Главная страница
Навигация по странице:

  • Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)

  • Обработка результатов теста Бурдона. Инструкция к тесту Вариант для детей Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке


    Скачать 71.83 Kb.
    НазваниеИнструкция к тесту Вариант для детей Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке
    АнкорОбработка результатов теста Бурдона.docx
    Дата17.01.2018
    Размер71.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбработка результатов теста Бурдона.docx
    ТипИнструкция
    #11387
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Обработка результатов теста Бурдона

    Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

    Концентрация внимания оценивается по формуле:

    К = С2 / П, где

    С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

    П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

    Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

    Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

    Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

    A = S / t, где

    А – темп выполнения,

    S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

    t – время выполнения.

    По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

    Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

    С = (So / S) * 100, где

    So – количество ошибочно проработанных строк,

    S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

    При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

    10 слов

    Назначение теста

    Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

    Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

    Инструкция к тесту

    Вариант для детей:

    «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

    Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

    «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

    Инструкция для взрослых:

    «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

    «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».

    Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

    Тестовый материал

    Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

    Интерпретация результатов теста

    По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

    Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

    Толкование пословиц

    Методика "Толкование пословиц"

    Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровень развития речевых процессов.

    Материалы: набор пословиц и метафор.

    Ход выполнения и интерпретация: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.

    Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы.

    Оценка в баллах

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Количество правильных ответов

    20

    19

    18

    15-17

    13-15

    10-12

    7-8

    5-6

    4

    Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированное™ ассоциативных процессов и гибкости мышления.

    Методику можно применять как при исследовании подростков, юношей, так и взрослых.

    Варианты предъявляемых пословиц. 1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все о золото, что блестит. 5. Лес рубят - щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься -люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь - дальше будешь. 15. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь - один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога - пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой - враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться - лоб расшибет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес - больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

    Самооценка

    Назначение теста

    Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций.

    Описание теста

    Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье (Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.). Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры. В данном описании приводится процедура исследования, которой Сусанна Яковлевна обучала студентов на своих семинарах на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, значительно расширенная по сравнению с оригинальным вариантом интерпретации. В основе расширенной интерпретации лежит опыт клинического использования и преподавания методики в психологическом практикуме П.В.Яньшиным.

    Расширенное описание

    Show ▼

    Самооценка и защитные механизмы личности

    Show ▼

    Инструкция к тесту

    На примере шкалы «Здоровье».

    «…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек… а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами.


    Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?


    Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?

    Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?»

    Важно:

    Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в единственном числе). Правильно: «На верхнем полюсе находится самый … человек» («человек» – единственное число). Неправильно: «На верхнем полюсе находятся самые … люди» («люди» – множественное число).

    На шкале должна быть отмечена середина, таким образом получается три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее значение признака.

    С.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». П.В.Яньшин ввел еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм».

    В модифицированном варианте А.М.Прихожан используются следующие шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.

    Остальные шкалы могут задаваться экспериментатором или выявляются в ходе беседы с испытуемым.

    Комментарии к Инструкции

    Show ▼

    Основы интерпретации

    Show ▼

    Схема анализа результатов теста

    Высота самооценки (фон настроения);

    чрезмерно высокая (высокий фон настроения) – актуальная самооценка находится в третьем интервале.

    повышенная (повышенный фон настроения) – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

    нормальная (ровный фон настроения) – актуальная самооценка находится в первом интервале.

    пониженная (пониженный фон настроения) – актуальная самооценка находится на средней отметке или в интервале ниже средней отметки.

    выраженно низкая (низкий фон настрония) – актуальная самооценка находится внижнем интервале.

    Устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость);

    эмоциональная устойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов.

    эмоциональная неустойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 3 и более интервалов; при равномерной самооценке встречаются западения по одной шкале и подъем по другой.

    Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении);

    нереалистичность самооценки – устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала.

    Степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки);

    чрезмерно повышенная требовательность к себе – большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки.

    Степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам);

    косвенный индикатор – расстояние между отметками актуальной и идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше удовлетворенность собой.

    прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «удовлетворенность собой».

    Уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам);

    косвенный индикатор – соотношение интервала возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

    прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «оптимизм».

    Интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;

    отсутствие интегрированности – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам не совпадают.

    интегрированность – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам – совпадают.

    Противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки;

    испытуемый дает себе различные оценки (актуальная самооценка) по сходным шкалам (например, высокая оценка по шкале «здоровье» и низкие оценки по шкалам психическое и физическое здоровье).

    Зрелость/незрелость отношения к ценностям;

    незрелость – показатель идеальной самооценки совпадает с верхним полюсом шкалы в трех и более случаях.

    Наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»;

    парциальная компенсаторная потеря критичности – компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале; устойчивая самооценка на фоне которой наблюдается провал по одной шкале и подъем по другой шкале.

    механизм борьбы с депрессией – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка понижена.

    вытесняемая неудовлетворенность собой – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка повышена.

    дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки – несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой; различие (несовпадение) между косвенными и прямыми индикаторами удовлетворенности собой и оптимизма.

    инфляция мечты – смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей; отметки идеальной самооценки и объективной оценки своих возможностей совпадают.

    неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности; устойчивое повышение самооценки доходит до верхнего интервала.

    Характер и содержание проблем и их компенсаций

    Интерпретация и анализ результатов теста

    Show ▼

    Исследование валидности метода. Связь искажений самооценки с некоторыми защитными механизмами личности

    Экспресс метод

    Экспресс-метод исследования психического статуса.

    Экспресс-метод исследования психического статуса занимает 5-10 минут (если только у больного нет резко повышенной отвлекаемости или тугоухости). Иногда он позволяет выявить такие психические нарушения, которые при менее систематизированном подходе остаются незамеченными. Его специфичность в отношении органических психических расстройств у госпитализированных больных составляет 82%, чувствительность – 87%. (Психиатрия / Под ред. Р. Шрейдера. – М., 1998, С. 429-430)

    Mini-Mental Status Test - MMSTЗадание

    Максимальный

    балл*

    Ориентация: Попросите больного указать год, время года, месяц, число, день

    5

    Попросите больного сообщить, где он в настоящий момент находится:

    этаж, номер дома (корпуса), город, область, страна

    5

    Немедленное воспроизведение: Назовите три

    не связанных друг с другом предмета, затем попросите больного повторить**

    3

    Внимание и счет: Попросите больного последовательно

    вычитать из 100 по 7 (достаточно пяти вычитаний) / Другой способ –

    попросить больного воспроизвести слово (из пяти букв) в обратном порядке

    5

    Отсроченное воспроизведение: Попросите больного вспомнить

    три предмета, названных при проверке немедленного воспроизведения

    3

    Речь и праксис: Укажите на карандаш и на ручные часы

    и попросите больного назвать эти предметы

    2

    Попросите больного повторить: «Ни «да», ни «но», ни «или»»

    1

    Попросите больного выполнить последовательность из трех действий

    (например, взять лист бумаги, сложить его вдвое, положить на пол)

    3

    Попросите больного выполнить письменную инструкцию

    (например, «Закройте глаза»)

    1

    Попросите больного придумать и написать любое короткое предложение

    1

    Попросите больного перерисовать этот рисунок

    1
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта