облика, который бы наиболее точно соответствовал герою, и заставил бы читателя изменить свое мнение и принять его видение.

    Сейчас в основном массово иллюстрируются только детские книги и романы в стиле «фэнтази». Но и последние, зачастую, ограничиваются только ярким, далеким от текста, изображением на обложке. Поэтому, в качестве первого примера, рассмотрим по современным понятиям «богатое» издание всемирно известного английского писателя Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец», проиллюстрированное художником Лео Хао (настоящее имя Алексей Михайлович Шамровский). Вторым же – будут графические рисунки художницы Яны Ашмариной к литературно-энциклопедическому сборнику «Толкиен и его мир». Лео и Яна – одни из самых заметных фигур в сегодняшнем мире печатаемой книжной иллюстрации. Творения названных художников встречаются почти в каждом третьем издании фантастической и «фэнтезийной» литературы, поэтому они, без сомнения, могут быть ярким примером современного иллюстратора.

    Почти во всех иллюстрациях Лео к «Властелину Колец», наблюдается неграмотное цветовое, композиционное, пространственное решение, анатомически неверно изображенные фигуры людей и т.д.,

    В своей работе над книгой художник преимущественно использовал именно иллюстрационный портрет. Видимо, он не сумел изобразить ни обширной многофигурной композиции, ни персонажа в движении, поэтому и отдал предпочтение статичным поясным портретам героев. И в большинстве своем, эти портреты даже не соответствовали описанию в литературном первоисточнике: (т.е. в книге «Властелин Колец») не совпадают ни общие черты лица (цвет глаз, волос…), ни возраст, ни одежда героев. Так один из главных персонажей, описанный, как зрелый сероглазый воитель с темными волосами, одетый в скромное дорожное платье, изображен на поясном портрете юным блондином в грубых кожаных доспехах. Этот же персонаж (как, впрочем, и другие), не зависимо от сюжета, постоянно меняет на протяжении всей книги цвет волос и глаз (от блондина до пепельных седин), возраст, одежду и пр.

    В работах Яны А. к сборнику «Толкиен и его мир» не наблюдаются такие грубые художественные ошибки, как у Лео Х., но иллюстративных нарушений не меньше. «Деревянные», безжизненные лица созданных ею типажей, кажутся нарисованными по одному лекалу. Девушка, скорее всего тоже не вчитывалась в книгу, а ведь художник-иллюстратор, в первую очередь, должен думать о массовости и доступности созданного им образа, о его соответствии общечеловеческим представлениям [20].
      1   2   3   4
    написать администратору сайта