Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 2. «Понятия, термины и обозначения»

  • Коренной конец

  • Колышка (закрытая петля)

  • Классификация узлов Высокая культура работы с верёвкой подразумевает не­прерывное расширение «ассортимента» узлов, умение их пра­вильно и грамотно применять.

  • II. Вспомогательные узлы

  • Глава 3. «Основные узлы» Незатягивающиеся петли

  • Двойной булинь Емельянова

  • Испанский беседочный узел

  • тройной плетёный узел

  • Информация «Узлы - это просто!». I. Узлы это просто! Глава Древнейшие изобретения человечества


    Скачать 1.17 Mb.
    НазваниеI. Узлы это просто! Глава Древнейшие изобретения человечества
    АнкорИнформация «Узлы - это просто!
    Дата08.10.2018
    Размер1.17 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИнформация «Узлы - это просто!».doc
    ТипДокументы
    #58132
    КатегорияФизкультура
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Часть I. «Узлы - это просто!»
    Глава 1. «Древнейшие изобретения человечества»
    Ежедневно каждый из нас вяжет узлы. С этого начинается наш день: завязываем шнурки ботинок и курток, галстуки, сум­ки, коробки из-под обуви и коробки тортов, посылки. Крепим багаж и т.д. Даже когда едем отдыхать, мы продолжаем пользо­ваться узлами: на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях, при креплении верёвок для про­сушки белья и т.д. Верёвка (шнур, канат, леска, стропа) была и остаётся важным средством в руках человека. Даже в космосе люди пока не могут обойтись без верёвки.

    Для каких бы нужд ни применялась верёвка, её примене­ние немыслимо без узлов, сделанных на ней переплетений, свя­зок и петель. Без умения вязать узлы невозможно представить себе профессию моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника (в промышленном альпинизме), такелажника, по­жарного и т.д.

    В тоже время девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющие отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны. Я был свидетелем, как сорвавшийся с Троицкой церкви кровельщик испытывал ужас­ную боль от захлестнувшей его петли стального троса. Трос предназначался, по-видимому, для обеспечения страховки, но чуть не стал причиной гибели человека.

    Важность умения работать с верёвкой и вязать узлы я осо­бенно оценил во время занятия промышленным альпинизмом. Этот вид деятельности человека требует постоянного внимания, «быстрого узла», и, зачастую, мгновенного принятия решения б экстремальной ситуации. Любая ошибка при работе с верёвкой может привести к трагедии, тем более, что вероятность ошибки в работе возрастает с накоплением усталости. Поэтому очень важно довести свои навыки в вязке узлов до автоматизма.

    Сегодня мы применяем узлы, возраст которых исчисляется тысячелетиями. Такие узлы, как выбленочный («стремя»), пря­мой и беседочный, служили жителям Древнего Египта ещё пять тысячелетий назад. Археологическая находка 1954 года под­тверждает это. Были обнаружены остатки парусного корабля фараона Хеопса. На обрывках снастей этого корабля нашли бе­седочный узел. Дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была прикреплена верёвкой, завязанной выбле-ночным узлом. Прямой узел широко распространён в быту древних греков и римлян. Он украшал жезл древнеримского бо­га Меркурия - покровителя торговли и назывался геркулесовым узлом, так как этот древний герой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркулесовым узлом завязывали пояса своих туник. Инки - древние обитатели Перу - широко применяли прямой и шкотовый узлы при строительстве висячих мостов из волокон растений магуэй. Древние перуанцы являются изобретателями кипу - узелкового письма.

    Завязывание узлов на верёвке для её практического ис­пользования в различных профессиональных целях и в быту от­носится к числу древнейших ИЗОБРЕТЕНИЙ человечества. Первобытный человек придумал узлы раньше, чем научился до­бывать огонь. Он начал применять узлы задолго до того, как изобрёл лук и стрелу, лемех, колесо, иглу, якорь. Не пользовать­ся этими изобретениями, по меньшей мере, неразумно. Это всё равно, что отказаться от использования колеса.

