Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Особенность значения".. Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Особенн. Имя прилагательное. Особенность значения


Скачать 0.74 Mb.
НазваниеИмя прилагательное. Особенность значения
АнкорУрок по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Особенность значения"
Дата07.10.2018
Размер0.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУрок по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Особенн.doc
ТипДокументы
#48729
КатегорияРусский язык и литература
страница1 из 3
  1   2   3

Тема:Имя прилагательное. Особенность значения.

Лексическая тема: Спорт в жизни великих людей.

Цели и задачи: Совершенствовать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»;

вырабатывать умение и навыки использования теоретических знаний

на практике;

прививать умения и навыки работы с текстом, способствовать

развитию речи, памяти, мышлению уч-ся;

содействовать формированию здорового образа жизни,

воспитанию казахстанского патриотизма.

Базовая компетентность:

  1. Понимать научную картину мира. Иметь навыки поисково-исследовательской деятельности;

  2. Быть патриотом своей Родины, проявлять гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать оценку происходящим социальным событиям;

  3. Иметь навыки использования знаний для поддержания экологического равновесия, проявлять заботу о сохранении окружающей среды с учетом условий освоения высоких технологий;

  4. Иметь навыки общения на казахском языке как Государственном, языке межнационального общения, на иностранном языке, быть мотивированным к общению на родном языке;

  5. Уметь пользоваться новыми информационными и коммуникационными технологиями, в том числе для самоопределения и профессионального уровня в условиях рыночных отношений;

  6. Уметь приобретать социальные навыки, выполнять социальные роли в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;

  7. Уметь соотносить свои возможности с реальной перспективой планировки и организации деятельности с чувством собственного достоинства, быть ответственным за свои поступки и за свою жизнь;

  8. Понимать и ценить культуру своего народа и мировую культуру, быть приверженным к идеям духовного согласия и товарищества;

  9. Иметь навыки здорового образа жизни и плодотворной организации досуга.

Тип урока: совершенствование знаний и способов действия
Формы: коллективная, индивидуальная, групповая


Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Оборудование, наглядные пособия: учебник, учебная таблица, электронный материал (слайды, схемы, таблицы), словарь Ожегова С.И., портрет Б. Саттарханова, Послание Президента народу Республики Казахстан, 2011г.


Межпредметные связи: казахский язык, английский язык, фикультура

рус. литература.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте покажем, как мы хорошо умеем работать, говорить и писать по – русски.

II.Актуализация.

  1. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы повторим и закрепим наши знания об имени существительном. К доске выйдет ученик , который подготовил материал в виде презентации об имени существительном.

- Ребята, у кого есть вопросы к выступающему?

2. Работа у доски

А) синтаксический разбор предложения: Абай воспевал могучую роль родного языка в образовании и воспитании человека.

Б) морфологический разбор подчеркнутого слова: человека

Г) разберите слова по составу: могучую, родного

Д) фонетический разбор слова:

-Какой части речи эти слова? Почему? Что обозначает?

III Применение. Формирование основных умений и навыков.

Имя прилагательное. Особенность значения. (Слайд)

- Открыли тетради, записали число, тему урока.

1. Используя таблицу, продемонстрируйте свои знания, вставьте вместо пропусков слова:

Слайд

Здание №1

1. Прилагательное – это имя, так как оно называет ____________

Следовательно, имя прилагательное относится к группе __________________ частей речи.

2. Прилагательное в речи связано с ______________, как бы «прилагается» к нему, потому что обозначает ______________________

3. Имя прилагательное связано с существительным, к которому «прилагается» не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в ______________, _______________ и _________________.

4. Отличительные особенности морфологических признаков имен прилагательных:

а) они изменяются не только по____________, ____________, но и по_____________.

б) во множественном числе род прилагательного не определяется.

6. Игра-соревнование “Путаница”.

  • Распутать, записать в тетрадь.

На доске: красивая поляна, хмурая лицо, вечерние солнце, неожиданный подарок, зимней вечер, вкусное мороженое, разноцветной платок.

Назовите способ связи в данных словосочетаниях. В чем они согласуются?

Задание №2.

-Проверьте свою читательскую и грамматическую зоркость. Выпишите прилагательные:

Выразительная речь, выразительность речи, читать выразительно; смело выступить, смелое выступление, смелость выступления; краткость ответа, ответить кратко, краткий ответ; пристальное внимание, пристально внимать, принципиальный подход, принципиально подходить, принципиальное решение; способные дети, способность выступать; справедливая оценка, справедливо оценивать, справедливость решения; грубая ошибка, грубо отвечать, непростительная грубость, важный момент, важность момента, важно отмечать.

Задание№3

Выполнить упр.116, стр.78, I часть 1-я группа, II часть-2-я группа. (Работа у доски 2-х уч-ся)

-Для того, чтобы быть здоровым, бодрым, крепким, хорошо учиться, что нужно делать?

-Так вот, и великие люди тоже занимались спортом, поэтому были здоровыми, сильными.

2. А сейчас, ребята, поговорим о спорте и его роли в жизни великих людей. Но вначале прочитаем словарную статью, раскрывающую значение слова «спорт» в словаре С.И. Ожегова:

1) Спорт – физические упражнения для развития и укрепления организма.

2) В переносном смысле это слово означает «азартное увлечение чем-нибудь, каким-нибудь занятием», например: беготня по магазинам превратилась для многих вспорт.Прочитаем текст о занятиях великих людей спортом.

Спорт в жизни великих людей.

(Слайды)

А. С. Пушкин любил физические упражнения, игры, борьбу. Проснувшись утром, поэт обычно принимал холодную ванну или обливался водой. Живя в деревне, купался до поздней осени.

Л. Н. Толстой всю жизнь занимался гимнастикой, любил верховую езду, физический труд на воздухе. Уже в глубокой старости он совершал прогулки не только пешком, но и на велосипеде, очень любил теннис, русские народные игры.

А.П. Чехов был одним из основателей Московского гимнастического центра.

А.М. Горький обладал незаурядной силой и выносливостью. Очень любил греблю, плавание, игру в городки. Зимой он охотно ходил на лыжах, катался на коньках и в шутку называл себя «известный конькобежец Горький».

Послетекстовые задания

1). Какое значение придавали физкультуре и спорту великие люди?

-Найдите прилагательные и определите роль прилагательных. ( обозначает признак предмета, согласуется с сущ-ым в роде, числе, падеже).

2). Вставьте пропущенные буквы в словах, записанных на мониторе и подберите к ним определения:

Сп…ртсмен (сильный), …лимпиада (зимняя), м…даль (золотая), б..рьба (упорная), п…бедитель (молодой), кум…р(любимый), ле…коатлеты (смелые).

Работа уч-ся в тетрадях.

-Какую роль играет спорт в вашей жизни?

- Заниматься спортом в наше время очень актуально. Об этом сказано и в Послании Президента народу РК в 2015 году. Давайте прочитаем отрывок из Послания и подумаем над вопросом:

  1. -Почему Н.А. Назарбаев обращается именно к вам, молодым?

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ 4:  

ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ  ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА.


ЧИСТОТА - ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ,  
ЗДОРОВЬЕ - ОСНОВА БОГАТСТВА
  
(Казахская народная пословица)

Экономический рост сам по себе не сможет гарантировать благополучия наших граждан. Не сложно представить себе процветающую экономику, при которой люди из года в год становятся все более больными в результате неправильного подхода к своему здоровью и загрязненной окружающей среды. По мере того, как мы строим свое общество, необходимо применять нарастающие усилия в том, чтобы наши граждане были здоровыми на протяжении всей своей жизни, и их окружала здоровая природная среда.

-Итак, ребята, почему Н.А. Назарбаев обращается именно к вам, молодым?

Ответы уч-ся.

- Теперь поработаем над текстом «Немеркнущая звезда казахстанского спорта». Но сначала проведем словарную работу со словами, которые встретятся в ходе урока.

4. Словарная работа

Глоссарий

Немеркнущая звезда

Сөнбейтін жұлдыз

immortal

Летопись

Жылнама

record

Физический труд

Физикалық еңбек

Manual labour

Кумир

Табынушы




Выносливость

Шыдамды

endurance

Целеустремленность

Алға ұмтылу

purpose

Гимнастика

Гимнастика

gymnastics

5. Работа с текстом

- Содержание первой части текста “ Немеркнущая звезда казахстанского спорта” расскажет I группа, а вторую часть – II группа.

(Слайды)

Немеркнущая звезда казахстанского спорта.

1).Бекзат Саттарханов был самым молодым олимпийским чемпионом. Спустя 20 лет после Жаксылыка Ушкемпирова, Бекзат получил в Сиднее олимпийскую золотую медаль.

Бекзат был первым казахским олимпийским чемпионом по боксу. Другие наши чемпионы прошли школу советского бокса. А он доказал, что суверенный Казахстан тоже может воспитать своих легендарных спортсменов.

Для родителей он был любимым младшим сыном, который , несмотря на мировую славу, больше всего Бекзат ценил дом. А для казахского народа двадцатилетний боксер был гордостью и надеждой. Капитан команды казахстанского бокса Ермахан Ибраимов говорит, что молодой спортсмен очень спешил жить, как будто знал, какая ждет его судьба.

За свою короткую жизнь, кроме спортивных наград, Бекзат добился большой человеческой победы. Его целеустремленность и напористость, вместе с тем скромность и душевная чистота сделали Бекзата кумиром тысяч людей. Он будет жить в наших сердцах вечно, мы с гордостью будем о нем вспоминать.

2). Практически безвестным широкому кругу любителей бокса вышел на сиднейский ринг двадцатилетний паренёк из Южного Казахстана, динамовец Бекзат Саттарханов, выступающий в весовой категории до 57 килограммов. Покидал же далекую Австралию наш Бекзат в ранге олимпийского чемпиона. Бывали трудные ситуации в его жизни, но он всегда выходил из них с честью.

Впрочем, у казахстанских почитателей бокса фамилия Саттарханов была на устах уже после его первого крупного международного успеха на юниорском чемпионате мира 1998 года в Аргентине, где Бекзат стал там серебряным призером. Этот результат южанин подкрепил год спустя в Ташкенте «серебром» взрослого чемпионата Азии, давшим ему право выступить на Сиднейской олимпиаде.

Бекзат приумножил славные традиции казахстанской динамовской боксерской школы, как и его знаменитые одноклубники-предшественники – заслуженные мастера спорта международного класса Абдрашит Абдрахманов, Бейбут Есжанов, Александр Мирошниченко и другие.

Родина высоко оценила спортивный подвиг Бекзата, наградив его орденом «Барыс». Яркие достижения Бекзата на спортивном Олимпе навечно вписаны в летопись мирового спорта.

-Выпишите словосочетание «прилаг. + сущ-ое». В чем соглас. прилагательные с существительными?

(слайд)

-Как вы думаете, почему статья называется «Немеркнущая звезда»?

-Каким видом спорта занимаетесь, интересуетесь? Кто ваши кумиры, хотели бы вы быть похожи на них?

Назовите олимпийцев-чемпионов 2012г.

-Чему можно поучиться у нашего славного спортсмена Бекзата Саттарханова?

Задание: 1 группа - написать “Письмо родителям Бекзата Саттарханова “

2 группа - эссе на тему «Спорт в моей жизни»;

В сочинении используйте данные слова и словосочетания: вести правильный, здоровый образ жизни, придерживаться режима, заниматься спортом, участвовать в соревнованиях, тренироваться на стадионе, чувствовать гордость за свою страну, олимпийские чемпионы.

(Зачитать 3-4 работы учащихся).

Составить Синквейн - пятистишие к слову «Родина»-1-я группа, Бекзат-2-я гр.

1)1 существительное (Родина) Бекзат

2)2 прилагательных (могучая, любимая) сильный, упорный

3)3 глагола (растет, цветет, заботится) добился, прославился, победил

Бекзат-гордость и слава Казахстана

Чемпион

4)Фраза из четырех слов, показывающее отношение к теме (Мы-будущее нашей Родины)

5)Одно слово (синоним слова из первой строки) (Отчизна)

IV. Проверка знаний. Мини-тест. Имя прилагательное.

- Сейчас проведем небольшой тест по теме «Имя прилагательное».

V. Д/З

1-ый уровень – упр.126, стр.91(письменно)

2-ой уровень - упр.127, 128, стр.91.

3-ий уровень - упр.132 (перевести на рус.яз.), упр.134( сделать синтаксич. разбор 3-х предложений).

VI/ Итог урока. Стратегия “Эстафета хороших новостей”.

- Чем мы занимались на уроке? (обобщили тему «Имя существительное», говорили об особенностях значения имен прилагательных – обозначает признак предмета, согласуется

с сущ-ым в роде, числе и падеже, по значению и грамматическим особенностям делятся на разряды: качественные, относительные, притяжательные, выполняет синтаксическую роль – определение, сказуемое, реже подлежащее).

-Что вы узнали нового для себя?

-Что вам понравилось на уроке?

Самооценка учащихся за урок.

Опережающее д/з: Подготовиться к теме «Разряды имен прилагательных».

Ү. Заполнение карты пометок:


Карта пометок


- соответствует тому, что я знал

─ – отличается от той, что я знал

+ – информация является для меня новой

? – удивляет меня, хочу узнать побольше

Ф.И учащегося______________________

Карта пометок


-+ соответствует тому, что я знал



-+ отличается от той, что я знал


+ – информация является для меня новой


? – удивляет меня, хочу узнать побольше











Самооценка

Ф.И учащегося______________________

Карта пометок


-+ соответствует тому, что я знал



-+ отличается от т

й, что я знал


+ – информация является для меня новой


? – удивляет меня, хочу узнать побольше











Самооценка

6. Игра-соревнование “Путаница”.

  • Распутать, записать в тетрадь.

На доске: красивая поляна, хмурая лицо, вечерние солнце, неожиданный подарок, зимней вечер, вкусное мороженое, разноцветной платок.

Учитель: Что вы можете рассказать друг другу об именах прилагательных?

Ученики рассказывают друг другу сведения об имени прилагательном.

  Выполнение заданий.

1.   Выпишите из текста 5 словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное», составьте их схему, определите способ связи и укажите в чем они согласованы.

2.   Просклоняйте подчеркнутые словосочетания.

3.   У доски ученик выполняет морфологический разбор существительного о добре.

4.   – лексический разбор слова великий.

5.   – фонетический разбор слова сказка математическим способом.

2. И.п. что? русская культура, поэтическая форма

Р.п. чего? русской культуры, поэтической формы

Д.п. чему? русской культуре, поэтической форме

В.п. что? русскую культуру, поэтическую форму

Т.п. чем? русской культурой, поэтической формой

П.п. о чем? о русской культуре, о поэтической форме.

3.О добре– о чем?, имя существительное, т. к. обозначает предмет;

Н\ф. Добро;

П.п.: 1. неодушевленное

2. нарицательное

3. ср. р.

4. ІІ скл.

Н.п.: ед. ч., пр. п.; представление (о чем?) о добре – в предложении дополнение.

4.   Великий, 1. Очень большой, огромный. 2. Выдающийся по своему значению, влиянию, достоинству. 3. Превышающий обычный уровень в каком-либо отношении. 4. Большего размера, чем нужно. 5. В составе раличных названий и терминов.

В данном случае слово употреблено во втором значении.

Образовано от общеславянского вель – большой.

Синонимы: выдающийся, замечательный, блистательный, яркий, гениальный.


 

В Астане, во Дворце независимости, прошло торжественное чествование победителей олимпийской сборной Казахстана с участием Президента РК Нурсултана Назарбаева.

  1   2   3
написать администратору сайта