Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальностью

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • Метод исследования: 1.

  • Героический эпос – « алыптых нымах»

  • 2. Масти коней в героическом эпосе.

  • 3. Снаряжение богатыря коня в героическом эпосе.

  • Качества коня в героическом эпосе.

  • 5. Опрос учащихся в Калининской СОШ по теме «Снаряжение лошади

  • Литература 1.

  • Роль коня в героическом эпосе хакасов.. Исследовательская работа Роль коня в героическом эпосе хакасов. Толмашова Марина Научный


    Скачать 37.32 Mb.
    НазваниеИсследовательская работа Роль коня в героическом эпосе хакасов. Толмашова Марина Научный
    АнкорРоль коня в героическом эпосе хакасов
    Дата17.09.2017
    Размер37.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРоль коня в героическом эпосе хакасов..doc
    ТипИсследовательская работа
    #30932
    КатегорияДоп. образование

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    Аскизский районный центр дополнительного образования


    Исследовательская работа

    Роль коня в героическом эпосе хакасов.


    Выполнила:

    Толмашова Марина

    Научный руководитель

    педагог дополнительного образования:

    Карамчаков Е.Н..

    Аскиз, 2017

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………….……3

    1. Героический эпос хакасского народа………………………………………...4

    2. Масти коней в героическом эпосе. ……………………………………….….6

    3. Снаряжение богатыря коня в героическом эпосе…………………………...9

    4. Качества коня в героическом эпосе……………………………………….…10

    5. Опрос учащихся в Калининской СОШ по теме «Снаряжение лошади»…..12

    Выводы…………………………………………………………………………...…….12

    Список использованной литературы………………………………………………....13

    Введение.

    Многовековая история хакасского этноса, развитие его духовной культуры наиболее ярко запечатлено в устном народном творчестве. Именно фольклоре, отразилась жизнь веками накопленная мудрость и культура народа. Самый распространенный в хакасском фольклоре – героический эпос, вобравший в себя мотивы мифов и легенд, сказок преданий в хакасском эпосе насчитывает три сотни героических сказаний, каждое из которых состоит от нескольких сотен до десятков тысяч стихотворных строк. В. Радлов писал: «такое полнейшее господство эпоса я нашел только у двух народов тюрского происхождения, живущих в настоящее время совершенно отдельно друг от друга: у абаканский или минусинские татар на верховьях Енисея и у киргизов». Актуальностью исследовательской работы является, что кони в жизни кочевых народа сыграли и играют огромную роль, они, тесно сплелись во едино с культурой, обычаем, традицией хакасского народа.

    Цель исследования: изучить роль коня в героическом эпосе хакасского народа.

    Задачи

    1. Изучить историю героического эпоса хакасского народа.

    2. Рассмотреть масти, качества, снаряжение коней в героическом эпосе хакасского народа.

    3. Проанализировать отношение учащихся к лошадям в настоящие время.

    Объект исследования является героический эпос. Предмет исследования: Роль коня в героическом эпосе хакасского народа.

    Гипотеза: связь человека с природой определило его судьбу. Можно сказать, что кони в жизни хакасского народа были с рождения. Об этом говориться в героическом эпосе и исторических источниках хакасского народа.

    Метод исследования:

    1. Сбор информации: интернет, музейные, библиотечные архивные материалы села Аскиз.

    2. Анализ научной литературы по данной проблеме.

    3. Опрос среди учащихся.
    1. Героический эпос хакасского народа.



    В хакасской народной терминологии сказки и сказания именуются в одном понятии «нымах», но героические сказания имеют уточняющее определение «алыптыг» героические, повествующие о воинских подвигах богатырей. В духовной жизни и культуре хакасов верованиях и обрядах, в фольклоре конь занимает видное место, именно благодаря верховому коню устанавливались различные контакты между кочевым и оседлым населением.







    Описания коня, воспиваемого в сказках, эпосе и в других жанрах фольклора. Конь в покое и в движении, его масть и качества, его поступь относятся к высшим представлениям о прекрасном. Боевой конь воспевается при помощи украшающих эпитетов, устойчивых сравнений и других поэтических образов.



    Золотогривый Белоигреневый

    конь,

    Словно птица – ястреб

    растянулся,

    Словно птица – гаруда

    Вытянулся
    (Хан Мирген)






    Героический эпос«алыптых нымах» является вершинным достижением устного поэтического творчества народа. Он представляет собой драгоценное наследие традиционной культуры народа, до сих пор несущее в себе большое воспитательное и познавательное значение. Героические эпос отличает своим широким охватом культурой народа. В общей системе творчества хакасский героический эпос занимает свое конкретное место, что позволяет рассматривать его в контексте культуры.

    2. Масти коней в героическом эпосе.

    Масть коня в героическом эпосе, на котором ездит богатырь, входит как собственное имя коня. Масти коней в героическом эпосе: сабдар – игреневый, хула – савассый, курен, ирем курен – темно коричневый, ах ой – бело булановый, позырах – мухортый, чигрен – рыжий, сарыг – соловый, торыг – гнедой, хыр – гнедой.









    Богатырский конь,

    Широту луны огибая,

    Расстояние, что должен

    Пройти за месяц,

    Меньше чем за день

    Проходит,

    Богатырский конь,

    Широту земли объезжая,

    Расстояние, что должен пройти за год,

    Меньше чем за семь дней проходит
    (Хан Мирген)





    Конь черной масти хара - черный в эпосе имеет несколько значений, оно может обозначать наряду с черным цветом силу, множество, социальное положение, тьму. Конь черной масти зачастую наделен фантастическими свойствами. Они - крылатые, владеют человеческой речью. Например: Конь черной масти в башкирской версии наоборот является символом неиссякаемого источника богатства и изобилия.



    Кони ах - белой и вообще светлой масти у всех народов, у которых существовал культ или образ коня были связаны с божествами и духами высшего, небесного ранга. Как показываю масть коня в эпосе, часто олицетворяет доброе и злое начало, хотя в некоторых эпосах такая трактовка уже изменена и масть не играет такой заданной роли.



    В сказаниях, есть паршивый двухлетний жеребенок – чабага или тискер туктiг. Таких лошадей использовали для жертвоприношения –

    Ызых мал. Такую лошадь обычно приносили жертвоприношение на обрядах.

    3. Снаряжение богатыря коня в героическом эпосе.

    Тема подготовки коня богатыря присутствует во многих сюжетных, ситуациях и каждый раз разрабатывается по-разному, в зависимости от художественно стилистического своеобразия произведения.



    В сказке и эпосе различных народов упоминаются принадлежности конского снаряжения с разными отличиями, но с одной и той же полнотой и любованием.



    Кроваво – рыжему коню

    Богатырь

    На бегу уздечку надевает,

    Кружась, подхвостник

    Натягивает,

    Высовываясь, подпругу набрасывает,

    От золотой коновязи

    шелковую уздечку

    отвязывает,

    Ноги в стремена вставляет,

    Сам вскочил на седло.
    (Алтын Арыг)

    Предметам конского снаряжения являются седло с подушкой и стременами, потники, подпруги, подхвостник, нагрудник, узда и уздечка, поводья, подшейная кисть, а также аркан, путы, торока, переметные сумы. Седло является символом воинской полноценности мужчины, его достоинства. В эпосе седло описывается очень подробно со всеми принадлежностями и в соответствии с действительными особенностями его у кочевым народ.

    4. Качества коня в героическом эпосе.

    Описание, свойств и качеств коня - характерное свойство эпической поэтики. Именно подробное описание выносливости, красоты и особого бега коня позволяет сказителю уровнять его со свойствами и качеством характера богатыря. Конь - это органическое продолжение богатырской силы.




    Скакун богатырский конь,

    Вытянувшись, распластался

    Поверхность черной земли

    Закачалась, будто веющая

    Ручная веялка,

    Свод неба – хана заколыхался,

    будто сеющее сито,

    конь с шумом бежал,

    как быстрая река,

    как порывистый ветер, конь

    гудит и шумит.

