Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языкознание
Языки
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Связь
Электротехника
Автоматика
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Экология
Культура
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Обществознание
Социальному педагогу
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Методичка часть1 2015. Гбоу впо дальневосточный государственный медицинский университет Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


Скачать 1.68 Mb.
НазваниеГбоу впо дальневосточный государственный медицинский университет Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
АнкорМетодичка часть1 2015.doc
Дата27.04.2017
Размер1.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка часть1 2015.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#251
страница1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Министерство здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский

университет

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

общественное здоровье

и здравоохранение
ЧАСТЬ I

сТАТИСТИКА ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К практическим ЗАНЯТИЯМ



Хабаровск - 2014

УДК 61: 311 (076)


ББК 51.1 (2Рос), 02 Я 73

С (602)
Авторы-составители:

Солохина Л.В. – д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ДВГМУ

Киселев С.Н. – д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ДВГМУ

Рецензенты:

Капитоненко Н.А. – зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, д.м.н., профессор

Шевченко А.В. – зав. кафедрой общей гигиены, д.м.н., профессор


Общественное здоровье и здравоохранение. Часть 1. Статистика здоровья и здравоохранения: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению для студентов лечебного факультета / Л.В. Солохина, С.Н. Киселев. Хабаровск: ДВГМУ, 2014. - 70 с.
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению для студентов лечебного факультета составлено на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1118 от 8 ноября 2010 г., учебного планп по специальности 060101 Лечебное дело, утвержденного Ученым советом ГБОУ ВПО ДВГМУ МЗСР РФ «02» сентября 2011 г., Протокол № 1, рабочей программы

© Солохина Л.В., Киселев С.Н., 2014

© ДВГМУ, 2014

Введение
Вероятностная природа медицины и здравоохранения делает очевидной необходимость знания и освоения соответствующих методов решения проблем, связанных с неоднородностью и неопределенностью. В медицине и здравоохранении часто используются различные статистические концепции при принятии решений по таким вопросам как оценка состояния здоровья, его прогноз, выбор стратегии и тактики профилактики и лечения, оценка отдаленных результатов и выживаемости.

Знание основ статистики является важным для понимания и критической оценки информации, получаемой из медицинских журналов, монографий, докладов и т.д. Статистический анализ является одним из элементов доказательной медицины. Знание принципов статистики абсолютно необходимо для планирования, проведения и анализа научных исследований в медицине.

Особенно это актуально в области общественного здоровья и здравоохранения, при анализе результатов, базирующихся на данных популяционных исследований. Состоятельность таких исследований и их результатов зависит от применения на всех стадиях разумных статистических принципов.

Целью данного учебно-методического пособия является помощь в освоении и овладении наиболее простыми и часто встречающимися методами и подходами статистического анализа здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения и попытка предупредить наиболее распространенные ошибки.

Тема 1. Общественное здоровье и факторы, влияющие на него
Общественное здоровье и здравоохранение – медицинская наука, изучающая закономерности общественного здоровья, воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки стратегии и тактики здравоохранения, совершенствования медицинской помощи населению.

Общественное здоровье нельзя сводить к совокупности, сумме здоровья отдельных людей. Это иной уровень здоровья, который можно рассматривать как социологический.

Общественное здоровье отражает интегральное комплексное здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Оно - характеристика одного из важных (важнейших) свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. Оно составное общественного потенциала, имеющего экономическое выражение. Без него не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей. Валовый национальный продукт создается обществом. Будет справедливо считать, что общественное здоровье является его составной частью.

Общественное здоровье - такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стесненного заболеваниями физическими и психическими.

Поскольку общественное здоровье примыкает к понятиям богатство, потенциал общества и др. для его измерения предполагается возможным применить понятие «потенциал общественного здоровья», «индекс здоровья». Этот индекс можно представить как соотношение факторов здорового и нездорового образа жизни. Потенциал общественного здоровья - это мера количества и качества здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов, создаваемых активным здоровым образом жизни.

Понятие общественного здоровья, как функции общества, одного из сторон его качества имеет прямое отношение к стратегии и социальной политике в области охраны и улучшения здоровья населения. Оно позволяет полнее, всесторонне вскрыть социальную обусловленность здоровья людей, разработать действенные меры профилактики заболеваний, укрепления здоровья, развития здравоохранения.

Если рассматривать общественного здоровье лишь с позитивной стороны - здоровья, а не низкого уровня заболеваемости, смертности, даже отсутствия болезней, т.е. с позиции науки о здоровье - санологии, а не патологии, то оно состояние, формируемое здоровым образом жизни.

