Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Статус настоящего документа

  • 2. Юридические обязательства, относящиеся к Директиве КПКЗ

  • 3. Цель настоящего документа

  • 4. Источники информации

  • ПРЕДМЕТ НАСТОЯЩЕГО ДОКУМЕНТА

  • Комплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды


    Скачать 1.63 Mb.
    НазваниеКомплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды
    Анкорmonitoring.pdf
    Дата12.06.2018
    Размер1.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmonitoring.pdf
    ТипДокументы
    #18387
    страница2 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    Отчетность по результатам мониторинга включает эффективное обобщение и представление результатов мониторинга, соответствующей информации и данных по соблюдению природоохранных требований. Надлежащая практика предполагает рассмотрение в этом контексте следующих аспектов: требования по отчетности и соответствующая целевая аудитория; ответственность за подготовку отчетов; предмет отчета; тип отчета; надлежащая практика в области отчетности;
    8
    законодательные требования и подходы к соблюдению качества, как показано в главе 7.
    При проведении мониторинга следует при любой возможности предпринимать оптимизацию расходов на мониторинг выбросов и сбросов, образования
    отходов но при этом никогда не следует терять из виду общую цель экологического мониторинга.
    Повышению экономической эффективности мониторинга эмиссии могут способствовать определенные мероприятия, в частности: выбор соответствующих требований к качеству программ и их результатов; оптимизация числа параметров и периодичности мониторинга; подкрепление рутинного мониторинга специальными исследованиями и пр.
    Европейский Союз запускает и поддерживает через свои программы научно- технического развития (RTD) серию проектов, касающихся экологически чистых технологий, новых (перспективных) технологий обработки сточных вод и технологий рециклинга, а также подходов менеджмента. Результаты, полученные в рамках данных проектов, могут внести ценный вклад при пересмотре справочных документов BREF в будущем. В этой связи Европейское бюро КПКЗ
    (EIPPCB) заинтересовано в получении любой информации о результатах исследований, относящихся к предмету настоящего документа (см. также
    Предисловие к настоящему документу).
    9

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    1. Статус настоящего документа
    Если не указано иначе, ссылки на «Директиву» в рамках настоящего документа означают ссылки на Директиву Совета Евросоюза 96/61/ЕС о комплексном предотвращении и контроле загрязнения (Директива КПКЗ). Ввиду того, что эта
    Директива применяется без ущерба предписаний Совета в области здравоохранения и безопасности, то же самое относится и к настоящему документу.
    Настоящий документ принадлежит серии документов, в которых представлены результаты обмена информацией между государствами-членами Евросоюза и отраслями промышленности по наилучшим доступным технологиям (НДТ), связанным с мониторингом, и по разработкам в данной области. Он издан
    Европейской Комиссией согласно статье 16(2) Директивы и, соответственно, его следует принимать во внимание в соответствии с Приложением IV Директивы при определении понятия НДТ.
    2. Юридические обязательства, относящиеся к Директиве КПКЗ
    Для облегчения понимания юридического контекста, в котором составлялся настоящий документ, в данном предисловии рассмотрены некоторые положения
    Директивы КПКЗ из числа наиболее важных с точки зрения содержания настоящего документа. Это описание неизбежно является неполным и приводится лишь для информации. Оно не имеет никакого юридического статуса и ни в коем случае не меняет реальных предписаний Директивы и не наносит им ущерба.
    Цель данной
    Директивы заключается в достижении комплексного предотвращения и контроля загрязнения окружающей среды, возникающего вследствие осуществления видов деятельности, перечисленных в Приложении 1 к
    Директиве, которые требуют высокого уровня защиты окружающей среды в целом. В юридическом смысле Директива связана с охраной окружающей среды.
    При ее выполнении следует также учитывать иные цели, поставленные
    Сообществом, такие как конкурентоспособность промышленности Сообщества, и, таким образом, она способствует устойчивому развитию.
    Сказанное выше можно конкретизировать следующим образом. Директива предусматривает систему разрешений для определенных категорий промышленных предприятий/установок, которая требует от представителей как самих предприятий, так и от регулирующих органов оценивать установку комплексно, учитывая как потребление ресурсов, так и поступление в окружающую среду загрязняющих веществ. Общая цель такой комплексной оценки – совершенствование управления и контроля промышленных процессов для обеспечения высокого уровня зашиты окружающей среды в целом.
    Центральное значение в этом контексте имеет общий принцип, представленный в статье 3, согласно которой промышленные предприятия должны принимать все
    10
    возможные меры предотвращения загрязнения, в частности, путем применения
    НДТ, что будет способствовать повышению их экологической результативности.
    Компетентные органы, ответственные за выдачу разрешения, должны принимать во внимание общие принципы, изложенные в статье 3, при установлении условий разрешения. Эти условия должны включать предельно допустимые уровни выбросов/сбросов, дополненные или замененные при необходимости эквивалентными параметрами или техническими показателями. Также от компетентных органов требуется обязательно предусмотреть в разрешениях соответствующие требования в области мониторинга выбросов/сбросов, в рамках которых будет определена методология и периодичность измерений, процедура оценки и обязательства по представлению в компетентный орган данных, необходимых для проверки выполнения условий разрешения.
    3. Цель настоящего документа
    Согласно статье 16(2) Директивы, Европейская Комиссия должна организовать
    «обмен информацией между государствами-членами и отраслями промышленности относительно НДТ, соответствующего мониторинга и разработок в этих областях», и опубликовать результаты этого обмена.
    Цель такого обмена информацией определена в п. 25 преамбулы Директивы, в котором говорится следующее: «Развитие и обмен информацией на уровне
    Сообщества о наилучших доступных технологиях помогут устранить в
    Сообществе технологическое неравенство, содействовать всемирному распространению предельных показателей выбросов/ сбросов и технологий, используемых в Сообществе, и помогут государствам-членам в эффективном выполнении положений настоящей Директивы».
    Европейская Комиссия (Директорат по окружающей среде — Environment DG) учредила форум для обмена информацией (IEF) в помощь осуществлению деятельности, предусмотренной статьей 16(2), а также ряд технических рабочих групп под эгидой IEF. Как IEF, так и технические рабочие группы включают представителей государств-членов и отраслей промышленности, согласно требованиям статьи 16(2).
    Данная серия документов призвана отразить результаты обмена информацией, проведенного согласно статье 16(2), а также привести справочную информацию для учета разрешительными органами власти при установлении условий разрешения. Благодаря представленной в них информации относительно НДТ и соответствующего мониторинга эти документы должны стать ценным инструментом содействия соблюдению экологического законодательства.
    4. Источники информации
    В настоящем документе коротко изложена информация, полученная из нескольких источников, в частности, от экспертов из групп, созданных в помощь
    Комиссии Евросоюза в ее работе, и подтвержденная службами Комиссии. Все вклады в разработку настоящего документа были приняты с благодарностью.
    Ввиду динамичного развития НДТ и процедур мониторинга данный документ будет пересматриваться и обновляться по мере необходимости. Все комментарии и предложения следует направлять в Европейское Бюро КПКЗ (Институт изучения перспективных технологий) по адресу:
    11

    Edificio Expo, c/Inca Garcilaso, s/n, E-41092 Севилья, Испания
    Телефон: +34 95 4488 284
    Факс: +34 95 4488 426
    Электронный адрес: eippcb@jrc.es
    Интернет-сайт: http://eippcb.jrc.es
    12

