Главная страница
Навигация по странице:

  • Рязанский костюм. Статья из книги Ф. М. Пармона "Русский народный костюм".

  • Костюм с укороченным навершником.

  • Костюм с удлинённым навершником.

  • Пикалова Русский танец. Институт заочного обучения


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеИнститут заочного обучения
    АнкорПикалова Русский танец.doc
    Дата14.09.2018
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПикалова Русский танец.doc
    ТипДокументы
    #23545

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования


    «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

    ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Кафедра искусство балетмейстера

    АННОТАЦИЯ

    по дисциплине « Народно-сценический танец»

    Рязанская область

    Выполнила: Пикалова Т. В.

    Проверил: Швец В. Д.

    Введение

    Любовь к родному краю, знание его истории —
    основа, на которой только и может осуществляться
    рост духовной культуры всего общества.


    Д.С. Лихачев

    Почему так интересно изучать народные танцы?

    Народная хореография всегда была тесно связана с жизнью и развитием общества, с его экономическим и социальным укладом, с верой, с эстетическими требованиями времени. В танце не могут не проявляться мировоззрение человека, его чувства, стремления...

    Каждая эпоха как в зеркале отражается в танцевальной культуре народа. Фольклор наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ, воспитывает уважение, любовь и чувство патриотизма.

    Велико многообразие русского народного танцевального искусства. Хороводы, кадрили, переплясы, игровые и другие народные танцы поражают своим многообразием, богатством движений. В танце народ раскрывает свой характер, передает мысли, настроения, переживания.

    Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой трагически-прекрасной истории великолепные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, необыкновенные изделия из глины, потрясающе интересную и разнообразную резьбу по дереву и кости, красочную роспись по дереву, прелестную лаковую миниатюру, изумительные по красоте и оригинальности ювелирные украшения, а ещё множество богатых по содержанию и ритмически ярких лирических, героических, свадебных, игровых, плясовых песен, создал также яркие и очень-очень разнообразные танцы.

    Не поддаётся счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

    Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой группы населения России — крестьянства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.

    Областные особенности русского танца

    Рязанская область расположена в Центральном регионе, имеет огромное художественное богатство, заключенное в народных праздниках, связанных с семейно-бытовым укладом и временами года, в музыке, одежде, вышивке, прикладном творчестве, обрядах, в которых изобилие игр, хороводов, песен, плясок. В качестве примера можно привести ритуал-карнавал «Провожание русалки». В этот вечер девушки, женщины хороводом с веселыми песнями сходятся с разных сторон в назначенное место и стоят вдоль улицы. В каждом хороводе бойкая женщина, держащая в руках чучело в виде женщины, изображающее собою русалку, пляшет под веселую хороводную песню. Стоящие вокруг нее «помогают» ей исполнением пляски.
    На Рязанщине бытуют хороводы: игровые – « Из-за лесика», « Дрема»; плясовые – «Овечка моя»; орнаментальный – «Черничек», и самым распространенным здесь является хоровод «Змейка».
    Кадрили квадратные (угловые) имеют названия по местностям , где родились и танцуются : «Глинковская кадриль», « Секиринская кадриль». Переплясы «Елецкого», «Рязаночка» чаще всего исполняются с частушками.
    Наиболее любимыми видами русского танца, распространенными на Рязанщине, являются пляски «Шандарба», «Стой, кузня», «Касимовская пляска», а также «общая», имеющая импровизационный характер, с неограниченным количеством исполнителей, где все пляшут « кто во что горазд».
    Соревнуясь в пляске, молодежь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами. Например, традиционная пляска "Рязаночка":
    ...На середине круга две девушки. Сначала они идут по кругу, обходя весь собравшийся народ и важно поглядывая на всех, потом, притопывая то правой, то левой ногой, встречаются. Вот они обошли друг друга со спины, одна вернулась на свое место, а другая, притопнув каблучками и задробив мелко ногами, опять пошла по кругу, поводя руками то вправо, то влево, задорно поглядывая на окружающих. Снова подошла к подружке, подняв голову, отбила каблучками и носками дробь и высоко, звонко запела:
    Я "Рязаночку" плясала,

    Опустила глазки вниз.

    Мне подруженька сказала:

    "Тебя любит гармонист!"
    Затем, тряхнув головой, она мелкой дробью пробежала по кругу и встала на свое место, повернувшись лицом к стоящей против нее подружке.Теперь другая девушка, притопнув "в три ноги", пошла по кругу, поводя плечами. Красивая, статная, она остановилась около своей подруги и как бы исподтишка начинала частушку:
    Не хотела я плясать,

    Стояла, стеснялася.

    А гармошка заиграла,

    Я не удержалася...
    Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.
    В танцах, бытующих на Рязанщине, учавствуют мужчины и женщины, юноши, девушки, дети. Характерно для манеры исполнения то, что руки движутся широко, как крылья, плечи довольно подвижны, подскоков нет, ноги поднимаются невысоко. Корпус поворачивается то вправо, то влево, каждый раз наклоняется вперед или плавно склоняется в сторону и возвращается каждый раз в исходное положение. Мужчины при повороте корпуса исполняют притоп, женщины – хлопок в ладоши.

    Орнаментальный хоровод в селе Секирине Рязанской области.

    Солнечная, стройная березовая роща. Вдали среди белых стволов мелькают на поляне яркие, как алые цветы, красные рубахи парней и кофты девушек. На кофтах, на плечах, - вышитые золотой ниткой «полеты», как говорят секиринцы, - название, видимо, происшедшее от слова «эполеты». Вместо юбки домотканая клетчатая шерстяная понёва – большой кусок ткани, обернутый вокруг бедер и собранный по талии на шнурок ( Рязанщине ее называют панява), - поверх нее спереди, посередине, вшивается или надевается кусок материи, так называема «занавеска». Понёва опоясана широким шерстяным вышитым поясом. Концы которого свисают с двух сторон сзади. Спереди понёва закрыта красным, украшенным лентами длинным передником, составляющим единый ансамбль с кофтой. Вся грудь завешана яркими, в несколько рядов бусами. На голове надет повоиник, покрытый большим платком в тон костюму, концы платка связаны сзади. Праздничный костюм девушек красочен, хотя и лишен пышности и богатства северного костюма, кроме того, он значительно легче северного.

    В Секирине и в наше время женщины ходят в будние дни на работу в поле в красивых и удобных понёвах и темных кофтах.

    Фольклорный коллектив села Секирина исполняет орнаментальный хоровод под песню Рязанской области «Стоит кузня» Песня состоит из двух частей: первой, медленной, и второй, быстрой.
    Взявшись за руки, причем мужчины и женщины чередуются, и образовав два круга – один внутри другого, - исполнители медленно начинают хоровод. Спокойно и плавно, в такт песне движутся навстречу друг другу круги хоровода. Иногда этот хоровод исполняется и одним кругом. Исполнители идут по кругу простыми шагами, легко и свободно, мужчина время от времени поворачивается к своей партнерше, стоящей справа от него, наклоняется к ней, как бы пересказывая слова песни или беседуя. В момент поворота руки не разрываются. А мужчина продолжает идти, повернувшись спиной по ходу движения хоровода. Эти повороты совершаются не резко и не в какой-то определенный момент всеми мужчинами сразу. Мимика отражают всю гамму чувств к своей партнерше. Женщины не скованы, они также свободно и легко идут по кругу, общаясь с партнерами. Голова поворачивается свободно, корпус и плечи не напряжены. Такая ходьба с поворотами корпуса очень характерна и распространена не только в орнаментальных, но и игровых хороводах Рязанской области. Но вот начинается вторая, быстрая часть песни, и участники хоровода, не разрывая рук, а приподняв их до уровня плеч, начинают приплясывать. Мужчины поворачиваются то к одной то к другой женщине, притопывая ногами. Женщины поворачиваются то вправо, то влево, но не так резко и не так часто как мужчины. Движение хоровода замедляется, и припляс исполняется с небольшим продвижением, почти на месте. Припляс импровизационный, он состоит как у мужчин, так и у женщин из притопов на слабую и сильную долю такта, поочередно правой и левой ногами или же одной ногой. Ноги в момент исполнения притопов поднимаются не высоко от земли. Подскоков ни у мужчин, ни у женщин в приплясе нет, хотя корпус и плечи довольно подвижны.
    Припляс – это новый элемент, который отсутствовал в северном орнаментальном хороводе.
    Интересно описание старинного рязанского хоровода балетмейстером К.Я.Голейзовским:
    « Рязанская «Змейка» начиналась в понедельник вечером, когда в городе Скопине открывалось празднование семика.
    В этом хороводе участвовало множество женщин и девушек, одетых в яркие праздничные наряды. Они быстро двигались «переступом» держа друг друга за подолы широких юбок, распевая чудесную песню с припевом : « лелий, лелий, лелий зелкеный ладо мое!» «Змейка» повторялась в течений нескольких дней. Особенно красиво выглядел этот веселый хоровод, когда нескончаемая вереница двигалась через холмы. В правой руке каждой участницы был яркий платок. С головы спадали, развеваясь по ветру, легкие длинные ленты. Руки с платками в определенные моменты то поднимались, то опускались, то упирались в бок, то закидывались на противоположное плечо. Корпус хороводницы наклонялся и опускался или плавно склонялся в стороны…»

    Основные положения рук в танцах Рязанской области.

    Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Руки юноши открыты в сторону ниже плеча, ладонями наверх. Левая рука девушки ладонью на ладони левой руки юноши, правая рука, слегка согнутая в локте, лежит на левом плече у юноши.

    Рис. 1

    Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Руки девушки раскрыты в стороны. Правая- ниже пояса, ладонью наверх, левая – лежит в левой руке юноши, слегка согнутой в локте на уровне груди. Правая рука юноши лежит ладонью на поясе сзади у девушки.

    Рис. 2

    Исполнители стоят лицом друг к другу. Руки открыты на уровне груди. Правая рука юноши открыта в сторону и держит кисть левую руку девушки, слегка согнутую в локте. Правая рука девушки открыта в сторону и лежит ладонью в ладони левой руки юноши, слегка согнутой в локте.

    Рис. 3


    Исполнители стоят правым боком. Головы повернуты лицом друг к другу. Правые руки соединены под «крендель». Левая рука юноши открыта в сторону, ниже пояса, ладонью наверх. Левая рука девушки открыта в сторону и придерживает пальцами юбку.

    Рис. 4

    Исполнители стоят лицом по ходу танца. Головы повернуты лицом друг к другу. Правая рука юноши лежит сзади на поясе у девушки и с правого бока за кисть держит левую руку девушки, которая лежит на поясе впереди. Правая рука девушки и левая рука юноши открыты в стороны, ниже пояса, ладонями наверх.

    Рис. 5

    Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Правая рука юноши слегка присогнута в локте, открыта вперед. Левая рука девушки лежит на правой руке юноши. Левая рука юноши лежит ладонью на поясе. Правая рука девушки опущена вдоль корпуса и слегка отведена в сторону.

    Рис. 6

    Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца.

    Левая рука юноши и правая рука девушки опущены вдоль корпуса и соединены. Правая рука юноши и левая рука девушки подняты над головой и соединены.

    Рис. 7

    Исполнители стоят рядом лицом по ходу т анца. Левая рука юноши и правая рука девушки опущены вдоль корпуса и соединены. Правая рука юноши и левая рука девушки лежат на поясе. Во время движения соединенные руки поднимаются и исполнители поочередно делают под ними поворот.

    Рис. 8-8а
    Исполнители стоят лицом к зрителю. Девушка впереди, юноша сзади, девушке в затылок. Правая рука девушки и левая рука юноши подняты наверх и соединены. Левая рука девушки и правая рука юноши лежат ладонями у себя на поясе.

    Рис. 9
    Две пары стоят в шеренгу по ходу танца. Одна пара лицом, другая – спиной. Левые руки обеих пар подняты вверх и соединены между собой в паре. Правые руки раскрыты в стороны и соединены на уровне пояса.

    Рис. 10
    Исполнители парами стоят друг против друга. « Внутрение» руки у каждой пары опущены вниз и соединены. «Внешние» руки у юношей лежат у себя на поясе, у девушек соединены и подняты вверх.

    Рис. 11

    Исполнители стоят тройками лицом по ходу танца, где девушка в центре, юноши – по краям или наоборот. Руки исполнителя, стоящего в центре, лежат сзади на поясе у рядом стоящих исполнителей. У исполнителей, стоящих с двух сторон от центрального, «внутренние» руки подняты вверх и соединены ( или соединены впереди на уровне пояса исполнителя, стоящего в центре). «Внешние» руки лежат ладонью на поясе и соединены сзади с лежащими на поясе у них руками исполнителя, стоящего в центре.

    Рис 12-12 а
    Девушка стоит лицом по ходу танца. Юноши – спиной, их «внутренние» руки открыты вперед, ладонями наверх, «внешние» - открыты вверх, ладонями вверх. У девушки обе руки открыты вперед в стороны и, вытянутые, лежат ладонями на ладонях у юношей.