    (Алтын Арыг)

    Конь проявляет свои фантастические способности пока рядом со своим хозяином точно также, как и богатырь силен и непобедим только тогда, когда он на коне. Конь не только чисто физическая опора богатыря, в эпосе он одновременно мудр и прозорлив, наделен речью и даром, провидения, предупреждает хозяина о предстоящих опасностях, о случившейся беде. О связи богатыря и коня говорят и батальные сцены, когда в яркой схватке сражаются не только богатыри, но и их кони, которые помогают своему хозяину зубами, кусая коней противников, ударяя копытам.



    5. Опрос учащихся в Калининской СОШ по теме «Снаряжение лошади». Калининской СОШ проводился опрос среди учащихся, задавались вопрос о снаряжении лошадей. Опрос показал, что современные учащиеся плохо знают традицию и культуру коневодства, хотя исконно, мы, хакасы были кочевым народом. В общей сложности было опрошено 50 учащихся и учителей из них 10 опрошенных владеют информацией, могут объяснить знание снаряжения. Опрошенные проживают в сельской местности или в деревни, ежедневно сталкиваются с данной ситуацией и могут перечислить масти на русском и хакасском языках. Из них 15 учащихся общее представление о снаряжение коня, а остальные 25 человек не знают ответа на вопросы. Это связано с тем, что современный мир вносит изменения в традиционную жизнь хакасского народа, так же влияет отъезд коренных жителей в город Абакан или на заработки в другие регионы.
    Вопросы:
    1. Как называется изделие на котором сидит наездник? (седло - изер);

    2. как называется деталь от седла, куда вставляются ноги наездника? (стремя- изенес);

    3. Что держит седло? (подпруга, подтяжки);

    4. как называется изделие которое одевается на морду лошади? (уздечка - чуген);

    5. Как называется деталь уздечки, которая рулит лошадью? (вожжи);

    6. Можете перечислить масти или цвета коней? (Белый черный, коричневый);

    7. Кто знает, что такое героический эпос?

    6. Вывод:

    Многовековая, история героического эпоса хакасов показывает культуру, традицию и обычаи хакасского народа. Можно сказать, роль коня в героическом эпосе и в жизни, культуре хакасского народа оказало и отложила огромный отпечаток. Масти коней в героическом эпосе хакасского народа играют значительную роль: олицетворение добра и зла. Подготовка богатырского коня занимает определенное время в героическом эпосе. Качество коня в эпосе оживляется эпитетами, сравнениями, олицетворением. Да так, что богатырь и конь друг друга понимают, разговаривают, предупреждают об опасностях., вступают в бой в месте с богатырем. Таким образом, история кочевого и полукочевого народа, тесно связана с коня. Данная исследовательская работа, может использоваться для преподавания на занятиях в дополнительном образовании.

    Литература
    1. История хакасской литературы – Абакан 2011

    2. Субракова О.В. Язык хакасского героического эпоса – Абакан 2007
    3. Трояков П.А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. – Абакан 1991
    4. Трояков П.А. Мифы и легенды хакасов. - Абакан, Хак. кн. изд., 2006. – 210 с.
    5. Трояков П.А. Хакасские мифы и легенды. – Абакан, 1990

    6. Унгвицкая М.А. «Хакасская бытовая сказка». Абакан, 1966

    7. Унгвицкая, М.А., Майногашева, В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. – Абакан: Хак.книж. изд-во, 1972.

    8. Чистобаева Н.С. Устойчивые элементы в типических местах хакасского героического эпоса (на примере масти коня) / Н.С. Чистобаева // Гуманитарные науки в Сибири. – Новосибирск: Наука, 2002. – №3. – С. 50-55.

    9. Хакасский героический эпос "Ай-Хуучин». - Новосибирск, 1997

    10. Хакасский героический эпос «Алтын-Арыг».. – М.: Наука. 1988. – с.545.



    написать администратору сайта