Ведущими факторами, обуславливающими здоровье (и индивидуальное и общественное) выступают образ жизни - 50%, состояние окружающей среды - 15-20%, наследственность - 15-20% и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) - 10-15%. Эти данный социальная медицина выстроила на основе исследований Ю.П. Лисицы­на (табл. 1). Все эти факторы действуют в конкретных социальных и природных условиях, которые в свою очередь определяют, обуславливают их.

Таблица 1

Группировка факторов риска обусловливающих здоровье

Согласно медицинской терминологии фактор риска здоровью - это определяющий здоровье фактор, влияющий на него негатив­но.

Факторы риска заболеваний это факторы, увеличивающие вероятность возникновения того или иного заболевания.

Из табл. 1 видно, что более 50% факторов риска связаны с образом жизни человека. Такая же тенденция сохраняется и при изучении влияний на отдельные хронически протекающие заболевания, такие как сердечно-сосудистые, болезни органов дыхания, обменные, аллергические, эндокринные, онкологические, нейропсихические и другие расстройства (табл. 2).

Таблица 2

Модель обусловленности общественного здоровья

(Ю.П.Лисицын, 1992)


Факторы риска в %

Образ жизни

Внешняя среда

Генетиче­ский риск

Здраво­охранение

В целом в популяции

50-55

20-25

15-20

8-10

В возникновении за­болеваний: ИБС (ишемическая болезнь сердца)

60

12

18

10

Сосудистые пораже­ния мозга

65

13

17

5

Рак

45

19

26

10

Диабет

35

20

35

10

Пневмония

19

43

18

20

Эмфизема легких, бронхиальная астма

35

40

15

10

Цирроз печени

70

9

18

3

Транспортные травмы

65

27

3

5

Самоубийства

55

15

25

5


Эти и другие заболевания, характерные для современной цивилизации, часто называют “болезнями цивилизации”, как правило, они не имеют строго определенной этиологии, т.е. конкретной  причины заболевания, в отличие, например, от инфекционных или паразитарных болезней, где выявлена микробная природа. Причинами “болезней цивилизации” являются сумма факторов – социальных, психологических, генетических, объединяемых понятием неадекватного, нездорового образа жизни. По образному выражению Ганса Селье, на смену прежней превалирующей патологии, определяемой воздействием на организм определенных микробных и других факторов, пришла патология патогенных ситуаций, вызванная нарастающими “стрессами жизни”, т.е. поведенческими реакциями образа жизни.

Состав факторов образа жизни (см. табл. 1) соответствует таким большим факторам риска здоровью, как курение, потребление алкоголя, психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, гиподинамия и пр. Именно эти факторы составляют нездоровый образ жизни, вернее, образ жизни, неблагоприятный для здоровья человека в условиях, созданных им самим, его деятельностью или активностью. Образ жизни выступает как собирательное социологическое понятие или категория.

По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. К категории первичных факторов риска относят такие, которые обычно действуют первично, являясь причиной заболевания.

Выделяют также различные патологические состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска. Они являются вторичными факторами по отношению к различным заболеваниям, например, артериальная гипертония является вторичным фактором для атеросклероза, ишемической болезни сердца.

В табл. 3 приведены данные ВОЗ о первичных и вторичных больших факторах в риска здоровью (с учетом их “рейтинга”).
Таблица 3

Большие факторы риска


Кроме отдельных факторов риска, выделяют еще группы риска, т.е. группы населения, в большей степени, чем другие, предрасположенные к различным заболеваниям. К ним могут быть отнесены старики, дети, беременные женщины, лица, работающие на вредных производствах и пр. (табл. 4).

Число факторов риска здоровью согласно исследованиям со­циальной медицины велико и растет с каждым годом: в 1969 г. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000. Сре­ди них в качестве главных, так называемых больших факторов риска, выделяют: курение, гиподинамию, избыточную массу тела, несбалансированное питание, артериальную гипертензию, психо-эмоциональные стрессы.

Таблица 4

Основные группы риска населения, их классификация

Факторы риска для здоровья включают следующие характеристики.

Нездоровый образ жизни - курение, употребление табака; несбалансированное, неправильное питание; употребление алкоголя; вредные условия труда; стрессовые ситуации (дистрессы); адинамия, гиподинамия; плохие материально-бытовые условия; потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами; непроч­ность семей, одиночество; низкие образовательный и культурный уровни, чрезмерно высокий уровень урбанизации, низкая меди­цинская активность.