    Навыки работы с верёвкой особенно необходимы тури­стам. Сделать переправу через реку, навеску снаряжения для спуска в пещеру или по крутому склону, или для подъёма по от­весной скале, даже просто поставить палатку или увязать груз -всё это требует знания самых различных узлов. Хорошо подго­товленный турист должен уметь вязать узлы в любом положе­нии, не глядя, быстро, правильно и знать несколько способов вязки каждого узла; должен знать наиболее рациональный спо­соб вязки узлов, их функциональные признаки, знать какие узлы в каждом конкретном случае лучше применять, учитывать проч­ность узлов, скорость завязывания и лёгкость развязывания, способность затягиваться, склонность к саморазвязыванию при постоянной и переменной нагрузках, величину ослабления прочности верёвки в месте узла.

    Я допробую помочь вам в этом.

    Глава 2. «Понятия, термины и обозначения»
    Для того чтобы было легче ориентироваться в описании узлов с их концами, многочисленными переплетениями, откры­тыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и штыками, предлагаю схемы (рисунки) и толкование восьми основных по­нятий и терминов, которыми я буду в дальнейшем оперировать:

    1. Коренной конец - конец верёвки, закреплённый неподвижно или не используемый при вязке узла; противоположен ходовому концу.

    2. Ходовой конец - свободный незакрепленный конец верёв­ки, которым начинают движение при вязке узла (в некоторой туристской лите­ратуре ходовой конец называется рабочим).


    Рис. 1.
    3. Петля (открытая) - конец верёвки, изогнутый вдвое таким образом, что не перекре­щивается с самим собой.



    Рис. 2.
    4. Колышка (закрытая петля) - петля, сделанная концом верёвки так, что верёвка перекрещивается сама с собой.


    Рис. 3.
    5. Полуузел - одинарный перехлёст двух разных концов одной и той же верёвки или двух концов разных верёвок. Это первая половина прямого или бабьего узла.



    Рис. 4.
    6. Обнос - обхват верёвкой какого-либо предмета (бревна, столба, ствола дерева, бетонной опоры, стальной трубы, другой верёвки, кольца, скобы и пр.), сделанный таким образом, что оба конца верёвки не пересекаются.


    Рис. 5.
    7. Шлаг - полный оборот (на 360 градусов) верёвки вокруг какого-либо предмета (бревна, столба, другой верёвки, кольца, скобы, ствола дерева и пр.), сделанный так, что после этого конец верёвки направлен в противоположную сторону.


    Рис. 6.
    8. Полуштык - обнос верёвкой какого-либо предмета (бревна, ствола дерева, столба, другой верёвки, кольца, рыма, скобы и пр.) с по­следующим перекрещиванием верёвкой своего конца под прямым углом без его пропускания в образовавшуюся закрытую петлю (не путать с названием «простой полу штык»).


    Рис. 7.
    На всех схемах знаком «X» обозначена рабочая петля.
    Сейчас несколько слов нужно сказать о названиях узлов. Многие узлы имеют одновременно два - три, а некоторые пять - семь названий. Везде по тексту первым идёт название принятое в туризме. Остальные названия приводятся в скобках. Их полез­но знать, чтобы иметь представление, о чём идёт речь, когда кто-нибудь называет узел по-иному. Самим же туристам следует стараться использовать (применять) терминологию, принятую у туристов.

    Условимся, что общий принцип организации чего-либо называем схемой, конкретное решение - системой. Например, несколько известных узлов предложено в тексте вязать по моей системе.

    Знать узел - ещё не значит уметь быстро его вязать. Вязка узлов - дело сугубо индизидуальное. Один и тот же узел разные люди вяжут по-разному. Например, прямой узел можно завязать пятью способами и двумя способами развязать. Не имеет значе­ния, как вязали тот или иной узел, главное - результат: узел за­вязан быстро и правильно.

    Способы вязки узлов показаны в виде схем, состоящих из одной или нескольких позиций и стрелок, указывающих движе­ния верёвки при вязке. В тексте не даны все системы вязки уз­лов, а могут быть описаны два - три варианта, на мой взгляд, самых удобных для применения и лёгких для изучения и запо­минания. Некоторые узлы представлены изометрическими ри­сунками, дающими понятие, как должен выглядеть завязанный узел и как его применять. Текстовое объяснение процесса вязки узлов в некоторых из описаний отсутствует. В некоторых случа­ях даны необходимые, по моему мнению, пояснения.

    Ещё одно напоминание (для новичков). Верёвки диамет­ром десять миллиметров и более принято в туризме называть основными, а диаметром менее девяти миллиметров - репшну­рами или вспомогательными верёвками.
    Классификация узлов
    Высокая культура работы с верёвкой подразумевает не­прерывное расширение «ассортимента» узлов, умение их пра­вильно и грамотно применять.

    Главным свойством любого узла является его функцио­нальность. Универсализм здесь может сослужить очень плохую службу. Вот по этому главному свойству и следует классифицировать узлы. В альпинизме принята следующая классификация:


    I. Основные узлы –

    это узлы, которые образуют незатяги­вающиеся петли на конце или в середине верёвки, хорошо держат при знако­переменной нагрузке и не склонны к саморазвязыванию; эти узлы используются для навески и страховки (т.е. таким узлам можно смело доверить жизнь); обычно в названия таких узлов входит слово «проводник» (но не во всех случаях); вяжутся такие узлы из петли или калышки (за исключением тех случаев, когда узел вяжется одним концом).

    II. Вспомогательные узлы –

    это узлы, используемые для «утолщения» верёвки, для связывания двух верёвок, незатягивающиеся узлы, затягивающиеся узлы, затягивающиеся петли, быстроразвязывающиеся узлы, особые морские уз­лы, узлы для рыболовных снастей, деко­ративные узлы, маркерные узлы.

    III. Специальные узлы –

    такие узлы под нагрузкой обжимают перильную верёвку, обеспечивают в начале торможение, а затем и полностью ис­ключают перемещение вдоль перильной верёвки; а так же все те узлы, что используются совместно с различным спе­циальным снаряжением для осуществления спусков способом Дюльфера и торможения верёвки при страховке спускаемого (поднимаемого) груза или человека

    Предложенная классификация узлов является условной. Но ей очень удобно пользоваться. Иногда возникают сомнения по поводу того, как классифицировать тот или иной узел.

    Например, в туристской литературе встречный узел отне­сен к основным узлам. Моё мнение, что этот узел по своим функциональным свойствам всё же относится к вспомогатель­ным (т.к. связываются две верёвки). Предлагаю не вступать полемику. Давайте, прежде всего, подходить к этому вопросу точки зрения обеспечения безопасности. В то же время, если! вообще отказаться от классификации узлов и не делить их па признаку функциональных свойств, не изучать вопросы: «По­чему в каждом конкретном случае применяется именно этот узел, а не иной? Почему узел из класса «основные» можно менить только узлом из этого же класса, а не из другого, на-j пример, из класса вспомогательных узлов9» - то это обязательно! приведёт к трагическим ошибкам. Кроме того, если человек са-, мостоятельно готовится к путешествиям и не усвоил данный материал, то он за это поплатится сам, а так же могут постра­дать некоторые из его товарищей по походу. Но если руководи тель туристского кружка или секции сам имеет смутные пред ставления об этом, то за его ошибки будут расплачиваться во (!) его «воспитанники». Вопрос это очень (!) важный и есть в основания заострить ещё раз на нём внимание. В одном горо, ском центре детского и юношеского туризма и экскурсий в м< тодическом (?) кабинете висит стенд. На стенде представлен для изучения (?!) узлы самых различных классов, но под одни: общим заголовком «Основные туристские узлы». Вот вам пр мер воинствующего дилетантизма. Видимо, этим «методист; мало быть неучами, им нужно, чтобы это было всё нагляд: оформлено и представлено на общее обозрение.

    Глава 3. «Основные узлы»
    Незатягивающиеся петли
    Изучение узлов лучше всего начинать именно с этого класса. В туризме теория неразрывно связана с практикой. А практические занятия должны быть максимально безопасными, т е должна использоваться страховка. Страховка трудно осуще­ствима без применения основных узлов. Отсюда делаем вывод, что основные узлы нужно изучать в первую очередь.
    Узел проводника

    (дубовая петля, проводник)
    Применяется для завязывания петли на конце верёвки, привязывания верёвки к предметам типа «неразъёмное кольцо» или к альпинистскому карабину.

