Главная страница
Навигация по странице:

  • Комплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды Справочный документ по наилучшим доступным технологиям

  • Финансируется ЕС Funded by the EU Гармонизация Экологических Стандартов II Harmonisation of Environmental Standards II Implemented by

  • Edificio Expo, Inca Garcilaso, s/n, E – 41092 Seville, Spain, Telephone: +34 95 4488 284, Fax: +34 95 4488 426, E-mail: jrc-ipts-eippcb@ec.europa.eu

  • Этот проект финансируется ЕС Funded by the EU gtz

  • Полное название BREF код Название справочного документа Код

  • «Зачем» проводится мониторинг

  • . «Кто» проводит мониторинг

  • «Что» и «как» определяется при мониторинге

  • «Как» выражаются предельные допустимые выбросы/сбросы и результаты мониторинга

  • Временной график мониторинга.

  • Как учитываются погрешности.

  • 7. Требования в области мониторинга, подлежащие включению в разрешение, наряду с предельно-допустимыми уровнями выбросов и сбросов.

  • Суммарные выбросы/сбросы

  • Метод материального баланса

  • Комплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды


    Скачать 1.63 Mb.
    НазваниеКомплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды
    Анкорmonitoring.pdf
    Дата12.06.2018
    Размер1.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmonitoring.pdf
    ТипДокументы
    #18387
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
    ГЕНЕРАЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ
    ОБЪЕДИНЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
    Институт по исследованию перспективных технологий
    Отдел конкурентоспособности и устойчивого развития
    Европейского бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнений окружающей среды
    Комплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды
    Справочный документ по наилучшим доступным технологиям
    СПРАВОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ ПО
    ОБЩИМ ПРИНЦИПАМ МОНИТОРИНГА
    ИЮЛЬ 2003 г.
    Финансируется ЕС
    Funded by the EU
    Гармонизация Экологических Стандартов II
    Harmonisation of Environmental Standards II
    Implemented by
    www.ippc-russia.org
    gtz

    Неофициальный перевод документа на русский язык осуществлен Проектом «Гармонизация экологических стандартов ГЭС II, Россия» в рамках Программы сотрудничества ЕС - Россия по согласованию с Европейской
    Комиссией. Ответственность за перевод лежит на Проекте
    «Гармонизация экологических стандартов ГЭС II, Россия»
    www.ippc-russia.org
    С оригиналом этого документа на английском языке можно ознакомиться:
    Институт По Исследованию Перспективных Технологий,
    Отдел Конкурентоспособности И Устойчивого Развития,
    Европейского Бюро По Комплексному Предотвращению И Контролю
    Загрязнений Окружающей Среды
    Edificio Expo, Inca Garcilaso, s/n, E – 41092 Seville, Spain,
    Telephone: +34 95 4488 284, Fax: +34 95 4488 426,
    E-mail: jrc-ipts-eippcb@ec.europa.eu,
    Internet: http://eippcb.jrc.es
    Гармонизация
    Экологических
    Стандартов II
    Harmonisation of
    Environmental
    Standards II
    Этот проект
    финансируется ЕС
    Funded by the EU
    gtz
    2

    Настоящий документ принадлежит серии ожидаемых документов, перечисленных ниже (в период подготовки настоящего документа все они находились на стадии проектов):
    Полное название BREF
    код
    Название справочного документа
    Код
    Крупные сжигающие установки (теплоэлектростанции) LCP
    Нефте – и газоперерабатывающие заводы REF
    Производство чугуна и стали I&S
    Обработка черных металлов FMP
    Производство и обработка цветных металлов NFM
    Кузнечное дело и литейное производство SF
    Обработка поверхности металлов и пластика (электрохимические покрытия)
    STM
    Производство цемента и извести CL
    Производство стекла GLS
    Производство керамических изделий CER
    Крупнотоннажное производство органических химических веществ LVOC
    Тонкий органический синтез OFC
    Полимеры POL
    Производство хлора и щелочей CAK
    Крупнотоннажное производство аммиака, неорганических кислот и удобрений
    LVIC-
    AAF
    Крупнотоннажное производство твердых неорганических веществ
    (солей, оксидов) и др.
    LVIC-S
    Специальные неорганические вещества (средства защиты растений, фармацевтические средства, взрывчатые вещества и др.)
    SIC
    Очистка производственных сточных вод и отходящих газов и системы менеджмента в химической промышленности
    CWW
    Переработка отходов (предприятия по переработке отходов) WT
    Сжигание отходов WI
    Управление отходами и пустыми породами горнорудной деятельности MTWR
    Целлюлозно-бумажная промышленность PP
    Текстильная промышленность TXT
    Дубление шкур и кожи TAN
    Скотобойни и побочные продукты животного происхождения SA
    Производство продуктов питания, напитков и молока FDM
    Интенсивное животноводство ILF
    Обработка поверхностей органическими растворителями STS
    Системы охлаждения (промышленные) CV
    Выбросы и сбросы (вредных веществ при хранении сыпучих и опасных материалов)
    ESV
    Общие принципы мониторинга MON
    Экономические аспекты и вопросы воздействия на различные компоненты окружающей среды
    ECM
    3

