Главная страница
Навигация по странице:

  • Методики вызывания звуков с использованием фонетической ритмики.

  • Звуки Движения

  • Дифтонги Движения

  • Вид задания 1. Отделение одного слога от ряда слогов

  • 3. Работа над слитностью звучания

  • 4. Работа над типом произнесения

  • 5. Работа над изменением силы голоса

  • 6. Работа над высотой голоса

  • 8. Работа над интонационной стороной речи

  • Примерные специальные упражнения

  • 1. Развитие лексической стороны речи.

  • Примерные конспекты занятий

  • Учеб.-метод. пособие. I. Формирование устной речи


    Скачать 329.63 Kb.
    НазваниеI. Формирование устной речи
    АнкорУчеб.-метод. пособие.rtf
    Дата12.12.2017
    Размер329.63 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаУчеб.-метод. пособие.rtf
    ТипДокументы
    #6859
    страница1 из 3
      1   2   3

    РАЗДЕЛ I.

    Формирование устной речи

    Одной из основных задач воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом является формирование у них устной речи; её восприятие на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведение (произношение).

    Обучение произношению направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведётся на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить как целые слова и фразы, так и отдельные элементы – звуки, слоги; но конечной целью всегда является слово, фраза.

    В овладении произносительными умениями выделяется несколько этапов. На начальном этапе у детей формируется способность к подражанию звучащей речи в любой доступной ребёнку форме (беззвучное ориентирование, голосовые реакции, звукоподражания и т.д.). Главное – формировать потребность в устном общении. Это так называемый доречевой уровень развития устной речи, т.е. звуковые реакции периода гуления, звукоподражания и лепета у слышащих детей. Дети ещё не понимают обращённой речи и ориентируются на ситуацию, но от активного голосового поведения детей зависит успешность дальнейшей работы по формированию устной речи.

    Весь первый этап работы над фонетической стороной речи определяется как информальный и основывается на естественном овладении детьми звукопроизношением на основе подражания речи взрослого на слухо-зрительной и слуховой основе. Основной методический приём – сопряжённое и отражённое проговаривание с последующим самостоятельным называнием предметов, действий, изображений и т.д. Это период нерегламентированного усвоения звуковой стороной слова. Когда у ребёнка появляется звук, его знакомят с графическим обозначением, т.е. с буквой. Овладение устной речью проявляется в проговаривании звукоподражаний, лепетных и полных слов в разном соотношении: отдельные названия, словосочетания и фразы. Слова могут произноситься точно, усечённо и приближенно.

    Как один из эффективных приёмов работы над произносительной стороной речи используется фонетическая ритмика (речевая ритмика). Её содержанием является обучение детей подражанию крупным и мелким движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Постепенно двигательные возможности детей совершенствуются и становятся более точными, в том числе и артикуляционные движения ведут за собой произношение.

    Материалом для знаний речевой ритмики являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, и позднее тексты (стихи, считалки, чистоговорки, сказки, произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Речевой материал должен отвечать не только произносительным задачам, но и задачам доступности, задачам речевого общения.

    На занятиях речевой ритмикой дети сначала вместе с педагогом произносят предлагаемый материал, затем индивидуально повторяет каждый ребёнок и всё завершается общим проговариванием.

    Для речевой ритмики целесообразно выделить половину времени специальных фонетических занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а отдельные ритмические упражнения проводить в течение 3-5 минут на всех других видах занятий проводимых педагогом.
    Методики вызывания звуков с использованием фонетической ритмики.
    Вызывание того или иного звука проводится в течение 1-2 недель. Если за это время звук не появляется, то следует переходить к другому звуку, и через некоторое время вновь возвращаться к тому звуку, который дети ещё не научились произносить.

    Звуки

    Движения

    А

    Руки перед грудью; произнося звук, широко и плавно развести руки в стороны

    О

    Руки в стороны; произнося звук, руки плавно округло соединить над головой

    У

    Руки перед грудью, кисти обращены друг к другу; произнося звук, плавно вытянуть напряжённые руки вперёд.

    Э

    Руки вытянуты вперёд на уровне плеч; произнося звук, напряжённые руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам

    И

    Кисти рук и плеч; произнося звук, очень напряжённые руки поднимать вверх, приподнимаясь на носках

    Ы

    Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении слова “ты”.

    При появлении звука “И” начинается работа над дифтонгами; движения между звуком “И” и последующим гласным звуком становится всё более кратким.

    Дифтонги

    Движения

    ЙА (Я)

    Руки поднять вверх (И), а затем развести в стороны (А)

    ЙО (Ё)

    Руки сначала поднять вверх (И), затем через округло опустить внизу (О)

    ЙУ (Ю)

    Руки поднять вверх (И), затем опустить вперёд - вниз (У)

    ЙЭ (Е)

    Руки поднять вверх (И), затем опустить к плечам (Э)

    При произнесении глухих взрывных согласных звуков движения быстрые, резкие, напряжённые.

    Звуки

    Движения

    П

    Руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки; произнося слог “на”, кулаки резко опускаются вниз.

    Т

    Произнося слог “та”, резко раскрыть сжатые кулаки; произнося слоги “татата”, хлопать в ладоши, хлопать по бёдрам, топать одной ногой

    К

    Произнося слог “ка”, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, отвести назад

    При произнесении звонких взрывных согласных движения быстрые, но расслабленные.

    Звуки

    Движения

    Б

    Руки согнуты в локтях перед грудью; произнося слог “да”, утвердительно кивнуть головой

    Д

    Руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вверху; произнося слоги “дадада”, встряхивать расслабленными кистями рук перед грудью; произнося слог “да”, утвердительно кивнуть головой

    Г

    Произнося слоги “гагага”, соединить указательный и большой пальцы рук; произнося слог “Га”, соединить указательный и большой пальцы

    При произнесении смычно-проходных движения медленные, плавные , несколько напряжённые.

    Звуки

    Движения

    М

    Руки согнуты в локтях на уровне груди ладони от себя; произнося слог “ма”, на звук “м” – руки вытянуть вперёд, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на звук “а” – руки свободно развести в стороны (интервала между движениями нет: одно плавно переходит в другое)

    Н

    Руки согнуты в ладонях на уровне груди ладонями к себе; произнося слог “на”, на “н” руки выдвинуть вперёд, на “а” - руки свободно развести в стороны

    Л

    Руки согнуты в локтях на уровне плеч; произнося “ляляля”, делать вращательные движения кистями рук

    При произнесении глухих фрикативных согласных движения плавные, продолжительные, очень напряжённые.

    Звуки

    Движения

    Ф

    Руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз; произнося звук “ф”, медленно развести руки в стороны как бы преодолевая сопротивление воздуха.

    Х

    Руки согнуты в локтях, ладони от себя, локти вниз; произнося звук “х”, медленно, как бы отталкивая от себя преграду, вытянуть руки вперёд.

    С

    Руки перед грудью; произнося звук “с”, напряженные руки медленно опустить вниз (“насос”) или медленно развести в стороны, как бы раздвигая, растягивая воздух.

    Ш

    Руки перед грудью; произнося звук “ш”, делать волнообразные движения напряжёнными руками.

    При произнесении фрикативных звонких согласных движения очень напряжённые, дрожащие.

    Звуки

    Движения

    В

    Руки в стороны; произнося звук “в”, слегка покачивать из стороны в сторону напряжёнными руками и туловищем (“самолёт”).

    З

    Руки перед грудью; произнося звук “з”, кисти рук вибрируют перед грудью (“замёрз”).

    Ж

    Руки перед грудью; произнося звук “ж”, резкими волнообразными движениями опустить руки вниз.

    Р

    Руки, согнутые перед грудью, вращать одну вокруг другой (“мотор”).

    При вызывании аффрикатов, работу можно начинать только при условии правильного воспроизведения обоих составляющих их звуков.