    Узел проводника - это самая простая петля из всех суще­ствующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым уз­лом на конце верёвки, сложенной вдвое. Узел проводника про­чен и безопасен, но сильно ослабляет верёвку, перегибая её. Ещё одним существенным недостатком является то, что узел сильно затягивается и петлю (узел) очень трудно развязать. Верёвка в том


    Рис. 8 а
    месте, где был завязан узел, теряет прочность. Над узлом про­водника (петля вниз) ходовым концом вяжется страховочный (контрольный) узел. Этот приём позволяет значительно увели­чить надёжность узла проводника.

    Страховочный узел относится к вспомогательным узлам и будет рассмотрен и описан отдельно. Но он применяется для увеличения надёжности некоторых основных узлов, к изучению которых мы сейчас приступили. Поэтому «вне очереди» рас­смотрим систему вязки страховочного (контрольного) узла.


    Рис 9.
    Ходовым концом делается обнос верёвки с последующим! перекрещиванием верёвкой ходового конца под прямым углом' (т.е. вяжется полуштык) и конец пропускается в образовавшееся] кольцо (калышку) в сторону от основного узла.

    Одним из существенных недостатков узла проводника является образование ложной петли на участке между основным узлом и вспомогательным. В экстремальных ситуациях и при плохой видимости, в момент накопившейся усталости и снижения внимания, были случаи ошибочного включения альпинистского карабина не в рабочую, а в ложную петлю. Следует обратить внимание и на то, что при вязке любых узлов из сложенной вдвое верёвки часто получаются перехлёсты.


    Рис. 10.
    Чтобы этого избежать, нужно выравнивать верёвку перед вязкой узла и следить за тем, чтобы верёвка не скручивалась. Кроме того, не следует затягивать узел сразу же после его вязки. Предварительно нужно выровнять и поправить все шлаги. Только после того, как рисунок узла будет чётко «читаться», можно узел затянуть.
    Жилковая петля

    (при подготовке туристов может не изучаться)
    Узел рекомендуется для рассмотрения, чтобы обучаемые могли сравнить его с другими узлами класса «основные узлы».

    Применяется в тех же целях, что и узел проводника (чаще для тонких рыболовных лесок и репшнуров).

    Если при вязке узла проводника, сложенным вдвое ходо­вым концом, сделать дополнительный шлаг, то получится пет­ля, которую развязать будет значительно легче. Обязательно вяжется страховочный узел.


    Рис. 11.
    Проводник восьмёрка

    (фламандская петля)
    Вяжется восьмёркой на сложенной вдвое верёвке. Пред­ставляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце верёвки. Узел проводника восьмёрка пригоден для вязки как на основных, так и на вспомогательных верёвках. Узел почти не ослабляет прочность верёвки. Страховочный узел вязать не нужно.


    Рис. 12.
    Проводник девятка

    Вяжется, как и узел проводника, но, сложенным вдвое ходовым концом делается дополнительный шлаг (не путать с жилковой петлёй). При изучении нужно заострить внимание на различии в вязке этих двух узлов, тогда будет легче усвоить вязку самих узлов.



    Рис. 13.
    Проводник девятка применяется довольно редко. Этот узел несколько меньше, чем проводник восьмёрка ослабляет верёвку, но уступает ей по удобству завязывания, расходу ве­рёвки и размерам. Проводник восьмёрка и девятка - лучшие с точки зрения надёжности и к тому же не требуют обязательный страховочных узлов.
    Булинь /к опоре/

    (беседочный узел, «король узлов»)
    Не путать с вспомогательным узлом «булинь», применяет мым для связывания двух верёвок ходовыми концами без применения петель.



    Рис. 14 А.
    Обязательно вяжется страховочный узел.

    Это один из самых универсальных и самых надёжных уз­лов. Второе название узла - беседочный. Название беседочный узел не происходит от глагола «беседовать» или от существи­тельного «беседка». По морской терминологии название этого узла произошло от беседки, но не от обычной, а от морской беседки которая представляет собой небольшую деревянную доску-платформу, служащую для подъёма человека на мачту или опускания за борт судна при различных работах. Эта доска с помощью верёвок (на морском языке - тросов) крепится к подъёмной верёвке (тросу) особым узлом, который и получил назва­ние беседочного узла.

    Первое название - «булинь» произошло от английского термина, обозначающего снасть, которой оттягивают наветрен­ную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом (The Bowline Knot) или просто булинем.