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    Настоящий Справочный документ по общим принципам мониторинга был подготовлен по результатам обмена информацией, предусмотренного статьей
    12(2) Директивы Совета Евросоюза 96/61/EC. В данном разделе, рассчитанном на прочтение параллельно с предисловием, в котором даны разъяснения по поводу целей, использования и юридических терминов, представлены основное содержание и главные результаты. Это краткое содержание можно рассматривать как самостоятельный документ, но как любое резюме оно не дает представления о содержании всего документа во всей его полноте и сложности. Соответственно, краткое содержание не призвано заменить полный текст документа в качестве инструмента принятия решений.
    В настоящем документе приводится информация, которой должны руководствоваться разработчики комплексных разрешений и промышленные предприятия при выполнении своих обязательств в соответствии с Директивой в части мониторинга промышленной эмиссии в источнике.
    При установлении оптимальных условий для реализации мониторинга в разрешительной документации разработчикам разрешений рекомендуется принимать во внимание следующие семь соображений:
    1. «Зачем» проводится мониторинг? Существуют две основные причины для включения требований по мониторингу в число требований Директивы КПКЗ: (1) для оценки соответствия установленным требованиям и (2) для реализации экологической отчетности перед компетентными органами. Однако зачастую данные мониторинга, полученные для одной цели, могут использоваться по иным причинам и в других целях, и зачастую последний вариант использования данных мониторинга оказывается экономически более эффективным. В любом случае важно, чтобы все вовлеченные стороны четко представляли себе, в каких целях проводится мониторинг.
    2. «Кто» проводит мониторинг? Ответственность за проведение мониторинга, как правило, разделяют между собой компетентные органы и промышленные предприятия, однако компетентные органы обычно в значительной степени полагаются на «производственный экологический мониторинг и контроль», осуществляемый самими промышленными предприятиям и/или сторонними организациями (подрядчиками). Очень важным моментом является четкое распределение обязанностей по мониторингу между соответствующими сторонами (промышленные предприятия, компетентные органы, подрядчики), чтобы все они знали, каким образом распределена работа и каковы их собственные обязательства и обязанности. Также существенно, чтобы все стороны обладали необходимой для проведения мониторинга квалификацией.
    3. «Что» и «как» определяется при мониторинге? Выбор параметра(ов) для включения в программу мониторинга определяется характером производственных
    4
    процессов, а также видами сырья и химических веществ, используемых на предприятии. Предпочтительным является такой вариант, при котором выбранные параметры мониторинга также служат для нужд производственного контроля на предприятии.
    В зависимости от уровня потенциального риска нанесения ущерба окружающей среде можно выбрать соответствующий режим мониторинга. При оценке риска превышения предельно допустимых эмиссий (предельно-допустимых выбросов
    (ПДВ), предельно-допустимых сбросов (ПДС) и лимитов образования и размещения отходов) основными факторами для учета являются вероятность превышения предельных величин эмиссий и серьезность последствий их превышения (т.е. нанесение вреда окружающей среде). Пример подхода на основе оценки риска представлен в разделе 2.3.
    4. «Как» выражаются предельные допустимые выбросы/сбросы и
    результаты
    мониторинга?
    Форма представления
    ПДВ/ПДС/лимитов образования и размещения отходовили соответствующих им показателей определяется целью проведения мониторинга выбросов/сбросов. При этом возможно использование различных единиц: единиц концентрации, единиц нагрузки во времени, удельных единиц и коэффициентов выбросов/сбросов и пр.
    В любом случае следует четко указать единицы, которые будут использоваться в рамках проверки соблюдения природоохранных требований. Предпочтительно, чтобы они были признанными международными единицами и отвечали соответствующему показателю, назначению и условиям.
    5. Временной график мониторинга. При определении требований к мониторингу в природоохранных разрешениях необходимо уделять внимание нескольким временным параметрам, в частности, времени забора проб и/или проведения измерений, времени усреднения и периодичности измерений.
    Выбор временного графика для мониторинга определяется типом процесса и, более конкретно, характером эмиссии, как указано в разделе 2.5. При этом получаемые данные должны быть представительными для объекта мониторинга и сопоставимыми с данными, полученными на других промышленных объектах.
    Любые требования в отношении ПДВ/ПДС/лимитов образования и размещения отходов и связанных с ними процедур мониторинга должны быть максимально четко прописаны в разрешении во избежание неоднозначного толкования.
    6. Как учитываются погрешности. В тех случаях, когда мониторинг осуществляется в целях проверки соблюдения природоохранных требований, особенно важно осознавать уровень неопределенности (погрешности) в измерениях в течение всего процесса мониторинга. Для тщательной проверки соблюдения природоохранных требований следует оценить погрешности и указать их вместе с результатами мониторинга.
    7. Требования в области мониторинга, подлежащие включению в
    разрешение, наряду с предельно-допустимыми уровнями выбросов и
    сбросов. Эти требования должны охватывать все аспекты, касающиеся
    ПДВ/ПДС//лимитов образования и размещения отходов. В этом контексте надлежащая практика предполагает учет позиций, рассмотренных в разделе 2.7, с должным вниманием к следующим аспектам:
    • стандартизованный и имеющий обязательную юридическую силу правовой статус требований в области мониторинга;
    5

    • нормируемые загрязняющие вещества или параметры;
    • место отбора проб и проведения измерений;
    • временной график проведения мониторинга и соответствующих измерений;
    • обоснованность предельных значений с точки зрения доступных методов измерения;
    • общий подход к мониторингу в соответствии с конкретными потребностями;
    технические детали для конкретного метода измерения;
    • меры в области производственного экологического мониторинга и контроля;
    • условия технологического процесса, при которых будет осуществляться мониторинг;
    • процедуры оценки соблюдения природоохранных разрешений;
    • требования к отчетности по результатам мониторинга;
    • обеспечение качества и требования по контролю;
    • порядок оценки выбросов/сбросов/образования отходов, осуществляемых в случаях отклонения от нормального технологического режима и в нештатных ситуациях (при авариях, пусках или остановах оборудования).
    Данные мониторинга получают в результате осуществления нескольких последовательных этапов, каждый из которых должен быть выполнен в соответствии либо со стандартом, либо с инструкциями для конкретного метода, что позволит гарантировать хорошее качество результатов и их сопоставимость между различными лабораториями и измерительными средствами. Эта цепь получения данных включает следующие семь основных этапов, описанных в разделе 4.2:
    1. Измерение расхода/объема.
    2. Пробоотбор.
    3. Хранение, транспортировка и консервация проб.
    4. Пробоподготовка.
    5. Анализ проб.
    6. Обработка данных.
    7. Отчетность.
    Практическая значимость данных измерений и мониторинга определяется их надежностью, т.е. степень доверия к результатам и возможностью их сравнения с результатами других предприятий, секторов, регионов или стран, т.е. сопоставимостью. Поэтому важно обеспечить соответствующую надежность и
    сопоставимость данных мониторинга. Для корректного сопоставления данных следует приводить всю релевантную информацию при представлении данных.
    Данные, полученные в различных условиях, нельзя сравнивать непосредственно; в этом случае могут потребоваться более сложные методики.
    Суммарные выбросы/сбросы от объекта или установки включают не только выбросы/сбросы (дымовых и канализационных труб), но и неорганизованные выбросы и сбросы, а также и выбросы и сбросы, осуществляемые в случаях отклонения от нормального технологического режима и в нештатных ситуациях.
    Соответственно, в комплексных разрешениях рекомендуется там, где это необходимо и целесообразно, предусмотреть соответствующие положения относительно надлежащего мониторинга этих выбросов/сбросов.
    В связи с достижениями в области сокращения организованных выбросов/сбросов загрязняющих веществ возрастает относительный вклад других видов выбросов/сбросов. Так, например, в настоящее время больше внимания
    6
    уделяется неорганизованным выбросам и сбросам. Признано, что последние потенциально способны нанести вред здоровью или окружающей среде и что в некоторых случаях они могут вызвать серьезные экономические последствия для предприятия. Аналогичным образом, возрос относительный вклад выбросов и
    сбросов, осуществляемых в случаях отклонения от нормального
    технологического режима и в нештатных ситуациях; они подразделяются на выбросы/сбросы, реализующиеся в предсказуемых и непредвиденных условиях, соответственно.
    Выбор процедур обработки
    значений,
    находящихся
    ниже
    предела
    обнаружения, и малоправдоподобных данных, подлежащих исключению
    («выбросов данных») может повлиять на сопоставимость данных и также требует практического согласования. В разделе 3.3 описано пять различных вариантов обработки значений, находящихся ниже предела обнаружения, но ни одному их них не отдано предпочтения. Аномальные значения обычно идентифицирует экспертным путем на основе какого-либо статистического критерия (например, критерия Диксона), наряду с учетом иных соображений, таких как аномальный характер выбросов/сбросов для конкретной установки.
    Ниже кратко описано нескольких подходов к мониторингу того или иного параметра (более подробное описание можно найти в главе 5):
    прямые измерения;
    • косвенные показатели;
    • материальные балансы;
    • расчетные методы;
    • коэффициенты эмиссий
    (удельные показатели выбросов/сбросов/образования отходов).
    В принципе, более простым, но не обязательно более точным является вариант прямых измерений (специальное количественное определение выбрасываемых веществ в источнике). Однако в тех случаях, когда этот метод сложен, требует больших расходов и/или не может быть реализован, следует проанализировать возможность применения других методов, чтобы найти наилучшее решение. Во всех ситуациях, когда прямые измерения не используются, следует продемонстрировать и должным образом отразить в соответствующей документации соотношение между используемым методом и определяемым параметром.
    Принимая решение о том, следует ли одобрить использование того или иного подхода в конкретной ситуации, компетентный орган обычно отвечает и за принятие решения о приемлемости/неприемлемости конкретного метода. При этом он основывается на следующих соображениях: соответствие цели; законодательные требования; имеющиеся технические средства, а также знания и опыт.
    Мониторинг посредством прямых измерений можно подразделить на непрерывный мониторинг и периодический мониторинг. Преимущество методов непрерывного мониторинга по сравнению с методами периодического мониторинга заключается в том, что они обеспечивают большее число точек получения данных. Однако они могут иметь некоторые недостатки, например, потребовать большего объема расходов, оказаться малопригодными в случае высокостабильных технологических процессов; кроме того, точность данных для
    7
    онлайновых анализаторов может быть ниже, чем для лабораторных измерительных приборов. При решении вопроса об использовании прямого мониторинга для конкретного случая надлежащая практика предполагает учет соответствующих факторов, перечисленных в разделе 5.1.
    Вариант с использованием косвенных показателей может обладать рядом преимуществ, включая более высокую экономичность, упрощение процедур и больший объем данных. Однако он может иметь ряд недостатков, таких как необходимость проведения калибровки по результатам прямых измерений; эти данные могут быть действительными только для какой-то части диапазона выбросов и сбросов и не могут использоваться в правоприменительных целях.
    Метод материального баланса предусматривает учет входного потока (на входе в технологический процесс или на предприятие), накопления, выходного потока, а также образования или разложения выбранного вещества, после чего остаток считается поступившим в окружающую среду в виде выбросов, сбросов и отходов.
    При использовании материального баланса разница между массой вещества на входе и выходе обычно очень мала по сравнению с самими этими массами, причем всегда присутствует некоторая неопределенность (погрешность измерений). Поэтому практическое применение метода материальных балансов ограничивается случаями, при которых возможна точная оценка таких параметров, как количества вещества на входе и выходе и погрешности измерения.
    Использование расчетных методов для оценки выбросов/сбросов требует наличия исчерпывающих данных о входных потоках веществ; это более сложная процедура, требующая больших временных затрат, чем метод с использованием коэффициентов выбросов/сбросов. С другой стороны, расчетные методы дают в результате более точную оценку, так как при их применении учитываются условия конкретной установки. В любом случае при использовании коэффициентов
    выбросов/сбросов для расчетной оценки выбросов/сбросов необходимо их рассмотрение и одобрение контролирующими органами.
    Оценка соблюдения природоохранных требований, как правило, включает статистическое сопоставление результатов измерений или сводной статистики, определяемой на основе оценки результатов измерений; погрешности измерений и соответствующих ПДВ/ПДС/лимитов образования и размещения отходов или равноценных предельных величин. Некоторые оценки могут не включать статистическое сопоставление; например, они могут предусматривать только проверку соблюдения того или иного условия. Измеренные величины можно далее сопоставить с предельно допустимыми эмиссиями с учетом соответствующей неопределенности. Результат этого сравнения может подпасть под одну из трех категорий: (a) соответствующий требованиям, (b) пограничный случай и (c) несоответствующий требованиям, как описано в главе 6.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    написать администратору сайта