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ............................................................................................. 4
    ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................... 10
    ПРЕДМЕТ НАСТОЯЩЕГО ДОКУМЕНТА ................................................................... 15 1.
    ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 17 2.
    КАКИЕ ВОПРОСЫ ИЗ ОБЛАСТИ МОНИТОРИНГА ПОДЛЕЖАТ
    РАССМОТРЕНИЮ ПРИ ВЫРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ ................ 19 2.1. «Зачем» проводится мониторинг?................................................................... 20 2.2. «Кто» проводит мониторинг? ........................................................................... 22 2.3. «Что» и «как» определяется при мониторинге ............................................... 24 2.4. «Как» выражаются предельно допустимые выбросы/сбросы и результаты мониторинга.................................................................................................... 29 2.5. Временной график проведения мониторинга ................................................. 31 2.6. Как учитываются погрешности измерений ..................................................... 37 2.7. Требования в области мониторинга, подлежащие включению в разрешение, наряду с предельно-допустимыми уровнями выбросов и сбросов
    (ПДВ/ПДС) ...................................................................................................... 40 3.
    УЧЕТ СУММАРНЫХ ВЫБРОСОВ/СБРОСОВ .............................................. 44 3.1. Мониторинг неорганизованных выбросов/сбросов ........................................ 45 3.2. Выбросы и сбросы, осуществляемые в случаях отклонения от нормального технологического режима и в нештатных ситуациях................................... 50 3.2.1. Выбросы и сбросы, осуществляемые в случаях отклонения от нормального технологического режима в предсказуемых условиях.......... 50 3.2.2. Выбросы и сбросы, осуществляемые в нештатных ситуациях в непредвиденных условиях ............................................................................ 52 3.3. Величины, лежащие ниже предела обнаружения .......................................... 57 3.4. Малоправдоподобные данные, подлежащие исключению («выбросы данных») ......................................................................................................... 59 4.
    «ЦЕПЬ» ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ ................................................................... 61 4.1. Сопоставимость и надежность данных по «цепи» получения данных ......... 61 4.2. Этапы в «цепи» получения данных ................................................................. 63 4.2.1. Измерение расхода/количества.................................................................... 63 4.2.2. Пробоотбор .................................................................................................... 63 4.2.3. Хранение, транспортировка и консервирование проб ................................ 65 4.2.4. Пробоподготовка............................................................................................ 65 4.2.5. Анализ проб.................................................................................................... 66 4.2.6. Обработка данных ......................................................................................... 67 4.2.7. Отчетность...................................................................................................... 67 4.3. «Цепь» получения данных для различных сред.......................................... 69 4.3.1. Выбросы [вредных веществ] в атмосферный воздух.................................. 69 4.3.2. Сточные воды................................................................................................. 71 4.3.3. Отходы ............................................................................................................ 73 5.
    РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ ............................................... 74
    Прямые измерения .................................................................................................. 75 13

    Косвенные (маркерные) параметры ....................................................................... 79
    Метод материального баланса............................................................................... 84
    Расчетные методы................................................................................................... 87
    Коэффициенты выбросов/сбросов (факторы эмиссии) ........................................ 88 6.
    ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.............. 90 7.
    ОТЧЕТНОСТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА .................................. 94 7.1. Требования по отчетности и целевые аудитории ....................................... 94 7.2. Обязанности по подготовке отчетности .......................................................... 96 7.3. Содержание отчета........................................................................................... 98 7.4. Типы отчетов ................................................................................................... 100 7.5. Лучшая практика в области подготовки и представления отчетности........ 102 7.6. Обеспечение качества.................................................................................... 105 8.
    РАСХОДЫ НА МОНИТОРИНГ ЭМИССИИ ................................................. 106 9.
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ............................................................. 109
    Период подготовки [Справочного документа]...................................................... 109
    Анкета по распространенной практике [мониторинга] ........................................ 109
    Источники информации ......................................................................................... 110
    Степень достижения консенсуса .......................................................................... 110
    Рекомендации на будущее.................................................................................... 111
    ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................. 113
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ .......................................................... 122
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СПИСОК СТАНДАРТОВ И ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ CEN ..... 132
    Приложение 2.1. Таблица стандартов CEN для выбросов загрязняющих веществ в атмосферу .................................................................................. 135
    Приложение 2.2. Таблица стандартов CEN для сбросов сточных вод в водную среду ............................................................................................................. 140
    Приложение 2.3. Таблица стандартов CEN для твердых отходов..................... 161
    Приложение 2.4 Таблицы стандартов CEN для осадков сточных вод .............. 171
    ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И СИМВОЛЫ ... 177
    ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕРЫ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ВЕЛИЧИНАМ,
    НАХОДЯЩИМСЯ НИЖЕ ПРЕДЕЛА ОБНАРУЖЕНИЯ (LOD).................................. 180
    ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРИМЕРЫ ПРИВЕДЕНИЯ ДАННЫХ К НОРМАЛЬНЫМ
    УСЛОВИЯМ................................................................................................................ 183
    ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ ЭМИССИИ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ . 185
    ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ПРИМЕРЫ РАСХОДОВ НА МОНИТОРИНГ ЭМИСИИ............. 188
    A7.1. Примеры из химической промышленности................................................. 188 14

    ПРЕДМЕТ НАСТОЯЩЕГО ДОКУМЕНТА
    В соответствии c Директивой IPPC разрешения должны включать предельно допустимые эмиссии (ПДЭ) для загрязняющих веществ, выделяемых в больших количествах. При необходимости показатели ПДЭ могут быть дополнены или заменены эквивалентными параметрами или техническими показателями (статья
    9.3). Именно с этими ПДЭ связаны требования в области мониторинга, о которых идет речь в статье 9.5 Директивы КПКЗ.
    В статье 9.5 говорится о том, что разрешение должно содержать требования по проведению мониторинга соответствующих выбросов/сбросов с указанием методологии и частоты проводимых измерений, процедуры оценки, а также предусмотреть обязанности хозяйствующего субъекта
    (оператора) по представлению в компетентный орган власти данных, необходимых для проверки соответствия условиям, указанным при выдаче разрешения.
    В статье 15.3 указано, что Комиссия должна публиковать реестр основных выбросов/сбросов и источников их образования, используя для этого данные, представленные государствами-членами ЕС. Данный реестр известен под названием Европейского регистра выбросов и сбросов загрязняющих веществ
    (EPER). Для выполнения соответствующих требований предприятия должны представлять данные о мониторинге (включая оценочные данные) в национальные органы власти (см. Решение Комиссии 2000/479/ЕС от 17 июля
    2000 г. Европейская Комиссия издала специальное руководство по отчетности в соответствии с требованиями EPER).
    Из содержания упомянутых статей следует, что при установлении условий выдачи разрешений и соответствующих требований в области мониторинга разработчик комплексного разрешения должен иметь в виду необходимость последующей оценки соблюдения его условий. Кроме того, промышленных операторов обязывают предлагать меры в области мониторинга в своих заявках на получение разрешения.
    Соответственно, цель настоящего документа заключается в предоставлении информации, которой должны руководствоваться разработчики комплексных разрешений и промышленные предприятия при выполнении своих обязательств по Директиве в части требований в области мониторинга промышленных выбросов/сбросов/отходов в источнике их образования. Это также способствует получению сопоставимых и надежных данных мониторинга.
    Существует три основных типа мониторинга, связанного с деятельностью промышленного предприятия:
    • Мониторинг эмиссий: мониторинг промышленных выбросов/сбросов/отходов в источнике образования, т.е. мониторинг эмиссий, поступающих от установки в окружающую среду.
    • Технологический мониторинг: мониторинг физических и химических параметров (например, давления, температуры, скорости потока) технологического процесса, который должен подтвердить – с помощью соответствующих методик контроля и оптимизации технологического
    15
    процесса – что рабочие характеристики предприятия (его результативность) находятся в пределах, соответствующих его правильной работе.
    • Мониторинг воздействия на окружающую среду: мониторинг содержания загрязняющих веществ в окружающей среде в зоне влияния предприятия, а также воздействия на экосистемы.
    Настоящий документ сосредоточен на мониторинге промышленных эмиссий в источнике, а технологический мониторинг и мониторинг воздействия на окружающую среду выходят за его рамки.
    В настоящем документе не содержится никаких соображений по поводу мониторинга для конкретных видов деятельности, перечисленных в Приложении 1
    Директивы. По вопросам, относящимся к конкретным отраслям промышленности, можно обратиться к соответствующим «вертикальным» (отраслевым) Справочным документам по НДТ.
    При необходимости данный документ дает ссылки на действующие стандарты
    Европейского комитета по стандартизации (CEN) в области мониторинга (см. список в Приложении 2), однако в нем ни в коем случае не дается оценка тому или иному стандарту.
    Следует отметить, что существует специальное руководство по мониторингу парниковых газов, разработанное Межправительственной группой экспертов по проблеме изменения климата.
    Параллельно с работой над настоящим документом был выполнен проект по смежной тематике в рамках Европейской сети по внедрению и применению экологического законодательства (IMPEL). Он получил название «Наилучшая практика в области мониторинга соблюдения экологического законодательства», и деятельность по выполнению этого проекта в некоторой степени была скоординирована с работой, которая привела к появлению настоящего документа.
    В настоящем документе вопросы, относящиеся к инспекциям, не рассматриваются как таковые. Однако в этом контексте можно упомянуть такой важный документ, имеющий самое непосредственное отношение к мониторингу в рамках Директивы КПКЗ, как Рекомендация Европарламента и Совета Евросоюза от 4 апреля 2001 г. В нем определены минимальные требования относительно инспекции соблюдения экологического законодательства государствами-членами
    ЕС.
    16

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    написать администратору сайта