    Рис. 15
    Исполнители стоят левым плечом друг к другу. Юноша – лицом, девушка – спиной по ходу танца. Правая рука девушки согнута и лежит на поясе сзади, левая открыта в сторону и соединена с правой рукой юноши. Правая рука юноши согнута в локте и соединена с левой рукой девушки. Левая рука юноши соединена ладонью с правой рукой девушки у нее на поясе сзади.

    Рис. 16
    Рязанский костюм.


    Статья из книги Ф. М. Пармона "Русский народный костюм".

    Необычные природные условия Рязанской губернии - обособленность, местами непроходимость лесис­того Мещерского края - дали возможность сформи­роваться совершенно особому народному костюму, резко отличающемуся от костюмов других регионов. Неисчерпаемо разнообразие рязанских костюмов. Удивительно и то, что до сих пор существуют места на Рязанщине (например, село Секирино, Скопинский район), где хранят и в особо торжественных случаях надевают народные костюмы. Для нас ценно то обс­тоятельство, что разнообразие рязанского народного костюма сохранилось до наших дней, и мы можем изучать рязанский костюм по тем подлинникам, кото­рые имеются в музейных коллекциях. Большие богат­ства хранит Рязанский историко-архитектурный му­зей-заповедник (РИАМЗ).

    Элементами женского костюма являются в основном рубаха, понева, передник, навершник, шушпан, пониток, свита, шуба, головной убор, обувь, навесные украшения.



    Костюм с укороченным навершником.
    Костюм с укороченным навершником вклю­чает рубаху, поневу, передник, навершник, головной убор, обувь.

    Рубаха холщовая, с длинными рукавами. Рукава и лиф декорированы вышивкой, кружевом, лентами. Длина рубахи 110 см, ширина по низу 67 см; длина рукавов 58 см.

    Понёва состоит из трех полотнищ и прошвы. Ткань поневы - синяя, браного ткачества (ткань двойная). По низу поневы - тканый орнамент "челноками". Низ поневы завершается красной каймой. Верх поневы выполнен на гашнике, прошва - из холста.

    Передник - запон "с грудинкой" и с "бочками", состоит из трех полотнищ холста, по краю декориро­ван браным ткачеством, полосами желтой ткани, зе­леной лентой, тесьмой, кумачом и белым фабричным кружевом. Материал передника - пестрядь. Длина передника 91 см, ширина 78 см.

    Навершник - короткий сарафан, состоит из четы­рех полотнищ. Между полотнищами - полоса кумача. Низ и вырез горловины обшиты кумачом, зеленой и черной тесьмой.

    Головной убор - повойник, надеваемый без плат­ка, форма "лопатой".

    Обувь - лапти.
    Костюм с удлинённым навершником.
    Костюм с удлиненным навершником вклю­чает рубаху, поневу, передник, навершник, кику (со­рока), позатыльник, нашейные украшения, пояс, обувь. Рубаха с орнаментированными рукавами - "де­нежкой". Понева - синяя, клетчатая; низ декорирован цвет­ными полосами. Навершник распашной, сплошь орнаментирован­ный. Кика (сорока) - рогатая; позатыльник, спадаю­щий на линию плеч.

    Нашейные украшения — гайтан, низан бисером.
    Пояс и передник.
    Обувь - лапти плетеные из лыка.
    Шушпан.

    Шушпан (шушун, сушан) - туникообразная распашная (располочная) или глухая (круглая) женская верхняя одежда, изготовлялась из трех-четырех полотнищ белой домотканины - шерстяной или ипортяной (см. рис. 128). Шушпан по конструкции - видоизмененный навершник, изготовлялся он без ластовиц или с ластовицами из кумача или ситца (белого, цветного). Рукава ("крылья") у шушпана делались до линии локтя, прямые или зауженные книзу, с клиньями, которые присоединялись к сред­нему полотнищу. Носили шушпаны, вдевая в рукава, а также как накидную одежду, перекинув рукава наперед. В непогоду шушпан набрасывали на голову. Иногда носили два шушпана: один, вдевая в рукава, а другим закрывали голову и лицо. Во время работы в поле шушпан снимали и в него завертывали ребен­ка.
    Пониток.

    Верхняя халатообразная одежда без застёжек, изготовленная из четырёх полотнищ полушерстяной домотканины, с клиньями по бокам и длянными рукавами, доходящими порой до пола, подкладка из холста. Воротник и низ рукавов обшивался гарусом или тесьмой.



    Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерниях. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, — «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» — разновидность этой одежды.

    Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.


    Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

    Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.





    Декоративно-прикладной музей. г. Москва
    написать администратору сайта