    Ча этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Дей­ствительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с ве­рёвками и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых уди­вительных узлов. Археологи свидетельствуют, что беседоччый т (булинь) был известен древним египтянам и финикийцам за О лет до нашей эры. В английской морской технической ли-атуре его часто именуют «королём узлов» (King of Knots), leico не каждый узел может сравниться с ним в количестве южительных свойств, которыми он обладает: удивительно •сто вяжется, даже при сильном натяжении верёвки, никогда затягивается «намертво», не портит верёвку, никогда не льзит вдоль верёвки, сам не развязывается, но его легко раз-ать, когда это нужно.

    Основное назначение узла - это обвязка человека верёвкой, как средства страховки при подъёме на высоту, при работе на высоте. Завязанная этим узлом, петля на швартове (для туристов-водников) надёжно служит вместо огона (огон - кольцо из или стального троса, сделанное на конце или в середине этой веревки, или троса). Этот узел с успехом можно применять для связывания верёвок, изготовленных из различного материала (в этом случае верёвки соединяются незатягивающимися петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания 2-х верёвок из различного материала соединение с помощью двух беседочных узлов (узлов булинь) петлями будет самым надёжным.


    Рис. 14 Б.
    Кроме того, из этого узла (узла булинь) можно сделать на­дёжную затягивающуюся петлю. Булинь также можно без опа­сения применять для временного укорачивания верёвки или в случае, когда требуется исключить износившийся участок ве­рёвки из работы, связать узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.


    Рис. 14 В.
    Существует много способов вязки узла булинь. Предлагаю два самых рациональных и наиболее простых способа. Один из способов уже изображён. Рассмотрим систему вязки узла бу­линь к опоре.


    Рис. 14 Г.
    Ходовым концом верёвки делают обнос опоры (обхваты­вают дерево, камень или грудь человека, если булинь использу­ется для грудной обвязки). После этого на ходовом конце, в той части верёвки, которая имеет продолжение от опоры к корен­ному концу, делаем сначала калышку (закрытую петлю), затем ниже - открытую петлю, которую пропускаем в калышку («пет­ля в петле»). Теперь ходовой конец, после обноса опоры, про­пускается в эту открытую петлю до полного обхвата опоры, пе­регибается на 180 градусов и удерживается одной (левой) рукой в этом положении. Другой рукой (правой) сильно тянем за ко­ренной конец. При этом следим, чтобы петля ходового конца, сложенного вдвое, осталась в узле. Затягиваем узел булинь и вяжем ходовым концом страховочный узел (смотри рисунок).
    В жизни всегда может пригодиться умение быстро завя­зать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь де­лать одной рукой одним непрерывным движением кисти в тем­ноте за 2-4 секунды. Научиться этому легко. Коренной конец веревки берём в левую руку, правой рукой ходовой конец обно­сим сзади себя (вокруг своей талии).



    Рис. 14 Д.
    Левой рукой делаем на коренном конце петлю, а затем, с помощью правой руки делаем из неё калышку (закручивая пет­лю на себя). Потренировавшись, можно добиться того, что этот приём будет получаться при использовании только одной руки.

    Ходовой конец правой рукой продеваем следующим обра­зом: (см. рис.14 Е) и вяжем страховочный узел. Удерживая пра­вой рукой сложенный вдвое ходовой конец, левой - сильно тя­нем за коренной конец от себя до полного затягивания узла.
    Как уже отмечалось выше, нужно постоянно следить за тем, чтобы петля ходового конца осталась в узле.

    Рис.14Е.
    Завязанный узел:


    Рис. 14 Ж.
    Проделав упражнение несколько раз подряд, можно нау­читься вязать узел булинь на себе в темноте или с закрытыми глазами.

    Сейчас туристы в походах и на соревнованиях по турист­ской технике пользуются сшитыми страховочными системами. Но в жизни возможны ситуации, когда от умения вязать стра­ховочную систему из верёвки зависит жизнь. Как вязать такую страховочную систему9 Туристы её часто называют «обвязкой» Мы уже рассмотрели, как вязать булинь для закрепления верёв­ки вокруг талии. Если ходовой конец после вязки булиня пере­кинуть через одно плечо, сделать за спиной обнос верёвки неза тягивающейся петли на поясе, затем вернуть через другое плечо вперёд и связать булинем или шкотовым узлом ходовой конец с петлёй на поясе, то мы достигнем желаемого.


    Рис.14 З.
    В книге «Школа альпинизма» рекомендуется следующая система (см. рис. 14 И)

    Это страховочная система более надёжна и безопасна, по­этому предпочтительней.

    Для того чтобы развязать булинь (беседочный узел), дос­таточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослаб­ленной коренной части верёвки.


    Рис. 14 И.


    Рис. 14 К.




    Рис. 14 К.

    Двойной булинь Емельянова

    (узел предложен Е.Б.Емельяновым)
    Страховочные системы, выпускаемые промышленностью в нашей стране, не следует крепить карабином по той причине, что в случае рывка в образующемся треугольнике усилий на­грузка на карабин может оказаться приложенной перпендику­лярно к его длинной оси, а здесь прочность карабина будет не­достаточной. Соединение частей страховочной системы осуще­ствляется узлом двойной булинь. Этот узел предложен Е.Б Емельяновым.

    Вяжется двойной булинь из 5-метрового куска основной верёв­ки, лучше мягкой, или полуверёвки. Хорошо работает и лента шириной не менее 20 мм. Узел характерен тем, что имеет две петли самостраховки: одна вывязывается на конце верёьки, входящей в петли грудной обвязки, а вторая, более длинная, на конце, который соединяет петли беседки. Узел удобен тем, что позволяет, не теряя самостраховки на короткой петле, распус­тить нижнюю часть беседки и даже снять её. Делается это так: слегка распустив узел двойной булинь, надо протянуть через него более длинную петлю самостраховки так, чтобы узел про­водника на конце самостраховки подошёл вплотную к двойному булиню, затем снова затянуть узел, и можно снимать беседку Такой приём применяется при необходимости переодеться, снять утеплённые брюки и т.п.

    Для этих же целей приемлемы встречный узел, вывязы­ваемый одним концом верёвки, проводник и восьмёрка Про­стой булинь требует фиксации контрольным узлом, ибо он име­ет тенденцию к распусканию.



    Рис.15.

    Двойной булинь

    (двойной беседочный узел)

    При подготовке туристов может не изучаться.
    Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъёма человека на высоту или для обеспечения безопасности человека при работе на высоте и' в других случаях.

    При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля об­хватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, под­нявшись на высоту, работать двумя руками.

    Двойной булинь (двойной беседочный узел) можно ис­пользовать как часть страховочной системы, связанной из ве­рёвки. При этом обе петли делаются одинаковыми.

    В практике существует несколько способов завязывания двойного булиня. Предлагаю наиболее простой из них. Узел вяжется сложенной вдвое верёвкой. После ввода ходового кон­ца (в виде петли) в малую петлю узла этот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верх­нюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть верёвки, другой рукой потянуть вниз правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использова­нию.

    (см. рис.16)
    Испанский беседочный узел

    (боцманский узел)

    При подготовке туристов может не изучаться.
    В каждую из двух незатягивающихся петель испанского бе­седочного узла просовывается нога, а руками держатся за ве­рёвку. Этим узлом удобно пользоваться во время проведения спасательных работ при необходимости поднятия или опуск

    Рис. 16.


    Рис. 17.


    тройной плетёный узел

    При подготовке туристов может не изучаться.
    Отличный, удобный, прочный узел. Во всей справочной литературе способы его вязки показаны очень сложные. Пред­лагаю свой способ вязки.

    Долгое время считал, что этот узел придумал я. Я действи­тельно его изобрёл, но позже оказалось, что тройной плетёный узел придуман давно и давно применяется в практике. Утешил себя мыслью, что мой способ вязки этого узла самый простой, значит - лучший.

    Итак, способ Шамова:



    Рис.18.
    Двойной проводник

    (заячьи уши, двойная восьмёрка)
    Название «двойная восьмёрка» редко применимое и, на мой взгляд, неправильное. Но оно приводится здесь для того, чтобы молодые туристы, услышав его, не становились в тупик, а знали о чём идёт речь.