Неблагоприятная наследственность – предрасположенность к наследственным болезням.

Неблагоприятное состояние окружающей среды - загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышение радиационных, магнитных и других излучений.

Неудовлетворительная работа органов здравоохранения - неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Таким образом, факторы, которые традиционно рассматривают как факторы обусловленности здоровья, носят негативный характер.

Они косвенно, опосредованно вызывают патологические изменения в организме, его органах и системах, создают неблагоприятный фон для развития болезней. Кроме этого на человека воздействуют непосредственные факторы (причины) - бактериальные, химические, физические, механические, психические и др.

Для того или иного патологического процесса при наличии факторов риска требуется и действие конкретного причинного фактора или их комбинаций. Такова примерная схема разграничения факторов риска и причин заболеваний.

Объединить факторы риска здоровью и собственно факторы здоровья можно на следующем основании: во всех случаях мы рассматриваем одни и те же группы факторов, но при оптималь­ной интенсивности (или качестве) они будут факторами здоровья, при недостаточной или чрезмерной выраженности - станут уже факторами риска здоровью. Например, гиподинамия сказы­вается на здоровье человека так же отрицательно, как избыток движений, фиксируемый иногда у профессиональных спортсменов - это очевидные факторы риска здоровью. Оптимальная двигательная активность - один из значимых факторов здоровья, влияющий позитивна как на физическое, так и на психическое здоровье человека.

Классификация факторов, влияющих на протекание жизнедеятельности организма человека, по их природной сущности:

  • биотические, то есть факторы, относящиеся к живой природе: наследственность, микробное окружение, присутствие различных паразитов;

  • абиотические, то есть факторы неживой природы.

Классификация факторов по их принадлежности к внутренней или внешней среде: соответственно эндогенные и экзогенные. Этой классификацией пользуются при изучении показателей здоровья и качества жизни больших популяций людей, она широко распространена в социальной медицине.

Эндогенные:

  • Генетические факторы (национальность, пол, индивидуальные генетические особенности организма человека). Они влияют на процессы роста и развития посредством формирования определенных уровней и соотношений гормонов, регулирующих эти процессы, либо опосредованно через изменение метаболизма организма.

  • Травмы родовые и прижизненные, влияющие на протекание последующей жизнедеятельности человека.

Экзогенные:

Природные факторы:

  • климат;

  • рельеф, геологическое строение района проживания, характер почвы;

  • водные ресурсы (атмосферная влага, обеспеченность населения водой, ее качество);

  • характер и состояние растительности, животного мира, устойчивость экологических систем, частота чрезвычайных ситуаций природного характера.

  • Хозяйственная деятельность человека как таковая и через ее влияние на окружающую среду (экологическая обстановка в районе проживания, современная экономическая ситуация).

  • Социальные факторы:

уровень культуры (в том числе гигиенической), национальные традиции, отношение к здоровью;

качество питания (традиционный выбор продуктов, способы приготовления пищи, режим питания);

уровень образования, социальное положение, профессия и интересы родителей, система ценностей в семье, ее состав, уровень материальной обеспеченности, условия быта;

доступность медицинской помощи, ее уровень, эпидемическая обстановка в коллективе или в районе проживания;

положение ребенка или подростка в семье, детском коллективе.

Эта классификация объединяет факторы риска здоровья и факторы здоровья, что вытекает из задач социальной медицины.

Классификация факторов здоровья в зависимости от их влияния на отдельные компоненты здоровья:

  • Факторы физического здоровья: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.

  • Факторы психического здоровья: система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.

  • Факторы социального здоровья: соответствие личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенность семейным и социальным статусом, гибкость жизненных стратегий и их соответствие социокультурной ситуации - экономическим, социальным и психологическим условиям.

  • Факторы духовного здоровья как предназначения жизни: высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром.

Классификация факторов здоровья, определяющих различные проявления здоровья: воспроизводство, формирование, функционирование, потребление и восстановление:

  • Факторы воспроизводства здоровья: состояние генотип состояние репродуктивной системы родителей, ее реализация, здоровье родителей, наличие правовых актов, охраняющих генофонд, беременных.

  • Факторы формирования здоровья: образ жизни, к которому относятся уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; общеобразовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки; состояние окружающей среды.

  • Факторы потребления здоровья: культура и характер производства, социальная активность человека, состояние нравственной среды.

  • Факторы восстановления здоровья: рекреация (отдых), лечение, реабилитация.

Согласно рекомендациям ВОЗ существуют три основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний - популяционная стратегия профилактики, профилактическая стратегия выявления лиц высокого риска и коррекции у них факторов риска, а также вторичная профилактика (включает как лечебные мероприятия в период обострения заболевания, так и лечебные меры по их предупреждению). Популяционная стратегия профилактики предполагает формирование здорового образа жизни населения посредством информирования о факторах риска неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению здорового образа жизни, а также обеспечения для этого условий. Реализация популяционной стратегии возможна только на основе межсекторального взаимодействия, предполагающего объединение усилий органов законодательной и исполнительной власти, различных ведомств, общественных структур, религиозных организаций. Стратегия выявления лиц с высоким риском и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний осуществляется главным образом на индивидуальном и групповом уровнях в рамках первичной медико-санитарной помощи, а также в рамках специализированной помощи и санаторно-курортного лечения. Для реализации этой стратегии требуется наличие инфраструктуры системы медицинской профилактики. Важнейшими инструментами стратегии высокого риска являются диспансеризация и профилактические осмотры населения. Стратегия вторичной профилактики реализуется в лечебно-профилактических учреждениях на индивидуальном уровне и предполагает медикаментозное, интервенционное и хирургическое лечение у лиц, имеющих доказанные неинфекционные заболевания в целях предупреждения развития у них осложнений.

Для изучения факторов, влияние которых может способствовать (или препятствовать) развитию заболевания необходимо уметь сравнивать значения показателей в разных группах, одна из которых (опытная, исследуемая) находится под воздействием исследуемого фактора, а другая (контрольная) - нет.

При анализе заболеваемости рассчитывается относительный риск, абсолютный риск, популяционный риск.

Относительный риск (ОР) – это отношение показателя заболеваемости лиц, подвергающихся влиянию изучаемого фактора, к величине показателя заболеваемости лиц, не подверженных влиянию данного фактора.

Примеры измерений относительного риска:

  • Рак легкого встречается в 10 раз чаще среди курильщиков, чем среди некурящих (ОР=10).

  • Показатель смертности от язвы желудка у мужчин в Великобритании был 96/1 000000 в год в 1950 и 31/1 000000 – в 1980 году. Эта причина смерти в 3 раза чаще встречалась в 1950 г. по сравнению с 1980 г. Отношение показателей 1950/1980 гг. равно 3.

  • В исследовании, проведенном в Польше, наблюдалось снижение риска рака поджелудочной железы с длительностью потребления чая. Риск у лиц, потреблявших чай, составил 0.40 по сравнению с не употреблявшими.

Добавочный (атрибутивный) риск – это разность заболеваемости лиц, подвергающихся влиянию изучаемого фактора и показателя заболеваемости лиц, не подверженных влиянию данного фактора.

Разница рисков, называемая также абсолютным риском или атрибутивным риском (АР) (среди экспонированных).- абсолютная разница между показателями заболеваемости лиц, подверженных изучаемому фактору и лиц, не подверженных его действию.
АР= р1 - р0.
Например, если показатель распространенности ВИЧ инфекции среди детей, рожденных от ВИЧ инфицированных матерей, которые не кормили детей грудью, составил 18%, а среди тех, кто кормил – 38%, то абсолютный риск составил 20% (38%-18%). При допущении существования причинной связи, делается вывод, что грудное вскармливание ответственно за инфицирование 20% детей рожденных ВИЧ инфицированными матерями и вскормленных ими грудью.

Добавочный популяционный риск – произведение атрибутивного риска на распространенность фактора риска в популяции

При ретроспективных исследованиях относительный риск можно рассчитать по четырехпольной таблице.
, где
а – число больных, подверженных действию фактора риска;

b – число лиц контрольной группы, подвергающихся действию фактора риска;

d – число лиц контрольной группы, не подвергающихся действию фактора риска;

с – число больных, не подвергающихся действию фактора риска.
Например. Распределение больных раком легкого и здоровых лиц контрольной группы по признакам «курящие» и «некурящие».


Признак

Количество наблюдений

Всего

Больные

Здоровые




Курящие

Некурящие

285 (а)

15 (с)

259 (b)

41 (d)

544

56

Всего

300

300

600

= 3,0

При проведении проспективных когортных исследований можно сравнить показатели заболеваемости в контрольной и опытной группе. Термин «когорта» означает группу лиц, объединенных общим признаком и наблюдаемых в определенный промежуток времени.

Общая цель

Анализ факторной обусловленности здоровья населения, роли образа жизни в формирования показателей здоровья населения, определения факторов риска возникновения заболеваний.
Конкретные цели:

Знать

Уметь

  • Понятие общественного здоровья и здравоохранения

  • Классификацию факторов риска развития заболеваний

  • Основные группы риска населения, их классификация

  • Стратегии профилактики

  • Относительный и абсолютный риск




  • Рассчитывать относительный и абсолютный риск развития заболеваний.


Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

  1. Общественное здоровье и здравоохранение, определение

  2. Перечислите первичные и вторичные факторы риска

  3. Основные группы риска населения, их классификация

  4. Определение фактора риска.

  5. Определение относительного и абсолютного риска.


План практического занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Выполнение учебных задач: составление плана маркетингового исследования.

3. Контроль практических навыков.

4. Выходной контроль уровня знаний.


Выполнение учебных задач по теме:

Вариант 1

Данные изучения медико – социальной характеристики семей со здоровыми детьми и детьми-инвалидами представлены в табл.1,2.
Таблица 1

Возраст матери при рождении ребенка

(в % от числа обследованных в данной возрастной группе)

Возраст Контингенты

Мать

До 19 лет

30 лет и старше




Семьи с детьми - инвалидами


8.63 (199)

27.96 (645)




Семьи со здоровыми детьми


7.14 (57)

19.55 (156)




Всего

256

801






Таблица 2

Сравнение исходов беременностей, предшествовавших рождению данного ребенка (в % от числа обследованных в данной группе)

Исходы беременности

Семьи с детьми - инвалидами


Семьи со здоровыми детьми





Абс.

%

Абс.

%

Самопроизвольные аборты

277

5.48

72

4.52

Аборты по медицинским показаниям

184

3.64

44

2.76

Мертворождения

65

1.29

12

0.75


1. Рассчитайте относительный риск и атрибутивный риск.

2. Сделайте вывод.


Вариант 2

Таблица 1

Уровень доходов на одного члена семьи и

распределение детей по числу заболеваний на первом года жизни (%)





Доходы семьи очень низкие и низкие

Доходы семьи выше среднего

Заболеваний не было

30,3

57,4

1-2 заболевания

30,3

22,1

3 и более заболеваний

42

19,0

Проведите сравнительный анализ, оцените распространенность факторов риска, относительный и атрибутивный риск, сделайте вывод.
Таблица 2

Сравнение характера родов (в % от числа обследованных в данной группе)

Характер родов

Семьи с детьми - инвалидами

n -1200

Семьи со здоровыми детьми

n - 450

Самостоятельные

63.09

68.82

Эпизиотомия

9.69

10.11

Кесарево сечение

11.57

9.97

Акушерские щипцы

3.39

2.81

Вакуумэкстрация

0.52

0.28

Прием Кристеллера

7.29

5.20

Сочетанные нарушения

4.47

2.81

Всего

100

100

Вариант 3
Таблица 1

Субъективная оценка взаимоотношений между членами семей (в % от числа обследованных в данной группе)

Взаимоотношения в семье Контингенты

Плохие

Хорошие

Семьи с детьми – инвалидами (n -1200)

5.14

64.48

Семьи со здоровыми детьми (n -450)

2.88

70.92


Рассчитайте атрибутивный и относительный риск.


Таблица 2

Влияние семейного положения на приверженность грудному вскармливанию (%)




Замужем

(N -250)

Не замужем

(N -280)

Грудное

69,0

45,0

Смешанное

24,0

30,0

Искусственное

7,0

25,0


Определите относительный и атрибутивный риск влияния семейного положение на приверженность грудному вскармливанию. Сделайте вывод.
Литература.

  1. Общественное здоровье и здравоохранение. Ю П. Лисицына.- ГЭОТАР- медиа, 2007.

2. Norell S.E. Workbook of Epidemiology. New York: Oxford Univ Press 1995; 317.

3. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с анг.
Контрольные вопросы:

  1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания, основные задачи, объект и методы изучения.

  2. Понятие об общественном здоровье и факторах, его определяющих.

  3. Образ жизни, понятие и его структура.

  4. Здоровый образ жизни. Роль врача в формировании здорового образа жизни семьи. Понятие медицинской активности членов семьи.

  5. Основные принципы и виды профилактики.

  6. Факторы риска: определение, классификация, методы оценки. Факторы антириска.

  7. Относительный и абсолютный риск.

  8. Основные группы риска населения, их классификация

  9. Концепция риска возникновения патологии. Стратегия высокого риска, популяционная стратегия.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
написать администратору сайта