Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Посттравматический рост В отличие от конструкта «устойчивость», посттравматический рост

  • 9. Психологическая устойчивость и теория копинг-стратегий.

  • 10. Теория жизнестойкости Мадди.

  • 11. Теория отчуждения Мадди. Формы отчуждения

  • 12. Психологическая устойчивость как нравственная устойчивость личности.

  • 13. Отечественные теории личностного потенциала.

  • 14. Формирование психологической устойчивости.

  • 15. Модель психологической устойчивости Гротберг. Включает 3 категории факторов устойчивости

  • У меня есть ( I have ) Я являюсь ( I am) Я могу ( I can)

  • 16. Психологическая устойчивость и концепция салютогенеза.

  • ответы. Исследование Э. Вернер и Р. Смит в 1955 году Эмми Вернер и Рут Смит решили провести психологическое исследование группы детей, рожденных и выросших на острове Кауаи на Гавайском архипелаге


    Скачать 43.23 Kb.
    НазваниеИсследование Э. Вернер и Р. Смит в 1955 году Эмми Вернер и Рут Смит решили провести психологическое исследование группы детей, рожденных и выросших на острове Кауаи на Гавайском архипелаге
    Анкорответы.docx
    Дата14.12.2017
    Размер43.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы.docx
    ТипИсследование
    #7297

    4 Исследование Э.Вернер и Р. Смит

    В 1955 году Эмми Вернер и Рут Смит решили провести психологическое исследование группы детей, рожденных и выросших на острове Кауаи на Гавайском архипелаге.

    В ходе этого исследования Вернер и Смит решили понять, могут ли дети и взрослые справиться со стрессом, если он обрушивается на них в результате культурного и социального переворота. Для этого они с 1955 года начали вести подробные записи обо всех рожденных на острове детях: прохождение родов, наличие родовых травм, условия жизни (бедность, уровень достатка, профессия и образованность родителей, перенаселенность жилища), психопатологии и алкоголизм родителей и т.д.

    Всех молодых матерей опрашивали сразу после рождения ребенка и через год - просили рассказать о характерных чертах, привычках и общительности ребенка, об обстановке в семье и т.д. Детей тоже тестировали: по мере взросления все дети (потом уже подростки и взрослые) острова периодически проходили серию медицинских и психологических обследований - в 1,5 года, в 10 лет, в 18 лет, в 32 года и в 40 лет. Т.е. масштабы исследования таковы, что позволяют проследить жизнь островитян на протяжении уже 3-ех поколений, ведь дети, рожденные в 1955 году, уже давно стали дедушками.

    Наблюдая за жизнью островитян, Вернер и Смит выделили группу людей, которые с самого начала жизни сталкивались с большим количеством трудностей: они перенесли дородовые или родовые осложнения, росли в страшной бедности, их родители были малообразованны, злоупотребляли алкоголем или имели психические болезни, часто ссорились между собой и подвергали детей побоям. Это и была "группа риска". Таких детей оказалось примерно 30% от всех испытуемых. Исследователи были уверены, что при таких чрезвычайно тяжелых начальных условиях все эти дети обречены на нищету, алкоголизм, наркоманию. Наблюдение за "группой риска" дало поразительные результаты: примерно третья часть детей из "группы риска", столкнувшись в детстве и юности со всеми мыслимыми трудностями, тем не менее смогли добиться в жизни успеха. Таких людей авторы назвали "непобедимыми", а свойство психики, помогающее преодолевать трудности, назвали "эластичностью психики".

    Исследователи особо отметили, как мужчины с эластичной психикой воспринимают факт своего отцовства. Им не просто нравилось заботиться о своих детях, они считали, что воспитание детей является важным прежде всего и для их собственного самосовершенствования. Это их сильно отличало от сверстников, считающих детей помехой в собственной жизни. Исследователи выявили еще одно необычное отличие. Взрослые люди с эластичной психикой иначе общались со своими родителями, чем их сверстники из "группы риска". У них у всех были сложные отношения с родителями - либо из-за родительского алкоголизма или психических заболеваний, либо из-за напряженных отношений в семье. Однако дети с эластичной психикой, вырастая, просто "отключались" от родительских проблем. Это значит, что родительские проблемы их в эмоциональном плане больше не задевали.

    Это любопытное наблюдение, т.к. повсеместно считается, что эмоциональный "отрыв" детей от родителей - это не очень хорошо. Разрыв подобной эмоциональной связи может восприниматься как патология. Однако, людям с эластичной психикой способность отрешиться от беспорядочной жизни родителей, очевидно, помогала сохранить собственное психическое здоровье.

    В своей работе исследовательницы выделили 4 фактора, влияющие на различия между детьми группы риска, которые сумели успешно адаптироваться, и теми, которые адаптироваться не смогли: активное решение проблем; способность воспринять травмирующие обстоятельства конструктивно; способность стимулировать позитивное взаимодействие с другими; способность принять и увидеть значимость событий посредством веры.

    Результаты исследования устойчивости раскрыли влияние на судьбу человека близких взаимоотношений с друзьями и наставниками (тренерами, учителями), которые поддерживали их начинания, верили в их потенциал и поощряли их в стремлении добиться в жизни как можно большего. Так, неуспешность родителей (родительский алкоголизм, психические заболевания, семейные нарушения) не предоставила возможности детям использовать потенциал семьи, который можно было бы выявить и развить, даже в том случае, когда физическое состояние родителей не позволяло им принимать деятельное участие в судьбе детей.

    Данное исследование послужило отправной точкой для изменения взгляда в аспекте влияния семьи на ее членов и понимания характеристик семьи, переживающей стрессовое событие. Так, воздействие семьи на ее членов перестает восприниматься как угрожающее, каждый член семьи имеет потенциал и силы для восстановления и развития независимо от стрессовой ситуации.

    5. Посттравматический рост

    В отличие от конструкта «устойчивость», посттравматический рост и синонимичные понятия отражают способность человека к личностному росту. Позитивная адаптация делает акцент на том, что человек приобрел в преодолении травмы, а не на том, что было потеряно и восстановлено, или что не было потеряно, несмотря на травму.

    Признавая, что люди могут обретать смысл и цель, проходя через страдания, психологи начали задумываться не только над тем, как смягчить посттравматические симптомы, но и как можно способствовать личностному росту и позитивным изменениям. Они связаны с изменением восприятия себя, отношений с другими и философии жизни и предполагает столь радикальные изменения в понимании и проживании жизни, что не позволяет его сводить к просто еще одному механизму совладания.

    Были выделены три области посттравматического роста. Первое, восприятие себя, имеет в свою очередь три элемента: изменение восприятия себя от жертвы к выжившему и появление мысли, что пострадавший (выживший) обладает особым статусом и сильными сторонами. Второй элемент – возросшее чувство уверенности в себе, которое может быть связано с мыслью «если я пережил это, я справлюсь и с другими трудностями». Третий элемент – чувство уязвимости, которое может проявляться в обостренном понимании собственной смертности, ценности и хрупкости жизни. Вторая форма посттравматического роста связана с межличностными отношениями, открытостью, эмоциональной экспрессивностью. Несмотря на травму, люди могут становиться ближе к своим родным, более открытыми и искренними, сочувствующими, готовыми помочь другим в трудную минуту. Третья форма роста характеризуется изменением жизненных приоритетов, умением ценить жизнь в целом и в мелочах, духовный рост, мудрость.

    Три модели посттравматического роста: 1) обретения силы в страдании, 2) психологической готовности, 3) экзистенциальной переоценке. Из всех трех моделей первая наиболее явно представлена в культурной традиции, что отражено в таких выражениях, как «все что не убивает, делает меня сильнее». Модель психологической готовности утверждает, что благодаря эффективному совладанию человек не просто оказывается лучше подготовлен к последующим экстремальным ситуациям, но и менее им подвержен. Модель экзистенциальной переоценки касается таких неожиданных в контексте трагедии изменениях, как способность больше ценить жизнь во всех ее мелочах, духовного преображения, роста, становящиеся результатом экзистенциальной борьбы за восстановление внутреннего мира, осмысления происходящего, переоценкой смыслов жизни.

    6. Психологическая устойчивость как результат взаимодействия индивидуальных качеств и среды.

    С новых позиций психологическую устойчивость можно рассматривать как особую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное функционирование более сложной системы «человек — среда». Исходя из этого определения, можно задавать границы психологической устойчивости, которые сводятся к потенциальным возможностям человека и объективным требованиям конкретной ситуации. Другими словами, данное определение указывает на наличие или отсутствие гармоничных отношений системы «человек — среда».

    Психологическая устойчивость формируется не только на основе определенных личностных черт субъекта, но так же под влиянием многих других факторов. Н. Гамнези говорил о том, что психологическая устойчивость человека обладает тремя категориями факторов:

    • Темперамент (врожденные качества субъекта)

    • Отношения в семье и окружении

    • Внешняя среда

    Именно взаимодействие этих факторов формирует определенную психологическую устойчивость у человека. Жизнь и деятельность человека развертывается в создаваемой им системе отношений с окружающим миром, а его поведение является функцией целостной психологической ситуации субъекта.
    7. Индивидуальные качества, связанные с психологической устойчивостью.

    Для обозначения явления устойчивости в психологии используются такие понятия, как «устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации» и т.д. В основе содержательного определения лежит выделение различных аспектов трудных ситуаций и их воздействия на психическую регуляцию поведения, а точнее говоря, на деятельность и развитие личности.

    Устойчивость к стрессу понимается по-разному: 1) как способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении; 2) как способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров; 3) как способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активности. Два последних понимания устойчивости к стрессу связаны с представлением о том, что сущностью стресса является сильное эмоциональное возбуждение (активация); соответственно устойчивость к стрессу понимается как эмоциональная устойчивость.

    Человек, находящийся в трудной ситуации, получает информацию относительно разных ее элементов — о внешних условиях, о своих внутренних состояниях, о ходе и результатах собственных действий. Результаты обработки информации в этих трех аспектах влияют на дальнейшее поведение личности в данной ситуации. Осознание нарушения равновесия между отдельными элементами ситуации квалифицируется как осознание трудности, которая всегда означает определенный уровень угрозы стремлениям личности. Если в эти стремления включено собственное «я» личности, то угроза воспринимается как личностная угроза. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая в результате расшифровки значения этой информации для субъекта приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы.

    Психологическая ситуация, в том числе трудная, воздействует на поведение человека главным образом через отражение соотношений между ее различными элементами и их значения с точки зрения стремлений, ценностей, целей и планов субъекта. Личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как она воспринимает данную ситуацию и интерпретирует ее значение. Поэтому психологическая устойчивость в своих основных параметрах зависит от способности личности к адекватному отражению ситуации, несмотря на переживание трудности.

    Таким образом, трудные ситуации, даже объективно аналогичные, по-разному воздействуют на разных людей, в том числе на детей, находящихся на разных стадиях психического развития. Способность совладать с фрустрирующим и стрессогенным воздействием трудных ситуаций в значительной мере зависит от уровня психического развития.

    9. Психологическая устойчивость и теория копинг-стратегий.

    Копинг-стратегии, или стратегии совладания с жизненными трудностями. С точки зрения Лазаруса и Фолкман, это стратегии, направленные на преодоление жизненных трудностей: стратегию противостоящего совладания, стратегию дистанцирования, стратегию самоконтроля, стратегию поиска социальной поддержки, стратегию принятия ответственности, стратегию избегания, стратегию планового решения проблемы и стратегию переоценки. В общем, это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. По Лазарусу и Фолкман, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами. В многочисленных исследованиях совладающего поведения установлено, что факторами, влияющими на выбор стиля и стратегии совладающего поведения, являются как особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней, так и особенности личности. Чаще всего среди личностных детерминант называют:

    • самооценку, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности;

    • возраст, пол и гендер;

    • социальную компетентность, принадлежность человека к большому и малому социуму (этнической группе и социальному слою), социальный опыт, приобретенный в семье, школе и социальную роль.

    Во-первых, копинг-стратегии - это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности. Во-вторых, они могут принимать как продуктивную, так и непродуктивную форму, даже вести к регрессу.

    Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, ( то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы) это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом.

    Существует множество классификаций копинг-стратегий. Самые распространённые виды: проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные; когнитивные, поведенческие и эмоциональные; эффективные и неэффективные.

    10. Теория жизнестойкости Мадди.

    Концепция «Hardiness» характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и успешность деятельности. Понятие "hardiness" отражает, с точки зрения С. Мадди, психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека. Отношение человека к изменениям, как и его возможности воспользоваться имеющимися внутренними ресурсами, которые помогают эффективно управлять ими, определяют, насколько личность способна совладать с трудностями и изменениями, с которыми она сталкивается каждый день, и с теми, которые носят околоэкстремальный и экстремальный характер. Жизнестойкость по Мадди – система убеждений, диспозиция, включающая 3 компонента:

    • Вовлеченность – способность получать удовольствие от деятельности. Важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.

    • Контроль – убежденность, что борьба влияет на результат (усилия – противоположность беспомощности). Мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений, в противовес впаданию в состояние беспомощности и пассивности. В противоположность чувству испуга от этих изменений, "hardy"-аттитюд, обозначенный как "вызов", помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова и испытания лично себе.

    • Принятие риска – убежденность в том, что все что случается, способствует развитию. Это особый паттерн установок и навыков, позволяющих превратить изменения в возможности.

    Мадди рассматривает роль раннего прошлого в "hardiness". Личностное качество "hardiness" рассматривается в исследованиях как важный буфер на пути перехода стресса в болезнь. В предпринятом авторами исследовании на основе применения корреляционного и регрессионного анализа выявлена высокая роль в повышении показателей "hardiness" таких факторов, как компенсирующие семейные стандарты и самовосприятие.

    11. Теория отчуждения Мадди. Формы отчуждения:

    Концепция экзистенциального невроза. В своих ранних работах Мадди вводит понятие «экзистенциального невроза» как хронического состояния, характеризующегося рядом симптомов. В итоге выделил 4 формы проявления отчуждения:

    • Вегетативность – неспособность поверить в истину, важность или ценность любой деятельности, из-за отсутствия установок. По мнению Мадди самая тяжелая форма экзистенциального недуга.

    • Бессилие – утрата веры в собственные силы, при сохранении важности деятельности. Утрата человеком веры в свою способность влиять на жизненные ситуации при сохранении ощущения их важности. Менее тяжелое проявление недуга.

    • Нигилизм – человек занимает деструктивную позицию, при этом желая найти смысл жизни. Убеждение в отсутствии смысла и активность, направленная на его утверждение путем принятия деструктивной позиции. Эта форма включает в себя переживание некоторого смысла, и связана с активностью по его реализации.

    • Авантюризм – компульсивный поиск жизненности, вовлеченности в опасных, экстримальных видов деятельности, в силу переживания бессмысленности повседневной жизни.

    12. Психологическая устойчивость как нравственная устойчивость личности.

    Нравственная устойчивость личности: интегративное качество личности, как условие ее нормальной жизнедеятельности. Это способность личности сохранять, активно защищать и реализовывать свои нравственные позиции, принципы, убеждения, а также проявлять стойкий иммунитет к отрицательным воздействиям. В основе данного интегративного образования лежат такие качества личности, как сознательность, гуманность, достоинство, чувство долга и личной ответственности, верность нравственным нормам (законам), инициативность в их соблюдении. Механизмом нравственной устойчивости является нравственноволевая саморегуляция. Основами этого качества считаются синзитивные для данного возраста свойства, отчего нравственная устойчивость личности имеет возрастные особенности.

    В основе устойчивости личности лежат ее убеждения, жизненная позиция. Количественное накопление нравственной убежденности приводит к новому качественному образованию, новому свойству личности – нравственной устойчивости. Состояние устойчивости личности связано с существованием внутренних изменений и внутреннего взаимодействия между ее компонентами.

    13. Отечественные теории личностного потенциала.

    По мнению доктора психологических наук Леонтьева Д.А, личностный потенциал это - обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях.

    К внутренним показателям личностного потенциала относятся психическое и душевное здоровье, смысловое наполнение жизни (здесь подразумевается наличие у человека интересов, увлечений, занятий, которые становятся частью смысла жизни), интеллектуальные способности и эмоциональное состояние. Внешние показатели формирования личностного потенциала появляются на основе сочетания внутренних. К ним относятся внутренняя культура человека,10 ответственность, внутренняя свобода и независимость, миролюбие, понимание задач, навыки и средства их решения.

    Концепция личности А. Ф. Лазурского


    По мысли А. Ф. Лазурского, основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле.

    Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Она обнаруживается в таких основных психических функциях, как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность. Т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурскому, эндочерты в основном являются врожденными. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга.

    Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, что значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленными, средний – приспособившимися, а высший – приспособляющихся. На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

    Взгляды С. Л. Рубинштейна на структуру личности


    Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых). В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности.

    Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

    Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

    1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются',

    2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

    3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

    Чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Что личность есть, что из его тенденций и установок закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

    Концепция личности А.Н. Леонтьева
    Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями». Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистский постулат о ней, как о совокупности общественных отношений.

    По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности». Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности: Широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

    14. Формирование психологической устойчивости.

    Чтобы повысить жизнестойкость, нужно повышать следующие позиции:

    • Совладание (2 компонента – ментальный и действенный)

    • Социальная поддержка во взаимодействии

    • Релаксация

    • Питание

    • Физическая активность

    В период стрессов падает иммунитет, нарушается регуляция физиологических процессов. Показателями результативности проведенной работы по повышению жизнестойкости являются:

    • Повышенное удовлетворение работой

    • Снижение подозрительности

    • Снижение депрессии

    • Снижение тревоги

    • Стабилизация кровяного давления

    Техника «реконструкция ситуации»: Акцент ставится на воображении и решении проблемы. Определяются ситуации, воспринимаемые как стрессовые, и в дальнейшем они рассматриваются в расширенной перспективе. Во время реконструкции данных стрессовых ситуаций обучающийся узнает о формируемых им самим латентных допущениях, которые определяют, на сколько обстоятельства воспринимаются как стрессовые и какие шаги могут облегчить ситуацию. В рамках реконструкции ситуации используется представление лучших и худших альтернатив ситуации.

    Техника «трансформационное совладание»: Планирование трудных шагов происходит при активной социальной поддержке. Так же используется метод обратной связи, получаемой при наблюдении за собой. Перед обучаемым ставится несколько последовательных задач:

    • Вы должны представить, каким образом стрессовые обстоятельства могли бы быть еще хуже.

    • Каким образом стрессовые обстоятельства могли бы быть легче, благоприятней.

    • Сочинить 2 истории

    • Какие шаги нужны для облегчения данных обстоятельств.

    Техника «фокусирование»: Применяется в случае невозможности «трансформации». Представляет собой поиск плохо осознаваемых эмоциональных реакций путем обращения к внутреннему состоянию. Целью такой работы является инсайт, способствующий обращению стрессовых ситуаций в возможности. Эмоции мешают правильному пониманию ситуации и ее решению.

    Техника «компенсаторное самосовершенствование»: Если ситуация не имеет решения, и воспринимается такой, какая она есть, возникает опасность «обозлиться на весь мир»/«начать жалеть себя». В этом случае следует помочь человеку переключиться с основной проблемы в иную область деятельности, в которой он мог бы проявить себя, тем самым компенсировав неразрешимую ситуацию.

    Выводы. Основные этапы формирования жизнестойкости:

    • Определение стрессовой ситуации

    • Применение техник для стимуляции воображения

    • Использование формирующейся перспективы и понимания, для выработки плана действий

    • Выполнение самостоятельных заданий, обсуждение результатов

    15. Модель психологической устойчивости Гротберг. Включает 3 категории факторов устойчивости:

    У меня есть (I have)

    Я являюсь (I am)

    Я могу (I can)

    Доверительные отношения с членами семьи, преподавателями, друзьями

    Привлекательным: у ребенка есть качества, которые нравятся другим.

    Общаться: ребенок может выражать свои мысли и чувства, и умеет слушать других.

    Правила дома: четкие и ясные правила, за нарушение которых следует справедливое наказание, за соблюдение – похвала.

    Любящим: ребенок любит других, сочувствует им и выражает эту любовь разнообразными способами

    Решать проблемы: ребенок может оценить природу и масштаб проблемы, решить, нужна ли ему помощь, у него есть настойчивость работать над проблемой, пока она не будет решена.

    Образцы для подражания: взрослые, сверстники и др., кто демонстрирует хорошее поведение.

    Горжусь собой: у ребенка есть чувство собственного достоинства, он чувствует. Что способен добиться успеха.

    Управлять своими чувствами: ребенок знает и понимает свои чувства и чувства других, владеет собой.

    Поощрение самостоятельности: взрослые хвалят ребенка за самостоятельность.

    Независимым и ответственным: ребенок умеет действовать самостоятельно и может чувствовать ответственность за свои поступки.

    Оценивать свой характер и характер других: ребенок понимает свою индивидуальность и индивидуальность других.

    Доступ к услугам здравоохранительных, педагогических, благотворительных и правоохранительных организаций.

    Исполненным надежды, веры, доверия: ребенок доверяет людям и организациям, верит в добро.

    Искать доверительные отношения: ребенок умеет находить людей, которые могут помочь в решении проблемы или с кем можно поделиться мыслями и чувствами.

    16. Психологическая устойчивость и концепция салютогенеза.

    Салютогенетическая модель (стремление выжить) А. Антоновски рассматривает вопрос: почему некоторые люди ориентированы в конкретный момент на полюс здоровья, не зависимо от их положения в этом континууме? (болезнь-здоровье). Общая ориентация личности связанна с чувством связанности (когерентности):

    • Стимулы, исходящие из внутреннего и внешнего окружения, в течение жизни являются структурированными, предсказуемыми и объяснимыми.

    • Ресурсы доступны человеку, чтобы удовлетворить требования стимулов.

    • Требования являются вызовами, достойными вложений и обязательств.

    Компоненты чувства связанности:

    • Чувство постижимости

    • Чувство управляемости

    • Чувство содержательности
    написать администратору сайта