    Звуки

    Движения

    Ц

    Пальцы рук переплетены перед грудью; переплетение резко разорвать (“т”) и напряжённые руки медленно развести в стороны (“с”).

    Ч

    Пальцы, сжатые в кулак, резко раскрыть (“т”); руки с растопыренными пальцами выдвинуть вперёд (“ш”).

    Работа по формированию произносительных умений ведётся не только над звуками, но и над другими различными сторонами речи: над отделением одного слога от ряда слогов, над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, интонацией, словом и фразой.
    Вид задания
    1. Отделение одного слога от ряда слогов

    Встряхивание перед грудью напряжённые кулаки, произнося “папапа”; резко опустить руки вниз – “па”. Стучать флажком о флажок – “папапа”; поднять флажок вверх – “па”.

    Хлопнуть в ладоши перед грудью – “па”; хлопать руками по бёдрам “папапа”.

    Выдвигать вперёд то правую, то левую руку – “мамама”; выдвинуть обе руки вперёд – “ма”.

    Шагать на месте – “татата”; топнуть ногой – “та”.

    Подпрыгивать на месте – “тотото”; прыгнуть вперёд – “то”.

    Сжимать пальцы обеих рук в кулак – “афафаф”; сжать пальцы одной руки в кулак – “аф”.

    2. Работа над долготой звучания

    При долгом звучании звуков и слогов включаются плавные, длительные звучания, при кратком – резкие, короткие. Восприятие звучаний сопровождается движением рук, тела.

    Упражнения

    Укачивание куклы: кукла (ляля) спит – а-а-а (протяжное произнесение), кукла проснулась и прыгает – а а а (краткое произнесение).

    Медленно развести руки в стороны, произнося а – ; быстро закрыть лицо руками – а ;

    Медленно развести руки в стороны, произнося а – ; хлопнуть в ладоши – а.

    Медленно поднимать округлые руки через стороны вверх, произнося о – ; резко спустить вниз о.

    Сидя за столом, “вести” поезд (машину) “далеко” – у – и поворачивать поезд – у.

    Стоя, медленно вытянуть руки вперёд, произнося а – у – ; приложить ладонь ко рту, произнося ау! (как будто зовём кого-то в лесу).

    Стоя, медленно вытянуть руки вперёд, а затем развести в стороны – у – а – ; пальцы сжать в кулаки, резко “выбросить” указательные пальцы вперёд, а затем убрать в кулак – уа.

    Стоя, пальцы рук сжать в кулак; резко опустить руки вниз – па, медленно развести руки в стороны – па –.

    В слогах, включающих сонорные и фрикативные звуки, можно произносить протяжно или кратко не только гласные, но и согласные звуки.

    “Надувать” большой шар: отводя ладони ото рта, изображать большой шар – ф – и маленький шар, описывая пальцами маленький круг у губ – ф.

    Развести медленно руки в стороны и плавно опустить вниз – а – м – ; изобразить как лает собака – ам ам ам.

    Медленно вытянуть руки вперёд в стороны н – а – , резко вытянуть руки вперёд – на.

    Руки в стороны на уровне плеч (“самолёт”); покачивать напряжёнными руками, а затем медленно опустить их, произнося – в – а – ; быстро опустить напряжённые руки вниз – ва.

    Руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно вытянуть руки вперёд и развести в стороны – ф – а –; резко “отбросить” ото рта сначала ладонь правой руки, а затем левой – фа, фа.
    3. Работа над слитностью звучания

    Упражнения

    Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, ранее вызванные у детей. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами – раздельному. Упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов как с глухими взрывными согласными “п” и “т”, так и с другими звуками.

    Стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно); стучать кулаком о кулак – па па па (неслитно).

    Изображать большой и маленький мячи: большой мяч – подпрыгивать, произнося по по по (неслитно), маленький мяч – слегка приседать - попопо (слитно).

    Шагать на месте, не поднимая высоко ног, произнося татата; топать одной ногой, произнося та та та.

    Покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося слитно тотото, топать одной ногой, произнося неслитно то то то.

    Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; плавно вытягивать обе руки вперёд – мамама; резко вытягивать в стороны – вперёд то одну, то другую руку – ма ма ма.

    Вращательные движения кистями рук над головой – ляляля; руки на поясе, наклоняясь в стороны – ля ля ля.

    Расслабленные руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони опущены; часто встряхивать кистями рук – бабаба; встряхивать кисти, постепенно наклоняясь вниз – ба ба ба.
    4. Работа над типом произнесения

    Упражнения

    Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов на и та. Темп произнесения увеличивается постепенно с учётом возможностей каждого ребёнка.

    Стоя, часто ударять кулаком об кулак произнося – папапа; хлопать в медленном темпе ладонями по бёдрам, произнося – па – па – па –.

    Изображать, как кукла (мишка, зайка и т.п.) идут медленно, произнося – па – па – па – и бежит – папапа.

    Бежать в центр под чистые удары бубна (барабана и т.п.), произнося – татата; медленно идти под резкие удары, произнося – та – та – та –.

    В медленном темпе произносить та – та – та –, изображая идущую бабушку; мама идёт в нормальном темпе – та – та – та – ; маленькая девочка идёт в быстром темпе – татата.

    Руки в стороны на уровне плеч (“самолёт”); слегка покачиваясь руками в быстром темпе, произнося – вавава; медленно опускать руки, перекрещивая их, и поднимать на уровень плеч, произнося – в – а – в – а – в – а – .

    Изображать маленькую и большую собаку; маленькая собака лает в быстром темпе – аф аф аф, большая – в медленном темпе - а – ф – а – ф – а – ф –.

    Руки поднять вверх; в быстром темпе производить лёгкие покачивания рук над головой, произнося – ляляля; в медленном темпе наклоны туловища в стороны, произнося – ля – ля – ля –.

    Энергично и быстро встряхивать расслабленными кистями, произнося – бабаба; попеременно встряхивать кисть то правой, то левой руки, произнося в нормальном темпе – ба – ба – ба – ; встряхивать кисти обеих рук в медленном темпе, постепенно их опуская, произнося – ба – ба – ба – .

    Изменение темпа произнесения слов, словосочетаний, фраз: там, т – а – м (указательный жест на близко и далеко расположенных кукол (мишек, машин и т.п.).
    5. Работа над изменением силы голоса

    Сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Дети учатся произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом разной интенсивности: громко, тихо и нормально. В ходе обучения изменению силы голоса включаются различные движения (чем громче звук, тем большая амплитуда движения).

    Упражнения

    “Ляля спит” и дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке …), произнося тихим голосом: “папапа”; детям предлагается разбудить куклу; дети громко топают, произнося громким голосом: “ПАПАПА”; кукла просыпается и дети пляшут с ней.

    Ходить тихо на носочках по кругу под тихие удары по бубну (барабану), произнося тихо – татата; ходить высоко поднимая ноги под громкие удары по бубну (барабану), произнося громко – татата.

    Изображать большую собаку, которая лает громко афафаф, и маленькую собаку, которая лает тихо – афафаф.

    В руках у детей ленты; под громкие звуки музыкального инструмента, размахивая лентами над головой, произносить громко ляляля; под тихие звуки выполнять движения малой амплитуды и произносить тихо – ляляля.

    Изображать большую и маленькую собаку (корову, птичку, поезд и т.п.), произнося громко и тихо – Мяу – мяу (Му – му, Пипи – пипи, У – у).

    Сидя на стуле, стучать пальцем о палец у колен, произнося тихо – татата; у груди – громче – татата, над головой громко – ТАТАТА.

    6. Работа над высотой голоса

    Дети учатся произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные звуки и слоги. Произнесение низких звуков сопровождаются ослабленными движениями, направленными вниз; высоких –очень напряжёнными движениями, направленными вверх, а звуков нормальной высоты – ненапряжёнными движениями, производимыми на уровне груди.

    Упражнения

    Изобразить большого и маленького мишку (зайку, собаку); большой мишка идёт медленно, произнося низким голосом: “А – А – А”, маленький мишка бежит, произнося высоким голосом “а – а – а”.

    Изображать большую и маленькую птичку, произнося низким голосом: “ПИ – ПИ – ПИ”, и высоким голосом: пи – пи – пи”.

    Поднять руки через стороны вверх, потянуться, встать на носочки и произнести высоким голосом “а”; опустить руки через стороны вниз и произнести низким голосом “А”.

    Развести опущенные руки в стороны, произнося низким голосом О; округло соединить руки над головой, потянуться, встать на носочки и произнести высоким голосом О.

    Руки вытянуть вперёд; опуская руки вниз, произнести низким голосом У; поднять руки вверх, встать на носки и произносить высоким голосом У.

    Развести опущенные руки в стороны, произнося низким голосом А; развести руки в стороны у груди, произнося голосом нормальной высоты а; поднять руки вверх – в стороны, приподняться на носочках и произнести высоким голосом а.
    7. Работа над ритмами

    В начале коррекционной работы дети учатся отделять один слог от ряда слогов, определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах 3-х. Дети овладевают вначале воспроизводить двусложные ритмы, а затем трёхсложные в процессе выполнения разнообразных движений: отхлопывание, отстукивание, дирижирование. Воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением более длительным, широким.

    Упражнения

    Сидя, ударять ладонями по коленам, произнося безударный слог па; произнося ударный слог ПА, стучать кулачками о стол.

    Стоя, хлопать в ладоши, произнося безударный слог та; вытянуть руки вперёд, произнося ударный слог ТА (производить двусложные и трехсложные ритмы).

    Стоя, держать сжатые в кулаки руки у груди; руки резко опустить вниз, произнося ударный слог ВА; отвести руки в стороны, произнося безударный слог ва.

    Воспроизведение повторяющихся двусложных и трёхсложных ритмов в сочетании в различными движениями: шагать на месте, ходить по кругу, хлопать в ладоши: ТатаТАта, папаПАпапаПА, паПАпаПАпа и т.д.

    Упражнения, сочетающие произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения: отхлопывание ритмов ПАпаПА в разном темпе (медленно, быстро, в нормальном темпе); шагание на месте с произнесением ритмов ТататаТАтата тихим голосом, слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости в сочетании с обычной ходьбой; повышенной громкости, в сочетании с высоким подниманием ног.
    8. Работа над интонационной стороной речи

    Дети учатся передавать интонацию на основе подражания образцу, для чего используется как естественная ситуация, так и специально созданная. Ребёнка побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, телодвижением, естественными жестами. Используются различные упражнения, которые проводятся ежедневно. В ходе этих упражнений дети имитируют повадки животных, передают характерные черты того или иного состояния человека: обиду, страх, удивление и т.д.

    Упражнения

    Изображать:

    • боль – а – а – а, бобо (поздже – больно, болит, болит живот и т.д.);

    • радость - А ура! (позже – Мама! Папа! Будем играть! Мама пришла! и т.д.);

    • вопрос – а? (позже – Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему? и т.д.);

    • просьба - а – , а - а , дай (позже – помоги, иди ко мне; тётя Оля, помоги и т.д.);

    • осуждение - а – , а - а - а, ай - ай - ай, фу! (позже – плохо, неверно);

    • усталость - о – (позже – ох, устал (а), я устал (а)).

    Разыгрывание разнообразных сценок: кто-то потерялся, что-то сломалось, кто-то упал, кто-то зовёт маму и т.п. В ходе обыгрывания повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают, например, кокетливую маму-кошку, шаловливого котёнка, злую большую собаку, удивлённую маму, кипящий чайник и т.п. Приобретённые умения совершенствуются в процессе разыгрывания сказок. Дети привлекаются к эмоциональной оценке рассматриваемых иллюстраций.

    Во всех случаях подбирается речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей. Они учатся выражать то или иное состояние, прежде всего, пластикой тела, мимикой лица, естественными жестами, которые сопровождаются вначале произнесением отдельных гласных и простых слогов, затем лепетных и простых полных слов, фраз с постепенным включением элементов интонации.

    Примерные специальные упражнения

    Используя игрушечных животных, учить детей подражать их движениям и звукопроявлениям, сопровождая движения произнесением интонационно окрашенных гласных а, у, слогов типа па, папа; та, топ – топ, звукоподражаний типа мяу, аф – аф и т.п.

    Пластикой тела и голосом изображать машину, поезд, самолёт и т.п., произнося гласный у, слоги типа ту –, тутуту, лепетные слова у –, в –, биби и т.д.

    Изображать куклу движениями и голосом, произнося интонационно окрашенные гласные а, у, о, слоги типа папапа, татата, ляляля, лепетные слова ляля.

    Меняя силу, высоту и интонационную окраску голоса, изображать движениями и звуками, звукоподражаниями и лепетными словами большую и маленькую собаку, большого и маленького мишку, зайку, мяч и т.д.

    Угадывать, кого изображает движениями и голосом взрослый или ребёнок. Изображаемые предметы или соответствующие картинки могут находиться перед детьми.

    Побуждать детей к произнесению гласного а с интонацией просьбы (дети просят друг у друга игрушку: “ааа – дай”); с интонацией боли, радости, осуждения (у мишки болит лапа, он плачет: у – у – ; дети перевязывают лапу и она не болит: У! У! Ура!).

    Побуждать к произнесению гласного с интонацией побуждения, вопросов, радости. Взрослый говорит: “Угадайте, кто там? У? У?” и изображает кошку, проговаривая: “Мяу – мяу – мяу”. Дети зовут кошку: “Мяу – мяу, иди! Ура! Ура!”. Кошка плачет вместе с детьми.

    Побуждать к произнесению гласного О с интонацией боли, вопросов, осуждения, радости, усталости. Для выработки соответствующей интонации разыгрываются различные сценки (например, собака спит, дети подходят и будят её сначала тихо: о! о! Вставай!”, потом громко: “О! О! Вставай!”. Собака просыпается, лает и бежит за детьми. Испуганные дети убегают и кричат: “Ой! Ой! Ой!”.

    Побуждать к произнесению гласных, слов и коротких фраз с различной интонацией через создание разнообразных ситуаций (например, кукла плачет: “Ох, ох, болит живот”. Дети лечат куклу и она радостно говорит: “Ой! Не болит! Ура!”.
    1. Развитие лексической стороны речи.

    Слово рассматривается в лингвистике как минимальная единица оценки, которая служит для наименования предмета, явлений, процессов, свойств, и работа над словом является одной из важнейших в общей системе развития речи. Овладение словарным составом языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирование звуковой культуры речи. Однако обучение языку и развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение фонетическими, грамматическими и лексическими навыками), но и в сфере общения детей (как овладение коммуникативными умениями).

    Неотъемлемым свойством слова является значение слова. Дети знакомятся с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования.

    Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений об окружающем. Становление лексической системы происходит постепенно от нулевой степени обобщения (конкретный единичный предмет) до первой степени обобщения (объединение всех предметов по общему существенному признаку). Дети учатся различать предметы по существенным признакам и соотносить их с названиями (отвечать на вопросы: “Что это? Кто это?”), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества и называть их (отвечать на вопрос: “Какой (ая), (ое), (ие)?”), а также обозначать словом действия,. Связанные с движениями игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (отвечать на вопросы: “Что делает? Что с ним можно делать?”). Использование таких игр, как, например, “Что это?”, “Скажи какой?”, “Кто что умеет делать?” и т.п. способствует овладению ребёнком номинативной функцией языка. От названия видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) начинается переход к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристики. Например, в игре “Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?” дети рассказывают о вкусовых свойствах яблока. Рассматривая предметы или картинки, дети учатся использовать слова с противоположным значением: эта кукла большая, а эта – маленькая, этот карандаш длинный, а этот – короткий, лента узкая и широкая, дерево высокое и низкое, и т.д., подбирать определения и действия к предметам (например, снег …, дерево …, зима …, лейка …, собака … и т.д., нужно для того, чтобы … и т.д.) и предметы к действиям и определениям (например, поливать …, играть …, строить …, лепить …, красная …, большой … и т.д.).

    Овладение детьми обобщающими понятиями начинается с формирования у них способности к классификации предметов с учётом их общих признаков: назначения, места хранения, использования. Умение детей классифицировать предметы по ведущим признакам является основанием для введения обобщающих слов, обозначающих родовые понятия (платье, рубашка – это одежда, кукла, матрёшка – это игрушки и т.д.). Названия действий, признаков передаются обобщённо в форме имени существительного – плавание, бег, полёт, красота и т.д. У детей формируется также понимание целого и его части (дерево - ствол, ветка, листья; поезд – окна, вагоны, колёса).

    Дети овладевают значением семантических отношений слов разных частей речи в одном тематическом пространстве: птица летит – рыба плывёт; дом строят – суп варят; летит самолёт, птица, шар; строят горку, дом, лесенку, машину и т.д.; плывёт лодка, пароход, дядя, собака и т.д.; идёт (идут) тётя, часы, мультфильм, кукла, мишка и т.д.; стоит мальчик, стол, дом, дерево и т.д. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет: мяч сделан из резины (резиновый мяч), стул сделан из дерева (стул деревянный), ложка сделана из металла (ложка металлическая), самолёт сделан из пластмассы (пластмассовый самолёт) и т.д.

    Одним из направлений словарной работы является ознакомление детей со словами, близкими и противоположными по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети – мальчики и девочки; печальный – грустный; день пасмурный (хмурый, серый); сладкий – горький, старый – новый, весёлый – грустный; словосочетания (старый человек – молодой человек, тяжёлая сумка – лёгкая коробка, ручей мелкий, река глубокая; ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники – крупные и т.д.).

    Рассматривая предметы или картинки, внимание детей акцентируются на том, что одним словом можно назвать разные предметы, подводя, таким образом, ребёнка к пониманию многозначности слова: ножка стула – ножка стола; ручка у сумки – ручка чашки – ручка для письма – ручка (уменьшительное название от слова рука); иголка для шитья – иголка у ежа – иголка у ёлки.

    Работа над многозначностью слова, как правило, опирается на наглядный материал (предметы, иллюстрации, рисунки). Например, дети находят на рисунке предметы, которые обозначаются одним словом “игла”. Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова детям можно предлагать слова разных частей речи (лежит, лает, бьёт; ножка, нос; сильный, слабый, острый и т.д.). Осваивая значения многозначных слов разных частей речи, дети учатся сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом. В структуре этой работы есть возможность подвести детей к пониманию переносного значения слов (растёт цветок, ребёнок, дом; бежит реки, мальчик и т.д.).

    Сформированность содержательной стороны слова создаёт важное условие для решения разных речевых задач: выбор слова из синонимического или антонимического ряда, отбор нужного обозначения из набора многозначности слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Например, детям предлагается решения таких задач в игре “Кто (Что) может быть лёгким (тяжёлым, добрым, весёлым и т.д.)?”, “Как сказать по-другому?”, “Продолжи цепочку слов” и т.п.

    От соотнесения слов с предметами, объектами, свойствами, качествами, действиями, состоянием постепенно дети овладевают составлением словосочетаний, затем предложений, связных высказываний с последующим переходом к составлению рассказа. Детьми используются все наименования предметов, объектов, персонажей, их качеств, действий, состояний.

    Весь речевой материал воспроизводится детьми через аналитическое чтение, устно-дактильное восприятие и воспроизведение, слухо-зрительное, зрительное и слуховое восприятие, устное произнесение. В зависимости от содержания речевого материала, этапы и задачи обучения используются разные варианты соотношения речевого материала. Основное требование – правильное соотношение трёх форм речи – письменной, устно-двигательной и устной.
    Примерные конспекты занятий

      1   2   3
    написать администратору сайта