Главная страница
Навигация по странице:

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

  • ЛЕКЦИЯ №1 ДРЕВНИЙ МИР И РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ. 1. Россия в контексте мировой истории. Древние цивилизации.

  • 3. Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма

  • Копия Курс лекций июнь. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет


    Скачать 2.33 Mb.
    НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
    АнкорКопия Курс лекций июнь.doc
    Дата27.04.2017
    Размер2.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКопия Курс лекций июнь.doc
    ТипЛекция
    #224
    страница1 из 36
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
    КАФЕДРА ИСТОРИИ


    ИСТОРИЯ

    КУРС ЛЕКЦИЙ

    (для студентов 1 курса всех специальностей,

    кроме исторического)

    Уфа

    2012


    История. Курс лекций.

    Редколлегия: д.и.н., профессор Р.С.Аюпов (отв. редактор),

    д.и.н., профессор Д.Х Яндурин.,

    к.и.н., доцент М.М. Утягулов (отв. секретарь)
    Курс лекций по Отечественной истории подготовлен коллективом преподавателей кафедры истории факультета философии и социологии для студентов первого курса всех факультетов университета. В пособии в краткой форме освещается история нашей страны с древнейших времен до современности. Его содержание соответствует государственному образовательному стандарту (III поколение) Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплине “Отечественная история”.

    Особенность данного пособия состоит в том, что он разработан коллективом авторов в соответствии со специализацией каждого преподавателя по различным периодам истории России.

    Список основной и дополнительной литературы приводится в конце

    издания.
    Авторы: Введение, лекция I - доктор ист. наук, проф. Аюпов Р.С.

    Лекция II- к. ист. наук, доцент Заерова А.Н.

    Лекция III- к. ист. наук, доцент Новикова О.И.

    Лекция IV-VIII - к. ист. наук, доцент Утягулов М.М.

    Лекция IX - к. ист. наук, ст. препод. Галлямова Г.Ф.

    Лекция X -к. ист. наук, доцент Хадимуллин Р.Р.

    Лекция XI-XII- доктор ист. наук, проф. Яндурин Д.Х.

    Лекция XIII-XIV- доктор ист. наук, проф. Аюпов Р.С.

    Лекция XV-XVII - доктор ист. наук, проф. Валиуллин К.Б.

    ВВЕДЕНИЕ
    История как наука и как учебная дисциплина всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес обусловлен потребностью знать истории своей Родины как составной части всемирной истории. В прошлые годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей.

    В исторической литературе накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последнее время переизданы фундаментальные труды крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и др. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, Л.Н. Покровский и других наших современников. Труды многих современников будут приведены и рекомендованы для изучения и ознакомления студентам в ходе лекционного курса. Вместе с тем, изучая историю России, и преподавателям, и студентам важно иметь в виду, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы имеем дело с такими понятиями как «ближнее зарубежье» и «дальнее зарубежье». В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства, входившие в него республики, выделились в самостоятельные государства. По отношению к России они стали уже «ближним зарубежьем». Мы не можем сразу забыть, что эти республики, составляющие когда-то СССР, долгие годы были связаны между собой единством политических, экономических, социальных и других отношений. В связи с этим, несмотря на глобальные перемены в России, на меняющийся характер, на сложные, подчас на болезненные процессы, которые переживает страна весьма важно в исторических условиях не впадать в односторонность в оценках исторических событий, стремиться к объективности в освещении сложных проблем отечественной истории.

    Для чего надо знать историю? Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождавшиеся межнациональными конфликтами.

    Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. А для этого нужно знать историю.

    В связи с этим важно понять, какие функции возложены на курс «История». Наиболее отчетливо проявляются следующие основные функции: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически политическая, мировоззренческая.

    Что является предметом изучения курса «История»?

    Предметом изучения истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества, т.е. общественно-политические процессы, деятельность различных партий и организаций, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история исследует формы проявления исторических закономернос-тей, и в событиях и фактах, экономической политике.Таким образом, пред-метом изучения курса «История» является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического становления российского общества и государства как мирового процесса истории человечества.

    Объективное познание истории обеспечивается методологией истории. В нашем понимании методология отечественной истории это система принципов и методов исторического исследования. Основными принципами исторического исследования являются объективность, историзм, социальный подход к изучению истории, всесторонность ее изучения. Историческая наука пользуется в основном двумя общими методами: историческим и логическим.

    В современных условиях существует множество подходов к про- ведению исторического исследования, к постижению и осмыслению исто- рии России. Среди них выделяются формационный и цивилизационный.

    При этом следует помнить, что в мировой истории, составной частью которой является история России, наша Отечественная история занимает особое место. Хотя принято считать и говорить, что Россия расположена в Европе и Азии и во многом впитала в себя характерное для стран и государств этих материков, тем не менее Отечественная история России носит самостоятельность. Особенности истории России весьма значитель-ны и выделяют ее в самобытную, отличающую ее от других стран Европы и Азии, как и от стран других материков земного шара.

    Прежде всего речь идет о природно-климатических условиях России. Это холодный климат, что приводил к необычайно короткому циклу сельскохозяйственных работ. Это в свою очередь накладывал отпечаток на весь ход общественной и государственной жизни.

    На формирование и развитие российского общества существенное влияние оказывал геополитический фактор. Равнинный характер местнос- ти,открытость, отсутствие естественных географических границ не позво- ляли надежно защищать границы от набегов, нашествий, вторжений как с Запада,так и с Востока. Отсутствие морских путей отрывало Русь от непо- ственной торговли с Западом. При этом разветвленная речная сеть давала возможность развитию внутренней торговли. Через Русь проходили путь «из варяг в греки» и «Великий шелковый путь».

    Важной особенностью Отечественной истории стало непрерывное расширение территории России. В ряде случаев территориальное расширение шло путем добровольного присоединения или вхождения в состав России. Приращение территорий с их народами сделали Россию многонациональным государством.

    Одной из главных характерных черт отечественного исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к российскому обществу. Еще одну особенность российского государства и его истории составляет отличие от Запада взаимоотношения светской и церковной власти.

    Вышесказанное говорит о том, что история осознается как общественная потребность, которая дает возможность осознанно воспринимать жизнь и современное человеческое общество, ориентироваться в историческом пространстве, формировать политическую и общественную культуру личности. Знание истории Отечества вооружает будущего дипломированного специалиста историческим опытом своей страны, активно способствует формированию самостоятельной точки зрения на современные сложные общественно-политические и социально-экономические процессы.

    Курс лекций подготовлен на основании программы по истории федерального компонента цикла общегуманитарных и социально- экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения.

    Курс лекцийподготовлен коллективом кафедры истории Башкирского государственного университета под руководством профессора, доктора исторических наук, заведующеего кафедрой истории Аюповым Р.С.

    ЛЕКЦИЯ №1
    ДРЕВНИЙ МИР И РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

    ДРЕВНЯЯ РУСЬ.
    1. Россия в контексте мировой истории. Древние цивилизации.

    2. Ранний феодализм в Западной Европе.

    3. Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма.

    1. Россия в контексте мировой истории. Древние цивилизации.

    Начальный период российского государства неразрывно связан с формированием и развитием древних цивилизаций в Европе и Азии.

    Зарождение определенного типа цивилизации принято связывать с образованием первых государственных форм общественной жизни в ходе формирования классового общества. Этот процесс проходил у разных народов в разное время и различными темпами. Древнерусское государство сложилось в IX веке. Его основу составили племена восточных славян. Чтобы уяснить особенности зарождения российской цивилизации, необ-ходимо кратко рассмотреть этот процесс и народов других цивилизаций. Особенно западно-европейский (средиземноморский и атлантический) оказавших значительное влияние на ход мировой истории.

    Исходным рубежом в истории всех народов был первобытно-общинный родовой строй. В ходе его развития сложились племена, затем образовались племенные союзы, ведущие к созданию первых государствен-ных форм общественной жизни на классовой основе. Переход к начальным формам государственности и формирование общественных отношений связаны на первых ступенях с развитием рабовладения в различных формах. Основу примитивной экономии составлял труд рабов. Основным способом получения рабов были войны. Параллельно сохранилась более или менее значительная прослойка свободного крестьянства. С возникновением рабовладельческих государств складывается древняя цивилизация. Она развивалась в наиболее благоприятных в климатическом отношении районах.

    На первой стадии основными очагами цивилизации (с середины V тысячелетия до н.э.) стали государства Древнего востока – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту, Египет, Финикия, Сирия, Палестина, Мидия, Древняя Индия и Древний Китай.

    На второй стадии – классического рабовладения (VII-I вв до н.э.) получила высокое развитие античная цивилизация Древней Греции и Рима, оказавшая большое влияние на дальнейшие судьбы народов, населявших Европу и Азию. Она заложила основы развития многих современных наук, дала шедевры мирового искусства – примеры государственного устройства и военного дела, создала античную городскую культуру и заложила основу торговых и денежных отношений.

    Античная цивилизация, получившая свое завершение в Римской империи, распространилась на средиземноморье, побережье Черного моря Переднюю Азию, Египет, Южную и Западную части Европы, включая Британские острова. За ее пределами, обитали различные племена, именуемые античными историками «варварами». Римская империя вела постоянные войны на первобытной периферии для захвата рабов, земель и сбор дани.

    Третья стадия – разложение рабовладельческого строя (I в до н.э.-V в. до н.э.) Низкая эффективность рабского труда и нраственная деградация сограждан привели к ослаблению Римской империи. С конца II века усилился натиск на нее варварских племен – началось Великое переселение народов. В III в. вспыхнули крупные восстания рабов и колонов (арендаторов земли) у крупных землевладельцев, что еще более ослабило рабовладельческий строй и Римскую империю. В конце IV в. она распалась на две части; Западную и Восточную (Византию). Наступление вестготов на Западную Римскую империю завершилось взятием Рима в 410 году.Характерно, что вождь вестготов Аларих потребовал от Рима осво-бождения рабов, которые и открыли ему ночью ворота столицы. В 476 году был свергнут последний Римский император Ромул Августул. Западная Римская империя прекратила существование. Византия же, посте- пенно превращавшаяся в феодальное государство, существовала вплоть до XV в., став центром православного христианства, она оказала большое влияние на развитие славянских народов. Хотя разделение христианской церкви как государственной религии на Западную Восточную (католичес- кую и православную) произошло в 1054г, но к этому времени каноничес-кий облик православия определился.

    Возникнув как религия угнетенных, христианство бесспорно стало одним из важнейших явлений в духовной жизни человечества, нравствен- ного развития. «Царство Божие» – это в религиозном представлении идеальное общество, в котором будет вечный мир, благоденствие и справедливость. Учение о Христе как «мессии» («избавителя») было связано с осуждением сознательной несправедливости и общественного неравенства. Согласно первым первохристианским источникам, в основе социальных этических норм христианства лежит справедливость, непосредственно заповеданная Богом.

    Через эти понятия отвергались земные порядки и беззакония, пред-рекались возмездия тем, кто способствует несправедливости и без-нравственности, т.е. нарушает заповеди Христа и кара сильным мира сего.

    В последующем церковь стала призывать к примирению с существую-щими порядками и освещать политическую власть как «Божью волю». Это стало основой для превращения христианства в официальную государственную религию, отвечающую интересам господствующих классов.

    Падением Западной Римской империи завершается древняя история и начинается период средневековья. Крах империи привел к заселению античного мира многочисленными племенами, находившимися на более низкой ступени развития. Разрушая античную культуру, они вместе с тем осваивали в определенной степени ее результаты. На всей территории Западной Европы образуются новые государства, где происходит процесс языческих культур с христианской культурой Рима. Так зарождается новая западноевропейская цивилизация. Одновременно шел процесс формирования новой общественно-экономической формации – феодализма.
    2. Период раннего феодализма в Европе.
    Рассмотрим период раннего феодализма в Европе. Первоначально феодальные порядки возникли на той территории, которая входила в состав западных провинций Римской империи, лишь в последующем они распространились на другие регионы. В зависимости от соотношения варварских и античных начал различают типы феодального синтеза: 1) приблизительно равное соотношение (Франкское королевство, часть южных славян); 2) преобладание поздноантичных начал (страны Средиземноморского региона); 3) незначительное влияние античности и преобладание элементов распадающегося первобытно-общинного строя (Северо-Западная Германия, Скандинавские страны, территория славян и др).

    Сущность социально-экономического строя феодализма заключалась в том, что крестьяне и ремесленники в городе под внеэкономическим принуждением отдавали землевладельцам-феодалам выработанный ими прибавочный продукт. В отличие от раба, феодально-зависимый крестьянин имел домохозяйство, орудия производства и частично работал на свои нужды, что повышало его заинтересованность в труде и способствовало интенсификации производства. К основным признакам феодализма относят следующие: господство натурального хозяйства, сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личная зависимость крестьян от феодала. Отсюда внеэкономическое принуждение.

    Феодальная формация, ставшая более высокой ступенью развития общества, чем рабовладельческая, тоже прошла три стадии. Ранний феодализм-время формирования и утверждения феодальных отношений (раннее средневековье); развитый феодализм (классическое Средневековье); поздний феодализм, период разложения феодальных отношений и развитие внутри феодализма элементов капиталистического способа производства ( позднее Средневековье).

    Ранний феодализм в Европе охватывает период с V до XI в. н.э. Первым крупным феодальным государством, сложившимся на развалинах Западной римской империи, стало Франкское королевство. Основатель его Хлодвиг (481-511) принял христианство и способствовал его распространению. При Карле Великом (786-814) все земли Западной Римской империи были объединены, а его самого Папа Римский венчал на императорство короной. После смерти Карла, его империю разделили между сыновьями, прошло более 100 лет в упорной борьбе с феодальной независи- мостью герцогов (прежних вождей племен). В 962 г. при поддержке церкви создается «Священная Римская империя». Ее основатель германский король Оттон I подчинил себе Северную и Среднюю Италию вместе в Римом. Однако и эта империя постепенно распадалась на независимые феодальные владения (герцогства, королевства), а власть императора становилась номинальной. Феодальная раздробленность неумолимо разрушала раннефеодальную империю.

    На этапе раннего феодализма в течение веков происходило становление феодальных отношений и их распространения по всей Европе. Образуется земельная собственность, складываются основные классы феодального общества. В экономике еще сочетаются старые экономические уклады – рабовладельческий, патриархальный и новый – феодальный с различными формами личной зависимости крестьян.

    Геополитические условия Западной Европы способствовали общественному прогрессу. Арабские завоевания VII-VIII в. на Ближнем Востоке и в Северной Африке образовали огромную раннефеодальную исламскую империю от границ Ирана до Пиренеев. Продвижение арабов в Европу было остановлено при битве при Пуатье в 732 г. Часть Испании еще долго ос-тавалась под арабским господством. Связь с арабским миром оказала су-щественное влияние на развитие западноевропейской цивилизации. В целом Европа, расположенная в благоприятных климатических и географических зонах, не испытала на себе с V в. разорительных нашествий кочевых восточных народов. Плотность народа возрастала. Хозяйственные и культурные связи расширились и обогащались. Росло производство и развивалась торговля. Большое влияние на раннефеодальное государство Западной Европы оказало Римское наследие – производственная сфера города, торговые связи, военное дело, опыт государственного устройства.

    Римская культура уже сложилась как строго индивидуалистичес-кая плата за службу, с развитым институтом частной собственности. Светская и духовная власть Европейского средневековья жестко следили за сохранением индивидуализма, т.к. государству и церкви было выгодно иметь дело с «отдельными единицами», а не с какими-то проявлениями солидарности.

    Сельская община становится сообществом владельцев пахотных и приусадебных участков передаваемых по наследству, при общинном пользовании лесом, охотничьих угодий, лугами, рыбными прудами, дорогами. Вокруг королевской власти и герцогов образуется аристократия, она получает от них землю в качестве платы или вознаграждения за службу.

    Потребность в военной службе и появление крупных поместий по-служили причиной реформ Карла Великого – военной, специальной и административной. Суть реформ состоял в установлении тесной связи между военной службой и землей. Землей владел только тот, кто нес военную службу. Для управления своими землями в различных частях владений назначались старосты. Они постепенно обогащались, становятся мелкими собственниками-свободными землевладельцами, из которых формируется рыцарское войско.
    3. Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма
    Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма обуславливался тем, что к XI в. изживаются элементы прошлых формаций – родоплеменные отношения и рабовладельческий уклад. Завершилось формирование феодальных отношений: крестьяне жестко поставлены в по-земельную и личную независимость от землевладельцев крепостными, а земельные собственники – феодалы образовали иерархическую структуру соподчинения. Постепенно происходит полный раздел общинных земель правящими сословиями. Церковь тоже становится крупным землевла-владельцем, обладая церковными и монастырскими землями на феодаль-ной основе. Начинаются феодальные войны за передел земельной соб-ственности и захват земель соседних народов на Востоке.

    Параллельно с социальным развитием основной сферы – сельско-хозяйственного производства, идет рост городов, торговли, ремесленного производства.Средневековой город был в основе земельной общиной, вла-делец городского участка (торговец или ремесленник) – лично свободный человек, свободными в городах становились также и бывшие крепостные. Постепенно города завоевывали самостоятельность от феодалов и созда-давали свое самоуправление. Города, как центры торговли и ремесла, орга-низовывали свои союзы.

    На севере Европы ведущее положение в XII-XIII вв. приобрел союз городов – немецкая Ганза, имевшая свою контору в Новгороде. На юге – это Венеция, Генуя. В городах растет производство оружия и рыцар-ских доспехов, сельскохозяйственных орудий (плуги), развивается шер-стяная и полотняная промышленность. В портовых городах закладыва-ются верфи для строительства кораблей. В XI-XII вв.городское ре-мес-ленное производство организуется в цеха закрытого профессиональ-ного характера. Постепенно в цехах возникает господствующий слой – мастера, которые нанимают рабочую силу. Королевская власть все более выступает в качестве регулятора отношений между крупными и мелкими землевладельцами, торговыми союзами и городским населением. Возни-кает сословно – представительная монархия.

    Важное место в жизни феодального общества занимали религия и церковь. В ведении церкви были образование, воспитание молодого поколения, формирование духовного облика и морали общества. Церковь выступала и инициатором крупных военных походов на Восток, объединяя усилия ряда феодальных государств Западной Европы под религиозными лозунгами. Это были так называемые крестовые походы. Они знаменовали собой возникновение европейского феодального коло-ниализма. Власть церкви осенялась главенством Папы Римского над всеми христианскими государствами Западной Европы и стремлением епископов внутри этих государств встать над светской властью. Монастыри способствовали распространению грамотности, каменного дела, занимались и врачеванием сельского населения.

    Католическая церковь подавляла свободомыслие и инакомыслие. Инквизиция жестоко расправлялась с еретиками.

    Исторические корни и условия формирования Западноевропейской цивилизации (как синтез средиземноморской и атлантической) определили не только высокие темпы, цивилизационного развития, но и особый ее характер. Частная собственность и нидивидуалистические рыцарские военные традиции, потребность в расширении земельных владений из-за роста населения, господство католической религии придают ей особые черты. Ее отличают резкий индивидуализм, материальный рационализм и жестокий колониализм по отношению к другим народам. Показателем в этом отношении лозунг ордена меченосцев «кто не желает креститься, тот должен умереть». Эти черты Западноевропейской цивилизации отметил еще Н.Я. Данилевский, охарактеризовав ее как «уничтожительную» по отношению к другим народам. Именно эти черты сказались при экспанции Западноевропейских стран, вызванной стремлением к обогащению путем ограбления других народов. Вместе с тем нельзя отрицать достижения и авангардный характер Западноевропейской цивилизации данной формации как материальный, так и в духовных сферах развития человечества.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    написать администратору сайта