    Исключительно удобный и надёжный узел. В отличие отузла проводника имеет двойную петлю, что повышает безопасность, т.к. прочность значительно увеличена. Используется для завязывания петель самостраховки, для крепления к альпинистскому карабину «глухой петли» при работе со схватывающими узлами, для навески одновременно за две независимые опоры (чаще всего - два шлямбурных крюка). Узел допускает подгонку и регулирование размеров петель «по достижении равномерной нагрузки на обе опоры».


    Рис. 19 А.


    Рис. 19 Б.
    Все выше рассмотренные узлы класса «основные узлы» вяжутся на конце верёвки и образуют незатягивающиеся петли.

    Сейчас рассмотрим несколько узлов того же класса, но эти узлы образуют незатягивающиеся петли в любом месте верёвки. Условно можно сказать, что узлы вяжутся в середине верёвки. Такие узлы иногда называют серединными узлами. Это неверно, хотя бы потому, что середина 40 метровой верёвки будет на от­метке 20 метров, а узел вяжется по необходимости в любом месте.
    Австрийский проводник

    (бабочка, пчёлка, пушкарская петля, серединный проводник, ез­довая петля, узел равномерного разностороннего натяжения)
    «Серединный проводник» - неправильное название. Как будет показано далее, таких узлов, образующих незатягиваю­щиеся петли на «середине» верёвки, значительное количество и все они могут быть отнесены к «серединным» проводникам по своим признакам функциональности. Название придумано мос­ковскими туристами. Предлагаю туристам этим названием не пользоваться и сохранить этому узлу международное название (вернуть узлу его «девичью фамилию») - австрийский провод­ник.

    Предлагаю два способа вязки:

    а) общепринятый -



    Рис.20 А.

    б) способ Шамова –


    Рис. 20 Б.
    Способ вязки придуман мной в 1977 году и предложен ту­ристам Алтая и Казахстана. Способ был мгновенно одобрен и получил широкое распространение. Практические занятия^пока-зали, что такой способ вязки узла легко запоминается, исключа­ет ошибки при работе в полной темноте, позволяет держаться одной рукой за перильную верёвку, что немаловажно для безо­пасности. Порядок вязки узла:

    1. Верёвка берётся в левую руку под большой палец.

    2. Ходовой конец (нижняя, незакреплённая часть верёвки) обносится первый раз вокруг ладони по краю пальцев (шлаг нужно делать с запасом и не туго).

    3. Ходовой конец обносится вокруг ладони второй раз и укладывается между «нулевым» и первым шлагами (витками) посредине.

    4. Самый правый «виток» шлага тянем в начале на себя, а затем влево.

    5. Образовавшуюся петлю просовываем между ладонью и шлагами верёвки вправо.


    Этот узел (при спешке) можно не затягивать. В рабочую петлю вщёлкивается альпкарабин и можно тут же прикладывать нагрузку. Узел затянется сам.

    Узел австрийский проводник и аналогичные ему узлы ис­пользуются в качестве промежуточных точек опоры или навес­ки, а так же опоры для блоков. С помощью этих узлов легко пе­ревязать (вывести из-под нагрузки) перебитый или перетёртый участок верёвки. Австрийский проводник весьма надёжен и до­пускает приложение нагрузки во все стороны. Легко развязыва­ется после снятия нагрузки.
    Рыбацкая петля

    (английская петля, рыбацкий огон)
    При подготовке туристов может не изучаться, но ознаком­ление туристов с этим узлом обязательно. Нужно твёрдо усво­ить различие между узлами «рыбацкая петля» и «австрийский проводник» - это позволит исключить ошибки при вязке.



    Рис.21.

    Близки по своим функциональным свойствам к описан­ным выше узлам «бурлацкая» петля, «травяная» петля и «одно­сторонняя восьмёрка». Это одинарные незатягивающиеся петли, рассчитанные на тягу в любом направлении. Они могут быть завязаны в середине верёвки (по терминологии московских ту­ристов каждый из них - серединный проводник). Но я не хочу перегружать информацией эту брошюру, поэтому описание этих узлов я опускаю. Кроме этого, туристы этими узлами, как пра­вило, не пользуются. Тем, кому интересны эти узлы, можно об­ратиться к их описанию в специальной литературе.
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта