Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторические условия возникновения Древневосточных государств.

  • Особенности общественного строя на Древнем Востоке

  • Государственный строй и его особенности.

  • Преступления и наказания.

  • Античное государство и право

  • Афины Образование государства в Афинах

  • Реформы Эфиальта и Перикла

  • Лекции по игпзс. Характеристика государства


    Скачать 1.12 Mb.
    НазваниеХарактеристика государства
    АнкорЛекции по игпзс.doc
    Дата18.03.2018
    Размер1.12 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по игпзс.doc
    ТипДокументы
    #14338
    страница1 из 20
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Никитина Ираида Павловна, доцент кафедры государства и права.

    Характеристика государства.

    Общественный строй – это классовая, социальная структура (классы, сословия).

    Государственный строй – форма правления.

    Форма государственного устройства – это территориальная организация.

    Политический режим – способы, методы управления.

    Органы власти и управления (карательные органы)

    Право – выясняем:

    1. Источник права – форма правообразования (обычаи, законы и т.д.)

    2. Институт права – право собственности

    Право собственности – это наиболее полное господство над вещью.

    По представлениям римских юристов, право собственности – это право пользования, владения и распоряжения. Некоторые юристы добавляют право на извлечение плодов/доходов и право истребовать вещь из рук лица, незаконно завладевшего ей.

    От собственности отличается владение – это, по представлению римских юристов, фактическое обладание вещью, соединённое с намерением относиться к ней, как к своей.

    Держание – это фактическое обладание вещью без намерения относиться к ней, как к своей.

    Это институты вещного права

    • Договорное и обязательственное право

    • Брачно-семейное право

    • Преступление и наказание, уголовное право и уголовный процесс

    Существуют различные теории происхождения государства и права:

    Социологическая теория – в основе лежит классовая борьба (марксизм).

    Теория теологическая – божественное происхождение государства.

    Теория общественного договора – граждане договорились между собой.

    Периодизация истории.

    Раньше существовал формационный подход, и выделяли рабовладельческое, феодальное, буржуазное государства. В последнее время всё больше переходят к цивилизационному историко-культурному критерию. Выделяются такие периоды:

    1. История государства и права Древнего мира (≈ 3 000 лет до н. э. — середина 1 000 н. э.)

    А) Государство и право Древнего Востока (3 000 — 1 000 до н. э.)

    Б) Античное государство и право (середина 1 000 до н. э. — середина 1 000 н. э.)

    2. История государства и права Средних веков (середина 1 000 н. э. — XVII-XVIII века)

    3. Государство и право Нового времени (XVII век — начало XX века)

    4. Государство и право Новейшего времени (начало XX века – до наших дней)

    История государства и права Древнего мира

    Государство и право Древнего Востока

    Древний Восток – это те государства, которые находятся восточнее Греции и Рима.

    Исторические условия возникновения Древневосточных государств.

    В 4-3 тысячелетиях до н. э. возникли первые известные нам государства Древнего Востока. Они располагались в Северной Африке, Южной Азии, в долинах крупнейших рек, в условиях с мягким субтропическим климатом ---> плодородные условия.

    Мягкий климат и плодородные почвы, которые естественным путём орошались, способствовали тому, что довольно рано произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему. Этот переход произошёл примерно в 8 тысячелетии до н. э. на рубеже палеолита и неолита и получил название неолитическая революция. Т.к. оседлый быт начинает строительство, появляются ремёсла, каменные орудия, и это изменяет жизнь людей коренным образом.

    Со временем происходит отделение земледелия от скотоводства – первое крупное общественное разделение труда; возник обмен. Второе – ремесло отделяется от земледелия. С разделением труда и с появлением металлических орудий человек оказался способен производить прибавочный продукт – сверх того, что ему необходимо для жизни. Это коренным образом изменило отношение к пленным. Раньше пленных убивали, а теперь стали использовать их рабочую силу, т.к. потребность в этом была большая. Условия благодатные, но для того, чтобы выращивать, необходимо было строить каналы, создавать плотины, т.е. проводить ирригационные (мелиоративные) работы, и пленных стали использовать на этих работах -> они превращались в рабов.

    В то же время сложные процессы происходят внутри родовой общины. С повышением производительности труда, совершенствованием орудий происходит смена коллективного труда индивидуальным. Коллективное хозяйство родовой общины разлагалось, уступало место индивидуальному хозяйству больших семей, при этом община не исчезает, но трансформируется в соседскую общину. Соседская община – это коллектив соседних семейств, не обязательно сородичей, земля находится в верховой собственности общины, но распределена между членами общины – наделы, т.е. складывается индивидуальный фонд, но индивидуальное хозяйство всегда будет развиваться по-разному, в зависимости от разных факторов: количества мужчин, плодородной земли и т. д. -> продукты семьи будут получать разные. Одни семьи становятся экономически более сильными, другие – более слабыми. Развивается расслоение неравенства.

    Должностные лица общины выдвигались из экономически более сильных семей. Постепенно выдвигаются должностные лица из одних и тех же семей. Эти семьи аккумулировали опыт, знания. Из них сложилась знать. Процесс расслоения продолжался, часть общинников нищала из-за неурожая, деградировала до уровня рабов, некоторые общинники лишились своих наделов, изгонялись из общины. С другой стороны, верхушка начала всё более концентрировать земельные участки, эксплуатировать труд рабов, т.е. по мере усложнения хозяйства постепенно формировались классы, сословия. Возникали сложные социальные отношения. Общинная знать составила эксплуатирующий класс, родовые общинники – мелких неэксплуатируемых производителей, а чужаки – эксплуатируемый класс.

    Появляется соответствующий аппарат, который должен регулировать многообразные отношения, складывающиеся между людьми – вождь, старейшины всё более возвышаются над коллективом, обладали властью над ними.

    Власть (Вебер) – это возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, либо при соглашении их

    Органы управления общины преобразовались в органы государственной власти.

    Государство возникло не только как аппарат принуждения, угнетения классов, но и как регулятор многообразных отношений и как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети (мелиоративных работ), системы искусственного орошения.

    Первые государства, возникшие на небольшой территории, несколько соседских общин (территориальные общины) в конце 4 – начала 3 тысячелетия до н. э.

    Такие первые государства условно называют номами. Номы – первые небольшие государства. Они имели центр, где находился храм божества, резиденция вождя, склады оружия, мастерские. Всё это для безопасности огораживалось. Такие номы назывались города-государства. Бывший вождь становится монархом; знать, совет. Номы часто враждовали между собой и постепенно в конечном счёте складываются обширные государства в результате завоеваний, однако была и экономическая предпосылка образования этих государств: потребность в организации ирригационных работ на большой территории.

    Особенности общественного строя на Древнем Востоке:

    1. Особенности, связанные с рабством и рабовладением.

    1. Труд рабов здесь не стал преобладающим в основных сферах производства, т.е. земледелии и ремесле; основными производителями материальных благ оставались свободные общинники, ремесленники (рабы в определённой степени использовались в земледелии, но в основном использовались на самых тяжёлых работах)

    2. Рабы не были каким-то однородным классом, их положение различалось. Были рабы-вещи, другие имели некоторые права (иметь имущество, семью). Т.е. существовало порой патриархальное рабство, кроме того, были подневольные люди рабского типа.

    3. Большое значение имело коллективное рабовладение наряду с частным владением рабами (государственные рабы, храмовые рабы и т.д.)

    4. Источники рабства: военный плен, естественный прирост, долговая кабала.

    1. Особенностью социально-экономического строя на востоке является длительный застой соседских общин. Это объясняется особыми условиями климата и почвы. В древности многое зависело от природных условий, при которых земледелие было успешным. Поддерживать каналы, плотины в нужном состоянии должно было большое количество людей –> длительное существование соседской общины. Общинники были основными производителями материальных благ. Общинники платили государству налог и призывались на различные общественные работы, т.е. трудовая повинность. В это время (трудовая повинность) их положение приближалось к положению рабов. За долги они могли быть обращены в кабалу, т.е. практически в рабское состояние.

    2. Для Востока особенностью социально-экономического строя является наличие и большая роль храмового хозяйства. Формы земельной собственности. Одно время господствовала теория о верховной собственности государства на землю. В последнее время обычно говорят о двух секторах в экономике: царское храмовое хозяйство, в котором широко использовался труд лиц, потерявших свой надел, и общинно-частное хозяйство, члены общины имели право владеть землёй, иметь её во владении и даже в собственности, но если общинник продаст участок – он выбывает из общины. Следовательно, купля-продажа земли на Востоке не практиковалась, т.е. частной собственности на землю не существовало. Община тормозила её развитие.

    В разных государствах преобладание разного сектора экономики. В Вавилонии наряду с царско-храмовым хозяйством большое место занимали общины. В Древнем Египте было явное преобладание царско-храмового хозяйства.

    1. На Древнем Востоке наряду с делением общества на классы существовало деление на сословия. Сословие – большая группа людей, которая отличается по правовому положению.

    Классы:

    1) эксплуататоров, которые состояли из жрецов, военных и светской знати. Причём жрецы играли большую роль в общественно-политической жизни;

    2) класс эксплуатируемых: рабов и подневольных людей рабского типа, а между ними

    3) класс мелких предпринимателей (свободные): ремесленники, общинники, земледельцы

    Сословия:

    1) свободные члены общины – у них были и личностные права, и имущественные права;

    2) свободные не члены общины – имущественного права, личностные права были в меньшей степени, чем у свободных членов общины;

    3) рабы

    В Древней Индии следующие сословия (варны = касты)

    Брахманы – жрецы

    Кшатрии – воины

    Вайши – земледельцы, ремесленники, торговцы

    Шудры – слуги

    Переход из одной варны в другую был практически невозможен.

    Выводы:

    Это раннее рабовладельческое общество

    В 60-е годы считали, что это какой-то особый азиатский способ производства

    Своеобразный рабовладельческий строй (здесь нет чёткой границы между свободными и рабами; свободное состояние постепенно переходит в рабское).

    Государственный строй и его особенности.

    Необходимость создания крупных ирригационных систем имела следствием определённые особенности общественного строя (большая роль общины, неразвитость частной собственности), далеко идущий централизм в органах государственной власти. Этот централизм достигался сосредоточением всей полноты власти в руках одного лица, безусловным подчинением всех должностных лиц этого государства этому лицу.

    Деспот – монарх на Востоке. Фараон (Египет), Лулаль (Вавилон), Ван (Китай), Раджа (Индия)

    Его особа обожествляется. Такая политическая система именуется восточной деспотией. Сосредоточение власти в руках деспота, особа которого обожествляется. Наличие большого бюрократического аппарата, с помощью которого осуществляется управление. Подавление личности (слепое поклонение нижестоящих вышестоящим). Социальной базой восточной деспотии была соседская община с её консерватизмом.

    Форма правления на Древнем Востоке – теократическая монархия.

    Форма государственного устройства – единая территориальная держава (близко к унитарному, но нет чётко обозначенных границ государств)

    Политический режим – деспотический (восточная деспотия)

    Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.)

    В начале третьего тысячелетия до н. э. на юге Двуречья (Междуречья; территории между Тигром и Евфратом) существовало множество городов-государств. В конце третьего тысячелетия в результате завоеваний царь Саргон создал огромное царство – царство Аккада и Шумера. После падения этого государства начинает зарождаться Вавилонское царство. Хаммурапи создал центральное государственное управление. Это было первое деспотическое государство. Храмы лишились большой самостоятельности. Запрещена частная международная торговля.

    Тамкары. Тамкар – государственный торговый агент; купец на царской службе в Древнем Вавилоне. Он же ростовщик, кредитор.

    Хаммурапи понимал необходимость создания единых законов для народов с разным уровнем развития. Главная причина издания этих законов – улаживание обострившихся отношений среди свободных. От этого страдало само государство, т.к. налогоплательщиков становилось меньше.

    В основу законов были положены нормы обычного права, судебные решения высших судов.

    Начинаются законы с пролога, в котором говорится о божественном происхождении власти монарха. Составлены законы в казуистической форме, т.е. это совокупность конкретных решений. Самая ранняя, примитивная форма изложения правовых норм. Нет строгой систематизации.

    Общественный строй: рабовладельцы, крестьяне, ремесленники и рабы. Все свободные делились на две группы: авилум (муж, человек) и мушкенум (падающий ниц; мелкий люд)

    Точки зрения:

    Авилумы – завоеватели, мушкенумы – завоёванные

    Авилумы – члены общины, мушкенумы – внеобщинники (точка зрения Дьяконова)

    Имущество мушкенума оказывалось тесно связанным с имуществом дворца, храма. Рабы дворца и рабы мушкенума имели небольшие преимущества перед другими рабами.

    Среди авилумов полного равенства нет. В §202 различаются человек высший по положению и человек низший по положению.

    Собственность.

    Понятие собственности не разработано, но по существу речь идёт о собственности. Земля – основное средство производства. Она передавалась в аренду мелким земледельцам или предоставлялась воинам, тамкарам как награждение за их службу.

    Имущество, предоставляемое воинам (байрум, рэйдум), называлось имуществом илку. Его было нельзя покупать и продавать. Если воин пошлёт вместо себя на войну заместителя, он подлежит смертной казни, а его имущество переходит к тому самому заместителю.

    Частная собственность на землю хотя и упоминается, но распространения не имеет.

    Формы собственности: дворцовые земли, храмовые земли, общинно-частное землевладение (частная собственность на землю хотя и существовала, но не была развита).

    Договорное право.

    В законах Хаммурапи упоминаются различные договоры, но понятие договорного права не разработано (также как понятие вещное право, понятие собственности). Упоминаются разные виды договоров:

    1. Договор купли-продажи закреплялся письменным образом в присутствии свидетелей. Писали на глиняных табличках. Как только договор выполнен, глину смачивали, т.е. смывали договор. Продавец обязан быть собственником вещи. Если свидетели уличили продавца в том, что он продал чужую вещь, а не собственную, его казнили.

    2. Договор займа предусматривал заём денег, зерна и т.п. По займу выплачивались проценты, при этом в законах Хаммурапи, чтобы предупредить злоупотребление ростовщиков, устанавливался максимальный размер процента (для денег – 20%, для зерна – 33%). Крестьяне брали порой взаймы под залог имущество, а то и под залог личности. Это вело к тому, что за долги они могли попасть в долговую кабалу (и сам крестьянин, и дети его…). От этого страдало государство, страдала казна, поэтому законы Хаммурапи установили, что долговая кабала не должна превышать трёх лет. §117: «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или взаимодавца три года, а на четвёртый год должно выпустить их на свободу».

    3. Договор хранения. Заключался при свидетелях. Письменно, как правило. За недостачу принятого на хранение товара принявший его обязан возместить его в двойном размере (§120).

    4. Договор найма (имущественного и личного). Аренда земли стоила до половины урожая. За аренду сада платили даже до двух третьих урожая. Если арендатор не мог вовремя выплатить (к примеру, из-за стихийных бедствий) аренду, ему давалась отсрочка на год.

    Брачно-семейное право.

    Семья патриархальная, основана на власти мужа и отца. Брак заключался по договору. Нет договора – нет брака. §128: «Если человек возьмёт жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена». Жених вносил выкупную плату за невесту и, кроме того, давал брачный дар. От отца невеста получала приданое, которое передавалось жениху. Обычно приданое по своему размеру превышало выкуп и брачный дар. Если жених нарушил брачный договор и отказался взять в жёны ту девушку, которую первоначально намеревался взять, то он теряет брачный дар и выкуп. Если отец девушки отказывался отдавать замуж, то он должен был отдать жениху то, что уже получил, в двойном размере. Господствовал в семье муж. Он вёл общее хозяйство. Тем не менее, жена имеет имущественную правоспособность, т.е. может заключать сделки, может продавать своё собственное имущество и т.д. Жена в семье занимает подчинённое положение. Если жена «позорит» мужа, расточает его имущество, её можно выгнать из дома и жениться вторично. Муж может оставить её дома на положении рабыни. Для мужа допустимо многожёнство, а жене за супружескую неверность следовало утопление в реке. Развод возможен для мужа в любое время, широко, а для жены – в исключительных случаях (если муж ложно поклялся в её неверности; пользуясь болезнью её, ввёл в дом другую жену; если бежал из общины). Личная власть мужа над женой проявлялась в том, что он мог отдать жену в кабалу за долги. Дети тоже находились под властью отца, он их тоже мог отдать в кабалу за долги, мог лишить неповинующихся детей наследства.

    Наследственное право.

    Существовало наследование по закону, а по завещанию лишь складывалось: распространено было дарение при жизни – это прототип будущего наследования по завещанию. Например, муж мог подарить жене земельный участок, который останется за ней. Наследство сыновья получали в равных долях. Отец мог лишить сына наследства, но лишь при повторной тяжкой «обиде» (§169). Дочери получали приданое. Жена получала наследство, если муж при жизни не сделал дарения.

    Преступления и наказания.

    Можно выделить следующие виды преступлений:

    1. Государственные преступления (они почти не упоминаются в законах Хаммурапи). §109 говорит о сговоре преступников в корчме. Если корчемница их ко двору не приведёт, то её следует казнить. К преступлениям против государственного строя можно условно отнести наказание за неявку редума или байрума (воинов) на военную службу (§26).

    2. Преступления против личности:

    а) Убийство. Влекло за собой смертную казнь. Есть зародыш разделения преступлений на умышленные и неумышленные (§206, §207). Неумышленное убийство наказывается штрафом. За ложное обвинение в убийстве назначалась смертная казнь (§1, §3). Особенно отмечается убийство мужа женой (§153). За это жену садили на кол.

    б) Телесные повреждения. Наказания могли быть по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»), могла быть имущественная ответственность (композиция, т.е. возмещение вреда).

    1. Преступления против собственности.

    За кражу рабов, имущества дворца смертная казнь (§ 6, §15). За кражу скота из владения царя или храма штраф в тридцатикратном размере. Если вор не мог уплатить, то тогда его нужно было казнить (§8). Различаются кража и грабёж (§22, §23, §24). Если человек совершит грабёж и будет схвачен, он будет убит. Если он не будет схвачен, то ограбленный человек должен клятвенно показать перед богом всё пропавшее, а община, на территории которой совершён грабёж, должна возместить ему ущерб. Если при этом загублена жизнь, то община и местный начальник должны уплатить мину (мина = 60 сиклей = 504г.; сикль = 8,4 г.) серебра его родственникам. Защищается собственность на раба. §282: «Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба, и затем его господин может отрезать ему ухо».

    1. Преступления против семейных устоев. Неверность жены каралась (§129, §133, §143). Связать, бросить в воду. Если сын ударит отца, то ему должно отрезать пальцы (§195).

    Наказания:

    1) Смертная казнь (обычно приводились в исполнение немедленно и публично; мужчин казнили оружием, женщин топили; особо жестокие способы казней использовались редко)

    2) Талион (равным за равное; применялся среди авилумов). Талион можно разделить на:

    а) Талион в чистом виде

    б) Талион символический (если врач неудачно сделает операцию, ему отрезают пальцы)

    в) Талион абсурдный (если строитель построит дом, и он, обрушившись, убьёт сына хозяина, то следует убить сына строителя)

    Судебный процесс.

    Процесс носил обвинительный и состязательный характер (действовал принцип частного обвинения: лицо, заинтересованная сторона, само возбуждало дело и само поддерживало обвинение; в качестве доказательств могли служить письменные документы, свидетельские показания, ордалии (суд божий; они состояли в испытании водой: бросали в реку, если река забирала, значит, виновен; клятва богами). Суд происходил публично. За ложное обвинение обвинитель подвергался тому же наказанию, которое грозило обвинённому. Судья, вынесший решение по делу и выдавший соответствующий документ по делу, а затем изменивший своё решение, должен быть наказан (§5).

    Законы Хаммурапи – это памятник Вавилонии, Месопотамии в целом. Хотя они более суровы, чем многие предшествующие законы, они всё же мягче многих более поздних законов. Превосходят более поздние законы по логичности, последовательности. Впервые здесь закреплено деление на классы и сословия, причём рабовладение защищается и поддерживается.
    Законы Ма́ну (Древняя Индия)

    Это памятник права Древней Индии. Их появление относят ко II в. до н. э. Законы Ману имеют чёткую структуру: делятся на 12 глав и 2650 статей. Содержание их выходит далеко за рамки права: они говорят о политике, морали, нравственности. Важнейшей же их особенностью является тесная связь с религией: это собрание не только правовых, но и религиозных норм.

    Законы Ману можно разделить на три группы:

    1) различные религиозные предписания брахманов

    2) нормы, определяющие организацию государственной власти и взаимоотношения её с подданными

    3) нормы права, регулирующие взаимоотношения между людьми

    С утверждением рабовладельческих отношений в Индии всё её население разделилось на наследственные группы – варны с конкретными правами и обязанностями. Каждая варна занимала определённую ступень общественной лестницы. Брахманы → кшатрии → вайшьи → шудры.

    Рабы согласно законам Ману по своему положению не составляли единой массы. Существовало несколько разрядов рабов, зависевших от обстоятельств установления рабства.

    Социальные различия, закрепленные законами Ману, наложили отпечаток на всё их содержание: брачно-семейные, имущественные отношения, систему правонарушений и наказаний.

    Брачно-семейное право предполагало наличие различных форм брака. Наиболее распространённой была покупка жены, при которой жена переходила в полную зависимость от мужа. По учению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке со стороны мужчины. В детстве она подчинялась отцу, в молодости – мужу или брату, после смерти мужа – своим сыновьям (V, 147, 148). Развод допускался в случае бесплодия супругов, супружеской измены, постыдного поведения, безвестного отсутствия, дурного обращения.

    Первый поступок карался мягче, чем последующий; различались умысел и неосторожность. Однако основным критерием, определявшим степень тяжести содеянного, была принадлежность к варне. Санкции по законам Ману отличались большой жестокостью.

    Судопроизводство осуществлялось преимущественно коллегиально. Основными видами доказательств были свидетельские показания и различного рода испытания. При оценке доказательств большую роль играла принадлежность свидетеля к варне. Система доказательств носила формальный характер, при равенстве голосов свидетелей судья отдавал предпочтение показаниям брахмана (VIII, 73). В случае отсутствия достоверных свидетельств прибегали к клятвам и испытаниям, т.е. божьему суду (ордалии).

    Античное государство и право

    Античные государства – это государства Древней Греции и Древний Рим.

    Отличия античного общества и государства от общества и государства Древнего Востока:

    1. Процесс разложения первобытнообщинного строя происходил быстрее. Быстрыми темпами разлагается соседская община (т.к. здесь нет острой необходимости в коллективном труде, в ирригации, орошении). Рабство довольно рано утратило патриархальный характер. Рабство за долги рано было отменено и рабовладение, основанное на эксплуатации рабов из чужестранцев, достигло, особенно в Риме, наибольшего размаха. Рабство составило основу производства. Рабы – основные производители материальных благ. Чёткая грань между свободными и рабами. Раб здесь вещь, говорящее орудие труда.

    2. Государства в Древней Греции и в Древнем Риме складываются как Полисы. Понятие «Полис» многогранное – это и город-государство, и, с социальной точки зрения, коллектив граждан (прежде всего – коллектив граждан). Граждан объединяла земельная собственность. Каждый гражданин был земельным собственником. Двойственная форма земельной собственности: собственность государственная и в то же время частная.

    3. В условиях Полиса существовали своеобразные государственные формы. Во-первых, Полису присуща республиканская форма правления (при этом политический режим мог различаться: мог быть демократическим, аристократическим и т.п., но была республика). Во всех Полисах существовали однотипные органы: народное собрание, совет, выборные должностные лица; но в разных государствах они играли разную роль.

    4. Полис имел своеобразную форму государственного устройства: это небольшое по размерам государство, включавшее в себя город-центр и прилегающую сельскую округу (хора). Полисная форма государственного устройства.

    В истории Римского государства на определённом этапе происходит кризис и крушение Рима-Полиса, превращение его в огромную территориальную державу, в которой устанавливается монархическая форма правления, а граждане превращаются в подданных.

    Древняя Греция

    Древние греки населяли обширную территорию (Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Побережье Малой Азии).

    В первой половине II тысячелетия до н. э. на о. Крите существовало государство монархического типа, возможно, деспотия. В середине II тысячелетия до н. э. это государство оказалось стёрто с лица Земли (предположительно в результате сильного землетрясения). Во второй половине II тысячелетия до н. э. (примерно XIV-XIII века до н. э.) на материковой Греции существовало государство в Микенах. Вторжение варварских племён примерно в XIII веке до н. э. приводит к крушению микенской цивилизации (крито-микенская культура).

    В XII-XI веках до н. э. греческое общество оказалось отброшено назад на стадию первобытнообщинного строя, и после вековой полосы застоя с середины XI века до н. э. вновь начинается поступательное движение вперёд. Начинается процесс повторного образования классов. Сельская община трансформируется в гражданскую общину (причём, относительно Востока, довольно быстро).

    В процессе формирования Полиса выделяют два этапа:

    1. Гомеровская эпоха (XI – IX века до н. э.; тёмные века)

    2. Архаическая эпоха (VIII – VI века до н. э.)

    В истории греческих Полисов существовало множество государств, наиболее известные из них: Афины, Спарта. Афины – образец демократического Полиса. Спарта – олицетворение своеобразного аристократического Полиса.

    Афины

    Образование государства в Афинах. Афины располагались в Средней Греции, в области Аттика – это малоплодородная область, омываемая морем.

    В области Аттика в конце II тысячелетия до н. э. поселились племена ионийцев. У них было 4 племени (филы). Во главе каждого племени стоял вождь – басилевс (василевс, василей – прочтения разные). При басилевсе был совет старейшин. Существовали народные собрания. Басилевс был: военачальник, верховный судья, верховных жрец. Уже в Гомеровский период (XI-IX века до н. э.) наблюдалось социальное расслоение, которое всё более и более углублялось, т.е. началось разложение первобытнообщинного строя. Вследствие развития производительных сил происходит разделение труда: от земледелия отделяется скотоводство, от земледелия отделяется ремесло, развивается обмен, распространение дешёвого железа влечёт за собой интенсификацию производства, а это имеет следствием прибавочный продукт, появление частной собственности, имущественное неравенство, патриархальное рабство. Уже в поэмах Гомера мы видим господство знати, патриархальное рабство.

    К IX-VIII векам до н. э. население Аттики делится не только и не столько по родоплеменному признаку, сколько по некоторым другим признакам: по знатности, по роду занятий. Весь народ делится на три группы:

    1. Эвпатриды (Знать. Дословно: дети благородных отцов)

    2. Геоморы (земделельцы. Гео – земля)

    3. Демиурги (ремесленники)

    Геоморы и демиурги вместе составляют демос (народ). Демос противостоит знати. Это деление традиция приписывает легендарному басилевсу Тесею. В этом обществе также есть чужестранцы (метеки. Дословно: рядом живущие), есть рабы. В этих условиях стали невозможными старые формы правления. Родоплеменной аппарат утрачивает своё значение. На смену родоплеменному строю приходит государство.

    Тому же Тесею приписывают объединение четырёх племён (фил) в единое целое. Создание единого совета в Афинах. Это объединение якобы произошло мирным путём (синойкизм – мирное объединение). Это был первый шажок в процессе создания государства.

    VIII-VI века до н. э. – эпоха архаической революции. Происходит быстрое формирование Полисов. Государство (Полис) здесь сложилось «в наиболее чистом виде» из внутренних противоречий, развивающихся внутри родового строя, без всякого внешнего вмешательства. Это один из путей образования государства.

    В начале архаической эпохи знать, сильная экономически, стала претендовать и на политическую власть и постепенно стала ограничивать власть басилевса. С 683 года до н. э. вместо басилевса стали выбирать девять представителей знати – архонтов. Между ними распределялись прежние функции басилевса. Ограничения произошли и во времени деятельности: басилевс был пожизненным вождём, а архонтов стали избирать сначала на 10, а потом на 1 год. На смену власти басилевса пришёл выборный коллегиальный ограниченный сроком в один год орган – архонтат. Оплот знати, эвпатридов. Архонтат избирался из числа эвпатридов. Племенной совет старейшин заменяется органом «ареопаг». Он также являлся оплотом эвпатридов. Ареопаг избирал архонтов и затем пополнялся бывшими архонтами, ни перед кем не отчитывался, заседал на холме бога войны Ареса. Ареопаг был высшим судебным и контролирующим органом. Фактически всё управление было сосредоточено в руках ареопага. Аристотель писал: «Совет ареопагитов хотя и имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большинством важнейших дел в государстве». Народные собрания созывались всё более и более нерегулярно, роли почти не играли. Власть, таким образом, сосредоточилась в руках архонтата и ареопага. Это органы публичной власти, которые противостоят народу.

    В VII веке до н. э. для военных целей территория Аттики была разделена на небольшие округа (навкрарии). В каждой филе было по 12 навкрариев. Каждый такой округ должен был поставить 1 корабль с экипажем и двух вооружённых всадников. Навкрарии явились зачатком территориального деления государства.

    Итак:

    1. Сложилась единая целостная территория с единым центром.

    2. Население распределялось по территориальному признаку (правда, ещё в зачаточной форме).

    3. Выделилась особая публичная власть.

    То есть налицо признаки появления государства. Это государство сложилось в форме аристократической республики.

    С появлением государства появляется и право. Право того времени – это совокупность обычаев. Обычаи племён постепенно превращаются в обычное право, а со временем в том же VII веке до н. э. (примерно 621 год) появляется писаное право – законы Драконта. Они появились в результате борьбы демоса с эвпатридами. Демос страдал от произвола эвпатридов. Демос стал требовать записи обычаев, которые эвпатриды толковали на свой лад в зависимости от ситуации. Один из архонтов по имени Драконт составил законы.

    По этим законам:

    1. Запрещалась кровная месть.

    2. Утверждали и защищали частную собственность взамен родовой, охраняли частную собственность самыми жестокими средствами.

    Архаизм – отличительная черта этих законов. Карались не только люди, но и животные, даже вещи неодушевлённые.

    Развитие товарно-денежного хозяйства, торговли, имело следствиями и плюсы (рост городов, грамотности – т.е. прогресс в целом), и минусы (положение крестьянства резко ухудшилось, и почти повсеместно в деревнях наблюдалась очень безотрадная картина: крестьяне разорялись, лишались дедовских наделов, обращались в рабов за долги). По словам Аристотеля, почти все земли были уставлены долговыми камнями, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок, т.е. закладывали участи без конца. «Бедные, - пишет Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но и их дети и жёны, назывались они шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей, т.е. получали за свой труд 1/6 урожая». Вся же вообще земля находилась в руках немногих, при этом, если бедняки не могли отдать арендной платы, можно было увести и их в кабалу, и их детей. Крестьяне разорялись массами. Всё это побуждало геоморов к борьбе за передел земли и за отмену долгового рабства. Политической властью геоморы не обладали.

    В городах тоже наблюдается крайнее расслоение. Ремесло и торговля в целом развиваются, однако положение ремесленников было крайне незавидным: над ремесленниками также висела угроза быть обращёнными в рабство за долги. В городе крепнет богатая торгово-денежная верхушка (владельцы мастерских, кораблей…). Они экономически сильны, но политически бесправны. Они решили воспользоваться тяжёлым положением, недовольством земледельцев, ремесленников, чтобы оттеснить знать от власти и прийти к власти самим. У них широко использовался труд рабов-чужестранцев. Возглавили движение, направленное против эвпатридов. В начале VI века до н. э. борьба демоса с аристократией обострилась. В 594 году до н. э. был избран архонтом Солон – человек передовых взглядов, поэт, политический деятель. Он был родом из эвпатридов, но не особо богатых, занимался торговлей. Чтобы урегулировать противоречия, ему было поручено издавать законы (он был наделён чрезвычайными полномочиями).

    Реформы Солона.

    1. Солон не произвёл передела земли, но вернул крестьянам заложенные земли, т.е. сняты эти долговые камни, отменил все старые долги (сисахфия).

    2. Отмена рабства за долги. Долговое рабство было запрещено. Крестьяне, уже ставшие рабами из-за долгов, были отпущены на свободу. Те, кто были уже проданы за границу, были выкуплены, возвращены на родину и отпущены. С этого времени рабами могли стать только чужестранцы. Таким образом Солон заложил фундамент гражданского общества. Издан закон, который запрещал приобретать землю свыше определённой нормы.

    3. В экономической сфере был издан закон о завещании. До него имущество завещать не разрешалось, оно должно было оставаться внутри рода. Солон разрешил тем, кто детей не имел, завещать своё состояние кому им угодно.

    4. Политическая сфера. Солон ввёл деление населения по имущественному цензу. Вместо деления населения по знатности введено деление по богатству. За основу ценза был принят доход с земли. В зависимости от годового дохода делится на четыре категории:

    • Пентакосиомедимны, пятисотмерники — 500 медимнов (мер; 1 медимн равнялся 52,5 литрам зерна)

    • Всадники — 300 медимнов

    • Зевгиты (как правило, средняя прослойка крестьян) — 200 медимнов

    • Феты, бартаки — менее 200 медимнов

    Разделение населения по имущественному цензу Солон произвёл с одной стороны в военных целях. Граждане каждого разряда должны были иметь соответствующее вооружение и нести военную службу следующим образом: первые два разряда служили в коннице, причём самые богатые могли поставить оснащённый корабль и освободиться таким образом от службы. Третий разряд составляли тяжеловооружённую пехоту, гоплиты. Феты составляли легковооружённую пехоту.

    Но главная цель у этих реформ была политическая: политические права граждан стали зависеть от имущества, от годового дохода, а не от знатности, как раньше. Граждане первых двух разрядов имели доступ к высшим должностям, причём архонтами и казначеями могли быть граждане первого разряда. Граждане третьего разряда имели доступ в народное собрание, совет четырёхсот и суд присяжных. Граждане четвёртого разряда имели доступ в народное собрание и в суд присяжных. Привилегия знатности заменяется привилегией богатства.

    1. Реформа государственных учреждений: значительно выросло значение народных собраний, в них стали издаваться законы, избирались некоторые должностные лица, т.е. это была уступка демосу.

    2. Были созданы два новых органа: совет четырёхсот и суд присяжных (гелиэя).

    Совет четырёхсот избирался по четырём старым филам, по 100 человек от одной филы. В составе совета четырёхсот были те, кто имел значение в филах, т.е. преимущественно знать. Этот совет готовил дела для рассмотрения на народных собраниях, заслушивал отчёты должностных лиц.

    Гелиэя (гелиос – солнце; начинали заседание с восходом солнца и кончали с закатом) – суд присяжных. В Гелиэю на народном собрании могли избираться граждане из всех четырёх разрядов, достигшие 30 лет, т.е. это был демократический орган.

    В то же время ареопаг и архонтат остались нетронутыми.

    Итак:

    1. Реформы Солона нанесли удар по родовому строю, по родовой знати.

    2. Заложил основы гражданского коллектива.

    3. Был сделан шаг в сторону демократизации.

    4. Носили компромиссный характер. Они не были радикальны в такой степени, в какой это бы удовлетворило демос.

    Компромиссность состоит в том, что:

    • Солон не произвёл передела земли

    • Сохранилось деление на 4 племени (филы), и выборы проводились по филам

    • Сохранилось значение знати в лице архонтов и ареопага

    • Он не предоставил основной массе демоса полноты политических прав, т.е. установилась умеренная демократия

    В конечном счёте его реформами были недовольны и эвпатриды, и демос. В конце VI века до н. э. в 509 году демократы, сторонники демоса, объединились вокруг своего вождя (демагога) Клисфена, который тоже был избран архонтом и тоже провёл реформы.

    Реформы Клисфена.

    1. Клисфен ввёл деление территории на 10 территориальных единиц (фил), при этом каждая территориальная фила состояла из трёх частей – триттий, причём одна триттия находилась на равнине, одна – в прибрежной полосе, третья – квартал столицы, центра. Таким образом были разорваны родоплеменные связи, роды были разъединены и при голосовании перевес всегда был в пользу демоса, т.е. было окончательно подорвано главенство знати. Энгельс называет реформы Клисфена, как и реформы Солона, политической революцией. Помимо деления на 10 территориальных фил, вся земля была поделена на 100 демов. На каждую филу приходилось по 10 демов.

    2. Совет четырёхсот преобразован в совет пятисот, т.е. от каждой филы приходилось 50 человек.

    3. Коллегия архонтов потеряла былое значение с введением новой коллегии – коллегии десяти стратегов, которая была создана для руководства афинским войском. От каждой филы избирался 1 стратег. Скоро их компетенция расширилась и со временем стратеги стали виднейшим органом исполнительной власти в Афинах.

    4. С именем Клисфена связано введение остракизма – «суда черепков». На народном собрании, на котором должно было присутствовать не менее 6 000 граждан, проводили голосование с помощью черепков, т.е. на черепках писали имя того, кто представляет опасность для государства, для демократии. Человека, против которого проголосовало наиболее количество людей, изгоняли на 10 лет из государства. Правда, имущества его не лишали. Нередко изгнанными становились истинные сторонники демократии.

    В результате реформ Клисфена окончательно утвердилось государство со всеми его признаками: с разделением населения по территориям, с учреждением публичной власти. Афины – пример того, как государство рождается в наиболее чистом виде из классовой противоположности без внешнего вмешательства. Во многом путём реформ. Реформы Клисфена сделали значительный шаг в сторону демократизации, но значение ареопага, который являлся оплотом знати, ещё сохранялось. Сохранялось Солоновское деление по имущественному цензу, что устраняло основную массу демоса от занятия высших должностей.

    Афины в V веке до н. э.

    В первой половине V века до н. э. происходили греко-персидские войны, т.е. столкновения греческих государств с могущественной в то время персидской державой. Афины возглавили греческие войска, в ходе войны сложился морской союз греческих полисов. Греки сумели дать отпор персам. После войны морской союз превращается в афинскую морскую державу (афинскую архэ), а Афины превратились из гегемона во властелина в этой архэ, в этой державе. Казна союзная была на острове Дэлос. После этого она была переведена в Афины. Афины стали бесконтрольно распоряжаться казной, стали вмешиваться в дела союзников. Происходит резкое возвышение Афин. Афины стали господами в Эгейском море, развивается ремесло, торговля, мореплавание. Происходит экономический взлёт Афинского государства. С ростом ремесла и торговли возрастает значение демоса, следственно, происходит демократизация государственного строя. Демократизация была связана с реформами Эфиальта и Перикла.

    Реформы Эфиальта и Перикла

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    написать администратору сайта